УДК 050(470)
DOI 10.24147/2413-6182.2021.9(1). 7-28
ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ
Е.А. Зверева1, В.А. Хворова2
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина (Тамбов, Россия)
Аннотация: Статья посвящена трансформации ценностных ориентиров молодежи под влиянием информационно-коммуникационной среды, роли СМИ в коммуникативных процессах социализации и самореализации. Акцентируется проблема двойственного воздействия информационно-коммуникационной среды на духовно-нравственное становление цифрового поколения: с одной стороны, молодежь получает широкие возможности для саморазвития и самореализации, с другой - масштабность негативного влияния медиа существенно искажает традиционные общечеловеческие ценности, составляющие духовную основу личности. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения новых способов трансляции ценностей общества и интеграции индивида в качестве активного субъекта социально значимого общения, актуализацией понимания роли средств медийной коммуникации в распространении ценностей и норм поведения в молодежной среде. В работе представлена систематизация групп ценностей молодежи в контексте коммуникативных практик медиапотребления. Цель исследования заключается в поиске оптимальных инструментов, позволяющих сформировать у молодежи определенный нравственный фильтр для нейтрализации негативного влияния медиа. Материал исследования основан на применении междисциплинарного подхода к пониманию основных характеристик современных явлений информационно-коммуникационной среды. Ключевыми методами исследования стали глубинное интервью экспертов из различных сфер деятельности, непосредственно связанных с молодежью, а также двухэтапное анкетирование 200 респондентов в возрасте от 15 до 35 лет. Данные результаты позволили обосновать ценностную парадигму цифровой молодежи и доказать эффективность интерактивного соавторства, мульти-форматности и игрореализации трансляции медиаконтента для нравственного становления нового поколения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная среда, коммуникативные процессы, ценностные ориентиры, социализация, игрореализация, мульти-форматность, интерактивное соавторство, цифровая молодежь.
© Е.А. Зверева, В.А. Хворова, 2022
Для цитирования:
Зверева Е.А., Хворова В.А. Трансформация ценностных ориентиров молодежи в современной информационно-коммуникационной среде // Коммуникативные исследования. 2022. Т. 9. № 1. С. 7-28. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(1).7-28.
Сведения об авторах:
1 Зверева Екатерина Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
2 Хворова Валерия Анатольевна, аспирант кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью
Контактная информация:
12 Почтовый адрес: 392000, Россия, Тамбов, ул. Интернациональная, 33
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected] Финансирование:
Подготовлено при поддержке гранта РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31261 ОПН
Дата поступления статьи: 26.08.2021
Дата рецензирования: 04.11.2021
Дата принятия в печать: 15.01.2022
Введение
Для современных науки и общества актуален поиск механизмов и инструментов, которые способствовали бы осуществлению социализаци-онных процессов, развитию и становлению гражданского общества в России. Стремительная трансформация общества под воздействием разнообразных медиапрактик и коммуникационный характер современного понимания социализации усилили внимание исследователей к медийным феноменам, при помощи которых происходит формирование ценностных ориентиров личности.
Стоит отметить, что в медиаисследованиях последних лет явно прослеживается «антропологический поворот» [Вартанова 2019: 58], происходит смещение фокуса теоретического анализа с изучения медиаинсти-тутов на изучение медиапотребления аудитории, особое внимание уделяется отдельным ее сегментам, в том числе сегменту молодежи. Актуальная для данного исследования трактовка процесса медиапотребления как «системы индивидуальных и общественных практик по взаимодействию с медиа» [Вартанова 2019: 69] акцентирует воздействие на социальное поведение молодых людей индивидуального и общественного, подчерки-
вая важность для миропонимания и формирования ценностных ориентиров как процессов социализации, так и процессов самореализации.
В результате процесса социализации личность «при стремлении сохранить индивидуальность принимает общепризнанные ценностные ориентиры» [Динейкина 2020: 130], а потому особую важность имеет понимание и осознание индивидуумом приоритета гуманистических идей, необходимых для развития общества. В процессе самореализации личность при выборе модели поведения опирается на избранные базовые ценности, которые напрямую связаны с выбором будущего. Таким образом, возникает дуальное понимание категории ценности, которая, с одной стороны, соотносится с обществом, а с другой стороны - с личностью.
Постановка проблемы
Процессы социализации и самореализации актуализируются в течение жизни современного молодого человека чаще, чем у предыдущих поколений, что объясняется снижением стабильности в обществе, стремительными изменениями ценностных установок. Глобальные и информационно-коммуникативные процессы ослабили регулирующие функции сложившихся традиций, обычаев, преобразовали жизненные приоритеты молодого поколения и трансформировали процесс социализации, усилив роль института массмедиа. Лидирующие позиции СМИ позволяют масштабно транслировать информационные потоки, отражающие общественные процессы и явления, даже если они направлены на обесценивание сложившихся ценностей. Понижение значимости традиционных институтов социализации и одновременная глобальная информатизация общества привели к появлению особого вида социализации - киберсоциа-лизации - процесса изменений самосознания личности, потребностей индивидуума под влиянием информационно-коммуникационных, цифровых и компьютерных технологий [Плешаков 2012: 14]. Становление молодого человека происходит в условиях смены ценностей, отсутствия информационных фильтров и высокого уровня доверия к сетевой среде. Взаимодействие с окружающими людьми осуществляется преимущественно посредством социальных сетей, а потому формирующееся духовно-нравственное сознание молодежи не всегда соответствует требованиям общества и историко-культурному опыту, что диктует необходимость установления ценностного фильтра, организации условии для социализации и самореализации цифрового поколения.
Массмедиа, созданные при помощи новых мультимедийных и интерактивных технологии, моделируют и внедряют в сознание молодежной аудитории образ реальности, зачастую искажающий общечеловеческие ценности. Требуются эффективные инструменты, позволяющие компенсировать негативные воздействия процесса медийной социализации и стимулировать культурный рост, личностное развитие молодежи.
Обзор работ по теме
Теоретико-журналистские исследования стали ключевыми для выявления характерных особенностей медиапотребления как современной аудитории в целом (Е.Л. Вартанова], так и медиапотребления «цифрового поколения», каждый представитель которого обладает собственной системой ценностей [Vartanov 2018: 43]. Процесс медиапотребления цифрового поколения в России и проблема медиабезопасности молодежи рассматривается в ряде работ отечественных (Д.М. Вьюгина; Г.У. Солдатова, О.И. Олькина (Теславская)) и зарубежных авторов, занимающихся исследованием социально-педагогических основ медиапотребления (J.M. Twenge; S. Utz, J. Breuer).
Обращение к педагогическим и социологическим исследованиям позволяет выявить инструменты социализации молодежной аудитории при помощи медиа как важнейшего социального института. Проблема усвоения молодежью социального опыта, норм, ценностей общества, особенности позитивного и негативного ракурса социализации изучены современной наукой в самых разных аспектах социологических и педагогических теорий в достаточной мере. Однако, несмотря на огромный интерес к концептуальным и теоретико-методологическим аспектам формирования ценностных ориентаций молодежи, медийный аспект данной темы находится в стадии разработки.
Тема формирования ценностных ориентиров молодежи посредством медиа в современных условиях приобретает особую актуальность. Ряд ученых отмечают первостепенную роль медиа в процессе социализации молодежи (Е.Л. Вартанова; Е.А. Данилова], называют медиа первичным «агентом социализации» [Couldry, Hepp 2017: 16]. Авторы подчеркивают, что роль онлайн-среды в социализации человека сегодня является ведущей по сравнению с ролью других социальных институтов. Цифровая трансформация современного общества - неминуемый процесс, который обусловлен бурным развитием технологий, изменением образа жизни человека, его менталитета, запросов рынка труда, социальных приоритетов. Социализация через медиа даже получила новые названия - «интернет-социализация» [Данилов 2012], «cybersociality» [Boellstorff 2008: 112] или «киберсоциализация» [Плешаков 2012: 7].
Представленная в диссертационном исследовании Е.В. Динейкиной социально-философская концепция классификации системы ценностных взглядов, закладывающих основу духовно-нравственного развития общества и отдельной личности [Динейкина 2020: 107-108], позволила систематизировать группы ценностей молодежи в контексте практик медиа-потребления с учетом результатов проведенного эмпирического исследования.
Отдельно изучались работы, доказывающие приоритетное влияние на процесс социализации личности в обществе таких медийных инструмен-
тов, как мультиформатность (Т.С. Лавренова, К.А. Кирилин; Г.А. Феткул-лина], игрореализация трансляции медиаконтента (М.В. Басова, В.Е. Бе-ленко; В.Ф. Олешко; В.Н. Титова] и интерактивное соавторство (М.М. Лукина, И.Д. Фомичева; А.А. Калмыков].
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения новых способов трансляции ценностей общества и интеграции индивида в качестве активного субъекта общественных отношений, необходимостью восполнения пробелов в понимании роли средств медийной коммуникации в распространении и популяризации определенных образцов, стилей, ценностей и норм поведения, актуальных в молодежной среде.
Изучение процессов медийной социализации разных аудиторных групп привлекало внимание культурологов, педагогов, социологов, однако, несмотря на ряд интересных работ, целостного понимания данного процесса нет. В связи с этим предполагается сформировать парадигму исследования современного процесса трансляции ценностных ориентиров молодежи, используя систему групп ценностей молодежи в контексте практик медиапотребления, и концепцию медийных инструментов трансляции ценностных ориентиров молодежи.
Цель предпринятого исследования - систематизация групп ценностей молодежи в контексте практик медиапотребления, разработка и обоснование концепции медийных инструментов формирования ценностных ориентиров молодежи, доказывающей эффективность интерактивного соавторства, мультиформатности и игрореализации трансляции медиаконтента.
Описание материала и методов исследования
Исследование основано на применении междисциплинарного подхода к пониманию основных характеристик современных явлений ме-диасферы, что позволяет сформулировать методологию анализа влияния информационно-коммуникационной среды на формирование духовно-нравственного сознания молодежи. Представленный в данной работе подход опирается на теорию медиа как междисциплинарной области Е.Л. Вартановой [Vartanova 2013: 111], на теорию междисциплинарности синер-гетического подхода Л.Г. Свитич [Свитич 2000: 191].
Междисциплинарность исследования включает теоретико-журналистские, социально-философские, педагогические и социологические исследования, проведение собственного эмпирического исследования социологического характера. Сформулированная цель данного исследования отвечает парадигме социальных наук, сфокусирована на изучение поведения молодых людей в обществе с целью понимания таких конструкций, как ценностные ориентиры, удовлетворение медиапотребностей, и требует применения социологических методов опроса и анкетирования.
Междисциплинарный подход к анализу тенденций трансляции ценностей общества и интеграции индивида в качестве активного субъекта общественных отношений обусловливают применение как общенаучных методов анализа и синтеза, систематизации, классификации, измерения, обобщения и экстраполяции полученных выводов на более широкий круг явлений, так и методологического инструментария гуманитарных наук (теории журналистики, социологии]. Так, в качестве ключевых методов эмпирического исследования выбрана серия экспертных опросов методом глубинного интервью и двухэтапное анкетирование, в рамках которых непосредственно использовались систематизация и анализ полученных данных. Выбранные методы позволили уточнить медийные инструменты, формирующие ценностные ориентиры молодежи, собрать информацию о мотивации, которая способствует обращению молодых людей к медиасредствам, обозначить эффективность применения интерактивных, игровых и других медиатехнологий.
Эмпирическую базу работы составили результаты трех этапов исследования. На первом из них проведена серия глубинных интервью с экспертной группой, объединившей 23 экспертов из различных сфер деятельности: представителей педагогического сообщества системы дополнительного и среднего общего образования, высшего профессионального образования, руководителей молодежных движений и общественных молодежных организаций, работников медиасферы - блогеров, редакторов и журналистов сетевых медиа. Доля педагогов дополнительного и общего среднего образования составила 30 %, сотрудников высших учебных заведений - 35 %, специалистов в области молодежной политики -39 %, представителей сферы медиакоммуникаций - 30 % (часть экспертов представляла сразу две сферы деятельности, например медиаком-муникации и образование]. Среди критериев отбора: авторитет в молодежной среде, опыт работы с молодежной аудиторией, навыки обращения с медиатехнологиями. Эксперты отвечали на 47 вопросов, распределенных по трем тематическим блокам: социализация (13 вопросов], ценностные ориентиры (12 вопросов], медийные инструменты (22 вопроса]. В ходе интервью предлагалось высказать свое мнение об инструментах, которые способствуют осуществлению социализационных процессов, оценить роль медиакоммуникаций в распространении и популяризации определенных образцов, ценностей и норм поведения, актуальных в молодежной среде.
На втором и третьем этапах авторы получили результаты посредством метода анкетирования. В качестве респондентов выступили 200 представителей молодежной аудитории в возрасте от 15 до 35 лет.
Анкета второго этапа фокусировалась на медиапотреблении современной молодежи и состояла из девяти закрытых вопросов, нацеленных на установление особенностей получения, распространения информации
и принципов взаимодействия молодежи с медиасредой. С помощью анкеты удалось выяснить, какие каналы информации наиболее востребованы у молодежи, с какой частотностью молодежь обращается к источникам информации, выявить интернет-привычки респондентов, конкретизировать инфлюенсеров блогосферы.
Анкета третьего этапа исследования позволила сформировать ценностную парадигму молодежной аудитории. Первый блок анкеты выявлял личные ценности респондентов, которым предлагалось выстроить «пирамиду» из 10 нравственных приоритетов. Второй блок анкеты относился к ценностям, формируемым в процессе социализации. В этой части анкеты респонденты выбирали значимые человеческие качества, важные национальные проблемы, а также факторы, которые, по их мнению, оказывают влияние на нравственное становление личности.
Представление результатов исследования
1. Группы ценностей молодежи в контексте практик медиапот-ребления
«Цифровая» молодежь состоит из множества парадоксов. Это связано с тем, что новое поколение находится в самом начале пути формирования нравственных приоритетов, которые меняются по мере взросления. Молодежная среда наиболее подвержена процессам трансформации новых норм, традиций, поскольку в силу особенностей своего возраста и отношения к жизни именно она быстрее других интегрирует новые ценностные ориентации. Различие в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры, по сравнению с другими социальными и возрастными группами, способствует трансформации системы ценностей и формированию соответствующих норм поведения молодежи [Данилова 2017].
Для более глубокого понимания процессов трансформации нравственных приоритетов молодежи следует классифицировать систему ценностей, закладывающих основу духовно-нравственного развития молодежи, по нескольким группам. Классификация базируется на системе четырех групп ценностей, предложенной Е.В. Динейкиной [Динейкина 2020: 107-108].
Первая группа - ценности целеполагания, знания, признание, амбиции, популярность, знаменитость. Этап нашего исследования, в рамках которого респондентам предлагалось выстроить пирамиду из десяти ценностей, показал, что карьера занимает третье место среди значимых молодежных ценностей (13 %). В ходе интервью 29 % экспертов значимыми для молодежи ценностями назвали развитие и самореализацию. Высокие профессиональные ожидания изменили отношение молодежи к образованию. Большинство молодых людей осознает, что успешная карьера невозможна без образования. К сожалению, это не означает, что современные молодые люди готовы прикладывать серьезные усилия для получе-
ния качественного образования. Американский исследователь молодежной аудитории Дж. Твендж подтверждает это противоречие: одна из студенток потребовала поставить ей «отлично» просто за то, что девушка посещала занятия [Твендж 2018: 24].
Одним из ключевых критериев оценки социальной позиции молодого человека становится креативность, к сожалению, не всегда базирующаяся на серьезном образовательном и нравственном уровне. Проблема трансляции культурных норм и ценностей осложняется еще и тем, что новым способом поиска и выработки ценностных и смысловых ориентиров в молодежной среде становится отождествление себя со знаменитостями, рост влияния медийных персон: «Содержание дискурсивных ме-диапосланий, транслируемых лидерами, создает поле ценностей и смыслов, представляющих аудитории возможные перспективы социокультурных преобразовании» [Зубанова 2009: 19-20].
Молодежь идентифицирует себя со знаменитостями, принимая ценности, которые далеко не всегда соответствуют высокому нравственному уровню. Как отмечают исследователи, чтобы активно продвигать свои ме-диапродукты, инфлюенсерам молодежной среды «необходимо максимальное снятие морально-этических барьеров, которые препятствуют потреблению продукции низкого качества, в том числе слабого художественного и нравственного содержания» [Борисенко 2019: 20]. Ценностная сторона контента, транслируемого медиаперсонами, раскрывается через смысловой ряд «деньги - статус - удовольствие - потребление», что предполагает сведение духовной жизни к материальным благам. Заметим, что эта тенденция частично подтвердилась в ходе анкетирования молодежи: в рейтинге ценностей материальный достаток обогнал дружбу, творчество, активную деятельность и социальный статус.
Ко второй группе относятся взаимодействие между личностью и социальными группами, свобода, отношение к социальным институтам, традициям, религии, культуре. Одной из главных ценностей молодые люди считают возможность быть собой без стремления к каким-либо нравственным изменениям. Этим можно объяснить возросшую популярность таких явлений, как бодипозитив, нивелирование гендерной принадлежности, трендовость естественности и здорового образа жизни. Так, по результатам нашего исследования, здоровье является лидером среди ценностей молодежи (37 %].
Новое поколение гораздо больше предшественников сконцентрировано на собственном «Я». Так, исследователи отмечают, что «растет доля молодых людей, ни с кем и ни с чем себя не идентифицирующих, ориентированных на самих себя, проявляющих гипертрофированную склонность к "Я"-идентичности» [Чупров, Зубок, Уильямс 2001: 112]. Несмотря на эгоцентричность, молодежь всё же не утратила способности сопереживать общественным проблемам. В ходе третьего этапа исследования мы
предложили молодым людям составить рейтинг самых острых социальных проблем в нашей стране. Выяснилось, что молодежь больше всего волнуют такие проблемы, как низкий уровень доходов населения (40 %), высокий уровень девиантных проявлений и преступности (16 %], высокие цены (13 %). В первую пятерку также вошли высокая стоимость жилья (11 %) и проблемы трудоустройства молодежи (8 %).
Еще одной важной ценностью для цифровой молодежи является свобода. Результаты исследования показывают, что свобода занимает пятую ступень пирамиды ценностей (10 %]. Быть свободным - это значит независимо мыслить и самостоятельно выстраивать собственные ценностные ориентиры. Стремление к свободе и независимости изменило отношение молодежи к патриотизму: современные молодые люди больше не привязаны к определенной стране. Они готовы жить там, где они будут чувствовать себя комфортно. Цифровая молодежь - поколение мира, предпочитающее максимально раскрепощенную манеру общения, не принимая во внимание возраст, статус собеседника, а также вербальную ситуацию. Пространство свободы для них - Сеть. Поэтому сегодня можно говорить о возрастании роли виртуального общения в общем нравственном становлении молодежи.
Современная молодежь киберсоциализируется преимущественно через социальные сети. С одной стороны, цифровая молодежь встречает там более простую коммуникативную среду, а с другой - молодое поколение не склонно проявлять доверие к виртуальным друзьям [Солдатова, Олькина 2016: 40]. Эту же мысль подтверждает американский исследователь Дж. Твендж: молодое поколение реже встречается с друзьями и более склонно к депрессиям, чем их предшественники, и это происходит из-за засилия цифровых технологий и может привести к ослаблению социальных связей в реальной жизни [Twenge 2017: 96]. Еще одним распространенным риском, связанным с переносом общения в виртуальное пространство, нередко называют снижение эмпатии и эмоционального интеллекта - ключевых факторов в формировании социальных связей [Gentile, Swing, Choon, Khoo 2012: 63].
Вместе с тем ряд исследователей говорит о том, что содержательно онлайн-дружба реализует все те же функции и задачи, что и дружба в реальном мире [Yau, Reich 2018: 341]. Наряду с работами о негативном вкладе социальных сетей в формирование чувства субъективного благополучия есть исследования, которые показывают, что сетевое общение может стать эффективным источником социальной поддержки для молодых людей [Utz, Breuer 2017: 117]. Однако следует заметить, что наиболее сильный позитивный эффект для социализации от виртуального общения будет справедлив для той части молодежи, которая отличается общительностью и в реальной жизни. Следовательно, можно говорить о двойственном влиянии медиа на социализацию молодежи.
Третья группа включает в себя врожденные установки, связанные с продолжением рода и сохранением генофонда. Сегодня можно смело говорить о стирании всякой грани между виртуальной и реальной жизнью молодежи. Многие аспекты медиакультуры давно вышли за пределы сетевого пространства и стали оказывать решающее влияние на становление мировоззрения цифровой молодежи. Происходит трансформация общечеловеческих ценностей: изменилось отношение к институтам семьи и духовным основам. Всё больше молодых людей видит в семейной жизни препятствие к быстрому взлету по карьерной лестнице, и даже риск одиночества не мешает молодежи делать выбор в пользу профессии [Долгова 2016].
Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что семья по-прежнему является фундаментом нравственного развития. Так, семья занимает лидирующую позицию среди ценностей, названных экспертами. Эту ценность считают важной 45 % экспертов, любовь занимает второе место (36 %]. Отметим, что 33 % экспертов, высказывая предположение о самой значимой ценности молодежи, также назвали семью. По результатам опроса молодежи, семья заняла второе место (34 %], уступив лишь здоровью (37 %]. Любовь считают главным в жизни 12 % молодых людей - этот показатель позволяет занять данной ценности четвертое место. Следовательно, мысль о приоритете карьеры над любовью можно считать справедливой, так как респонденты отдали третье место карьере.
Однако мы считаем важным внести пояснение: современная молодежь не отрицает любовь как ценность. Многие респонденты высказали мнение, что считают правильным создавать семью после выстраивания карьеры, не отказываясь от семейного статуса. На важность семьи для молодежи также указывает то, что больше половины молодых людей (55 %] отметили воспитание как главный фактор, определяющий их жизненные ценности.
В четвертую группу входят высшие ценности, которые исследователи называют надцивилизационными, - это категории, признаваемые и оцениваемые в обществе в качестве идеалов - чувство долга, совесть, честь. В науке сложились две основные философские ценностные парадигмы: первая ориентирует на базовые духовные ценности как идеал, а вторая -на дуальные практические материальные ценности полезности, на приобретение и умножение богатства, достижение карьеры и т. п. [Свитич 2016: 300].
Данная группа ценностей относится к первой парадигме, в которой, по определению Л.Г. Свитич, «ценности понимаются как вертикальная система, как трансцендентная категория, как некая идеальная норма, которая выработана человечеством (сообществами] в процессе его (их] социокультурного развития, опирающаяся на представления о высшей ис-
тине и смысле, выраженных, как правило, в религиозных учениях». В данном контексте ценность понимается как совершенная категория, при этом первая парадигма не отрицает вторую. Определяющим является приоритетность, доминирование в ориентации индивидуумов и общества в целом, что «в конечном счете определяет концепции, программы информационной политики массмедиа» [Свитич 2016: 301].
В проведенном нами эмпирическом исследовании мы рассматривали ценности первой парадигмы через призму важных человеческих качеств. Респондентам предлагалось выбрать 3-4 главные характеристики человека. Выяснилось, что современная молодежь определяет важными такие идеальные ценности, как честность (76 %], чувство долга (66 %], жизнелюбие (56 %], образованность (45 %], рационализм (44 %], чуткость (38 %]. Отметим, что гуманизм и добро заняли третье место в списке важных ценностей по мнению экспертов.
Таким образом, можно выделить ряд характеристик ценностного поля современной молодежи:
- система ценностей молодежи представляет собой противоречивый комплекс между личностными и социальными приоритетами;
- основополагающим фактором формирования ценностей является медиасреда в лице популярных медиаперсон и социальных сетей;
- для нравственного пространства молодежи характерна приоритетность ценностей потребления.
2. Медийные инструменты, формирующие ценностные ориентиры молодежи
Как показывает анализ теоретических работ, связанных с процессом формирования ценностей, авторы трудов чаще рассматривают эту проблему с педагогической, философской или социологической точек зрения. Однако остается открытым вопрос: как, какими методами и формами происходит формирование ориентиров молодежи посредством медиа? Какие медийные инструменты соответствуют потребностям цифровой молодежи и, следовательно, будут эффективно формировать ценностные ориентиры?
Исследователи современных медиа констатируют тенденцию распределения аудитории по разным носителям и платформам, которые становятся ключевыми каналами коммуникации для молодежи. Авторы изучают проблему перехода современных СМИ на многоканальный подход подачи информации, анализируют специфику современного медиапот-ребления и предлагают рассматривать «мультиформатность» как «явление, при котором новые медиа используют подачу информации, посвященной одной и тои же тематике, на разных платформах. В результате происходит трансформация подаваемой информации под ограничения (или возможности] разных форматов» [Лавренова, Кирилин 2019: 237]. Муль-тиформатность становится эффективным инструментом работы с медиа-
потребителями: «...благодаря разнообразию платформ потребитель информации сам выбирает наиболее удобный ему в данный момент способ получения информации» [Феткуллина 2013: 184], а социальные сети и мес-сенджеры - носителями такой социальной практики, как «социальныи обмен в самоорганизуемых сообществах» [Бакеева 2019: 118].
Не менее востребованной темой современных научных исследований инструментов медиапотребления становится изучение интерактивности и интерактивного соавторства, поскольку технический прогресс позволил интернет-СМИ существенно приблизиться к своей целевой аудитории и работать над удовлетворением ее медийных потребностей. Исследователи рассматривают интерактивные коммуникации как процесс обмена информацией и двустороннего общения, дают определение понятию интерактивности как «многостороннему информационному обмену с потребителем, причем, как с отдельными представителями, так и с аудиторией в целом», называя среди возможностей интерактивности индивидуальную адаптацию вербального и визуального контента под собственные вкусы потребителя [Лукина, Фомичева 2005: 84]. Авторы выделяют различные способы применения интерактивности в СМИ, характеризуя интерактивность как «фактор качественного усложнения современного медиапространства» [Калмыков 2009: 3].
Пристальное внимание в современных исследованиях уделяется использованию игрового формата для трансляции контента, отмечается особая роль игровых практик в медиапотреблении молодого поколения и важность усиления гражданской вовлеченности аудитории при помощи природы игр [Басова, Беленко 2017: 50]. Авторы используют как русскоязычные термины «игрореализация» [Олешко 2003], «игрофика-ция» [Волкова 2013: 42], так и англоязычный эквивалент - «геймифика-ция» [Басова, Беленко 2017: 42]. Мы в данной работе останавливаемся на русскоязычном варианте, считая, что при анализе российской практики медиапотребления молодежи данный термин будет более корректным. Игрореализация, вслед за В.Ф. Олешко, рассматривается нами как «форма диалоговых взаимоотношений с аудиторией СМИ» [Олешко 2003: 145], в то время как геймификация строится на подходах, характерных для компьютерных игр, и является комплексом мер, «сопровождающих выполнение пользователем какого-либо серьезного, требующего значительных усилии, вида деятельности» [Титова 2015: 171].
Следует подчеркнуть, что данные работы и ряд других публикаций, затрагивающих тему влияния новых медиа на молодежную аудиторию, заслуживают пристального внимания. Однако приходится констатировать, что современные медийные инструменты, способствующие вовлечению молодежи в процесс активного взаимодействия с ценностной системой общества, их характеристики, эффективность применения в современных условиях требуют всестороннего и подробного изучения.
Некоторые аспекты изучения этой проблемы представлены в наших работах: предложена методология исследования инструментария социализации при помощи медиа [Зверева 2019]; разработана концепция «новой интерактивности» в медиасфере [Зверева 2016]; проведен анализ особенностей медиапотребления молодежной аудитории [Зверева, Хворова 2020]. Большинство авторов трудов по данной теме сходится во мнении, что для формирования у молодежи интереса к обсуждению социальных проблем важно использовать современные формы, привлекательные для данной аудитории форматы. Проведенное нами исследование позволило сформулировать гипотезу о приоритетном влиянии на процесс социализации личности в обществе таких медийных инструментов, как муль-тиформатность, игрореализация трансляции медиаконтента и интерактивное соавторство.
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели серию глубинных интервью с экспертной группой, объединившей представителей педагогического сообщества системы высшего и среднего образования, руководителей молодежных движений и общественных молодежных организаций, блогеров, редакторов и журналистов сетевых медиа.
Для того чтобы подробнее разобраться в вопросе мультиформат-ности трансляции медиаконтента, мы спросили экспертов, какими социальными сетями, площадками и мессенджерами они пользуются для поддержания контакта с молодежью. По итогам опроса стало понятно, что наибольшее число респондентов пользуется социальной сетью «ВКон-такте» (29 %), на втором месте социальная сеть Instagram (18 %), третье место поделили WhatsApp, Facebook и Telegram (по 15 %), далее - видеохостинг YouTube и TikTok (по 5 %] и еще по 3 % приходится на такие площадки, как «Дневник. Ру», Twitter, Skype, Diskort, «ЯндексДзен».
Результаты анкетирования молодежи продемонстрировали лидерство тех же социальных сетей - «ВКонтакте» (96 %] и Instagram (76 %), далее идут «Одноклассники» (34 %), Facebook (31 %), Twitter (18 %), Tiktok (3,5 %) и Tumble (0,5 %). Двое признались, что у них нет аккаунтов в социальных сетях. Эффективность мультиформатности трансляции медиаконтента при работе с цифровой молодежью доказывает факт тотального пребывания данной аудитории в Сети: почти половина (43 %) опрошенных признались, что заходят в Сеть почти каждые 30 минут, пусть и на короткое время; 24 % воспользовались расплывчатой формулировкой «пользуются интернетом по необходимости»; 18 % заходят в Сеть 23 раза в день, но сразу на несколько часов, и 15 % заходят в Сеть утром и вечером. Большинство цифровой молодежи пребывание на разных сетевых площадках посвящает развлечениям: смотрят развлекательные программы, сериалы, фильмы, видеоролики, слушают музыку (72 %), «залипают» в социальных сетях (79 %) или в интернет-магазинах (52 %), играют в онлайн-игры (33 %) или смотрят спортивные трансляции (17 %).
Образовательные цели менее популярны, однако есть те, кто читает в Сети книги и издания (41 %], посещает образовательные ресурсы (28 %], просматривает новостные порталы (34 %] и уже работает через интернет (22 %]. Это означает, что доступ к глобальной сети можно отнести к базовым потребностям представителей молодежи [Вьюгина 2018].
Игрореализация - один из трендов сегодняшнего дня. Как афористично сформулировал наш эксперт из сферы маркетинга образовательных услуг, «для меня общение в соцсетях - это игра, когда люди могут думать, что они говорят серьезные вещи, а на самом деле - нет». Многие эксперты (80 %] отметили, что игровой формат подачи контента им нравится в том случае, если он сделан грамотно и качественно. Сами эксперты (81,8 %] регулярно используют игрореализацию для работы с молодежью, так как это хороший способ донести и объяснить сложную информацию. Однако некоторые респонденты (18,9 %] высказали особое мнение о том, что не готовы использовать данный формат в своей деятельности, если только игры не отвечают определенным критериям. Как подчеркнул эксперт, модератор форума «Территория смыслов», «мне нравятся игровые технологии только тогда, когда они умные, интеллектуальные, сделаны с большой долей креатива».
По поводу наличия или отсутствия ограничений в применении игрового формата мнения опрошенных специалистов разделились пополам. Первая половина (50 %] считает, что ограничения в использовании игровых технологий существуют, и они связаны с морально-нравственными и этическими аспектами, например нельзя использовать игрореализа-цию при освещении таких тем, как смерть или трагедия. Другая половина (50 %] считает, что нет никаких тематических ограничений для использования игровых технологий. Несмотря на то, что не всем экспертам нравится игровой формат подачи информации, игровые технологии при коммуникации с молодежью используют почти 100 % опрошенных - и в качестве формата обучения (викторины, квизы, виртуальные путешествия], и для общения с молодежью в социальных сетях (конкретно - в Instagram).
По мнению большинства экспертов (80 %), благодаря интерактивности получается сохранять коммуникацию с молодежью, дистанционно поддерживать интерес к образованию и к общению. Из интерактивных образовательных средств выделены презентации, видеоуроки, 3D-моде-ли, опросы, мозговые штурмы, кейсы, поисковые технологии, проектирование. Эксперт, медиапсихолог и видеоблогер, отмечает, что интерактивные средства «кажутся привлекательными для молодых людей. С другой стороны, они могут иногда мешать учебному процессу, формируя больше интерес именно к интерактиву, а не к предмету общения». По мнению экспертов, в социальных сетях молодежь чаще реагирует на то, что вызывает провокацию, поэтому можно практиковать опросы в сторис Instagram, вступать в диалог с автором комментария.
Почти 80 % молодежной аудитории, с которой общаются опрошенные эксперты, активны. Эксперты (50 %) отметили, что чем старше становится молодежная аудитория, тем она активнее. При этом активность молодых людей зависит от того, насколько они желают общаться, и у каждого эта активность проявляется по-своему. Все эксперты (100 %) указали, что молодежная аудитория активна как в реальности, так и в виртуальной среде. Если в реальности активность проявляется участием в мероприятиях, волонтерских движениях, конкурсах, то в виртуальной среде активность выражается в общении, комментировании различных постов, активизации форм проведения своего досуга (фильмы, музыка]. Интересное предположение высказал эксперт из вузовской среды: «Современная молодежь - это молодежь поколения фиджитал, т. е. физическое плюс цифровое, поэтому она не отделяет одно пространство от другого. Молодежь активна как в реальности, так и в виртуальном пространстве, в которое она транслирует свои действия». Это подтверждается мнением медиапсихолога: «Мне всё больше кажется, что скоро мы не сможем разделять эти практики. Реальность и Сеть всё чаще сливаются. Когда они собираются в кафе и обсуждают что-то, увиденное в смартфоне, -они где? В реальности или в Сети? Они и там, и там. Скоро мы не сможем это разделять».
А вот относительно авторства и интерактивного соавторства
мнения экспертов разделились. Одни (27,3 %) предполагают, что не все могут быть авторами и не все хотят ими быть. Это обусловлено тем, что не каждый может создавать действительно нужный контент, потому что «авторство должно быть осмысленным», т. е. человек должен понимать, что он пишет и кому. Другая часть экспертов (45,5 %) считает, что все могут быть авторами, но не все хотят ими быть, так как не хотят выражать свое мнение публично. И сегодня, как отметил один из опрошенных, все являются авторами, независимо от наличия каких-либо компетенций и навыков, так как все имеют социальные сети и способны выражать свое мнение.
Таким образом, ценностное становление молодежи происходит:
1] при помощи мультиформатной трансляции информации и имеющегося социального опыта;
2] с использованием игровых форматов, благодаря которым молодежь копирует / подражает эффективным примерам продвижения и самопрезентации;
3] через собственное проживание социального опыта путем интерактивного участия или соучастия в создании медиаконтента.
Заключение
Современное медиапространство обладает максимальным влиянием на все сферы жизни молодежной аудитории, так как именно этот сег-
мент общества включает самых активных медипотребителей. С помощью медиа новое поколение активно включается во все социальные процессы. Так, в ходе нашего исследования подавляющее большинство экспертов отметили решающее значение медиа в социальном и нравственном становлении молодежи. Однако сегодня можно констатировать, что СМИ оказывают двойственное влияние на цифровое поколение: с одной стороны, молодежь получила возможность творческой реализации. С другой -современные медиатренды формируются под воздействием коммерциализации медиасреды. В стремлении создать хорошо продаваемый медиа-контент теряется нравственная составляющая.
Медиа влияют на ценностное мировоззрение молодежи, определяя в конечном итоге духовный или материальный вектор формирования ценностей. Основными медийными инструментами, которые используют медиа для формирования тех или иных ценностей, являются игрореали-зация, которая повышает смысловую доступность контента, мультифор-матность, которая соответствует типу мышления нового поколения, и интерактивное соавторство, обеспечивающее максимальное сближение с целевой аудиторией.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы о трансформации ценностей цифровой молодежи:
1. Социальные сети являются главной коммуникативной площадкой молодежи. С их помощью молодежь активно киберсоциализируется, перенимая те установки, которые транслируют инфлюенсеры медиапро-странства. Молодежь видит в лидерах мнений своеобразный нравственный эталон, поэтому социальные сети можно рассматривать как самый масштабный воспитательный институт для нового поколения.
2. Наиболее привлекательным в содержательной части медиапро-странства для молодежи является развлекательный медиаконтент, оказывающий сильное влияние на нравственное развитие личности. Это приводит к обесцениванию интеллектуальных основ в сознании молодежи, понижению требовательности к качественному уровню информации.
3. Личные материальные цели выходят на первый план. Среди социальных проблем, которые волнуют молодежь, также прослеживается прагматизм: уровень доходов, вопросы безопасности, повышение цен, стоимость жилья и т. п. Следовательно, базовые духовные ценности как идеал являются второстепенными, приоритетными стали ценности потребления.
Таким образом, коммуникационная эволюция сопровождается упрощением медийных форм, в то время как нацеленность массмедиа на удовлетворение аудиторных потребностей должна совмещаться с сохранением и развитием культурных ценностей, с трансляцией идей и смыслов, необходимых для развития цивилизации.
Список литературы
Бакеева Д.А. Социальные сети как коммуникационный тренд // Медиаисследова-ния 2019 / под ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиевой. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2019. С. 117-123.
Басова М.В., Беленко В.Е. Геймифицированные практики современных СМИ // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16, № 6: Журналистика. С. 41-52.
Борисенко Н.А. Трансформация ценностей молодежи в условиях цифровизации: «мягкая сила» и «умная сила» // Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2019. С. 16-25.
Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журналистики МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2019. 224 с.
Волкова И. И. К вопросу о функциональности игры и игровых коммуникаций в современных медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12. С. 41-45.
Вьюгина Д.М. Интернет в ежедневном медиапотреблении цифрового поколения России // Медиаскоп. 2018. № 3. DOI: 10.30547/теШа8Соре.3.2018.11.
Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Серия: Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 42-46.
Данилова Е.А. Влияние СМИ на социализацию молодежи // Наука. Общество. Государство. 2017. Т. 5, № 2. URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/dani-lova_ea_17_2_17.pdf (дата обращения: 05.03.2021).
Динейкина Е.В. Духовно-нравственное становление личности в условиях трансформации современного российского общества: дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2020. 171 с.
Долгова Ю.С. Отражение специфики поколения миллениума в СМИ // Novainfo. 2016. 3 июня. URL: https://novainfo.ru/article/6551 (дата обращения: 28.07.2021).
Зверева Е.А. Инструменты социализации в новых городских медиа // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 8. С. 76-83.
Зверева Е.А. Журнальный контент как инструмент развития взаимодействия СМИ и медиапросьюмеров // МедиаАльманах. 2016. № 2 (73). С. 34-42.
Зверева Е.А., Хворова В.А. Поколения Y и 2: особенности медиапотребления // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Т. 19, № 6: Журналистика. С. 131-140. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-131-140.
Зубанова Л.Б. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России: автореф. дис. ... д-ра культурологии. Челябинск, 2009. 43 с.
Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М.: Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, 2009. 84 с.
Лавренова Т.С., Кирилин К.А. Переход российских СМИ от моно- к мультифор-матности (на примере ИД «Алтапресс») // Медиаисследования 2019 / под ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиевой. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. С. 236-241.
Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Фак. журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 87 с. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2003. 356 с. Плешаков В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a:
моногр. М.: МПГУ: Прометей, 2012. 212 с. Свитич Л.Г. Ценностная парадигма как базовый фактор стратегии развития общества и медиасистемы // Век информации. 2016. № 2. С. 300-306. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Фак. журналистики МГУ, 2000. 252 с. Солдатова Г.У., Олькина О.И. Дружба в реальном и виртуальном мире: взгляд российских школьников // Academia. Педагогический журнал Подмосковья.
2016. № 3 (9). С. 39-47.
Твендж Дж.М. Поколение селфи: кто такие миллениалы и как найти с ними общий язык / пер. с англ. Е. Деревянко. М.: Эксмо, 2018. 336 с. Титова В.Н. Геймификация в медиа: признаки геймифицированного продукта // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 170-173. DOI: 10.17223/23062096/4/42. Феткуллина Г.А. Мультимедиатизация СМИ в начале XXI в. // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2013. № 12 (113). С. 179-185.
Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука, 2001. 230 с.
Boellstorff T. Coming of age in second life: an anthropologist explores the virtually human. Princeton: Princeton University Press, 2008. 328 p. Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press,
2017. 290 p.
Gentile D.A., Swing E.L., Choon G.L., Khoo A. Video game playing, attention problems, and impulsiveness: evidence of bidirectional causality // Psychology of Popular Media Culture. 2012. No. 1. P. 62-70. Twenge J.M. iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy - and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017. 352 p. Utz S., Breuer J. The Relationship Between Use of Social Network Sites, Online Social Support, and Well-Being // Journal of Media Psychology. 2017. Vol. 29, iss. 3. P. 115-125.
Vartanov S.A. Postmillennials' media consumption analysis: A mathematical approach // Digital transformations of mass media: regional, national and global aspects: the 10th International Media Readings in Moscow "Mass Media and Communications 2018". Moscow: Faculty of Journalism, 2018. P. 43-44. Vartanova E.L. The media and the individual: economic and psychological interrelations // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. No. 1. P. 110-118. Yau J.C., Reich S.M. Are the Qualities of Adolescents' Offline Friendships Present in Digital Interactions? // Adolescent Research Review. 2018. Vol. 3. Iss. 3. P. 339-355.
References
Bakeeva, D.A. (2019), Social networks as a communication trend. Semilet, T.A., Fo-tieva, I.V. (eds.) Mediaissledovaniya 2019, Barnaul, Altai University publ., pp. 117-123. (in Russian).
Basova, M.V., Belenko, V.E. (2017), Gamified practices of contemporary media. Vest-nik NSU. Series: History and Philology, Vol. 16, no. 6: Journalism, pp. 41-52. (in Russian).
Boellstorff, T. (2008), Coming of age in second life: an anthropologist explores the virtually human, Princeton, Princeton University Press, 328 p.
Borisenko, N.A. (2019), Transformatsiya tsennostei molodezhi v usloviyakh tsifrovizat-sii: "myagkaya sila" i "umnaya sila" [Transformation of youth values in the context of digitalization: "soft power" and "smart power"]. Innovatsionnyi potentsial molodezhi: kul'tura, dukhovnost' i nravstvennost' [Innovative potential of youth: culture, spirituality and morality], materials of the International Youth Research Conference, Yekaterinburg, Ural University publ., pp. 16-25. (in Russian).
Chuprov, V.I., Zubok, Yu.A., Williams, K. (2001), Molodezh' v obshhestve riska [Youth in a risk society], Moscow, Nauka publ., 230 p. (in Russian).
Couldry, N., Hepp, A. (2017), The Mediated Construction of Reality, Cambridge, Polity Press, 290 p.
Danilov, S.A. (2012), Riski i potentsial internet-sotsializatsii molodezhi [Risks and potential of Internet socialization of youth]. Izvestia of Saratov University, Vol. 12: Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, No. 2, pp. 42-46. (in Russian).
Danilova, E.A. (2017), Influence of Media on Socialization of Youth. Science. Society. State, 2017, Vol. 5, no. 2, available at: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/da-nilova_ea_17_2_17.pdf (accessed: March 5, 2021). (in Russian).
Dineikina, E.V. (2020), Dukhovno-nravstvennoe stanovlenie lichnosti v usloviyakh transformatsii sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Spiritual and moral formation of a person in the conditions of transformation of modern Russian society], PhD Thesis, Pyatigorsk publ., 171 p. (in Russian).
Dolgova, Yu.S. (2016), Otrazhenie spetsifiki pokoleniya milleniuma v SMI [Reflection of the specifics of the millennial generation in the media]. Novainfo, June 3, available at: https://novainfo.ru/article/6551_(accessed: July 28, 2021). (in Russian).
Fetkullina, G. (2013), Multimediatisation of mass media at the beginning of the XXIth century. RSUH/RGGUBulletin. Series: Philology. Journalism. Literary Criticism, No. 12 (113), pp. 179-185. (in Russian).
Gentile, D.A. Swing, E.L., Choon, G.L., Khoo, A. (2012), Video game playing, attention problems, and impulsiveness: evidence of bidirectional causality. Psychology of Popular Media Culture, No. 1, pp. 62-70.
Kalmykov, A.A. (2009), Interaktivnaya gipertekstovaya zhurnalistika v sisteme ote-chestvennykh SMI [Interactive hypertext journalism in the system of domestic mass media], Moscow, Institute of Advanced Training of Television and Radio Broadcasting Workers publ., 81 p. (in Russian).
Lavrenova, T.S., Kirilin, K.A. (2019), Transition of Russian media from mono- to multi-formatness (on the example of «Altapress» publishing house). Semilet, T.A., Fotieva, I.V. (eds.) Mediaissledovaniya 2019, Barnaul, Altai University publ., pp. 236-241. (in Russian).
Lukina, M.M., Fomicheva, I.D. (2005), SMI v prostranstve Interneta [Mass media in the Internet space], Moscow, Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow State University publ., 87 p. (in Russian).
Oleshko, V.F. (2003), Zhurnalistika kak tvorchestvo [Journalism as creativity], Moscow, RIP-kholding publ., 356 p. (in Russian).
Pleshakov, V.A. (2012), Kibersotsializatsiya cheloveka: ot Homo Sapiens'a do Homo Cyberus'a [Human cybersocialization: from Homo Sapiens to Homo Cyberus], Monograph, Moscow, Moscow Pedagogical State University publ., Prometei publ., 212 p. (in Russian).
Soldatova, G.U., Olkina, O.I. (2016), Friendship in real and virtual worlds: the view of Russian schoolchildren. Academia. Pedagogicheskii zhurnal Podmoskov 'ya, No. 3 (9), pp. 39-47. (in Russian).
Svitich, L.G. (2016), Values paradigm as a basic development factor of society and media systems. Vek informatsii, No. 2, pp. 300-306. (in Russian).
Svitich, L.G. (2000), Fenomen zhurnalizma [The phenomenon of journalism], Moscow, Faculty of Journalism of Moscow State University publ., 252 p. (in Russian).
Titova, V.N. (2015), Gamification in media: signs gamification product. Journalistic Yearbook, No. 4, pp. 170-173. DOI: 10.17223/23062096/4/42. (in Russian).
Twenge, J.M. (2018), Generation Me, Moscow, Eksmo publ., 336 p. (in Russian).
Twenge, J.M. (2017), iGen: Why Today's Super-Connected Kids Are Growing Up Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy - and Completely Unprepared for Adulthood - and What That Means for the Rest of Us, New York, Atria Books, 352 p.
Utz, S., Breuer, J. (2017), The Relationship Between Use of Social Network Sites, Online Social Support, and Well-Being. Journal of Media Psychology, Vol. 29, iss. 3, pp. 115-125.
Vartanov, S.A. (2018), Postmillennials' media consumption analysis: A mathematical approach. Digital transformations of mass media: regional, national and global aspects, the 10th International Media Readings in Moscow "Mass Media and Communications 2018", Moscow, Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow State University publ., pp. 43-44.
Vartanova, E.L. (2019), Teoriya media: otechestvennyi diskurs [Media Theory: Domestic Discourse], Moscow, Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow University publ., 224 p. (in Russian).
Vartanova, E.L. (2013), The media and the individual: economic and psychological interrelations. Psychology in Russia: State of the Art, Vol. 6, no. 1, pp. 110-118.
Volkova, I.I. (2013), On question of game and game communications functionality in modern media. Philology. Theory & Practice, No. 12, pp. 41-45. (in Russian).
Vyugina, D.M. (2018), The Internet in Everyday Media Consumption of Russian Digital Generation. Mediascope, No. 3. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.11. (in Russian).
Yau, J.C., Reich, S.M. (2018), Are the Qualities of Adolescents' Offline Friendships Present in Digital Interactions? Adolescent Research Review, Vol. 3, iss. 3, pp. 339-355.
Zvereva, E.A. (2019), Socialization tools in new urban media. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, No. 8, pp. 76-83. (in Russian).
Zvereva, E.A. (2016), Magazine content as a development tool for the collaboration between the media and media prosumers. MediaAlmanah, No. 2 (73), pp. 34-42. (in Russian).
Zvereva, E.A., Chvorova, V.A. (2020), Generation Y and Z: Features Media Consumption. Vestnik NSU. Series: History and Philology, Vol. 19, no. 6: Journalism, pp. 131-140. DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-131-140. (in Russian).
Zubanova, L.B. (2009), Dukhovnoe liderstvo v sotsiokul'turnom prostranstve sovremen-noi Rossii [Spiritual leadership in the socio-cultural space of modern of Russia], Author's abstract, Chelyabinsk, 43 p. (in Russian).
TRANSFORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF YOUNG PEOPLE IN A MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT
E.A. Zvereva1, V.A. Khvorova2
1,2 Derzhavin Tambov State University (Tambov, Russia)
Abstract: The article is devoted to the transformation of youth values under the influence of the information and communication environment, the role of the media in the communicative processes of socialization and self-realization. The authors of the work emphasize the problem of the dual impact of the information and communication environment on the spiritual and moral formation of the digital generation: on the one hand, young people receive wide opportunities for self-development and self-realization, on the other, the scale of the negative influence of the media significantly distorts the traditional universal values that make up the spiritual basis of the individual. The relevance of the research is determined by the need to study new ways of translating the values of society and the integration of the individual as an active subject of socially significant communication, updating the understanding of the role of media communication in the dissemination of certain values and norms of behavior among young people. The paper presents the systematization of youth value groups in the context of the communicative practices of media consumption. The purpose of the study is to find optimal tools that allow young people to form a certain moral filter to neutralize the negative influence of the media. The research material is based on the application of an interdisciplinary approach to understanding the main characteristics of modern phenomena of the information and communication environment. The key research methods were in-depth interviews with experts, as well as a two-stage survey of 200 respondents aged 15 to 35 years. These results made it possible to prove the effectiveness of interactive co-authorship, multi-format and game implementation of broadcasting media content for the moral formation of a new generation.
Key words: information and communication environment, communication processes, values, socialization, gamification, multi-format, interactive co-authorship, digital youth.
For citation:
Zvereva, E.A., Khvorova, V.A. (2022), Transformation of value orientations of young people in a modern information and communication environment. Communication Studies (Russia), Vol. 9, no. 1, pp. 7-28. DOI: 10.24147/2413-6182.2022.9(1).7-28. (in Russian).
About the authors:
1 Zvereva, Ekaterina Anatolievna, Prof., Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations
2 Khvorova, Valeriya Anatolievna, Postgraduate student of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations
Corresponding authors:
12 Postal address: 33, Internatsional'naya ul., Tambov, 392000, Russia
1 E-mail: [email protected]
2 E-mail: [email protected]
Acknowledgements:
The reported study was funded by RFBR and EISR according to the research project No. 21-011-31261 OnH
Received: August 26, 2021
Revised: November 4, 2021
Accepted: January 15, 2022