consistent manner with the change of parental behavior and attitudes. Proved the feasibility of obtaining information aboutparental attitudes and behaviors of preschool children.
Key words: family, children and parent interaction, attitudes, parental attitudes, assessment of preschool children.
Получено 21.02.2012 г.
УДК 159.923
Ю.Е. Сорокина, аспирантка, 8-915-689-50-07, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СМЫСЛОВОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ
Рассмотрены основные вопросы, касающиеся понятия, характеристик и основных вопросов ценностных ориентаций во взаимосвязи со структурными компонентами проектов жизни личности - временной и смысловой перспективой.
Ключевые слова: ценности и ценностные ориентации, жизненный проект, перспектива.
Проблема жизненных планов и жизненной перспективы как предмет научного изучения в последние несколько лет вызывает особый интерес (Н. И. Федотова, 2008; Л. С. Самсоненко, 2010; А. А. Доля, 2010). Значительно растет количество работ в области исследований жизненного самоопределения и времени жизни личности. Неизбежные перемены, происходящие в различных областях деятельности человека, влекут за собой изменения в общественном и индивидуальном сознании и порождают необходимость переосмысления основных тенденций и перспектив развития личности. Человечество на протяжении своего развития всегда взаимодействовало со временем. Психологическое время пронизывает все сферы жизнедеятельности, поскольку как внешние (социальные, экономические, природные), так и внутренние процессы человека разворачиваются во времени. Реорганизации в управленческой сфере, новые экономические отношения, возрастающая мобильность в обществе не могут не отразиться в отношениях со временем. Индивидуальное развитие личности в современной науке описывается с помощью терминов «время жизни», «жизненный цикл» и «жизненный путь», нередко употребляемых как синонимы, но не являющихся таковыми. Время жизни (life-span или lifetime) обозначает временной интервал от рождения до смерти. Это формальное понятие, несущее в себе хронологические рамки индивидуального существования безотносительно к его содержанию. «Жизненный цикл» более содержателен и предполагает подчинение хода жизни определенной закономерности, круговороту. Однако эта замкнутость процесса жизни не учитывает взаимодействия с другими людьми и социальными институтами, не всегда укладывающегося в схему цикла, что, в свою очередь, не применимо по отношению к ценностям (забегая несколько вперед, оговоримся об их двойственном характере - социальном
и индивидуальном, когда помимо исторической и культурной обусловленности на формирование ценностей оказывает влияние социальная среда, социальные группы и пр.). К тому же мы прекрасно понимаем, что помимо аттракторного периода любой системы, где с помощью разума будущее достаточно предсказуемо, существует также и бифуркационный период с множеством перспектив и невозможностью предвидеть некоторые события и их всевозможные последствия. Подобного недостатка лишен сложный термин «жизненный путь», предполагающий не одну тенденцию и линию развития в пределах одной биографии. Понятие требует социологического, психологического и исторического анализа для наиболее полного отражения его сути, но в данном случае это не является предметом нашего исследования.
Индивидуальное развитие личности наиболее продуктивно, если она сознательно ставит определенные цели, строит планы и выбирает способы достижения результатов. Проанализировав имеющийся к настоящему моменту материал и синтезируя выявленные в различных источниках признаки, предлагаем рассматривать категорию проект как наиболее приемлемую в отношении построения событий будущего и определения своей роли в нем. Жизненный проект индивида есть такое изменение системы, которое направлено на достижение уникального результата, с заданными временными границами и в комплексном учете ресурсов и иных факторов. Благодаря выстроенной модели проекта будущей жизни личность организует взаимоотношения с окружающим миром, задает личную меру активности в соответствии с индивидуальным замыслом. Несмотря на то, что в построении модели будущего многие люди не вполне осознают, что будущее определенным образом всегда вытекает из настоящего, уже к 15 годам личность формирует представления о далеком в понимании для ее возраста будущем в личной, профессиональной и прочих сферах деятельности. Такие представления включают некоторые жизненные притязания и более или менее согласованы со срокам их реализации [1, с. 274]. Без четко сформированных жизненных планов и временных отрезков для их выполнения проектирование личности утрачивает свою основную функцию - целенаправленную регуляцию поведения для достижения поставленных целей в жизни.
М. Р. Гинзбург [2] говорил, что будущее, являющееся неотъемлемой частью жизненного проектирования, призвано выполнять две функции:
- обеспечение смысловой перспективы посредством смыслового (личностного) проецирования себя в будущее;
- обеспечение временной перспективы через временное будущее (собственно планирование).
Рассматривая перспективу как составляющую трансспективы (несколько позже обратимся к понятию более подробно) с двух сторон (как субъективное образование и как психологический механизм), различают
чувственно-мысленные образы, которые возникают в результате
отображения значимых событий жизни, и ценностно-смысловую переработку этих образов, выделение значения происходящего (будущего, прошлого) в жизни человека. Подобные суждения позволяют разграничить перспективу и ретроспективу на сугубо событийный временной компонент, относящийся к жизненным событиям и их распределению на линии времени жизни, и то смысловое насыщение, которым наполняет его личность. Следовательно, в модели жизненного проекта в качестве структурных звеньев будем рассматривать временную перспективу как цепь планируемых жизненных событий на временном отрезке жизни и смысловую перспективу, т. е. те ценности и смыслы, которыми наделяются эти события.
Чтобы дальнейшее изложение было логически верным, внесем некоторую ясность в рассматриваемые явления и начнем с такого понятия, как перспектива (трансспектива). Личность осуществляет организацию и регуляцию времени собственной жизни с помощью специального механизма - индивидуальной временной трансспективы, означающей сквозное видение из настоящее в прошлое (ретроспектива) и из настоящего в будущее (перспектива). Трансспектива - это невидимая линия, направляющая поступки человека от событий прошлого к целям будущего через понимание и оценивание событий настоящего. Само понятияевременной трансспективы стало употребляться после опубликованного описания прошлого, настоящего и будущего «жизненного пространства» Л. Фрэнком в 1939 г., хотя термин трансспективы в психологическую науку был введен почти на половину столетия позже в 1979 г. В. И. Ковалевым. «Это такое психологическое образование, в котором органически объединяются, интегрируются прошлое, настоящее и будущее личности» [3, с. 170-185]. Для обозначения «перспективы» в психологии используются различные термины. Одни исследователи включают в данную темпоральную конструкцию только вектор в будущее, другие добавляют направленность в прошлое. Настоящее при этом либо опускается, либо подразумевается имплицитно, и в отношении понятия перспективы наблюдается концептуальная неясность.
Личность способна обозревать течение времени своей жизни в любом из направлений. Верно заметил К. Левин, что не зависимо от того, с каких позиций индивид видит свое прошлое или будущее, когнитивная деятельность и эмоции прошлого или будущего влияют на действия в настоящем, а также на стремления в будущем. На формирование перспективы оказывает влияние множество факторов и, в особенности те, которые что связаны с процессом социализации: социально-экономический статус и семейные модели, образование, религиозная приверженность и культурные ценности. Такие факторы, как экономические и политические преобразования, жизненные события, личный успех и неудачи способны
также трансформировать перспективу личности. В этом случае целесообразно говорить не о временной трансспективе (и ее составляющих ретроспективе и перспективе), отражающей событийную структуру жизни, а о смысловой трансспективе с системой личностных смыслов, позволяющей выстроить согласованную систему координат в жизненном проекте личности. Очевидно, что содержательное наполнение смысловой перспективы проекта жизни не ограничивается ценностно-смысловым блоком. Однако нашей целью не является рассмотрение всех компонентов перспективы и, следуя заявленной теме, перейдем к ценностным ориентациям как основополагающим в наполнении смысловой перспективы личности.
Природа ценностей такова, что они носят двойственный характер. С одной стороны, они социальны, с другой - индивидуальны. Социальный характер им придают культурная и историческая обусловленность, они являются продуктом жизнедеятельности общества. Индивидуальность проявляется в жизненном опыте конкретного лица, формируемом под воздействием среды, социальных групп, к которым индивид принадлежит. Личностные ценности являются производными от ценностей групп и общностей разного масштаба. Отбор и ассимиляция индивидом ценностей общества «опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей» [4, с. 20-27]. Именно благодаря сложившейся сначала в обществе, а затем и в индивидуальном сознании системе ценностей личность выстраивает временную перспективу собственной жизни, определяет значимость тех или иных событий и определяет очередность этих событий в полноценном проекте собственной жизни. Многие авторы обоснованно выделяют ценостно-смысловой компонент как ведущий в проблеме перспективы жизни. Так, Е. И. Головаха в качестве ведущего компонента в планировании будущего выдвигает иерархию ценностей, напрямую взаимодействующую с ведущими потребностями. С подобной позицией важности ценностных ориентаций сходятся К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, С. С. Бубнова, Г. Е. Залесский, Н. И. Непомнящая и др. [5, с. 38-44], [6, с. 19-26]. Авторы рассматривают ценности в виде сложной иерархии на пересечении мотивационно-потребностной сферы и мировоззренческих структур, выполняющих функции регуляторов активности. Д. А. Леонтьев, помимо сходства личностных ценностей и потребностей (трансситуативность, устойчивость, мотивообразующее влияние), признает их различия. И, соглашаясь с Ф. Е. Василюком, что ценности не являются ни предметом потребности, ни мотивом ввиду «корысти» и «эгоистичности» последних, Д.А. Леонтьев указывает на не ограниченность ценностей данным моментом и «притяжением извне». Потребности отражают
непосредственные отношения человека с миром, они побуждают к реализации актуальных требований в деятельности, направленной на
насыщение и дезактуализацию потребности. Ценности же, обобщая опыт социальной группы, ассимилируются в структуре личности и почти не
зависят от ситуации, стабильны и не насыщаемы, а лишь придают
направление деятельности личности. Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Д.
Н. Узнадзе также указывали на психологический характер ценностей как объекта направленности, В. П. Тугаринов определил понятие «ценностные ориентации» как направленность личности на те или иные ценности [7, с. 59-65].
Прежде, чем дать верное толкование ценностных ориентаций в позиции смысловой перспективы, попытаемся очертить грань между исследуемым явлением и смежными понятиями - личностный смысл, установка, диспозиция, нередко употребляемыми в одном контексте. Установка - неосознаваемое состояние человека, отражающее готовность к определенной деятельности, с помощью которой можно удовлетворить ту или иную потребность. Установка складывается, как правило, в случае повторения ситуаций, в которых человек определенным образом реагирует на внешнее воздействие, т. е. естественным образом. Установку и ценностные ориентации объединяет общее состояние готовности. Но число установок по отношению к конкретной ситуации может быть значительно больше, нежели число ценностей, которыми располагает индивид, хотя ценностные ориентации охватывают более широкий спектр проявлений активности личности. У У. Томаса встречается «аттитьюд», т. е. социальные установки, определяемые как состояние сознания относительно определенной социальной ценности. Все названные регулятивные понятия
В. Я. Ядов объединил в «диспозиции» (предрасположенности), объясняя сложную организацию иерархии диспозиционных образований, различающихся в степени осознанности. Личность, выстраивая проект своей жизни, во временной перспективе определяет номинативные события, ставит цели, которые определяются ценностными ориентациями смысловой перспективы. Г. Л. Будинайте и Т. В. Корнилова [8, с. 99-105] утверждают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился», подчеркивая необходимость не только осознания, но и решения о принятии смыслов. В таком случае необходимым условием возникновения личностных ценностей выступает внутренне принятие осознанных смыслов. К. А. Абульханова-Славская также подчеркивает значение смысловых представлений в формировании системы ценностных ориентаций, выполняющих функции принятия (или непринятия) и, соответственно, реализации некоторых ценностей, увеличения (снижения) их важности, сохранения (утраты) этих ценностей во времени. Взаимосвязь смысла и будущего, перспективы и личностного развития очевидна. Смысл можно считать продуктом мотивационно-
потребностной сферы, в которой приобретение смысла является функцией мотива.
Таким образом, несмотря на взаимообусловленность рассмотренных явлений, между ценностями, смыслами, диспозициями и установками имеются различия. Ценностные ориентации представляют собой сложную иерархическую систему, связывающую окружающий и внутренний мир человека, в тесном взаимодействии с мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Анализ литературы по вопросу изучения ценностных ориентаций позволяет выделить два подхода. Первый -общепсихологический (А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. С. Братусь) - указывает на смысловую природу ценностей, благодаря чему их относят и к когнитивным образованиям, и к мотивационно-потребностной сфере, обеспечивая единство личности. Этот подход говорит об интериоризации общественных ценностей, когда они выступают внутренними регуляторами поведения, с одной стороны, и в то же время детерминация поведения социальными регуляторами осуществляется исходя из внутренних особенностей индивида, с другой стороны. В другом подходе - социально-психологическом (К. Клакхон, Г. М. Андреева, В. А. Ядов, Я. Мусек) - ценности связывались с мотивацией. Тогда ценности представляют собой существующие в сознании ориентиры, на основе которых человек совершает действия. Такая сложность и неоднородность структуры, двойственность характера ценностных ориентаций, подходов к их изучению и пр. определили наличие множества подходов к их классификации с разными основаниями. Перечислим лишь некоторые из них (табл. 1), так или иначе перекликающиеся друг с другом.
Таблица 1
Классификации ценностных образований различными авторами
Автор классификации Виды ценностей
Н. А. Бердяев Материальные, социальные, духовные
В. П. Тугаринов Материальные (материальные блага), общественно-политические (свобода, единение), духовные (культура, образование)
В. Ф. Сержантов Материальные, духовные
Д. А. Леонтьев Общественные идеалы, предметное воплощение (идеалов), мотивационные структуры личности («модели должного»)
Ш. Шварц, У. Билски Ценности сохранения (традиции, безопасность) -ценности изменения (саморегуляция), ценности самоопределения - ценности самовозвышения (власть)
Отметим, что указанные классификации (табл. 1) несколько условны, и проблема построения типологии на основе целостной системы ценностных ориентаций разработана недостаточно. В. Г. Алексеева [9, с. 63-70] отмечает, что ценностные ориентации могут быть взяты за основу построения типологии личности. Д. Рисмен выделяет ориентированный на себя (динамичный, целеустремленный) и ориентированный на другого (во главе действий - ценности окружающих, а не собственные) тип личности. В модели Э. Шпрангера шесть типов личности: теоретический, религиозный, политический, эстетический, экономический и социальный - в зависимости от преобладающих ценностей. Так или иначе на развитие системы ценностных ориентаций (ценностей) будут оказывать влияние три процесса: адаптация, социализация и индивидуализация. Адаптация позволяет поддерживать организм в состоянии гомеостаза на физиологическом и психологическом уровнях. Причем адаптация и социализация снова обнаруживают двойственный процесс взаимодействия личности и социума: адаптация означает приспособление к новой действительности, выступая условием социализации личности. Индивид в таком случае не просто усваивает общественный опыт, испытывая на себе воздействие этой среды, но и сам влияет на нее в ходе активной жизнедеятельности. Противоположен социализации процесс индивидуализации, предполагающий довольно высокий уровень личностного развития. Здесь движущей силой выступает не стремление к гомеостазу, а, наоборот, противодействие равновесию, внутреннее развитие и рост, самоактуализация (Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Левин).
Как мы могли заметить, ценностные ориентации не отличаются той определенностью, которая присуща сформированным целям, поэтому они выполняют более гибкую регулятивную функцию, обеспечивая устойчивость личности в моменты кризиса нереализованности целей или, наоборот, стимулируют к новым целям, когда поставленные цели достигнуты. Недостаточная сформированность представлений о своем будущем проявляется в:
- слабо сформированной иерархии ценностных ориентаций, когда личность не может выбрать наиболее значимую сферу деятельности и стремится к успеху параллельно во многих направлениях;
- неадекватности жизненных целей;
- степени конкретизации жизненных планов.
Здесь считаем важным остановиться на первом пункте. Стремление человека следовать своим жизненным ценностям, когда они имеют положительное общественное признание, понятно. Однако конкуренция ценностных ориентаций влечет за собой, как правило, неопределенность жизненного выбора. Часто личность оказывается в положении буриданова осла, когда одновременное воплощение этих ценностей в жизнь
практически исключено. В общественном арсенале представленность ценностей более широкая, нежели у индивида. Поэтому и говорят о необходимости выработки индивидуальной системы ценностных ориентаций для решения вопроса жизненных целей, их последовательности и реализации. Именно ценностные ориентации смысловой перспективы будут влиять на временную перспективу, о значении которой говорилось, и в совокупности с продуманным механизмом реализации запланированного составится гармоничный жизненный проект личности. Добавим, что подобная неопределенность ценностных ориентаций влечет за собой неопределенность лишь в том случае, если эти ценности находятся в противоречии, в ином варианте они реализуются одновременно, не причиняя вреда друг другу. Следовательно, одним из важнейших условий будущей самоактуализации человека выступает непротиворечивая и согласованная система ценностных ориентаций, формирующая фундамент хронологии и содержания целей и планов в жизни.
С целью изучения структуры ценностных ориентаций в юношеском возрасте мы провели исследование с помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С. С. Бубновой [10, с. 144-157]. Выборку составили студенты образовательных учреждений г. Тулы в количестве 86 человек. Возраст респондентов - от 17 до 20 лет. Методика позволяет выявить одиннадцать ценностных ориентаций: 1) приятное времяпрепровождение, отдых; 2) высокое материальное благосостояние; 3) поиск и наслаждение прекрасным; 4) помощь и милосердие к другим людям; 5) любовь; 6) познание нового в мире, природе, человеке; 7) высокий социальный статус и управление людьми; 8) признание и уважение людей и влияние на окружающих; 9) социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; 10) общение; 11) здоровье. Результаты диагностики показаны в табл. 2.
Таблица 2
Структура ценностных ориентаций в юности (по методике С. С. Бубновой)
Название ЦО Показат ель Название ЦО Показат ель
Приятное времяпрепровождение, отдых 3,8 Высокий социальный статус и управление людьми 4,4
Высокое материальное благосостояние 3,95 Признание и уважение людей и влияние на окружающих 4,6
Поиск и наслаждение прекрасным 2,7 Социальная активность для достижения 2,95
позитивных изменений в обществе
Помощь и милосердие к другим людям 2,9 Общение 3,48
Любовь 3,82 Здоровье 4,35
Познание нового в мире, природе, человеке 3,5
Как выяснилось, ведущими ценностями являются признание и уважение (4,6), высокий социальный статус и управление людьми (4,4), здоровье (4,35). Наименее значимы ценностные ориентации поиска и наслаждения прекрасным (2,7), помощи и милосердия (2,9), социальной активности для позитивных изменений в обществе (2,95). Среднее положение занимают ценности высокого материального благосостояния (3,95), любви (3,82), приятного времяпрепровождения (3,8), познания нового (3,5), общения (3,48). Видим, что юноши и девушки высоко ценят здоровье и стремятся занять важное место с высоким статусом в обществе. Досуг, социальная и материальная сфера стоят по рангу ценностей выше эстетической и моральной стороны.
Наличие конкурирующих ценностных ориентаций (при равной значимости ценностей, недостаточно сформированной иерархии ценностных ориентаций) становится источником рассогласованности поведения реального и вербального. А это довольно серьезная проблема: «противоречивость ценностных ориентаций, их конкуренция в ситуации жизненного выбора - исходный момент рассогласования того, чего человек хочет добиться в будущем, и того, что он будет для этого предпринимать» [11, с. 266-268]. Выбор средств реализации задуманного - один из самых главных в успешном решении жизненного проекта личности, от него зависит, претворится ли проект в жизнь или останется хорошим планом на бумаге (в голове), какими путями человек решит добиваться своих целей и т. д.
Еще один аспект, который мы хотели затронуть, - причины расхождения утверждаемых ценностей и реально побуждающих к деятельности. М. Б. Кунявский, В. Б. Моин, И. М. Попова [12, с. 13-25] объясняют такие несоответствия:
1. Наличием конкурирующих или противоречивых ценностей (о которых мы уже упоминали), отсутствием возможности реализации вербально выражаемых ценностей в практической деятельности;
2. Не вполне адекватным осознанием и вербализацией субъектом реальных ценностей (ввиду действия защитных механизмов, интеллектуальной ограниченности и пр.);
3. Не адекватным вербальным представлением из-за лексических запретов и иных преград;
4. Конкурирующими компонентами вербального поведения или сознания.
Чтобы человек адекватно оценил реальную значимость ценностей жизни, требуется, чтобы они устоялись и структурировались в систему. Ценностные ориентации, с одной стороны, навязываются социумом, а с другой - индивид может принимать или отвергать, изменять предлагаемые этим обществом ценности, проявляя активную позицию по отношению к своей жизни. Таким образом, мы возвращаемся к пониманию ценностей А. Г. Асмоловым в «культурно-исторической» психологии [13, с. 173-197], где личность, будучи изначально подвержена социокультурному воздействию, занимается построением себя из этого воздействия. Общество и культура, помимо внешнего влияния, служат материалом по присвоению их для индивидуального развития и внутренней организации.
В заключение лишь подчеркнем, что смысловая перспектива личности не складывается из одних лишь ценностей. На каждом возрастном этапе у человека на основе потребностей и социальных ценностей появляются новые цели деятельности, планируются определенные события временной перспективы, для осуществления которых необходимо понимание их смысла. В разные возрастные периоды те или иные аспекты системы ценностных ориентаций с некоторой периодичностью выходят на первое место, каждый раз реорганизуя и трансформируя эту систему. Смысловая и временная перспективы личности всегда находятся в теснейшем взаимодействии, как и компоненты их содержательного наполнения.
Список литературы
1. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2009. 464 с.
2. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения:
автореферат док. дис. М., 1996. URL:
http: //www.childpsy.ru/dissertations/id/18248.php.
3. Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995. С. 170-185.
4. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14. 1991. №1. С. 20-27.
5. Бубнова С. С. Ценностные ориентации как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. №5, 1999. С. 38-44.
6. Непомнящая Н. И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. Москва: МПСИ, 2000. 176 с.
7. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
8. Будинайте Г. Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.
9. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал 1984. Т.5. № 5. С. 63-70.
10. Бубнова С. С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / Методы психологической диагностики. Вып. 2. Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994. С. 144-157.
11. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2009. С. 268.
12. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
13. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
Y. E. Sorokina
VALUE ORIENTATIONS IN THE SEMANTIC PERSPECTIVE OF LIFE PROJECTS
The article is devoted to the problems of definition, characteristics and main questions of value orientations closely connected with structural components of man’s life projects, that are time perspective and semantic perspective.
Keywords: value and value orientations, life project, perspective.
УДК 159.923
С.А. Черкасова, старший преподаватель (4872) 35-56-68 cherkasova81 @mail.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассматривается проблема подготовки педагогов-психологов в системе инклюзивного образования. Анализируется структура психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в системе инклюзивного образования, приводятся результаты исследования формирования психолого-педагогической готовности студентов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическая
готовность к работе в системе инклюзивного образования, программа подготовки будущих педагогов-психологов к работе системе инклюзивного образования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-1671005 а/Ц.