ная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. -Т. 1S. - №№ 3. - С. 431-450.
14. Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен // Казанский педагогический журнал. -2017. - №» 1 (120). - С. 7-15.
15. Creswell J. W. Educational research: Planning, Conducting and Evaluating Quantitative and Qualitative Research. Upper Saddle River: Pearson Education. - 2002. - 650 p.
16. Draper N. R., Smith H. Applied Regression Analysis. - Wiley, New York. - 199S.
17. Edwards R., Nicoll K. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development II British Educational Research Journal. -2006. - 32 (1). - P. 115-131.
1S. Noga H. The careers of the education in technology graduates. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2: 223. - 2016. - 1S7 p.
19. Nyce C. Predictive Analytics White Paper II American Institute for Chartered Property Casualty Underwriters I Insurance Institute of America, 2007. - P. 24.
20. Pordelan N., Hosseinian S. Online career counseling success: the role of hardiness and psychological capital II International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2021. -Vol. 21. - P. 531-549
21. Smith О. J. M. Posicast Control of Damped Oscillatory Systems, Proceedings of the IRE. - 1957. - September. Vol. 45. - Issue 9. -P. 1249-1255.
22. VandenBos G. R. APA Dictionary of Psychology. American Psychological Association. - 2015.
23. Von Glinow M. A., Driver M. J., Brousseau K., Prince J. B. The Design of a Career Oriented Human Resource System II The Academy of Management Review. - 19S3. -S (1). - P. 23-32.
Е. Ю. Пономарева
УДК 159.923-057.875:17.022.1
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
' истема ценностей, ценностных ориен-таций человека не является абсолютно неподвижной, она динамична, иногда противоречива и отражает существенные изменения, происходящие в мире, во взаимоотношениях между людьми. Становление ценностных ориентации в структуре индивидуальности происходит на основе оценочного отношения личности к современной действительности, к социальным и природным явлениям, к себе и к окружающим людям. Данное отношение преломляется через особенности личности, социальные условия, в которых в данный момент находится человек и через взаимоотношения с другими людьми, создавая индивидуальные ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации - это психологическое понятие, которое определяет направленность личности, жизненные цели и задачи, отношение к себе и другим людям, содержание активности личности и особенностей ее взаимоотношений с другими, определяющие характер поступков и действий и придающий им определенный смысл.
Происходящие в данное время изменения в современном обществе в политической, социальной и экономической сферах влияют на переоценку ценностных ориентаций, особенно молодежи. В современном обществе некоторые ценности, социальные цели, идеалы, убеждения претерпели переоценку, вплоть до смены на прямо противоположное направление вектора развития ценностных ориентаций. Ценности, которые ранее являлись приоритетными в общественном сознании людей, не всегда сов-
падают с теми, что формируются сейчас на основе изменившейся социальной ситуации, политики и рыночной экономики. Происходят изменения, которые расставляют и меняют приоритеты в ценностных ориентациях. В общественном сознании людей на первый план выходит и еще больше осознается ответственность за свою страну, семью, близких.
Наибольшее влияние на изменения в политической, социально-экономической сферах оказывает студенческая молодежь. В связи с этим актуальным является формирование ценностных ориентаций личности в период обучения в высшей школе. Изучение путей формирования ценностных ориентаций обучающихся высшей школы является актуальным, так как позволяет понять мотивы того или иного поведения молодых людей, их социальные и психологические детерминанты для социальной активности личности.
Изучению ценностных ориентаций молодежи посвящено большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных ученых, таких как, Б. Г. Ананьев, В. Г. Але-сеева, С. А. Белорусов, С. С. Бубнов, Н. Гарт-ман, Э. Дюркгейм, М. С. Кон, И. Н. Мяси-щев, Н. М. Лебедева, К. Н. И. Непомнящая, В. С. Мухина, Н. С. Розов, Роджерс, М. Ро-кич, А. Н. Уайтхед, З. Фрейд, Э. Фромм и др.
Известный ученый В. Н. Мясищев в своих работах показывает влияние структурной характеристики личности человека на ценностные ориентации со стороны его глубины или поверхностности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, преобладания или недостаточности [6].
В исследованиях ученых мы наблюдаем, что изучение структуры и классификации ценностных ориентаций происходит на основе разнообразных научных подходов. В зависимости от этого внимание фиксируется либо на социальной значимости ценностных ориентаций, которые существуют вне индивида, объективно, но влияют на поведение людей, либо на той характеристике ценностных ориентаций, которую определяет сам человек.
Представитель гуманитарной психологии Б. С. Братусь [3] разработал шкалу личностных
смыслов, которая включает пять уровней: сим-биотический, который не предполагает личностное отношение к действиям, эгоцентрический, при котором наблюдается стремление к личным выгодам, к успеху, престижности, группоцентрический (главное - успех группы, ценность в принадлежности к этой группе), гуманистический (общечеловеческая направленность устремлений), духовный (человек - ценность как подобие Бога). Автор также разделяет систему ценностных ориентаций на две подсистемы: по степени присвоенности в общей структуре ценностных ориентаций и по уровню смысловой сферы.
Н. А. Низовских [7] утверждает, что сенситивным возрастом для присвоения ценностных ориентаций является юношеский возраст, в котором формируется ценность как особое личностное новообразование. В исследовании ученого выявлен иерархический перечень ценностных ориентаций обучающихся высшей школы.
На основе концепции индивидуальности В. С. Мерлина рассматриваются ценностные ориентации с позиций системного подхода. Ученый рассматривает ценностные ориентации на основе всей системы свойств индивидуальности и определяет функцию ценностных ориен-таций как системообразующую для формирования структуры индивидуальности [4].
Нами было проведено исследование влияния ценностных ориентаций на формирование индивидуальности обучающихся высшей школы. Ставилась задача определения взаимосвязи между свойствами социально-психологического уровня индивидуальности и ценностными ориентациями обучающихся. Для достижения цели исследования использовалась диагностическая методика изучения ценностных ориен-таций М. Рокича.
В эксперименте были задействованы в качестве респондентов обучающиеся Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте 2-4 курсов направленности подготовки «Практическая психология» в количестве 45 человек. На первом этапе исследования при помощи диагно-
стической методики (методика М. Рокича) выявлялась выраженность у обучающихся ценностных ориентаций. На втором этапе определялась специфика структуры индивидуальности студента.
В результате применения кластерного анализа нами было выявлены группы студентов с различными типами ценностных ориентации в одной группе наиболее значимыми выявлены ценностные ориентации самореализации, личностного роста, личностного развития, профессиональная деятельность (данный результат выявлен у 17 обучающихся); в другой группе - более значимы ценностные ориентации личного счастья: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, хорошие друзья, материальное благополучие (данный результат выявлен у 28 обучающихся).
Факторный анализ структуры индивидуальности обучающихся с общечеловеческим типом ценностных ориентаций (ценности личной жизни) позволил выявить два значимых фактора, вобравших в себя 44,9 % общей дисперсии. Первый фактор содержит такие показатели, как подвижность нервных процессов, сила процессов нервного возбуждения -нейродинамический показатель; пластичность, социальная эмоциональность, темп - психодинамический показатель; авторитарность, эгоизм - межличностный показатель. Более высокие показатели наблюдаются у таких свойств, как авторитарность (0,58), пластичность (0,8), подвижность нервных процессов (0,7), сила процессов нервного возбуждения (0,78), социальная эргичность (0,65). Данные показатели значимы для всех трех уровней индивидуальности, что говорит о гармонической структуре индивидуальности у обучающихся данной группы (более значимы ценностные ориентации личностное счастье).
Доминирование фактора силы, авторитарности и эгоизма говорит о наличии таких качеств, как общительность, высокая переклю-чаемость, о стремлении к лидерству, авторитарность и подвижность нервных процессов. Наличие данного фактора силы сопровождается отрицанием эмоциональности в поведе-
нии, в социальных контактах, снижается чувствительность к оценкам со стороны окружающих, к критике.
Оценочный, второй фактор, имеет частичную насыщенность, в который входят показатели, которые определяют межличностный уровень индивидуальности: дружелюбность (0,7), что говорит о доброжелательном отношении к окружающим, о способности к гибкому поведению в решении проблем - положительный полюс; агрессивность (0,8), подозрительность (-0,56) и эгоистичность (-0,65) - противоположный полюс.
Полученные результаты факторного анализа позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся с общечеловеческими ценностными ориентациями показывают гармоничную структуру индивидуальности, а также доминирующие качества в поведении - эгоистичность и авторитарность в поведении, и низкая чувствительность к оценкам со стороны социального окружения.
Проанализируем результаты, полученные при помощи факторного анализа в другой группе респондентов. Как и в предыдущей группе, к первому фактору можно отнести показатели всех трех уровней индивидуальности: подвижность нервных процессов сила процессов нервного возбуждения - нейродинами-ческий показатель; пластичность, социальная эмоциональность, темп - психодинамический показатель; авторитарность, альтруизм - межличностный показатель. Высокие факторные нагрузки у таких свойств, как подвижность нервных процессов (0,75), сила процессов нервного возбуждения (0,8), темп (0,78) социальный темп (0,66).
Можно отметить, что наличие в факторе всех трех уровней интегральной индивидуальности говорит о том, что с данным типом ценностных ориентаций структура индивидуальности гармонична.
Фактором силы является доминирование авторитарности и альтруизма, наличие сильных качеств - общительность, альтруизм, авторитарность, подвижность нервных процессов, сила возбуждения и социального темпа.
Такие люди уверены в себе, берут ответственность за себя и других, упорны в достижении цели, проявляют альтруизм - заботу о других, проявляя сострадание. Наблюдаются высокие показатели по социальному темпу, что относится к ценностной ориентации, - активная жизненная позиция, предполагающая высокий уровень общения и деятельности.
Свойствами межличностного уровня индивидуальности представлен второй фактор в группе обучающихся с ценностными ориен-тациями - самореализация: альтруизм (0,56), дружелюбность (0,7) и эгоистичность (-0,61). Как стиль поведения доминирует дружелюбность, она имеет высокую факторную нагрузку и располагается на положительном полюсе. Отмечается, что чем выше у респондентов показатель «альтруистичность», тем менее эгоистично они себя ведут.
Результаты факторного анализа индивидуальности студентов с ценностными ориен-тациями самореализации также свидетельствуют о гармоничной структуре индивидуальности респондентов этой группы. Для них наиболее значимы альтруистичность и авторитарность в поведении, а также высокие показатели темпа деятельности и общения.
Факторный анализ также позволил выяснить, что в обеих группах респондентов большинство связей имеет ортогональный характер, при котором одни и те же показатели принадлежат только одному фактору. Но наблюдаются и облические структуры связей. В одной группе в значимых показателях был отмечен показатель межличностного уровня -эгоистичность, а в другой группе - альтруистичность.
Как отмечают ученые, облические структуры обладают гибкостью, пластичностью, позволяют быстро приспосабливаться к меняющимся условиям ситуации, что положительно влияет на процессы адаптации к различным социальным ситуациям. Ортогональные структуры индивидуальности ограничивают возможности человека.
Чтобы выяснить наличие и характер связей в структуре индивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей
индивидуальности обучающихся высшей школы с различным типом ценностных ориентации. Результаты корреляционного анализа позволяют утверждать следующее: большие отличия наблюдаются между межличностным и психодинамическим уровнем. Для одной группы характерно разнообразие социальных контактов, авторитарность и эгоистичность, низкая чувствительность к критике со стороны окружающих, независимость в действиях и поступках. Обучающимся со вторым типом ценностных ориентаций свойственна зависимость от результатов своей деятельности мнения окружающих, они способны к подчинению чтобы достичь своих целей.
Таким образом, в зависимости от приоритетности ценностных ориентаций, приоритетности тех или иных показателей наблюдаются особенности индивидуальности на всех анализируемых уровнях, а специфика ценностных ориентаций оказывает большое влияние на структуру индивидуальности обучающихся высшей школы.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются сущностная характеристика ценностных ориентаций молодежи в зависимости от социальной ситуации, структуры индивидуальности; взаимосвязь структуры индивидуальности обучающихся высшей школы и типа ценностных ориентаций.
Ключевые слова: ценностные ориентации, система ценностей, студенты, становление личности.
SUMMARY
The article deals with the essential characteristics of the value orientations of young people depending on the social situation, the structure of individuality; the relationship of the structure of the individuality of students of higher school and the type of value orientations.
Key words: value orientations, value system, students, personality formation.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. -1984. - №° 5. - C. 23-28.
2022/2
2. Белоусов С. А. Самовоспитание и ценностная ориентация человека // Журнал практического психолога. - 1998. - №2 5. - С. 33-37.
3. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. -1990. - №° 6. - С. 9-17.
4. Индивидуальность человека: условия проявления и развития // Тезисы докладов научной сессии, посвященной 90-летию со дня рождения В. С. Мерлина (5-6 февраля 1988 г.). -Пермь, 1988. - 165 с.
5. Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - №° 4. - С. 123-127.
6. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. -Л., 1960. - 321 с.
7. Низовских Н. А. Психосемантический анализ жизненных ориентации личности: авто-реф.... дисс. канд. психол. наук. - М., 1995. - 16 с.
8. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в ее онтогенезе / под ред. В.С. Мухиной. - М.: 1987. -151 с.
Ю. А. Кубатина
УДК 159.9
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
КАК КОМПОНЕНТ
ЛИЧНОСТНОЙ АВТОНОМИИ
ПРАКТИЧЕСКОГО
ПСИХОЛОГА
НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ
ПРОФЕССИОНАЛОГЕНЕЗА
Одним из требований к психологу-профессионалу является высокий уровень саморегуляции личности, т. е. умение психолога целенаправленно регулировать собственные
реакции, состояния и деятельность в целом. По Д. А. Леонтьеву и О. Е. Дергачевой, саморегуляция является синонимом понятия «личностная автономия», под которой авторы предлагают понимать «интериоризированную форму внешней регуляции, ставшей саморегуляцией и приобретшей качественно иную форму» [2]. Данное умение (быть самодетерминированной и саморегулирующейся личностью, самостоятельно определяющей и реализующей вектор своего развития, принимая решения и беря на себя ответственность за них) - это не только цель работы психолога с клиентом, но и профессионально значимое качество самого специалиста, личность которого является одним из основных терапевти-рующих профессиональных инструментов.
Индивид в современном обществе претерпевает влияние множества деструктивных факторов как техногенного (разного рода техногенные катастрофы, наносящие вред жизни и здоровью человека, а также ухудшающие его экологическое пространство), так и социогенного характера (нивелирование или размывание моральных ориентиров, этнические конфликты и разжигание межнациональной розни на полиэтнических территориях, навязывание чуждых народу ценностей, резкий рост социально-экономического неравенства классов при уменьшении средней прослойки и пр.). Все это порождает ощущение нестабильности и растерянности, когда устойчивый образ мира человека рушится на глазах, а будущее кажется пугающим. И тут как никогда ему требуется психологическая помощь в поиске внутренних ресурсов, дающих возможность совладать с данной стрессовой ситуацией, в которую превратилась вся жизнь индивида начала XXI века. Одним из главных условий сов-ладания со стрессом, как отмечают многие авторы, является возвращение человеку ощущения управления своей жизнью, т. е. развитие у него навыков саморегуляции: исходя из своих задач, опосредованных своими же ценностями и приоритетами, опираясь на свои возможности, человек сам может выбрать ближайшую цель, выстроить шаги по ее дос-