Научная статья на тему 'Событие как единица анализа психологического времени'

Событие как единица анализа психологического времени Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
872
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кравченко Людмила Валерьевна

Обсуждаются проблемы исследования времени в психологии личности. Анализируются подходы к изучению содержания и структурных составляющих временных категорий. Рассматривается понятие «событие», ставится вопрос о влиянии событий на организацию психологического времени личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кравченко Людмила Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событие как единица анализа психологического времени»

ценностной диалогической истины - «оптимистической доминанты», которая высвечивает духовное «я» всех участников диалога, помогая сглаживать внутриличнос-тные противоречия и наполняя межличностные отношения доверием, ясностью и открытостью.

Таким образом, в процессе рассмотрения аксиологической направленности дидактического диалога мы пришли к следующим обобщениям:

1. Основными принципами ценностного выбора в диалоге являются следующие:

- комплексность, объективность и всесторонность рассмотрения педагогической ситуации;

- полезность выбора, его оптимальность в соответствующих условиях;

- «обращаемая субъектность» или диалогичность выбора, учет его ценностной составляющей.

2. С точки зрения аксиологии дидактический диалог направлен на развитие процессов самоопределения, самосознания через идентификацию и обособление с существующими смысловыми позициями в проблемном поле образования и культуры.

3. Педагогическая реальность объединяет два типа педагогической деятельности: монолог и диалог, которые находятся в динамическом взаимодействии и сосуществуют в ситуации преодоления одного типа другим. Динамика профессионализма педагогической деятельности состоит в нахождении чувства меры при отборе педагогических средств, стимулирующих продуктивность взаимодействия на разных этапах его осуществления.

4. Диалектичность сосуществования диалога и монолога обусловлена тем, что образовательная система в вузе объединяет в себе транслирующую функцию - передачу социально-культурного опыта и созидательную - формирование инициативной, самостоятельно мыслящей личности, которая призвана не столько к потреблению культурно-педагогических ценностей, сколько к их созиданию и развитию.

5. Дидактический диалог фиксирует обращение субъектов к смысловым позициям развивающегося знания как к гипотетической области общения и взаимодействия, определяющей различные способы интерпретации и формы понимания в со-

держательном освоении проблем педагогической деятельности. Дидактический диалог представлен как со-бытие (совместное бытие), где знание продуцируется, понимается, интерпретируется, преобразуется всеми участниками взаимодействия [4].

Литература

1. Из научного наследия С.Л. Рубинштейна // Вопр. психологии. 1979. №5.

2. Абульханова-Славская, К.А. Типология личности и гуманистический подход / К.А. Абульханова-Славская // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.

3. Рожков, М.М. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности / М.М. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи: материалы Междунар. науч. конф. Ярославль: ЯГПУ, 2005.

4. Бочкарева, О.В. Этико-эстетическая направленность диалога в художественном образовании / О.В. Бочкарева // Искусство и образование. 2006. №6.

Л.В. КРАВЧЕНКО (Петропавловск-Камчатский)

СОБЫТИЕ КАК ЕДИНИЦА АНАЛИЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Обсуждаются проблемы исследования времени в психологии личности. Анализируются подходы к изучению содержания и структурных составляющих временных категорий. Рассматривается понятие «событие», ставится вопрос о влиянии событий на организацию психологического времени личности.

Психологические исследования времени как особой реальности завоевывают сегодня все большую популярность. В работах исследователей можно встретить такие понятия, как «временная перспектива» (К. Левин, Б. Зейгарник, Ж. Нюттен), «временная трансспектива» (В. Ковалев, Л. Бороздина, И. Спиридонова), «временное поле» (К. Левин, Б. Зейгарник, Л. Регуш), «временной синтез» (Н. Бернштейн, Ю. Стрелков), «субъективная картина жизненного пути» (С. Рубинштейн, К. Абульханова-Славская, Е. Головаха, А. Кроник).

© Кравченко Л.В., 2008

Время - это динамическая характеристика любого процесса. Время - это мера движения. Ю. Стрелков в своей работе [11] утверждал, что время - сложная качественная характеристика процесса с применением множества терминов, таких как длительность, прошлое, настоящее, будущее, событие, момент, начало, конец, темп, течение, цикл, эпоха, период, синхронность и проч. Следовательно, событие выступает как самостоятельная категория времени. По мнению Ю. Стрелкова, событие - это взрыв противодействующей силы, моменты, когда в процессе происходят важные качественные изменения. Важно понять, в чем они заключаются, как они происходят. Событие позволяет глубже понять процесс и роль субъекта в процессе.

Индивид переживает разные по степени важности для него, по степени эмоциональной окрашенности события, по-разному реагирует на них, выстраивает из них сложные ряды по значимости. По мнению

Э. Сайко, событийность человеческого бытия оказывается сложным самостоятельным полем субъективной рефлексии, работы мысли, напряжения сознания и душевных сил, практически не раскрытых еще в этом плане в своем психологическом содержании [10].

Само по себе событие не может быть рассмотрено в отрыве от временного контекста. Событие - это всегда событие прошлого, настоящего или будущего. Но в науке существует несколько подходов к изучению событий в рамках временной отнесенности.

Ю.Б. Молчанов, описывая в своей работе различные концепции изучения временной организации, выделяет статический и динамический подходы к прошлому, настоящему и будущему. «Согласно статической концепции, нет никакой разницы в смысле статуса реального существования между событиями прошлого, настоящего, будущего. Все они существуют реально и, если можно так выразиться, “одновременно”. Различие между ними примерно такое же, как и различие между разными точками пространства. И наше сознание, двигаясь вдоль своей мировой линии от прошлого к будущему, так сказать, только “наталкивается” на различные события, встречается с ними. Этот момент встречи переживается нашим сознанием как “теперь” и “сейчас”. Ника-

кого объективного становления, то есть ... возникновения и исчезновения событий и материальных систем не существует» (цит. по: [11: 12]). Противоположная точка зрения заключена в динамической концепции. «Согласно же динамической концепции, реально существуют только события настоящего времени. События прошлого уже реально не существуют, события будущего еще реально не существуют. Все множество событий и материальных систем, составляющих Вселенную, движется, так сказать, во времени - от прошлого через настоящее к будущему, реально испытывая становление, возникая и исчезая, превращаясь в другие события и материальные системы» (Там же). Рассмотрение жизненных событий как единиц анализа временной организации жизненного пути личности с точки зрения двух этих концепций различны. События в статической теории рассматриваются как точки слияния прошлого, настоящего и будущего. В этот момент происходящее событие настоящего включает в себя опыт прошлого и перспективы будущего. Динамическая концепция представляет время как линейный процесс, при котором прошлое через настоящее перетекает в будущее. События при этом являются неотъемлемой частью данного процесса.

Е.И. Головаха и А.А. Кроник [2] выделяют четыре вида времени: «хронологическое», «биологическое», «психологическое», «социальное». Хронологическое время - объективное физическое время; биологическое время основано на субъективном восприятии собственного возраста индивидом; психологическое время - переживание событийной организации жизненного пути личности; социальное время - временная характеристика социальных процессов. Хронологическое и психологическое время имеют свои особенности. Отправной точкой хронологического времени является прошлое, и течет оно в направлении от прошлого к будущему. «Началом» психологического времени является будущее, и идет оно в направлении от будущего через настоящее к прошлому (Л.А. Регуш). По мнению Л.А. Регуш, в силу того, что отправной точкой психологического времени является будущее, то последнее для человека всегда потенциально изменяемо [9]. Данная точка зрения, на наш взгляд, указывает на существова-

ние мотивационной составляющей жизненных событий. Реализация мотивов и потребностей в рамках происходящих событий позволяет человеку строить жизненный путь с ориентацией на будущее.

Исследуя психологическое время, Ж. Нюттен [2] выделил три аспекта данного процесса:

1) временная перспектива, включающая в себя такие характеристики, как протяженность, глубина, насыщенность, степень структурированности, уровень реалистичности;

2) временная установка - позитивная или негативная настроенность субъекта по отношению к прошлому, настоящему и будущему;

3) временная ориентация, которая характеризует поведение субъекта и является доминирующей направленностью этого поведения на объекты и события прошлого, настоящего и будущего.

Описанные выше аспекты характеризуют когнитивную (временная перспектива), аффективную (временная установка), поведенческую (временная ориентация) составляющие времени как психологического процесса. Следовательно, личность воспринимает и осмысливает события своей жизни, субъективно переживает их, а также строит свое поведение в соответствии с существующими и ожидаемыми последствиями жизненных событий.

Понятие «временная перспектива» было описано в работах К. Левина, посвященных теории «психологического поля», в которых он рассматривал жизнь не только в пространстве, но и во времени. По определению его ученицы Б.В. Зейгарник, «временная перспектива - это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента» (цит. по: [9: 63]). Ж. Нюттен, продолжая исследования К. Левина, изучал влияние временной перспективы на активность субъекта. По его мнению, «... психологическим настоящим являются только те прошлые и будущие события, которые, принадлежа прошлому или будущему, составляют содержание актуального когнитивного функционирования; в качестве таковых они образуют временную перспективу индивида и могут влиять на его поведение в настоящем» [8: 356]. Временная перспектива - это некая темпоральная зона, наполненная объектами, которые

влияют на поведение человека. Значимость объектов, находящихся в этой зоне, определяется мотивами личности. Например: подарок, который ребенок должен получить на Новый год от Деда Мороза, определяет его послушное поведение в течение определенного времени. Ж. Нюттен также отмечал, что наличие индивидуальной временной перспективы создает у субъекта привычную открытость прошлому или будущему. Ее отсутствие означает замкнутость в рамках текущего настоящего.

Временная ориентация на прошлое, настоящее и будущее в работе Л.А. Регуш [9] определяется как временная децентра-ция. В это понятие вкладывается то количество энергии, которую человек затрачивает на одну из трех составляющих временной организации: прошлое, настоящее или будущее. Таким образом, ориентация человека на события определенного временного горизонта определяет их особую значимость. Временная децентрация зависит от возрастных и индивидуальных особенностей.

В содержательной структуре временной трансспективы выделяются определенные общие для всех темы: «Я», «профессиональная сфера», «социальные контакты», что имеет свои особенности в каждом возрасте. В содержании «Я» намечается тенденция перехода от простых самоописаний в детстве к категориям самореализации у юношей и молодых и теме самосохранения - в зрелости и у пожилых. С возрастом содержательная структура временной трансспективы обобщается, приобретая ценностно-смысловое значение, усиливается оценочный аспект в содержании. Возрастные различия наблюдаются в содержании прошлого, настоящего и будущего. По мере взросления повышается ориентация временной перспективы на ближайшее будущее (2 года) и настоящее, общая же временная установка у пожилых постепенно смещается в прошлое.

По мнению Л.А. Регуш, временные децентрации можно считать своего рода искажением времени. «Например, люди, отбывающие наказание, как правило, имеют деформированное временное сознание: пытаются исключить из сознания прошлое, живут настоящим и идеализируют будущее» [9: 73 - 74]. Влияние на субъективное искажение времени оказывают и соматические факторы. В своих исследованиях

соматически здоровых и больных людей Е.Ю. Коржова [3] показала, что в их восприятии временной перспективы существует ряд различий. Соматически больным людям по сравнению со здоровыми свойственно придавать большое значение будущему и постоянно тревожиться за собственную жизнь. Будущее воспринимается больными в «розовом цвете», что, по мнению Е.Ю. Коржовой, является защитным механизмом. В описании своего будущего больные часто ассоциируют его со своим здоровьем. На наш взгляд, в основе каждой временной деформации лежат мотивы, цели и ценности личности.

Проводя дальнейшие исследования временной перспективы, Л.А. Регуш вводит понятие временного поля личности. По ее определению, «временное поле личности -система личностно значимого прошлого, настоящего и будущего» [9: 63 - 64]. Факторами, обусловливающими временное поле личности, являются смыслы, терминальные ценности, жизненные ориентации, соотношение «Я-реального» и «Я-идеально-го», а также возраст. По нашему мнению, под влиянием данных факторов определенные события становятся значимыми в жизни личности. Возраст как фактор, определяющий временное поле личности, имеет свое значение. В детстве и юности человеку свойственно реже оглядываться на свое прошлое, а в будущем видеть более широкие перспективы. Чем старше становится человек, тем больше он ориентируется на свое прошлое, а перспективы будущего постоянно сокращаются.

Интерес вызывает подход к изучению развития временных перспектив в онтогенезе человека. Формирование временного поля в онтогенезе имеет свои этапы развития. П.И. Яничев в своей работе обозначил стадии развития ретроспективной части временного горизонта:

1,5 года - ребенок способен выполнить задание на воспоминание об объектах, которые наблюдал в пределах настоящего дня;

2 года - ребенок способен вспомнить события, которые имели место в течение месяца;

3 года - ребенок вспоминает события года;

4 - 5 лет - ребенок вспоминает события двухлетней давности;

6 - 7 лет - дети интересуются тем, что было «до них», историей родителей.

В первые несколько лет жизни ребенок имеет очень узкий временной интервал своего прошлого. На наш взгляд, именно это определяет дальнейшее стирание этих лет из нашей памяти. В воспоминаниях взрослого человека первые события, произошедшие с ним, приходятся на 2 - 3-летний возраст.

Свои стадии развития также имеет и временная перспектива будущего. Ф. Малье выделяет этапы развития перспективной части времени:

3 года - ребенок интересуется тем, что будет делать завтра;

3,5 года - зона временной перспективы достигает недели;

4 года - временной горизонт охватывает несколько месяцев, сезонов (зима, лето);

5 лет - зона антиципации достигает года (праздники, дни рождения);

8 - 9 лет - временная перспектива охватывает несколько десятков лет (кем я буду, когда вырасту) (цит. по: [9: 59]). По мнению Л.А. Регуш, эти данные интересны тем, что дают представления об одновременном формировании представлений прошлого и будущего в образе мира ребенка. Это говорит о неразрывной временной целостности восприятия объективной реальности личностью.

В научной литературе описаны случаи губительного влияния на сознание личности нарушения любого из временных горизонтов. В работе Л.А. Регуш приводятся примеры, когда при потере памяти (следовательно, прошлого) человек превращался в животное. При исключении из сознания будущего (мечты, надежд, перспектив) человека сопровождают депрессия, тревога.

Значимость каждого временного горизонта определяет адекватное отношение личности к собственному жизненному пути. Деформация какой-либо составляющей временного поля приводит к эмоциональным нарушениям.

Еще одним понятием, описывающим время как психологическую реальность, является «временной синтез». Впервые оно появляется в работах Н.А. Бернштейна, а впоследствии - и в работах Ю.А. Стрелкова. В его статье «Образ мира профессионала» [11] временной синтез трактуется как временная целостность прошлого, настоящего и будущего. Временная связность образа мира позволяет рассматривать предметы, явления и события в соответствии с

их отнесенностью к прошлому, настоящему и будущему, причем эта связность может быть диадной (настоящее - прошлое, настоящее - будущее, прошлое - будущее) или триадной (прошлое - настоящее - будущее). Одно событие определяет поведение в настоящем, оценку прошлого и перспективу будущего. Например: рождение ребенка в семье так или иначе меняет поведение в настоящем, повышает значимость создания семьи в прошлом, обогащает содержание перспективы в будущем. Событие в данном случае выступает единицей анализа психологического времени. Именно в событии заложена связь прошлого, настоящего и будущего каждого человека.

Таким образом, время пронизывает всю жизнедеятельность человека. Субъективная значимость событий, а также прошлого, настоящего и будущего определяет, что делает человек, как он это делает и зачем делает.

Литература

1. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. 349 с.

2. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. Киев: Наук. думка, 1984. 208 с.

3. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. СПб.: Изд-во РГПУ; Союз, 2002. 334 с.

4. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. М.: Смысл, 2003. 284 с.

5. Кроник, А.А. «Картина жизни»: возможности прогноза / А.А. Кроник // Жизненный путь личности. Киев: Наук. думка, 1987. С. 247 - 258.

6. Кроник, А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования / А.А. Кроник // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 149 - 152.

7. Кроник, А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха // Психол. журнал. 1983. № 5. С. 57 - 65.

8. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

9. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

10. Сайко, Э.В. Событийная жизнь человека в его со-бытии / Э.В. Сайко // Мир психологии. 2000. №4. С. 3 - 8.

11. Стрелков, Ю.К. Образ мира профессионала / Ю.К. Стрелков // Практикум по инженерной психологии и эргономике. М., 2003. С.254 - 268.

О.Г. ТРИНИТАТСКАЯ (Ростов-на-Дону)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются главные аспекты работы школы и учителя по перестройке образовательного процесса на основе компетентностного подхода, ключевые компетенции, которые могут стать основой организации личностно ориентированного образовательного процесса в современной школе.

В Концепции модернизации образования РФ впервые на уровне государственного документа было предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как «система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Именно они обеспечивают успешную адаптацию выпускника школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.

Исследователи В.А. Кальней, В. Ландше-ер, Дж. Равен, А.П. Тряпицына, С.Е. Шишов, М.А. Чошанов, А.В. Хуторской и др. особое внимание обращали на то, что без ключевых компетенций невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим возникает потребность в перестройке образовательного процесса школы на основании компетентностного подхода.

Раскрывая понятие «компетенция», С.Е. Шишов ориентируется на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г., и определяет его как общую способность

© Тринитатская О.Г., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.