Научная статья на тему 'ХАЛЛЮ: ИНТЕГРАЦИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРОВОЙ РЫНОК'

ХАЛЛЮ: ИНТЕГРАЦИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРОВОЙ РЫНОК Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3736
559
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАЛЛЮ / ИНТЕГРАЦИЯ / K-POP / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / ЗАПАД / ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рыбальская Вероника Владимировна

В данной статье исследуется феномен «Халлю», международного распространения южнокорейской культуры и продуктов, частью которого является музыкальный жанр корейской поп-музыки (K-Pop), приобретшего в последние годы колоссальную международную популярность. Также автором в работе анализируются факторы, способствующие популяризации K-pop как в Восточной Азии, так и на Западе. Эта тенденция непосредственно является частью глобализации: пересечения Востока и Запада с целью продвижения материальных и нематериальных продуктов в рамках трансформирующейся мировой экономической системы. Успех корейского музыкального жанра на Западе объясняется процессом и способом его производства. K-Pop компании сконструировали гибридный продукт, который обладает универсальной привлекательностью для международной аудитории благодаря своей «западности», а также выделяется на музыкальном рынке среди американских и европейских аналогов за счет акцентирования своей «корейской направленности» как в содержании текстов, так и в подаче. Благодаря стратегическому созданию имиджа и цифровому маркетингу некогда немассовый, предназначенный для относительно узкого круга потребителей жанр смог процветать во все более глобализирующейся неолиберальной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HALLYU: INTEGRATION OF SOUTH KOREAN CULTURE INTO THE GLOBAL MARKETPLACE

This study aims to explore the Hallyu phenomenon as the way of South Korean culture and products international dissemination that in itself is part of Korean pop music genre (K-pop), which has gained enormous popularity in recent years. The author also analyzes the factors contributing to the popularization of K-pop in both East Asia and the West. This trend is part of globalization: the intersection of East and West to promote tangible and intangible products within a transforming world economic system. The success of the Korean music genre in the West is due to the process and manner of its production. The K-Pop companies have created a hybrid product that has universal appeal to an international audience because of its «Westernness», but also stands out in the music market among American and European counterparts by emphasizing its «Korean orientation» both in the content of the lyrics and in the presentation. Through strategic image building and digital marketing, the once non-mainstream genre has been able to thrive within the increasingly globalized neoliberal system.

Текст научной работы на тему «ХАЛЛЮ: ИНТЕГРАЦИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРОВОЙ РЫНОК»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА PHILOSOPHY AND CULTURE

УДК 316

В.В. РЫБАЛЬСКАЯ

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Россия

ХАЛЛЮ: ИНТЕГРАЦИЯ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МИРОВОЙ РЫНОК

Рыбальская Вероника Владимировна, магистрант Кафедра социологии и политологии Волгоградский государственный университет E-mail: fumiko18@yandex.ru

Аннотация. В данной статье исследуется феномен «Халлю», международного распространения южнокорейской культуры и продуктов, частью которого является музыкальный жанр корейской поп-музыки (K-Pop), приобретшего в последние годы колоссальную международную популярность. Также автором в работе анализируются факторы, способствующие популяризации K-pop как в Восточной Азии, так и на Западе. Эта тенденция непосредственно является частью глобализации: пересечения Востока и Запада с целью продвижения материальных и нематериальных продуктов в рамках трансформирующейся мировой экономической системы. Успех корейского музыкального жанра на Западе объясняется процессом и способом его производства. K-Pop компании сконструировали гибридный продукт, который обладает универсальной привлекательностью для международной аудитории благодаря своей «западности», а также выделяется на музыкальном рынке среди американских и европейских аналогов за счет акцентирования своей «корейской направленности» как в содержании текстов, так и в подаче. Благодаря стратегическому созданию имиджа и цифровому маркетингу некогда немассовый, предназначенный для относительно узкого круга потребителей жанр смог процветать во все более глобализирующейся неолиберальной системе.

Ключевые слова и фразы: Халлю, интеграция, K-pop, экономика, культура, Запад, вестернизация .

Для цитирования: Рыбальская В.В. Халлю: интеграция южнокорейской культуры в мировой рынок // Корееве-дение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 2. С. 16-24.

V.V. RYBALSKAYA

Volgograd State University, Volgograd, Russia

HALLYU: INTEGRATION OF SOUTH KOREAN CULTURE INTO THE GLOBAL MARKETPLACE

Veronika V. Rybalskaya, Master's Degree Student, Department of Sociology and Political Science Volgograd State University E-mail: fumiko18@yandex.ru

Abstract. This study aims to explore the Hallyu phenomenon as the way of South Korean culture and products international dissemination that in itself is part of Korean pop music genre (K-pop), which has gained enormous popularity in recent years. The author also analyzes the factors contributing to the popularization of K-pop in both East Asia and the West. This trend is part of globalization: the intersection of East and West to promote tangible and intangible products within a transforming world economic system. The success of the Korean music genre in the West is due to the process and manner of its production. The K-Pop companies have created a hybrid product that has universal appeal to an international audience because of its «Westernness», but also stands out in the music market among American and European counterparts by emphasizing its «Korean orientation» both in the content of the lyrics and in the presentation. Through strategic image building and digital marketing, the once non-mainstream genre has been able to thrive within the increasingly globalized neoliberal system.

Keywords and phrases: Hallyu, integration, K-pop, economy, culture, West, westernization

For citation: Rybalskaya V V Hallyu: integration of South Korean culture into the global marketplace // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 2. P. 16-24.

Введение

Корейская волна или «Халлю» - это феномен, связанный с популяризацией корейской культуры (культурной экономики) и её распространением среди стран Запада и Юго-Восточной Азии. Возросший интерес к Южной Корее охватывает сферы от музыки, фильмов, дорам до онлайн-и-гр и корейской кухни. Халлю представляет собой экспорт поп-культуры, развлечений, телешоу и фильмов на мировой рынок [1].

Южная Корея это страна, цель которой - завоевать роль ведущего мирового экспортера популярной культуры, что является способом развить «мягкую силу» для распространения своего влияния как в Юго-Восточной Азии, так и в мире в целом.

K-pop существует несколько десятилетий и оказывает огромное влияние в Азии с 1999 года. K-Pop эволюционировал от первого поколения к четвертому, и по мере его роста развивалась и экономика Южной Кореи. Растущая популярность индустрии K-pop позволила распространить K-pop на зарубежные страны через корейскую волну, известную как Халлю. Эффект Халлю оказал огромное влияние на ВВП Кореи,

составив 0,2% от их валового внутреннего продукта (ВВП) в 2004 году (примерно 1,87 млрд. долл.). Совсем недавно, в 2019 году, Халлю, по оценкам, увеличила корейскую экономику на 12,3 млрд. долл. В 1965 году ВВП на душу населения в Корее был меньше, чем в Гане. Сегодня Южная Корея занимает 11-е место в мире по величине экономики.[2]

Видеоролики современных корейских музыкальных групп набирают на YouTube по 600700 млн. просмотров и такая массовая популярность K-Pop является лишь частью тенденции Халлю. Халлю, или «корейская волна», представляет собой массовый глобальный всплеск южнокорейской культуры, который является частью более широкой тенденции в рамках глобализации: синтез Востока и Запада с целью сбыта продукции в рамках глобализирующейся капиталистической системы. Успех жанра на западном музыкальном рынке объясняется жесткими требованиями в отношении производственного процесса K-Pop, в результате которого получился гибридный корейский и вестернизированный продукт, который обладает универсальной привлекательностью благодаря своей «западности»,

а также дифференцируется за счет акцентирования своей «корейской направленности». Эта стратегия привела к созданию культурного гибрида с широкой привлекательностью как для внутреннего, так и для международного рынка, и благодаря стратегическому созданию имиджа и цифровому маркетингу K-Pop смог процветать в рамках глобальной неолиберальной рыночной системы.

Оцифровка и переход K-Pop от внутреннего явления к глобальному

Начиная с середины 1990-х годов, K-Pop превратился из отечественного в глобальное явление, и одним из главных факторов его популяризации и распространения стала быстрая оцифровка музыкальной индустрии в Южной Корее. Южнокорейские музыкальные компании первыми в мире полностью реализовали потенциал новых интернет-технологий в отношении распространения и маркетинга K-Pop [3, с. 425]. Цифровой век произвел революцию в музыкальной индустрии, поскольку у потребителей больше нет необходимости получать музыку с помощью ограниченных средств распространения (таких как покупка пластинок или компакт-дисков). Теперь почти вся музыка доступна по низкой цене через сайты цифровой потоковой передачи, такие как Spotify и Apple Music, или бесплатно через популярные веб-сайты, такие как YouTube. Оцифровка также устранила необходимость в посреднике по распространению (например, радиостанции) для компаний, производящих музыку, и вместо этого позволяет компаниям размещать свою музыку непосредственно в Интернете. В то время как в прошлом звукозаписывающие компании владели и управляли авторскими правами на распространяемую ими музыку, музыкальные продюсеры в цифровую, глобализированную эпоху теперь могут нанимать, обучать и владеть артистами сами в дополнение к авторским правам на музыку, продаваемую онлайн [4].

Поскольку южнокорейские электронные компании быстро вышли на передовые позиции в области музыкальных технологий, связанных с Интернетом, компании K-Pop смогли ознакомиться с новейшими технологическими возможностями раньше, чем их другие конкуренты из ОЭСР [3, с. 426 ]. Эти новые технологии хорошо работали для малого бизнеса (как ведущие компании K-Pop были и остаются) из-за их меньших инвестиционных требований и более низких

затрат на вход. Наконец, поскольку K-Pop компании не владели фабриками по производству компакт-дисков, у них не было серьезных интересов в отрасли, и поэтому они могли быстро изменить стратегию и отойти от нее после азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов, который привел к периоду зарождающегося неолиберализма [5]. Южная Корея смогла освоить рынок онлайн-продаж намного раньше и намного быстрее, чем их конкуренты, и по этой причине рынок онлайн-продаж в Южной Корее продолжает быть более развитым, чем в любой другой крупной стране ОЭСР. Эта тенденция подтверждается тем фактом, что в 2012 году стоимость (в долларах США) онлайн-продаж в Южной Корее была в 1,5 раза больше, чем в Соединенных Штатах, несмотря на то, что американский музыкальный рынок в 6 раз больше, чем его южнокорейский аналог. С 2008 года индустрия K-Pop все больше «вливает человеческий и денежный капитал в американскую индустрию популярной музыки», чтобы получить доступ к прибыльному рынку.

Маркетинговые и рекламные стратегии, созданные специально для цифровой эпохи, также присутствуют во многих других формах. Компании K-Pop, такие как SM Entertainment, YG Entertainment и JYP Entertainment, нацелены на «визуальные» сегменты, такие как косметика, мода и продукты питания, тем самым побуждая своих звезд заниматься моделингом. Эти «визуальные» маркетинговые стратегии адаптированы для цифровых медия и помогают в создании уникального и узнаваемого бренда на уровне фирмы и даже на уровне группы K-Pop - которые становятся все более популярными по всему миру и которые, следовательно, становится все труднее копировать. Реклама распространяется на популярных сайтах социальных сетей, таких как YouTube, Facebook, Instagram и Twitter, которые стали мощными маркетинговыми инструментами. Социальные сети также позволили поклонникам K-Pop играть более вовлеченную и активную роль в популяризации K-Pop. Благодаря использованию таких СМИ, как онлайн-блоги, фан-сайты, фан-фики и фан-видео, фанаты не только являются потребителями, но и сами непреднамеренно становятся распространителями. Работая в тандеме с музыкальной индустрией K-Pop, знаменитости K-Pop, или «кумиры», и их поклонники по всему миру использовали соци-

альные сети для усиления глобального присутствия K-Pop, что вывело жанр на передний план современной транснациональной поп-культуры.

Поддержка Халлю Правительством Южной Кореи

На развитие популяризации корейской культуры особое влияние оказывает постоянная поддержка Правительством Южной Кореи. Так, бюджет Управления культурным содержанием Республики Корея составляет 5,5 млрд. долл. и реализуется в рамках развития экономики страны, в частности, за счет экспорта продукции индустрии культуры. Помимо этого, корейское правительство спонсирует от 20% до 30% инвестиционного фонда в размере 1 млрд. долл., предназначенного для развития и экспорта популярной культуры. Остальные инвестиционные потоки идут от банков и частных компаний, которые управляются Корейской инвестиционной корпорацией (КИК).

Главное стратегическое решение для управления Корейской волны - непрерывный мониторинг целевой аудитории в странах Азии и Запада. Правительство Южной Кореи и соответствующие подразделения следят за изменяющимися тенденциями на рынке поп-индустрии для определения того, какие продукты Халлю будут наиболее востребованы. Также следует отметить, что ни одна из стран не справляется с данной задачей лучше, чем Республика Корея.

Помимо этого, Халлю управляется правительством и за пределами Южной Кореи. Это осуществляется посредством проведения культурных фестивалей и PR-кампаний за рубежом, что способствует развитию индустрии развлечений и созданию благоприятной среды для реализации экономических интересов. Так, к августу 2020 года было создано 32 корейских культурных центра в 28 странах Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и Северной Америки для продвижения Халлю. По данным Статистического института ЮНЕСКО, в 2017 году объем мировой торговли культурными товарами составил 16,4 трлн. долл., и корейское правительство рассчитывает, что показатели со временем будут планомерно возрастать.

Индустрия развлечений очень активно отслеживает изменения интересов и приоритетов масс и создает привлекательные фильмы, ТВ-сериалы (дорамы). Корейская туристическая организация (KTO) наилучшим образом использует этот ин-

терес к Корее, предлагая туристам привлекательные туристические пакеты, которые включают поездки в места, прославленные корейскими до-рамами, поездки по эксклюзивным местам съемок и так далее.

Корейское правительство также построило и открыло K-Culture Valley в Кояне, тематический парк, вдохновленный Халлю, в котором размещается все, от киностудий, корейских ресторанов, концертов живой музыки до киногалерей, отелей, торговых центров, продающих товары корейских знаменитостей, и корейский тематический парк стоимостью 1,2 млрд. долларов США. Цель этого тематического парка - собрать в одном месте все интересные составляющие Халлю для посетителей.

Роль вестернизации в успехе K-Pop

С тех пор, как K-pop стал популярным на Западе, экономика Южной Кореи процветает. Большой процент слушателей - жители Запада, поэтому огромные доходы зависят от западных стран. В результате развлекательные компании K-pop больше ориентируются на западные страны, «обеляя» песни. Большинство песен, которые сегодня звучат в США, имеют полностью английские тексты, лишая K-pop его культуры.

Вплоть до 1960-х годов Южная Корея была пустынной, преимущественно сельскохозяйственной развивающейся страной, ВВП которой, по данным Всемирного банка, в 1960 году составлял всего 3,985 миллиарда долларов. Это резко контрастирует с сегодняшней Южной Кореей, где в 2021 году она заняла 11-е место по объему мирового ВВП, составив 1,74 трлн долларов.

Хотя этому росту способствовали различные факторы, такие как технологии и инновации, K-pop сыграл большую роль в преобразовании экономики Южной Кореи. За 30 лет не только выросла популярность музыкальных коллективов, но и улучшилась экономика Южной Кореи. Так, по официальной оценке, K-Pop приносит стране около 10 млрд. долл. в год. Одна группа, которая чрезвычайно успешна и продолжает набирать популярность, - это BTS [6]. В 2018 году Исследовательский институт Hyundai (HRI) сообщил, что на долю BTS приходится примерно 3,54 млрд. долл. южнокорейского ВВП. В последние годы это число увеличилось еще больше.

Благодаря таким группам, как BTS, «K-pop» стал известен по всему миру, однако примерно 30 лет назад это было не так. «Gangnam Style»

Psy и BTS привлекли внимание к жанру, и все больше людей начали узнавать о K-pop. «Современный К-pop» восходит к 1989 году, когда Ли Су Ман основал SM Entertainment, которая позже стала одной из крупнейших развлекательных компаний в Южной Корее. В 1997 году Пак Чжин Янг основал JYP Entertainment, а в 1998 году Ян Хен Сук основал YG Entertainment. Эти три развлекательные компании известны как «Большая тройка» в Южной Корее из-за их всемирной популярности и экономического успеха; в 2018 году выручка SM Entertainment составила 532 млн. долл., YG Entertainment - 248 млн. долл., а JYP Entertainment - 109 млн. долл.

K-pop делится на четыре основных поколения [7]. Первое поколение K-pop зародилось в начале 1990-х и 2000-х с образованием группы Seo Taiji and Boys. Концепция этой группы была вдохновлена поп-музыкой в западном стиле и японскими айдолами, заложив основу для будущих артистов. K-pop группы из этого поколения включают Shinhwa, Sechskies, S.E.S., G.O.D. и Turbo, а сольные исполнители K-pop включают Rain, BoA и Lee Hyori.

Второе поколение K-pop началось в 2003 году и закончилось в период с 2009 по 2010 год. Известные группы этой эпохи включают TARA, After School, KARA, Epik High, Miss A, Wonder Girls, Bigbang, 2ne1, Girls Generation, Super Junior и SHINee. Именно в этом поколении K-pop начал становиться все более популярным и распространяться по всему миру, потому что K-pop агентства и компании перешли к использованию YouTube, что позволило расширить охват и привлечь международных поклонников. Стоит отметить, что в 2012 году был выпущен клип PSY «Gangnam Style», который быстро завоевал популярность. Фактически, по данным BBCNews, это видео превысило ограничение на максимальное количество просмотров YouTube в 2 147 483 647 просмотров, в результате чего YouTube изменил это ограничение, которое теперь составляет 9,22 квинтиллиона.

Популяризация платформ социальных сетей расширилась во время третьего поколения K-pop, где наряду с YouTube использовались такие платформы, как Instagram и Naver. В течение этого поколения K-pop улучшил качество своих музыкальных клипов, хореографии и рекламного контента. Популярные К-поп-группы этого поколения включают NU'EST, EXO, VIXX, GOT7, BTS, Blackpink, Twice, Gfriend и Red Velvet.

В настоящее время K-pop находится в 4-м поколении с такими группами, как ITZY, ATEEZ, Stray Kids, TXT и LOONA. Кроме того, возможность славы и успеха побуждают родителей отдавать своих детей тренироваться в хореографические школы, чтобы в дальнейшем появилась возможность дебютировать в качестве айдолов. Это поддерживает популярность индустрии K-pop, позволяя ей продолжать приносить пользу экономике.

Однако большой процент слушателей K-pop и, следовательно, музыкальной экономики Южной Кореи происходят от западных слушателей. Согласно онлайн-переписи, 40,5% слушателей K-pop были белыми и неиспаноязычными, а 56,8% слушателей проживали в Северной Америке, включая США и Канаду. Согласно ин-фографике Spotify [8], США являются ведущей страной по потоковому K-pop, и популярность музыки продолжает расти быстрыми темпами в других западных странах. Из-за этого южнокорейские развлекательные компании больше ориентированы на западных слушателей, а не на корейцев.

Большинство корейских песен, которые отправляются на западный рынок, написаны на английском из-за языкового барьера, в котором отсутствует ключевой аспект корейской культуры: язык. Такие песни, как «Dynamite» от BTS и сольный альбом Blackpink Rose, демонстрируют отсутствие корейского влияния в поп-культуре. Хотя эти песни стали популярными благодаря западным слушателям, в конечном итоге, это все еще корейские песни, которые не всем корейцам доступны для понимания и воспроизведения на слух. K-pop перенял влияние западной поп-музыки, но с тех пор эволюционировал. Хореография, энергия и язык уникальны для этого жанра. Однако не должен меняться, чтобы занять место в плейлисте слушателей на Западе, потому что, как любой другой музыкальный жанр, его следует уважать как есть.

K-pop музыка все еще находится на подъеме и в будущем получит больше слушателей, но если K-pop продолжит вестернизацию, он потеряет свои уникальные качества и перестанет определять корейскую культуру. В связи с чем, например, новые слушатели проигрывая такую песню, как «Gone» Роуз, принимают ее за западную, а не за песню K-pop. Без какой-либо культурной оценки или признания корейской музыки

ее по-прежнему будут недооценивать и отвергать. Вестернизация или «обеление» корейской музыки продемонстрировало подъем в музыкальной экономике Южной Кореи, но в конечном итоге привело к отсутствию культурной самобытности, которая когда-то была. K-pop активно развивается в США, и вскоре, возможно, песни K-pop, которые на самом деле корейские, могут быть номинированы на Грэмми наряду с западными исполнителями.

Хотя маркетинг является неотъемлемым аспектом успеха K-Pop, он также должен обладать привлекательной визуальной эстетикой, если он хочет привлечь широкую международную аудиторию. Нельзя отрицать тот факт, что современная корейская популярная культура создается под влиянием западной гегемонии, и из-за этого она должна быть знакома западной аудитории, чтобы добиться успеха международном уровне. Одной из форм западной интеграции являются визуальные отсылки к американскому хип-хопу, часто встречающиеся в клипах корейских поп-исполнителей. Так, например, в музыкальном видео для «Crayon» южнокорейский рэпер G-Dragon танцует брейкданс, носит кастеты в виде когтей и спортивные украшения большого размера. В музыкальном видео «Kill This Love» певица Лиза из группы BLACKKPINK читает рэп, а внешний образ дополняют хвосты из африканских кос. Нельзя не отметить фрагмент, в котором участницы клипа копирует всем известный образ Анджелины Джоли в фильме «Лара Крофт: Расхити-тельница гробниц». В музыкальном клипе на песню «I Got A Boy» певицы гёрл-группы Girls' Generation одеты в «уличном» стиле, примером чего являются банданы и мешковатые штаны. Все три музыкальных клипа красочны и почти мультяшны, и так, рэп-исполнитель G-Dragon, включив игристую и яркую эстетику в свое музыкальное видео, намеренно снимает мрачный и часто криминализированный образ хип-хопа, помещая его в яркий и озорной контекст. Так же делают исполнительницы BLACKPINK и Girls' Generation в своих музыкальных клипах. Присваивая эстетику афроамериканской культуры, они присваивают и эксплуатируют ее культурный капитал, при этом игнорируя лежащую в её основе политику, что создает сложные слои расовой и гендерной гибридности, которые основаны на ориентированной на прибыль стра-

тегии использования иностранного культурного капитала для экономической выгоды.

Возрастающее влияние западной культуры на незападную музыку, в частности, интеграцию английского языка в K-Pop, связано с экономическим ростом и современностью [9, с. 46]. В то время как западная культура подвергалась стигматизации и запрещалась в Южной Корее в 1970-х и 1980-х годах авторитарным режимом президента Пак Чон Хи, отношение к западному миру начало меняться после появления «нового поколения» (sinsedae) под властью правительства. Ким Ён-Сэм, избранный в начале 1990-х. С тех пор английский язык использовался как инструмент для расширения рынка K-Pop как на остальную часть Азии, так и на западный музыкальный рынок. В то время как некоторые группы и исполнители K-Pop изучают местные языки (например, японский), чтобы привлечь внимание соседних рынков, большинство изучают английский язык из-за его роли в качестве музыкального лингва-франка, а также его способности экспоненциально расширять свою целевую аудиторию [10, с. 120].

Английский язык стратегически используется в припевах и хуках песен K-Pop, так как это облегчает их воспроизведение на слух и запоминание для международной аудитории (большинство из которых не знакомы с корейским языком). Из-за этого несколько развлекательных компаний пригласили американских композиторов для создания K-Pop мелодий, и по состоянию на сентябрь 2009 года около шестидесяти американских композиторов получили контракты от продюсерских компаний K-Pop. Об экспоненциальном росте использования английского языка в K-Pop свидетельствуют названия самых популярных песен в индустрии K-Pop. В списке пятидесяти лучших песен 1995 года было только четыре названы на английском языке (8%), число которых увеличилось до девяти (18%) в 2005 году и двадцати двух (44%) к 2010 году [10, с. 123]. Прошло десять лет с тех пор, как были рассчитаны эти статистические данные, и тенденция как к интеграции английского языка, так и к совместному производству на английском языке, скорее всего, сохранится. Быстрая интеграция английского языка в K-Pop создала гибридный музыкальный жанр, который уравновешивает «экзотику» корейского языка и южнокорейской культуры со знанием английского языка, всемирного лингва-франка.

Роль корейской идентичности в K-Pop

K-Pop смог стратегически дифференцироваться благодаря диаметрально противоположному и отчетливо «корейскому» подходу к своему имиджу. Поддержка «традиционных» ценностей является одним из ключей к успеху K-Pop. K-Pop айдолы обязаны вести себя в соответствии со строгими стандартами, установленными их компаниями.

И мужчины, и женщины-айдолы K-Pop должны поддерживать «идеальный» публичный и личный имидж, а их личная и профессиональная жизнь должна быть «одинаково благопристойной, не угрожающей и не вульгарной». Айдолы K-Pop также должны придерживаться традиционного консервативного азиатского отношения к физическому взаимодействию между мужчиной и женщиной. Хотя танцевальные движения айдолов зачастую носят провокационный характер и имеют сексуальный подтекст, в их видео редко присутствует прямое упоминание взаимодействия мужчины и женщины (например, они никогда не изображаются провокационно танцующими с исполнителем противоположного пола). В частности, женщины-айдолы K-Pop должны выглядеть гламурно как на сцене, так и за ее пределами, и в то же время провокационно, при этом они целенаправленно создают менее вызывающие образы в сравнении с современными западными кумирами. Корейские идеалы красоты находятся под сильным влиянием постоянно меняющихся капиталистических потребительских тенденций, которые оказывают давление на отдельных женщин и мужчин, заставляя их менять себя в соответствии с международными стандартами востребованности того или иного внешнего образа [11]. В Южной Корее повышается уровень социальной конкурентоспособности для того, чтобы соответствовать растущим требованиям внешней красоты. Под таким давлением, чтобы достичь желаемого международного имиджа, многие айдолы K-Pop предпочитают физически «вестернизировать» себя с помощью косметической хирургии (такой как хирургия век, которая превращает «азиатские» монолиды в «европейские» двойные веки), кремов для отбеливания кожи и красок для волос, чтобы черные волосы превратить в каштановые, в блонд или в рыжие). Несмотря на это, их отчетливо азиатские физические особенности продолжают позиционировать их как иностранных

«других» на музыкальном рынке, где доминирует Запад [1, с. 149]. Имидж исполнителей K-Pop так тщательно продуман, потому что айдолы выступают в качестве послов в своей стране и обязаны презентовать буржуазное корейское государство таким, каким оно должно быть представлено в средствах массовой информации. Жестко контролируемый публичный образ айдолов K-Pop также является необходимой мерой в связи с тем, что публичные скандалы в Южной Корее имеют длительные социальные последствия.

Благодаря этим заметным различиям, как культурным, так и физическим, K-Pop смог занять нишу на музыкальном и более широком рынке музыкальной и более массовой культуры. K-Pop - это жанр, который существует на пересечении глобализации и расы, и определил себя через отличительную «азиатскую» расовую идентичность благодаря поддержке корейских культурных ценностей, а также стратегически интегрируя западные темы с целью расширения своего рынка.

Как утверждает Корейский фонд международного культурного обмена (KOFICE), разные страны мира развивают свои культурные индустрии на конкурентной основе. KOFICE заявляет, что в настоящее время между странами идет интенсивная конкуренция за использование своих «культурных индустрий» как для возрождения своей внутренней экономики, так и для выхода на мировую арену [12]. K-Pop, как часть большого движения Халлю, сыграл важную роль в том, что Южная Корея вышла на мировую арену и завоевал международный рынок. Благодаря стратегическому использованию цифрового маркетинга, а также сознательному присвоению западной культуры и эстетики, K-Pop смог стать привлекательным для западной аудитории, позволив некогда нишевому поджанру стать транснациональным и трансконтинентальным глобальным явлением менее чем за 25 лет. Он продолжает претерпевать изменения и адаптации, и некогда монокультурное лицо K-Pop начинает меняться, и некорейские айдолы K-Pop из Японии, материкового Китая, Тайваня, Таиланда и Соединенных Штатов постепенно начинают входить в индустрию и влиять на нее [9, с. 55].

Выводы

Несмотря на то, что Халлю развивалась и распространялась в течение последних нескольких лет, поддержание роста в будущем будет слож-

ным. Одной из главных причин возросшей популярности по всему региону и в мире в целом стала новизна. Хотя корейское правительство задействует все возможные механизмы для поддержания интереса масс в отношении корейской поп-культуры в течение длительного периода времени делать это будет сложнее.

Некоторыми из основных проблем Корейской волны являются:

1. Поддержание инноваций в культурных продуктах: Инновации лежат в основе успеха многих корейских фильмов, музыкальных групп и дорам. Чтобы продолжать привлекать зрителей по всей Юго-Восточной Азии и в мире, корейские продюсеры должны быть инновационными не только в темах и сюжетах, но и в творческом исполнении. Это является трудновыполнимой задачей, учитывая, во-первых, её масштабность, а, во-вторых, тот факт, что все страны Юго-Восточной Азии уникальны сами по себе. Хотя такие работы, как «Паразиты», «Игра в кальмара» завоевали популярность по всему миру и стали чрезвычайно успешными, вопрос о том, как долго корейские продюсеры могут продолжать это делать, открыт для обсуждения.

2. Ключевыми «субъектами» в успехе Халлю являются корейские звезды, такие как G-Dragon, БоА, Кай (ЕХО) и другие. Эти знаменитости стали региональными суперзвездами, а крупные компании - местные и международные - выбрали их в качестве своих спонсоров. Фильмы, драмы и различные рекламные ролики в определённой степени снижают их популярность. Это может привести к чрезмерному появлению на публике знаменитостей. Поскольку успех предстоящих фильмов и дорам в значительной степени зависит от этих звезд, ослабление их бренда и имиджа из-за чрезмерной экспозиции приведёт к убыткам. В то же время контроль над этим чрезмерным воздействием будет большой проблемой для всех участников, от продюсеров, компаний до самих знаменитостей, поскольку каждый из них захочет

максимизировать выгоду за счёт знаменитостей.

3. Устойчивые инвестиции корейского правительства. Корейское правительство активно участвует и поддерживает рост Халлю. В рамках кампании «Discover Korea Your Way», проводимой Корейской туристической организацией (KTO), и других проектов Халлю-Вуд правительству необходимо будет вложить значительные средства и увеличить свои расходы на протяжении следующих лет. Кроме того, правительству необходимо будет тесно сотрудничать с KTO и другими органами власти, чтобы продумать инновационные и эффективные кампании по увеличению расходов туристов на Халлю. Устойчивое инвестирование в течение длительного периода времени и тщательное рассмотрение проектов также является проблемной задачей.

В целом, нет сомнений в том, что Халлю вывел Корею на мировую арену. В связи с тем, что в настоящее время международное сообщество активно следит за культурным и экономическим развитием страны, корейскому правительству крайне необходимо использовать все свои продукты индустрии культуры и развлечений для дальнейшего повышения стоимости бренда Кореи как страны.

Корея, как бренд, должна быть в состоянии найти баланс между не чрезмерной коммерциализацией Халлю, а продвижением на рынок и подлинным развитием своей идентичности. Рост Корейской волны за последние два десятилетия был очевидным, и он все еще продолжается. Представляется интерес наблюдать и исследовать то, как Корея продолжит вводить новшества и использовать богатый потенциал и популярность Корейской волны, чтобы поддерживать ее привлекательность для мировой аудитории. Это могло бы еще больше повысить репутацию национального бренда Кореи и способствовать дальнейшему успеху корейского общества, экономики и культуры.

Список литературы

1. Hogarth, H.K. The Korean Wave: An Asian Reaction to Western-Dominated Globalization / H.K. Hogarth. -Текст: непосредственный // Perspectives on Global Development and Technology. - 2013. - № 12 (1-2). - С. 135-151.

2. South Korea. Data Commons, World Bank, 2019: [сайт]. - URL: https://datacommons.org/place/country/ KOR?utm_medium=explore&mprop=amount&popt=EconomicActivity&cpv=activitySource°/o2CGrossDomesticPro duction&hl=en (дата обращения: 14.10.2021).

3. Messerlin P.A. The Success of K-Pop: How Big and Why So Fast? / P.A. Messerlin. - Текст: непосредственный // Asian Journal of Social Science. - 2017. - № 45 (4-5). - С. 409-439.

4. Oh, I. The Globalization of K-pop: Korea's Place in the Global Music Industry / I. Oh. - Текст: непосредственный // Korea Observer. - 2013. - № 44 (3). - С. 389-409.

5. Valean, N.S. Creative Industries in South Korea: The Korean Wave / N.S. Valean. - Текст: непосредственный.

6. Wandering, S. The «BTS Effect» on South Korea's Economy, Industry and Culture / S. Wandering. - Текст: непосредственный.

7. Kang, J. Here's The Breakdown of K-Pop's 4 Generations, According To IDOLOGY Webzine / J. Kang. - Текст: электронный // Koreaboo: [сайт]. - URL: www.koreaboo.com/lists/breakdown-kpop-4-generations- according-idology-magazine/ (дата обращения: 19.10.2021).

8. Spotify. «K-pop Around the World». - Текст: электронный: // Spotify: [сайт]. - URL: https://newsroom.spotify. com/media-kit/k-pop-around-the-world/ (дата обращения: 22.10.2021).

9. Lee, W. Diversity of K-Pop: A Focus on Race, Language, and Musical Genre / W. Lee. - Текст: электронный // Bowling Green, KY: [сайт]. - URL: https://scholarworks.bgsu.edu/rbc/2018conference/005/6/ (дата обращения: 22.10.2021).

10. Yong, J. Critical Interpretation of Hybrid K-Pop / J. Yong, R. Woongjae. - Текст: непосредственный // Popular Music and Society. - 2014. - № 37 (2). - С. 113-131.

11. Epstein, S. Multiple Exposures: Korean Bodies and the Transnational Imagination / S. Epstein, R. Joo. - Текст: непосредственный // The Asia-Pacific Journal. - 2012. - № 10 (33). - C. 1-19.

12. Lee, S. Hallyu 2.0: The Korean Wave in the Age of Social Media / S. Lee. - Текст: электронный // University of Michigan Press: [сайт]. - URL: https://www.fulcrum.org/concern/monographs/vt150k31t (дата обращения: 25.10.2021).

References

1. Hogarth, H.K. The Korean Wave: An Asian Reaction to Western-Dominated Globalization / H.K. Hogarth. -Tekst: neposredstvennyj // Perspectives on Global Development and Technology. - 2013. - № 12 (1-2). - С. 135-151.

2. South Korea. Data Commons, World Bank, 2019: [sajt]. - URL: https://datacommons.org/place/country/ KOR?utm_medium=explore&mprop=amount&popt=EconomicActivity&cpv=activitySource%2CGrossDomesticPro duction&hl=en (data obrashhenija: 14.10.2021).

3. Messerlin P.A. The Success of K-Pop: How Big and Why So Fast? / P. A. Messerlin. - Tekst: neposredstvennyj // Asian Journal of Social Science. - 2017. - № 45 (4-5). - С. 409-439.

4. Oh, I. The Globalization of K-pop: Korea's Place in the Global Music Industry / I. Oh. - Tekst: neposredstvennyj // Korea Observer. - 2013. - № 44 (3). - С. 389-409.

5. Valean, N.S. Creative Industries in South Korea: The Korean Wave / N.S. Valean. - Tekst: neposredstvennyj.

6. Wandering, S. The «BTS Effect» on South Korea's Economy, Industry and Culture / S. Wandering. - Tekst: neposredstvennyj.

7. Kang, J. Here's The Breakdown of K-Pop's 4 Generations, According To IDOLOGY Webzine / J. Kang. - Tekst: jelektronnyj // Koreaboo: [sajt]. - URL: www.koreaboo.com/lists/breakdown-kpop-4-generations- according-idology-magazine/ (data obrashhenija: 19.10.2021).

8. Spotify. «K-pop Around the World». - Tekst: jelektronnyj: // Spotify: [sajt]. - URL: https://newsroom.spotify. com/media-kit/k-pop-around-the-world/ (data obrashhenija: 22.10.2021).

9. Lee, W. Diversity of K-Pop: A Focus on Race, Language, and Musical Genre / W. Lee. - Tekst: lektronnyj // Bowling Green, KY: [sajt]. - URL: https://scholarworks.bgsu.edu/rbc/2018conference/005/6/ (data obrashhenija: 22.10.2021).

10. Yong, J. Critical Interpretation of Hybrid K-Pop / J. Yong, R. Woongjae. - Tekst: neposredstvennyj // Popular Music and Society. - 2014. - № 37 (2). - С. 113-131.

11. Epstein, S. Multiple Exposures: Korean Bodies and the Transnational Imagination / S. Epstein, R. Joo. - Tekst: neposredstvennyj // The Asia-Pacific Journal. - 2012. - № 10 (33). - C. 1-19.

12. Lee, S. Hallyu 2.0: The Korean Wave in the Age of Social Media / S. Lee. - Tekst: jelektronnyj // University of Michigan Press: [sajt]. - URL: https://www.fulcrum.org/concern/monographs/vt150k31t (data obrashhenija: 25.10.2021).

Дата поступления / Received 25.02.2022 Дата принятия в печать /Accepted 14.03.2022

© Рыбальская В.В., 2022, © Rybalskaya V.V., 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.