Научная статья на тему 'Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования'

Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4593
497
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ БУДУЩЕЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ / ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / TIME PERSPECTIVE / TRANSCENDENTAL-FUTURE / CONCEPTION OF DEATH / ADOLESCENCE AND EARLY ADULTHOOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Махиева Лейла Хасановна

Статья посвящена описанию и анализу различных подходов к определению временной перспективы, ее основных характеристик и видов. Особое внимание уделено рассмотрению малоизученному в настоящее время феномену временной перспективы трансцендентного будущего. Проведен анализ существующих концепций и подходов к проблемам, связанным с вопросами о временной перспективе и представлениями человека о смерти. Обозначена необходимость и перспективность изучения временной перспективы трансцендентного будущего в подростковом возрасте при коррекционной и развивающей работе практикующего психолога. Сделаны выводы о важной роли представлений о временной перспективе трансцендентного будущего в решении мировоззренческих проблем личности, в процессах самопознания, формирования ценностных ориентаций и построения жизненного пути личности. Сделанные выводы могут быть использованы как в работе психолога с подростками в различных образовательных учреждениях, так и в разработке курсов по психологии развития, духовно-нравственного воспитания, социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSCENDENTAL-FUTURE TIME PERSPECTIVE: PAST AND FUTURE RESERCH

The article describes and analyzes the various approaches to the definition of time perspective, its main characteristics and types. Particular attention is paid to the little-studied phenomenon in the present time perspective of the transcendental future. The analysis of existing concepts and approaches to issues related to questions about the time perspective and the conceptions of man's death. Highlighted the need for and prospects of studying the time perspective of the transcendental future as a teenager in the correctional and developmental work of the practicing psychologist. Conclusions about the importance of ideas about the transcendental future time perspective in dealing with philosophical problems of personality, in the process of self-knowledge, the formation of value orientations and life course of constructing identity. The findings can be used in the work of psychologist with adolescents in various educational institutions and to develop courses on developmental psychology, spiritual and moral education, and social psychology.

Текст научной работы на тему «Временная перспектива трансцендентного будущего: история и перспективы исследования»

УДК 159.99

ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО БУДУЩЕГО: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Махиева Л.Х.

Статья посвящена описанию и анализу различных подходов к определению временной перспективы, ее основных характеристик и видов. Особое внимание уделено рассмотрению малоизученному в настоящее время феномену временной перспективы трансцендентного будущего. Проведен анализ существующих концепций и подходов к проблемам, связанным с вопросами о временной перспективе и представлениями человека о смерти. Обозначена необходимость и перспективность изучения временной перспективы трансцендентного будущего в подростковом возрасте при коррекционной и развивающей работе практикующего психолога. Сделаны выводы о важной роли представлений о временной перспективе трансцендентного будущего в решении мировоззренческих проблем личности, в процессах самопознания, формирования ценностных ориентаций и построения жизненного пути личности. Сделанные выводы могут быть использованы как в работе психолога с подростками в различных образовательных учреждениях, так и в разработке курсов по психологии развития, духовно-нравственного воспитания, социальной психологии.

Ключевые слова: временная перспектива; трансцендентное будущее; представления о смерти; подростковый и юношеский возраст.

THE TRANSCENDENTAL-FUTURE TIME PERSPECTIVE: PAST AND FUTURE RESERCH Makhieva L.Kh.

The article describes and analyzes the various approaches to the definition of time perspective, its main characteristics and types. Particular attention is paid to the little-studied phenomenon in the present time perspective of the transcendental future. The analysis of existing concepts and approaches to issues related to questions about the time perspective and the conceptions of man's death. Highlighted the need for and prospects of studying the time perspective of the transcendental future as a teenager in the correctional and developmental work of the practicing psychologist. Conclusions about the importance of ideas about the transcendental future time perspective in dealing with philosophical problems of personality, in the process of self-knowledge, the formation of value orientations and life course of constructing identity. The findings can be used in the work of psychologist with adolescents in various educational institutions and to develop courses on developmental psychology, spiritual and moral education, and social psychology.

Keywords: time perspective; transcendental-future; conception of death; adolescence and early adulthood.

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Рассмотрением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К. Левин, Ф.Зимбардо, Дж.Нюттен, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Т.Н.Березина, П.И.Яничев и многие другие.

Разработкой категории временной перспективы в рамках изучения психологического времени занимались многие отечественные и зарубежные

ученые. Так, К. Левин подчеркивал тот факт, что «психологическое поле», существующее в данный момент, включает представление о своем будущем и прошлом. «Временная перспектива» - это и есть включение будущего и прошлого, реального и идеального плана жизни в план данного момента. По мнению К.Левина, именно категория «временной перспективы» включает в себя рассмотрение личности во временном контексте [8, с. 62]. Во времени он выделяет зоны настоящего, ближайшего, отдаленного прошлого и будущего. Причем в различных условиях может доминировать ориентация на прошлое, настоящее или будущее.

Несколько иное представление о временной перспективе прослеживается в учении Дж.Нюттена. Он разграничивает временную перспективу, временную ориентацию и временной аттитюд. Им выдвигается два основных положения в теории о временной перспективе. Первое - временная перспектива образована объектами или событиями, существующими на репрезентационном (когнитивном) уровне поведенческого функционирования. Второе - объекты когнитивной репрезентации не привязаны к настоящему моменту, в котором осуществляется этот акт репрезентации. Сам объект является важным элементом акта репрезентации: размышление, планирование, припоминание невозможны без объектов, составляющих целевое содержание этих когнитивных актов [12, с. 354].

О первостепенном значении будущего в конструкте временной перспективы пишет П. Фресс. Он отмечает, что временные перспективы возникают только тогда, когда человек способен создавать будущее, новое по сравнению со своей историей; перспектива развивается в той мере, в какой человек представляет это будущее осуществимым [7, с. 66].

Л.С.Выготский писал о том, что анализ действия личности и самой личности должен происходить не только в связи с прошлым, но и будущим. Ученый настаивал на том, что нельзя до конца понять человеческую личность, если рассматривать ее вне жизненного плана, превращающего «историю жизни

человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс» [3, с. 62].

В концепции личностной организации времени, развиваемой школой К.А. Абульхановой-Славской, для анализа способов организации жизни предложена совокупность трех понятий, трех пространственно-временных ценностносмысловых образований: «жизненная позиция», «жизненная линия»,

«жизненная перспектива». Жизненная позиция есть результирующая достижений личности, она как бы аккумулирует ее прошлый опыт и одновременно является потенциалом будущего. Траектория жизненного движения личности определяется как «жизненная линия», которая, соответственно, имеет восходящий или нисходящий, прерывистый или непрерывный характер. Ею была предложена оригинальная классификацию временных перспектив: психологическая, личностная и жизненная [1, с. 57].

Интересную мысль высказывает в своей работе Т.Н.Березина. Она пишет о том, что во внутренней психической реальности одновременно существует несколько различных вариантов будущего, одни из них закономерно осуществятся, а другие останутся в виртуальной форме. Но присутствие в психике всех вариантов, равно как прожитых, так и непрожитых лет, предопределяет наше настоящее - решения и поступки. Когда мы поступаем не так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем [2, с. 62].

На значение временного плана в строении личности указывал так же и

С.Л.Рубинштейн, который отмечал, что каждый человек имеет как бы историю своего «жизненного пути» [7, с. 62].

В своей концепции М.Р.Гинзбург пользуется понятием «жизненное поле личности» и определяет его как совокупность индивидуальных ценностей и смыслов и пространства реального действования - актуального и потенциального - охватывающих прошлое, настоящее и будущее. В жизненном поле личности симультанно представлены значимые личностные смыслы и

пространство реального действования прошлого, настоящего и будущего -психологическое прошлое, психологическое настоящее и психологическое будущее. С психологической точки зрения прошлое существует как опыт, будущее - как проект, а настоящее - как действенность [4, с. 25].

Одной из наиболее интересных работ в данном направлении является причинно-целевая концепция, разработанная Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Ключевое положение этой концепции можно определить следующим образом: психологическое время формируется на основании переживания личностью детерминационных связей между основными событиями ее жизни. Специфика детерминации человеческой жизни заключается в том, что, наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым), имеет место и детерминация будущим, то есть целями и предполагаемыми результатами деятельности. Такого рода причинные целевые связи являются, согласно предлагаемой концепции, единицами анализа психологического времени личности [5, с. 199].

По мнению В.И. Ковалева, специфическим психологическим механизмом, с помощью которого личность осуществляет субъективную регуляцию времени, выступает индивидуальная временная трансспектива (ИВТ). Это понятие означает сквозное видение из настоящего в прошлое и будущее, то есть способность обозрения индивидом течения времени собственной жизни в любом его направлении, возможность взаимосоотнесения прошлого, будущего и настоящего, связывания этих временных компонентов человеческой жизни в его сознании и подсознании. Временная трансспектива -это и субъективно данное в самосознании образование, и особый психологический механизм. Ключевыми понятиями, раскрывающими суть трансспективы являются «чувственно-мысленый обзор», а также «субъективноценностное обобщение и отношение» личности к жизни, возникающее в ходе жизнедеятельности [10, с. 222].

Отечественный психолог П.И. Яничев утверждал, что психологическое

будущее по отношению к психологическому настоящему или мотивирует и придает ему ценность, или обессмысливает и обесценивает его. «Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и на переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные -обесценивают его»; отношение к психологическому прошлому сопоставляется с самим прошлым, что воспринимается либо как преемственность и развитие прошлого, либо как его отвержение и отрицание. Человек может рассматривать свою жизнь как непрерывную линию развития, проецируя продолжение этого развития в будущее, либо может планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности [13, с. 51].

Изучению временной перспективы посвящено много работ Ф.Зимбардо и его коллег, которые дают следующее определение временной перспективе: «Временная перспектива - это основной аспект в построении психологического времени, которое возникает из когнитивных процессов разделяющих жизненный опыт человека на временные рамки прошлого, настоящего и будущего» [14, с.1272]. В 1997 году ими был опубликован «Опросник временной перспективы Зимбардо», а в 1999 году - «Опросник временной перспективы трансцендентного будущего». Трансцендентное будущее предполагает веру человека в жизнь после смерти. Опросник был создан для проверки влияния на временную перспективу убеждений о вознаграждении и наказании, ожидающих человека после смерти.

Вопросы, связанные с временной перспективой активно изучаются в настоящее время. Но проблема временной перспективы трансцендентного будущего в отечественной науке практически не рассматривается, как и впрочем, на западе до недавнего времени. Ф.Зимбардо и Дж.Бойд в своей работе указывают на игнорирование и преуменьшение значения трансцендентного будущего большинством психологов [9, с. 177].

Необходимость изучения данного феномена объясняется тем, что в мире многие люди верят в жизнь после смерти. И эта вера определенным образом влияет на то, как человек строит свою жизнь, какими ценностями руководствуется в жизни, как оценивает роль своего прошлого, настоящего и будущего. Каждый человек в определенный момент задумывается о таком явлении как смерть и о том, что ждет его после нее и ждет ли что-то. Но на разных этапах смерть видится с разных углов и эмоции, сопровождающие человека при этом, разнятся. Так, например, для человека, недавно потерявшего близкого человека, смерть будет выступать как нечто разрушительное, приносящее боль и, вероятно, в каком-то смысле лишающее смысла жизни. Для смертельно больных людей смерть иногда становится желанной вследствие болезненного протекания заболевания. Д.А.Леонтьев пишет о том, что утверждение, что смерть имеет смысл, означает, прежде всего, то, что осознание факта смерти имеет определенные последствия для жизни. Он отмечает, что отношение к смерти у наиболее просветленных и продвинутых людей было как раз весьма далеко от отчаяния, страха и трагизма, это было отношение принятия, примирения и нахождения позитивного смысла в собственной смерти [11].

Можно так же предположить, что вера человека в награду или наказание, которые ожидаются после смерти, может повлиять как на сам процесс переживания горя и утраты, так и на поведение и ценностные, моральные убеждения человека в настоящем. Герман Фейфел указывает в своей работе на то, что некоторые люди, испытывая сильный страх смерти, могут обращаться к религии, потому как она помогает им справиться с этими страхами.

Так как феномен трансцендентное будущее является относительно новым, могут возникнуть вопросы о том необходимо ли психологам заниматься такой проблематикой и не является ли эта область больше прерогативой теологии. И здесь мы хотим обратиться к словам Дж.Бойда и Ф.Зимбардо, которые, по нашему мнению, достаточно точно дают ответы на

эти вопросы, указывая на то, что в конечном счете, представления психологов о будущем не более реальны, чем представление о существовании после смерти. Образ будущего и образ жизни после смерти - это психологические конструкты, изобретения человеческого разума, продукт воображения [9, с. 176].

Возможно, стоит задуматься о том, что страх человека и общества перед смертью и в результате завуалированность этой темы приводит к неготовности принять факт конечности существования. Мы склоняемся к мнению, что одной из задач современных ученых является тщательная разработка вопросов, связанных с явлением смерти, с представлениями человека о трансцендентном будущем. Такая работа позволит выяснить, каким образом научное сообщество может помочь современному обществу справиться с проблемами, возникающими при мыслях о конечности бытия либо при непосредственном опыте переживания смерти. Как указывает М.Я.Дворецкая, проблема смысла жизни, связанная с ограниченностью жизни, то есть со смертью, является эмоционально нагруженной значимой проблемой, решение которой, как правило, сопровождается внутренним конфликтом, создающим повышенный уровень тревожности, естественно перерастающий в страх смерти. Именно понятие смерти, осознание конечности и единственности человеческого личного бытия, способствует прояснению нравственного смысла и ценности человеческой жизни. Сознание неповторимости каждого ее мгновения, неуничтожимости, а в ряде случаев и непоправимости совершенных поступков, способно прояснить меру ответственности человека за свои дела [6].

Работая с представлением о человеке и его личности, необходимо рассматривать конечный этап жизни - смерть, чтобы образ жизненного пути имел завершение, открывающее бесконечные перспективы для развития личности мужчины, и женщины.

Так же необходимым считаем определить возраст, с которого данная работа должна проводиться, так как нами было замечено, что основная часть

литературы по данной теме освещает старческий возраст, хотя вопросы, связанные со смыслом жизни, а, следовательно, и осознание того, что жизнь конечна, возникают в более раннем возрасте. На наш взгляд наиболее подходящим в этом плане является подростковый возраст. Это объясняется тем, что подростковый возраст является периодом интенсивного формирования представлений о будущем, возникновением вопросов связанных со смыслом жизни, постановки целей и становлением мировоззрения. Задачи, стоящие перед подростковым возрастом многообразны. Это выбор профессии, подготовка к трудовой и общественной деятельности, подготовка к браку и созданию собственной семьи. Среди множества вопросов проблема временной перспективы является одной из центральных в психологии подросткового и юношеского возраста. Она связана с новообразованиями этого возраста -жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, определяющими его дальнейший путь развития и существования. Для этого возраста характерен также повышенный интерес к вопросу о смысле жизни. Это период интенсивного смысложизненного самоопределения и формирования мировоззрения, поэтому помощь подростку в позитивном осмыслении и отношении к смерти, в первую очередь, открывает нравственный смысл жизни, воспитывает в нем ответственность, чувство долга не только за себя и свое прошлое, и настоящее, но и за будущие поколения.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. М., 1982. Т. 3. 368 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. №3. С.25-30.

5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии./ Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 199-215.

6. Дворецкая М.Я. Интегративная антропология: Учебное пособие. СПб.: Ин-т Практической психологии, 2003.

7. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. Курган, 2003. 124 с.

8. Зейгарник Б.Ф. Теория поля Курта Левина. М., 1981. 104 с.

9. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь, 2010. 352 с.

10. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект)// Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 216-230.

11. Леонтьев Д.А. Смысл смерти: на стороне жизни // Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества. URL: http://www.institut.smysl.ru/article/dead.php (дата обращения: 6.09.11).

12. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

13. Яничев П.И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1999. 114 с.

14. Philip G. Zimbardo, John N. Boyd. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric. Journal of Personality and Social Psychology 1999, Vol. 77, No. 6. Р. 1271-1288.

References

1. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Life strategy]. M.: Mysl', 1991. 299 p.

2. Berezina T.N. Mnogomernaya psikhika. Vnutrenniy mir lichnosti. [The multidimensional psyche. The inner world of the individual]. M.: PER SE, 2001. 319 p.

3. Vygotskiy L. S. Sobr. soch. v 6 t. [Collected Works in 6 volumes]. M., 1982. Vol. 3. 368 p.

4. Ginzburg M.R. Mirpsikhologii ipsikhologiya v mire, no. 3 (1995): 25-30.

5. Golovakha E.I., Kronik A.A. Kategorii materialisticheskoy dialektiki v psikhologii. Pod red. L. I. Antsiferovoy. M.: Nauka, 1988. pp. 199-215.

6. Dvoretskaya M.Ya. Integrativnaya antropologiya: Uchebnoe posobie. [Integrative Anthropology: A Tutorial]. SPb.: In-t Prakticheskoy psikhologii, 2003.

7. Dukhnovskiy S.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie podrostkov v kriticheskikh situatsiyakh: Uchebnoe posobie. [Psychological support for teens in crisis situations: A Tutorial]. Kurgan, 2003. 124 p.

8. Zeygarnik B.F. Teoriya polya Kurta Levina [Field theory of Kurt Lewin]. M., 1981. 104 p.

9. Zimbardo F., Boyd Dzh. Paradoks vremeni. Novayapsikhologiya vremeni, kotoraya uluchshit vashu zhizn' [The paradox of time. The new psychology of time that will improve your life]. SPb.: Rech', 2010. 352 p.

10. Kovalev V.I. Kategorii materialisticheskoy dialektiki v psikhologii. Pod red. L. I. Antsiferovoy. M.: Nauka, 1988. pp. 216-230.

11. Leont'ev D.A. Smysl smerti: na storone zhizni // Institut ekzistentsial'noy psikhologii i zhiznetvorchestva. http://www.institut.smysl.ru/article/dead.php (accessed 6.09.11).

12. Nyutten Zh. Motivatsiya, deystvie i perspektiva budushchego / Pod red.

D.A.Leont'eva [Motivation, action, and the prospect of future]. M.: Smysl, 2004. 608 s.

13. Yanichev P.I. Nash problemnyy podrostok: Uchebnoe posobie. SPb., 1999.

114 p.

14. Philip G. Zimbardo, John N. Boyd. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric. Journal of Personality and Social Psychology 77, no. 6 (1999): 1271-1288.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Махиева Лейла Хасановна, аспирант кафедры психология развития и образования

Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена Набережная реки Мойки, 48, г. Санкт-Петербург, Россия e-mail: augur88@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Makhieva Leila, postgraduate student at department of developmental psychology and education

Herzen State Pedagogical University of Russia 48, Moika, Saint-Petersburg, Russia e-mail: augur88@yandex.ru

Рецензент:

Веселова Е.К., доктор психологических наук, профессор кафедры методов психологического познания психолого-педагогического факультета Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.