Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ КОРЕИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ КОРЕИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
444
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Южная Корея / Северная Корея / Россия / изучающие корееведение / не изучающие корееведение / понимание Кореи / экономическое развитие / объединение Южной и Северной Кореи / мир во всем мире / South Korea / North Korea / Russia / studying Korean studies / not studying Korean studies / understanding of Korea / economic development / unification of South and North Korea / world peace

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ко Ен Чоль, Ким Енсук

Целью исследования является изучение мнений российских студентов об объединении Южной и Северной Кореи, главных проблем и возможных ошибок объединения, и выяснение, с какой позиции лучше преподносить знания о Корее. Основой исследования явился опрос студентов Казанского Федерального Университета, по специальности «корееведение» и студентов других специальностей. Основные выводы сводятся к необходимости объединения усилий правительства, социальных институтов и общественных организаций Кореи в популяризации корейской культуры, экономики и корейского языка в России с использованием СМИ, школьных учебников, повышения квалификации учителей в целях успешного воссоединения Южной и Северной Кореи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE PROBLEMS OF UNDERSTANDING KOREA AND POLITICAL CONSCIOUSNESS OF THE UNION OF SOUTH AND NORTH KOREA BY STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES OF RUSSIA

The aim of the study is to study the opinions of Russian students about the unification of South and North Korea, the main problems and possible errors of unification, and to find out from what position it is better to present knowledge about Korea. The basis of the study was a survey of students of Kazan Federal University, specializing in Korean studies and students of other specialties. The main conclusions are reduced to the need to combine the efforts of the government, social institutions and public organizations of Korea in popularizing Korean culture, the economy and the Korean language in Russia using the media, school textbooks, and teacher training to successfully reunite South and North Korea.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ КОРЕИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ LANGUAGE AND LITERATURE STUDIES

УДК 378

КО ЕН ЧОЛЬ КИМ ЕНСУК

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНИМАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ КОРЕИ СРЕДИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Ко Ен Чоль, канд. пед. наук, профессор, председатель НОЦ Центра исследований Кореи «Корееведение», Ким Енсук, ассистент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: komgus@mail.ru

Аннотация. Целью исследования является изучение мнений российских студентов об объединении Южной и Северной Кореи, главных проблем и возможных ошибок объединения, и выяснение, с какой позиции лучше преподносить знания о Корее. Основой исследования явился опрос студентов Казанского Федерального Университета, по специальности «корееведение» и студентов других специальностей. Основные выводы сводятся к необходимости объединения усилий правительства, социальных институтов и общественных организаций Кореи в популяризации корейской культуры, экономики и корейского языка в России с использованием СМИ, школьных учебников, повышения квалификации учителей в целях успешного воссоединения Южной и Северной Кореи.

Ключевые слова и фразы: Южная Корея, Северная Корея, Россия, изучающие корееведение, не изучающие корееведение, понимание Кореи, экономическое развитие, объединение Южной и Северной Кореи, мир во всем

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).

ммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм

Для цитирования: Ко Ен Чоль, Ким Енсук. Социологический анализ понимания проблем объединения Южной и Северной Кореи среди Российских студентов // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 1. С. 6-17.

KO YOUNG CHEOL KIM YOUNGSUK

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

SOCIOLOGICAL RESEARCH OF THE PROBLEMS OF UNDERSTANDING KOREA AND POLITICAL CONSCIOUSNESS OF THE UNION OF SOUTH AND NORTH KOREA BY STUDENTS OF RUSSIAN UNIVERSITIES OF RUSSIA

Ko Young Cheol, Ph.D. of Pedagogic Sciences, professor, Chairman of the REC Center of Korean Studies «Korean Studies», Kim Youngsuk, teaching assistant, Department of Altaic and Sinology,

Kazan (Volga region) Federal University E-mail: komgus@mail.ru

Abstract. The aim of the study is to study the opinions of Russian students about the unification of South and North Korea, the main problems and possible errors of unification, and to find out from what position it is better to present knowledge about Korea. The basis of the study was a survey of students of Kazan Federal University, specializing in Korean studies and students of other specialties. The main conclusions are reduced to the need to combine the efforts of the government, social institutions and public organizations of Korea in popularizing Korean culture, the economy and the Korean language in Russia using the media, school textbooks, and teacher training to successfully reunite South and North Korea.

Keywords and phrase: South Korea, North Korea, Russia, studying Korean studies, not studying Korean studies, understanding of Korea, economic development, unification of South and North Korea, world peace.

Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

For citation: Ko Young Cheol, Kim Youngsuk. Sociological research of the problems of understanding Korea and political consciousness of the union of south and North Korea by students of Russian Universities of Russia // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2021. Vol. 2, № 1. P. 6-17.

Введение

В настоящее время Российская Федерация и Республика Корея имеют непосредственный интерес к политике под названием «Новая восточная политика», проводимой президентом Владимиром Путиным. Президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин заинтересован в «Новой экономической карте Корейского полуострова» и «Новой северной политике». Это говорит о совпадении геополитических и экономических интересов двух стран.

В научной литературе известны исследования отношения России к объединению Кореи, среди которых работы Ким Ен Уна [15][16][17], Воронцова А.В. [8], Казарьян Р.Л. [14], Линской Д.В. [19] и др. [1-7] [9-14] [21-24]. Однако, в России не было исследований, направленных на понимание Южной Кореи и вопроса объединения Южной и Северной Кореи. В интересах двух государств важно вырастить новое поколение корееведов, способных с пониманием развивать международное сотрудничество России и Кореи.

Целью данной статьи является актуальный анализ мнений российских студентов о Корее, об объединении Южной и Северной Кореи и выяснение того, что студентам необходимо знать про Корею и как следует подавать эту информацию. Нами были проведены опросы студентов российских университетов по теме «понимания и осведомленности о Корее» и проанализированы их мнения относительно проблематики объединения Южной и Северной Кореи. По результатам опроса, проведенного Ко Ен Чоль среди студентов вузов Москвы о воссоединении Кореи (2014 г.), выяснилось, что большинство из них безразличны к этой теме [18]. В 2019 г. были опрошены студенты Казанского федерального университета, среди которых выделены две группы ответов: ответы студентов, изучающих корееведение (студенты-корееведы), и ответы студентов, не изучающих корееведение (студенты других специальностей).

Таблица 1

Содержание 2-й части опросника

Проблемы объединения Южной и Северной Кореи Кол-во вопросов Номера вопросов

Нация, язык Южной и Северной Кореи 2 1, 2

Уровень интереса и экономическая ситуация Южной и Северной Кореи 2 3, 4

Интерес к объединению 3 5, 6, 7

Причины и государства, противостоящие объединению 2 8, 9

Время предполагаемого объединения 1 10

Всего 10 10

Описание и анализ линейных распределений ответов студентов о проблемах объединения Северной и Южной Кореи

Полученные ответы были объединены в таблице 2, на основе которой был проведен анализ результатов исследования.

Линейные распред

Вопрос 1. Народ Южной и Северной Кореи - это одна и та же нация? Отвечая на вопрос об этнической принадлежности народов двух стран, 86,3% студентов-корееведов, 87,1% студентов других специальностей и 86,7% от общего числа студентов ответили, что южные и северные корейцы

Таблица 2

ения по опроснику

количество % количество % количество %

Студенты корееведы Студенты других специальностей В целом

1. Народ Южной и Северной Кореи - это одна и та же нация?

Да 107 86,3 108 87,1 215 86,7

Нет 17 13,7 16 12,9 33 13,3

2. Является ли язык в Южной и Северной Корее одинаковым?

Да 48 38,7 70 56,5 118 47,6

Нет 76 61,3 54 43,5 130 52,4

3. Какую страну вы хотите посетить в первую очередь?

Южная Корея 119 96,0 108 87,1 227 91,5

Северная Корея 5 4,0 16 12,9 21 8,5

4. Какая из стран Корейского полуострова имеет лучшие экономические условия?

Южная Корея 123 99,2 112 90,3 235 94,8

Северная Корея 1 0,8 12 9,7 13 5,2

5. Как вы считаете, было бы лучше, если бы Южная и Северная Корея были объединены?

Да 80 64,5 79 63,7 159 64,1

Нет 44 35,5 40 32,2 84 33,9

Воздержались от ответа - - 5 4,0 5 2,0

6. Будет ли Южная и Северная Корея способствовать миру во всем мире, если они объединятся?

Да 86 69,4 94 75,8 190 72,6

Нет 38 30,6 27 21,8 65 26,2

Воздержались от ответа - - 3 4,0 3 1,2

7. Какая страна противостоит объединению двух стран на Корейском полуострове?

КНДР 58 46,8 71 57,3 129 52,0

Другая страна 26 21,0 25 20,2 51 20,6

РК 9 7,3 11 8,9 20 8,1

США 18 14,5 4 3,2 22 8,9

Все 5 4,0 2 1,6 7 2,8

КНДР и США 2 1,6 2 1,6 4 1,6

КНДР и другие страны 1 0,8 2 1,6 3 1,2

РК и КНДР 5 4,0 6 4,9 11 4,4

РК и США - - 1 0,8 1 0,4

8. Как вы считаете, хочет ли народ Южной и Северной Кореи объединения?

Да 80 64,5 65 52,4 145 58,5

Нет 42 33,9 49 39,5 91 36,7

Воздержались от ответа 2 1,6 10 8,1 12 4,8

9. Причины, по которым страны не могут воссоединиться?

Политические лидеры 67 40,8 81 55,1 148 47,6

Соседние страны 21 12,8 24 16,3 45 14,5

Народ 10 6,1 10 6,8 20 6,4

Экономические различия 57 34,8 26 17,7 83 26,7

Природные ресурсы 9 5,5 6 4,1 15 4,8

10. Как вы думаете, когда приблизительно произойдет объединение стран Корейского полуострова?

Через 5 лет 8 6,5 10 8,1 18 7,3

Через 10 лет 25 20,2 26 21,0 51 20,6

Через 20 лет 40 32,3 43 34,7 83 33,5

Не объединятся 51 41,1 41 33,1 92 37,1

Воздержались от ответа - - 4 3,2 4 1,6

принадлежат к одной и той же нации. Отрицательный ответ дали: 13,7% студентов-корееведов, 12,9% студентов других специальностей и 13,3% от общего числа всех проходивших опрос.

Вопрос 2. Является ли язык в Южной и Северной Корее одинаковым? 38,7% сту-дентов-корееведов, 56,5% студентов других специальностей, а также 47,6% от общего числа респондентов ответили «да, язык в обоих государствах одинаковый». 61,3% студентов-корее-ведов, 43,5% студентов других специальностей, 52,4% от общего числа дали отрицательный ответ на заданный вопрос. Давая отрицательный ответ, студенты-корееведы подразумевают наличие не-

которых различий в интонации и используемых словах (диагр. 1).

Вопрос 3. Какую страну вы хотите посетить в первую очередь? 96,0% студентов-корееведов, 87,1% студентов других специальностей, 91,5% от общего числа выразили свое желание отправиться в Южную Корею, в то время как 4,0% студентов-корееведов, 12,9% студентов других специальностей и 8,5% от общего числа хотели бы посетить Северную Корею (диагр. 2).

Вопрос 4. Какая страна имеет лучшие экономические условия? На данный вопрос заявили, что ситуация в Южной Корее лучше, чем в Северной Корее, 99,2% студентов-корееведов,

Рис. 1. Является ли язык в Южной и Северной Корее одинаковым? (в %)

Рис. 2. Какую страну вы хотите посетить в первую очередь? (в %)

90,3% студентов других специальностей и 94,8% от общего числа; 1% из группыкорееведов и 9,7% из группы студентов других специально-стейвоздержалисьототвста. Можноотметить, что больштнство знает о е>с-личияхвэкономине двух Коней.

Вопрос 5.Как вы считаете, былобы лучше, если бы Южная и Северная Корея были теъединены? Что касдется данного вопрю са, то 64,5аВ студтдтовзконетвтеов, ба,7% студенеов вдс—их спецйтчьвостет, 64,1% от общеночислт респондентов «проголосовали» за объединение двух государств. 35,5% студентов-корееведов, 32,3% се^деетов дивгих специзльносеей, рт общтго сислс еанв от ри-чтсльный ответ.

Вопрос О.Будусли Ютнав тСевертаяКвд рея способствовать миру во всем мире, если оти ойтодинятсяе того, Т(дет

ли воссоединение двух Корей способствовать миру во всем мире, считают, что да, будут 69,4% студентов-корееведов, 75,8% студентов других специальностей и 72,6% от общего числа; в отличие от 30,0% студентов-корееведов, 21,8% студентов других специальностей и 26,2% от общего числа опрошенных студентов. Кроме того, 1,2 % респондентов воздержались от ответа. В целом можно заметить, что, по мнению опрошенных студентов, воссоединение двух Корей будет способствовать миру во всем мире.

Вопрос 7. Какая страна противостоит объединению двух стран на Корейском полуострове? Здесь речь идет о нации, которая препятствует воссоединению двух стран Корейского полуострова ради соблюдения своего интереса. На вопрос о том, кто или что мешает объеди-

нению двух стран, студенты-корееведы ответи-ви суедеющим обрвом: КНДР т (6,8%, орун! страна - 14,5%, США - 14,5%. Среди студентов группы дфугиа ьпециаптностайсКНДР- о7,а%, дрвттв ечрана -2(,2%,РК д а,9%. т целом стади опрошенных: КНДР составляет 52,0% от всех от-тотов,дуИгас стравйв-ВП,6%,США оО(9%,РК -8,1%, обе страны Корейского полуострова - 4,4%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос8. Как высчитаете. етчет ей на-|)ча ЮжнаИ и Сдичрной Корвиойчединвапя? ет,С% стутд-товткороатадав, 52,т% сеудантов других специальностей, 58,5% от общего числа считают, что жители обоих государств жела-ист нхъедириться. Утверждают нХратнне дт,9% отрдентоо-кореевбдов- тО,й% ааудацаво дсмтих специтеа-автей, (И ,итб са оТщего нисле. -

чае со студентами-корееведами на 5 вопрос «Как вы ститаитт, быев^т^чм^ееди бы Южная и Северная Корея были объединены?» 64,5% дали тот же ответ, указав, что желания жителей двух Корей совпадают.

Вопрос 9. Причины, по которым страны не могут воссоединиться. 40,8% студентов-ко-рееведов считают, что причиной, по которой объединение двух стран невозможно, являются политические лидеры, 34,8% - разница уровней развития экономики, 12,8% - соседние страны. Группа студентов других специальностей дала следующие ответы: причина в политических лидерах - 55,1%, в разнице уровней развития экономики - 17,7%, в соседних странах - 16,3%. Всего среди опрошенных: политические лидеры - 47,6%, разница в развитии экономики -26,7%, соседние страны - 14,4%, народ - 6,4%, ресурсы - 4,8% (диагр. 3, 4).

Рис. 3. Причины, по которым страны не могут воссоединиться? Мнения корееведов

Рис. 4.Причины,по которым страныне могут в оссоодиниться? Мнения не корееведов

Вопрос 10. Как вы думаете, когда приблизительно произойдет объединение стран Корейского полуострова? Вопрос особенно интересен с точки зрения российских студентов, изучающих Корейский полуостров и международные отношения. 41,1% студентов-корееведов считают, что объединение Северной и Южной Кореи невозможно, через 20 лет - 32,3%, через 10 лет - 20,2%, через 5 лет - 6,5%. Среди студентов других специальностей 37,7% считают, что воссоединение состоится через 20 лет, 33,1% считают, что воссоединение невозможно, через 10 лет - 21%, через 5 лет - 8,1%. Среди всех опрошенных: объединение невозможно - 37,1%, через 20 лет - 33,5%, через 10 лет - 20,6%, через 5 лет - 7,3%.

Благодаря данному опросу российских студентов мы смогли узнать об интересе учащихся к Корее, а также об их осведомленности о сложившейся на Корейском полуострове ситуации, их мнение по поводу объединения двух стран. Здесь мы собираемся подробно рассмотреть основные результаты исследований.

Обсуждение общих вопросов о Корее

Все респонденты, в той или иной степени, слышали о Корее. Это говорит не только о том, что международное признание страны возросло, а для молодежи особенно связано с распространением современной корейской культуры, или с «корейской волной». Что касается посещения Южной Кореи, то, согласно опросу, среди студен-

тов, имеющих отношение к изучению Кореи -33,1%, среди студентов других направлений 8,9% и всего - 21% от всех опрошенных побывали в Корее, что говорит о большом интересе к этой стране.

Около 32,3% студентов-корееведов, 20,2% студентов других специальностей, а также 20,2% от общего числа ответили, что Корея имеет 5000-летнюю историю. 41,9% всех опрошенных считают, что корейской истории 3000 лет. Согласно этим данным, можно сделать вывод о том, что как первая группа студентов, так и вторая не имеют точных знаний об истории Кореи.

Только 67,7% студентов-корееведов и 61,3% студентов других специальностей, а также 64,5% от общего числа всех опрошенных ответили, что континентом, где расположена Корея, является Азия. В общей сложности 35,5% респондентов не знакомы с географическим положением Кореи. В частности, на Евразию приходится 33,1% от общего числа. Это указывает на то, что немалая часть студентов не проводит четких границ между Евразией и Восточной Азией и плохо осведомлена о географическом положении страны.

Что касается общего представления о Корее, то здесь на вопрос «что первое вам приходит на ум, когда вы слышите о Корее», 25,6% ответили k-pop, 18,8% - высокий уровень экономического развития, 17,5% - корейский язык, 12,2% - еда, 11,5% - культура, 9,0% - разделенные страны, 5,3% - промышленное развитие. Другими словами, в их представлении Корея - это k-pop, экономическое развитие, корейская еда и продукты питания.

На вопрос о самой развитой в Корее сфере среди всех опрошенных студентов были получены следующие ответы: 40,8% - /Т-технологии, 23,9% - автомобилестроение, 22,7% - к-pop, 8,7% - фильмы и дорамы. При этом здесь прослеживается разница: 27,2% студентов, изучающих корейский язык, посчитали правильным на первое место поставить сферу автомобилестроения, в то время как k-pop получил 20,1%. Однако те, кто не учится на корейском направлении, считают, что k-pop (25,3%) превосходит сферу автомобилестроения (20,7%).

Причина в том, что студенты-корееведы знают об автомобилях Hyundai Motor и Kia Motors, которые продаются в России, в то время как остальные больше интересуются корейским кинематографом и музыкой. В целом основные отрасли

промышленности страны, которые отмечали студенты - это сектор информационных технологий и автомобильный сектор, что, безусловно, являются верными ответами.

Доход на душу населения в Южной Корее составляет 30000 долл. США в год. Правильный ответ составил 43,5% среди студентов-корееведов, 51,6% среди студентов другой специальности и 47,6% от общего числа респондентов. Есть небольшая разница между ответами первых и вторых. Максимальный выбор как для студентов, изучающих корейский язык, так и для не изучающих, в целом составляет более 30000 долл., а затем более 10000 долл. Это может быть реакцией на то, что доход на душу населения в стране в настоящее время упал и составляет сейчас менее 30000 долл. 83,1% респондентов выбрали ответы в диапазоне 10000-30000 долл. США, потому что они являются студентами университетов, которые заинтересованы в денежном содержании и знают о национальном доходе в соответствии с экономическими условиями страны.

Что касается религиозной жизни корейцев, то здесь 40,7% респондентов считают, что основной религией в стране является буддизм, 26,2% -христианство, 23,0% - католичество, 9,7% - конфуцианство. В Корее многоконфессиональное общество, в котором много буддистов. Согласно справочнику «Корея 2018», опубликованному Министерством культуры, спорта и туризма Южной Кореи в декабре 2018 г. [20], общее религиозное население Южной Кореи состоит из 21 млн чел., что составляет 43,9% от общей численности населения; в структуре религиозного населения 45% протестантов (9,6 млн чел.), 35% буддистов (7,6 млн чел.) и 18% католиков. Описывая Корею как «многоконфессиональное общество» и «религиозный музей», все студенты дали правильные ответы, понимая особую природу корейского общества, в котором сосуществуют многие религии.

100% студентов-корееведов, 93,5% студентов других специальностей и 96,8% всех респондентов заявили, что видели корейские фильмы и драмы или хотя бы слышали о них. Можно сделать вывод, что танцы, пение, фильмы и драмы, основанные на новейшей современной корейской культуре «Халлю», неизменно встречают интерес у большинства молодежи в России. Кроме того, 23,4% респондентов могут сами спеть песни K-pop или станцевать кавер-версию, а это значит, что им очень интересна корейская культура.

Относительно того, встречалась ли им информация, связанная с Кореей, в российских учебниках для средней школы, 70,6% респондентов дали положительный ответ. Кроме того, 53,2% из всех опрошенных сказали, что слышали о Корее от учителей средних школ. Российские учебники содержат лишь небольшое количество информации по истории, социальным и экономическим вопросам Кореи. Студенты корейского направления вспомнили об упоминаниях Кореи в школьных учебниках потому, что они изучают Корею, но другим подобные факты удается вспомнить с трудом из-за их безразличия к жизни страны.

Следовательно, учебные заведения должны расширить свой бюджет и трудовые ресурсы на подготовку книг и учебных пособий с целью информирования жителей России о Корее. В российских учебниках для средних школ содержится значительно меньше информации о Корее, по сравнению с Китаем или Японией. Ученикам придется прилагать больше усилий для того, чтобы объем раздела о Южной Корее стал больше, обращаясь с просьбами к российским министерствам и организациям, которые занимаются написанием учебного материала и учебников. Также считаем необходимым проведение семинаров для учителей об экономике Кореи, ее истории, культуре. Учителям нужно предоставить возможность обучения в Корее с целью распространения верной и правильной информации на уроках, а также, чтобы они могли публиковать учебные материалы с достоверной информацией на русском языке.

Обсуждение проблем отношений между двумя Кореями

1. 13,3% всех респондентов считают, что народ Южной и Северной Кореи не принадлежит к одной нации. 52,4% выбрали вариант ответа, где утверждается, что в рассматриваемых странах языки различны. Что касается языковых различий и откуда они появились, то здесь стоит упомянуть о разделении страны на два самостоятельных государства: на Южную и Северную Корею после войны в Корее в 1950 году. Это и привело к значительным различиям в языке, поэтому, возможно, многие ответили, что страны имеют разные языки: из-за различий в слогах, в интонации, а также разной лексики и использования иностранных слов. Как и говорилось ранее, российским студентам недостаточно информации о южных и северных корейцах, что

может привести к ошибочному ответу на вопрос о воссоединении на Корейском полуострове.

2. На вопрос о сравнении экономических условий в Южной и Северной Корее, большинство респондентов (94,8%) дали верный ответ, что говорит об их осведомленности об экономике южного государства. Тем не менее, 5,2% считают, что экономическая ситуация на Севере лучше.

3. На вопросы относительно того, хотят ли респонденты объединения и его влияния на ситуацию во всем мире, 64,1% ответили, что хотят объединения, и 72,6% отметили, что оно поспособствует мирной обстановке. Однако, стоит заметить, что в отличие от 72,6% считающих, что объединение - это путь к миру во всем мире, 64,1% поддерживающих опасаются, что объединение может быть непостоянным. Несмотря на это, можно считать, что студенты не думают об объединении в негативном ключе и видят его значение для сохранения мира.

4. Что касается причин, по которым страны на Корейском полуострове не могут объединиться, то результаты здесь следующие: причиной является Северная Корея - 52,0%, другая страна - 20,6%, США - 8,8%, Южная Корея - 8,1%. Иными словами, существует мысль: «Шансы на объединение уменьшают Северная Корея и США».

5. Ответили о нежелании обоих народов объединиться: среди студентов-корееведов - 33,9%, студентов других специальностей - 39,5%, от общего числа - 36,7%. Студенты из России считают, что причина отсутствия желания объединения народа Южной Кореи заключается, вероятно, в разнице уровней экономического развития.

6. Основными факторами, препятствующими и задерживающими воссоединение двух Корей в целом: по мнению 47,6% - политические лидеры, 26,7% - экономические различия, 14,4% -соседние страны, 6,4% нежелание народа, 4,8% -ресурсы. Можно сказать, что студенты в целом хорошо осведомлены о текущей ситуации на полуострове.

7. О прогнозах воссоединения. Среди студен-тов-корееведов 32,3% считают, что объединение двух стран произойдет через 20 лет, 20,2% - через 10 лет, 41,1% - воссоединение невозможно. Среди студентов других специальностей оценки о времени объединения распределились следующим образом: 34,7% - через 20 лет, 21,0% - через 10 лет, 33,1% - воссоединение невозможно. Сход-

ство в ответах первой и второй группы студентов состоит в том, что большинство из них придерживается мнения, что объединение на Корейском полуострове не произойдет вообще: ни через 5, ни через 10, ни через 20 лет. Таким образом, студенты российских университетов считают, что воссоединение двух Корей не будет достигнуто, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, исходя из нынешней международной ситуации.

Практические рекомендации

Анализируя и обсуждая результаты, полученные из этого исследования, представляем следующие предложения. Согласно этому исследованию, не выявлено существенной разницы в восприятии Кореи между студентами, изучающими Корею в университете, и студентами, не изучающими Корею. Нет также и особой разницы во мнениях относительно воссоединения двух Корей.

Российские студенты в целом нуждаются в общеобразовательных знаниях о Корее. Сту-денты-корееведы имеют больше географических, исторических, экономических и социальных знаний о Корее, по сравнению с остальными студентами. Необходимо предлагать больше правдивой информации о ситуации в Корее, для этого следует использовать российские средства массовой информации, Интернет, социальные сети и т.д. В этих целях правительство Кореи и связанные с ним общественные институты и организации должны активно сотрудничать, чтобы люди, не знающие корейского языка, тоже могли узнать правильную и точную информацию об истории, экономике, обществе и культуре Кореи.

Школьные учебники должны содержать в себе больше знаний о Корее, а учителям необходимо повышать свою квалификацию. Экономическое, социальное, политическое и культурное взаимопонимание стран является основополагающим в развитии отношений между двумя государствами. В частности, нужно предоставить следующему поколению российских студентов возможность узнать о Корее из учебников и на уроках в классе. Студенты корейского направления познакомятся с историей Кореи на занятиях в университете, а остальные должны активно использовать СМИ и Интернет в поисках информации. Необходимо информировать об историческом прошлом Корейского полуострова, способствовать пониманию этнической, языковой и экономической ситуации каждой из стран. Именно по-

этому существует необходимость в проведении различных мероприятий, связанных с Кореей. Нам необходимо активно продвигать легитимность воссоединения двух Корей. Сегодня многие страны находятся в противоречии друг с другом. Во многих регионах происходят политические и экономические конфликты. В частности, считается, что Южная Корея находится в центре одного из них. На этом фоне южнокорейское правительство должно активно заниматься этим вопросом и продвигать его, чтобы данный вопрос рассматривался с глобальной точки зрения.

Заключение

В этой статье рассматривается восприятие и понимание российскими студентами проблемы объединения стран Корейского полуострова посредством изучения литературы, исходя из того, что следующие поколения двух стран могут способствовать сотрудничеству и развитию обеих стран, принимая стороны друг друга. Результаты этого исследования были проанализированы и обсуждены в рамках опроса «Понимание Кореи и осознание объединения Южной и Северной Кореи».

При этом здесь предложены следующие роли в правительстве, институтах и общественных организациях Кореи.

1. Российские студенты нуждаются в общеобразовательных знаниях о Корее.

2. Южной Корее необходимо тщательно продвигать ситуацию Корейского полуострова через СМИ.

3. Для улучшения имиджа Кореи необходимы активные и постоянные усилия.

4. Учебники в школах России должны содержать в себе больше информации о Корее.

5. Необходимо информировать людей об историческом прошлом Южной и Северной Кореи, а также понимать их этническую, языковую и экономическую ситуацию.

6. Нам необходимо активно продвигать легитимность воссоединения двух Корей.

Результаты этого исследования, которые суммировали представление студентов из российских университетов о объединении Южной и Северной Кореи, показывают, что они сильно отличаются от результатов работы Ко Ен Чоль в 2014 году [18].

И это не может не изменить нынешнюю ситуацию, когда мир быстро меняется в политическом и экономическом плане. Другими словами, теку-

щее восприятие может измениться в зависимости от развития событий. Таким образом, границами опроса является текущий период, который обобщает общее восприятие России, учитывая, что оно проводилось среди студентов Казанского федерального университета. Однако мы надеем-

ся, что последующее исследование охватит другие части России или всю Россию, полагая, что позитивное восприятие Кореи, которое будет иметь следующее поколение России, будет способствовать обмену и развитию двух стран.

Список литературы

1. Агранат, Ю. В. Образ Кореи и корейцев в Российских печатных и электронных изданиях / Ю. В. Агранат, Л. В. Иванова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. - 2010. - № 2 (26). - С. 124-127. -ISSN: 1992-2868. - Текст: непосредственный.

2. Асмолов, К. В. Образ Кореи и корейцев в массовом сознании россиян / К. В. Асмолов // Россия и Корея: проблемы улучшения отношений России и государств Корейского полуострова. Доклады, представленные на научной конференции корееведов, 2008. - С. 137-145. - Текс: непосредственный.

3. Асмолов, К. В. Перспективы воссоединения государств корейского полуострова / К. В. Асмолов // Азиатско-Тихоокеанский регион: проблемы глобальных и региональных измерений безопасности Москва, 2018. -С. 267-281. - ISBN: 978-5-8381-0334-5. - Текст: непосредственный.

4. Энергетическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея = Russia and Korea: prospects of energetic coopération: IX Российско-Корейский форум / Дипломат. акад. МИД России, Корейский фонд международных обменов; [ред. кол.: А. Н. Панов (отв. ред.) и др.]. - Москва: Восток-Запад, 2009. - 246 с.: ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-478-01258-8. - Текст: непосредственный.

5. Асмолов, К. В. Ученые России и РК об актуальных проблемах Северной Кореи и межкорейских отношениях / К. В. Асмолов // Проблемы Дальнего Востока, 2006. № 5. - С. 165-172. ISSN: 0131-2812. - Текст: непосредственный.

6. Бедюх, М. С. К вопросу о проблеме объединения Кореи / М. С. Белюх // Актуальные проблемы современности. Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции «Альтернативный мир», 2013. -С. 13-18. - ISBN 978-5-8331-0167-4. - Текст: непосредственный.

7. Волынчук, А. Б. Проблемы и перспективы объединения стран Корейского полуострова: опыт геополитической экспертизы / А. Б. Волынчук, Ю. В. Андреева // Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2013. № 23 (314). - С. 35-41. - ISSN: 2587-8077. - Текст: непосредственный.

8. Воронцов, А. В. Объединение Кореи. Современные подходы КНДР и РК / А. В. Воронцов // Корейский полуостров в эпоху перемен. Москва, 2016. - С. 45-54. - ISBN: 978-5-8381-0312-3. - Текст: непосредственный.

9. Гу, Джа Джон. Представления современной России о Корее и самосознание через описание корейской современной истории в условиях диктатуры развития / Гу Джа Джон. - Сеул: Международный исследовательский центр международных исследований Университета Ханкук, 2010. - №3 (14). - С. 3-28. - Текст: непосредственный.

10. Джон, Тэ Ик. Россия как надежный сторонник корейского объединения! / Джон Тэ Ик. - Сеул: Институт объединения исследований мира в Корее, 2016. №393. - С. 8-9. - Текст: непосредственный.

11. Джэ, Сон Хун. Российское восприятие и политические ориентации в отношении подлинной ядерной проблемы Северной Кореи при воссоединении Корейского полуострова / Джэ Сон Хун. Сеул: Всемирное региональное исследовательское общество Кореи, 2010. - №1 (28). - С. 153-177. - Текст: непосредственный.

12. Забровская, Л. В. Корейские концепции объединения страны и позиция России / Л. В. Забровская // Россия и АТР, 2014. № 2 (84). - С. 80-90. - ISSN: 1026-8804. - Текст: непосредственный.

13. И, Ён Хён. Корейская идентичность и восприятие корейцев в Иркутске: фокус на анализе содержания опроса. / И Ён Хён, Ким Джон Хун. - Дэджон: Университет Бэдже, Корейско-Сибирский Центр, 2015. №1 (19). -С. 175-212. - Текст: непосредственный.

14. Казарьян, Р. Л. Проблема объединения Кореи и интересы России / Л. Р. Казарьян // Корея перед новыми вызовами. - Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Центр корейских исследований. Москва, 2017. - С. 61-69. - ISBN: 978-5-8381-0326-0. - Текст: непосредственный.

15. Ким, Ен Ун. Об образе России в Корее и Кореи в России / Ким Ен Ун // Энергетическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея. IX российско-Корейский форум. Дипломатическая академия МИД России, Корейский фонд международных обменов. - Москва, 2009. - С. 199-203. - ISBN: 978-5-478-01258-8. -Текст: непосредственный.

16. Ким, Ен Ун. Проблемы объединения Кореи в контексте баланса сил в Северо-Восточной Азии // Проблемы обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество, 2015. - С. 329-339. - ISBN: 978-5-8381-0289-8. - Текст: непосредственный.

17. Ким, Ен Ун. Раскол Кореи: уроки и перспективы / Ким Ен Ун // Корея: уроки истории и вызовы современности. Москва, 2013. - С. 39-50. - ISBN: 978-5-8381-0242-3. - Текст: непосредственный.

18. Ко Ен Чоль. Научное исследование социальных проблем в настоящее время в России и Кореи, и методы их разрешения / Ко Ен Чоль // Управление в современном обществе: опыт России и Кореи, 2014. - Текст: непосредственный.

19. Линская, Д. В. Сходства и различия Северной и Южной Кореи, мешающие объединению / Д. В. Лин-ская / Наука сегодня: вызовы и решения, материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут», 2019. - С. 183-184. - ISBN 978-5-906850-98-0. - Текст: непосредсвтенный.

20. Министерство культуры, спорта и туризма. Религия в Корее в 2018 году. Сеул: Министерство культуры, спорта и туризма, 2018.

21. Овакимян, А. Образ Кореи в общественном мнении россиян / А. Овакимян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, 2013. № 2 (115). - С. 45-55. - ISSN: 2070-5107. - Текст: непосредственный.

22. Хамутаева, С. В. Проблема объединения Кореи в российской историографии / С. В. Хамутаева // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 8. - С. 252-255. - ISSN: 1994-0866. - Текст: непосредственный.

23. Хон, Ван Сок. Новая стратегия России на Корейском полуострове в эпоху Путина: анализ и ответ / Хон Ван Сок. - Сеул: Корейская политологическая ассоциация, 2001. №3 (35). - С. 343-363. - Текст: непосредственный.

24. Чхве, У Ик. Изменения в корейско-российском восприятии периферии Корейского полуострова в 20162017 гг.: фокус на восприятии корейских поколений. / Чхве У Ик. - Сеул: Сеульский национальный университет, исследования России, 2017. №2 (27). - С. 227-254. - Текст: непосредственный.

References

1. Agranat, Ju. V. Obraz Korei i korejcev v Rossijskih pechatnyh i jelektronnyh izdanijah / Ju. V Agranat, L. V. Ivanova // Social'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. - 2010. - № 2 (26). - S. 124-127. - ISSN: 19922868. - Tekst: neposredstvennyj.

2. Asmolov, K. V. Obraz Korei i korejcev v massovom soznanii rossijan / K. V. Asmolov // Rossija i Ko-reja: problemy uluchshenija otnoshenij Rossii i gosudarstv Korejskogo poluostrova. Doklady, predstavlennye na nauchnoj konferencii koreevedov, 2008. - S. 137-145. - Teks: neposredstvennyj.

3. Asmolov, K. V. Perspektivy vossoedinenija gosudarstv korejskogo poluostrova / K. V Asmolov // Aziatsko-Tihookeanskij region: problemy global'nyh i regional'nyh izmerenij bezopasnosti Moskva, 2018. - S. 267-281. - ISBN: 978-5-8381-0334-5. - Tekst: neposredstvennyj.

4. Jenergeticheskoe sotrudnichestvo mezhdu Rossiej i Respublikoj Koreja = Russia and Korea: prospects of energetic cooperation: IX Rossijsko-Korejskij forum / Diplomat. akad. MID Rossii, Korejskij fond mezhdu-narodnyh obmenov; [red. kol.: A. N. Panov (otv. red.) i dr.]. - Moskva: Vostok-Zapad, 2009. - 246 s.: il., tabl.; 20 sm.; ISBN 978-5-478-01258-8. - Tekst: neposredstvennyj.

5. Asmolov, K. V. Uchenye Rossii i RK ob aktual'nyh problemah Severnoj Korei i mezhkorejskih ot-noshenijah / K. V. Asmolov // Problemy Dal'nego Vostoka, 2006. № 5. - S. 165-172. ISSN: 0131-2812. - Tekst: neposredstvennyj.

6. Bedjuh, M. S. K voprosu o probleme ob#edinenija Korei / M. S. Beljuh // Aktual'nye problemy so-vremennosti. Materialy 7-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Al'ternativnyj mir», 2013. - S. 13-18. - ISBN 978-58331-0167-4. - Tekst: neposredstvennyj.

7. Volynchuk, A. B. Problemy i perspektivy ob#edinenija stran Korejskogo poluostrova: opyt geopo-liticheskoj jekspertizy / A. B. Volynchuk, Ju. V. Andreeva // Evrazijskij zhurnal regional'nyh i politicheskih issledovanij. 2013. № 23 (314). - S. 35-41. - ISSN: 2587-8077. - Tekst: neposredstvennyj.

8. Voroncov, A. V. Ob#edinenie Korei. Sovremennye podhody KNDR i RK / A. V Voroncov // Korej-skij poluos-trov v jepohu peremen. Moskva, 2016. - S. 45-54. - ISBN: 978-5-8381-0312-3. - Tekst: neposred-stvennyj.

9. Gu, Dzha Dzhon. Predstavlenija sovremennoj Rossii o Koree i samosoznanie cherez opisanie korej-skoj sovre-mennoj istorii v uslovijah diktatury razvitija / Gu Dzha Dzhon. - Seul: Mezhdunarodnyj issledova-tel'skij centr mezh-dunarodnyh issledovanij Universiteta Hankuk, 2010. - №3 (14). - S. 3-28. - Tekst: nepo-sredstvennyj.

10. Dzhon, Tje Ik. Rossija kak nadezhnyj storonnik korejskogo ob#edinenija! / Dzhon Tje Ik. - Seul: In-stitut ob#edinenija issledovanij mira v Koree, 2016. №393. - S. 8-9. - Tekst: neposredstvennyj.

11. Dzhje, Son Hun. Rossijskoe vosprijatie i politicheskie orientacii v otnoshenii podlinnoj jadernoj problemy Severnoj Korei pri vossoedinenii Korejskogo poluostrova / Dzhje Son Hun. Seul: Vsemirnoe regi-onal'noe issledova-tel'skoe obshhestvo Korei, 2010. - №1 (28). - S. 153-177. - Tekst: neposredstvennyj.

12. Zabrovskaja, L. V. Korejskie koncepcii ob#edinenija strany i pozicija Rossii / L. V. Zabrovskaja // Rossija i ATR, 2014. № 2 (84). - S. 80-90. - ISSN: 1026-8804. - Tekst: neposredstvennyj.

13. I, Jon Hjon. Korejskaja identichnost' i vosprijatie korejcev v Irkutske: fokus na analize soderzha-nija opro-sa. / I Jon Hjon, Kim Dzhon Hun. - Djedzhon: Universitet Bjedzhe, Korejsko-Sibirskij Centr, 2015. №1 (19). -S. 175-212. - Tekst: neposredstvennyj.

14. Kazar'jan, R. L. Problema ob#edinenija Korei i interesy Rossii / L. R. Kazar'jan // Koreja pered novymi vyzo-vami. - Institut Dal'nego Vostoka Rossijskoj akademii nauk; Centr korejskih issledovanij. Moskva, 2017. - S. 61-69. -ISBN: 978-5-8381-0326-0. - Tekst: neposredstvennyj.

15. Kim, En Un. Ob obraze Rossii v Koree i Korei v Rossii / Kim En Un // Jenergeticheskoe sotrudni-chestvo mezhdu Rossiej i Respublikoj Koreja. IX rossijsko-Korejskij forum. Diplomaticheskaja akademija MID Rossii, Korejskij fond mezhdunarodnyh obmenov. - Moskva, 2009. - S. 199-203. - ISBN: 978-5-478-01258-8. - Tekst: neposredstvennyj.

16. Kim, En Un. Problemy ob#edinenija Korei v kontekste balansa sil v Severo-Vostochnoj Azii // Problemy obespechenija bezopasnosti v Severo-Vostochnoj Azii: regional'nye izmerenija i rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo, 2015. - S. 329-339. - ISBN: 978-5-8381-0289-8. - Tekst: neposredstvennyj.

17. Kim, En Un. Raskol Korei: uroki i perspektivy / Kim En Un // Koreja: uroki istorii i vyzovy so-vremennosti. Moskva, 2013. - S. 39-50. - ISBN: 978-5-8381-0242-3. - Tekst: neposredstvennyj.

18. Ko En Chol'. Nauchnoe issledovanie social'nyh problem v nastojashhee vremja v Rossii i Korei, i metody ih razreshenija / Ko En Chol' // Upravlenie v sovremennom obshhestve: opyt Rossii i Korei, 2014. - Tekst: neposredstvennyj.

19. Linskaja, D. V. Shodstva i razlichija Severnoj i Juzhnoj Korei, meshajushhie ob#edineniju / D. V. Linskaja // Nauka segodnja: vyzovy i reshenija, materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj centr «Disput», 2019. - S. 183-184. - ISBN 978-5-906850-98-0. - Tekst: neposredsvtennyj.

20. Ministerstvo kul'tury, sporta i turizma. Religija v Koree v 2018 godu. Seul: Ministerstvo kul'-tury, sporta i tur-izma, 2018.

21. Ovakimjan, A. Obraz Korei v obshhestvennom mnenii rossijan / A. Ovakimjan // Vestnik obshhestvenno-go mnenija. Dannye. Analiz. Diskussii, 2013. № 2 (115). - S. 45-55. - ISSN: 2070-5107. - Tekst: neposredstven-nyj.

22. Hamutaeva, S. V. Problema ob#edinenija Korei v rossijskoj istoriografii / S. V. Hamutaeva // Vestnik Burjatsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 8. - S. 252-255. - ISSN: 1994-0866. - Tekst: nepo-sredstvennyj.

23. Hon, Van Sok. Novaja strategija Rossii na Korejskom poluostrove v jepohu Putina: analiz i otvet / Hon Van Sok. - Seul: Korejskaja politologicheskaja associacija, 2001. №3 (35). - S. 343-363. - Tekst: neposred-stvennyj.

24. Chhve, U Ik. Izmenenija v korejsko-rossijskom vosprijatii periferii Korejskogo poluostrova v 2016-2017 gg.: fokus na vosprijatii korejskih pokolenij. / Chhve U Ik. - Seul: Seul'skij nacional'nyj uni-versitet, issledovanija Rossii, 2017. №2 (27). - S. 227-254. - Tekst: neposredstvennyj.

Дата поступления /Received 09.12.2020 Дата принятия в печать /Accepted 18.01.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Ко Ен Чоль, Ким Енсук, 2021 © Ko Young Cheol, Kim Youngsuk, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.