Научная статья на тему 'Особенности проявления ответственности подростков с различной направленностью личности'

Особенности проявления ответственности подростков с различной направленностью личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RESPONSIBILITY / ORIENTATION OF THE PERSON / HOLISTIC FRAMEWORK OF RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маликова Е. В.

В статье представлены результаты экспериментальной работы, связанной с изучением ответственности как системного свойства личности и исследованием особенностей его проявления у подростков с различной личностной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маликова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE RESPONSIBILITY OF ADOLESCENTS FROM PERSONAL ORIENTATION

The article presents the results of experimental work related to the investigation of responsibility as a system trait and the study of personality characteristics of its manifestation in adolescents with different personal orientation.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления ответственности подростков с различной направленностью личности»

тативно-гуморального обеспечения в ответ на функциональ- лучного психофизического развития детей и подростков в

ную нагрузку и служат прогностической оценкой преблагопо- условиях мегаполиса.

Библиографический список

1. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков. - М., Медицина, 2003.

2. Eaman, M.K. The effects of poverty on children’s socioemotional development: an ecological systems analysis // Sol. Work. - 2001. - Vol. 46. - №7.

3. Largo, R.H., Caflisch J.A., Hug F. Neuromotor development from 5-18 years // Dev. Med.Child. Neurol. - 2001. - Vol. 43. - №7.

4. Кучма, В.Р. Мегаполис: некоторые гигиенические проблемы. - М.: Издатель РЦЗД РАМН. - 2002.

5. Сухарев, А.Г. Организация мониторинга состояния здоровья и факторов риска детского населения г. Москвы / Сухарев А.Г., Шелонина О.А., Рябова Л.В. и др. // ЗНиСО, РосРИАЦ. - М. - 2003. - № 9.

6. Школьные учреждения. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. Санитарные правила и нормы. СанПиН2.4.2. - 1178 - 02.

7. Маймулов, В.Г. Адаптация организма к действию экологических факторов на клеточном и субклеточном уровнях / В.Г. Маймулов, А.А. Пузы-рев, В.Ф. Иванова: Морфология, 2007. - Том 112. - № 4.

8. Онищенко, Г.Г., Новиков С.М., Рахманин Ю.А. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Г.Г. Онищенко, С.М. Новиков, Ю.А. Рахманин [и др.]. - М., 2002.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

УДК 159.922

Е.В. Маликова, доц. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: elena-malikowa@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты экспериментальной работы, связанной с изучением ответственности как системного свойства личности и исследованием особенностей его проявления у подростков с различной личностной направленностью.

Ключевые слова: ответственность, направленность личности,

Совершенствование системы образования на современном этапе ее развития связано с внедрением различных инновационных и развивающих программ обучения, что с одной стороны приводит к увеличению требований со стороны учителей, а с другой к усилению ответственности, которая возлагается на школьников-подростков.

Ответственность, по мнению многих ученых, является личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует высший уровень развития человека, его личностную и социальную зрелость [1; 2; 3]. Наиболее сенситивным в плане становления и развития ответственности является критический с точки зрения становления личности подростковый возраст [3; 4]. На его протяжении должны сформироваться сложные механизмы, знаменующие переход от внешней детерминации к внутренней саморегуляции поведения и деятельности личности.

Подросток в силу формирующегося чувства «взрослости» стремится приобрести такие умения и качества, которые будут характеризовать его как взрослого человека. Одним из таких качеств, степень проявления и уровень развития которого могут выступать критериями личностного роста растущего человека в период перехода из подросткового в юношеский возраст является ответственность, важнейшая характеристика социально зрелой личности. В повседневной практике ответственным считается тот подросток, который благодаря ярко выраженной внутренней саморегуляции умеет мобилизиро-ваться, определять приоритеты, тщательно продумывать и добросовестно подходить к выполнению любых дел. Наличие данных характеристик, как правило, способствует успешному освоению учебных предметов и более высокой успеваемости в школе. Таким образом, развитие ответственности подростков

целостная структура ответственности.

должно являться одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений в плане организации учебно-воспитательного процесса.

Для более продуктивного решения вопросов, связанных с развитием ответственности, необходимо иметь четкое представление о природе, механизмах и факторах, определяющих реализацию данного свойства.

Направленность является основной системообразующей, стержневой характеристикой, базовой составляющей структуры личности [5], которая не просто соотносится с ее потреб-ностно-мотивационной сферой и кругом интересов, но и предопределяет их, оказывая при этом воздействие на выполняемую в соответствии с потребностями и интересами деятельность и тем самым, регулируя поведение человека, в том числе и ответственное.

Основой нашего исследования стало определение специфики проявления ответственности подростков с различной направленностью личности.

Для определения направленности личности как обобщенной категории использовался опросник Б. Басса «Направленность личности». После выполнения подростками данной методики с помощью ключа были обработаны результаты. На их основе подростки (62 респондента) были распределены в три группы (в зависимости от доминирующей направленности личности): 1 группа - 22 подростка (35,5%) с направленностью на себя - «Я»; 2 группа - 23 подростка (37,1%) с направленностью на общение - «О»; 3 группа - 17 подростков (27,4%) с направленностью на дело - «Д».

На следующем этапе осуществлялось изучение ответственности подростков с различной направленностью личности. С этой целью в каждой из групп был проведен «Тест сужде-

ний ответственности» («ТСО») В.П. Прядеина. Тест содержит шесть основных шкал, соответствующих основным компонентам ответственности как системного качества личности [6, 4], которые включают в себя по две переменные: шкала динамических характеристик (эргичность-аэргичность); шкала эмоциональных характеристик (стеничность-астеничность); шкала регуляторных характеристик (интернальность-

экстернальность); шкала мотивационных характеристик (социоцентризм-эгоцентризм); шкала когнитивных характеристик (осмысленность-осведомленность); шкала результативности (предметность-субъективность).

На основе полученных данных были построены графики выраженности отдельных показателей ответственности подростков с различной направленностью личности (рис. 1).

30-

25-

20-

15-

10-

Г ¥ І £

і і і і і і ^ і !, і ^ і I* 1' ^ л'

Ё&11&!35!3555!3

§ 2 | I $ § £ £ Ї Ї § §

ей

о

к

а

о

о

л

н

о

О

К

к

и

ч

о

л

н

о

о

к

р

к

К

о

2 « О ^

о ю ^ о

о

л

с

о

сз

н

X

к

о о си си

н

о

СП

Рис. 1. Выраженность средних показателей ответственности у подростков с различной направленностью личности (N=62)

□ "Я'

□ "О”

□ "Д"

5

0

Психологические особенности ответственности подростков в зависимости от личностной направленности определялись по иерархической структуре данного свойства, в частности по позиции переменных в его целостной структуре.

Для учащихся с направленностью на себя («Я») характерно доминирование таких показателей ответственности как эмоциональная астеничность, эмоциональная стеничность, субъективная результативность и эгоцентризм. Этот факт, говорит о том что, реализуя ответственное поведение, подростки с направленностью на себя проявляют как стенические, так и астенические эмоции, причем последние занимают доминирующую позицию. При начинании нового дела они испытывают отрицательные эмоции, у них может возникнуть чувство раздражительности, неуверенности в себе и в своих возможностях, упадок сил, а также разочарование, но в случае удачи вновь обретается веру в себя и свои силы, наблюдается оптимистичный прогноз на будущее. При успешном завершении порученного им ответственного дела, у подростков возникает улучшение личностного благополучия и развитие уверенности в себе и своих силах. Такие школьники верят в то, что каждое благополучно завершенное дело влияет на развитие их волевых качеств и способствует повышению их авторитета в глазах преподавателей. Яркой чертой подростков с данной направленностью является желание обратить на себя внимание в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение, избежать личных осложнений и возможного наказания со стороны учителей - это подтверждает высокий показатель по шкале эгоцентризма.

В целом, школьникам с направленностью на себя свойственна эмоциональная выразительность, эгоцентризм и стремление к выполнению ответственных поручений посредством реализации личностных характеристик, чем и характеризуется направленность личности на себя.

Психологические особенности ответственности подростков с направленностью на общение («О») определяются доминированием в целостной структуре данного свойства таких переменных, как когнитивная осмысленность, эмоциональная астеничность, предметная результативность, субъективная результативность, регуляторная интернальность, динамическая эргичность и социоцентризм. Подростки с «О» направленностью берутся за выполнение ответственных дел из-за желания быть среди людей, иногда даже отказываясь от собственных интересов и планов, это подтверждает высокие показатели по шкале социоцентризм. Кроме того, для данных подростков характерно доминирования такого показателя как эмоциональная астеничность, в результате чего, при выполнении ответственных дел они чаще склонны испытывать отрицательные эмоции, такие как чувство страха, злость и раздражение. Наличие именно этих эмоций объясняется тем, что у данной категории подростков существует ориентация на социальное одобрение, искренняя заинтересованность в помощи другим людям, а так же потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Как правило, подростки с «О» направленностью очень тщательно подходят к выполнению ответственных дел, не нуждаясь в контроле со стороны. Помимо этого, их деятельность характеризуется тщательностью выполнения, что подтверждается наличием в целостной структуре ответственности такого компонента как динамическая эргичность. Яркая выраженность когнитивной характеристики осмысленность, указывает на то, что подростки всегда будут усердно трудиться, выполняя порученное им дело, они четко понимают, что хотят получить в итоге и могут предвидеть результаты своих собственных действий. Подростки с направленностью на общение могут пожертвовать своими личными делами при выполнении важных ответственных дел, так как уверенны, что это в дальнейшем может сказаться на улучшении их личного благополучия. Для них

большую роль играет выполнение такой работы, где их ответственность способствовала бы успешному выполнению коллективных дел, они уверенны, что каждое успешно выполненное дело способствует развитию у них волевых качеств и повышает самооценку. Приступая к выполнению важного, ответственного задания, подростки с «О» направленностью обдумывают каждый свой шаг и прежде чем высказать свое мнение стараются убедиться в собственной правоте. Помимо этого, они никогда не откладывают важные задания «на завтра», это подтверждает наличие выраженности такого личностного компонента как регуляторная интернальность.

Таким образом, четкое понимание необходимости проявления данного свойства подкрепляемое внешним локусом контроля, социоцентрическими побуждениями и широкой сферой реализации данного, что позволяет преодолевать астенические эмоции, этот факт подтверждает стремление подростков поддерживать отношения с людьми.

В общей иерархии показателей ответственности у подростков с направленностью на дело («Д») доминируют такие переменные как стеничность, эмоциональность астеническая, когнитивная осмысленность, субъективная и предметная результативность, регуляторная интернальность, социоцентризм и динамическая эргичность. Приступая к выполнению важных, ответственных заданий подростки с «Д» направленностью испытывают как стенические так и астенические эмоции, причем стенические заметно преобладают. Это говорит о том, что зачастую, подростки все же испытывают чувство страха, перед тем как взяться за ответственное дело, но все же, выполнение серьезной и ответственной работы в интересах дела, доставляет им радость, удовольствие и удовлетворение. Высокие значения когнитивной характеристики осмысленность указывают на основательность изучения новой информации, с выделением ее основного содержания. Такие подростки предпочитают последовательно выполнять деятельность и достаточно упорны в достижении намеченного. Подростков с направленностью на «Д» отличает стремление выполнить задание как можно лучше, во благо общей цели, именно это способствует тому, что они с особой тщательностью подходят к

Библиографический список

выполнению ответственных поручений, а иногда даже в ущерб собственным интересам и планам - это подтверждает значительные показатели переменной динамическая эргичность. Заинтересованность подростков в решении деловых проблем заставляет их проявлять такие качества как самоотверженность и добросовестность. В этом есть и своя субъективная выгода, т.к. завершение ответственных дел, связано с их личностным благополучием, самореализацией, с развитием различных сторон и качеств. Такое двоякое отношение к проблеме объясняет наличие двух результативных компонентов: предметность и субъективность. При выполнении каких-либо ответственных дел, подростки с направленностью на дело предпочитают приступать к их выполнению сразу, не откладывая работу в «долгий ящик». Они не нуждаются в постоянном контроле, для них намного важнее выполнять ответственную работу самостоятельно, полагаясь только на себя. Их принцип при выполнении ответственных заданий: «семь раз отмерь - один раз отрежь», об этом свидетельствует выраженность категории регуляторная интернальность. Преобладание в целостной структуре компонента социоцентризм говорит о том что, ответственные дела подростков данной направленностью ориентированы на деловое сотрудничество, на выполнение работы как можно лучше, именно поэтому, принимая решение, они часто руководствуются чувством долга.

Для подростков с данной направленностью, при реализации ответственности свойственна широкая гамма эмоций проявляемых как в субъективной, так и в предметной деятельности выполняемой на основе четкого понимания данного свойства, внутренней регуляции и побуждений, носящих социо-центрический характер, что благоприятно сказывается на организации делового взаимодействия приводящего к положительным результатам деятельности.

Результаты представленного исследования убедительно свидетельствуют о роли направленности личности в проявлении ответственности и дают возможность разработки и реализации программ оптимизации данного личностного свойства у подростков с учетом их личностной направленности.

1. Иващенко, Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. - 2000. - № 2.

2. Казанцева, О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов: автореф. дис. ...канд. психол. наук. - Новосибирск, 2008.

3. Прядеин, В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. - Екатеринбург, 1998.

4. Сидорова, Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. - 1987. - № 5.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.

6. Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1997.

Статья поступила в редакцию 10.11.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 378

С. Э. Павлюченко, ст. преп. ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, Е-mail: trust152@yandex.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА БУДУЩУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблеме изучения ценностных ориентаций выпускников педагогического вуза на будущую профессиональную деятельность в условиях модернизации Российского образования. По данным проведенного исследования большинство современных студентов не связывают свою будущую деятельность с работой в школе, что свидетельствует об их низкой мотивации на профессию учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.