Научная статья на тему 'Компетентностный подход как условие успешной модернизации российского образования'

Компетентностный подход как условие успешной модернизации российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тринитатская Ольга Гавриловна

Рассматриваются главные аспекты работы школы и учителя по перестройке образовательного процесса на основе компетентностного подхода, ключевые компетенции, которые могут стать основой организации личностно-ориентированного образовательного процесса в современной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностный подход как условие успешной модернизации российского образования»

их отнесенностью к прошлому, настоящему и будущему, причем эта связность может быть диадной (настоящее - прошлое, настоящее - будущее, прошлое - будущее) или триадной (прошлое - настоящее - будущее). Одно событие определяет поведение в настоящем, оценку прошлого и перспективу будущего. Например: рождение ребенка в семье так или иначе меняет поведение в настоящем, повышает значимость создания семьи в прошлом, обогащает содержание перспективы в будущем. Событие в данном случае выступает единицей анализа психологического времени. Именно в событии заложена связь прошлого, настоящего и будущего каждого человека.

Таким образом, время пронизывает всю жизнедеятельность человека. Субъективная значимость событий, а также прошлого, настоящего и будущего определяет, что делает человек, как он это делает и зачем делает.

Литература

1. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности /

Н.А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. 349 с.

2. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. Киев: Наук. думка, 1984. 208 с.

3. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. СПб.: Изд-во РГПУ; Союз, 2002. 334 с.

4. Кроник, А.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. М.: Смысл, 2003. 284 с.

5. Кроник, А.А. «Картина жизни»: возможности прогноза / А.А. Кроник // Жизненный путь личности. Киев: Наук. думка, 1987. С. 247 - 258.

6. Кроник, А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования / А.А. Кроник // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 149 - 152.

7. Кроник, А.А. Психологический возраст личности / А.А. Кроник, Е.И. Головаха // Психол. журнал. 1983. № 5. С. 57 - 65.

8. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

9. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего / Л.А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

10. Сайко, Э.В. Событийная жизнь человека в его со-бытии / Э.В. Сайко // Мир психологии. 2000. №4. С. 3 - 8.

11. Стрелков, Ю.К. Образ мира профессионала / Ю.К. Стрелков // Практикум по инженерной психологии и эргономике. М., 2003. С.254 - 268.

О.Г. ТРИНИТАТСКАЯ (Ростов-на-Дону)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются главные аспекты работы школы и учителя по перестройке образовательного процесса на основе компетентностного подхода, ключевые компетенции, которые могут стать основой организации личностно ориентированного образовательного процесса в современной школе.

В Концепции модернизации образования РФ впервые на уровне государственного документа было предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции, которые определены как «система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Именно они обеспечивают успешную адаптацию выпускника школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся современном мире.

Исследователи В.А. Кальней, В. Ландше-ер, Дж. Равен, А.П. Тряпицына, С.Е. Шишов, М.А. Чошанов, А.В. Хуторской и др. особое внимание обращали на то, что без ключевых компетенций невозможна деятельность современного человека в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах. В связи с этим возникает потребность в перестройке образовательного процесса школы на основании компетентностного подхода.

Раскрывая понятие «компетенция», С.Е. Шишов ориентируется на материалы симпозиума «Ключевые компетенции для Европы», состоявшегося в Берне в 1996 г., и определяет его как общую способность

© Тринитатская О.Г., 2008

специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий [11]. А.В. Хуторской включает в понятие «компетенция» совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности в определенном круге предметов и процессов [10].

Исходя из этого, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить знание и действие, подходящие для решения проблемы.

В качестве сущностных признаков компетенции исследователями выделяются постоянная изменчивость, связанная с изменениями требований к успешности взрослого человека в постоянно меняющемся обществе; ориентация на будущее, что проявляется в построении своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности; умение осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации [4].

Компетенция - результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В качестве внутренних ресурсов могут выступать знания, предметные умения, навыки, надпредметные умения, способы деятельности, психологические особенности, ценности и т.д.

Если исходить из того, что компетенции формируются в деятельности, то было бы важно определить те сферы деятельности, которые должны быть освоены обучающимися. При этом следует выделить те проблемы в каждой из сфер деятельности, к решению которых необходимо подготовить учащихся. В связи с этим возникает идея определения ключевых компетенций, освоение которых и обеспечит подготовку учащихся к самостоятельному решению широкого круга социально и лич-ностно значимых проблем.

Понятие «ключевые компетенции» было введено в начале 1990-х гг. Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам в системе последипломного образования, а уже с середины 1990-х гг. это понятие начинает определять требования к подготовке

специалистов в профессиональной школе.

Для отечественной педагогики термин «ключевые компетенции» является новым -он появился в ее активе на рубеже 1990 -2000-х гг. Так, в Стратегии модернизации содержания общего образования (2001 г.) указывается, что в основу обновленного содержания образования должны быть положены именно «ключевые компетентности» [3].

Ключевые компетенции определяют готовность человека к той или иной форме непрофессиональной деятельности, в связи с чем выделяют коммуникативную компетенцию, компетенцию по работе в сотрудничестве, компетенцию по решению проблем, информационную, презентационную и др. Они, в свою очередь, в тех или иных комбинациях образуют ключевые жизненные компетентности личности. Под ключевой жизненной компетентностью понимается сформированная способность человека адекватно реализовать себя в той или ключевой жизненной роли: гражданина (гражданская компетентность), члена общества (социальная компетентность), потребителя (потребительская компетентность) и т. д.

Анализ зарубежного и отечественного опыта позволяет выделить ключевые компетенции, которые могли бы стать основой организации личностно ориентированного образовательно-воспитательного процесса в современной школе [8].

Информационная компетенция предполагает готовность выпускника школы искать, интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиций решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности.

Компетенция по решению проблем (проблемная компетенция) - это умения ставить и решать определенные типы рациональных задач: определять цели, оценивать ситуацию, переводить общую цель в конкретные задачи, планировать последовательность решения, временные затраты, выбирать адекватные задачам методы и формы презентации результатов, оценивать успешность, быть готовым к постановке задачи на саморазвитие.

Коммуникативная компетенция предполагает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации:

получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозньм, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Технологическая компетенция предполагает готовность человека понять, присвоить и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.

Компетенция по работе в сотрудничестве (кооперативная компетенция) предполагает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, снижающие эффективность работы команды.

Самообразовательная компетенция предполагает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.

В экспериментальной работе (на базе школы № 12 г. Таганрога) по формированию ключевых компетенций учащихся особое внимание было уделено компетенции в области краеведения и жизненного проектирования (национально -региональный компонент). Другие ключевые компетенции, обозначенные концепцией МОУ «СОШ № 12», органично связаны с личностной, в перспективе - профессиональной самореализацией школьников как патриотов и граждан, несущих персональную ответственность за свое будущее [9]. Выделены следующие ключевые компетенции учащихся: здоровьесбережения (экология, валеология, физическая культура, саморегуляция); коммуникативная (мастерство общения, восприятие и понимание других людей, нравственная культура, такт); языковая (владение языком изучаемых дис-

циплин, использование его в активном словаре, грамотность и корректность устной и письменной речи); информационная (восприятие и переработка информации, ее адекватное отражение, культура чтения, медиакультура, владение информационными технологиями); краеведческая (знание и понимание проблем родного края, его природы, культуры, экономики, принятие личной ответственности за решение проблем региона и соучастие в решении проблем); экономическая (культура потребления, рациональное представление о проблемах жизнеобеспечения и становление готовности к их решению); правовая (знание и принятие правовых норм, их соблюдение, конструктивное правовое поведение); жизненного проектирования (построение реально выполнимых жизненных планов, определение адекватных путей их реализации, принятие личной ответственности за события своей жизни).

Понятие компетенции не исключает традиционные «ЗУНы», хотя и не является их простой суммой. Понятие компетенции включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает также результаты обучения (способность решать задачи определенного типа), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности и умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Если под компетенцией понимают некоторую образовательную подготовку ученика, то под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (характеристика).

Компетентность школьника объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования. Понимаемая таким образом компетентность - это освоенное содержание образования для решения практических и познавательных, ценностно-ориентированных, а также коммуникативных (в общем случае - жизненных) задач [6]. Ключевые компетентности характеризуются следующими свойствами: многофункциональны - позволяют решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни; требуют абстрактного мышления, рефлексии,

определения собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.; многомерны - включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.

Ключевые компетентности позволяют воспроизвести мир в себе, познать социальные условия своего бытия. Они начинают формироваться в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, продолжают развиваться не только в основной и старшей школе, но и в профессиональном учебном заведении.

В федеральном государственном образовательном стандарте ключевые компетенции положены в основу обобщенных и предметных требований к подготовке учащихся начальной, основной и старшей школы [12]. В качестве основных групп компетенций, необходимых для успешной учебной деятельности и для самореализации в дальнейшем, выделены компетенции познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

В связи с введением профильного обучения возникла потребность в определении профильной компетентности, которая понимается как готовность самостоятельно приобретать и использовать те знания из профильной образовательной области, которые необходимы для профессионального самоопределения и самореализации личности [5]. Ее основные компоненты - фундаментальная компетентность по профильным предметам (профильный уровень содержания образования); познавательная, информационная и метазнаниевая (знания о знании и способах познания) компетентности.

Профильная компетентность способствует становлению собственной внутренней позиции личности как устойчивого отношения к себе, людям, миру. Ее формирование предусмотрено главным образом на старшей ступени обучения, дальнейшее ее развитие предполагается в профессиональном учебном заведении.

Важным представляется положение о том, что ключевые компетенции - это лич-

ные цели ученика, личные смыслы его образования.

Таким образом, в условиях гуманистической парадигмы образования ключевые компетенции личности можно рассматривать как целевую модель образования.

Литература

1. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированный подход как технология модернизации образования / Е.В. Бондаревская // Методист: науч.-метод. журн. 2003. № 2.

2. Днепров, Э.Д. Попытка пересмотра содержания образования удалась не полностью / Э.Д. Днепров // Учит. газ. 2002. № 45.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. 2-е изд. М., 2003.

4. Переломова, Н.А. Ключевые компетенции в образовании: современный подход [Электронный ресурс] / Н.А. Переломова. Режим доступа: http: // www.mainskills.ru.

5. Рягин, С.Н. Управление введением профильного обучения в образовательное пространство школы: учеб.-метод. пособие / С.Н. Рягин. Омск, 2004.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования // Упр. школой. 2001. №30. С.2 - 16.

7. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер. М., 1973.

8. Тринитатская, О.Г. Управление школой: преемственность инноваций в условиях модернизации образования / О.Г. Тринитатская. Ростов н/Д., 2007.

9. Тринитатская, О.Г. Управление педагогическими инновациями в процессе реализации национально-регионального компонента образования: кол. монография / О.Г. Тринитатская, О.И. Ефремова, Т.В. Белоусова. Ростов н/Д., 2007.

10. Хуторской, А.В. Современная дидактика/ А.В. Хуторской. СПб., 2001.

11. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Каль-ней. М., 2000.

12. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. М., 2004.

13. Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования / рук. А.А. Кузнецов, А.А. Пинский. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.