Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕВУШЕК, УВЛЕКАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕВУШЕК, УВЛЕКАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиатизация / кризис идентичности / молодежь / современная корейская культура / ценностные ориентации / чувствительность к справедливости / mediatization / identity crisis / youth / modern Korean culture / value orientations / sensitivity to justice

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Логинова Мария Павловна

В результате медиатизации различные культуры получили доступ к эффективной трансляции своих ценностей, тем самым формируя «транснациональную идентичность». Одной из таких культур является культура Южной Кореи. В России современная корейская культура обретает большую популярность среди молодежи, в частности, среди девушек, оказывая влияние на их ценности. В связи с этим возникла необходимость проведения социально-психологического исследования, направленного на изучение ценностных ориентаций девушек, которые увлекаются современной корейской культурой и не увлекаются данной культурой. Для исследования были выбраны следующие методики: опросник терминальных ценностей (автор – И.Г. Сенин) и опросник «Чувствительность к справедливости» (адаптация – А.А. Адамян, С.К. Нартова-Бочавер, М. Шмитт). Выборку составили 92 девушки из различных городов России, 46 девушек увлекаются современной корейской культурой, а 46 – не увлекаются. Увлечение современной корейской культурой имеет большое значение для девушек, которые предпочитают эту культуру. Также было выявлено, что для девушек, которые увлекаются современной корейской культурой, в большей степени свойственна позиция нарушителя, в отличие от девушек, не увлекающиеся этой культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF GIRLS WHO ARE INTERESTED IN MODERN KOREAN CULTURE

As a result of mediatization, different cultures have gained access to the effective translation of their values, thereby forming a “transnational identity”. One of these cultures is the culture of South Korea. In Russia, modern Korean culture is gaining great popularity among young people, in particular, among girls, influencing their values. In this regard, it became necessary to conduct a socio-psychological study aimed at studying the value orientations of girls who are interested in modern Korean culture and are not interested in this culture. The following methods were chosen for the study: the questionnaire of terminal values (author – I.G. Senin) and the questionnaire “Sensitivity to justice” (adaptation – A.A. Adamyan, S.K. Nartova-Bochaver, M. Schmitt). The sample consisted of 92 girls from different cities of Russia, 46 girls are interested in modern Korean culture, and 46 are not. The fascination with modern Korean culture is of great importance for girls who prefer this culture. It was also revealed that for girls who are interested in modern Korean culture, the position of the violator is more typical, unlike girls who are not interested in this culture.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕВУШЕК, УВЛЕКАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ КОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

Введение

В современном мире наблюдается такой процесс как глобализация. Данный феномен заключается в диалоге культур, во взаимопроникаемости и взаимовлияние различных культур и установок. В итоге, стиль жизни одной культуры становится популярен в другой, происходит трансформация ценностей и культурных норм, а также наблюдается кризис идентичности.

Л.Б. Шнейдер утверждает, что идентичность – это особенная психическая реальность, включающаяся в себя различные уровни сознания, а также индивидуальные, коллективные, онтогенетические и социогенетические основания [1, С. 6]. Идентичность предполагает состояние принадлежности к некоторому надиндивидуальному целому. Автор отмечает следующие функции идентичности: адаптивная – оберегает целостность и индивидуальность опыта человечества; организующая – формирование жизненного пространства «Я».

Кризис идентичности, означает, что индивид находится в состоянии внутриличностного конфликта между сложившимися устойчивыми структурами его идентичности и способом вписывания ее в окружающую его социальную реальность [2, С. 86].

Согласно мнению З. Баумана, в современном мире процесс идентичности превратился в развлекательное шоу, из которого индивид стремится извлечь выгоду для себя. Автор отмечает, что процесс идентичности сейчас можно назвать как «идентеймент» [3, С. 57].

Жиль Липовецки отмечает, что сегодня индивид стремится к «настоятельному утверждению своей идентичности», в условиях, когда установление «постоянной» идентичности практически невозможно» [4, С. 56].

Н.С. Рыбаков, используя терминологию З. Баумана, описывает идентичность современного человека, как «текучую». Н.С. Рыбаков отмечает, что в современном мире обретение идентичности представляет собой подвижное равновесие между устойчивостью и изменчивостью [5, С. 11]. В современных условиях индивид встал перед выбором, какую из возможных идентичностей выгоднее обрести или использовать.

Большую роль в данном кризисе идентичности сыграла медиатизация. Н.А. Родосский отмечает, что в результате цифровой революции процесс идентичности стал восприниматься как постоянный процесс, а не конечный [6, С. 157-159]. Это связано с тем, что происходит постоянное обновление информации в медиа, передача информации из одного уголка планеты в другой занимает небольшое количество времени, мода меняется гораздо быстрее, а также это связано с тем, что индивид находится в постоянном «виртуальном» взаимодействии с другими людьми.

Е.А. Островская, описывая институциональный подход Стига Хьяварда к медиатизации отмечает, что медиатизация – это исторический процесс, включения медиа в деятельность различных социальных институтов, в результате чего медиа сами становятся социальным институтом [7, С. 606]. Медиа имеют «аффордансы» – набор потенциальных применений медиа, которые способствуют структурированию контента, транслируемого через эти медиа [7, С. 602].

Различные культуры смогли воспользоваться аффордансами медиа и эффективно транслировать свои ценности, привлекая внимание к своему стилю жизни. Результатом такого влияния может быть формирование «транснациональной идентичности». Данный тип идентичности предполагает самоидентификацию индивида с представителями нескольких народов, этносов или наций, разные «грани» его идентичности могут быть отнесены к нормам и ценностям различных групп [8, С. 116].

Современная корейская культура смогла качественно и эффективно использовать аффордансы медиа и продемонстрировать миру свои ценности и нормы. В результате, большое количество людей по всему миру заинтересовались культурой Южной Кореи. В России открываются рестораны корейской кухни, появляются курсы по изучению корейского языка, проводятся различные cover dance фестивали, сериалы Южной Кореи (k-drama) транслируются по российскому телевиденью, корейская косметика востребована на российском beauty рынке, большое количество манхв переводятся на русский язык и издаются и т.д. Особенно под большим влиянием современной корейской культуры оказалась молодежь. Молодежь владеет необходимыми компетенциями для эффективной работы с медиа, а также стремится к познанию нового, она стремится познать окружающий мир.

Е.Л. Омельченко предлагает следующие подходы к пониманию молодежи: молодежь – источник социальных и культурных конфликтов в социуме, угроза существующему и будущему порядку, источник криминализации общества и т.п.; социокультурное и психологическое неприятие молодежи, отторжение ее ценностей и норм, представление о молодежи, как об угрозе традиционным ценностям; с молодежью связывают надежды на лучшее будущее; молодежь как символ (объединение всех вышеперечисленных факторов) [9, С. 103]. Таким образом, автор связывает определение молодежи не только с определенной возрастной социальной группой, но и с идентификацией ее как окружающего мира.

Так как культура влияет на индивида, то можно предположить, что молодежь, которая увлекается современной корейской культурой имеет различия в ценностных ориентациях от молодежи, не увлекающейся этой культурой.

В данной работе под ценностями понимается: уверенность человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремится и достигать ее (терминальные ценности), а также убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности считается более предпочтительным (инструментальные ценности). Также справедливость определяются как ценность. Однако в данном исследовании будет рассмотрена чувствительность к справедливости. Данный феномен означает черту личности, в которую включены устойчивые индивидуальные различия «в готовности воспринимать случаи несправедливости и в силе когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций на несправедливость» [10, С. 105].

В феврале 2024 года было проведено социально-психологическое исследование молодежи, в частности девушек, в возрасте от 18 до 35 лет, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой. Респондентами были выбраны девушки, так как они в большей степени, чем юноши заинтересованы в современной корейской культуре (например: большинство cover dance групп состоят преимущественно из девушек).

Цель исследования – сравнить ценностные ориентации у девушек, увлекающихся и не увлекающихся современной корейской культурой.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основы эмпирического исследования особенностей ценностных ориентаций и чувствительности к справедливости у девушек, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

2. Установить, что именно привлекает девушек в современной корейской культуре.

3. Определить ценностные ориентации у девушек, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

4. Диагностировать чувствительность к справедливости у девушек, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

5. Сравнить ценностные ориентации и чувствительность к справедливости у девушек, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

Объект исследования – девушки в возрасте от 18 до 35 лет, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

Предмет исследования – ценностные ориентации у девушек, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

Гипотеза исследования – существуют различия в ценностных ориентациях у девушек, которые увлекаются и не увлекаются современной корейской культурой.

Эмпирические методы: анкетирование, тестирование.

Математико-статистические методы: t-критерий Стьюдента для независимых выборок.

Методики:

1) Опросник терминальных ценностей, ОТеЦ, автор – И.Г. Сенин.

2) Опросник «Чувствительность к справедливости», адаптация – А.А. Адамян, С.К. Нартова-Бочавер, М. Шмитт.

Результаты исследования

В исследовании приняло участие 92 девушки в возрасте от 18 до 35 лет (средний возраст девушек Д=21,9). Выборку составили 46 девушек, которые увлекаются современной корейской культурой и 46 девушек, не увлекающиеся современной корейской культурой.

Респонденты представлены различными городами России: Санкт-Петербург, Оренбург, Москва, Владивосток, Екатеринбург, Южно-Сахалинск, Уфа, Улан-Удэ, Красноярск, Пермь, Чита, Тула, Рязань, Ижевск, Кемь и т.д.

Опрос проводился с использованием Google формы. Сбор материалов проводился в следующих сообществах в социальной сети Вконтакте: K-POP cover dance Поиск (https://vk.com/itkpopcd), K-pop stock (https://vk.com/kpop_stock), Candy shop k-pop albums (https://vk.com/candy_shop_spb).

Среди девушек, которые увлекаются современной корейской культурой наибольшее предпочтение вызывает k-pop (38 респондентов) и k-drama (38 респондентов), корейская кухня (28 респондента), корейские комиксы (25 респондентов), k-beauty (26 респондентов), cover dance (18 респондентов), 6 респондентов отметили «другое».

Наибольшее число девушек, которые увлекаются современной корейской культурой познакомились с данной культурой через социальные сети (17 респондентов), 16 респондентов узнали о корейской культуре от своих друзей, 5 респондентов узнали о корейской культуре через ютуб, 3 респондентов узнали о корейской культуре от своих родственников, 2 респондента узнали о корейской культуре через телевиденье, 3 респондента отметили «другое».

Среди молодежи, увлекающейся современной корейской культурой 25 респондентов отметили, что увлекаются современной корейской культурой уже больше 6 лет, 12 респондентов увлекаются корейской культурой – от 4 до 5 лет, 7 респондентов увлекаются – от 2 до 3 лет, 2 респондента увлекаются современной корейской культурой в течении одного года. Таким образом, большинства респондентов, которые увлекаются современной корейской культурой знакомы с ней уже длительное время.

Также респондентам был задан вопрос: «Что именно Вас привлекает в современной корейской культуре?». Ответы респондентов можно разделить на следующие категории: эстетика современной корейской культуры (10 ответов), интерес к новой культуре (8 ответов), особенности внешности и поведения корейских артистов (6 ответов), музыкальные особенности современной корейской культуры (5 ответов), разнообразие контента (4 ответа), специфика корейского кинематографа (3 ответа), специфика хореографии и танцевальных решений (3 ответа), современная корейская культура является ресурсом для восстановления и отдыха (2 ответа), привлекают все продукты корейской культуры (2 ответа), привлекает корейская кухня (2 ответа), привлекают альбомы артистов и k-pop карты (1 ответ). Таким образом, современная корейская культура в первую очередь привлекает своей эстетичностью, внешней красотой, яркими цветами и «специфичностью» для русской культуры.

Математическая обработка результатов проведена при помощи программы IBM SPSS STATISTICS 26, метод сравнения – сравнительный анализ с применением t – критерия Стьюдента для независимых выборок.

Были обнаружены статистически значимые различия по следующим факторам. Для девушек, которые увлекаются современной корейской культурой в большей степени характерна позиция нарушителя (t=2,382; p<0,05), чем девушкам, которые не увлекаются современной корейской культурой. Данный результат означает, что девушки, увлекающиеся современной корейской культурой, испытывают чувство вины и стремятся наказать себя при наблюдении свершившейся несправедливости, они стремятся компенсировать жертве результаты несправедливости, им важно самим поступать справедливо, однако они способны извлечь выгоду из свершившейся несправедливости. Девушки, которые увлекаются современной культурой, стремятся избежать ситуаций, в которых они будут «испытывать угрызения совести» [11, С. 483] и стыд, чтобы сохранить положительное представление о себе. Возможно, современная корейская культура дает девушкам положительные эмоции, чувство красоты, а также демонстрирует, что мир справедлив, то есть современная корейская культура помогает девушкам, которые увлекаются данной культурой, сохранить положительное представление о себе и избежать негативных эмоций.

Также для девушек, которые увлекаются современной корейской культурой в большей степени характерно предпочтение жизненной сферы «Увлечение» (t=2,202; p<0,05), чем девушкам, не увлекающиеся этой культурой. Данный результат означает, что девушки, увлекающиеся современной корейской культурой готовы отдавать своему хобби все свободное время, они склонны считать, что без увлечения жизнь индивида неполноценна. В данном случае под хобби можно предположить увлечение современной корейской культурой, а значит для девушек, которые интересуются данной культурой, это увлечение играет большую роль в их жизни, влияя на их идентичность, это увлечение входит в их ценностную систему. Таким образом, увлечение современной корейской культурой занимает большую часть их свободного времени, через данное увлечение они самореализуются. Для девушек, которые увлекаются современной корейской культурой, не достаточно реализоваться в профессиональной или семейной сфере, если они не занимаются хобби или делом, которое приносит им удовольствие вне трудовой сферы.

Выводы

Процесс медиатизации оказал большое влияние на идентичность молодых людей, изменив сам принцип идентификации. В результате чего, молодые люди оказались в ситуации кризиса идентичности, им необходимо постоянно подстраиваться под новые ситуации новые вызовы. При этом, процесс медиатизации способствовал и развитию диалога культур, позволив различным странам и культурам через аффордансы медиа транслировать свои ценности. В результате, молодежь оказалась под влиянием различных ценностей и норм, которые не свойственны их родной культуре, что усугубляет кризис идентичности, а также приводит к формированию «транснациональной идентичности».

Южная Корея смогла крайне эффективно использовать аффордансы медиа, распространив свою культуру практически по всему миру. В России современная корейская культура также имеет популярность, особенно среди молодежи. Культура способна оказывать влияние на ценностные ориентации и нормы. В связи с этим возникла необходимость провести исследование, связанное с изучением ценностных ориентаций между молодежью, которая увлекается и не увлекается данной культурой. Так как девушки в большей степени, чем юноши увлекается современной корейской культурой, то выборку составили девушки в возрасте от 18 до 35 лет из различных городов России. Были получены статистически значимые различия между девушками, которые увлекаются и не увлекутся современной корейской культурой по шкалам «Позиция нарушителя», «Сфера увлечений». Девушкам, которые увлекаются современной корейской культурой в большей степени характерна позиция нарушителя, они стремятся избежать ситуации, в которой они испытывают чувство вины и стыда. Они стремятся к ситуациям, в которых могут испытать положительные эмоции. И, возможно, современная корейская культура дарит им эти положительные ощущения. Также можно отметить, что увлечение современной корейской культурой играет большое значение в жизни девушек, которые интересуются данной культурой, так как данное увлечение входит в систему их ценностных ориентаций.

Также стоит отметить, что в большей степени, девушек привлекает в современной корейской культуре эстетика и красота корейской культурой, а также чувство новизны, которые связано со знакомством с новой культурой, что подтверждает гипотезу о том, что девушки, которые увлекаются современной корейской культурой стремятся к положительным эмоциям.

Современная корейская культура становится все более популярна в России: все больше проводится фестивалей, связанные с корейской культурой, открывается большое число курсов корейского языка и т.д. Российская молодежь с большим интересом смотрит дорамы. Современная корейская культура влияет на социально-психологические сферы жизни индивида, а значит есть еще феномены, которые необходимо исследовать у молодежи, которая увлекается современной корейской культурой.

Список литературы

1. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 С. – ISBN 978-5-9770-0074-1. – Текст: непосредственный.

2. Жукова, О.И. Кризис идентичности как нормообразующее становление личности / О.И. Жукова, В.Д. Жуков. – Текст: непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 29. – С. 81-88.

3. Бауман, З. Моральная слепота: утрата чувствительности в эпоху текучей современности / З. Бауман, Л. ДонскиС. – СПб, Издательство Ивана Лимбаха, 2019. – 368 С. – ISBN 978-5-89059-355-9. – Текст: непосредственный.

4. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. – СПб: «Владимир Даль», 2001. – 335 С. – ISBN 5-93615-012-7. – Текст: непосредственный.

5. Рыбаков, Н.С. Текучая реальность – самость – идентичность / Н.С. Рыбаков. – Текст: непосредственный // Вестник Псковского государственного университета. – 2019. – №10. – С. 3-15.

6. Родосский, Н.А. Постправда или фейк: проблема истины в социальных медиа / Н.А. Родосский. – СПб, Владимир Даль, 2023. – 303 С. – ISBN 978-5-93615-347-1. – Текст: непосредственный.

7. Островская, Е.А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований / Е.А. Островская. – Текст: непосредственный // Медиалингвистика. – 2023. – №10 (4). – С. 598–620.

8. Петров, В.Н. Социальная идентичность в условиях транснациональной миграции: теоретические конструкции социологического исследования / В.Н. Петров, М.И. Заславская, Я.В. Ракачева. – Текст: непосредственный // Вестник АГУ. 2022. Вып. 1 (294). С.112-121.

9. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Омельченко. – М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. – 264 С. – ISBN 5-89-697-051-X. – Текст: непосредственный.

10. Адамян, А.А. Опросник «чувствительность к справедливости»: валидизация на русскоязычной выборке / А.А. Адамян, С.К. Нартова-Бочавер, М. Шмитт. – Текст: непосредственный // Психологический журнал. – 2018. – № 4. – С. 105-116.

11. Адамян, А.А. Чувствительность к справедливости и ее последствия для личности / А.А. Адамян. – Текст: непосредственный // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – №3. – С.479-493.

References

1. Shnejder, L.B. Lichnostnaja, gendernaja i professional'naja identichnost': teorija i metody diagnostiki / L.B. Shnejder. – M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2007. – 128 s. – ISBN 978-5-9770-0074-1. – Tekst: neposredstvennyj.

2. Zhukova, O.I. Krizis identichnosti kak normoobrazujushhee stanovlenie lichnosti / O.I. Zhukova, V.D. Zhukov. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. – 2014. – № 29. – S. 81-88.

3. Bauman, Z. Moral'naja slepota: utrata chuvstvitel'nosti v jepohu tekuchej sovremennosti / Z. Bauman, L. Donskis. – SPb, Izdatel'stvo Ivana Limbaha, 2019. – 368 s. – ISBN 978-5-89059-355-9. – Tekst: neposredstvennyj.

4. Lipovecki, Zh. Jera pustoty. Jesse o sovremennom individualizme / Zh. Lipovecki. – SPb: “Vladimir Dal'”, 2001. – 335 s. – ISBN 5-93615-012-7. – Tekst: neposredstvennyj.

5. Rybakov, N.S. Tekuchaja real'nost' – samost' – identichnost' / N.S. Rybakov. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2019. – №10. – S. 3-15.

6. Rodosskij, N.A. Postpravda ili fejk: problema istiny v social'nyh media / N.A. Rodosskij. – SPb, Vladimir Dal', 2023. – 303 s. – ISBN 978-5-93615-347-1. – Tekst: neposredstvennyj.

7. Ostrovskaja, E.A. Institucional'nyj podhod sociologicheskogo izuchenija mediatizacii: konceptual'nye sostavljajushhie i primery issledovanij / E.A. Ostrovskaja. – Tekst: neposredstvennyj // Medialingvistika. – 2023. – №10 (4). – S. 598–620.

8. Petrov, V.N. Social'naja identichnost' v uslovijah transnacional'noj migracii: teoreticheskie konstrukcii sociologicheskogo issledovanija / V.N. Petrov, M.I. Zaslavskaja, Ja.V. Rakacheva. – Tekst: neposredstvennyj // Vestnik AGU. 2022. Vyp. 1 (294). S.112-121.

9. Omel'chenko, E.L. Molodezhnye kul'tury i subkul'tury / E. Omel'chenko. – M.: Izd-vo “Institut sociologii RAN”, 2000. – 264 s. – ISBN 5-89-697-051-X. – Tekst: neposredstvennyj.

10. Adamjan, A.A. Oprosnik “chuvstvitel'nost' k spravedlivosti”: validizacija na russkojazychnoj vyborke / A.A. Adamjan, S.K. Nartova-Bochaver, M. Shmitt. – Tekst: neposredstvennyj // Psihologicheskij zhurnal. – 2018. – № 4. – S. 105-116.

11. Adamjan, A.A. Chuvstvitel'nost' k spravedlivosti i ee posledstvija dlja lichnosti / A.A. Adamjan. – Tekst: neposredstvennyj // Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki. – 2019. – №3. – S.479-493.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.