Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВАМ МАССМЕДИА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВАМ МАССМЕДИА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
119
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ / АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / МЕДИА КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна, Люев Тимбот Хабасович

В данной статье процесс формирования ценностных ориентиров молодежи посредствам массмедиа. В последние годы учёные гуманитарной сферы всё чаще обращают внимание на процессы трансформации системы ценностей российского общества, происходящие под воздействием ускоренного развития цифровых технологий. Основным объектом исследований выступает особая социально-возрастная группа - молодёжь, вызывающая тревогу у учёных в силу минимального социального опыта, подверженности внешнему влиянию и восприимчивости к любым изменениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Людкевич Юрий Николаевич, Гришай Елена Васильевна, Люев Тимбот Хабасович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUTH THROUGH MASS MEDIA

In this article, the process of forming value orientations of youth through mass media. In recent years, scientists in the humanitarian field have increasingly paid attention to the processes of transformation of the value system of Russian society, taking place under the influence of the accelerated development of digital technologies. The main object of research is a special socio-age group - youth, which causes anxiety among scientists due to minimal social experience, exposure to external influences and susceptibility to any changes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ ПОСРЕДСТВАМ МАССМЕДИА»

удк sie

DOI 10.23672/x4145-7946-3930-b

Людкевич Юрий Николаевич

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, полковник полиции ev-grishay@mail.ru

Гришай Елена Васильевна

доктор философских наук,

профессор,

профессор кафедры

специальных дисциплин,

Краснодарский университет МВД России,

полковник полиции

ev-grishay@mail.ru

Люев Тимбот Хабасович

старший преподаватель кафедры

деятельности органов внутренних дел

в особых условиях,

СКИ(Ф) Краснодарского университета

МВД России,

подполковник полиции

ev-grishay@mail.ru

Yury N. Lyudkevich

Candidate of Legal Sciences, Deputy Chief of the Departments of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Colonel ev-grishay@mail.ru

Elena V. Grishay

Doctor of Philosophy, Professor,

Professor of the Department Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Colonel ev-grishay@mail.ru

Timbot Kh. Lyuev

Senior Lecturer of the Department

activities of internal affairs bodies

in special conditions,

SCI (F) of Krasnodar University

Ministry of Internal Affairs of Russia,

Police Lieutenant Colonel

ev-grishay@mail.ru

Формирование ценностных

ориентиров молодежи посредствам массмедиа

Formation of value orientations of youth through mass media

Аннотация. В данной статье процесс формирования ценностных ориентиров молодежи посредствам массмедиа. В последние годы учёные гуманитарной сферы всё чаще обращают внимание на процессы трансформации системы ценностей российского общества, происходящие под воздействием ускоренного развития цифровых технологий. Основным объектом исследований выступает особая социально-возрастная группа - молодёжь, вызывающая тревогу у учёных в силу минимального социального опыта, подверженности внешнему влиянию и восприимчивости к любым изменениям.

Ключевые слова: ценностные ориентиры, виртуальная компьютерная социализация, киберсоциализа-ция, аксиосфера современной молодёжи, интернет-коммуникации, медиа коммуникация.

Annotation. In this article, the process of forming value orientations of youth through mass media. In recent years, scientists in the humanitarian field have increasingly paid attention to the processes of transformation of the value system of Russian society, taking place under the influence of the accelerated development of digital technologies. The main object of research is a special socio-age group - youth, which causes anxiety among scientists due to minimal social experience, exposure to external influences and susceptibility to any changes.

Keywords: value orientations, virtual computer socialization, cybersocialization, axiosphere of modern youth, Internet communication, media communication.

В последние годы учёные гуманитарной сферы всё чаще обращают внимание на процессы трансформации системы ценностей российского общества, происходящие под воздействием ускоренного развития цифровых технологий [1]. Основным объектом исследований

выступает особая социально-возрастная группа -молодёжь, вызывающая тревогу у учёных в силу минимального социального опыта, подверженности внешнему влиянию и восприимчивости к любым изменениям.

Введены в научный оборот такие понятия, как «виртуальная компьютерная социализация», «ки-берсоциализация человека», «социализация личности в киберпространстве», под которыми понимается «процесс изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности» [2].

Масштабное исследование аксиосферы современной молодёжи, проведённое группой российских учёных в рамках «Мирового Интернет Проекта» (World Internet Project) в 2014 году, позволило выявить зависимость ценностных ориента-ций молодого поколения от интенсивности использования сети Интернет и установить ряд закономерностей:

1) при повышении интенсивности интернет-коммуникации становятся менее актуальными ценностные ориентации на семью и брак;

2) при высокой интенсивности интернет-коммуникации молодые люди менее заинтересованы в самореализации и саморазвитии;

3) при средней и высокой вовлеченности в интернет-коммуникацию первые позиции в ценностной иерархии занимают деньги, материальное благополучие и любовь;

4) при повышении интенсивности интернет-коммуникации снижается важность нравственных качеств и морали;

5) при высокой интенсивности интернет-коммуникации главной ценностью в жизни становятся социальный статус, авторитет, власть, лидерство;

6) с повышением уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию утрачивают свою ценность образование и обучение [3].

Примечательно, что у респондентов с высокой интенсивностью интернет- коммуникации на основе собственной ценностной иерархии сложились стереотипные представления и об аксио-сфере всей российской молодёжи. Они полагают, что приоритетными ценностными ориентирами молодёжи в целом являются достижение целей и успех; самореализация и саморазвитие; социальный статус, авторитет, власть, лидерство; свобода и независимость. При этом респонденты с низким уровнем интенсивности использования интернета в качестве базовых составляющих системы ценностей российской молодежи называют патриотизм и наследие. Исследование, в целом, устанавливает зависимость между высоким уровнем вовлеченности респондентов в медиа коммуникацию и их принадлежностью к такому типу интернет-культуры, как индивидуалисты-прагматики [4].

Результаты общероссийского исследования «Ценностные ориентации российской молодёжи», проведённого в 2017 году в рамках подготовки ежегодного доклада о положении молодёжи и реализации молодёжной политики в России, в

целом, подтверждают основные выводы приведённого выше изыскания.

Сегодня наука располагает обширным корпусом эмпирических исследований аксиосферы молодёжи разных масштабов - от мировых, общероссийских до региональных и локальных опросов, однако общепризнанного категориального аппарата до сих пор ещё не выработано. Среди учёных нет согласия даже в определении базовых понятий - ценности и ценностные ориентиры, в том числе в выделении их родового и видового признаков. Приведём для сопоставления несколько дефиниций понятия ценности:

1) обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества (Н.И. Лапин) [5];

2) некая норма, принятая большинством и одобренная многими поколениями в виде положительной традиции (В.В. Тулупов) [6];

3) выработанные самой историей ориентиры и приоритеты внутреннего обустройства общества; они обеспечивают его устойчивость и единство, преемственность, связь времён и возможность движения в будущее (В.А. Ситаров) [7];

4) ориентир деятельности личности и общества, определяющий направление их развития, воплощающий в себе субстанционально-значимые цели и идеи, стремление к наполнению смыслом и достижению образа совершенства в бытие (Л.В. Баева) [8].

В приведённых выше определениях при выделении родового признака понятия исследователи ориентируются на создателя и носителя ценностей - общество (В.В. Тулупов, В.А. Ситаров) либо и на личность, и на общество (Л.В. Баева). Определение Н.И. Лапина конституирует ценности как результат коллективного опыта их носителя (отдельного этноса и всего человечества). Отсутствует единодушие и в выделении базового атрибута определения. В качестве него учёные выделяют цели (= результат), нормы (= эталон, образец), ориентиры (= указатель), приоритеты (= нечто важное).

На наш взгляд, цели, нормы, ориентиры и приоритеты вытекают из принятой в обществе системы ценностей, но сами по себе не определяют сущностную природу понятия, в силу чего оно нуждается в уточнении. Опираясь на рассмотренные дефиниции, предлагаем рабочее определение понятия ценности. Ценности - сложившиеся в процессе культурно-исторического развития общества устойчивые вневременные категории и преходящие понятия, обладающие высшей значимостью при регулировании всех сфер жизнедеятельности общества и личности и определяющие высшие цели развития как стремление к благу, идеалу и совершенству, а также средства достижения этих целей. Ценности отражаются в сознании человека в форме ценностных ориентиров.

Терминологическая неточность, с нашей точки зрения, наблюдается и в смешении понятий ценностные ориентиры и ценностные ориентации.

Согласно психологической концепции А.Н. Леонтьева, ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию его поведения и влияют на все стороны его жизнедеятельности, «сливают его жизнь с жизнью людей, их благом <...> такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни».

Вслед за выдающимся психологом А.Н. Леонтьевым отечественные исследователи рассматривают ценностные ориентации как смыслообразу-ющую основу человеческой жизни, обусловливающую отношение личности к миру, жизни и людям и её поведение. В частности, М.Ю. Ханхунова и Ц.Ц. Чойропов определяют ценностные ориентации как совокупность ценностных отношений индивида, проявляющуюся «в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях как вербально, так и в реальном поведении» [9].

В характеристике и определении ценностных ори-ентаций С.В. Никитина акцентирует важные компоненты:

- активность и осознанность ценностной позиции субъекта;

- относительную устойчивость, социальную обусловленность и избирательность ценностного отношения личности к миру.

Литература:

1. Новиченко О.В. Ценностные ориентации современной Российской молодежи / О.В. Новиченко // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 03-04. С. 84-88.

2. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи / А.В. Вараксин // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 205-212.

3. Бродовская Е.В. Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности / Е.В. Бродовская, А.В. Синяков, И.С. Иванов // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник трудов. 2014. С. 118-123. иЯ1- : http://ojs.itmo.ru/index.php/IMS/ article/view/257/252 (дата обращения 14.08.2021).

4. Бродовская Е.В. Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориентаций молодежи: анализ факторов интенсивности / Е.В. Бродовская, А.В. Синяков, И.С. Иванов.

5. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н.И. Лапин // Социологические исследования. 1996. № 5. С. 3.

«Ценностные ориентации обосновывают человека как субъекта с его активной позицией, сознанием и самосознанием, целеполаганием, мотивами и смыслами деятельности, свободой и ответственностью...»; это «своеобразный жизненный фундамент, отражающий относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, выражающиеся в отношении личности к миру» [10].

Из приведённых дефиниций и характеристик следует, что ценностные ориентации, во-первых, имеют сугубо личностное измерение, во-вторых, являются результатом глубокой внутренней работы личности - тщательного осмысления, приятия и присвоения общественных ценностей в качестве индивидуальной основы жизнедеятельности. Очевидно, что ценностные ориентации «входят» в сознание человека через культуру и социальные институты, каковыми выступают семья, школа, вуз, медиасфера и др., в форме ценностных ориентиров и установок. По сути, ценностные ориентиры являются внешними указателями морально-нравственного и духовного направления развития отдельной личности и общества, в целом, акцентируемого как желательное/недопустимое, предпочтительное/неприемлемое, одобряемое/порицаемое большинством.

Таким образом, на наш взгляд, ценностные ориентиры направлены от общества к личности, а ценностные ориентации, сформированные на основе акцентированных ценностных ориентиров и определяющие морально-нравственную основу личности, возвращаются в общество в процессе её жизнедеятельности.

Literature:

1. Novichenko O. V. Value orientations of modern Russian youth / O.V. Novichenko // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities. 2013. № 03-04. P. 84-88.

2. Varaksin A. V. The influence of social networks on the formation of value orientations of modern youth / A.V. Varaksin // Teacher XXI century. 2016. № 2. P. 205-212.

3. Brodovskaya E.V. The influence of Internet communication on the formation of value orientations of youth: analysis of intensity factors / E.V. Brodovskaya, A.V. Sinyakov, I.S. Ivanov // Technologies of information society in science, education and culture: proceedings. 2014. P. 118-123. URL : http://ojs. itmo.ru/index.php/IMS/article/view/257/252 (date of the application 14.08.2021).

4. Brodovskaya E.V. The influence of Internet communication on the formation of value orientations of youth: analysis of intensity factors / E.V. Brod-ovskaya, A.V. Sinyakov, I.S. Ivanov.

5. Lapin N.I. Modernization of the basic values of Russians / N.I. Lapin // Sociological research. 1996. № 5. P. 3.

6. Тулупов В.В. Ценностные ориентиры современной тележурналистики / В.В. Тулупов // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: сборник материалов научно-практической конференции. 2019. С. 9.

7. Ситаров В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 1. С. 47.

8. Баева Л.В. Экзистенциальные ценности и риски в электронной культуре / Л.В. Баева // Модернизация культуры: судьба ценностей в современном мире. Материалы VI Международной научно- практической конференции. 2018. С. 6.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание Личность. М., 1975. С. 278.

10. Ханхунова М.Ю. Социальные медиа как инструмент формирования ценностных ориентаций / М.Ю. Ханхунова, Ц.Ц. Чойропов // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологии и управления. 2013. № 3(42). С. 117-123.

6. Tulupov V.V. Value orientations of modern TV journalism / V.V. Tulupov // Actual problems of screen and interactive media: a collection of materials of the scientific and practical conference. 2019. P. 9.

7. Sitarov V.A. Value orientations in the education of modern youth / V.A. Sitarov // Knowledge. Understanding. Ability. 2018. № 1. P. 47.

8. Baeva L.V. Existential values and risks in electronic culture / L.V. Baeva // Modernization of culture: the fate of values in the modern world. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. 2018. P. 6.

9. Leontiev A.N. Activity. Consciousness Personality. M., 1975. P. 278.

10. Khankhunova M.Yu. Social media as a tool for the formation of value orientations / M.Yu. Khankhunova, Ts.Ts. Choyropov // Bulletin of the East Siberian State University of Technology and Management. 2013. № 3(42). P. 117-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.