Научная статья на тему 'Ценностные ориентации тренеров как ресурс их конкурентоспособности'

Ценностные ориентации тренеров как ресурс их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
451
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРЕНЕР / ПОЛ / СТАЖ РАБОТЫ / МНОГОФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Распопова Анна Сергеевна, Босенко Юлия Михайловна

В статье представлены данные исследования ценностных ориентаций специалистов по физической культуре с учетом пола и стажа педагогической деятельности. В качестве испытуемых выступили тренеры различных спортивных специализаций (n=122). В первую группу вошли тренеры со стажем работы от 0 до 5 лет в возрасте от 24 до 35 лет, во вторую группу вошли тренеры со стажем 5-10 лет в возрасте от 26 до 54 лет. Такие ценностные ориентации, как «высокое материальное положение», «активные социальные контакты», «развитие себя», «достижения », формируются под влиянием стажа профессиональной деятельности и пола тренера. Данные могут использоваться для прогнозирования результативности профессиональной деятельности тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable course orientations as a resource of their competitiveness

The article presents data on the study of value orientations of specialists in physical culture, taking into account gender and length of pedagogic activity. As test subjects there were coaches of various sports specialisations (n = 122). The first group consisted of coaches with work experience 0 to 5 years aged 24 to 35, the second group included coaches with an experience of 5 to 10 years aged 26 to 54. Such value orientations as "high financial position", "active social contacts", "self-development", "achievements", are formed under the influence of professional experience and the gender of the coach. The results can be used to predict the effectiveness of the professional activity of coaches.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации тренеров как ресурс их конкурентоспособности»

УДК 159.9: 796.071

Распопова Анна Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент

Босенко Юлия Михайловна

кандидат психологических наук

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар

annar25@mail.ru, Lavina32@mail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ТРЕНЕРОВ КАК РЕСУРС ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

В статье представлены данные исследования ценностных ориентаций специалистов по физической культуре с учетом пола и стажа педагогической деятельности. В качестве испытуемых выступили тренеры различных спортивных специализаций (п=122). В первую группу вошли тренеры со стажем работы от 0 до 5 лет в возрасте от 24 до 35 лет, во вторую группу вошли тренеры со стажем 5-10 лет в возрасте от 26 до 54 лет. Такие ценностные ориентации, как «высокое материальное положение», «активные социальные контакты», «развитие себя», «достижения», формируются под влиянием стажа профессиональной деятельности и пола тренера. Данные могут использоваться для прогнозирования результативности профессиональной деятельности тренеров.

Ключевые слова: ценностные ориентации, тренер, пол, стаж работы, многофакторный дисперсионный анализ.

В современных условиях растут требования не только к деятельности специалиста в области физической культуры, но и к его личности, что выражается в предъявлении высоких стандартов к успешности профессионала [1, с. 246; 10, с. 175]. Это зачастую негативно влияет на личностное развитие, психическое состояние специалиста [8, с. 183-187; 9, с. 337-342]. В процессе решения значимых задач профессиональной деятельности тренер не придает значения своей личной конкурентоспособности. Профессиональные задачи тренера базируются на умении представить в своей деятельности технические, физические, психологические параметры учебно-тренировочной и соревновательной деятельности своего воспитанника [6, с. 24; 7, с. 1-50]. Критерием эффективности профессиональной деятельности может выступать система ценностей специалиста [1, с. 247; 3, с. 9; 5, с. 346-349].

Элементами осознанного восприятия индивидом общественной реальности являются ценностные ориентации, которые становятся основой для мотивации поведения и оказывают воздействие на все жизненные сферы человека [4, с. 27].

Критерием личностной зрелости и показателем меры её социальности являются сформированные ценностные ориентации. Их устойчивость детерминирует определенные личностные качества, такие как цельность, надёжность, принципиальность, следование конкретным идеалам, развитая воля, активная жизненная позиция. Неразвитость ценностных ориентаций свидетельствует об инфантилизме личности, преобладании внешних стимулов во внутренней структуре личности [2, с. 38-44].

Наше исследование направлено на установление влияния стажа профессиональной деятельности и пола на развитие ценностных ориентаций личности тренеров.

Для изучения ценностных ориентаций использовался опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) И. С. Сенина. В исследовании участвовали тренеры

различных спортивных специализаций. В первую группу исследуемых тренеров вошли респонденты со стажем работы от 0 до 5 лет в возрасте от 24 до 35 лет (34 женщин, 27 мужчин), во вторую группу вошли тренеры, чей стаж составил 5-10 лет, в возрасте от 26 до 54 лет (26 мужчин и 35 женщин). Исследование выполнено на базе ФГБОУ ВО Ку -банский государственный университет физической культуры, спорта и туризма.

В результате исследования ценностных ори-ентаций у респондентов со стажем работы менее 5 лет было установлено (рис. 1), что наиболее значимой ценностью для них является «материальное положение». Тренеры приступают к активной деятельности, реализуя цели, получают профессию или трудовую деятельность. Второй по значимости является ценность «активные социальные контакты», для них важно устанавливать благоприятных отношения в разных сферах жизни, усиление межличностных связей, исполнение социальной роли. Важной ценностью является «сохранение собственной индивидуальности». Тренеры с небольшим стажем работы осознают свою значимость как личности, верят в себя, в свои способности, суждения, ставят себя выше остальных, но стараются не выражать эти качества во внешней среде.

На среднем уровне представлены ценности: «развитие себя», «духовное удовлетворение», то есть для тренеров важно постоянно совершенствовать свою индивидуальность, руководствоваться моральными принципами, развивать свои способности, добиваться успехов во всём. Тренеры ориентированы на высокую избирательность взаимоотношений с окружающими, имеют потребность в свободном эмоциональном общении. Высокие результаты показывают ценности «достижения» и «креативность», потребность ориентироваться на цели, решать жизненные задачи, возможность видеть представление о своём желаемом «Я», стремятся к реализации способностей. Наименее важной ценностью является «собственный престиж»,

© Распопова А.С., Босенко Ю.М., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

271

Собственный Высокое Креативность Активные Развитие себя Достижения Духовное Сохранение

престиж материальное социальные удовлетворение собственной

положение контакты индивидуальности

Стаж работы отОдо 5лет(п=б1)

Стаж р аботы от 5 до 10 лет (п=61)

Рис. 1. Средние значения показателей ценностных ориентаций у тренеров с разным стажем работы.

Примечание: знаком * отмечены различия, достоверно значимые при р<0,05

Рис. 2. Средние значения показателей ценностных ориентаций у мужчин и женщин

со стажем работы от 0 до 5 лет

тренеры не стремятся завоёвывать собственное признание в обществе.

Достоверные различия выявлены между тренерами с разным стажем по двум шкалам: «достижения» и «духовное удовлетворение» (рис.1).

Наиболее значимой ценностью для тренеров со стажем работы от 5 до 10 лет является «развитие себя». Это означает стремление постоянно совершенствовать свои индивидуальные особенности, личностные и профессиональные характеристики.

Ведущей для данной группы является необходимость добиваться успехов во всём, достигать профессиональных результатов и придавать своему карьерному развитию прогрессивный характер. Второй по значимости является ценность «материальное положение».

Результаты по показателю «креативности» означают, что тренеры стремятся к реализации своих творческих возможностей, изменению окружающей действительности. Среднюю позицию среди терминальных ценностей занимают «сохранение собственной индивидуальности», «собственный престиж». Тренеры осознают значимость собственной личности, характеризуются верой в себя,

в свои способности. Также для них важно получать положительную оценку со стороны общества, важно занимать престижную позицию.

Следующими по значимости ценностями выступают: «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение», они готовы устанавливать благоприятных отношения в некоторых областях общественного взаимодействия, увеличение собственных контактов, осуществление социальной роли. Тренеры с большим стажем работы ориентированы на высокую избирательность взаимоотношений с окружающими, в других связях и общении их больше удовлетворяет потребность в свободном эмоциональном общении. Наименее важной ценностью является «достижения», они ориентируются на цели, но им не так важно решение жизненных задач, представление о желаемом «Я».

Сравнение полученных результатов по выраженности ценностных ориентаций наглядно представлено в рисунке 1. Тренеры с небольшим стажем работы менее ориентированы на цели, решение жизненных задач, возможность видеть представление о своём желаемом «Я», тем не менее, их удовлетворяет потребность в свободном,

Вестник КГУ Л 2018

272

эмоциональном общении среди коллег, руководство морально-нравственными принципами, понимание других людей. Для опытных тренеров более значимы ценности «достижения» и «духовное удовлетворение», так как они более мобилизованы, способны достигать принципиально профессиональных результатов, более важно придавать своему профессиональному развитию восходящий прогрессивный характер и руководствоваться моральными принципами.

Анализ данных в группах мужчин и женщин со стажем работы от 0 до 5 лет представлен на рисунке 2.

Почти все терминальные ценности как у мужчин, так и женщин, в зоне средних значений. Однако приоритетные ценности в группе мужчин четко прослеживаются. На первом месте высокое материальное положение, к которому человек стремится, несмотря на то, что оно на данный момент не выражено. На втором месте ценность достижений и сохранения индивидуальности.

Предпочтение других ценностей некоторыми тренерами с небольшим стажем, не меняет общей тенденции по ценностям в целом по группе. В целом по группе характеристика ценностных ориентаций такова: стремление к высокому материальному положению и достижениям. Предпочтение данной ценности является доказательством вероятности неблагоприятного влияния неудачного исхода дел и отсутствием согласования между ожиданиями и реальной ситуацией на самооценку, что способствует развитию склонности к самонаказанию. Значимым параметром является автономия от окружающих, их мнений и оценок, что свидетельствует об осознании уникальности собственной личности. Такие типы ценностей, как «собственный престиж», «креативность», «духовное удовлетворение», не имеют высокого уровня значимости.

Невысокий уровень выраженности ценности собственного престижа можно обосновать высоким уровнем значимости ценности индивидуальности для тренеров с небольшим опытом работы. Для них не представляет высокой значимости одобрение социума, коллег, окружения. На них серьезным образом влияют параметры, обусловленные спецификой возраста, например, дихотомичность мышления, склонность подвергать сомнению ценности старшего поколения, поиск собственных смыслов, стремление познать себя.

Ценность творческого мышления определяется стремлением к преобразованию и наименее значима для тренеров обоего пола с небольшим стажем работы. Данный параметр для них малозначим, что вызывает тревогу.

Рассмотрим данные, полученные по результатам применения опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина у мужчин и женщин, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет (рис. 3). Доминирующими терминальными ценностями у тренеров обоего пола со стажем работы от 5 до 10 лет являются «высокое материальное положение», «развитие себя», «достижения», «индивидуальность». Ценностями «второго плана» являются «креативность», «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение». Доминирующими терминальными ценностями у тренеров обоего пола со стажем работы от 5 до 10 лет являются «высокое материальное положение», «развитие себя», «достижения», «индивидуальность». Ценностями «второго плана» являются «креативность», «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение».

Ценность собственного престижа малозначима по сравнению с другими. Достоверно значимых различий между тренерами разного пола не выявлено, то есть имеются стойкие групповые тенденции. Так, для тренеров данной группы свойственно стремление к успеху в жизни, стремление

стаж работы 5-10 лет мужчины (н=2б) стаж работы 5-10 лет женщнны 01=35)

Рис. 3. Средние значения показателей ценностных ориентаций у мужчин и женщин,

со стажем работы от 5 до 10 лет

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

273

Таблица 1

Результаты дисперсионного анализа влияния профессиональной деятельности

на ценностные ориентации

Показатели Вид профессиональной деятельности Пол

Г Г

Собственный престиж 2,98 0,09 0,68 0,41

Высокое материальное положения 7,93 0,03* 7,08 0,01*

Креативность 3,25 0,07 34,18 0,00

Активные социальные контакты 4,64 0,03* 12,60 0,00*

Развитие себя 11,74 0,00* 8,43 0,00*

Достижения 3,00 0,08 11,32 0,01*

Духовное удовлетворение 0,51 0,48 5,60 0,02

Сохранение собственной индивидуальности 9,06 0,00 53,21 0,00

Примечание: знаком (*) отмечены статистически значимые результаты влияния факторов, прошедших проверку тестом Ливена (81§.<0,05).

к саморазвитию, интерес к собственной личности, объективной оценке своих способностей, что может быть основой для полноценностей профессиональной реализации.

К менее ожидаемым результатам можно отнести низкую значимость ценности активных социальных контактов для тренеров-мужчин, которая в то же время является профессионально важной. Вероятно, мужчины-тренеры могут избегать общения или минимизировать его.

У всех групп испытуемых имеется общая тенденция: значимость ценности собственного престижа. Для тренеров характерна автономия, склонность ориентироваться на собственное мнение.

Чтобы определить влияние профессиональной деятельности и пола на развитие ценностных ори-ентаций личности тренеров, мы провели многофакторный дисперсионный анализ, где независимыми переменными стали стаж профессиональной деятельности и пол, а зависимыми - показатели методики опросник терминальных ценностей (табл.1).

В результате проведенной оценки связей между показателями мы установили, что пол тренера и длительность профессиональной деятельности оказывает влияние на формирование таких ценностных ориентаций как «высокое материальное положение», «активные социальные контакты», «развитие себя», «достижения».

Тренеры мужского пола как со стажем работы от 0 до 5 лет, так и те кто работает от 5 до 10 лет имеют большую заинтересованность в материальном благополучии как к главному смыслу существования.

Для тренеров женского пола, как со стажем работы от 0 до 5 лет, так и от 5 до 10 лет, значимой ценностью является наличие положительных отношений в разных сферах жизни, социальная активность, осуществление своей социальной роли. На формирование ценностной ориентации «развитие себя» большее влияние оказывает стаж работы тренера. Так, тренеры с большим опытом рабо-

ты независимо от пола склонны ценить познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик. На формирование ценности «достижения» влияние оказывает пол специалиста, независимо от длительности профессиональной деятельности. Мужчины более склонны к постановке и решению определённых жизненных задач как главных.

Следовательно, ценностные ориентации, закреплённые спецификой профессиональной деятельности и тендерными особенностями, являются важнейшими элементами внутренней структуры личности тренера.

Библиографический список

1. Босенко Ю.М., Распопова А.С. Влияние стажа профессиональной деятельности и пола на развитие самоотношения и ценностных ориентаций личности тренеров // Материалы науч. и науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 246-247.

2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 2007. - № 5. - С. 38-44.

3. Гомзякова И.П. Ценностные ориентации тренера // Материалы итоговой науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2015. - С. 9.

4. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные ориентации на различных этапах развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1994. - 27 с.

5. Епишкин Д.В. Соотношение показателей профессионального самосознания студентов спортивной специализации и тренеров со стажем от 1 до 3 лет // Рудиковские чтения: материалы XIII Международной научно-практической конферен-

274

Вестник КГУ 2018

ции психологов физической культуры и спорта. -2017. - С. 346-350.

6. Момот Д.А. Самосознание и педагогическое мастерство тренеров: акмеологический аспект (на материалах детско-юношеского спорта): дис. канд. психол. наук - СПб., 1999. - 159 с.

7. Николаев А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2005. - 50 с.

8. Полянская Е.И., Босенко Ю.М. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и эмоционального выгорания у тренеров // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 183-187.

9. Полянская Е.И., Босенко Ю.М. Личностные предпосылки эмоционального выгорания тренеров и педагогов физической культуры // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. - 2017. - № 7. - С. 337-342.

10. Чжан С. Результаты изучения отношения тренеров к педагогической профессии в спорте // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2013. - № 11 (105). - С. 175-178.

References

1. Bosenko YU.M., Raspopova A.S. Vliyanie stazha professional'noj deyatel'nosti i pola na razvitie samootnosheniya i cennostnyh orientacij lichnosti trenerov // Materialy nauch. i nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma. - Krasnodar, 2018. - № 1. - S. 246-247.

2. Bubnova S.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaya nelinejnaya sistema // Psihologicheskij zhurnal. - 2007. - № 5. - S. 38-44.

3. Gomzyakova I.P. Cennostnye orientacii trenera // Materialy itogovoj nauch.-prakt. konf. professorsko-prepodavatel'skogo sostava Nacional'nogo gosudarstvennogo Universiteta fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorov'ya im. P.F. Lesgafta. - 2015. - S. 9.

4. Desfontejnes L.G. Cennostnye orientacii na razlichnyh ehtapah razvitiya lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. - SPb., 1994. - 27 s.

5. Epishkin D.V. Sootnoshenie pokazatelej professional'nogo samosoznaniya studentov sportivnoj specializacii i trenerov so stazhem ot 1 do 3 let // Rudikovskie chteniya: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii psihologov fizicheskoj kul'tury i sporta. - 2017. - S. 346-350.

6. Momot D.A. Samosoznanie i pedagogicheskoe masterstvo trenerov: akmeologicheskij aspekt (na materialah detsko-yunosheskogo sporta): dis. kand. psihol. nauk - SPb., 1999. - 159 s.

7. Nikolaev A.N. Psihologiya trenerskoj deyatel'nosti v detsko-yunosheskom sporte: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. - SPb., 2005. - 50 s.

8. Polyanskaya E.I., Bosenko YU.M. Vzaimosvyaz' individual'nogo stilya deyatel'nosti i ehmocional'nogo vygoraniya u trenerov // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii. - 2016. - T. 1. - № 1. - S. 183-187.

9. Polyanskaya E.I., Bosenko YU.M. Lichnostnye predposylki ehmocional'nogo vygoraniya trenerov i pedagogov fizicheskoj kul'tury // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii. - 2017. - № 7. - S. 337-342.

10. CHzhan S. Rezul'taty izucheniya otnosheniya trenerov k pedagogicheskoj professii v sporte // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. -2013. - № 11 (105). - S. 175-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

275

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.