Научная статья на тему 'ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА КОРЕЙСКОЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ'

ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА КОРЕЙСКОЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ / КОРЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА / КРЕАТИВНАЯ ПОЛИТИКА / ХАЛЛЮ / МОЛОДЕЖЬ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН (АТР)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хуссамов Раил Римович, Гараева Айсылу Рафаеловна

Данная статья посвящена современным особенностям восприятия корейской культуры молодыми людьми из азиатских стран. Корейская культура является ярким феноменом в мировой индустрии развлечений, которая не оставила равнодушной самых разных потребителей развлекательного контента как на Западе, так и на Востоке [1, 2]. Цель исследования - проанализировать закономерности восприятия корейской культуры со стороны молодежи азиатских стран. В процессе написания статьи использовались такие методы и подходы исследования, как опрос, сравнение, моделирование и системный подход. Научная новизна работы состоит в том, что в рамках системного подхода была разработана авторская анкета, позволяющая дать оценку особенностям восприятия корейской культуры молодыми людьми из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные дают возможность для организации научно-практической конференции и привлечения к участию в ней участвующих в опросе респондентов. К основным результатам исследования можно отнести то, что корейская культура является конкурентоспособной и пользуется популярностью в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION OF YOUTH IN THE ASIAN-PACIFIC COUNTRIES OF THE KOREAN ENTERTAINMENT INDUSTRY

This article is devoted to the peculiarities of the perception of Korean culture by young people from Asian countries. Korean culture is a striking phenomenon in the global entertainment industry, which has not left indifferent a wide variety of content consumers in the West and in the East [1, 2]. The purpose of the study is to analyze the patterns of perception of Korean culture by young people in Asian countries. In the process of writing the article, such research methods and approaches were used as a survey, comparison, modeling and a systems approach. The scientific novelty of the work lies in the fact that, within the framework of a systematic approach, a new questionnaire was created, which makes it possible to give a special assessment of the perception of Korean by young people from the countries of the Asia-Pacific region. The practical significance of the study lies in the fact that the data obtained make it possible to organize a scientific-practical conference and attract the respondents participating in the survey to participate in it. The main results of the study include the fact that Korean culture is competitive and popular among young people.

Текст научной работы на тему «ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА КОРЕЙСКОЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ»

УДК 379.8

Р.Р. ХУССАМОВ

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

А.Р. ГАРАЕВА

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖЬЮ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА КОРЕЙСКОЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

Хуссамов Раил Римович, канд. эконом. наук, доцент, кафедра международных экономических отношений

Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: karabure@mail.ru

Гараева Айсылу Рафаеловна, магистрант, факультет мировой экономики и мировой политики Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики

E-mail: ga980410@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена современным особенностям восприятия корейской культуры молодыми людьми из азиатских стран. Корейская культура является ярким феноменом в мировой индустрии развлечений, которая не оставила равнодушной самых разных потребителей развлекательного контента как на Западе, так и на Востоке [1, 2].

Цель исследования - проанализировать закономерности восприятия корейской культуры со стороны молодежи азиатских стран. В процессе написания статьи использовались такие методы и подходы исследования, как опрос, сравнение, моделирование и системный подход. Научная новизна работы состоит в том, что в рамках системного подхода была разработана авторская анкета, позволяющая дать оценку особенностям восприятия корейской культуры молодыми людьми из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные дают возможность для организации научно-практической конференции и привлечения к участию в ней участвующих в опросе респондентов. К основным результатам исследования можно отнести то, что корейская культура является конкурентоспособной и пользуется популярностью в молодежной среде.

Ключевые слова и фразы: индустрия развлечений, Республика Корея, корейская культура, креативная политика, Халлю, молодежь, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

MIMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMMMMMMMMMMMMMMMMMMMIMMMMMMMMMMMMIMMN

Для цитирования: Хуссамов Р.Р., Гараева А.Р. Восприятие молодежью азиатских стран корейской индустрии развлечений // Корееведение в России: направление и развитие. 2021. Т. 2. № 4. С. 76-81

R.R. KHUSSAMOV

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia A.R. GARAEVA

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

PERCEPTION OF YOUTH IN THE ASIAN-PACIFIC COUNTRIES OF THE KOREAN ENTERTAINMENT INDUSTRY

Rail R. Khussamov, cand. economy sci., Associate Professor, Department of International Economic Relations Kazan (Volga Region) Federal University E-mail: karabure@mail.ru

Aisylu R. Garayeva, Master's student, Faculty of World Economy and World Politics National Research University Higher School of Economics

E-mail: ga980410@mail.ru

Abstract. This article is devoted to the peculiarities of the perception of Korean culture by young people from Asian countries. Korean culture is a striking phenomenon in the global entertainment industry, which has not left indifferent a wide variety of content consumers in the West and in the East [1, 2].

The purpose of the study is to analyze the patterns of perception of Korean culture by young people in Asian countries. In the process of writing the article, such research methods and approaches were used as a survey, comparison, modeling and a systems approach. The scientific novelty of the work lies in the fact that, within the framework of a systematic approach, a new questionnaire was created, which makes it possible to give a special assessment of the perception of Korean by young people from the countries of the Asia-Pacific region. The practical significance of the study lies in the fact that the data obtained make it possible to organize a scientific-practical conference and attract the respondents participating in the survey to participate in it. The main results of the study include the fact that Korean culture is competitive and popular among young people.

Key words and phrases: entertainment industry, Republic of Korea, Korean culture, creative policy, Hallyu, youth, Asia-Pacific region (APR).

For citation: Khussamov R.R., Garaeva A.R. Perception of the Korean entertainment industry by the youth of Asian countries // Korean Studies in Russia: Direction and Development. 2021. Vol. 2, № 4. P. 76-81

Введение

В современном мире правительство разных стран уделяют особое внимание развитию своего креативного сектора. И хотя в начале 21 века не все государства понимали настоящую экономико-политическую ценность этого направления, спустя 20 лет сомнения с их стороны развеялись [3, 4]. Не осталось стран, которые бы не разрабатывали свою креативную политику, направленную на распространение уникального национального бренда. При этом наблюдается отсутствие единой продуктовой линейки в креативном секторе разных стран [5, 4]. Как правило, страны имеют свою уникальную наполняемость «креативной корзины», но выделяются следующие основные элементы: кино, музыка, видеоигры, спорт и туризм.

Наиболее успешными государствами по реализации своей креативной политики являются Соединенные Штаты Америки и Республика Корея (РК) [4, 6]. Доминирование первой страны отчасти стало возможным благодаря образовавшемуся культурно-развлекательному дефициту и ускорению глобализационных процессов конца 1990-х годов [3]. Однако со второй страной все гораздо сложнее.

Республика Корея долгое время являлась страной реципиентом культурно-развлекательного контента других стран. При этом, несмотря на свой прозападный вектор внешней политики, РК активно потребляла и произведения советского мира, в частности СССР [2, 7]. Однако столкнувшись с Азиатским кризисом 1997-1998 годов, РК пришла к выводу о необходимости реструктуризации этого направления и разработки своей уни-

кальной креативной политики. Нами выделяются следующие факторы, повлиявшие на успех проводимой политики:

1. Постепенное улучшение разрабатываемых стратегических планов развития индустрии развлечений;

2. Органичная взаимосвязь, как государственных организаций, так и коммерческих организаций, структурированная по направлениям рассматриваемой индустрии;

3. Адаптация продукции развлекательной индустрии для стран реципиентов;

4. Мгновенная реакция на внешние вызовы.

В результате за относительно не большой срок, а именно 20 лет, РК удалось захватить внимание не только покупателей Азиатско-Тихоокенско-го региона, но и Западного полушария [8, 9, 10]. Примечательным также остается тот факт, что корейская продукция пользуется спросом и в мусульманских и арабский странах [11]. Скорость распространения развлекательного контента РК также не снижалась и в период ухудшения эпидемиологической ситуации в 2020 году. Корейская развлекательная индустрия пережила ее с наименьшими потерями по сравнению с другими странами.

Балийский международный студенческий фестиваль 2021 (Bali International Student Festival 2021), состоявшийся с 15 по 18 июля 2021 года, стал одним из ярких форумов этого года и крупномасштабной площадкой, объединившей представителей молодежи из разных стран мира [12]. Его основной целью являлась разработка мер по минимизации негативных последствий Covid-19.

Дискуссии мероприятия подразделялись на несколько направлений: цифровая экономика, технологии, психическое здоровье, образование, туризм, культура и расширение прав и возможностей молодежи. Помимо этого, организаторы форума провели ряд образовательных вебинаров с ведущими экспертами данных областей.

Отбор участников для данного мероприятия подразумевал подачу письма-предложения по улучшению тех или иных заявленных в пресс-релизе проблем Индонезии. Общий конкурс составил 3 человека на место. Наша заявка, выдвигающая ряд практических решений в области креативной политики, была высоко оценена экспертным жюри и одобрена к участию. В связи с этим, нами была сделана попытка оценить влияние корейской продукции креативной индустрии РК на представителей молодежи стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Результаты исследования

Целью проведенного исследования было определение роли корейской индустрии развлечений для молодежи, а также особенностей восприятия мировой индустрии развлечений молодыми людьми из разных стран, участвовавших в мероприятии Bali International Student Festival 2021.

Задачи исследования:

1. определить качество восприятия современной индустрии развлечений;

2. изучить оценку респондентов уровня развития индустрии развлечений своей страны;

3. узнать, насколько респонденты знают корейскую культуру или Халлю;

4. выяснить страновые предпочтения современных молодых потребителей индустрии развлечений.

Объект исследования - молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет из семи стран: Индонезия, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Турция и Узбекистан.

Метод исследования: опрос в форме анонимного анкетирования.

Основные этапы проведения исследования:

- разработка и уточнение анкеты - май-июнь 2021 года;

- проведение опроса респондентов - июль 2021 года

- интерпретация, структуризация, классификация и анализ данных - август 2021 года.

Плановый объем выборки - это число участников, принявших участие в мероприятии Bali

International Student Festival 2021 - составляет 26 человек. Фактический объем выборки - 26 человека, что составляет 100% от общего числа респондентов. Исходя из этого, можно считать, что проведенная выборка является вполне репрезентативной по количеству респондентов.

В анкете содержались следующие вопросы, касающиеся: 1) возраста; 2) пола; 3) знания термина «индустрия развлечений»; 4) структуры индустрии развлечений; 5) знания секторов, не входящих в индустрию развлечений; 6) оценки уровня развития индустрии развлечений своей страны; 7) выбора наиболее развитой национальной индустрии развлечений; 8) личных предпочтений в потреблении продукции национальных индустрий развлечений; 9) причин использования продуктов индустрии развлечений выбранной страны; 10) знания феномена «Халлю»; 11) факторов привлекательности корейской культуры для молодых людей.

В результате анализа анкетных данных респондентов выявлены следующие характеристики особенности восприятия современной индустрии развлечений молодыми людьми из 7 азиатских стран.

Состав респондентов по полу: юноши - 12 человек (46,2%), девушки - 14 человек (53,8%). Возрастной состав респондентов: до 20 лет - 8 человек (31%), от 21 года до 30 лет - 18 человек (69%).

По уровню знакомства с термином «индустрия развлечений» состав респондентов распределился следующим образом: знакомы - 23 человека (88,5%) и три человека, которые не знакомы с данным термином (11,5%).

Следующий вопрос на знание структуры индустрии развлечений был составным и включал 8 возможных ответов: 1) музыка; 2) фильмы; 3) косметика; 4) спорт; 5) видеоигры; 6) традиционная культура; 7) живопись; 8) туризм.

Итак, по знанию структуры индустрии развлечений состав респондентов имел следующую структуру: пять отраслей из 8 возможных выбрали 3 человека (11,5%); четыре отрасли из 8 возможных выбрали 12 человек (46,2%); три отрасли из 8 возможных выбрали 10 человек (38,4%).

Следует прокомментировать, что в целях более полного изучения данной задачи исследования на этот вопрос респонденты имели возможность выбрать несколько ответов. В связи этим следует отметить, что все участники опроса включили в индустрию развлечений - два основных сектора:

музыку и фильмы. Таким образом, респонденты в качестве базовых секторов данной индустрии выделяют музыкальный сектор и кинематограф.

По отношению к тому, какой сектор не входит в индустрию развлечений состав респондентов распределился следующим образом: 8 человек считают, что культура не входит в индустрию развлечений (31%), остальные 18 человек (69%) согласились с представленной авторами структурой индустрии развлечений.

По вопросу оценки уровня развития собственной национальной индустрии развлечений состав респондентов имеет следующую структуру: 12 человек (46%) считают развитой индустрию развлечений свой страны, но при этом иногда используют продукцию индустрии развлечений другой страны; 9 человек (35%) считают развитой индустрию развлечений свой страны, но при этом предпочитают товары индустрии развлечений других стран; 5 человек (19%) считают неразвитой индустрию развлечений свой страны и пользуются продукцией индустрии развлечений других стран.

По вопросу выбора наиболее развитой индустрии развлечений состав респондентов распределился следующим образом: респонденты, которые ответили, что считают наиболее развитой индустрией развлечений США - 15 человек (58%); респонденты, которые ответили, что считают наиболее развитой индустрией развлечений Республики Корея - 4 человека (15%); респонденты, которые ответили, что считают наиболее развитой индустрией развлечений Российской Федерации - 1 человек (4%); респонденты, которые ответили, что считают наиболее развитой индустрией развлечений в странах Евросоюза - 3 человека (11,5%); респонденты, которые ответили, что считают наиболее развитой индустрией развлечений Индии - 3 человека (11,5%); респонденты, которые ответили, что считают наиболее развитой индустрией развлечений в странах Латинской Америки - 3 человека (11,5%).

По вопросу, касающегося страновых предпочтений продуктов индустрий развлечений преимущественно пользуются состав респондентов распределился следующим образом: США выбрали 9 человек (35%); США и Республику Корея выбрали 8 человек (31%); только Республику Корея выбрали 2 человек (8%); только Россию выбрали 2 человека (8%); по одному человеку выбрали Россию и Республику Корея, а также Россию и США;

только Индию выбрали 2 человека (8%); только Латинскую Америку выбрали 2 человека (8%); также два человека выбрали страны Евросоюза (8%).

По вопросу, связанному с причинами выбора продукции индустрии развлечений конкретной страны состав респондентов распределился следующим образом: респонденты, которые ответили, что главной причиной является качество контента - 12 человек (46,2%); респонденты, которые ответили, что главной причиной является качество контента - 11 человек (42,3%); 4 человека (15%) затруднились дать ответ на данный вопрос.

По вопросу знания феномена «Халлю» состав респондентов имеет следующую структуру: 4 человека (15%) знают этот феномен, а 22 человека ответили, что не знают феномен «Халлю», что составляет (85%).

На вопрос, посвященный тому, что привлекает респондентов в корейской культуре были получены следующие ответы: респонденты, которые выбрали музыку - 7 человек (27%); респонденты, которые выбрали фильмы - 5 человек (20%); респонденты, которые выбрали только косметику - 2 человека (8%); респонденты, которые выбрали два фактора: музыку и косметику - 5 человека (20%); 5 человек (20%) не выбрали факторов привлекательности корейской культуры.

Выводы

Итак, подведем итоги нашего исследования, посвященного анализу современных особенностей восприятия корейской культуры молодыми людьми из азиатских стран.

1. Выявленные особенности восприятия корейской культуры со стороны молодых людей. 91% юношей ставят уровень развития индустрии развлечений собственной страны не на первую, а на вторую или третью позицию. Половина опрошенных юношей считает наиболее развитой страной с точки зрения культуры - США, Республика Корея в их глазах занимает вторую позицию. 91% юношей не слышали и не знают термин «Халлю». Примерно половину участвовавших в исследовании молодых людей привлекает в корейской культуре в первую очередь музыка и фильмы. При этом все юноши указали, что ценят в корейской культуре, прежде всего, уникальность, а в американской культуре - качество контента.

2. Выявленные особенности восприятия корейской культуры со стороны девушек. Примерно 30% девушек ставят уровень развития инду-

стрии развлечений собственной страны на первое место. На вторую позицию по уровню развития индустрии развлечений собственную страну ставят 35% девушек и на третью позицию - соответственно также 35% девушек. 64% девушек считает наиболее развитой страной с точки зрения культуры - США, Евросоюз в их глазах занимает второе место. 20% опрошенных девушек слышали и знают термин «Халлю». Примерно половину участвовавших в исследовании девушек привлекает в корейской культуре музыка и фильмы. При

этом 35% девушек привлекает в корейской культуре преимущественно косметическая продукция.

3. 77% участвовавших в данном исследовании юношей и девушек выразили твердое желание участвовать в будущей научно-практической конференции, посвященной анализу современных тенденций развития мировой креативной индустрии и в том числе, исследованию корейской индустрии развлечений. Проведение международной конференции запланировано на 2022 год.

Список литературы

1. Korean Foundation: сайт. - URL: https://www.kf.or.kr/kfEng/main.do?langTy=ENG (дата обращения: 14.08.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

2. Korean Creative Content Agency: сайт. - URL: https://www.kocca.kr/cop/main.do (дата обращения: 14.08.2021).

- Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

3. Joseph S Nye Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politic. / Joseph S Nye Jr. - Текст: непосредственный. - PublicAffairs; Illustrated edition. - 2005. - 191 p.

4. PricewaterhouseCoopers (2020). Global Entertainment and Media Outlook 2018-2022// PricewaterhouseCoopers: сайт - URL: https://www.pwc.ru/en/publications/media-outlook-2018.html (дата обращения: 14.08.2021). - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

5. International Federation of the Phonographic Industry: сайт. - URL: https://www.ifpi.org/ifpi-issues-annual-global-music-report (дата обращения: 14.08.2021) - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

6. World Trade Organization: сайт. - URL: https://www.wto.org (дата обращения: 14.08.2021) - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

7. Ministry of Culture, Sports and Tourism: сайт. - URL: https://www.mcst.go.kr/kor/main.jsp (дата обращения: 14.08.2021) - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

8. Korean Foundation. Global Hallyu Status I (Asia and Oceania) И^в I (°И°Ь^1оъ^)] / Текст: непосредственный. - Korean Foundation. - 2021. - 487 p.

9. Korean Foundation. Global Hallyu Status III (Europe) III / Текст: непосредственный.

- Korean Foundation. - 2021. - 422 p.

10. Michael Fuhr. Globalization and Popular Music in South Korea. Sounding Out K-Pop// Michael Fuhr. - Текст: непосредственный. - Published by Routledge. - 2017. - 256 p.

11. Korean Foundation. Global Hallyu Status IV (Africa and Middle East) IV / Текст: непосредственный. - Korean Foundation. - 2021. - 422 p.

12. Bali International Student Festival 2021: сайт. - Indonesia, 2020. URL: https://bisf.indonesiayouthfoundation.org/ (дата обращения: 14.08.2021) - Режим доступа: свободный. - Текст: электронный.

References

1. Jeju-do, 1991. / Tekst: elektronnyj // Korean Foundation: sajt. - URL: https://www.kf.or.kr/kfEng/main. do?langTy=ENG (data obrashcheniya: 14.08.2021)

2. Korean Creative Content Agency. - Seoul, 1978. / Tekst: elektronnyj // Korean Creative Content Agency: sajt. -URL: https://www.kocca.kr/cop/main.do (data obrashcheniya: 14.08.2021).

3. Joseph S Nye Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politic. / Joseph S Nye Jr. - Tekst: neposredstvennyj.

- PublicAffairs; Illustrated edition. - 2005. - 191 p.

4. Global Entertainment and Media Outlook 2018-2022 / Tekst: elektronnyj // Pricewaterhouse-Coopers: sajt. -URL: https://www.pwc.ru/en/publications/media-outlook-2018.html (data obrashcheniya: 14.08.2021).

5. IFPI issues annual Global Music Report / Tekst: elektronnyj // International Federation of the Phonographic Industry: sajt. - URL: https://www.ifpi.org/ifpi-issues-annual-global-music-report (data obrashcheniya: 14.08.2021).

6. World Trade Organization / Tekst: elektronnyj // World Trade Organization: sajt. - URL: https://www.wto.org (data obrashcheniya: 14.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ministry of Culture, Sports and Tourism / Tekst: elektronnyj // Ministry of Culture, Sports and Tourism: sajt. -URL: https://www.mcst.go.kr/kor/main.jsp (data obrashcheniya: 14.08.2021).

8. Korean Foundation. Global Hallyu Status I (Asia and Oceania) I / Tekst:

neposredstvennyj. - Korean Foundation. - 2021. - 487 p.

9. Korean Foundation. Global Hallyu Status III (Europe) И^в III / Tekst: neposredstvennyj. - Korean Foundation. - 2021. - 422 p.

10. Michael Fuhr. Globalization and Popular Music in South Korea. Sounding Out K-Pop// Michael Fuhr. - Tekst: neposredstvennyj. - Published by Routledge. - 2017. - 256 p.

11. Korean Foundation. Global Hallyu Status IV (Africa and Middle East) И^в IV / - Tekst: neposredstvennyj. - Korean Foundation. - 2021. - 422 p.

12. Bali International Student Festival / Tekst: elektronnyj // Bali International Student Festival 2021: sajt. - URL: https://bisf.indonesiayouthfoundation.org/ (data obrashcheniya: 14.08.2021).

Дата поступления /Received 19.08.2021 Дата принятия в печать/Accepted 22.09.2021

© Хуссамов Р. Р., Гараева А. Р., 2021. © Khussamov R.R., Garaeva A.R., 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.