Научная статья на тему 'Особенности развития профессиональной мотивационно-ценностной сферы личности психолога'

Особенности развития профессиональной мотивационно-ценностной сферы личности психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
814
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МАРГИНАЛИЗМ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нугаева А. Н.

В работе проведен анализ структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы личности психолога. Основное внимание уделено динамике изменений в профессиональных мотивах и ценностных ориентациях психологов в процессе их профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития профессиональной мотивационно-ценностной сферы личности психолога»

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА

© А. Н. Нугаева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.

Тел.: +7 (347) 251 70 56.

E-mail: nugaeva_bgpu@mail.ru

В работе проведен анализ структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы личности психолога. Основное внимание уделено динамике изменений в профессиональных мотивах и ценностных ориентациях психологов в процессе их профессионального становления.

Ключевые слова: профессиональный маргинализм, мотивационно-ценностная сфера, личностные и профессиональные ценности, внутренняя профессиональная мотивация.

Введение

На развитие личности человека оказывают воздействие различные факторы, в том числе и неблагоприятные: экономические, социальные, профессиональные стрессы, смена или разрушение привычных смыслов и ценностных ориентаций, изменение принятого стиля жизни, сложности социальной адаптации и т.д. [1]. В этих условиях именно профессиональное сообщество психологов призвано оказывать помощь в преодолении социальных катаклизмов. С другой стороны, в психологической литературе обсуждается новая для российского общества проблема профессионального маргинализма, поражающего, прежде всего, социально-ориентированные профессии, к которым относится и профессия психолога. Профессиональный маргинализм выражается в личностной позиции непричастности и ментальной, ценностной непринадлежности к профессиональной морали, сопровождающейся нарушением этики и норм профессии. Наблюдаемый в настоящее время сдвиг баланса между профессионалами и маргиналами в сторону маргинализма снижает порог социальной приемлемости качества профессионального труда, что означает переход черты безопасности профессионала для общества [1]. Сложившаяся неблагоприятная ситуация стала одной из причин нашего интереса к проблеме профессионального становления психолога и развития мотивационноценностной сферы его личности.

Итак, психология относится к тому классу профессий, где главным предметом труда является личность другого, а специфика профессиональной деятельности психолога заключается в построении субъект-субъектных взаимодействий, основным средством которых выступает личность самого специалиста [2]. Согласно Р. Кочюнасу, личность консультанта (психотерапевта) - это «я-как-

инструмент», стимулирующий совершенствование личности клиента [3]. Ясно, что личность психолога-профессионала с ее мотивационно-ценностной системой оказывает непосредственное воздействие на процесс и результат его профессиональной деятельности, в частности, на его способность оказывать эффективную помощь клиентам в разрешении их

проблем. Это, на наш взгляд, имеет в виду и А. А. Пузырей, высвечивая исходные цели и ценности современной психологии [4].

Поэтому среди оснований, без которых немыслим процесс профессионального становления специалиста-психолога, одно из ведущих мест занимает развитие мотивационно-ценностной сферы его личности. Мы считаем, что именно мотивационно-ценностное пространство психологов нуждается в специальной проработке (уточнении, развитии, осознании места и роли в нем профессиональных ценностей и мотивов).

В психологической литературе индивидуальные (личностные) ценности рассматриваются как форма существования социальных ценностей в структуре личности отдельного человека [5, 6]. Личностными, по нашему мнению, становятся только те общечеловеческие и профессиональные ценности, по отношению к которым человек самоопределяется, то есть осознает и внутренне принимает их, в результате чего они приобретают побудительную силу в его деятельности.

Выполняя функцию побуждения к действию, направляя и корректируя процесс целеполагания, ценности и ценностные ориентации непосредственно переплетаются с мотивационными образованиями личности [7]. В прикладных акмеологических исследованиях выявлена тесная взаимосвязь ценностных ориентаций с профессиональным менталитетом специалиста и его мотивационно-смысловой сферой личности. При этом среди главных детерминант деятельности профессионала выделяют те ценностные ориентации, которые направляют его мотивационную активность [8]. Поэтому представляется актуальным рассмотрение вопросов места, роли ценностей и мотивов в генезе личности специалиста.

Целью нашего исследования стало изучение структурных и содержательных изменений в мотивационно-ценностной сфере личности психолога в процессе его профессионального становления. Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, были использованы для решения следующих задач:

1. Выявление общей структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы личности психолога системы образования.

2. Изучение соотношения профессиональных и общечеловеческих ценностей в иерархической ценностной структуре личности специалиста.

3. Установление особенностей мотивационноценностной сферы каждой из трех групп респондентов с разным стажем работы в должности психолога системы образования: I группа - стаж работы до 3-х лет (18 человек); II - стаж работы от 3 до 10 лет (20 человек); III - стаж работы более 10 лет работы (12 человек).

4. Изучение динамики изменений в профессиональных мотивах и ценностных ориентациях психологов в процессе их профессионального становления.

Методика исследования

Представленное в работе исследование было проведено в апреле - мае 2007 года. В нем приняли участие 50 педагогов-психологов (из них 49 женщин и 1 мужчина, в возрасте от 21 до 65 лет), работающих в средних специальных и общеобразовательных учебных учреждениях (школах, лицеях, гимназиях, колледжах) г. Уфы.

В качестве методического инструмента была использована разработанная нами анкета. Анкетирование позволило получить общие сведения (возраст, пол, стаж работы и т. д.) и информацию об особенностях работы психологов системы образования: о трудностях, с которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности, в частности, на этапе адаптации к профессии, об удовлетворенности различными аспектами труда и др.

В ходе исследования также применялись следующие методики: методика «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир, модифицированная А. А. Реаном [2] и морфологический тест жизненных ценностей И. Г. Сенина [9]. Для изучения соотношения «ценности» и «доступности» в профессиональной и других жизненных сферах была использована методика Е. Б. Фанталовой [10], модифицированная нами в целях исследования. Эмпирические данные подверглись обработке с помощью критерия Манна-Уитни, с использованием программы «Педагогическая статистика» [11].

Результаты и их обсуждение

Исследование показало, что основную долю специалистов, занятых в системе образования, составляют молодые психологи: 36 % респондентов имеют стаж работы до 3-х лет; 40 % респондентов имеет стаж от 3 до 10 лет, что не характерно для других работников школ. К примеру, 70% педагогов имеют стаж работы более 10 лет по данным социологического опроса среди педагогических работников г. Уфы, проведенным в мае 2006 г. Наиболее многочисленную возрастную категорию составили психологи 26-35 лет (49% от общего числа) и 36-45 лет (22%). Таким образом, анализ показал, что в образовании психологами работают в основном молодые женщины младше 35 лет. Это подтверждает, с одной стороны, факт относительной молодости профессии психолога в нашей стра-

не, с другой,- то, что психологи, имеющие больший опыт работы в своей области, не видят в сфере образования перспектив достойной оплаты своего труда (78% опрошенных желают сменить место нынешней работы на более высокооплачиваемое).

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что после завершения обучения на психологических факультетах вузов трудоустраиваются в сфере образования и достигают в ней высоких профессиональных результатов (несвязанных с материальным достатком), прежде всего, психологи, ориентированные на удовлетворение своих просо-циальных мотивов и интересов, связанных с ценностью самой профессиональной деятельности. Выявлено, что большинство респондентов среди психологов (67%) повторили бы свой выбор специальности и сменили бы свою деятельность «на работу в рамках своей профессии» (49%). Это вселяет большие надежды на будущее в развитии практической психологии в целом, а в сфере образования в частности.

Анализ основных трудностей, возникающих в работе специалистов-психологов показал, что наиболее часто упоминаемыми являются «нехватка технических средств и ограниченность материальной базы» (отсутствие современных технологий, интернета, диагностического материала, психологического инструментария и «недостаток условий труда» (сред. знач. - 3.6 балла). Большинство опрошенных отмечает материальные трудности, связанные с низким уровнем оплаты труда (сред. знач. -4.1 балла), вследствие чего происходит снижение их материальной заинтересованности и поиск новых источников дохода. Наличие материальных затруднений является источником выраженного внутреннего конфликта в личности специалиста (показатель по модулю - 1.8, методика Е. Б. Фантало-вой). Корень источника возникающих трудностей педагоги-психологи видят также в непонимании педагогами и администрацией смысла и целей профессиональной деятельности психологов, в недооценке результатов их работы (сред. знач. - 3.6 балла).

Оказалось, что больше половины проблем, расцениваемых респондентами как актуальные, являются индивидуально-психологическими. В частности, у молодых специалистов главные затруднения связаны с неспособностью понять человека и его проблему (сред. знач. - 3.7 балла); с психологической неготовностью к преодолению профессиональных трудностей, с профессиональным инфантилизмом, бессилием, беспомощностью при столкновении со сложными ситуациями (сред. знач. -3.6 балла); с отсутствием стойкого интереса и слабой внутренней мотивацией к профессиональной деятельности, а значит отсутствием стремления к реализации себя в своем деле (сред. знач. - 3.6 балла); с нежеланием работать с собой и заниматься самообразованием (сред. знач. - 3.3 балла).

Одну из причин такого характера ответов психологов мы видим в недостаточной сформирован-

ности внутренней профессиональной мотивации. Поэтому будет уместно более детально рассмотреть особенности преобладающих типов соотношения трех видов мотивации: ВМ - внутренней мотивации; ВПМ - внешней положительной мотивации; ВОМ - внешней отрицательной мотивации. У 56% опрашиваемых был выявлен наиболее оптимальный комплекс соотношения из вышеназванных трех типов мотивации: ВМ > ВПМ > ВОМ - это говорит об их достаточно высокой степени удовлетворенности избранной профессией, об активности, мотивированной самим содержанием профессиональной психологической деятельности, возможностью наиболее полной самореализации в ней, о стремлении достичь определенных позитивных результатов в своей работе.

Особенно настораживает, что у 35% педаго-гов-психологов в мотивационном комплексе достаточно высокий показатель имеют внешние отрицательные мотивы (ВОМ>ВМ, или ВОМ>ВПМ). Деятельность психологов в этом случае обусловлена мотивами избегания порицания и критики со стороны руководства и коллег, желанием «не попасть впросак». Эти мотивы начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой профессиональной деятельности, а также над внешней положительной мотивацией, что в определенной степени в будущем может привести к стагнации профессионального развития специалиста.

Анализ особенностей мотивационной сферы по ^-критерию Манна-Уитни показал, что между I и II группой психологов существуют значимые различия в показателях выраженности уровня внутренней мотивации (^эмп < ^о.м) и внешней отрицательной мотивации (^ЭМП < Щ ^) в профессиональной деятельности. У молодых специалистов, которые работают по специальности менее 3-х лет (I группа), более выражена внешняя отрицательная мотивация и не сформированы по сравнению с более опытными коллегами (II группа) внутренние профессиональные мотивы. На наш взгляд, это непосредственно связано с неуверенностью в себе специалистов на этапе адаптации к профессии (сред. знач. - 3.4 балла) и с отсутствием у них психологической готовности к преодолению возникающих профессиональных трудностей (сред. знач. - 3.4 балла).

Были выявлены следующие особенности ценностной сферы на уровне всей выборки (табл.). Во-первых, профессиональная и общественная жизненные сферы оказались наиболее значимыми, что подтверждает высокую включенность психологов в решение профессиональных задач и отдачу большого количества времени своей работе, а также важность

для них проблем жизни общества. Во-вторых, относительно низкое по значимости место в структуре ценностей занимает образовательная и семейная сферы жизни. В-третьих, среди жизненных ценностей наиболее предпочитаемыми психологами становятся саморазвитие, креативность, сохранение собственной индивидуальности и высокое материальное положение как главное условие жизненного благополучия. Эти данные свидетельствуют о высокой значимости перечисленных ценностей в силу их нереализованно-сти в действительности. Таким образом, у психологов, работающих в системе образования, отмечаются стремления к независимости от других людей, к сохранению своей неповторимости и своеобразия своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, снисходительность к людям и их недостаткам, требовательность к себе. Они стремятся получать объективную информацию об особенностях своей личности. В то же время, серьезно работает над собой незначительное количество специалистов (около 10% респондентов). Возможно, причина этого заключается в недостаточной отрефлексированности психологами своих личностных характеристик и как следствие отсутствие направленности на собственное совершенствование. Это вызывает внутренний личностный конфликт у обследуемых вследствие неудовлетворения ценности развития себя в профессии (показатель по модулю - 0.9).

Сравнительный анализ обнаружил расхождения в структуре ценностных ориентаций и жизненных сфер по степени их значимости для отдельных групп специалистов, имеющих разный стаж работы в системе образования (табл.). Для молодых психологов с небольшим опытом работы характерна прагматическая (эгоистически-престижная) направленность их личности и недостаточная сформированность в их личности духовно-нравственного ценностного спектра. Среди жизненных сфер для этой группы наиболее значимыми являются сферы общественной жизни и физической активности, что свидетельствует об их стремлении быть вовлеченными в общественную жизнь и стремлении к здоровому образу жизни как залогу красоты и внешней привлекательности. В целом с помощью методов математической статистики было выявлено значимое превышение показателей по степени важности различных ценностных ориентаций и жизненных сфер у молодых психологов по сравнению с этими показателями у других более опытных коллег. Очевидно, это связано с проявлением высокой активности молодых специалистов во всех сферах жизнедеятельности в силу своего возраста (средний возраст представителей группы от 25-35 лет) и их стремлением к всесторонней самореализации.

Таблица

Соотношение жизненных сфер и жизненных ценностей специалистов-психологов (по методике И. Г. Сенина [9])

Жизненные ценности

Психологи, принявшие участие в исследовании Жизненные сферы Нравственно-деловая (гуманистическая) направленность Эгоистически-престижная (прагматическая) направленность

Профессиональная Образовательная Семейная Общественная Увлечений Физическая Саморазвитие Духовное удовлетворение Креативность Активные социальные контакты Собственный престиж Достижения Материальное положение Сохранение индивидуальности

По всем психологам 6.4* 5.5 5.0 6.4 5.9 5.6 6.2 5.4 6.1 5.1 5.0 5.9 6.4 6.4

Психологи со стажем до 3 лет работы (I группа) 6.6 5.7 6.0 7.0 6.6 6.7 6.7 6.2 6.3 6.0 6.2 6.7 7.2 6.8

Психологи со стажем от 3 до 10 лет работы (II группа) 6.4 5.8 5.0 6.1 5.9 4.1 6.0 4.9 6.1 5.1 4.8 5.6 5.6 5.9

Психологи со стажем более 10 лет работы (III группа) 6.3 5.3 4.1 6.1 5.2 5.5 5.7 4.9 6.1 4.2 4.4 5.3 6.1 6.3

* - результаты представлены в средних значениях.

Психологи, составляющие II группувыделяют фессиональной сфере особого внимания заслуживают

как наиболее значимое в своей жизни стремление к и требуют специальной проработки расхождения ме-

креативности, то есть к реализации своих творческих жду ценностью и доступностью достижения профес-

возможностей и внесению изменений во все сферы сионального мастерства (показатель по модулю - 1.0),

своей жизни. Кроме того, их также характеризует уверенности в себе в профессиональной деятельно-

стремление к саморазвитию, сопровождающееся сти, внутренней гармонии, свободы от внутренних

серьезным отношением к своим обязанностям и про- противоречий и сомнений (показатель по модулю - 0.9),

фессиональной деятельности. Они меньше ориенти- возможности творческой деятельности (показатель по

рованы на получение духовного удовлетворения, ско- модулю - 0.8). Именно на эти противоречия в моти-

рее их интересует поиск конкретной выгоды от ре- вационно-ценностной сфере можно и нужно опирать-

зультатов деятельности, что может сопровождаться ся в ходе целенаправленного развития личности изу-

пренебрежительным отношением к общественному чаемых нами специалистов.

мнению и к общественным нормам. Именно здесь мы Итак, было выявлено следующее: психологи от-

можем отметить определенные признаки профессио- дают явное предпочтение ценностям активной обще-

нального маргинализма психологов, о котором речь ственной позиции, здорового образа жизни и, что ин-

шла выше. Среди ценностей для группы психологов тересно, в большей степени ценят материальную

со стажем более 10 лет наиболее предпочитаемыми обеспеченность, чем, например, профессиональное

можно считать ценности сохранения собственной мастерство или образование в силу их относительно

индивидуальности, высокого материального положе- более легкой достижимости на современном этапе

ния, развития себя и своей креативности. развития общества.

Результаты, полученные при анализе уровня со- Выводы

отношения «ценности» и «доступности» в различных Результатам эмпирического исследования ука-

сферах, показали выраженные внутренние конфликты зывают на значимость профессиональной жизнен-

у психологов вследствие неудовлетворенности ряда ной сферы на протяжении всего активного жизнен-

жизненных и профессиональных ценностей. Данные ного периода специалиста-психолога. Относитель-

конфликты возникают из-за сложностей в достиже- но сферы обучения и образования можно отметить

нии счастливой семейной жизни (показатель по мо- ее более высокую значимость для психологов со

дулю - 0.8), в стремлении к повышению уровня своей стажем работы от 3 до 10 лет, чем, к примеру, для

образованности (показатель по модулю - 0.7). В про- молодых или для самых опытных специалистов.

Скорее всего, именно в этот период профессиональной деятельности потребность к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора становится наиболее актуальной.

В целом психологи ориентированы на следующие жизненные ценности, субъективно оцениваемые ими как недостаточно реализованные в действительности: креативность, сохранение собственной индивидуальности, высокое материальное положение как главное условие жизненного благополучия, ценность развития себя. Однако последняя из них остается на уровне «знаемой» (термин Д. А. Леонтьева [7]), не мотивируя в действительности поведение специалистов.

Оптимальный уровень развития профессиональной мотивационно-ценностной сферы свойственен опытным психологам, со стажем работы более 3 лет. Именно в их жизни профессиональная сфера выходит на первое место по своей значимости, а в профессиональной деятельности начинают превалировать внутренние мотивы.

У молодых специалистов-психологов, стаж работы которых не превышает 3 лет, отмечена прагматическая (эгоистически-престижная) направленность их личности, с преобладанием ценностей высокого материального положения, сохранения собственной индивидуальности и достижений. Этот момент, на наш взгляд, требует достаточно пристального внимания в силу того, что в будущем может стать одной из причин снижения качества профессиональной деятельности психолога.

Итак, рассмотрение наиболее значимых аспектов формирования мотивационно-ценностной сферы личности специалиста-психолога, к которому предъявляются повышенные требования в связи со специфичностью его профессиональной деятельности, помогло выявить и оценить проблемы в сфере подготовки психологов. Проведенный анализ позволяет обосновать необходимость целенаправленного формирования мотивационно-ценностного пространства психологов еще на этапе их профессионального обучения в вузе, разработать программу формирования профессионально важных мотивов и ценностных ориентаций у будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева Е. П. // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №4. С. 51-59.

2. Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теории, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. -255 с.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический Проект, 1999. -240 с.

4. Пузырей А. А. // Вопросы философии. 1993. №5. С. 33-34.

5. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. -487 с.

6. Яницкий М. С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: дисс. ... докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. -302 с.

7. Леонтьев Д. А. // Вопросы философии. 1996. №4. С. 15-26.

8. Павлова А. М. // Мир психологии. 2005. №1. С. 170-177.

9. Сенин И. Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования: дис... кандидата психологических наук. Ярославль, 2000. - 186с.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. - 512с.

11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2001. - 350с.

Поступила в редакцию 15.06.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.