4. Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов [Текст]: дисс. ... докт. фил. наук / Г.И. Богин. - Калинин, 1985. -326 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика-пресс, 1999. - 536 с.
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М.: УРСС, 1987. - 263 с.
7. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1969. - С. 152.
8. Львов М.Р. Риторика. Культура речи [Текст]: учебн. пособ. для вузов / М.Р. Львов. - Academia, 2002. - 420 с.
9. Сорокоумова В.Н. Когнитивность и коммуникативность при формировании у студентов-нефилологов профессионально-педагогических навыков [Текст] / В.Н. Сорокоумова. - Орёл: ГОУ ВПО и ОГУ 2004. - 246 с.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ В СТРУКТУРЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
© Мартыненко О.В.*, Киселева А.А.*
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной статье изучается взаимосвязь между ценностными ориен-тациями и психодинамическими свойствами интегральной индивидуальности согласно концепции В.С. Мерлина. Была сформулирована гипотезе о том, что ценностные ориентации обладают системообразующей функцией и могут являться опосредующим звеном в формировании интегральной индивидуальности.
В исследовании использовались следующие методики:
- Исследование формально-динамических свойств» Я. Стреляу.
- «Исследование свойств темперамента» В.М. Русалова.
- «Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности» С.С. Бубновой.
В исследовании принимали участие учащиеся одиннадцатого класса средней общеобразовательной школы и студенты ИГУ второго курса факультета психологии. По результатам проведенных методик и их дальнейшей обработке, было доказано что действительно ценностные ориентации являются опосредующим звеном в формировании интегральной индивидуальности.
* Преподаватель.
* Студент.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично - только на выборке студентов, что в свою очередь подтверждает теорию В.С. Мерлина о том, что что структура интегральной индивидуальности не статичное образование, а находится в непрерывном динамическом развитии и к переходу к старшему возрасту будет усложняться.
В современных условиях проблема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие личности. Будучи социальными и исторически обусловленными и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности [1].
Проблемой изучения ценностных ориентации личности занимались многие отечественные психологи. Мы представляем исследование ценностных ориентаций с позиции системного подхода в структуре индивидуальности. Этот подход, основан на концепции интегральной индивидуальности В. С. Мерлина.
Он трактовал интегральную индивидуальность как особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе. Одно и то же свойство может быть одновременно типичным и индивидуальным, если рассматривать его в определенном отношении. Индивидуально неповторимо сочетание типичных свойств человека: биохимических, соматических, нейродинамических свойств личности и т.д. [1].
Исходя из выше сказанного, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи ценностных ориентаций с психодинамическими свойствами интегральной индивидуальности.
В соответствии с целью нашего исследования, нами была сформулирована гипотеза о том, что ценностные ориентации обладают системообразующей функцией и могут являться опосредующим звеном в формировании интегральной индивидуальности.
Мы исследовали три уровня интегральной индивидуальности: нейро-динамический, психодинамический и личностный.
Нами были использованы следующие методики:
- «Исследование формально-динамических свойств» Я. Стреляу.
- «Исследование свойств темперамента» В.М. Русалова.
- «Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности» С.С. Бубновой.
Результаты исследования обработаны следующими методами математической статистики:
- Корреляционный анализ для выявления однозначных связей (коэффициент Пирсона).
- Кластерный анализ для выявления много-многозначных связей. Выборка состояла из учеников 11 класса МБОУ СОШ № 24 в возрасте
17-18 лет и студенты второго курса ИГУ психологического факультета в возрасте 19-20 лет. Общий объем выборки составил 34 человека (25 девушек и 9 юношей).
Кластерный анализ решает задачу построения классификации, то есть разделение исходного множества объектов на группы (классы, кластеры). Группирование их в классы происходит так, чтобы объекты в каждом классе были более похожи друг на друга, чем на объекты из других классов [3]. В результате использования кластерного анализа на группах школьников и студентов мы получили дендограммы много--многозначных связей исследуемых уровней интегральной индивидуальности, в которых выделили три кластера.
Рис. 1
Первый кластер мы назвали активным.
Этот кластер направлен на преобразование внешней действительности и определяется следующими содержательными особенностями личности -ценностными ориентациями.
У школьников активность направлена на достижение социальных изменений в обществе.
У студентов содержательной направленностью является проведение отдыха для общения.
Следующий кластер который мы можем выявить из полученной дендо-граммы у студентов - это кластер самоконтроля, а у школьников - кластер тревожности.
Выделенный кластер самоконтроля у студентов проявляется в бдительности, собранности и хладнокровии в поведенческих реакциях. Содержательная часть данного кластера направлена на контроль регуляции полученных знаний чтобы они проявились в реализации себя в обществе через творчество. Важная составляющая - быть здоровым и любящим человеком.
Школьники
Рис. 2 Студенты
Рис. 3
Условные обозначения: показаны только значимые межуровневые корреляционные связи;
В - сила процессов возбуждения; Тор - сила процессов торможения; Пд - подвижность нервных процессов; У - уравновешенность; ПЭ - предметная эргичность; СЭ - социальная эргичность; Пл - пластичность; Сп - социальная пластичность; Т - темп; СТ -социальный темп; Э - эмоциональность; Сэм - социальная эмоциональность; От - отдых; Нас - поиск и наслаждение прекрасным; Поз - познание нового в мире, природе, человеке; СА - социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; Об - общение.
В свою очередь второй кластер у школьников - тревожность, характеризует возникновение чувств, аффектов и настроений, связанных со стремлением к милосердию, помощи другим людям чтобы заслужить их уважение и повысить свой социальный статус.
Третий кластер. У студентов, как у будущих психологов чувство тревоги может возникать в связи с тем, что они, оказывая помощь по долгу своей профессии, сомневаются что смогут заслужить уважение других людей и обрести материальный достаток.
У школьников данный кластер говорит об их озабоченности о своем здоровье, что проявляется в желании как можно чаще отдыхать, общаться, получать эстетическое удовольствие. Для того чтобы делать это более эффективно, для этого нужно высокое материальное благосостояние, хорошо оплачиваемая работа, чтобы достичь этого, на данный момент школьники ставят перед собой цель успешно учиться.
Для выявления характера разноуровневых связей в структуре индивидуальности мы провели корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности.
Для отображения корреляционных связей в группе школьников и студентов мы выделили следующие значимые зависимости уровня 0,01 (рис. 2-3).
Из рисунков мы видим, что в структуре индивидуальности студентов и школьников важное место занимает сила процессов возбуждения. Оно связано у школьников с нейродинамическим уровнем, а у студентов связано с нейродинамическим, психодинамическим и личностным.
Нейродинамический уровень у школьников характеризуется наличием значимой положительной связи между возбуждением и подвижностью (0,79); подвижностью и уравновешенностью (0,65); возбуждением и уравновешенностью (0,74). Эти данные могут говорить о том, что школьникам присуще высокая работоспособность и выносливость, что позволяет им с легкостью переключаться с одного вида деятельности на другой.
Но на высокую работоспособность может оказывать влияние уравновешенность. Уравновешенность как бы обуславливает успешное выполнение деятельности.
У студентов значимая положительная связь обнаружена между возбуждением и уравновешенностью (0,61); уравновешенностью и торможением (0,46). Это является свидетельством того, что при существенном сдвиге баланса нервных процессов в сторону возбуждения, вероятны неуравновешенное поведение. Соответственно при неуравновешенности сила торможения нервных процессов ниже.
Значимая зависимость, которая была выявлена на психодинамическом уровне у школьников - это взаимосвязь между темпом и социальной эргич-ностью (0,63). Что свидетельствует о высоком темпе поведения, связанный со стремлением к общению, лидерству.
Из рисунка корреляционных связей у студентов мы видим, что сила возбуждения оказывает влияние на психодинамический уровень.
Значимые зависимости между возбуждением и социальным темпом (0,55); возбуждением и социальной эргичностью (0,51); социальным темпом и социальной пластичностью (0,57).
В данной взаимосвязи чем больше сила возбуждения, тем больше быстрота говорения.
Можно предположить, что если активность студентов направлена на самовыражение, то соответственно больше стремление к лидерству, выражение себя через общение, легкость переключения контактов с одного человека на другого, т.е. общаться как можно с большим количеством людей.
Следующая зависимость между возбуждением и предметной эргичностью (0,47); возбуждением и пластичностью (0,54). Эти данные могут говорить о том, что активность студентов направлена на стремление к деятельности, к напряженному труду. При высокой работоспособности больше скорость переключения с одной деятельности на другую.
Следующие значимые зависимости были выявлены между возбуждением и темпом (0,72); темпом и подвижностью (0,47); темпом и социальной эмоциональностью (-0,48); социальной эмоциональностью и эмоциональностью (0,55).
Это является свидетельством того, что активность опосредует быстроту выполнения предметной деятельности. Отрицательная связь в данной корреляции говорит о том, что чем ниже тревожность по отношению к оценкам других людей, тем выше скорость выполнения этой деятельности что может объясняться уверенностью в себе.
Личностный уровень у школьников характеризуется наличием отрицательных связей на уровне 0,05 между такими зависимостями как: любовь и высокий социальный статус (-0,56); темп и отдых (-0,54).
В первом случае данная зависимость может говорить о том, что школьники в состоянии влюбленности демонстрируют свои слабые стороны, что в свою очередь ведет к снижению социального статуса.
Во втором случае связь между темпом и отдыхом свидетельствует о том, что при наличии высокого темпа школьники не чувствуют потребности в отдыхе.
Среди корреляционных связей в группе студентов выделяются многочисленные значимые положительные зависимости между возбуждением и социальной активностью для позитивных изменений в обществе (0,57); социальной активностью и наслаждением прекрасным (0,58); между наслаждением прекрасным и познанием нового в мире, природе, человеке (0,58).
Эти данные могут говорить о том, что студенты направляют свою активность на преобразование внешней действительности, достижение позитивных изменений в обществе, с помощью которой они смогут наслаждаться жизнью и удовлетворять потребность в познании.
И отдельная ветвь значимых зависимостей представленных на личностном уровне - это зависимость между ценностью общения и отдыха (0,47) что может говорить о том, что проводить все свободное время студенты предпочитают в компании знакомых, друзей.
* * *
Опираясь на полученные нами результаты, мы можем сказать, что наша гипотеза о том, что ценностные ориентации могут являться системообразующим фактором в структуре интегральной индивидуальности подтверждается частично, т.е. только на выборке студентов.
Отсутствие тесных корреляционных связей между психодинамическим и личностным уровнями в группе школьников может свидетельствовать о том, что структура индивидуальности недостаточно сформирована.
Опираясь на концепцию В.С. Мерлина, мы утверждаем, что структура интегральной индивидуальности не статичное образование, а находится в непрерывном динамическом развитии и к переходу от младшего юношеского возраста к старшему будет усложняться и разноуровневые свойства интегральной индивидуальности будут плотнее сгруппированы.
Список литературы:
1. Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности. - СПб., 2004.
2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М., 1986.
3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. - СПб., 2004.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ «ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ: МЕЖДУ ЗАВТРА И ВЧЕРА» КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ САМООТНОШЕНИЯ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ
© Чайковская И.А.*, Милейко А.В.4
Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург
В статье представлены основные психологические подходы к пониманию самоотношения личности и рассмотрены возможности песоч-
* Заведующий кафедрой Общей психологии, кандидат психологических наук, доцент.
* Студент кафедры Общей психологии.