ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТА ТОЛЕРАНТНОСТИ
И.А. Новикова, Т.И. Ибадова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения проблемы толерантности, анализируются результаты эмпирических исследований толерантности на разных уровнях функционирования индивидуальности (1).
Ключевые слова: толерантность, субъект толерантности, природа толерантности, развитие и динамика толерантности, портрет толерантной личности.
В современном обществе, характеризующемся в первую очередь такими глобальными процессами, как интеграция и глобализация, толерантность рассматривается как один из центральных механизмов адаптации, призванный обеспечить оптимальное вхождение человека в общество и оптимальное развитие и функционирование общества в целом [9; 10].
Анализ литературы по проблеме психологического аспекта толерантности позволяет нам сформулировать два основных подхода к ее рассмотрению: 1) толерантность понимается как пассивное качество; 2) толерантность трактуется как активное принятие многообразия и многоликости мира, как свобода выбора, признание права человека полноценно проживать свою жизнь [5]. Мы придерживаемся последней позиции, согласно которой толерантность определяется как «активное отношение к другому, основанное на уважении и принятии, связанное со способностью сознательно подавлять чувство неприятия» [7. С. 11].
При таком понимании толерантности в качестве ее сущности современные исследователи рассматривают ценностное отношение человека к другому человеку, выделяя такие составляющие, как настроенность на диалог с другим [14], установку на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога [13], сочувствие к другому и признание ценности многообразия культур [2; 18]. Кроме того, в качестве системообразующего компонента, основы толерантности выделяются субъективное благополучие (доверие к себе и чувство безопасности), обеспечивающее фундамент и предпосылку толерантного поведения личности [5]. Также субъектными предпосылками толерантности личности выступают компоненты отношения человека к себе как к деятелю, как к уникальному субъекту собственной жизни и деятельности [7].
Однако, несмотря на все разнообразие работ, раскрывающих явление толерантности, еще остается известная неопределенность значения этого понятия, ощущается недостаточная исследованность структуры толерантности, ее сущностных характеристик и компонентов, которые внешне проявляются в поведении и деятельности. Многие ученые отмечают, что традиционный вопрос «Что есть толе-
рантность?» теряет сегодня свой смысл, поскольку толерантность не есть и поскольку она не есть что [11]. Толерантности нет, пока мы не выясним вопрос о том, кто взаимодействует, каковы субъекты взаимодействия. Вопрос о том, что такое толерантность, находится в зависимости от ответа на вопрос, кто реализует толерантность [11].
Нам представляется продуктивным комплексное рассмотрение феномена толерантности в соответствии с современными тенденциями системного изучения индивидуальности в отечественной науке [1; 3; 8; 12; 15; 16]. Необходимо рассмотреть проявления толерантности на основных уровнях функционирования индивидуальности — на психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом [18].
На психофизиологическом уровне функционирования индивидуальности толерантность прежде всего может выступать как психофизиологическая устойчивость человека к негативным воздействиям и экстремальным ситуациям, которая, как отмечают ученые, может стать хорошей основой для формирования толерантной личности [18]. В данном случае исследованию подвергаются такие характеристики индивида, как качество и уровень нервно-психической устойчивости человека к стрессу и психотравмирующим ситуациям, способность справляться с фрустрациями, а также другими психологическими последствиями, обусловленными сменой привычной обстановки, изоляцией, депривацией [18]. Отметим, что некоторые из перечисленных параметров, на наш взгляд, могут быть сведены к параметру эмоциональности в структуре темперамента.
Собственно психологический уровень включает в себя различные личностные характеристики, присущие толерантной личности. Значительное количество современных исследований посвящено изучению именно этого уровня функционирования субъекта толерантности, т.е. присущих ему психологических характеристик и свойств, например, таких как ответственность [19], творчество [4], стремление к самоактуализации [17] и пр.
На социально-психологическом уровне толерантность проявляется в первую очередь в типе взаимодействия субъекта с обществом. Многими учеными подчеркивается, что связь эта обоюдная: характеристики среды, без сомнения, также влияют на формирование и развитие данного качества [2; 6; 17].
Реализация подобного системного, комплексного подхода к анализу проблемы толерантности, на наш взгляд, позволит ответить на многие дискуссионные вопросы, в частности, комплексно рассмотреть проблему возможностей и «пределов» развития и воспитания толерантности, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение. Для этого необходимо рассмотреть вклад каждого из уровней индивидуальности в итоговые характеристики субъекта толерантности.
В рамках описанного комплексного подхода нами был проведен цикл эмпирических исследований. Всего на разных этапах исследованиями было охвачено 255 испытуемых (студенты в возрасте 17—25 лет), из них — 25 человек участвовали в лонгитюдном исследовании. Для диагностики изучаемых параметров ис-
пользовались следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева и Л.А. Шайгеровой; опросник «Социальные эталонные переменные (СЭП)», разработанный Л.Г. Почебут на основе теории СЭП Т. Парсонса; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека; методика диагностики темперамента А.И. Крупнова, основывающаяся на диагностике эргичности-аэргичности, пластичности-ригидности, стеничности-астеничности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, а также дифференциации интроверсии-экстраверсии. Таким образом, мы рассматривали связь толерантности с психофизиологическими (свойства темперамента), социально-психологическими (тип межличностных отношений), социальными (социальные эталонные переменные) факторами. Также мы предприняли попытку выявить возможное влияние на толерантность факторов среды (в данном случае — частоты контактов с иностранцами и обучения в многонациональном вузе).
Кратко представим результаты, полученные на каждом из этапов работы, освещающих различные уровни функционирования толерантной личности.
В рамках психофизиологического уровня мы исследовали связь параметров толерантности с параметрами темперамента, представляющего, как известно, психофизиологическую основу индивидуальности. Обнаружены значимая положительная корреляции показателей этнической толерантности и коммуникативной стеничности и отрицательная корреляции показателей общего индекса толерантности и психомоторной астеничности, как параметров темперамента. Результаты говорят о незначительной степени связи темперамента и толерантности (обнаружено минимальное количество связей — 2 из 80). Эта связь характеризуется тем, что склонность к переживанию положительных эмоций и несклонность к отрицательным переживаниям в различных сферах соотносятся с большей склонностью к толерантности [10].
На психологическом уровне нами был описан [9] следующий «симптомокомп-лекс» черт толерантной личности: с положительным знаком в него входят дружелюбность и альтруистичность, с отрицательным — эгоистичность и тенденция к агрессивности (табл. 1).
Таблица 1
Корреляции показателей толерантности и шкал межличностных отношений по Т. Лири (п = 177)
Показатель Шкала межличностных отношений Общий
толерантности этническая социальная личностная индекс
Авторитарность -0,015 -0,1215 -0,081 -0,0916
Эгоистичность -0,033 -0,1047 -0,195 -0,1372
Агрессивность 0,0357 -0,0111 -0,084 -0,0202
Подозрительность -0,044 0,0508 -0,077 -0,0309
Подчиняемость 0,0499 0,0567 0,042 0,06405
Зависимость -0,039 -0,0628 0,0462 -0,0284
Дружелюбность 0,1309 0,1324 0,195 0,19687
Альтруистичность 0,1075 0,1498 0,142 0,1719
Доминантность 0,0239 -0,0635 -0,053 -0,0357
Дружелюбие 0,0961 0,1208 0,2633 0,20195
Примечание. Жирным шрифтом выделены статистически значимые корреляции на уровне не ниже 0,05.
Для исследования толерантности на социально-психологическом уровне выборка была разделена на подгруппы с разным уровнем межэтнического взаимодействия в учебной деятельности, которые были условно названы «не общающиеся», «редко общающиеся» и «часто общающиеся» с иностранцами. Было обнаружено, что испытуемым, «часто общающимся» с иностранцами, свойственен более высокий уровень личностной толерантности, чем «редко общающимся». Следовательно, повышение частоты вступления в межэтнические контакты положительно связано с уровнем личностной толерантности индивида. Кроме того, в подгруппе испытуемых, «не общающихся» с иностранцами, выявлены преимущественно связи толерантности с отсутствием или подавлением в человеке, в частности в себе, «отрицательных» качеств (авторитарность, эгоистичность, зависимость). В подгруппе испытуемых, «часто общающихся» с иностранцами, толерантность в большей мере связана с развитием в человеке «положительных» качеств (альтруистичность, дружелюбность) [9].
На данном уровне исследования нами также было проведено исследование динамики толерантности студентов многонационального вуза. В результате лон-гитюдного исследования (проведенного в течение первого года обучения студентов в РУДН) не было обнаружено ни одного значимого различия параметров толерантности. Поперечные срезы уровня толерантности студентов первого и второго курсов также не выявили значимых различий параметров толерантности, за исключением одного: обнаружено падение уровня этнической толерантности в подгруппе студентов «редко общающихся» с иностранцами. Причиной данного явления, на наш взгляд, является влияние специфической многонациональной, по-ликультурной среды РУДН, в которую попадают студенты, зачастую неподготовленные, имеющие недостаточный опыт межэтнического общения. Таким образом, полученные результаты в целом подтверждают приведенные в начале статьи литературные данные и свидетельствуют о том, что толерантность как социальнопсихологическое качество не развивается автономно, а нуждается в целенаправленном воспитании.
На уровне социальных взаимодействий индивидуальности мы обнаружили отрицательную связь показателей аффективной нейтральности, как социальной эталонной переменной по Т. Парсонсу, и социальной и общего индекса толерантности. Указанный «эталон» социального взаимодействия, предписывая человеку предъявлять жесткие требования к себе и своему поведению, также заставляет его предъявлять соответствующие требования и к окружающим, не приемля поведение, не соответствующее социальным нормам, и проявляя, таким образом, ин-толерантность.
Обобщая результаты, полученные в комплексном исследовании толерантности, мы можем сделать некоторые выводы. Толерантность как сложное системное понятие включает в себя различные уровни и, следовательно, связана с различными факторами, однако с психофизиологическим (темперамент) она связана в значительно меньшей степени, чем с социальными и социально-психологическими факторами. Этот факт, в свою очередь, дает психологам широкие возможности
формирования, воспитания и развития толерантности. Особо отметим, что эти процессы должны осуществляться активно и целенаправленно, так как стихийное развитие толерантности не происходит даже в условиях многонационального вуза. И, наконец, результатом этого активного процесса должна быть толерантная личность, субъект толерантности, характеризующийся следующими чертами: дружелюбность и альтруистичность, отсутствие эгоистичных и агрессивных тенденций, стремление к эмоциональному принятию различных форм социального взаимодействия.
ПРИМЕЧАНИЕ
(1) Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы; Г/К 02.740.11.0377 от 20 июля 2009 г.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. — Т. 2. — М., 1980.
[2] Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии к реальности // На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2003.
[3] Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. — М., 1998.
[4] Банюхова А.Е. Влияние толерантности и креативности на социально-психологическую адаптацию студентов // Толерантность и интолерантность в современном обществе: общее и различное: Материалы Международной научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С. 335—338.
[5] Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Хабаровск, 2004.
[6] Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему): Учебно-методическое пособие. — М.: Воронеж, 2003.
[7] Виноградова Е.Г. Субъектные предпосылки толерантности личности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Сочи, 2002.
[8] Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. — Дубна, 2005.
[9] Ибадова Т.И. Связь толерантности и личностных особенностей студентов // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы международной научно-практической конференции, 4—5 июня 2008 года. — М.: Изд-во РУДН, 2008.
[10] Ибадова Т.И. Толерантность и темперамент // И.П. Павлов: диалог с XXI веком: Материалы IV Международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых 10—12 апреля 2009 года. — Рязань, 2009. — С. 27—29.
[11] Кемеров В.Е. Толерантность и полисубъектная социальность // Толерантность в современной цивилизации: Материалы международной конференции. — Екатеринбург, 2001.
[12] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — № 1 (3). — 2006. — С. 63—73.
[13] Лекторский В.О. Толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. — М., 1999.
[14] Мириманова М.С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный. — М., 2004.
[15] Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986.
[16] Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. — С. 98—107.
[17] Рудыхина О.В. Толерантная личность: самоактуализация и психологические особенности // Толерантность и интолерантность в современном обществе: общее и различное: Материалы Международной научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С. 330—333.
[18] Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А Психодиагностика толерантности личности. — М., 2008.
[19] Allport G.W. The Nature of Prejudice. — Cambridge, MAAdisson Wesley, 1954.
THE PROBLEM OF INTEGRATED RESEARCH OF THE SUBJECT OF TOLERANCE
I.A. Novikova, T.I. Ibadova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article deals with the topical issues of studying of the problem of tolerance. The authors analyze the results of empirical studies of tolerance to the different levels of functioning of the individual.
Key words: tolerance, subject of tolerance, nature of tolerance, development and dynamics of tolerance, portrait of a tolerant personality.