Научная статья на тему 'Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования'

Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
522
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Саймонс Г.Д., Мухин М.Ю., Олешко В.Ф., Сумская А.С.

В настоящее время явно выражена общественная потребность в организации межпоколенческой коммуникации в цифровой среде с целью трансляции культурной памяти, которой оперирует старшее («аналоговое») поколение. Эта трансляция обусловливает возможность восприятия памяти «цифровым» поколением в процессе своей социализации и осознания культурной идентичности. Цель работы, связанная с разработкой методологии и частных методик исследования трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян, обусловила обращение к трем концептуально-значимым для исследования тематическим блокам. В результате, во-первых, на основании осмысления теории памяти Я. и А. Ассман авторы пришли к выводу, что в каждый момент коммуникации в цифровой среде используется не иначе как коммуникативно-культурная память, которая обладает свойствами синкретизма, обеспечивает как целостность восприятия, так и трансформируется, в отличие от «застывших форм» культурной памяти. Во-вторых, изучение теорий моделирования медиатекстов, стратегий организации мультимедийного повествования позволило оценить целесообразность применения мультимедийного сторителлинга как основной коммуникационной технологии, потенциально востребованной для межпоколенческой / социальной медиакоммуникации. В-третьих, на основе специфики медиапотребления поколений выявлены отличительные особенности «аналогового» и «цифрового» медиапоколений, определена значимость трансформации компетенций журналистов для работы в цифровой среде в контексте визуализации. В итоге определено, что синергетический эффект исследования трансформации коммуникативно-культурной памяти и ее трансляции будет достигнут в результате применения социально-коммуникационного, когнитивного и структурно-семиотического методологических подходов, социокультурологических и лингвистических методов. Для эмпирической базы исследования отобрано около 10 миллионов слов для веб-метрического анализа социальных медиа, которые составили основу четырех лингвистических подкорпусов в соответствии с четырьмя возрастными группами участников коммуникации, более 3000 текстов СМИ для дискурс-анализа. Формирование фокус-групп осуществляется на основе классических критериев комплектования предметных фокус-групп с учетом возрастных данных респондентов и их «информационной дееспособности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Саймонс Г.Д., Мухин М.Ю., Олешко В.Ф., Сумская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF COMMUNICATIVE AND CULTURAL MEMORY AND THE PROBLEMS OF ITS INTERGENERATIONAL TRANSMISSION: METHOD OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH

At present, there is a strong public need for intergenerational communication in the digital environment in order to transmit cultural memory, which is operated by the older ("analogue") generation. This transmission makes it possible for the "digital" generation to perceive memory in the process of its socialization and awareness of cultural identity. The work is connected with the development of methodology and particular methods of studying the transformation of communicative and cultural memory. Also, the work is focused on ways of cultural memory transmission from the "analogue" to the "digital" generations of Russians. The purpose of this work has let to a reference to three conceptually significant thematic blocks. First of all, based on the understanding of the memory theory, Ya. Assman and A. Assman concluded that at each moment of communication in the digital environment is used as a communicative-cultural memory, which possesses the properties of syncretism and ensures both the integrity of perception and transformation, in contrast to the "frozen forms" of cultural memory. Secondly, the study of theories of media text modelling and strategies for organizing multimedia narration allowed us to assess the expediency of using multimedia storytelling as the primary communication technology that is potentially in demand for intergenerational/social media communication. Third, based on the analysis of the specifics of media consumption by generations, the distinctive features of "analogue" and "digital" media generations have been revealed. It also highlighted the importance of transforming the competencies of journalists to work in the digital environment in the context of visualization. As a result, it was determined that the synergetic effect of the study of the transformation of communicative and cultural memory, and its transmission would be achieved as a result of the application of social communication, cognitive and structural-semiotic methodological approaches, socio-cultural and linguistic methods. The empirical research base includes about 10 million words for web-metric analysis of social networks, more than 3,000 texts for discursive analysis. The formation of focus groups is carried out on the basis of classical criteria, taking into account data on the age of respondents and their involvement in the use of modern information services.

Текст научной работы на тему «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования»

УДК 070.1:004.77(063)

DO110.24147/2413-6182.2019.6(4).906-939

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКОЙ ТРАНСЛЯЦИИ: МЕТОДИКА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ*

Г.Д. Саймонс1,2,3, М.Ю. Мухин1, В.Ф. Олешко1, А.С. Сумская1

1 Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия) 2 Институт Российских и евроазиатских исследований университета Упсалы (Швеция) 3 Университет Турибы (Латвия)

Аннотация: В настоящее время явно выражена общественная потребность в организации межпоколенческой коммуникации в цифровой среде с целью трансляции культурной памяти, которой оперирует старшее («аналоговое») поколение. Эта трансляция обусловливает возможность восприятия памяти «цифровым» поколением в процессе своей социализации и осознания культурной идентичности. Цель работы, связанная с разработкой методологии и частных методик исследования трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян, обусловила обращение к трем концептуально-значимым для исследования тематическим блокам. В результате, во-первых, на основании осмысления теории памяти Я. и А. Ассман авторы пришли к выводу, что в каждый момент коммуникации в цифровой среде используется не иначе как коммуникативно-культурная память, которая обладает свойствами синкретизма, обеспечивает как целостность восприятия, так и трансформируется, в отличие от «застывших форм» культурной памяти. Во-вторых, изучение теорий моделирования медиатекстов, стратегий организации мультимедийного повествования позволило оценить целесообразность применения мультимедийного сторителлинга как основной коммуникационной технологии, потенциально востребованной для межпоколенческой / социальной медиакоммуникации. В-третьих, на основе специфики медиапотребления поколений выявлены отличительные особенности «аналогового» и «цифрового» медиапоколений, определена значимость трансформации компетенций журналистов для работы в цифровой среде в контексте визуализации. В итоге определено, что синергетический эффект исследования трансформации коммуникативно-культурной памяти и ее трансляции будет достигнут в результате применения социально-коммуникационного, когнитив-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ № 19-18-00264 в рамках научного проекта «Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции».

© Г.Д. Саймонс, М.Ю. Мухин, В.Ф. Олешко, А.С. Сумская, 2019

ного и структурно-семиотического методологических подходов, социокуль-турологических и лингвистических методов. Для эмпирической базы исследования отобрано около 10 миллионов слов для веб-метрического анализа социальных медиа, которые составили основу четырех лингвистических под-корпусов в соответствии с четырьмя возрастными группами участников коммуникации, более 3000 текстов СМИ для дискурс-анализа. Формирование фокус-групп осуществляется на основе классических критериев комплектования предметных фокус-групп с учетом возрастных данных респондентов и их «информационной дееспособности».

Ключевые слова: цифровизация, коммуникативно-культурная память, социальная медиакоммуникация, межпоколенческая трансляция.

Для цитирования:

Саймонс Г.Д., Мухин М.Ю., Олешко В.Ф., Сумская А.С. Цифровизация коммуникативно-культурной памяти и проблемы ее межпоколенческой трансляции: методика междисциплинарного исследования // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 4. С. 906-939. DOI: 10.24147/2413-6182.2019.6(4).906-939.

Сведения об авторах:

1 Саймонс Грегори Джон, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания1, профессор2, доцент департамента коммуникационных наук3, PhD (политология), кандидат филологических наук

2

Мухин Михаил Юрьевич, директор департамента лингвистики, профессор кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики и текстоведения, доктор филологических наук

3

Олешко Владимир Федорович, профессор, заведующий кафедрой периодической печати и сетевых изданий, доктор философских наук

4

Сумская Анна Сергеевна, доцент кафедры телевидения, радиовещания и технических средств журналистики, кандидат педагогических наук

Контактная информация:

1'2'3'4 Почтовый адрес: 620000, Россия, Екатеринбург, ул. Ленина, 51 1 Почтовый адрес: SE751 20, Sweden, Uppsala, 3 Old Square, Box 514 1 Почтовый адрес: LV-1058, Латвия, Рига, ул. Грауду, 68

1 E-mail: gregmons@yahoo.com

2 E-mail: mu-hi@ya.ru

3 E-mail: vladimir.oleshko@urfu.ru

4 E-mail: anna. sumskaia@urfu. ru

Дата поступления статьи: 09.08.2019 Дата рецензирования: 17.09.2019 Дата принятия в печать: 10.11.2019

Введение

Социокультурные трансформации, которые явились результатом внедрения цифровых медиатехнологий в повседневную жизнь, обусловливают появление новых коммуникационных практик. Впервые в истории цивилизации (в частности, в истории России] цифровизация и формирование постиндустриального цифрового общества обусловили возникновение особого межпоколенческого разрыва, связанного с различными привычными коммуникационными практиками, которые реализуются в несовпадающих медийных пространствах. С одной стороны, у старшего, «аналогового», поколения существует потребность в передаче (трансляции] младшему, «цифровому», поколению накопленной коммуникативно-культурной памяти. С другой стороны, для «цифрового» поколения, значима информация, позволяющая удовлетворить потребности в ситуации осмысления своей социализации и осознания культурной идентичности. Однако различия в трансформации и инструментах трансляции памяти поколений являются причиной неудач при попытке передачи коммуникативно-культурной памяти, что приводит к значительным социальным деформациям. Между тем возможность продуктивного межпоколенческого общения даже в эпоху нестабильности делает осознание принадлежности к своей стране и идентификацию с ее интересами, историей, культурой более устойчивыми и эффективными.

Таким образом, целью настоящей работы является исследование механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян в эпоху цифровизации. Статья посвящена первому этапу - разработке методологии и частных методик проводимого исследования. Междисциплинарный характер данной работы определен пересечением интересов и использованием методов журналистики, социопсихологической сферы, лингвистики и культурологии.

Характеристика междисциплинарной проблемной области

Коммуникативно-культурная память: понятие, особенности накопления, трансформации и трансляции в условиях цифровизации

В центре проводимого исследования понятие о коммуникативно-культурной памяти. Для разработки этого понятия мы опираемся на теорию коммуникативной и культурной памяти немецких историков культуры Яна и Алейды Ассман.

«Память - это то, что позволяет нам построить образ или повествование о прошлом и тем же путем развить образ и повествование о себе» [Assmann 2011: 15]. В теории Я. Ассмана выделены два вектора - коммуникативная память (связанная с недавним прошлым] и культурная память (связанная с «абсолютным» прошлым]. «Понятие «коммуникативная память» включает в себя те разновидности коллективной памяти,

которые основаны исключительно на повседневных коммуникациях» [Assmann1995: 125]. Эта память отражает личность как носителя социальных ролей своего времени. По мнению исследователей, это «область устной истории», которая, как представляется, в настоящее время повсеместной медиатизации коммуникации становится неотъемлемой частью институциональной «истории письменной» и представлена, как минимум, во всех социальных медиа.

«Культурная память включает совокупность многократно используемых текстов, изображений и ритуалов, характерных для каждого общества в каждой эпохе, чье «культивирование» служит для стабилизации и передачи образа самого общества. Основываясь на таких коллективных знаниях, по большей части (но не исключительно] прошлого каждая группа основывает свое понимание единства и специфики» [Assmann 1995: 132].

В своих предыдущих исследованиях мы подтвердили, что в повседневной коммуникации личность одновременно оперирует навыками коммуникативной памяти на основе «исторического опыта в рамках индивидуальных биографий» и отражает смыслы, которые хранятся в культурной памяти идентичных групп [Сумская, Сумской 2019: 603; Simons 2018/ 153].

Считаем, что в цифровую эпоху коммуникативная память, транслируемая посредством специально организованных институций - социальных сетей, СМИ, мессенджеров, коммуникационных сервисов - обретает статус культурной. Согласно позиции Я. Ассмана, коммуникативная память неинституциональна, поскольку «не поддерживается никакими обучающими институциями, не культивируется специалистами, <...> не воспроизводится в особых случаях, не формализована и не закреплена в каких-либо формах материальной символики» [Ассман 2011: 18]. Однако сегодня мы наблюдаем, что повседневная коммуникация, опосредованная медиа, формализована, имеет определенные нормы и правила поведения коммуникантов, заданные разработчиками медиа-сервисов. Технические специалисты-разработчики задали рамки «ритуального поведения» в цифровой среде, сыграв в некотором смысле роль «брахманов» периода устной культуры. Корреляцию коммуникативной и культурной памяти в цифровую эпоху подтверждает авторитетная нидерландская исследовательница Дж. ван Дейк (Jose' van Dijck). Она приходит к выводу, что следы индивидуальной памяти в цифровых медиа являются одновременно личными и коллективными, в итоге обретают статус культурного достояния, вписанного в более широкие культурные рамки, чем просто личные воспоминания [Dijck 2004].

Таким образом, сегодня в каждый момент коммуникации в цифровой среде актуализируется, по нашему мнению, именно коммуникативно-культурная память, которая обладает свойствами синкретизма и обеспечивает целостность восприятия информации. Полагаем что, коммуника-

тивно-культурная память поколения может быть формализовано представлена как набор наиболее важных культурных знаков и коммуникативных практик, которые способствуют идентификации со своим культурно-историческим сообществом, со своей страной, персонально значимы для конкретного индивида «здесь и сейчас».

Коммуникативная память имеет временной горизонт, который способен смещаться, так как находится в прямой зависимости от значимого происходящего во времени. Я. и А. Ассман приходят к выводу, что память о «недавнем прошлом» переходит в статус «абсолютного прошлого» через 3-4 поколения, поскольку «семья представляет собой <...> коммуникативные рамки для одновременно живущих поколений. В этих рамках происходят пересечения их опыта, их рассказов и судеб» [Ассман 2014: 13].

Считаем, что в ситуации динамичных технологических трансформаций наиболее целесообразно оперировать не категориями поколений в рамках семьи, а, скорее, поколений медиа-коммуникаторов, поскольку ныне рамки коммуникаций, в том числе в СМИ, задают сервисно-технологические инструменты медиаиндустрии. Это позволяет выделить как минимум два типа поколений - «аналоговое» и «цифровое». Обращение к СМИ и медиа важно, поскольку они, «эффектно перерабатывая события прошлого, актуализируют их и доносят до общественного сознания» [Ассман 2014: 151], кодируют смыслы и символы, обеспечивая «долгосрочность» памяти.

Смена медиапоколений в период мощных цифровых новаций происходит быстрее, чем в «аналоговый» период развития СМИ, особенно в крупных мегаполисах. Если принять во внимание, что значимым маркером цифровой эпохи является медиатизация жизни в самом широком смысле, то можем констатировать, с одной стороны, быстрое наращивание массива культурной памяти, а с другой - недостаточное количество коммуникативных практик, обеспечивающих межпоколенческие связи. Эти практики и смыслы-символы являются значимым полем исследования, поскольку, как представляется, наиболее продуктивны для реализации задач трансформации и трансляции коммуникативно-культурной памяти, в том числе от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян.

Исследования в этом проблемном поле сегодня активизировались во всем мире. Например, трансформация современного прошлого в «цифровое культурное наследие» и способы его репрезентации «цифровой» аудитории описаны испанскими учеными [Pecourt Gracia & Rius-Ulldemolins 2018].

Использование средств массовой информации в моделировании общих воспоминаний исследовано в работе нидерландского литературоведа Энн Риньи (Ann Rigney]. Разработанная ею модель передачи культурной памяти через СМИ включает следующие этапы: отбор, объединение, повторение, воспроизведение, трансформацию и тиражирование пред-

ставлений в медиа. При этом имитируются переживания и отношение поколения к событиям и фактам ближнего и дальнего прошлого [Rigney 2005: 26].

Конструирование национальной культурной памяти через нарративные шаблоны-послания представлено в работах эстонского профессора истории культуры, руководителя Центра межкультурных исследований Марека Тамма [Tamm 2008]. В работе британского исследователя D. Middleton анализируются идеологические рамки «прошлого в настоящем», их роль в организации влияния на современную политику [Middleton 2002]. Значимость духовных символов в трансляции политической памяти определена в работе Г. Саймонса и Д. Вестерлунда [Simons, Westerlund 2015]. В трудах коммуникативиста из Словении Залы Вольцис исследовано манипулирование культурной памятью с целью усугубления форм национализма и ненависти посредством популистского медиадискурса [VolciC 2007].

Таким образом, на сегодняшний день существуют различные инструменты исследования коммуникативно-культурной памяти, механизмов ее трансформации и трансляции от одного поколения к другому.

Моделирование текстов СМИ и социальных медиа и теория мультимедийного повествования

Тексты средств массовой информации и социальных медиа (в частности, социальных сетей] сегодня стали серьезным объектом междисциплинарного изучения. В частности, методология комплексного лингвистического и социокультурного моделирования публицистического текста, а также концепция изучения медиатекста в эпоху дигитализации представлены в работах В.В. Богуславской [Богуславская 2011]. Система кодов русского журналистского дискурса, текстопорождающие практики, востребованные при моделировании медиатекстов, основательно разработаны уральским филологом Э.В. Чепкиной [Чепкина 2000].

К известным зарубежным исследованиям в этой сфере относится опыт моделирования текстов в мультимедийной среде, который основан на применении импликативной теории мультимедийного повествования. Автором этой теории является философ и культуролог H. Jenkins [Jenkins 2006]. С. Miller подтверждает, что способы рассказывания историй в мультимедийной среде имеют свои особенности. В его работе определяются стратегии организации повествования на различных цифровых платформах, и особое внимание уделяется использованию интерактивных технологий в организации взаимодействия с аудиторией медиа [Miller 2008].

Технология создания «нарративных миров», конвергентных повествований обобщена в работах испанского исследователя С. Scolari [Scolari 2009]. Ирландский ученый Kelly McErlean в свою очередь выстраивает концептуальные основы производства мультимедийных и трансмедийных

историй [McErlean 2018]. Свое справочное руководство по конструированию мультимедийных и трансмедийных сторителлингов он во многом строит на осмыслении концепций и принципов работ Дзиги Вертова, Василия Кандинского, Льва Мановича, Владимира Проппа, Александра Скрябина, Игоря Стравинского, Андрея Тарковского, Виктора Шкловского, Сергея Эйзенштейна - представителей творческой среды русского или российского происхождения.

Американский медиадизайнер и писатель Andrea Phillips в руководстве для создателей Transmedia Storytelling конкретизирует позицию о конструировании платформ для рассказывания историй, чрезвычайно важную для практикующих производителей. Она выделяет 2 направления: 1] западное («голливудское»], которое предполагает передачу истории аудитории на множестве «больших» платформ - кино, театр, печать и проч., и 2] восточное, полностью фокусирующееся на интерактивных он-лайн-платформах (социальных медиа, интернет-порталах] [Phillips 2012].

Проблемам мультимедийного журналистского повествования посвящены работы многих отечественных исследователей и практиков. Так, определяя сторителлинг базовой коммуникационной технологией журналиста, назначение которой в эмоциональном вовлечении адресата, М.С. Миташева и В.С. Варакин выявляют компоненты нарративной журналистской истории, приводят схему организации повествовательного журналистского текста [Миташева, Варакин 2017]. Создание мультимедийного повествования на основе концепции «Маэстро» многократно апробировано российским медиатренером М. Силантьевой [Силантьева 2016].

Таким образом, публицистические тексты, организуемые как мультимедийное повествование, или, как сегодня это принято называть, стори-теллинги, могут явиться основной коммуникационной технологии, весьма востребованной для межпоколенческой коммуникации с целью трансляции коммуникативно-культурной памяти.

«Цифровая» аудитория и компетенции журналистов в цифровой среде

В центре проводимого исследования - межпоколенческая коммуникация и трансляция коммуникативно-культурной памяти от «аналогового» поколения к «цифровому». Аудиторию, для которой привычнее использовать первично аналоговые СМИ, мы условно называем «аналоговым» поколением, а аудиторию, для которой предпочтительнее цифровые медиа, - «цифровой». Изучение потребностей «цифровой» аудитории представлено в работах отечественных исследователей. В частности, обобщаются коммуникативные практики в цифровой среде [Каминская 2018], привычки современного пользователя [Вьюгина 2017], направленность медиазапросов «цифровой молодежи» [Дунас 2018].

Для решения заявленной научной проблемы значимы концептуальные зарубежные исследования как поколенческих ценностей, так и технологий преодоления коммуникационного разрыва работающих поколений X, Y и МШепша^ [НШтап 2014]. В этой связи становится особенно актуальным понимание компетенций журналистского сообщества как «аналогового», так и «цифрового» поколений, востребованных при производстве контента «в цифре». Потребность адаптации журналистов «аналогового» поколения к работе в цифровой информационной среде осознается многими, сложности трансформации компетенций журналистов конкретизируются, обобщаются и анализируются в российских исследовательских проектах [Коханова 2017; Олешко, Олешко 2017].

Противоречие позиций ученых в данном случае проявляется в различных точках зрения по отношению к содержанию коммуникации с аудиторией: необходимо следовать за ее актуальными предпочтениями, предугадывая возможные интересы, или диктовать тему и содержание контента? Последнее, на наш взгляд, является отражением опыта «аналогового» поколения.

Механизмы трансформации коммуникативно-культурной памяти и способы ее межпоколенческой трансляции напрямую связаны с изучением возможностей современных информационно-коммуникационных технологий. Одним из важных результатов российского аналитического проекта «Мониторинг глобальных трендов цифровизации в 2018 г.» является вывод об особой значимости визуализации информации, что позволяет ускорить процесс восприятия аудиторией продуктов коммуникативно-культурной памяти за счет выстраивания образных ассоциаций. В связи с этим большое значение имеет работа филолога и математика С.И. Симаковой «Визуальный поворот в массовых коммуникациях» [Симакова 2017]. Трансформация исторической науки в условиях формирования общества визуальной культуры и использование особых методов работы с визуальными источниками описаны в работах уральской научной школы под руководством Л.Н. Мазур [Мазур 2015].

Таким образом, специфика медиапотребления «цифрового» поколения актуализирует значимость трансформации компетенций журналистов для работы в цифровой среде.

Методология исследования: основные подходы и методы

Предлагаемая в данной работе методология исследования коммуникативно-культурной памяти и ее межпоколенческой трансляции предполагает изучение механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти «аналогового» и «цифрового» поколений. Для сопоставления, выработки и апробации способов трансляции коммуникативно-культурной памяти от «аналогового» поколения к «цифровому», безусловно, необходим новый междисциплинарный методологический инструмента-

рий. Перечислим направления, которые являются здесь наиболее существенными.

Социально-коммуникационный подход позволяет выявлять и познавать различные пласты бытования культуры и ее конкретных явлений как социально-коммуникационных систем. В разработанной А.В. Соколовым социально-коммуникационной модели культуры, центральное место занимает категория «смысл» (знания, умения, эмоции, стимулы] и коммуникационные циклы движения смыслов в социальном времени и пространстве [Соколов 2002].

Подход применим к решению таких проблем исследования, как «взаимодействие личности, коллектива, общества в процессах создания, распространения, восприятия, культурных ценностей; взаимовлияние социокультурной среды и личности; воздействие конкретных культурных текстов на личность, социальную группу, массовые или исторические общности» [Манкевич 2001]. Эти идеи целесообразно использовать при выявлении механизмов трансформации коммуникативно-культурной / социальной памяти поколений и определении значимых смыслов-символов поколений.

Структурно-семиотический подход разработан как зарубежными, так и отечественными учеными (Ж. Бодрийяр, К. Леви-Стросс, Ю.М. Лот-ман, Е.М. Метелицкий, Ч. Пирс, В.Я. Пропп, Ф. Соссюр, Н. Фуко, Р.О. Якобсон]. Социальная коммуникация, с точки зрения семиотики, предстает как взаимодействие, основанное на знаках и знаковых системах. Данный подход востребован при конструировании социальной медиакоммуни-кации как основы межпоколенческого диалога.

Когнитивный подход в социологии разработан применительно к коллективным социальным представлениям (Н. Луман, Ж. Подьоло, И. Ле-ви-Стросс]. Согласно когнитивной системной теории коммуникации Н. Лу-мана, реальность вырабатывается внутри системы медиа через придание / производство смысла, а «всякое познание (а, следовательно, всякая реальность] является конструкцией» [Луман 2005]. Когнитивный подход в социальной психологии предусматривает опору на принцип сознательности личности, разработан Д. Келли (теория личностных конструктов], Т. Ньюкомом (теория коммуникативных актов], Ж. Пиаже (закономерности развития мышления].

Когнитивная методология в медиаисследованиях активно используется российскими и забежными учеными [Макаренко, Ковальчук 2018]. Модель воздействия СМИ на аудиторию, разработанная на основе когнитивного подхода, востребована для анализа трансляции коммуникационно-культурной памяти от «аналогового» к «цифровому» поколению [Суходолов, Маренко 2018]. Когнитивные стратегии восприятия цифровой литературы представлены в работе датского ученого J. Hansen [Hansen 2018]. Понимание нарративных посланий «далекого прошлого» на осно-

ве когнитивных шаблонов экспериментально проверено и обобщено в работах ученых Старого и Нового света A. Norenzayan, S. Atran, J. Faulkner, M. Schaller [Norenzayan, Atran, Faulkner&Schaller 2006]. Американские пси-хологи-когнитивисты W. Hirst и D. Manier выявляют психологические механизмы, обеспечивающие эффективность функционирования коллективной памяти в той или иной культуре [Hirst & Manier 2008:197].

В рамках решения заявленной научной проблемы когнитивный подход помогает в процессе конструирования смыслов «означающего» и интерпретации «означаемого» в восприятии «цифрового» поколения.

Социо-культурологические подходы. Одна из важнейших задач работы - выявление маркеров коммуникативно-культурной памяти на основе работы с фокус-группами «аналогового» и «цифрового» поколений, формирование которых осуществляется в соответствии с классическими требованиями к предметным фокус-группам, а важными критериями комплектования становятся возраст респондентов и их «информационная дееспособность» [Сумская, Свердлов 2019: 37]. Для выявления маркеров могут быть использованы эмпирические методы качественного и количественного исследования. В частности, Q-методология, преимущества и технология реализации которой для изучения восприятия социальных и культурных феноменов описана в работах C. Davis, C. Michelle [Davis, Michelle 2011], И.В. Романова [Романов 2014]. Этот метод, как и опросы, востребованы для картирования социально-культурных «мест памяти» поколений.

Кроме того, анкетирование, интервьюирование, методика ментальных карт способны обеспечить выявление маркеров коммуникативно-культурной памяти как «цифрового», так и «аналогового» поколений.

Лингвистические подходы. В практике лингвистического анализа текста активно развиваются методы идеографической лексикографии и компьютерной лингвистики. В работах М.Ю. Мухина предложена методология сравнительно-статистического анализа больших текстовых массивов [Мухин 2015]. Возможности автоматизации семантического анализа исследуются также в монографии Ю.А. Киселева, М.Ю. Мухина, С.В. Порш-нева [Киселев, Мухин, Поршнев 2018]. Эти методы применимы для обработки большого объема текстов СМИ и социальных медиа.

Исследование предполагает применение количественных методов веб-метрического анализа больших данных при исследовании актуальных проблем и контентных запросов «цифрового» поколения. Методы современной корпусной лингвистики, связанной с компьютерной обработкой и разметкой больших текстовых массивов, востребованы для выявления маркеров коммуникативно-культурной памяти на основе изучения большого массива данных социальных медиа и сторителлингов в СМИ. Сопоставительный лексико-статистический анализ большого массива текстов, созданных представителями разных поколений, позволяет выявить языковые предпочтения каждого из них и провести дальнейшую интерпре-

тацию особенностей медиакоммуникации, характерных для «аналогового» и «цифрового» поколений. Уточнить и дополнить результаты лексикостатистического анализа большого массива данных позволяют методики выборочного дискурсивного анализа текстов СМИ и социальных медиа.

Эмпирическая база исследования включает около 10 миллионов слов для веб-метрического анализа социальных медиа, которые составили основу четырех лингвистических подкорпусов в соответствии с четырьмя возрастными группами участников коммуникации, более 3000 текстов СМИ для дискурс-анализа.

Постановка конкретных задач исследования трансформации и межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти

Данная статья отражает первый необходимый этап проводимого исследования - разработку общей методологии и частных методик исследования механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти и способов ее трансляции от «аналогового» к «цифровому» поколению россиян в эпоху цифровизации. Дальнейшее развитие исследования предполагает ряд этапов практического характера.

Во-первых, необходимо выявить и сопоставить маркеры коммуникативно-культурной памяти, характерные для «аналогового» и для «цифрового» поколений. Решение этой задачи предполагает:

а] выявление маркеров коммуникативно-культурной памяти на основе работы с фокус-группами «аналогового» и «цифрового» поколений (социокультурологический этап];

б] выявление маркеров коммуникативно-культурной памяти на основе изучения большого массива данных социальных медиа и текстов СМИ (компьютерно-лингвистический и стилистический этап];

в] обобщение механизмов трансформации коммуникативно-культурной памяти, характерных для двух поколений.

Во-вторых, проведенный анализ маркеров коммуникативно-культурной памяти позволяет разработать общую модель и принципы межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти. На этом этапе будет проведено:

а] выявление языковых, тематических, жанровых, сюжетных и фор-матообразующих структур, а также возможностей конвергентной технологической среды, обеспечивающих трансляцию коммуникативно-культурной памяти от старшего «аналогового» поколения молодому «цифровому» поколению, а также адаптацию «аналогового» поколения журналистов к цифровой медиакоммуникации;

б] выявление особенностей восприятия «цифровым» поколением мультимедийных текстов СМИ различной тематики (гражданской, познавательной, развлекательной], разных жанров и форматов, а также понимания нарративных месседжей в мультимедийных текстах СМИ;

в] формирование модели и принципов межпоколенческой трансляции коммуникативно-культурной памяти.

В-третьих, становится возможным применение модели социальной медиакоммуникации для организации межпоколенческого «цифрового диалога», трансляции коммуникативно-культурной памяти в цифровой среде РФ и стран ближнего зарубежья. На этом этапе проводится:

а] апробация модели социальной медиакоммуникации на группах «цифрового» поколения в российском мегаполисе, а также представителях страны ближнего зарубежья;

б] анализ сконструированных нарративных месседжей в мультимедийных текстах, а также актуальных коммуникационных практик трансляции коммуникативно-культурной памяти в цифровых СМИ и социальных медиа;

в] обобщение закономерностей поведенческих тактик «цифрового» поколения при восприятии тематических цифровых медиатекстов разных форматов и жанров.

В-четвертых, в соответствии с поставленной целью будут разработаны обучающие рекомендации по созданию и трансформации цифрового контента СМИ и социальных медиа, обеспечивающие трансляцию коммуникативно-культурной памяти в соответствии с актуальными коммуникативными практиками «цифрового поколения».

В совокупности поставленных задач проявляется комплексность разработки заявленной фундаментальной проблемы, междисциплинарный характер и общая логика работы, предполагающая движение от теоретического осмысления, экспериментальных исследований, гуманитарного моделирования - к апробации модели социальной медиакоммуни-кации и методическим решениям.

Выводы

В цифровую эпоху роль медиакоммуникаций всё больше определяется не только участием в процессе социализации личности, но и тем, что масс-медиа способствуют осознанию человеком или в целом аудиторной группой своей универсальной, профессиональной и гражданской идентичности. Значимой проблемой трансляции коммуникативно-культурной памяти от «аналогового» к «цифровому» поколению являются механизмы ее трансформации, обусловленные как содержанием памяти личности и социальной общности, так и привычными коммуникативными практиками. Эти привычные практики обусловлены сервисно-технологическими возможностями и компетентностью журналистов в эпоху цифровизации.

Дискуссии и широкое обсуждение проблемы, ставящей концепт актуальных для человека или того или иного социума «воспоминаний» в центр осмысления изменений, совершающихся в науках об обществе и культуре, дают возможность сделать вывод, что трансформации информа-

ционной сферы во взаимосвязи с коммуникативно-культурной памятью как одной из основ данного процесса выводят в приоритет задачу формирования и развития профессиональной культуры журналистов и информационной культуры других субъектов информационной деятельности.

Изучение способов трансформации коммуникативно-культурной памяти, характерных для «аналогового» и «цифрового» поколений, возможно на основе совокупности междисциплинарных решений, предполагающих использование социально-коммуникационного, когнитивного и структурно-семиотического методологических подходов, социокультуро-логических и лингвистических методов. Сопоставление особенностей и механизмов трансформации поможет выявить поколенческие приоритеты в осознании своей культурной идентичности, определить значимые различия в понимании этих приоритетов, а в перспективе позволит разработать модель социальной медиакоммуникации, способной обеспечить эффективную трансляцию коммуникативно-культурной памяти «цифровому» поколению с использованием актуальных для молодежи коммуникационных практик - например, сторителлингов.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое Литературное Обозрение, 2014. 328 с. Богуславская В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. М.: URSS, 2011. 276 с.

Вьюгина Д.М. Особенности медиапотребления цифрового поколения России // Медиаскоп, 2017. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2386 (дата обращения: 15.06.2019).

Дунас Д.В. «Цифровая молодежь» как аудитория медиа: к постановке вопроса //

Век информации, 2018. Т. 1, № 2. С. 219-221. Каминская Т.Л. Молодежь в цифровой медиасреде: виды и способы коммуникации // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал, 2018. № 2. С. 41-50.

Киселев Ю.А. Мухин М.Ю., Поршнев С.В., Берг Б.Г., Михайлов Д.В. Автоматизированные методы выявления семантических отношений для электронных тезаурусов. М.: Научно-техническое издательство «Горячая линия - Телеком», 2018. 196 с.

Коханова Л.А. Тренды журналистики XXI века как исследовательский проект в обучении современных журналистов эпохи цифровизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2017. № 2. С. 89-91. Луман Н., Антоновский А.Ю. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с. Мазур Л.Н. Визуализация истории: новый поворот в развитии исторического познания // Quaestio Rossica. 2015. № 3. С. 161-178. DOI: 10.15826/qr.2015.3.117. Макаренко Т.Д., Ковальчук Л.Б. Когнитивный подход в моделировании результативности информационных потоков СМИ // Вопросы теории и практики

журналистики, 2018. Т. 7, № 2. С. 210-221. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).210-221.

Манкевич И.А. Социально-коммуникационный подход в системе культурологического знания // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века: мат. Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург). Серия «Symposium». Вып. № 12. СПб., 2001. С. 83-87.

Миташева М.С., Варакин В.С. Сторителлинг как технологическая основа журналистики (опыт теоретической аргументации) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 2. С. 637-641. URL: http://e-koncept.ru/ 2017/570126.htm. (дата обращения: 25.06.2019).

Мухин М.Ю. Нетипичная лексическая сочетаемость: формализация термина и анализ текста // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. 2015. № 1. С. 105-115.

Олешко Е.В., Олешко В.Ф. Адаптация журналистов к конвергентным основам информационной деятельности (результаты социологического анализа 20142016 гг.) // Известия уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. № 153, 22 (3). С. 27-36.

Романов И. В. История развития q-методологии в контексте изучения субъективного восприятия // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 3. C. 22-31.

Силантьева О. Режиссура мультимедийной истории // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. С. 152-178.

Симакова С.И., Распопова С.С., Выровцева Е.В., Зубанова Л.Б. Визуальный поворот в массовых коммуникациях: коллективная монография. Челябинск: Изд-во Челябинского университета, 2017. 112 с.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.

Сумская А.С., Свердлов С.А. «Аналоговое» и «цифровое» поколение аудитории СМИ: роль коммуникативно-культурной памяти в трансформации медиап-рактик // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25, № 3 (189). С. 32-48.

Сумская А.С., Сумской П.Ф. Истории о россиянах в англоязычных медиа: конструирование национально-гражданской идентичности // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 3. С. 585-607. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3).

Суходолов А.П., Маренко В.А. К вопросу использования математического моделирования в разработке теории медиасферы // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 1. С. 5-23. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).5-23.

Чепкина Э.В. Русский журналистский дискурс: текстопорождающие практики и коды (1995-2000): монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 279 с.

Assmann J. Collective Memory and Cultural Identity // New German Critique. 1995. Vol. 65. P. 125-133.

Assmann J. Communicative and Cultural Memory. Cultural Memories Knowledge and Space 4, 3 Eds. P. Meusburger et al., Springer Science+Business. 2011. P. 1527. DOI: 10.1007/978-90-481-8945-8-1.

Davis C., Michelle C. Q methodology in audience research: Bridging the qualitative/quantitative 'divide' // Participations: Journal of Audience and Reception Studies. 2011. T. 8, №. 2. P. 527-561.

Hansen J.J. Digital literacy-cognitive strategies, genre skills and situated practice // Designing for learning in a networked world. Routledge. 2018. P. 138-157. https://doi.org/10.4324/9781351232357.

Hillman D.R. Understanding multigenerational work-value conflict resolution // Journal of Workplace Behavioral Health. 2014. T. 29, vol. 3. C. 240-257. DOI: 10.1080/15555240.2014.933961.

Hirst W., Manier D. Towards a psychology of collective memory // Memory. 2008. T. 16, vol. 3. P. 183-200. DOI: 10.1080/09658210701811912.

Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide. New York: New York UP, 2006. 308 p.

McErlean K. Interactive narratives and transmedia storytelling: Creating immersive stories across new media platforms. New York: Routledge, 2018. 210 p.

Middleton D. Succession and change in the sociocultural use of memory: Building-in the past in communicative action // Culture & Psychology. 2002. T. 8, vol. 1. P. 79-95.

Miller C. Digital Storytelling: A Creator's Guide to Interactive Entertainment. Boston: Focal Press, 2008. 472 p.

Norenzayan A. et al. Memory and mystery: The cultural selection of minimally counterintuitive narratives // Cognitive science. 2006. T. 30. vol, 3. P. 531-553. DOI: 10.1207/s15516709cog0000_68.

Pecourt Gracia, J. & Rius-Ulldemolins, J. Digitalization of the cultural field and cultural intermediaries: a social critique of digital utopianism // Revista Española de Investigaciones Sociológicas (REIS). 2018. T. 162, vol. 162. P. 73-89. DOI: 10.5477/cis/reis.162.73.

Phillips A.A. Creator's guide to transmedia storytelling: How to captivate and engage audiences across multiple platforms. McGraw-Hill Education, 2012. 288 p.

Rigney A. Plenitude, scarcity and the circulation of cultural memory // Journal of European studies. 2005. T. 35, vol. 1. P. 011-028. DOI: 10.1080/13825570600753394.

Scolari C.A. et al. Transmedia storytelling: Implicit consumers, narrative worlds, and branding in contemporary media production // International Journal of Communication. 2009. Vol. 3. P. 586-606.

Simons G. The Role of Russian NGOs in New Public Diplomacy // Journal of Political Marketing, 2018. T. 17, vol. 2. P. 137-160. DOI: 10.1080/15377857.2018.1447755.

Simons G., Westerlund D. Religion, politics and nation-building in post-communist countries. New York: Routledge, 2015. 234 p.

Tamm M. History as cultural memory: Mnemohistory and the construction of the Estonian nation // Journal of Baltic Studies. 2008. T. 39, vol. 4. P. 499-516. DOI: 10.1080/01629770802468865.

Van Dijck J. Mediated memories: personal cultural memory as object of cultural analysis // Continuum. 2004. T. 18, vol. 2. P. 261-277. DOI: 10.1080/1030431042000215040/.

Volcic Z. Yugo-nostalgia: Cultural memory and media in the former Yugoslavia // Critical studies in media communication. 2007. T. 24, vol. 1. P. 21-38. DOI: 10.1080/07393180701214496.

References

Assmann, A. (2014), Dlinnaya ten'proshlogo. Memorial'naya kul'tura i istoricheskaya politika [The long shadow of the past. Memorial culture and historical politics], Moscow, New Literary Review. 328 p. (in Russian) Boguslavskaya, V.V. (2011), Modelirovaniye teksta: lingvosotsiokul'turnaya kont-septsiya [Text modeling: lingua-social and cultural concept], Moscow, URSS, 276 p. (in Russian)

V'yugina, D.M. (2017), Osobennosti mediapotrebleniya tsifrovogo pokoleniya Rossii [Features of media consumption of the digital generation of Russia] Mediascope, no. 4, available at: http://www.mediascope.ru/2386 (accessed date: June 15, 2019). (in Russian)

Dunas, D.V. (2018), «Tsifrovaya molodezh'» kak auditoriya media: k postanovke vo-prosa ["Digital Youth" as an audience of media: to posing the question] Information Age, 2018. Vol. 1 no. 2, pp. 219-221. (in Russian) Kaminskaya, T.L. (2018), Molodezh' v tsifrovoy mediasrede: vidy i sposoby kommuni-katsii [Young people in the digital media environment: types and methods of communication], The world of linguistics and communication: electronic scientific journal, no. 2, pp. 41-50. (in Russian) Kiselev, Y.A, Mukhin, M.Y., Porshnev, S.V. and all (2018), Avtomatizirovannyye me-tody vyyavleniya semanticheskikh otnosheniy dlya elektronnykh tezaurusov [Automated Methods for Detecting Semantic Relations for Electronic The-sauriby], Moscow, Scientific and technical publishing house «Hot line - Telecom», 196 p. (in Russian) Kokhanova, L.A. (2017), Trendy zhurnalistiki XXI veka kak issledovatel'skiy proyekt v obuchenii sovremennykh zhurnalistov epokhi tsifrovizatsii [Trends in journalism of the 21st century as a research project in training modern journalists of the digi-talization era] Bulletin of Voronezh State University, no. 2. pp. 89-91. (in Russian) Luman, N., Antonovskiy, A.Yu. (2005), Real'nost' massmedia [Reality of Mass Media],

Moscow, Praxis, 256 p. (in Russian) Mazur, L.N. (2015), Vizualizatsiya istorii: novyy povorot v razvitii istoricheskogo poznaniya [Visualization of history: a new turn in the development of historical knowledge], Quaestio Rossica. no. 3 pp. 161-178. DOI: 10.15826/qr.2015.3.117. (in Russian)

Makarenko, T.D., Kovalchuk L.B. (2018), Kognitivnyy podkhod v modelirovanii rezul'tativnosti nformatsionnykh potokov [Cognitive Approach to Modeling the Performance of Mass Media Information Flows], Theoretical and Practical Issues of Journalism, vol. 7, no. 2, pp. 210-221. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(2).210-221. (in Russian) Mankevich, I.A. (2001), Sotsial'no-kommunikatsionnyy podkhod v sisteme kul'tur-ologicheskogo znaniya [Socio-communication approach in the system of cultural knowledge]. Metodologiya gumanitarnogo znaniya v perspektive XXI veka [Methodology of humanitarian knowledge in the perspective of the XXI century],

Materials ofthe International Scientific Conference, St. Petersburg, pp. 83-87. (in Russian)

Mitasheva, M.S., Varakin V.S. (2017), Storitelling kak tekhnologicheskaya osnova zhurnalistiki (opyt teoreticheskoy argumentatsii) [Storytelling as the technological basis of journalism (the experience of theoretical argumentation)], Concept, vol. 2. pp. 637-641. available at: http://e-koncept.ru/2017/570126.htm. (accessed date: June 25, 2019). (in Russian) Mukhin, M.Yu. (2015), Netipichnaya leksicheskaya sochetayemost': formalizatsiya termina i analiz teksta [Atypical lexical compatibility: formalization of the term and text analysis], Ural Philological Journal, no. 1, pp. 105-115. (in Russian) Oleshko, E.V., Oleshko V.F. (2017), Adaptatsiya zhurnalistov k konvergentnym osno-vam informatsionnoy deyatel'nosti (rezul'taty sotsiologicheskogo analiza 20142016) [Adaptation of Journalists to Convergent Basics of Information Activities (results of a sociological analysis of 2014-2016)] Izvestiya of the Ural Federal University. no. 153, 22 (3). pp. 27-36. (in Russian) Romanov, I.V. (2014), Istoriya razvitiya q-metodologii v kontekste izucheniya sub"yektivnogo vospriyatiya [The history of the development of q-methodology in the context of the study of subjective perception], PEM: Psychology. Educol-ogy. Medicine, no. 3, pp. 22-31. (in Russian) Silantyeva, O. (2016), Rezhissura mul'timediynoy istorii [Directing a multimedia story], How new media changed journalism. 2012-2016. Ekaterinburg: University of Humanities. pp. 152-178. (in Russian) Simakova, S.I., Raspopova, S.S., Vyrovtseva, E.V. & Zubanova, L.B. (2017), Vi-zual'nyy povorot v massovykh kommunikatsiyakh: koll. monografiya [Visual turn in mass communications: coll. monogr.], Chelyabinsk, Publishing House of Chelyabinsk State University, 112 p. (in Russian) Sokolov, A.V. (2002), Obshchaya teoriya sotsial'noy kommunikatsii [General theory of social communication], St. Petersburg, Publishing house of V.A. Mikhailov, 461 p. (in Russian)

Sumskaya, A.S, Sverdlov, S.A. (2019), Analogovoye» i «tsifrovoye» pokoleniye audi-torii SMI: rol' kommunikativno-kul'turnoy pamyati v transformatsii mediapraktik [Analogue" and "Digital" Generation of the Media Audience: the Role of Communicative and Cultural Memory in the Transformation Media Practices] Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta, vol. 25, no. 3 (189). pp. 32-48. Sumskaya, A.S., Sumskoy, P.F. Istorii o rossiyanakh v angloyazychnykh SMI : kon-struirovaniye natsional'no-grazhdanskoy identichnosti [Stories About Russians in the English-Language Media: Construction of National-Civic Identity]. Theoretical and Practical Issues of Journalism, vol. 8, no. 3, pp. 585-607. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(3). (in Russian) Sukhodolov, A.P., Marenko, V.A. (2018), K voprosu ispol'zovaniya matematicheskogo modelirovaniya v razrabotke teorii mediasfery [On the Issue of Mathematical Modelling and Developing a Theory of the Media Sphere]. Theoretical and Practical Issues of Journalism, vol. 7, no. 1, pp. 5-23. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(1).5-23. (in Russian) Chepkina, E.V. (2000), Russkiy zhurnalistskiy diskurs: tekstoporozhdayushchiye prak-tiki i kody (1995-2000) [Russian Journalistic Discourse: Text-Generating Practices and Codes (1995-2000)], Ekaterinburg, Ural University Press, 279 p.

Assmann, J. (1995), Collective Memory and Cultural Identity New German Critique, no. 65, pp. 125-133.

Assmann, J. (2011), Communicative and Cultural Memory. Cultural Memories Knowledge and Space 4, 3 eds. P. Meusburger et al., Springer Science+Business. Media B.V. pp. 15-27. DOI: 10.1007/978-90-481-8945-8-1.

Davis, C.H. & Michelle, C. (2011), Q methodology in audience research: Bridging the qualitative/quantitative 'divide'. Participations: Journal of Audience and Reception Studies, vol. 8 (2), pp. 527-561.

Hansen, J.J. (2018), Digital literacy-cognitive strategies, genre skills and situated practice. In Designing for learning in a networked world. New York: Routledge, pp. 138-157. https://doi.org/10.4324/9781351232357 (accessed date: June 25, 2019).

Hillman, D.R. (2014), Understanding Multigenerational Work-Value Conflict Resolution. Journal of Workplace Behavioral Health, vol. 29. pp. 240-257. DOI: 10.1080/15555240.2014.933961.

Hirst, W. & Manier, D. (2008), Towards a psychology of collective memory. Memory, Issue 16 (3), pp. 83-200. D0I:10.1080/09658210701811912.

Jenkins, H. (2008). Convergence culture: where old and new media collide. 2006. New York: New York UP. 308 p.

McErlean, K. (2018), Interactive Narratives and Transmedia Storytelling. New York: Routledge. 210 p. doi.org/10.4324/9781315637570.

Middleton, D. (2002), Succession and change in the sociocultural use of memory: Building-in the past in communicative action. Culture & Psychology, Issue 8 (1), pp. 79-95.

Miller, C. (2008), Digital Storytelling: A Creator's Guide to Interactive Entertainment. Boston: Focal Press, 472 p.

Norenzayan, A., Atran, S., Faulkner, J., & Schaller M. (2006), Memory and mystery: The cultural selection of minimally counterintuitive narratives. Cognitive science, Issue 30 (3), pp. 531-553. DOI: 10.1207/s15516709cog0000_68.

Pecourt Gracia, J., & Rius-Ulldemolins, J. (2018), Digitalization of the cultural field and cultural intermediaries: a social critique of digital utopianism. Revista Española de Investigaciones Sociológicas (REIS), Issue 162, pp. 73-89. DOI: 10.5477/cis/reis.162.73.

Phillips, A. (2012), A creator's guide to transmedia storytelling: How to captivate and engage audiences across multiple platforms. McGraw-Hill Education. 288 p.

Rigney, A. (2005), Plenitude, scarcity and the circulation of cultural memory. Journal of European studies, Issue 35 (1), pp. 11-028. DOI: 10.1080/13825570600753394.

Scolari, C. (2009), Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds and Branding in Contemporary Media Production International Journal of Communication, vol. 3. pp. 586-606.

Simons, G. (2018), The Role of Russian NGOs in New Public Diplomacy, Journal of Political Marketing, Issue 17 (2), pp. 137-160, DOI: 10.1080/15377857.2018.1447755.

Simons, G. & Westerlund, D. (2016), Religion, politics and nation-building in post-communist countries. New York: Routledge, 234 p.

Tamm, M. (2008), History as cultural memory: Mnemohistory and the construction of the Estonian nation. Journal of Baltic Studies, Issue 39 (4), pp. 499-516. DOI: 10.1080/01629770802468865.

Van Dijck, J. (2004), Mediated memories: personal cultural memory as object of cultural analysis. Continuum, Issue 18 (2), pp. 261-277. DOI: 10.1080/1030431042000215040.

Volcic, Z. (2007), Yugo-nostalgia: Cultural memory and media in the former Yugoslavia. Critical studies in media communication, Issue 24 (1), pp. 21-38. DOI: 10.1080/07393180701214496/.

DIGITALIZATION OF COMMUNICATIVE AND CULTURAL MEMORY AND THE PROBLEMS OF ITS INTERGENERATIONAL TRANSMISSION: METHOD OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH

G. Sim ons1,2,3, M. Mukhin1, V. Oleshko1, A. Sumskaya1

1 Ural Federal University (Yekaterinburg, Russia)

2 Institute for Russian and Eurasian Studies of the Uppsala University (Sweden),

3 University of Turiba (Latvia)

Abstract: At present, there is a strong public need for intergenerational communication in the digital environment in order to transmit cultural memory, which is operated by the older ("analogue") generation. This transmission makes it possible for the "digital" generation to perceive memory in the process of its socialization and awareness of cultural identity. The work is connected with the development of methodology and particular methods of studying the transformation of communicative and cultural memory. Also, the work is focused on ways of cultural memory transmission from the "analogue" to the "digital" generations of Russians. The purpose of this work has let to a reference to three conceptually significant thematic blocks. First of all, based on the understanding of the memory theory, Ya. Assman and A. Assman concluded that at each moment of communication in the digital environment is used as a communicative-cultural memory, which possesses the properties of syncretism and ensures both the integrity of perception and transformation, in contrast to the "frozen forms" of cultural memory. Secondly, the study of theories of media text modelling and strategies for organizing multimedia narration allowed us to assess the expediency of using multimedia storytelling as the primary communication technology that is potentially in demand for inter-generational/social media communication. Third, based on the analysis of the specifics of media consumption by generations, the distinctive features of "analogue" and "digital" media generations have been revealed. It also highlighted the importance of transforming the competencies of journalists to work in the digital environment in the context of visualization. As a result, it was determined that the synergetic effect of the study of the transformation of communicative and cultural memory, and its transmission would be achieved as a result of the application of social communication, cognitive and structural-semiotic methodological approaches, socio-cultural and linguistic methods. The empirical research base includes about 10 million words for web-metric analysis of social networks, more than 3,000 texts for discursive analysis. The formation of focus groups is carried

out on the basis of classical criteria, taking into account data on the age of respondents and their involvement in the use of modern information services.

Key words: digitalization, communicative and cultural memory, social media communication, intergenerational transmission.

For citation:

Simons, G., Mukhin, M., Oleshko, V., Sumskaya, A. (2019), Digitalization of communicative and cultural memory and the problems of its intergenerational transmission: method of interdisciplinary research. Communication Studies (Russia), Vol. 6, no. 4, pp. 906-939. DOI: 10.24147/2413-6182.2019.6(4).906-939. (in Russian)

About the authors:

1 Simons, Gregory John, Leading Researcher, The Centre for Comparative Studies of Toleration and Recognition1, Professor2, Associate Professor, Department of Communication Sciences3, PhD in Political Science and candidate of philological sciences

2 Mukhin, Mikhail Yur'yevich, Director of the Department of Linguistics, Prof., Department of Fundamental and Applied Linguistics and Text Studies, Professor

3

Oleshko, Vladimir Fedorovich, Prof., Head of the Department of Periodical Press and Network Publications, Professor

4

Sumskaya, Anna Sergeevna, Dr., Associate professor of the Department of Television, Radio Broadcasting and Technical Means of Journalism

Corresponding authors:

1'2'3'4 Postal address: 51, Lenin st. Yekaterinburg, 620000, Russia

1 Postal address: 3, Old Square, Uppsala, 751 20, Sweden

1 Postal address: 68, Graudu St., Riga, LV-1058, Latvia

1 E-mail: gregmons@yahoo.com

2 E-mail: mu-hi@ya.ru

3 E-mail: vladimir.oleshko@urfu.ru

4 E-mail: anna. sumskaia@urfu. ru

Acknowledgements:

The study was carried out with the financial support of the grant of the Russian Science Foundation No. 19-18-00264 in the framework of the scientific project "Digitalization of communicative-cultural memory and problems of its intergenerational transmission"

Received: August 9, 2019 Revised: September 17, 2019 Accepted: November 10, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.