Научная статья на тему 'Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума'

Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
895
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / VALUES / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY / ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА / IMAGE OF THE STATE / ПРАВА / LAW / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / LAW AWARENESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Громова Ольга Николаевна, Рыжова Наталья Ивановна, Чайка Виктория Николаевна

В статье рассматривается актуальность ценностных ориентиров, являющихся основой духовности современной молодежи. Основываясь на существующих научно-философских подходах к исследованию образа государства, права, системы, ценностей, авторы излагают риски искажения традиционных ценностей. Представлены, задачи, которые определило государство в целях развития образования. Выявлены основные ценностные составляющие современного общества, выделены, основные проблемы, искажения духовной составляющей и предложены способы их решения применительно к профессиональной деятельности специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Громова Ольга Николаевна, Рыжова Наталья Ивановна, Чайка Виктория Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values as the Basis of the Spiritual Component of Professional Activity of a Specialist in the Transformation of Modern Society

The article considers the relevance of values, which is the basis of spirituality of modern youth. Based on existing scientific and philosophical approaches to the study of the image of the state, law, system of values, the authors outline the risks of distortion of traditional values. The article also I presents the tasks set by the state for development of education. The main value components of modern society are revealed, main problems of distortion of the spiritual component are highlighted and solutions in relation to the professional activity of a specialist are proposed.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентиры как основа духовной составляющей профессиональной деятельности специалиста в условиях трансформации современного социума»

УДК 37.034 ББК 70/794

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

О.Н. Громова, Н.И. Рыжова, В.Н. Чайка

Аннотация. В статье рассматривается актуальность ценностных ориентиров, являющихся основой духовности современной молодежи. Основываясь на существующих научно-философских подходах к исследованию образа государства, права, системы ценностей, авторы излагают риски искажения традиционных ценностей, Представлены задачи, которые определило государство в целях развития образования. Выявлены основные ценностные составляющие современного общества, выделены основные проблемы искажения духовной составляющей и предложены способы их решения применительно к профессиональной деятельности специалиста,

Ключевые слова: ценности, правосознание, духовность, нравственность, образ государства, права, глобализация, профессиональная деятельность.

O.N. Gromova, N.I. Ryzhova, V.N. Chaika

Abstract. The article considers the relevance of values, which is the basis of spirituality of modern youth. Based on existing scien tific and philosophical approaches to the study of the image of the state, law, system of values, the authors outline the risks of distortion of traditional values. The article also presents the tasks set by the state for development of education, The main value components of modern society are revealed, main problems of distortion of the spiritual componen t are highlighted and solutions in relation to the professional activity of a specialist are proposed,

VALUES AS THE BASIS OF THE SPIRITUAL COMPONENT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A SPECIALIST WITHIN THE TRANSFORMATION OF MODERN SOCIETY

Keywords: values, law awareness, spirituality, morality, the image of the state, law, globalization, professional activity.

Современное общество в эпоху глобализации переживает серьезные изменения, связанные как с трансформацией политической, экономической, правовой н других сфер жизнедеятельности, так и с трансформацией духовных ценностей и сознания самого человека. В данном контексте заметим, что выстраивание государственной политики в таких жизненно важных для развития современного общества социокультурных сферах, как наука и образование, на основе ультралнберальной идеологии в условиях глобализации и информатизации привело к тому, что в последние годы в России стал острее ощущаться духовно-нравственный кризис н депрессивные настроения большей части ее населения в отношении будущего.

Данная проблема сегодня, как показывает практика и публикации в СМИ, является актуальной не только для России, но н для большинства других стран, в том числе и стран постсоветского пространства, выбравших для своего развития путь либеральных реформ. Сегодня как никогда становятся актуальными такие вопросы современности, как: что сегодня представляют собой ценности; поменялась ли сегодня их структура и каковы духовно-нравственные ориентиры современного человека и общества, и как все это отражается или учитываются в профессиональной деятельности современного специалиста [1, с. 171].

В условиях трансформации современного социума следует помнить,

что только деятельность (созидающая н профессиональная) способна сохранить н возродить культуру — те духовные ценности, эффективные технологии н материальные блага, которые так необходимы людям. Заметим, что, затрагивая проблему ценностей н нх отражения в профессиональной деятельности современного специалиста, необходимо помнить, что наиболее общее понимание «ценности» — с психологической точки зрения — трактуется как «значимость чего-ли-бо в некотором отношении пли по ряду отношений к чему-либо другому» [2, с. 53]. Кроме того, .любая профессиональная деятельность, выполняемая специалистом, должна опираться на его личностный ценностный духовный ряд, отражающий традиционные духовно-нравственные ориентиры социума, и тогда она имеет ценность для общества. Согласно, например, Б.Ф. Ломову [3], ценностями деятельности являются ее результаты — объективные и субъективные, взятые в отношении социальных и личных потребностей. При этом социальные потребности имеют доминирующее значение: всякая деятельность человека есть выражение общественных отношений в рамках конкретной общественно-исторической формации и, следовательно, даже в личном плане определяется общественными потребностями, преобразованными в личные потребности субъектов деятельности. В этой связи становится очевидным, что потребности, ценности и опосредующие их

оценки — вот основные реалии, отражающие аксиологическую сторону деятельности как профессиональной, так и повседневной жизни человека.

Исследования правовой идеологии и правовой психологии как основных составляющих правового сознания позволяют наблюдать динамику развития правовой культуры современного социума, определять уровень гражданско-правовой образованности молодежи, фиксировать критические точки состояния общества. От позиций системы образования в стране, в особенности в сфере гражданско-правовых коммуникаций, зависит ее будущее. В связи с этим актуальной становится викти-мологическая защита современного социума от трансформации духовных ценностей, сохранение ценностного ряда и его использование в профессиональной деятельности [4].

Ценностный ряд в образовании, деятельности педагога является фундаментом гражданско-правовой культуры как самого обучающего, так н тех, кто выступает в роли обучающих. Это важная составляющая подготовки учителя, который преподает дисциплины в современной школе, она влияет на воспитание гражданина в рамках школы, закладывает гражданские основы — отношение к окружающему миру, оценивание явлений, умение предвидеть и предотвратить возможные нарушения существующих прав. Важность аксиологической составляющей неоспорима для деятельности любого специалиста. Необходимо, чтобы при решении профессиональных задач использовался аксиологический компонент, учитывались ценности и смыслы в профессиональной дея-

тельности в условиях глобализации современного социума.

Образ государства, его ценностные основы в любой культуре формируются на основе религиозно-фи-лософской картины мира [5], нравственного целеполагания, в зависимости от которого создается культура, которая поднимает человека или, наоборот, он создает антикультуру, которая толкает его в бездну. Утрачивание ощущения острой грани между добром и злом приводит к относительности восприятия, размытости образов, искажению ценностей и, как следствие, — аберрациям в сознании с дальнейшими девиациями в поведении. В эпоху глобализации важность диалога культур обуславливается, в том числе, тем, что наша эпоха, утратив скрепы трансценден-ции, рискует без осп, направленной вверх, обратится в хаос [6].

Право в России имеет морально-этическое наполнение. В Древней Руси слово «правда» (однокоренным которому стало слово «право») означало: «истина», «справедливость», а также «правосудие», «право». В «Русскую Правду» записывались обычаи, а также решения княжеского суда. Таким образом, «Русская Правда» стала своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины, установления справедливости.

Идея тождества греха и преступления, проистекающая из христианских заповедей, составляющих основу нравственности, призванных побуждать к действию определенным образом, стала основой правового сознания, философии права, включив в себя такие понятия, как «человеческое достоинство», «свобода». Так, напри-

мер, Б. Чичерин [7, с. 99] указывает, что, выступая во нмя равенства, социалисты напрасно думают прикрыться знаменем справедливости; истинная правда (справедливость) состоит в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы. Являясь специфическим феноменом человека, считает Э. Фромм [8, с. 578-579], зло посредством человеческих действий способно уничтожить разум, любовь, свободу, но, тем не менее, источник зла не перестает быть человеком. Добро же определяется помыслом и связанным с помыслом действием, ведущим к торжеству, силе человечества, семьи, нации, государства, класса, верования [9, с. 31].

Авторский коллектив Института экономических стратегий провел исследование роли нематериальных факторов в обеспечении благополучия н процветания страны. Ученые подчеркивают потребность в воспроизводстве духовных ценностей человека, реализуемом посредством развития науки, образования, подъеме общей культуры населения, укреплении нравственного здоровья, выработке определенной идеологии, сохранении духовных ценностей. Член-корреспондент РАН Б.Н. Кузык [10] представил показатели ресурсной базы духовного воспроизводства, показав тем самым вполне конкретный потенциал для подъема духовности российского общества. Впоследствии автор, соглашаясь с мнением A.B. Юровича и И.П. Цапенко, которые настаивают на том, что развитие науки, образования и культуры, посмотри на их центральное составляющее, в недостаточной степени характеризуют духовный потенциал общества, в связи с необходимостью

рассматривать в качестве его элемента также социально-психологическое состояние общества.

Сказанное означает, что духовность является побуждающей силой н показателем поступков человека. Духовность, проявляясь в мыслях, чувствах н достоинствах, глубине сознания и ума, воле, ответственности, степени реализации свободы и принятии решений, является объективной реальностью, которая, однако, не может быть оценена по какой-либо определенной шкале ценностей и рассчитана математическим способом. Тем не менее, является очевидным тот факт, что человеческое поведение всегда связано с эмоционально-силовым влиянием конструктивных или деструктивных элементов человеческой духовности, которые в значительной степени определяют мотивацию деяний и поведения человека [11, с. 281-288].

Для оценки субъекта профессиональной деятельности категория духовности является едва ли не определяющей его поступки. Нельзя допустить, чтобы специалист, являясь, как правило, личностью образованной, с высоким интеллектуальным потенциалом, свободу выбора поведения превращал во вседозволенность, ставя своп мотивы и интересы над потребностями общества, игнорируя при этом такие общечеловеческие качества, как чувство справедливости, заботу о других членах общества.

По мнению A.A. Разина, духовный человек — это индивид, обладающий сильным духом, свободный от суеты и страха смерти [12, с. 171]. Духовный человек, продолжает далее автор, характеризуется душевностью, открытостью для .людей, люб-

вн, самосовершенствования, благородных поступков.

Вещью в себе объясняет духовность человека Виктор Эмиль Франк. Представление о духовности автором выражено неопределенным образом: «она может быть обусловлена чем-то, не будучи этим детерминирована» [13, с. 22-24].

Более определенно озвучил восприятие духовности В.А. Бачинский, обозначив ее как совокупность качеств н свойств, позволяющих человеку полнен км шо существовать в мире культуры, в нормативно-ценностных сферах мифологии, религии, нравственности, искусства, философии, права [14, с. 286]. Духовность, по его мнению, позволяет личности сознавать самоценность собственного «я», значимость своего внутреннего мира, понимать свою уникальность и вместе с тем причастность к универсальным началам бытия, представленным в общечеловеческих ценностях культуры и цивилизации.

С категорией духовности диалектическую смежность имеет нравственность (лат. тогаЫв — нравственный), определяемая как одна из форм сознания личности, представляющая совокупность принципов и норм поведения, охватывающих отношения личности к обществу и другим людям [15, с. 205]. Категория нравственности играла и продолжает играть огромную роль в формировании духовной составляющей наряду с культурой, наукой и образованием. В свое время Аристотель высказал мысль относительно того, что нравственный мир может привлекать исследователя с историко-пси-хологической точки зрения и с точки зрения философской [16, с. 62].

Современная наука существенно расширила исследовательский интерес нравственности, затронув такие сферы, как криминология, экономика, образование.

Так, например, Ф.Б. Власов [17], анализируя эволюцию нравственного сознания и социально-экономического развития, очень точно определил место и роль нравственных противоречий в процессах социально-экономической трансформации, рассматривая их в качестве отражения и движущей силы периодически возникающего конфликта между требованиями хозяйственной практики и существующими социальными институтами. При этом, отмечает автор, нравственное сознание общества неоднородно, соответственно, происходящие изменения в неодинаковой мере затрагивают различные общественные группы. Именно их деятельность, основанная на моральных представлениях, по его мнению [там же], является основой изменений формальных рамок общественного взаимодействия. А затем в процессе и после завершения трансформации формальных институтов к новым идеологическим, политическим и правовым реалиям постепенно приспосабливается нравственное сознание остального населения.

Соглашаясь с Ф.Б. Власовым относительно взаимообусловленности нравственного сознания и социально-экономического развития, нам все же хотелось бы отметить, что, несмотря на бытующее мнение относительно того, что духовность и нравственность общества и человека являются различными категориями, мы настаиваем на их взаимном влиянии друг на друга. Общество оказывает свое

воздействие на личность, формируя его самосознание, получая в ответ качественно нового человека, способного учитывать потребности и интересы не только свои, но и других людей. Это обстоятельство порождает необходимость актуализировать аксиологическое направление профессиональной подготовки, в рамках которого формируются ценностные ориентиры личности, в том числе общечеловеческие ценности и смыслы, так необходимые для различных сфер деятельности современного социума.

На наш взгляд, в данном контексте, следует особо выделить тот факт, что в соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 42 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева, 23 нюня 1975 г.) Российская Федерация обеспечивает профессиональную подготовку на всех уровнях квалификации современного специалиста в таких профессиональных сферах, как юриспруденция, экономика, педагогика и социокультурная сфера. Их профессиональная подготовка осуществляется в процессе обучения в вузе и обеспечивается образовательными программами.

В свою очередь Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг. предусматривает в качестве основных направлений приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, к которым, в том числе, относятся ценностные ориентации и установки, приводящие к консолидации общества на основе

усвоения традиционных общечеловеческих ценностей россиян.

В этой связи перед образованием стоит сложная задача подготовки специалиста к тем условиям, которые продиктованы мировой глобализацией. Особенность современного человека заключается в его способности функционально и активно осуществлять свою профессиональную деятельность, совмещая деловой подход с чувством уважения к иному укладу жизнедеятельности, менталитету н культурам. Вместе с тем, современное образование должно стремиться к формированию понимания каждым человеком своей уникальности, личностной значимости, возможности развития профессионально необходимых качеств и осознанию того, что источником профессионального развития являются определенные мотивы, основанные на ценностных ориентирах.

Кроме того, сегодня современная действительность по-прежнему требует внимания к ценностной составляющей будущего специалиста, несмотря на реформы, проводимые в области образовательной политики в соответствии с нормативными документами, такими как:

(а) «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.» (2000 г.), требующая серьезного подхода к воспитанию высоконравственной личности, обладающей уважением к ценностям не только национальной культуры, но и других этнических народов;

(б) «Концепция духовно-нравственного развития н воспитания личности гражданина России» (2009 г.), согласно которой образованию отводится ключевая роль в духовно-нрав-

ственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровни доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны;

(в) «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002 г.) перед экономическим образованием, наряду со специфическими задачами, ставит и задачи, определяющие необходимость формирования ценностных позиций и установок, компетенций, достаточных для ориентации своего поведения при решении профессиональных задач и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности.

Но, посмотри на программные сроки, указанные в приведенных выше нормативных документах, последние являются актуальными и по настоящее время, так как позволяют возобновить значимость прежних традиционных ценностей, утраченных за тот период, когда наше общество пребывала в состоянии глубокого духовного кризиса.

Учение о ценностях разрабатывается специальной отраслью знаний — аксиологией, целью которой является исследование смыслообра-зующих оснований человеческого бытия, в том числе сопряженных с государственно-правовой матерней.

Так, например, H.H. Матузова и A.B. Малько считают, что «через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориента-ций субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина ста-

новится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению» [18, с. 619].

Ценность не есть сам предмет — материальный, духовный — это предмет в его связи с человеком, предмет, который является значимым, необходимым, поэтому обладает для человека ценностью. Ценности не только существуют в сознании, но и воплощаются в поведении человека, человеческая деятельность является бессмысленной, если она осуществляется вне ценностного контекста. Таким образом, ценности являются составной частью социального, а значит, и правового взаимодействия индивидов.

На основе устоявшихся ценностей человек осуществляет привычные для него действия, приводя тем самым в активность существующие в его сознании правовые установки, которые занимают значимое место, как в правовой идеологии, так и в правовой психологии, частью которой является «бессознательный элемент». Фокусировал психологию на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного ее швейцарский теоретик К.Г. Юнг [19, с. 84], который ввел понятие «коллективного бессознательного». На формирование правовых установок оказывают влияние такие факторы, как: политическое устройство общества, уровень развития общественного правосознания, система духовно-нравственных ценностей общества, существующая правовая система, а также архетипы права, которые содержатся в коллективном бессознательном [20].

Правовая психология и правовая идеология как структурные компо-

ненты правосознания наиболее полно отражают идеальную, духовную, философскую сущность права как элемента культуры, архетипа, формирующего жизненный уклад данного народа, служат осуществлению функций правосознания в субъективном праве и в правовой культуре в целом. Социокультурные ценности лежат в основе правовой идеологии и стереотипов психологии права.

Современное положение государ-ственно-правовых институтов в нашей стране характеризуется существованием экономических и духовно-нравственных проблем в обществе. Прежние идеалы — сначала царской, затем советской России разрушены, а новые западнические идеи не оказывают желаемого духовного влияния на нравственный климат в обществе н эффективность действия права. В качестве яркого примера представляется возможным привести фундаментальное различие базовых интуи-ций, вкладываемых русской и западноевропейской культурой в понятия, соответственно, «справедливость» и justice. Это различие проявляется уже на уровне «внутренней формы» слов — justice ассоциируется с весами, с равными возможностями и беспристрастностью, в то время как справедливость всегда пристрастна, она опирается на «соответствие правде» — стремлении, по мнению A.A. Король-кова, «к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству...» [21, с. 194].

Современное представление о праве н государстве опирается на анализ исторической логики развития. Так, в своей работе Ю.В. Ячменев говорит, что «...изменение ценностных приоритетов от эпохи к эпохе обо-

рачивалось конкретными изменениями в теоретической правовой мысли н практической нормативной жизни» [22, с. 207]. Здесь надо понимать, что ценности составляют основу мировоззрения. Именно они формируют жизненную позицию человека. Искажение ценностей влечет аберрации сознания и, как следствие, — девиации в поведении. Меняется ценностный мир человека — меняется ценностный мир общества, при этом формирующееся сознание наиболее подвержено влиянию извне, увлечению теми или иными идеями, поскольку на стадии развития не имеет возможности дать четкую оценку происходящей, в том числе в сфере правовой жизни общества, ситуации.

Российское, в том числе правовое сознание, обусловленное древнерусской эстетикой, содержащей два главных источника — материально-художественную культуру восточных славян н византийскую эстетику, — с самого начала развивалось как национальное и народное. Рассуждая о специфике правового сознания в России, основах его формирования, образе государства, восприятии власти, необходимо учитывать многообразие духовного и практического опыта российского народа.

В ранний период право было представлено в основном нормами обычного права. Обычай (от слова «обыкнуть») возникает в результате деятельности общества, становится общеобязательной нормой, укрепляясь в сознании. Исторически складывалось так, что в одной и той же местности проживали люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев, н тогда общество постепенно принимало общие нормы для сохра-

нения стабилизации, репродукции и развития социума, основанные во многом на нормах моральных и религиозных, позволяющие оценивать поступки человека с точки зрения добра н зла. Именно суждения с данных позиций — «плохо/хорошо», а не толерантное (расплывчато-спокойное) отношение к происходящему позволяло сплачивать общество.

Причина духовного обнищания масс — в отказе от человека как духовного существа, личности. Поглощение идеей космополитизма таких общественных ценностей, как любовь к своей Родине, милосердие, потеря ощущения нравственного долга перед Отечеством, не может иметь положительных последствий как для отдельно взятого города, так и для всего государства в целом. Культивирование духовных ценностей в системе образования закладывает основу формирования правового сознания молодежи; четкое представление о традиционных ценностях, восприятие их оказывает непосредственное формирование на образ государства, а также права.

Искажение традиционных ценностей влечет за собой искажение образов, порождает болезненное восприятие окружающей действительности, рисуя в сознании картинки фантасмагорического будущего. Ценностный релятивизм, когда допускается все (когда вседозволенность становится нормой), стирает рамки допустимого и человеческого. II самое опасное, что несет в себе ценностный релятивизм, — это «стирание» происходит постепенно, а значит, малозаметно для массового сознания. «В бой» идет все — начиная от рекламы на каждом шагу до

трансляционной деятельности СМИ; объектами воздействия являются такие сущностно важные сферы, как образование, здравоохранение [23]. С помощью вышеуказанных инструментов формируется определенный образ жизни, установки, а значит, — образ окружающего мира, в том числе — образ государства. Разрушение духовных ценностей народа ведет к угасанию идеи нации. A.M. Величко в подтверждении этой мысли пишет, что «...угасание идеи нации является совершенно очевидным признаком утрачивания и идеи государства...» [24, с. 117].

Отход от религиозного содержания неизбежно отбрасывает общество к искажению прав человека. То, что с религиозной точки зрения признается греховным, в демократии рисуется как признак правового государства. Безусловно, демократия — это, в том числе, соблюдение права меньшинства. Но меньшинство не должно пытаться навязывать свою модель поведения обществу в целом. Общепринятые нормы (правила поведения) трансформироваться не должны. По мнению H.A. Ильина, «ныне мы переживаем эпоху, когда правопорядок становится повсюду непрочным и колеблется в самых основах своих; когда большие и малые государства стоят перед возможностью крушения и распада, а над миром носятся каки-е-то всеразлагающие дуновения или даже порывы революционного ветра, угрожающие всей человеческой культур о» [25, с. 272-273].

Результат действия права — установление правового порядка в обществе, порядка, опирающегося на духовные, нравственные начала. На наш взгляд, подтверждением этой

мысли могут, как нельзя лучше, стать слова свт. Филарета — «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право н спасительно веровать в Него н достойно чтить Его» [26, с. 5]. В данном контексте важно отметить, что особенность современного христианского не православного мнра — постепенное утрачивание абсолютных критериев добра и зла через попытки отступить от основополагающего начала Нового Завета об изначальной греховности человека и возможности последующего «исправления» через духовный подвиг на основе высоких нравственных ценностей. Христианские ценности являются основополагающими в формировании современного российского правосознания и правовые нормы должны быть, прежде всего, направлены на достижение сохранения и развития нравственного целого, правовой реальности, основывающихся на определенных ценностных посылках. Являясь ценностью культуры, согласно мнению P.A. Ромашова [27], право играет роль социально дисциплинирующей системы, соответствуя уровню развития общества, отражая, в том числе, и его духовное состояние. При этом A.B. Поляков считает, что право имев ет значение социокультурной ценности, то есть воспринимается как форма добра, необходимое условие жизни общества [28, с. 324].

Релятивистский подход к духовным ценностям, допустимость относительности исторически сложившихся правил поведения в обществе, отверганне нравственных оценок бытия порождает так называемый «толерантный» подход к восприятию окружающего мнра. Зависимость духа законов только лишь от одномо-

ментного желания социума или его части, желания, основанного на свободе от нравственных канонов, пренебрежении критериями добра и зла, формирует искаженный образ государства, воздействуя как на сознание, так н на коллективное бессознательное, приводит к трансформации современного социума.

СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Разин, A.A. Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения [Текст] /

A.A. Разин // Вестник удмуртского университета. Социология и философия. -2007.-№3.

2. Суходолъский, Г.В. Введение в математи-ко-психологическую теорию деятельности [Текст] / Г.В. Сухо дольский. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. - 220 с.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. -М., 1984.

4. Кьюнд, М. Ценностный ряд как актуальный базис правовой составляющей профессиональной культуры педагога [Текст] / М. Кьюид, О.Н. Громова, В.Н. Чайка, Н.И. Рыжова, З.А. Залялютдинова // Модернизация профессионально-педагоги-ческого образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: материалы межд. научно-практической конференции, г. Барнаул, 13-15 октября 2014 г. / под ред. М.П. Тыриной. - Барнаул: АлтГПА, 2014. -С. 127-130.

5. Чайка, В.Н. Права человека: нравственная основа Запада и России [Текст] /

B.Н. Чайка // Проблемы европейской интеграции. - СПб.: Астерион, 2007. -

C. 201-209.

6. Рыжова, H.II. Ценности и смыслы в эпоху глобализации [Текст] / Н.И. Рыжова, О.И. Ставцева // Вопросы культурологии. -2013.-№12.-С. 6-12.

7. Чичерин, Б. Философия права [Текст] / Б. Чичерин. -М., 1900.

8. Фромм, Э. Здоровое общество, Искусство любить. Душа человека [Текст] /

Э. Фромм. - М.: ACT: ACT Москва; Хранитель, 2007.

9. Мишин, П.Я. Добро и зло, правда и ложь [Текст] / П.Я. Мишин. - 2-е изд., испр. -Оренбург, 2004.

10. Громова, О.Н. Проблемы духовности в контексте криминологической теории [Текст] / О.Н. Громова // Мир юридической науки. - 2013. -№ 4-5. - С. 46-51.

11. Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. Научные записки и очерки [Текст] / Рук. исслед. проекта, науч. рук. О.Т. Богомолов. - М.: Институт экономических стратегий, 2008.

12. Разин, A.A. Духовность: сущность, место в обществе, пути достижения [Текст] / A.A. Разин // Вестник Удмуртского университета. Социология и философия. -2007.-№3.

13. Франки Виктор Эмиль. Доктор и душа [Текст] / Виктор Эмиль Франкл; пер. с англ. A.A. Бореев. - СПб.: «Ювента», 1997.

14. Бачинский, В.А. Энциклопедия философии и социологии права [Текст] / В.А. Бачинский. - СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр пресс», 2006.

15. Большая советская энциклопедия [Текст]. -М., 1954.

16. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории [Текст] / Аристотель. -Мн.: Литература, 1998.

17. Власов, Ф.Б. Эволюция нравственного сознания и социально-экономическое развитие [Текст] / Ф.Б. Власов. - СПб.: СПб-ГУП, 2011.- 308 с.

18. Теория государства и права: Курс лекций [Текст] / под ред. Н.И. Матузова и

A.B. Малько. - М.: Юристь, 2003.

19. Юнг, К.Г. Бог и бессознательное [Текст] / КГ. Юнг. -М., 1998.

20. Чайка, В.Н. Элементы бессознательного в правовой реальности России [Текст] /

B.Н. Чайка: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. - СПб.: 2006.-23 с.

21. Корольков, A.A. Духовная антропология [Текст] / A.A. Корольков. - СПб., 2005.

22. Ячменев, Ю.В. Эгико-политические ценности русского средневековья [Текст] / Ю.В. Ясменев // Правоведение. - 2001. -№3.

23. Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник научн. тр. [Текст] / отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н. ИВ. Ионкин. - М.: Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2009. - 704 с.

24. Величко, A.M. Философия русской государственности [Текст] / A.M. Величко. -СПб., 2001.

25. Ильин, ILA. Основы христианской культуры [Текст] / H.A. Ильин. - СПб., 2004.

26. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви [Текст] / [Сост.: свт. Филарет (Дроздов); предисл., подг. текста примеч. и указ.: А.Г. Дунаев]. - М., 2006. - 168 с.

27. Ромашов, P.A. Правовые культуры России и Запада: существует ли двухсторонняя интеграция? [Текст] / P.A. Ромашев // Философия права в России: история и современность: Материалы третьих философ.-правовых чтений памяти акад. B.C. Нерсесянца / отв. ред. В.Г. Графский. -М.: Норма, 2009.

28. Поляков, A.B. Общая теория права: Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: Курс лекций [Текст] / A.B. Поляков. - СПб., 2004.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Razin A.A., Duhovnost': sushhnost', mesto v obshhestve, puti dostizhenija, Vestnik ud-murtskogo universiteta. Sociologija i filoso-fija, 2007, No. 3.

2. Suhodol'skij G.V., Vvedenie v matematiko-psihologicheskuju teoriju dejatel 'nosti, St-Petersburg, 1998, 220 p.

3. Pomov B.F., Metodologicheskie i teo-reticheskie problemу psihologii, Moscow, 1984.

4. K'juid M., Gromova O.N., Chajka V.N., Ry-zhova N.I., Zaljaljutdinova Z.A., Cennostnyj rjad kak aktual'nyj bazis pravovoj sostavlja-jushhej professional'noj kul'tury pedagoga, in: Modemizacija professional 'no-peda-gogicheskogo obrazovanija: tendencii, strategija, zarubezhnyj opvt: material}' mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Barnaul, 13-15 ofojabtja 2014 g., Barnaul, AltGPA, 2014, 127-130.

5. Chajka V.N., "Prava cheloveka: nravstven-naja osnova Zapada i Rossii", in: Problemy evropejskoj integracii, St-Petersburg, Asteri-on, 2007, 201-209.

6. Ryzhova N.I., Stavceva O.I., Cennosti i smysly v jepohu globalizacii, Voprosy kul 'turologii, 2013, № 12, 6-12.

7. Chicherin B., Filosofija prava, Moscow, 1900.

8. Fromm E. Zdorovoe obshhestm, Iskusstm Ijubit'. Dusha cheloveka, Moscow, AST, Hranitel', 2007.

9. Mishin P.Ta., Dobro i zlo, pravda i lozh', Orenburg, 2004.

10. Gromova O.N., Problemy duhovnosti v kon-tekste kriminologicheskoj teorii, Mir jit-ridicheskoj nauki, 2013, № 4-5, 46-51.

11. Ekonomika i obshhestvennaja sreda: neo-soznannoe vzaimovlijanie. Nauclmye zapiski i ocherki, Moscow, Institut jekonomicheskili strategij, 2008.

12. Razin A.A., Duhovnost': suslilinost', mesto v obsliliestve, puti dostizhenija, Vestnik nd-murtskogo universiteta. Sociologija i filosofija, 2007, No. 3.

13. Viktor .Temir Frankl, Doktor i dusha, St-Pe-tersburg, 1997.

14. Bachinskij V.A., Enciklopedija filosofii i so-ciologiiprava, St-Petersburg, 2006.

15. Bol 'shaja sovetskaja enciklopedija, Moscow, 1954.

16. Aristotle, Etika. Politika. Ritorilia. Pojetika. Kategorii, - Minsk, 1998.

17. Vlasov F.B., Evoljucija nravstvennogo soz-nanija i social 'no-jekonomicheskoe raz\>itie,

St-Petersburg, 2011, 308 p.

18. Teorija gosudarsñ'a i prava: Kurs lekcij, Moscow, 2003.

19. Jung K.G., Bog i bessoznatel'iioe, Moscow, 1998.

20. Chajka V.N., .Telementy bessoznatel'iiogo v pravovoj real'nosti Rossii, Extended abstract of PhD dissertation (Law), St-Peters-burg, 2006, 23 p.

21. Korol'kov A.A., Duhovnaja antropologija, St-Petersburg, 2005.

22. .Taclimenev .Tu.V., Jetiko-politicheskie cennosti russkogo srednevekov'ja, Pravovede-nie, 2001, No. 3.

23. Grazhdansko-pravovaja, konstitucionno-pravovaja i ugolovno-pravovaja ohrana nravsh'ennosti: Sbomik nauclin. tr., Moscow, 2009, 704 p.

24. Velicliko A.M., Filosofija msskoj gosudarst-vennosti, St-Petersburg, 2001.

25. II'in I.A., Osnovy hristianskoj kul'tury, St-Petersburg, 2004.

26. Prostrannyj hristianskij katehizis Pravo-slavnoj Kafiolicheskoj Vostochnoj Cerkvi, Moscow, 2006, 168 p.

27. Romashov R.A., "Pravovye kul'tury Rossii i Zapada: susliliestvuet li dvuhstoronnjaja in-tegracija?" In: Filosofija prava v Rossii: is-torija i sovremennost': Materialy tret'ih filosof.-pravovyh chtenij pamjati akad. V.S. Nersesjanca, Moscow, 2009.

28. Poljakov A.V., Obshhaja teorija prava: Problemy interpretacii v kontekste kommimi-kativnogo podhoda: Kurs lekcij, St-Peters-burg, 2004.

Громова Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой отраслей права, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, oritus@yandex.ru

Gromova O.N., PhD in Law, Associate Professor, Head of Department of the Branches of Law, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, oritus@yandex.ru

Рыжова Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт содержания и методов обучения, Российская академия образования, nata-rizhova@maii.ru

Ryzhova N.I., Dr. of Science (Pedagogy), Professor, Senior Researcher, Institute of Educational Contents and Teaching Methods, Russian Academy of Education, nata-rizhova@mail.ru

Чайка Виктория Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры отраслей права, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, chaika_v@mail.ru

Chaika V.N., PhD in Law, Associate Professor, Branches of Law Department, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, chaika_v@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.