Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры обучающихся'

Ценностные ориентиры обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбакова Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры обучающихся»

ти: образовательная, национальная, религиозная и возрастная.

Большинство респондентов считают, что, так как они учатся в высшем учебном заведении, они принадлежат к кругу образованных и воспитанных людей, и четко отделяют себя от тех, кто, возможно, не так образован и грамотен. «Предпочитаю не общаться с недалекими людьми», «Я умный человек и люблю общаться со столь же грамотными людьми, чтобы не потерять форму».

Результаты опроса показали средний уровень религиозной и национальной толерантности. Вполне естественно, что этот результат является отголоском террористических актов, потрясших нашу страну. Большинству респондентов интересно общение с людьми другой веры, но зачастую они видят в таком человеке потенциальную угрозу. «Главное, чтобы вера не граничила с фанатизмом», «Верующий не должен быть экстремистом».

Уровень социальной толерантности также является средним. Проблема отношений между людьми разных социальных слоев существовала всегда, а теперь, когда в нашем обществе средний класс, как таковой, отсутствует, и есть лишь «бедные» и «богатые», проблема резко обострилась. Большинство респондентов сомневаются в том, что современные миллионеры разбогатели честным путем. Отсюда подобные комментарии: «Не все богатые люди заслуживают уважения. Не все из них честны, воспитаны и т.д.», «Разные есть пути достижения богатства...»

Уровень возрастной толерантности студентов является самым низким. Взрослея и приобретая все большую самостоятельность, студенты в этом возрасте считают именно свое мнение единственно верным, зрелым и продуманным. Отсюда подобные высказывания: «Советы старших порой не к месту», «Время движется вперед, а их знания не обогащаются, поэтому их взгляды иногда устаревают», «Их опыт и знания не всегда соответствуют времени», «Они часто доходят до маразма».

Результаты опроса свидетельствуют, что если показатели других видов толерантности растут от первого к третьему курсу, то уровень возрастной толерантности лишь падает. Это вполне естественно, так как если, будучи школьником, подросток знал, что лишь мнение родителей является единственно верным, и только подчинялся ему,

сейчас, став абитуриентом, а потом и студентом вуза, уже вполне взрослый человек понимает, что может принимать решение сам, лишь прислушиваясь к старшим. Отсюда подобная уверенность в себе и пренебрежение советами взрослых. Вместе с тем, наблюдается не всегда терпимое отношение к младшим по возрасту: «Не люблю возиться с младшей сестрой», «Дети часто назойливы и пристают с вопросами».

Также мы попросили студентов в одном из пунктов анкеты выбрать наиболее, с их точки зрения, важный вид толерантности. Результаты совпали с результатами опросника. Большинство опрошенных (52%) признало наиболее важной коммуникативную толерантность, и лишь 7% студентов рассматривают возрастную толерантность как самую важную в их жизни.

Но на наш взгляд, именно данный вид толерантности, возрастная толерантность, является необходимым в работе педагога. Возрастная толерантность - личное качество педагога, профессионально необходимое в его деятельности, диктуемое ее задачами, содержанием и характером. Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности, и студенты, готовящие себя к реализации в профессиональной педагогической деятельности, должны получить знания и умения в области толерантности.

В связи с этим в образовательном процессе необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Вузовский образовательный процесс уже в существующем виде обладает большим потенциалом формирования толерантного сознания. Необходимо только соответствующим образом поставить задачу, повысить значение данной составляющей образования и полнее использовать имеющиеся возможности.

С.А. Рыбакова ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В разные исторические периоды на первый план выходят те, или другие ценности. Задача социально-гуманитарного познания - понять, какие ценности отработали свой потенциал и нуждаются в диалектическом снятии, а какие еще могут продолжить свою службу в качестве надежных ценностных ориентиров обучающихся.

В воспитании, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, «опыты быстротекущей жизни» сокращает наука. Для нас - это прежде всего педагогика. В.А. Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трех понятий - «надо», «трудно» и «прекрасно». Из этих трех педагогу необходимо сформировать у обучаемого критерии «прекрасного», ведь так устроен человек, что «трудное» становится легче, когда понятно, во имя чего оно - это трудное - делается.

В последнее время часто сетуют: учебные заведения не решают многих проблем, потому что эти проблемы не педагогические, они - результат воздействия семьи, общества, молодежной моды, средств массовой информации.

Какие бы аргументы ни приводились, школа, лицей, колледж, техникум, вуз должны решать не только педагогические, но и социальные проблемы, так как именно от того, как эффективно они учитывают социальные проблемы, зависит педагогический успех в деле воспитания, формирования личности обучаемого, его основных ценностных ориентиров.

Пренебрежение к научному знанию в организации формирования аксиологических ориентиров личности привело нас к серьезным просчетам.

И учитывая, что во многих населенных пунктах образовательные учреждения являются центрами образовательной, спортивно-оздоровительной и досуговой деятельности, имеется высокий профессиональный потенциал, то фактически именно в образовательном пространстве регионов формируется идеология культуры здорового образа жизни. Именно здоровье является универсальной ценностью, оно отражает состояние физического, социального и духовного благополучия, как отдельного человека, так и всего общества. Это капитал, без которого человек не

может полноценно участвовать в какой-либо деятельности, в том числе и культурной.

Крайне необходимо обратить общественное внимание на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах. И важную роль в этом процессе должны играть не только учреждения здравоохранения, но и культуры, образования, общественные организации.

В связи с этим и были поддержаны инновационные социальные проекты правительства, способствующие формированию навыков здорового образа жизни.

В реализации этих долгосрочных проектов образование играет главную роль, так как научная организация данной педагогической работы должна быть своевременной с учетом постоянно изменяющегося социального фона и культурного контекста.

Овладение ценностями происходит в форме межличностных отношений (общение в образовательном учреждении, трудовом коллективе, семье) и самообразования (чтение, посещение учреждений культуры, спортивно-оздоровительных центров и т.п.).

В изучении цикла социально-гуманитарных дисциплин культура здорового образа жизни рассматривается как сложный многомерный феномен, опирающийся на многие основания, среди которых важнейшие - это функционально-аксиологические, мифологические и символические, и целостность которого обусловливается системой ценностей. Наличие таких дисциплин, как философия, отечественная история, культурология, психология, педагогика, валеология, социология, этика, физическая культура в учебных планах школ, средних и высших профессиональных учреждений - обусловлено не только духовным кризисом человечества и потребностью осмысления источников и причин кризиса и преодолении этих негативных явлений в жизни людей, но и необходимостью прогнозировать перспективы человеческого существования. Эти кризисы требуют пересмотра ценностной картины мира.

В процессе освоения обучаемыми дисциплин социально-гуманитарного цикла ценность осоз-

© С.А. Рыбакова, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

37

Таблица1

Ценность Студенты Преподаватели

1. Высокий заработок 43% 66%

2. Интересная работа 62% 64%

3. Любимый человек 67% 41%

4. Высокое положение в обществе 11% 10%

5. Душевное спокойствие 34% 35%

6. Уважение окружающих 17% 39%

7. Профессиональные достижения 17% 22%

8. Хорошие друзья 21% 60%

9. Вера и чистая совесть 18% 21%

10. Собственность и капитал 15% 15%

нается как благо, она служит основанием для возможности осмысления мира, ибо в основе поиска смысла лежат интересы человека, обусловленные его потребностями.

Обычно ценность понимают как значимость для удовлетворения потребности, но это может привести к прагматизму, между потребностью и ценностью есть несколько промежуточных звеньев, выражающих проявление потребности в установке, мотиве, интересе, цели.

Занимаясь в центре социологических исследований со студентами Приладожского филиала ГОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», мы анализировали результаты социологического опроса студентов о профессиональных ожиданиях, о представлении своего будущего, жизненных планах после завершения учебы, о приоритетных жизненных ценностях студентов и преподавателей. Я убедилась, что студенты и преподаватели, взаимодействуя в процессе обучения, живут в разных, но пересекающихся ценностных мирах. В анкете «Что нужно человеку для счастья?» по каким-то позициям их ценности существенно различаются (табл. 1).

В анкете «О структуре свободного времени студентов и преподавателей» отражены особенности образа жизни в зависимости от возраста,

социального положения, пола, образовательного уровня (студенты в зависимости от курса обучения изменяют структуру досуга) (табл. 2).

Такая исследовательская и аналитическая работа позволяет познать подробную динамику аксиологических установок обучаемых, мотивацию обучения, профессиональные ожидания студентов, поведение их в прожективной ситуации, вносить необходимые коррективы в учебный и воспитательный процесс, обеспечивать качество обучения, выявить скрытые противоречия педагогического общения.

Широкое обсуждение полученной информации на методических советах, научных конференциях, дне специалиста позволит улучшить результаты формирования ценностных ориентиров обучаемых за счет адекватной перестройки педагогической позиции преподавателей.

В процессе освоения дисциплин социально-гуманитарного цикла обучаемый включается в исторически складывающуюся иерархию систем ценностей, выстраиваемых различными групповыми субъектами ценностных суждений и отношений:

- ценности семьи и родственников;

- ценности близких друзей;

- ценности трудового или учебного коллектива, учреждения, организации;

Таблица2

Занятие Преподаватели Студенты

1. Спорт, туризм 42% 63%

2. Чтение 43% 41%

3. Художественное творчество 41% 21%

4. Время за компьютером 15% 25%

5. Коммерция, предпринимательство 1% 5%

6. Подрабатываю 18% 22%

7. Занимаюсь хозяйственными делами 29% 25%

8. Ничего не делаю 2% 28%

- ценности города, населенного пункта, региона;

- этнические и классовые ценности;

- общечеловеческие ценности.

Каждая социальная общность стремится создать систему своих ценностей, оформляющую интересы функционирования этой общности. С течением времени ценности создаются, перерождаются в ценности другого плана, исчезают.

Каждая культурно-историческая эпоха рождает позитивные и негативные ценности - ценности и антиценности.

Помогая осваивать учащемуся «ценностную картину мира», формируя у него понимание ценности, педагог должен учитывать субъективные потребности обучаемого, прогнозировать формирование новых ценностных ориентиров, стремиться мотивировать необходимость гуманизации общества.

Необходимо в процессе воспитания старшеклассников, студентов опираться на точное знание факторов, тормозящих развитие социальной активности молодежи:

- прагматизм, гедонизм некоторой части ребят;

- ухудшение состояния здоровья молодежи, на которое указывают физиологи;

- обстановка бездуховности в семьях, страсть к накопительству;

- отсутствие и неопределенность трудовых и жизненных ориентаций.

Одна из главных задач современной педагогики - осмысление новых воспитательных целей образовательных учреждений.

В процессе освоения обучаемыми дисциплин социально-гуманитарного цикла ценность осознается как благо, она служит основанием для возможности осмысления мира, ибо в основе поиска смысла лежат интересы человека, обусловленные его потребностями.

Внедрение информационно-аналитического менеджмента образования в учебном заведении посредством совместной работы с центром социологических исследований, реализации международных проектов позволит прослеживать динамику новых воспитательных целей и ценностей, позволит осуществлять социолого-педаго-гический мониторинг.

А.Т. Дарчиева РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Художественное воспитание создает личность средствами искусства. Эстетически развитого и культурного человека характеризует гибкая творческая, трудовая активность, богатое воображение, яркое видение мира, обращение к художественному опыту человечества.

В педагогическом процессе искусство представлено как средство познания мира и как особый вид художественной деятельности, являющимся мощным фактором воспитания творческой активности школьника.

Активное вовлечение школьников в процесс художественной деятельности, постоянное выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся содействуют интенсивному формированию творческого уровня активности школьника, становления его как субъекта художественной деятельности.

В ходе этой деятельности у учащихся развивается более тонкое и всестороннее восприятие окружающей жизни, а также и ее образов, отраженных в произведениях искусства [1, с. 7].

Отличие художественной деятельности от других видов заключается в следующем:

- художественный объект существует и функционирует как модель реальной действительности, и каждый истинно художественный объект уже является художественной ценностью;

- эстетическое отношение в художественной деятельности возникает в непосредственном контакте с художественным объектом;

- в художественной деятельности доминирует роль эмоциональных факторов.

Специфичен сам процесс восприятия и исполнения художественной деятельности. Если поиск научного знания повторяем, то художественное видение для каждого человека является особенным, уникальным. Специфика художественной деятельности отражается и на общении школьников, являясь и «дополнением, и целенаправленным расширением, и углублением реального общения» [3, с. 88].

Включение элементов художественной деятельности в процесс урока активизирует выявле-

© А.Т. Дарчиева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.