Научная статья на тему 'Ценностные ориентации выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования'

Ценностные ориентации выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВ / УЧИТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VALUE ORIENTATIONS / COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / METHODS OF VALUE STUDY / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлюченко С. Э.

Статья посвящена проблеме изучения ценностных ориентаций выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования. По данным проведенного исследования большинство современных студентов не связывают свою будущую деятельность с работой в школе, что свидетельствует об их низкой мотивации на профессию учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлюченко С. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER TRAINING INSTITUTE GRADUATES' VALUE ORIENTATIONS TO THE FUTURE PROFESSION UNDER THE CONDITIONS OF RUSSIAN EDUCATION MODERNIZATION

The article studies future teachers' value orientations to their profession under the conditions of Russian education modernization. According to the research most of the graduates don't intend to be teachers, it means that their motivation for teaching is low.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования»

большую роль играет выполнение такой работы, где их ответственность способствовала бы успешному выполнению коллективных дел, они уверенны, что каждое успешно выполненное дело способствует развитию у них волевых качеств и повышает самооценку. Приступая к выполнению важного, ответственного задания, подростки с «О» направленностью обдумывают каждый свой шаг и прежде чем высказать свое мнение стараются убедиться в собственной правоте. Помимо этого, они никогда не откладывают важные задания «на завтра», это подтверждает наличие выраженности такого личностного компонента как регуляторная интернальность.

Таким образом, четкое понимание необходимости проявления данного свойства подкрепляемое внешним локусом контроля, социоцентрическими побуждениями и широкой сферой реализации данного, что позволяет преодолевать астенические эмоции, этот факт подтверждает стремление подростков поддерживать отношения с людьми.

В общей иерархии показателей ответственности у подростков с направленностью на дело («Д») доминируют такие переменные как стеничность, эмоциональность астеническая, когнитивная осмысленность, субъективная и предметная результативность, регуляторная интернальность, социоцентризм и динамическая эргичность. Приступая к выполнению важных, ответственных заданий подростки с «Д» направленностью испытывают как стенические так и астенические эмоции, причем стенические заметно преобладают. Это говорит о том, что зачастую, подростки все же испытывают чувство страха, перед тем как взяться за ответственное дело, но все же, выполнение серьезной и ответственной работы в интересах дела, доставляет им радость, удовольствие и удовлетворение. Высокие значения когнитивной характеристики осмысленность указывают на основательность изучения новой информации, с выделением ее основного содержания. Такие подростки предпочитают последовательно выполнять деятельность и достаточно упорны в достижении намеченного. Подростков с направленностью на «Д» отличает стремление выполнить задание как можно лучше, во благо общей цели, именно это способствует тому, что они с особой тщательностью подходят к

Библиографический список

выполнению ответственных поручений, а иногда даже в ущерб собственным интересам и планам - это подтверждает значительные показатели переменной динамическая эргичность. Заинтересованность подростков в решении деловых проблем заставляет их проявлять такие качества как самоотверженность и добросовестность. В этом есть и своя субъективная выгода, т.к. завершение ответственных дел, связано с их личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств. Такое двоякое отношение к проблеме объясняет наличие двух результативных компонентов: предметность и субъективность. При выполнении каких-либо ответственных дел, подростки с направленностью на дело предпочитают приступать к их выполнению сразу, не откладывая работу в «долгий ящик». Они не нуждаются в постоянном контроле, для них намного важнее выполнять ответственную работу самостоятельно, полагаясь только на себя. Их принцип при выполнении ответственных заданий: «семь раз отмерь - один раз отрежь», об этом свидетельствует выраженность категории регуляторная интернальность. Преобладание в целостной структуре компонента социоцентризм говорит о том что, ответственные дела подростков данной направленностью ориентированы на деловое сотрудничество, на выполнение работы как можно лучше, именно поэтому, принимая решение, они часто руководствуются чувством долга.

Для подростков с данной направленностью, при реализации ответственности свойственна широкая гамма эмоций проявляемых как в субъективной, так и в предметной деятельности выполняемой на основе четкого понимания данного свойства, внутренней регуляции и побуждений, носящих социо-центрический характер, что благоприятно сказывается на организации делового взаимодействия приводящего к положительным результатам деятельности.

Результаты представленного исследования убедительно свидетельствуют о роли направленности личности в проявлении ответственности и дают возможность разработки и реализации программ оптимизации данного личностного свойства у подростков с учетом их личностной направленности.

1. Иващенко, Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.

2. Казанцева, О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Новосибирск, 2008.

3. Прядеин, В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. - Екатеринбург, 1998.

4. Сидорова, Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

6. Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1997.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 378

С.Э. Павлюченко, ст. преп. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, Е-mail: trust152@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА БУДУЩУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме изучения ценностных ориентаций выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования. По данным проведенного исследования большинство современных студентов не связывают свою будущую деятельность с работой в школе, что свидетельствует об их низкой мотивации на профессию учителя.

Ключевые слова: ценностные ориентации, мотив, учитель-профессионал, профессиональная подготовка, профессиональная готовность, педагогическая деятельность.

В настоящее время проблема модернизации образования является одной из ключевых: широко обсуждаются вопросы повышения его качества, создания вариативной образовательной системы, изменения целеполагания, выбора подходов к обучению и воспитанию. Современное школьное и вузовское образование базируется на компетентностном подходе, происходит резкая переориентация в подготовке учителей начальной, основной и профильной школы, выражающаяся в замене понятий «подготовленность», «образованность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, «компетентностный подход» [1].

Соответственно появляется необходимость в учителе-профессионале, ориентирующемся не только в новейших достижениях в своей предметной области, но и в инновационных процессах педагогики и психологии, способном с учётом меняющихся социально-экономических условий осознанно выбирать модель обучения своему предмету, учебные пособия и обучающие технологии, методики и средства, наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию.

В современных условиях формирование профессиональной готовности учителя является целью обучения, одним из базовых компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных знаний (гносеологический компонент), ценностных отношений (ценностносмысловой компонент) и специальных умений (деятельностный компонент).

Согласно Никитиной Н.Н., «исследователи выделяют мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности как центральное звено в сложном синтезе структур, образующих профессиональную готовность. Формирование исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности - знаний, умений, навыков они рассматривают как производное от уровня развития ценностных ориентаций личности, определяющих ее потребность в овладении педагогическим мастерством, в развитии педагогических способностей» [2].

Проблемами педагогических ценностей и профессионально-ценностных ориентаций педагогов и будущих учителей занимались Н.П. Аникеева, А.М. Булынин, В.А. Сласте-нин, Дж. Хазард, Е.Н. Шиянов и др.

Под ценностными ориентациями студентов на профессиональную педагогическую деятельность мы понимаем проявление выраженного личностно значимого смысла готовности к будущей профессии, наличие устойчивого интереса к ней.

Для изучения ценностных ориентаций выпускников педагогического вуза на профессиональную деятельность мы опросили 140 будущих учителей иностранного языка. Исследование было проведено по модифицированной методике, прошедшей проверку на надежность и валидность. При разработке данной методики мы опирались на концепцию М. Рокича по изучению ценностей [3, с. 25-29], согласно которой ценностные ориентации личности разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность. Первую группу составляют терминальные ценности -это основные цели человека, отражающие долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Вторую - инструментальные ценности, характери-

зующие средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Согласно методике М. Рокича эти ценности предоставляются респондентам для ранжирования.

В нашем исследовании студентам-выпускникам было предложено самим сформулировать их ценностные предпочтения, ответив на следующие вопросы, записав затем ответы в порядке их важности: «Люди всегда выделяют то, что они считают главным в своей жизни. Что считаете главным в своей жизни Вы?», «Что Вы приобрели как личность за эти 5 лет учебы в вузе?». Первый вопрос выявлял, каковы терминальные ценности выпускников, второй - отношение выпускников к полученному образованию.

В таблице № 1 представлен весь спектр полученных нами ответов на первый вопрос, причем данные не составляют 100%, поскольку студенты называли не одну, а несколько ценностей.

Таблица 1

Объекты ценностных ориентаций выпускников факультета иностранных языков, будущих учителей (% от общего числа ответов)

Семья, создание семьи Материальное благополучие Высоко- оплачиваемая работа ^ и 8 S я ра оч Карьера Дальнейшее образование Положение в обществе Личностное развитие

46 44 41 25 20 34 26 17

Как видно из таблицы, большинство выпускников (46%) считают одной из главных целей текущего периода жизни семью, создание семьи, семейное благополучие, любовь. На втором месте по значимости - материальное благополучие (44%), высокооплачиваемая работа (41%), то есть ценности, связанные с материальным благосостоянием, комфортом, а не с профессиональным развитием, например, в качестве учителя. Наконец, на третьем месте по значимости ценностей указывается профессиональный успех: карьера (20%), положение в обществе (26%). Наиболее важными для себя считают дальнейшее образование 34%, личностное развитие 17% выпускников. На профессиональную педагогическую деятельность ориентированы всего 25% опрошенных.

Таким образом, обнаружено, что большая часть студен-тов-выпускников намерены в будущем заниматься вопросами создания и обеспечения семьи. Студенты не связывают свою будущую деятельность с работой в школе, так как, во-первых, ни один из опрошенных не упомянул о профессии учителя как о терминальной ценности. Во-вторых, можно предположить, что выпускники не связывают с ней свое материальное благополучие или обеспечение семьи, так как эта работа является низкооплачиваемой.

Анализ инструментальных ценностей показал, что в качестве ценности-средства будущую профессию считают важной лишь 25% опрошенных. 34% выпускников средством достижения главных целей в жизни называют получение дальнейшего образования, например, второго высшего (чаще всего экономического или юридического), обучение в аспирантуре.

Большинство студентов (41%) считают инструментальной ценностью высокооплачиваемую работу в престижных фирмах, связанную прежде всего со знанием иностранных языков: переводчик, секретарь-референт, гид-переводчик.

Следующая часть данной методики применялась для определения иерархии ценностей, связанных с полученным образованием в вузе. Данные исследования представлены в таблице № 2.

Таблица 2

Результаты диагностики ценностей выпускников факультета иностранных языков, приобретенных в вузе (% от общего числа ответов)

Наиболее значимой ценностью для студентов оказалось владение иностранными языками (84%). 46% респондентов выбрали в качестве ценностей профессиональные навыки и умения, опыт преподавания; 43% - приобретение друзей; 40% - получение высшего образования и знаний в разных областях; 30% - интерес к странам изучаемого языка. Немаловажным для студентов оказалось приобретение таких личностных качеств, как уверенность (15%), умение высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение (13%), ответственность (14%), умение общаться (36%), умение креативно мыслить (28%), умение планировать (38%), желание постоянно учиться (38%), наличие артистического опыта (26%). Надо отметить также, что 16% приобрели «отрицательный» опыт неуверенности в себе и в поиске достойной работы по специальности. Несмотря на то, что только 56% опрошенных указали наличие профессионального опыта и умений важной ценностью при обучении в вузе, выявление студентами профессионально важных качеств и компетенций может свидетельствовать о приобретении ими профессиональной компетентности.

Еще один опрос был проведен среди выпускников, чтобы установить, изменились ли их мотивы получения педагогической профессии после пяти лет обучения в вузе. В представленной ниже таблице № 3 отражено сопоставление мотивов

Библиографический список

выбора педагогического вуза в процентном выражении абитуриентами и выпускниками: показатели процентного соотношения студентов, интересующихся педагогической профессией и имеющих педагогическое призвание выросли, однако незначительно: от 20 до 38% и от 16 до 20%.

Таблица 3

Мотивы выбора студентов педагогического вуза в начале поступления и в конце обучения (%)

Опро- шенные Изучение ино- странных языков Получе- ние высшего образо- вания Интерес к педагогической профессии Педагоги- ческое призвание

Абиту- риенты 50 44 20 16

Выпу- скники 78 44 38 20

Как оказалось, основными мотивами поступления в педагогический вуз бывших абитуриентов являлись: желание изучать иностранные языки (50%), получение высшего образования (44%), интерес к педагогической профессии (20%), педагогическое призвание (16%).

Ясно, что мотивы овладения иностранными языками и получения высшего образования являются ведущими и устойчивыми. Лишь небольшая часть выпускников (38%) факультета иностранных языков проявляют устойчивый интерес к педагогической профессии.

Итак, полученные данные в ходе проведенного исследования по выявлению ценностных ориентаций выпускников педагогического вуза на профессиональную деятельность показывают, что в ориентации выпускников на будущее проявляются черты, свойственные данной возрастной группе -стремление создать семью и обеспечить её.

Результаты исследования свидетельствуют также о следующих социально-типичных тенденциях модернизации Российского образования, оказывающих влияние на отношение студентов, готовящихся стать учителями к их будущей профессии: снижение престижности профессии учителя с одной стороны и возрастание требований к профессиональным качествам современного учителя с другой; потеря привлекательности образования, образованности в обществе рыночной экономики и в то же время появление возможности раскрытия творческого потенциала для каждого.

Решение данной проблемы мы видим в целенаправленном формировании мотивационно-ценностной готовности к профессиональной педагогической деятельности в процессе учебной и внеучебной работы со студентами.

Владение иностранными языками Приобретение личностных качеств і £ ^ І еа й Й § & к с ои ик 8 1 о Э е тее л £ ю л риП Приобретение высшего образования Умение планировать Умение общаться Интерес к странам изучаемых яз. Приобретение желания постоянно учиться

84 70 56 43 40 38 36 30 28

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4.

2. Никитина, Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя [Э/р].- Режим доступа http://portalus.ru 4 октября 2007 г.

3. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина: в 2 т. - М., 2001.- Т. 1.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.