Научная статья на тему 'Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы обучающихся'

Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы обучающихся Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
122
62
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ / КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE / SPEECH PATHOLOGIST / PHYSICALLY CHALLENGED STUDENTS / STRATEGY OF EDUCATIONAL DEVELOPMENT / BEHAVIOUR MANAGEMENT / PERSONALITY SPHERE / PERSONAL ACHIEVEMENTS / SCIENTIFIC PROJECT / METHOD OF PROJECTS / EDUCATIONAL MEAN / EVENT-DRIVEN APPROACH

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна

В данной статье сделан акцент на значимости подготовки работников образования всех категорий к воспитательной деятельности. В ней рассматривается одна из компетенций в сфере воспитания способность самостоятельно проектировать педагогическое средство (на примере проекта «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания»). Обосновывается целесообразность использования в работе со студентами проектного метода и обращения к мультипликации.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна,

Forming the competence of speech pathologist in correction of behaviour and in student’s private sphere

This article stresses the importance of technical training of teachers of all categories towards pedagogic education. The article observes one of educational competence the ability to model the pedagogic mean (using the project “Animation film as the mean of education by Garri Bardin”). The article proves the practicability of animation while working with students.

Текст научной работы на тему «Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы обучающихся»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 376

Сафронова Елена Михайловна

доктор педагогических наук, профессор Волгоградский государственный социально-педагогический университет

emsafronova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В данной статье сделан акцент на значимости подготовки работников образования всех категорий к воспитательной деятельности. В ней рассматривается одна из компетенций в сфере воспитания - способность самостоятельно проектировать педагогическое средство (на примере проекта «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания»). Обосновывается целесообразность использования в работе со студентами проектного метода и обращения к мультипликации.

Ключевые слова: компетентность, педагог-дефектолог, обучающиеся с ОВЗ, жизненные компетенции, стратегия развития воспитания, коррекция поведения, личностная сфера, личностные достижения, учебный проект, проектный метод, воспитательное средство, событийный подход.

Для реализации Основных направлений развития воспитания и обновления воспитательного процесса с учетом ых достижений науки на основе отечественных традиций, обозначенных в проекте «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2015 года» [2], необходимо усилить акцент на подготовке работников образования всех категорий к воспитательной деятельности. Анализ ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» позволяет утверждать, что в его тексте недостаточно отражены компетенции педагога-дефектолога, организовывающего образовательный процесс в коррекционных образовательных организациях в сфере воспитания. Так, среди всех компетенций, присущих этим специалистам, те, что отражают их готовность и способность к воспитанию детей, четко не обозначены. Можно предположить, что наиболее близкими к компетенциям в области воспитания являются такие, как способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ, отраженные в рубрике о профессиональных компетенциях в коррекционно-педагогической деятельности. В связи с этим, мы полагаем, что формирование жизненных компетенций и личностных результатов особых детей и подростков, о которых идет речь в Федеральном государственном стандарте для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, требует становления компетенций работников образования в сфере воспитательной деятельности.

Опираясь на теорию личностно-развивающего образования (В.В. Сериков, С.В. Белова, В.В. Зайцев, И.А. Лескова, Н.И. Артюхина и др.) нами сформулирован перечень воспитательных

компетенций, одной из которых является способность самостоятельно проектировать педагогическое средство, стимулирующее «нравственно ориентированную направленность самоизменения воспитанника» (В.В. Сериков). О подобной же по содержанию компетенции, названной «трудовые действия», идет речь в Профессиональном стандарте педагога. Ее сущность обозначена в этом документе как «проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)» [7, с. 147]. Таким образом, одной из важных компетенций педагога-дефектолога, специального психолога, осуществляющих свою деятельность в системе специального образования, является способность проектировать педагогическое средство, обеспечивающее формирование личностных достижений, коррекцию поведения и личностной сферы обучающихся.

В связи с этим, студентам четвертого курса, обучающимся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», при изучении дисциплины «Психолого-педагогическое сопровождение воспитания детей в коррекционно-образовательных учреждениях» предлагается разработать педагогический проект «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания». При этом необходимо ввести в его тему название конкретного мультипликационного фильма и того качества, на формирование которого будет направлен реализуемый проект. Речь может идти о воспитании толерантности, добросердечия или других качеств с учетом возрастных особенностей воспитанников, а также о формировании позитивных отношений к нравственным ценностям русской семьи, сформулированным, например, в исследовании Л.О. Володиной. Ею названы такие ценности как духовная привязанность, заботливость, ответственность членов семьи друг за друга, доверительность, жалостливость, искренность, миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности, терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с другими, не мстительность,

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Сафронова Е.М., 2015

Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы...

незлопамятность; стремление к положительному мнению в обществе о себе, поддержание положительной репутации, высокие требования к себе; милосердие, сопереживание, житейская отзывчивость; доброжелательность, добротоделание, до-бротолюбие, добродушие, стремление к красивому и изящному и другие [1].

Обращение именно к мультипликации связано, с одной стороны, с действительным интересом детей и подростков к этой форме искусства, с другой стороны, с ориентиром проекта «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2015 года» на «расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов: создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение)» и на «приобщение детей к культурному наследию посредством создания равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; приобщения детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; распространения произведений искусства и культуры, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей; создания и поддержки производства... анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей».

Прежде чем обращаться в системе образования к проектному методу, необходимо определить наличие самой проблемы и того, требует ли данная проблема проектной деятельности. Какова же «проблема» для проектного изучения при работе над темой «Мультипликационный фильм Г. Бардина как средство воспитания»? Один из ее возможных вариантов выглядит так: Каким образом педагог-дефектолог, взаимодействуя с детьми, может стимулировать нравственно ориентированную направленность самоизменения воспитанника с помощью мультфильма Г. Бардина, имеющего художественную и нравственную ценность? Проблема предполагает поиск студентами ответов на серию вопросов:

- Каковы возможные воспитательные задачи, которые может сформулировать и попытаться реализовать в процессе просмотра и обсуждения мультфильма педагог-психолог с детьми конкретного возраста и определенным нарушением развития?

- Каким образом педагог-психолог «входит» в ценностно-смысловую сферу личности воспитанника и побуждает к поступку? Кого из воспитанников и к какому именно поступку возможно стимулировать в ходе реализации данного педагогического проекта?

- Как эффективнее организовать, спровоцировать диалог, чтобы он способствовал нравственно ориентированной направленности самоизменения воспитанника?

- Как помочь воспитаннику принять «индивидуально верное» (С.М. Юсфин) решение в различных затруднительных жизненных ситуациях (сложности во взаимоотношениях с родителями, ровесниками, педагогами; низкая самооценка; состояние неуверенности в своих способностях и компетентности; низкий уровень знаний по большинству школьных учебных дисциплин по различным причинам, в том числе, собственной лености и неорганизованности)?

- Как оказать педагогическую поддержку воспитаннику, оказавшемуся в затруднительной ситуации на данный момент его жизни: побудить к нравственному поступку; «подвести» к критическому, не совсем приятному для себя выводу; помочь пережить событие, которое откроет новую «картину» его жизни, перспективы, поможет обрести опыт преодоления трудностей и достижения успеха?

Обоснованием того, что проблема поиска адекватного педагогической ситуации воспитательного средства требует проектного метода, являются следующие аргументы, которые нами определены на основе теоретического знания о проектном методе, полученного В.В. Сериковым [5, с. 103]:

- воспитательная проблематика имеет для будущего специалиста практическую значимость;

- при использовании искусства (анимационного фильма, в частности) в воспитании детей отсутствует «очевидное» решение: педагог всякий раз сам разрабатывает педагогическое средство (именно поэтому, по выражению В.В. Серикова, «мастер всегда своеобразен, т.е. вкладывает в продукт свой образ»);

- тема использования анимационного искусства в воспитании интересна для будущих специалистов сферы образования, обладает субъективной новизной, позволяет студенту самореализоваться в творческой деятельности;

- проблема соответствует уровню знаний и жизненному опыту студентов выпускного курса, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

- проблема имеет выход в различные сферы знаний (специальная психология - знания о специфических особенностях детей с нарушениями в развитии), общая педагогика - знания теории воспитания, специальная педагогика - знания о специфике воспитания «особых» детей; искусствоведение - знания из сферы музыки и кино) и предполагает поиск информации из различных источников;

- неявное задание условий задачи (их требуется найти самим);

- возможность различных точек зрения на то, каким образом можно педагогически целесообразно привлечь один и тот же мультфильм в качестве воспитательного средства в работе с детьми разного возраста и уровня воспитанности, что требует от студентов дискуссии, совместных действий, обоснования своего взгляда на решение проблемы;

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

143

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

- возможность организации исследования в группе.

В формулировании вышеназванных аргументов мы исходили из того, что В.В. Сериковым под проектным методом обучения понимается одна из технологий создания ситуации развития личности. Учебная же проблема (задача), требующая приложения проектного метода, - это жизненно значимый вопрос, не имеющий однозначного решения, требующий привлечения знаний из различных учебных дисциплин, из собственного жизненного опыта или их добывания в результате исследования [5, с. 103].

Задание предлагается выполнить в группе из двух человек и оформить по следующему плану: 1) тема и продолжительность подготовки и реализации воспитательного проекта; 2) возраст школьников (дошкольников) и вид нарушения в развитии; 3) воспитательные задачи; 4) содержание подготовительного этапа (в том числе, вовлечение самих воспитанников, их родителей); 5) особенности просмотра м/фильма; 6) способы привлечения дополнительного материала (например, ресурсы интернета); 7) организация диалогического взаимодействия воспитанников в процессе обсуждения фильма (способы активизации диалога - дискуссия, дебаты, диспут, круглый стол и др.); 8) описание ситуации развития личности в отношении отдельных воспитанников в связи с просмотром фильма с использованием технологии «Проектирование ситуации развития личности»; 9) описание предполагаемых трудностей педагога-дефектолога и воспитательного потенциала в процессе данной работы.

Студентам рекомендуется выполнить проекты по таким мультипликационным фильмам Гарри Бардина как «Адажио», «Выкрутасы», «Дорожная сказка», «Достать до неба», «Консервная банка», «Конфликт», «Кот в сапогах», «Летучий корабль», «Прежде мы были птицами», «Приключения Хомы», «Серый волк энд Красная Шапочка», «Тяп-ляп, маляры»; «Чуча», «Пиф-паф, ой-ой-ой!». Задание также включало указание на необходимость использования терминологии теории личностноразвивающего образования (личность; личностные свойства, качества, функции; личностный опыт как элемент содержания воспитания; личностные смыслы; «лестница смыслов» как содержание образования; жизненная ситуация воспитанника; нравственно-смысловое отношение к образованию; событие и со-бытие; педагогический диалог; признаки ситуации воспитания или воспитательные действия педагога; ситуация развития личности и др.), а также материала автора данной статьи о воспитательных возможностях мультипликации как жанра искусства [3].

Работа со студентами может быть построена в следующей последовательности: а) просмотр и совместный анализ мультфильма Г. Бардина «Гадкий утенок», о котором большинство студен-

тов, к сожалению, не знают, но который при этом представляет собой художественную ценность, что уже само по себе расширяет культурный диапазон современного специалиста с высшим гуманитарным образованием и ставит в позицию необходимости задуматься о смыслах человеческих поступков, обращается к эмоциональной сфере личности, активизируя ее чувства и переживания; б) самостоятельное изучение статьи, подготовленной и опубликованной нами о методике работы с фильмом, имеющим бесценный воспитательный потенциал; в) проигрывание варианта работы с мультфильмом «Гадкий утенок» в студенческой аудитории как некоего образца, чтобы дать студентам возможность представить, как эта работа может разворачиваться в реальности во взаимодействии с детьми; г) представление студентами своих проектов как результата самостоятельного выполнения домашнего проектного задания.

Для студентов-бакалавров настоящим открытием стала обширная фильмография Г. Бардина; в процессе совместного обсуждения ими сделан вывод о вневременной значимости содержания этих мультфильмов, несмотря на время их создания (семидесятые, девяностые или двухтысячные годы) и поднимаемых в них вечных проблем (добра и зла, дружбы и поддержки, толерантности и вражды и т.п.). При разработке воспитательных задач мы рекомендовали студентам использовать в своем проекте в качестве воспитательных ориентиров перечень личностных результатов детей с ОВЗ, к которым относятся: способность адекватно использовать представления о собственных возможностях и ограничениях, о способах решения проблемных ситуаций в сфере жизнеобеспечения; способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей [6].

Приведем фрагменты педагогических проектов, которые являются «пробой пера» в самостоятельном проектировании воспитательного средства, одна из исследовательских задач при разработке которых состояла в ответе на вопрос: Каковы возможные воспитательные задачи, которые может сформулировать и попытаться реализовать в процессе просмотра и обсуждения мультфильма педагог-дефектолог с детьми конкретного возраста и определенным нарушением развития?

Мультипликационный фильм «Достать до неба», по мнению студентов, предназначен для

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Формирование компетентности педагога-дефектолога в коррекции поведения и личностной сферы...

детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. При его просмотре возможно объединение группы нормально развивающихся детей с детьми с нарушением зрения. В качестве целевых ориентиров предложены: воспитание отзывчивости, способности к сочувствию, готовности прийти к другому на помощь, а также формирование представлений обучаемых об основных этических нормах во взаимоотношениях людей.

Мультфильм «Конфликт» в случае работы с ним со старшими школьниками как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах I, II, V и VI видов позволит обратиться, как считают студенты, к решению таких задач как воспитание нравственных ориентиров и установок во взаимоотношениях старшеклассников, освоение умения разрешать конфликты; воспитание терпимости, взаимопонимания и эмпатийно-сти. Представление студентами проектов в группе и обоснование воспитательных задач позволяет вырабатывать у студентов способность «вычерпывать» максимальный воспитательный потенциал из каждого педагогического средства.

При представлении проектов акцентировалось их внимание на вопросе: Как помочь воспитаннику принять «индивидуально верное» решение в различных затруднительных жизненных ситуациях, поскольку это и есть одна из главных задач нравственного воспитания человека. «Мультипликационный фильм Г. Бардина «Конфликт» имеет следующий сюжет: герои фильма - обыкновенные спички. Ссора, вспыхнувшая из-за пустяка, перешла в настоящее сражение, в котором сгорели обе враждовавшие стороны. Заключительная сцена аллегорически показывает последствия атомной войны. Данный сюжет становится поводом, «отправной точкой» для уточнения сути понятий «толерантность», «взаимопонимание», написания эссе на тему: «Отношения в моей семье», «К чему ведет конфликт?», «Мои взаимоотношения с друзьями и сверстниками», главными понятиями в котором будут толерантность и взаимопонимание, а также для продолжения фразы: «После просмотра фильма я впервые задумался о...», «Чтобы избежать конфликтную ситуацию, нужно.» и т.д.

Студенты, в соответствии с нашим заданием, предприняли попытку спроектировать ситуацию развития личности в образовательном процессе, где, следуя технологии ее построения [4, с. 99], они должны были описать следующие действия педагога: 1) организовывать и поддерживать диалогические отношения с воспитанниками; 2) понимать воспитанников, входить в их проблемы, строить образовательный процесс в контексте этих проблем; 3) побуждать воспитанников к поступку, «усилию над собой», самопреодолению; 4) стимулировать проявление личностных функций - нахождения смысла жизни, рефлексии своих

достоинств и недостатков, принятия ответственности за себя и других, волевой саморегуляции, принятия другого человека как ценности, стремления к творческому выполнению любого дела, сохранению своей индивидуальности, внутренней свободы, самостоятельности и независимости от внешних обстоятельств; 5) поддерживать все жизненно творческие проявления воспитанников. Анализ студенческих проектов показал, что значительной части свойственен формально-наивный подход к проектированию педагогического воздействия, который в данном случае проявлялся в необоснованной вере и надежде на то, что всякое применяемое педагогическое средство непременно обеспечивает позитивный результат: поговорили на классном часе, посмотрев мультфильм «Тяп-ляп-маляры» о трудовом образе жизни - автоматически возникло уважение к людям труда; привели младшие школьники с нарушениями речи после просмотра «Летучего корабля» примеры справедливых, добрых, честных поступков и их противоположностей - и с завтрашнего дня только им и будут следовать т.п.

В заключение отметим, что анализ содержания выполненных студентами проектов позволяет ожидать, что их реализация может стать для воспитанников событием при условии, если педагогу удастся создать ситуацию личностной значимости совместного просмотра и обсуждения анимационного фильма.

Библиографический список

1. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье // Педагогика. -2011. - № 4. - С. 41-50.

2. Проект «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2015года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/files/ discussion/v14_01_15.doc.

3. Сафронова Е.М. Анимационные средства воспитания толерантности во внеурочной деятельности в рамках ФГОС // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани Познания». - 2013. - № 4 (24). - С. 88-93. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Grani.vspu.ru.

4. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе. - М.: Логос, 2013. - 364 с.

5. Сериков В.В Обучение как вид педагогической деятельности / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru

7. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 2

145