Научная статья на тему 'Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям посредством организации коммуникативной деятельности студентов'

Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям посредством организации коммуникативной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETITIVE RELATIONS / COMMUNICATIVE ACTIVITY / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзрахманов Айгуль Линаровна, Файзрахманова Ирек Магсумович

В статье осуществляется анализ готовности будущего учителя к конкурентным отношениям в профессиональной сфере. Предлагается использование организации коммуникативной деятельности студентов в качестве основы формирования их готовности к конкурентным отношениям; приводятся общие результаты экспериментальной проверки теоретических выводов, полученных в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзрахманов Айгуль Линаровна, Файзрахманова Ирек Магсумович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes future teachers' readiness for competitive relations in the professional sphere. The author considers communicative activity of the students as the basis for developing their readiness for competitive relations; gives the results of the experimental check of the theoretical conclusions received in the course of the research.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущего учителя к конкурентным отношениям посредством организации коммуникативной деятельности студентов»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К КОНКУРЕНТНЫМ ОТНОШЕНИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

И.М. Файзрахманов, А.Л. Файзрахманова

В статье осуществляется анализ готовности будущего учителя к конкурентным отношениям в профессиональной сфере. Предлагается использование организации коммуникативной деятельности студентов в качестве основы формирования их готовности к конкурентным отношениям; приводятся общие результаты экспериментальной проверки теоретических выводов, полученных в ходе исследования.

Ключевые слова: профессиональное образование, конкурентные отношения, коммуникативная деятельность, профессиональное самоопределение.

The article analyzes future teachers' readiness for competitive relations in the professional sphere. The author considers communicative activity of the students as the basis for developing their readiness for competitive relations; gives the results of the experimental check of the theoretical conclusions received in the course of the research.

Key words: professional education, competitive relations, communicative activity, self-determination.

Необходимость инновационного социально-экономического и социокультурного развития российского общества обусловливает важность решения отечественной системой образования целого комплекса задач, связанных с формированием нового поколения граждан интенсивно обновляющегося общества. Это, в свою очередь, требует подготовки учителей нового поколения, способных поднять школьное образование на качественно новый уровень. Действительно, в современном мире наиболее динамично развиваются те страны, которые сделали ставку на учителя в развитии национальных систем образования и наукоемких технологий. Сегодня считается

общепризнанным, что именно учителю принадлежит главенствующая роль в активизации «человеческого капитала», обеспечивающего значительную долю прироста национального дохода, что является одним из важнейших условий экономического и культурного развития.

Очевидно, подготовка конкурентоспособного учителя общеобразовательной школы, призванного не только передать школьникам некоторый объем информации, но и сформировать у них собственно человеческое, ответственное отношение к миру, становится важнейшим условием общественного благосостояния. Однако задача эта вряд ли может быть решена в полной

мере системой профессионального педагогического образования в силу ряда причин, основными из которых являются априорное отсутствие у студентов - будущих учителей, необходимого опыта педагогической деятельности и специфические особенности педагогического образования, затрудняющие приобретение такого опыта в условиях высшей школы [6, 15]. Учитывая, что, в соответствии с требованиями SMART, цель должна быть реалистичной и определенной во времени, корректнее было бы говорить о формировании у студентов готовности к конкурентным отношениям в профессиональной сфере, а не о формировании конкурентоспособного учителя. В чем заключается готовность студентов к конкурентным отношениям?

Понятие «конкурентные отношения» применительно к профессиональной педагогической деятельности объединяет в себе целый комплекс социальных явлений, связанных с соревнованием учителей с целью доказать свою профессиональную состоятельность и способность выполнять профессиональные функции на том же уровне, что и другие, или лучше других. Таким образом, готовность будущего учителя к конкурентным отношениям в самом общем виде означает его готовность подтверждать, поддерживать и повышать свою квалификацию, достигая определенных результатов в собственной образовательной деятельности, сопоставимых с результатами других педагогов или превышающих их. С учетом этого, готовность будущего учителя к конкурентным отношениям выступает

значимым критерием эффективности его профессиональной подготовки.

Конкурентные отношения могут носить как позитивный, так и негативный характер. Если специалист участвует в конкурентных отношениях с соблюдением всех требований права и морали, то эти отношения не имеют негативного акцента и могут служить мощным фактором индивидуального и общественного развития. В противном случае конкурентные отношения приобретают характер явного или латентного конфликта и проявляются как социальная дисфункция, приводя к профессиональной деградации конкурирующих сторон. Это указывает на важность формирования у будущего учителя готовности к позитивным конкурентным отношениям на основе понимания его конкурентоспособности как степени выраженности профессионально-педагогических качеств и свойств, выражающихся, прежде всего, в способности в кратчайшие сроки находить и реализовывать эффективные способы решения возникающих в процессе педагогической деятельности проблем [14].

Очевидно, готовность будущего учителя к конкурентным отношениям имеет сложную структуру. С учетом того, что (как показывают множественные исследования) для значительной части выпускников вузов вообще, и педвузов в частности, полученная специальность не является решающим фактором при выборе места работы, в качестве одного из базисных элементов подготовки будущих учителей к конкурентным отношениям выступает их профессиональное самоопределение [2].

Однако профессиональное самоопределение студентов педвуза, их настроенность на освоение педагогической профессии не обеспечивает «автоматически» готовность к конкурентным отношениям. Принимая во внимание динамичность изменений в социально-профессиональной инфраструктуре общества как основную тенденцию общественного развития, выпускник педвуза, давно определившийся с профессией, но не готовый к постоянному повышению собственной квалификации, оказывается не готовым и к конкурентным отношениям [3; 8]. Следовательно, следующим важнейшим базисным компонентом готовности к конкурентным отношениям выступает готовность и способность будущего специалиста к самообразованию в течение всей своей профессиональной деятельности.

Завершение процесса профессионального самоопределения и формирование у студента педвуза навыков самообразования способствуют мотивации образовательной деятельности будущих специалистов, что создает психолого-педагогическую основу для повышения качества профессиональной подготовки и самоподготовки. Качество профессиональной подготовки как показатель усвоения студентом конкурентных профессиональных способностей (знаний, умений, навыков и личностных качеств) выступает основой подготовки к конкурентным отношениям и может рассматриваться как ее необходимый компонент [1].

Учитывая исключительную гуманистическую направленность труда учителя, из всего перечня профессионально значимых личностных качеств необходимо особо выделить ответственность, являющуюся, по сути, специфическим основанием педагогической конкурентоспособности. Кроме того, учитывая, что конкурентные отношения связаны, прежде всего, с взаимодействием студента с другими людьми - коллегами, учениками, родителями, социальным окружением, в качестве структурных компонентов готовности будущего учителя к конкурентным отношениям целесообразно выделить эмоциональную, ценностную и формально-деятельностную составляющие отношений [4, 7, 9].

Эмоции, представляя собой самую общую реакцию человека на внешние воздействия, являются достаточно сложным психологическим образованием, аккумулирующим в себе весь опыт его жизнедеятельности. В большинстве случаев эмоциональная составляющая отношений определяется как самый поверхностный слой отношений, зависящий, в частности, от ценностной составляющей совместной формальной деятельности.

Ценностная составляющая личности учителя, его отношений с окружающим миром, и конкурентных отношений в частности, проявляется на нескольких уровнях. В зависимости от того, какие ценности доминируют в структуре личности, будет изменяться и образ жизнедеятельности человека [10].

С-[ Коммуникативная составляющая

Базисная составляющая

Рис. 1. Содержание готовности студента педвуза к конкурентным отношениям

Отношения на основе совместной формальной деятельности обусловлены совместной с другими членами педагогического коллектива деятельностью по обучению и воспитанию школьников.

Сказанное выше позволяет нам утверждать, что основу готовности к конкурентным отношениям составляет совокупность качеств и свойств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и определяющих конкурентоспособность учителя (базисная составляющая). Это: профессиональное самоопределение, готовность и способность к самообразованию, качество профессиональной подготовки, ответственность как проявление ин-тернальности. Формирование указанных базисных качеств создает основу для проявления конкурентных отношений в трех основных направлениях межличностного взаимодействия: эмо-

циональном, ценностном и формаль-но-деятельностном (коммуникативная составляющая) [11-13, 16].

Базисная и коммуникативная составляющие готовности будущего учителя к конкурентным отношениям являются взаимозависимыми. Их соотношение можно проиллюстрировать следующим образом (Рис. 2).

В первом случае (треугольник ОАВ) мы наблюдаем паритетное соотношение степени развития базисной и коммуникативной составляющих готовности к конкурентным отношениям. Треугольник ОЕF, отмеченный цифрой (2), характеризует коммуникативно -ориентированное, а треугольник ОСБ (цифра 3) - базисно-ориентированное направление формирования готовности к конкурентным отношениям.

Вся совокупность факторов формирования готовности студентов педвузов к конкурентным отношениям

подразделяется на управляемые, слабо-управляемые и неуправляемые факторы. К неуправляемым факторам, прежде всего, относятся: несоответствие предлагаемых вузами специальностей и специализаций потребностям рынка труда; дисбаланс между профессиональными приоритетами молодежи и теми возможностями трудоустройства,

о

К слабоуправляемым факторам, действие которых определяется как внешними (по отношению к педвузу), так и внутренними условиями, относится принятая в вузе модель подготовки специалистов. Переход педагогических вузов к «университетской» модели подготовки будущих учителей является важным требованием к современной системе высшего педагогического образования.

которые им предоставляет социум; низкая заработная плата учителей; невысокий социальный статус педагогической специальности; недостаточный уровень квалификации преподавательского состава; несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей и ряд других факторов.

Модернизация отечественной системы высшего профессионального образования, предусматривающая разрешение таких проблем, как недостаточная гибкость образовательных программ относительно реальных потребностей рынка труда, неразвитость активных форм обучения, несоответствие структуры образовательных учреждений и номенклатуры специальностей потреб-

Рис. 2. Соотношение базисной и коммуникативной составляющих готовности к конкурентным отношениям

ностям развития экономики и социальной сферы и ряд других, в случае успеха способна перевести значительную часть неуправляемых или слабоуправ-ляемых факторов подготовки студентов педвузов к конкурентным отношениям в категорию управляемых.

Структура комплекса управляемых факторов формирования готовности студентов педвузов к конкурентным отношениям отражает содержание готовности студентов к конкурентным отношениям как профессионального качества будущего учителя. Таким образом, мы получаем следующую структуру искомого комплекса факторов:

- факторы профессионального самоопределения (самодетерминация, ин-тернализация, стратегическое проектирование, тактическое проектирование, опыт успешной деятельности, информированность о мире профессий, адап-тированность к обучению, ценностный выбор профессии и др.);

- факторы формирования готовности к самообразованию (адаптация к условиям обучения в вузе, самостоятельность, гибкость, надежность, искренность, ответственность и др.);

- факторы качества профессиональной подготовки (компетентность профессорско-преподавательского состава, состояние процесса взаимодействия педагогов и студентов, ценностно-смысловой характер общения и взаимодействия, ориентированность образовательного процесса на личнос-тно значимые для студентов цели образования, эмоциональная открытость и искренность в отношениях преподавателей и студентов и др.);

- факторы формирования ответственности (интернальность в области формальных, эмоционально-коммуникативных отношений и ценностной со-

ставляющей деятельности, переосмысление прошлого опыта и осмысление происходящего и др.);

- факторы формирования коммуникативной составляющей готовности к конкурентным отношениям (эмоциональная совместимость, формаль-но-деятельностная совместимость, ценностная совместимость, опыт эмоционально-коммуникативного, функционального и ценностного взаимодействия и др.).

Вхождение одних и тех же (или сходных) факторов одновременно в различные структурные составляющие комплекса указывает на наличие жестко заданной взаимосвязи факторов готовности студентов педвуза к конкурентным отношениям. В то же время множественность факторов делает состоящий из них комплекс слабоуп-равляемым, что актуализирует поиск некоторой детерминанты или системообразующего фактора формирования у студентов педвуза готовности к конкурентным отношениям.

В качестве такой детерминанты может выступить организация коммуникативной деятельности студентов педвуза. Посредством организации эмоциональной (психологической) составляющей коммуникативной деятельности оказывается прямое или косвенное воздействие на позитивное восприятие настоящего и будущего, имеющее, прежде всего, эмоциональную окраску; на успешность эмоциональной самопрезентации; адаптированность к обучению; самоконтроль в области эмоциональных отношений; эмоциональную открытость и искренность в отношениях с сокурсниками и преподавателями; эмоциональную совместимость студентов академической группы.

Организация формально--деятель-ностной (социальной) коммуникации способствует формированию опыта успешной деятельности; повышению социометрического статуса не только в области эмоционального приятия/неприятия, но и в аспекте деятельностной компетенции; усвоению проективных навыков; формированию самостоятельности, гибкости, надежности, искренности и ответственности как условий эффективной самопрезентации в групповой и межгрупповой деятельности; интернализации в области формальных отношений [5].

Правильно организованная ценностная (духовная) коммуникация способствует формированию системы самодетерминации поведения, имеющей, с психологической точки зрения, ценностную основу; конкретизации жизненной перспективы, основывающейся, в числе прочего, на ценностном выборе профессии, информированности о мире профессий и т.п.; готовности к самообразованию, обеспечивающему получение конкурентоспособного образования как значимой ценности; переводу эмоциональной и формаль-но-деятельностной коммуникации в состояние ценностной коммуникации; интернализации ценностной составляющей личности студента; формированию опыта дискуссионного взаимодействия, терпимого отношения к чужому мнению.

Эмоциональная, формально-де-ятельностная и ценностная составляющие коммуникативной деятельности являются комплексно связанными, что определяет, помимо их компонентного влияния на формирование у студентов педвуза готовности к конкурентным отношениям, еще и интегративное влияние, проявляющееся в оптимизации

общепрофессиональной подготовки. Последнее подтверждает вывод о том, что коммуникативная деятельность способствует активизации всех основных факторов формирования у студентов педвуза готовности к конкурентным отношениям, и это позволяет выделить ее в качестве основы формирования у будущих учителей готовности к конкурентным отношениям в процессе решения следующих задач:

1.1. Создание позитивной эмоциональной доминанты и обеспечение положительного эмоционального восприятия студентами друг друга и работающих с ними преподавателей.

1.2. Создание условий для развития функционально-деятельностных отношений.

1.3. Внедрение во взаимоотношения ценностных элементов коммуникативной деятельности.

2.1. Формализация студенческих групп по интересам.

2.2. Организация деятельности групп по интересам, ее «оформление».

2.3. Формирование у будущих учителей навыков самоорганизации деятельности и ценностного отношения к труду.

3.1. Формирование толерантного отношения к чужой мировоззренческой позиции.

3.2. Формирование опыта ценностной самодетерминации поведения.

3.3. Структурирование будущего, определение в нем места самообразования.

Реализация обозначенных задач опирается на совокупность условий:

- обеспечение компетентности профессорско-преподавательского состава вуза в области формирования у будущих учителей готовности к конкурентным отношениям посредством

организации их коммуникативной деятельности, достигаемой подбором членов профессорско-преподавательского состава вуза, участвующих в организации коммуникативной деятельности студентов, организацией курсов с целью подготовки преподавателей к работе со студентами в области формирования у них готовности к конкурентным отношениям, проведением тренингов, направленных на усвоение способов практического использования методов формирования у студентов готовности к конкурентным отношениям;

- наличие в вузе формализованной системы вертикального и горизонтального коммуникативного взаимодействия;

- реализация принципов личност-но ориентированного образования.

Обозначенные теоретические выводы прошли опытно-экспериментальную проверку, в ходе которой были получены статистически достоверные отличия в степени сформированности у студентов готовности к конкурентным отношениям в экспериментальных и контрольных группах по всем ее составляющим:

1. Профессиональное самоопределение. Наиболее яркими являются отличия в удовлетворенности обучением (4,8 против 3,1), что закономерно для ситуации, связанной с оптимизацией коммуникативного взаимодействия. Наименьшим значением характеризуется уверенность в выборе профессии (4,1), что определяется спецификой высшего педагогического образования, в том числе, низким социальным статусом образования как сферы профессиональной деятельности. Минимальные различия в показателях экспериментальных и контрольных групп связаны со склонностью к проектированию

жизни (4,4 против 3,6), что связано с начальным периодом обучения в вузе.

2. Готовность к самообразованию. Наиболее значимые изменения связаны с адаптированностью к обучению (4,6 против 3,0). Это также соответствует представлениям о связи коммуникативного взаимодействия и процесса адаптации. Значимо отличается степень отношения к образованию как образу жизни (3,8 против 2,7). Недостаточная степень выраженности рассматриваемого показателя как в экспериментальных, так и в контрольных группах связана с традиционным отношением к образованию как средству занять определенную профессиональную нишу, а не как способу существования. Наименьшими различиями характеризуется самостоятельность (3,4 против

3,1).

3. Качество профессиональной подготовки. Наиболее выраженные результаты получены в области отношений с преподавателями (4,1 против 3,3) и навыков дискуссионного взаимодействия (4,1 против 3,2), что естественным образом отражает акцент на организации коммуникативной деятельности при проведении эксперимента. Минимальный разрыв между экспериментальными и контрольными группами оказался между средними баллами по результатам экзаменационных сессий (4,2 против 4,1). Это объясняется тем, что в экспериментальных группах наблюдался существенно меньший процент отсева студентов по результатам сессионных испытаний, что косвенно подтверждает гипотезу исследования.

4. Ответственность. В качестве основы ответственного отношения принималась интернальность как показатель способности студента ори-

ентироваться на собственные силы в решении проблем. По всем аспектам интернальности были получены статистически значимые отличия. Наиболее ярко интернальность проявилась в области эмоционально-коммуникативного и формального взаимодействия. Менее ярко - в области ценностной составляющей деятельности, что связано, с одной стороны, с возрастными и социальными особенностями студентов и, с другой стороны, сложностью воздействия на ценностную составляющую личности.

5. Коммуникативная составляющая готовности к конкурентным отношениям. Отражается в эмоциональной, формально-деятельностной и ценностной совместимости студентов. По всем пунктам получены статистически значимые отличия.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа полностью подтвердила правомерность теоретических выводов, полученных в ходе исследования.

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогический мониторинг качества воспитания студентов в контексте саморазвития конкурентоспособной личности / В.И. Андреев // Известия Российской Академии образования. -2003. -№1. - С. 90-95.

2. Веряскина В.Н. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования / В.Н. Веряскина // Высшее образование в России. - 2005. -№2. - С. 29-37.

3. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 294 с.

4. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становлениятолерантности/

Галицких Е.О. - М.: Академический Проект, 2004. - 240 с.

5. Демакова И.Д. Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога / И.Д. Демакова // Воспитать человека: Сб.тр. - М.: Вентана Графф, 2002. - С.133-146.

6. Жураковский В.М. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения / В.М. Жураковский, И. Федоров // Высшее образование в России. - 2006. -№ 1. - С. 3-15.

7. Жураковский В.М. «Работа в команде» как педагогический принцип / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. - 2005. - №8. - С. 3-9.

8. Зверева Н.К. Подготовка выпускника к социальной и профессиональной мобильности / Н. Зверева, С. Шевченко, О. Каткова // Высшее образование в России. -2006. - №6. - С. 89-93.

9. Кочетова А. Подготовка к коллективной педагогической деятельности / А. Кочетова // Высшее образование в России. -2005. - № 8. - С. 151-153.

10. Лифинцева Н.И. Духовность, культура, образование как ценностные основания воспитательной системы педагогического вуза / Н.И. Лифинцева // Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления. - Курск, 2002. -Ч.1. - C. 55-65.

11. Садовничий В.А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность / В.А. Садовничий // Высшее образование в России. - 2006. -№ 7. - С. 7-15.

12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: Инфра-М, 2000. - 312 с.

13. Шаповалов В. Конкурентоспособность специалиста / В. Шаповалов // Высшее образование в России. - 2005. - №10. -С. 96-100.

14. Ярмакеев И.Э. Гуманитарные смыслы педагогического образования /

И.Э. Ярмакеев // Высшее образование в России. - 2006. - № 1. - С. 41 - 45.

15. Читалин Н.А. Образование и бизнес: партнеры или соперники? // Среднее профессиональное образование. Москва. -2008 - №6. - С. 2-3.

16. Читалин Н.А., Анисимова Т.И. Фундаментализация образования учителя математики// Казанский педагогический журнал. 2005. - №3. - С. 27-30.

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С.П. Фирсова

В статье рассматриваются особенности инновационной деятельности технического университета в современном образовательном контексте. Особое внимание уделяется трансферу технологий как решающему фактору развития этой деятельности. В связи с этим анализируются основные цели и задачи Центра трансфера технологий, представляющего ключевой элемент инфраструктуры технического университета.

Ключевые слова: технический университет, инновация, инновационная деятельность, трансфер технологий

Technology transfer as the factor of the technical university innovative development. The technical university innovative activity in the modern educational context is considered in the paper. Special attention is paid to the technology transfer as the major factor of the innovative development. In connection with this the purpose and goals of the transfer technology centre in the modern technical university infrastructure is analyzed.

Key words: technical university, innovation, innovative activity, technology transfer.

В контексте концепции человечес- образования определяется следующи-кого капитала, разработанной ЮНЕС- ми общемировыми тенденциями: КО, система образования определяется 1) усиление процессов глобализа-

как важнейший фактор, детерминирую- ции образования, которое проявляет-щий уровень развития страны. Соглас- ся в развитии международного рынка но указанной концепции человеческий образовательных услуг, усилении ака-капитал оказывает непосредственное демической мобильности, изменении влияние на экономический рост госу- роли государства в регулировании сис-дарства и напрямую зависит от качес- темы образования, актуализации эко-тва образования. номических мотивов интернационали-

В современных социально-эконо- зации; мических условиях развитие системы 2) усиление международной кон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.