Научная статья на тему 'Социально-психологические установки и ценностные ориентации в мотивационной сфере менеджеров компании сотовой связи'

Социально-психологические установки и ценностные ориентации в мотивационной сфере менеджеров компании сотовой связи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
247
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаймухаметова Светлана Фанусовна

Статья посвящена изучению социально-психологических установок менеджеров компании сотовой связи с различным стажем работы (до 3-х лет и более), направленных на: «процесс-результат», «альтруизм-эгоизм», «труд-свободу», «власть-деньги», а также основных ценностных ориентаций в мотивационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические установки и ценностные ориентации в мотивационной сфере менеджеров компании сотовой связи»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (20), 2017 185 УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЕ МЕНЕДЖЕРОВ КОМПАНИИ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Шаймухаметова Светлана Фанусовна, к.псих.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г Тимирясова (ИЭУП), г. Казань, Россия (shsvetlana27@yandex.ru)

Статья посвящена изучению социально-психологических установок менеджеров компании сотовой связи с различным стажем работы (до 3-х лет и более), направленных на: «процесс-результат», «альтруизм-эгоизм», «труд-свободу», «власть-деньги», а также основных ценностных ориентаций в мотивационной сфере.

Ключевые слова. Социально-психологические установки, мотивация деятельности, ценностные ориентации.

Современный мир бизнеса значительно отличается от своего предшественника прошлого века. Но одна особенность бизнеса всегда является значимой - это внимание к человеческим ресурсам компании, понимание их неоспоримой роли в успехе любой организации.

«Самое главное, что мы делаем, это принимаем на работу выдающихся людей» - отмечал Стивен Балмер, генеральный директор Корпорации Майкрософт, входящий в список богатейших людей планеты по данным журнала Forbes. И здесь возникает много вопросов: «Как подобрать хороших сотрудников на вакантные должности?», «Как собрать «команду звезд» - сплоченную группу знатоков своего дела, которая станет залогом успеха развивающейся компании в жестких современных условиях конкуренции?».

В профессиональной деятельности человека одним из важных аспектов является мотивация. Знание мотивов, побуждающих к работе в той или иной сфере, позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять подбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру и результативность деятельности [1,3].

Не удивительно, что проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии и с давних пор занимает умы учёных, ей посвящено множество исследований как российских авторов: В. Г. Асеева, А. Г. Здравомыслова, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, В. А. Ядова и др, так и зарубежных - таких, как Д.В. Аткинсон, Ф. Тейлор, А.Г. Маслоу, Д. Халл, X. Хекхаузен и др.

На особенности мотивации в профессиональной деятельности могут оказывать влияние разные характеристики, в том числе и ценностные ориентации, которыми руководствуется человек в течение его

жизнедеятельности, а также социально-психологические установки как средства, определяющие поведение человека в конкретных ситуациях его взаимодействия с социальной средой [2].

Проблема установки была предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Он определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности.

Ценностные ориентации - это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного. Ценности у людей индивидуальны, то есть у каждого человека свои. И, стало быть, хорошо зная систему ценностей конкретного человека в принципе можно предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Проблема ценностей также всегда привлекала внимание исследователей различных направлений знаний (А.В. Мудрик, И.С. Кон, Д.А.Леонтьев, В.В.Столин, В. А. Ядов и др.), при этом достаточно актуальными являются вопросы структуры ценностей, возникновения и формирования ценностных ориентации в структуре личности, роли и значения ценностей и ценностных ориентации личности в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности.

Социально-психологические установки в мотивационной сфере характеризуют поведение личности в целом, а ценностные ориентации, в свою очередь, служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения. Особую роль приобретают значение тех или иных ценностей в профессиональной деятельности.

Сотовая связь активно шагнула в нашу жизнь. В современном мире, практически каждый из нас не представляет свою жизнь без мобильного телефона, связывающего нас с друзьями, семьей и деловыми партнерами.

Работа мобильной связи обеспечивается сетью базовых станций, которые занимаются приемом звонков абонентов и передачей данных по радиоканалу, но на сегодняшний день около 50% сотрудников компании являются специалистами или, как их сейчас называют, менеджерами по продажам. Именно они встречают клиентов, предоставляют им услуги. На специалистах по продажам лежит самая большая ответственность за имидж и успех фирмы. Профессионал в сфере продаж должен быть заряжен на успех, иметь собственную мотивацию к достижениям положительных результатов в свой работе, а также уметь располагать к себе своих партнеров, чувствовать настроение собеседника.

Таким образом, знание социально-психологических установок и ценностных ориентаций в мотивационной сфере работников позволит оказывать влияние на эффективность и результативность их деятельности, способствуя тем самым более эффективному функционированию компании.

Цель исследования заключается в изучении социально-психологических установок и ценностных ориентаций в мотивационной сфере менеджеров компании сотовой связи.

В исследовании приняли участие 72 работника Набережночелнинского и Альметьевского отделений компании сотовой связи, в возрасте от 25 до 42 лет. Из них 38 сотрудников имеют стаж работы в компании более 3 лет и 34 сотрудника имеющие стаж работы от 6 месяцев до трех лет, пришедшие в компанию в связи с вводом на рынок новых технологий. Все сотрудники компании имеют высшее образование.

Для изучения социально-психологических установок личности в мотивационной сфере была использована методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат», «свободу - власть» и «труд - деньги» О.Ф.Потемкиной [4].

Для изучения жизненных ценностей работники телекоммуникационной компании использовался морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ, авторы - В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина). Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действий или поступков.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности:

- развитие себя;

- духовное удовлетворение;

- креативность;

- активные социальные контакты;

- собственный престиж социальным требованиям;

- высокое материальное положение;

- достижение;

- сохранение собственной индивидуальности.

Эти ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах:

- сфера профессиональной жизни;

- сфера образования;

- сфера семейной жизни;

- сфера общественной активности;

- сфера увлечений;

- сфера физической активности [4].

Результаты исследования социально-психологических установок менеджеров компании сотовой связи с различным стажем работы (до 3-х лет и более) показали, что в обеих группах наиболее сильно выражена ориентация на «свободу» (6,53 и 5,84 соответственно) и на «результат» (5,94 и 6,26), наименее выражена направленность на «власть» (3,65 и 3,14), т. е. сотрудники данной компании характеризуются как достаточно надежные и способные достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам (таблица 1).

Ориентация на «альтруизм» преобладает в группе со стажем работы менее трех лет (различия значимы при р<0,05).

Таблица 1 - Статистический анализ социально-психологических установок менеджеров компании сотовой связи со стажем работы до 3-х лет и более

Виды направленности

стаж работы на процесс на рез-т на альт-м на эгоизм на труд на свободу на власть на деньги

До 3 лет 5 5,94 6,53 3,76 4,53 6,53 3,65 4,12

Свыше 3 лет 4,89 6,26 4,26 4,42 4,84 5,84 3,14 4,74

tэмп 0,30 0,60 2,30* 1,61 0,67 1,34 0,34 1,26

При анализе системы ценностных ориентаций в различных сферах жизни (рисунок 1) было выявлено, что для сотрудников компании обеих групп наиболее значимыми сферами являются: сфера профессиональной жизни (65,2 и 65,8), сфера обучения и образования (64,9 и 61,9) и сфера семейной жизни (58,6 и 59,4); наименее значимыми являются сферы общественной жизни (47,3 и 43,2), сфера увлечений (44,7 и 43,4) и сфера физической активности (36,2 и 38,5).

70

60

£ 50

40

30

& 20

10

0

МШИ

сфера сфера обуч- сфера сфера сфера сфера физ.

проф. жизни я и образов. семейной обществ. увлечений активности

жизни жизни

жизненные сферы

□ до 3-х лет ■ более 3- лет

Рисунок 1 - Средние значения показателей жизненных сфер

Во всех жизненных сферах: сфере профессиональной жизни; сфере образования; сфере семейной жизни; сфере общественной активности; сфере увлечений; сфере физической активности для сотрудников компании, не зависимо от стажа работы, наиболее значимыми ценностными ориентациями являются: материальное положение, духовная удовлетворенность, и менее значима - креативность, т.е. для сотрудников компании важно иметь интересную и содержательную работу, получение морального удовлетворения в любой сфере своей жизнедеятельности, высокую заработную плату. Можно предположить, что, уже имея стабильную работу, сотрудники компании готовы повышать уровень своего образования, если существующее положение дел не будет приносить желаемого материального благополучия.

Стремление повышать уровень своего образования наиболее выражено в группе со стажем работы менее трех лет, о чем свидетельствуют значения по шкале «развития себя» (различия значимы при р<0,01).

В сфере профессиональной жизни высокие показатели наблюдаются по таким шкалам, как «сохранение собственной индивидуальности» (7,72 и 7,64), «достижения» (7,74 и 7,59) и «активные социальные контакты» (7,64 и 7,56), т.е. у сотрудников выражено стремление «выделятся из толпы», стремление к достижениям ощутимых результатов в своей профессиональной деятельности, стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с коллегами по работе и расширению своего круга общения (рисунок 2).

8,20 8,00 7,80 7,60 7,40 7,20 7,00 6,80 6,60

7,36

7,18

т>

7,47

□ стаж менее 3 лет

□ стаж более 3 лет

Рисунок 2 - Шкала показателей средних значений ценностных ориентаций

в профессиональной сфере

Важно отметить, что в сфере семейной жизни для менеджеров компании сотовой связи значимыми являются такие ценности, как развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, достижения. Эти данные свидетельствуют о том, что у сотрудников компании выражено стремление к самосовершенствованию с целью гармонизации семейных отношений и получения удовлетворения, но при этом, они стараются строить свою семейную жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желания и убеждения и стремятся сохранить свою независимость даже от членов семьи.

Наименее выраженной во всех сферах является такая ценность, как «креативность». Возможно, для сотрудников в профессиональной сфере ближе привычные способы организации и методы работы, у них не возникает желания внести в работу какие-либо изменения. Они стремятся к консерватизму и стабильности, привычности в своих занятиях в различных сфере.

На основании результатов исследования можно сделать ряд обобщений и предложений по повышению уровня работоспособности персонала в данной компании:

1. Анализ результатов исследования показывает, что для сотрудников не зависимо от стажа работы одной из наиболее значимых ценностей является материальное положение. В связи с этим, для сотрудников компании более эффективным методом мотивации будет выступать наличие премий за хорошо выполненную работу или за перевыполнение плана.

2. Мотивация знаниями. Чтобы добиться профессионализма в любой работе, сотрудник должен стремиться стать лучшим в своей специальности. Поэтому можно использовать в качестве награды и мотивирующего фактора направление на дополнительное обучение, конференции и тренинги.

3. Сотрудники могут быть мотивированны чем-то, напрямую не связанным с их работой. Динамичные сотрудники, обладающие значительным потенциалом роста, как правило, увлечены спортом, хобби или другим делом, не имеющим отношения к работе. Можно использовать стремление сотрудников добиваться высоких результатов в той области, которой они увлечены, чтобы стимулировать их рост и мотивацию на рабочем месте.

Список литературы

1. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации. М.: Изд-во Речь, 2006.

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.

3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006.

4. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Бахрах-М. - 2009.

5. Проблемы организации работы с кадровым резервом на машиностроительных предприятиях/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 178-182.

6. Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 286-293.

7. Использование технологии контроллинга в системе менеджмента качества предприятия/ Фролова И.И., Максимов Д.Ф.// Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 2 (5). С. 214-220.

8. Оценка персонала строительных компаний на основе концепции TQM/ Фролова И.И., Галеев Б.Ш.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 31-36.

9. Разработка системы взаимоотношений с потребителями на основе концепции клиентоориентированности/ Муратов Р.Р., Фролова А.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 92-100.

10. Совершенствование деятельности отдела технического контроля на автомобильном предприятии/ Вахрамеева Е.А., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 19-25.

11. Исследование аптечного ассортимента лекарственных препаратов, применяемых для лечения угревой болезни/ Даутова И.И., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 77-83.

12. Совершенствование системы коммуникации с потребителями/ Конычев А.С., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 60-66.

13. Управление оборудованием на предприятиях пищевой промышленности/ Хузина А.Ф., Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 172-178.

Svetlana Shaimukhametova, candidate of psychological sciences

(e-mail: shsvetlana27@yandex.ru)

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INSTALLATIONS AND VALUABLE ORIENTATIONS IN THE MOTIVATION FIELD OF MANAGERS OF THE CELLULAR COMPANY

Abstract. The article is devoted to the study of the social and psychological attitudes of the managers of the cellular communication company with different work experience (up to 3 years and more) aimed at: «process-result», «altruism-selfishness», «labor-freedom», «po-wer-money», as well as the main value orientations in the motivational sphere.

Keywords. Socio-psychological attitudes, motivation of activity, value orientations.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.