Научная статья на тему 'Жизненные ценности и мотивация деятельности предпринимателей и наемных работников'

Жизненные ценности и мотивация деятельности предпринимателей и наемных работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
684
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАЕМНЫЕ РАБОТНИКИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климанова Наталья Георгиевна, Шаймухаметова Светлана Фанусовна

Статья посвящена изучению жизненных ценностей, мотивации деятельности предпринимателей и наемных работников. В работе рассматриваются основные жизненные ценности и мотивы деятельности личности в зависимости от формы организации деятельности (индивидуальные предприниматели и наемные работники).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Климанова Наталья Георгиевна, Шаймухаметова Светлана Фанусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности и мотивация деятельности предпринимателей и наемных работников»

2. Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации. С изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2016.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/

3. Корзун С.Ю. «Защита прав налогоплательщиков в зарубежных государст-вах».//Административное и муниципальное право.// Москва - 2008г. №11.

4. Орахелашвили Д.Б. «Понятие налоговых споров и отдельные направления их разрешения в Российской Федерации». Кандидат юридических наук// Москва - 2004г.

5. Споры в сфере налогообложения/Юридический центр «Pravogroup» -http://pravogroup.ru

Kataeva Kseniya Dmitrievna, student (e-mail: kseniagreat@mail.ru)

Ural State University of Economics, Ekaterinburg, Russia

Shadurskaya Maria Mihajlovnа, Cand.Econ.Sci., associate professor

Ural Federal University named after the first Russian President Boris

Yeltsin, Yekaterinburg, Russia

(e-mail: mshdom@yandex.ru)

Foreign experience of settling tax disputes

Abstract. This article describes the experience of foreign countries in terms of appeal against the decision of the tax authority on the results of tax inspection materials. Affected by the procedure for the settlement of tax disputes and actions (inactions) of tax authorities. A comparison offoreign and Russian tax legislation.

Keywords: tax disputes, tax authority, the law, the appeal of the taxpayer, the decision of the court, the settlement of disputes.

УДК 316.62

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ Климанова Наталья Георгиевна, к.псих.н., доцент (klimanova@ieml.ru) Шаймухаметова Светлана Фанусовна, к.псих.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г Тимирясова (ИЭУП),

г.Казань, Россия (shsvetlana27@yandex.ru)

Статья посвящена изучению жизненных ценностей, мотивации деятельности предпринимателей и наемных работников. В работе рассматриваются основные жизненные ценности и мотивы деятельности личности в зависимости от формы организации деятельности (индивидуальные предприниматели и наемные работники).

Ключевые слова: жизненные ценности, мотивация деятельности, наемные работники, предприниматели

Динамично растущая конкуренция и проблема финансовой нестабильности в наше время подталкивают многих людей на поиски дополнительного заработка. Все больше людей, открывают собственный бизнес, регистрируя его как форму собственности «индивидуальный предприниматель», либо просто работают на дому, не выплачивая при этом налоги.

Каждый организатор собственного бизнеса желает добиться успеха в своей деятельности, материальной выгоды. Множество компаний закрываются, не успев даже заявить о себе. В чем же успех одних и неудачи других? Ряд авторов [8, 9, 11, 12] считают, что успех предпринимательской деятельности зависит от многих факторов: социальных, экономических, политических, психологических и т.д. К психологическим факторам относятся: личностные качества, способности, интересы и склонности предпринимателя, что вызывает широкий интерес исследователей.

Большой вклад в исследование мотивации трудовой деятельности внесли зарубежные ученые: Ф. Тейлор, К. Альдерфер, Дж. С. Адаме, X. Хек-хаузен, Д. МакГрегора. Из российских ученых - это А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов, В. Г. Асеев и др. Ценностную сферу изучали: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и др. Многочисленные исследования, раскрывающие социально-психологические, индивидуально-типологические особенности предпринимателей раскрыли такие ученые, как Л.И. Абалкин, Е.П. Ермолаева, А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, А.Е. Чирикова и др. [1,3,10].

В тоже время ощущается нехватка исследований о жизненных ценностях и мотивации деятельности предпринимателей в современной России, что и определило проблему нашего исследования.

Как меняются жизненные ценности и мотивация деятельности у наемных работников и предпринимателей? Какие мотивы возникают у людей, стремящихся открыть свое дело? Это такие мотивы, как: возможность самореализации и креативности, желание получать достойное вознаграждение за свой труд, желание значительно улучшать свое материальное положение, стремление соединить воедино работу и жизнь, стремление изменить принцип «работать, чтобы жить» на принцип «жить, чтобы работать», обретение свободы деятельности, склонность к рисковому образу жизни.

Ценности личности, являются механизмом личностного роста и саморазвития. У людей наблюдаются два вида ценностей, это ситуативные ценности и жизненные ценности. В отличие от ситуативных ценностей, жизненные ценности описывают то важное, что касается жизни человека в целом. Все основные жизненные ценности личности могут быть сгруппированы в три основных круга ценностей: личная жизнь и отношения; дело, бизнес, работа; собственное развитие [6].

Жизненные ценности человека - это основной фундамент жизни. Они не возникают за один день и час, а формируются в результате приобретенного опыта, формируются с момента рождения человека и корректируются в

процессе всей жизни. Жизненные ценности непосредственно влияют на формирование мировоззрения человека.

Формирование индивидуальных ценностей, можно представить как основной процесс интериоризации (присвоения) личностью, социальных ценностей [4].

Следует отметить, что исследование ценностей, мотивов поведения и деятельности людей в современных условиях само по себе является актуальной проблемой. При изменении социальных, политических и экономических устоев происходит и смена жизненных ценностей.

Система жизненных ценностей предпринимателей и наемных работников является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Исследование ценностно-смысловой сферы требует особого внимания к узловым моментам формирования профессионального выгорания работников, когда, во-первых, появляются новые ценности, как и новые потребности, интересы, а во-вторых, происходит качественное изменение и перестройка на этой основе особенностей ценностно-смысловой сферы и изменение мотивации деятельности.

Мотив труда - это субъективный образ предмета потребности, побуждающий человека к трудовой деятельности как к форме активности, реализующей потребность. Трудовая деятельность реализует обычно не одну потребность и мотив, а несколько, она может быть полимотивирована [5].

Мотивация деятельности является одним из главных факторов, определяющих степень ее эффективности. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки [4].

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [2]. Предприниматель - это человек, который обязательно стремится к чему-то новому и при этом рискует.

Наёмный работник - человек (физическое лицо), нанятый для выполнения работ.

Цель исследования: изучить жизненные ценности и мотивацию деятельности предпринимателей и наемных работников.

Базой для исследования послужили салоны красоты г. Набережные Челны. Выборку составили работники сфер красоты и здоровья. Всего было исследовано 60 человек. Преимущественно девушки от 19-27 лет. Из них 30 работников по найму и 30 предпринимателей.

Для изучения жизненных ценностей предпринимателей и наемных работников использовались:

1. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ, авторы - Со-пов, Карпушина, 2001). Опросник направлен на изучение индивидуальной

системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действий или поступков.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности:

- развитие себя;

- духовное удовлетворение;

- креативность;

- активные социальные контакты;

- собственный престиж социальным требованиям;

- высокое материальное положение;

- достижение;

- сохранение собственной индивидуальности.

Эти ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах:

- сфера профессиональной жизни;

- сфера образования;

- сфера семейной жизни;

- сфера общественной активности;

- сфера увлечений;

- сфера физической активности.

2. Тест «Осознанность жизненных целей» (автор Карапешта, 2001). Методика способствует осознанию личности, своего уровня сформированно-сти жизненных целей, возможного противоречия между глубиной жизненных целей и способами использования свободного времени и помогает выбрать направление дальнейшего самосовершенствования личности.

Методика «Осознанность жизненных целей» состоит из двух шкал:

- Шкала А: «отношение к жизни». Шкала направлена на выявление уровня осознанности личности при формировании жизненных целей и ее ответственности за их достижение.

- Шкала Б: «структурированность свободного времени». Шкала показывает, как глубина и осознанность жизненных целей человека проявляются через структуру использования свободного времени.

3. Для изучения мотивации деятельности наемных работников и предпринимателей - тест «Диагностика мотивационной структуры личности» (автор - Мильман, 1990). Методика позволяет диагностировать мотиваци-онный (МП) и эмоциональный (ЭП) профили личности. Данная методика имеет 6 шкал:

1) жизнеобеспечение;

2) комфорт;

3) общение;

4) общая активность;

5) творческая активность;

6) социальная полезность [7].

1. Результаты исследования жизненных ценностей предпринимателей и наемных работников по первой методики, показали, что наиболее значи-

мое различие наблюдается по шкале «креативность» (р<0,01). Показатель выше у предпринимателей, что свидетельствует об их стремлении создавать, изобретать, совершенствовать, придумывать что-то новое в процессе своей работы в большей степени, нежели у наемных работников.

По другим шкалам данной методики: «развитие себя», «духовное удовлетворение», «социальные контакты», «собственный престиж», «достижения», «материальное положение», «сохранение индивидуальности», «профессия», «образование», «семья», «общественная активность», «увлечения» и «физическая активность» значимых различий не выявлено (таблица 1).

Таблица 1. Статистический анализ жизненных ценностей индивидуальных

предпринимателей и наемных работников

Шкала ИП (средний балл) НР (средний балл) tэмп

Креативность 40,17 33,17 3,1

2. Изучение осознанности жизненных целей предпринимателей и наемных работников по второй методики показало, что существуют значимые различия в осознанности формирования жизненных целей и структурированности свободного времени (р<0,01). У предпринимателей более высокий уровень осознанности личности при формировании жизненных целей и ответственности за их достижения, нежели у наемных работников. Но структурированность свободного времени, а именно его рационального использования значительно ниже у предпринимателей, чем у работников по найму, возможно, это обусловлено четкими границами их рабочего времени (таблица 2).

Таблица 2. Статистический анализ осознанности жизненных целей индивидуальных предпринимателей и наемных работников

Показатели уровня осознанности жизненных целей ИП (средний балл) НР (средний балл) tэмп

Отношение к жизни 7,06 5,76 2,8

Структурированность свободного времени 3,06 5,56 2,9

3. Изучение мотивационной структуры личности по третьей методике, показало, что наиболее высокие показатели, как в группе предпринимателей, так и в группе наемных работников преобладают в шкалах «творческая активность», т.е. выражено стремление получения новых знаний и совершенствование себя в своей работе; «социальный статус», подразумевает карьерный рост и «завоевание места под солнцем»; «социальная полезность». Возможно, данные результаты объясняются творческой направленностью профессии и стремлением стать профессионалом высокого

уровня, иметь «собственное имя и стиль». Различия (р<0,01) были выявлены по шкалам «жизнеобеспечение» и «комфорт», т.е. преимущественно высокие баллы наблюдаются у наемных работников. Это характеризует наемных работников, как людей старающихся максимально улучшить свое рабочее место, стремление к спокойным и удобным условиям (таблица 3).

Таблица 3. Статистический анализ уровня мотивационной структуры личности индивидуальных предпринимателей и наемных работников.

Шкалы ИП (средний балл) НР (средний балл) tэмп

жизнеобеспечение 17,63 19,6 3,1

комфорт 16,33 17,56 2,7

социальный статус 21,76 22,12 1,6

общение 17,56 18,03 1,1

общая активность 14,33 15,41 0,7

творческая активность 22,76 23,13 0,8

социальная полезность 17,46 18,42 1,2

Результаты корреляционного исследования показывают связь шкалы «комфорт» с «духовным удовлетворением» наемных работников (гэмп=0,42; р<0,01), т.е. чем лучше и комфортнее условия работы (хорошее освещение помещения, комфортная температура, отсутствие раздражающих и мешающих работе шумов в помещении или за его пределами), тем выше духовное удовлетворение от работы; также «духовное удовлетворение» связано с мотивационной шкалой «общение» (гэмп=0,54; р<0,01), т.е. положительный фон общения в коллективе, способствует повышенной работоспособности и духовному удовлетворению.

Показатель же «социальной полезности» отрицательно коррелирует с ценностной шкалой «креативности» (гэмп=-0,48; р<0,01). Этому может способствовать как консервативность наемных работников, так и стремление их придерживаться поставленных рамок рабочей сферы, не внося собственных корректив.

В группе предпринимателей показатель «общей активности», тесно связан с показателем «социальных контактов» (гэмп=0,59; р<0,01), и чем выше уровень «социальных контактов», тем выше уровень их «достижений» (гэмп=0,52; р<0,01), т.е. у человека, чувствующего себя социально полезным, получающим одобрение своих действий социумом, повышается мотивация к достижению поставленных целей и планка своих возможностей возрастает. Также наблюдается положительная корреляционная взаимосвязь ценностной шкалы «достижения» с мотивационной шкалой «жизнеобеспечение» (гэмп=0,62; р<0,01). Жизнеобеспечение характеризуется «наполненностью» человека всеми красками жизни, чем лучше внутреннее состояние, тем больше выражено стремление в достижении поставленных целей и задач.

Таким образом, результаты исследования показывают, что чем выше у предпринимателей «общая активность», тем выше показатель «социальных контактов», т.к. имея повышенный интерес к окружающей их социальной среде, у них накапливается большое количество друзей, знакомых, в разных сферах деятельности (будь то работа, отдых или занятия спортом), и чем больше предприниматели чувствуют свою жизнь полной и насыщенной, а себя социально полезным, тем выше уровень их достижений. Их работоспособность повышается в комфортных условиях. Связи жизненных ценностей и мотивации деятельности наемных работников показали, что чем комфортнее условия работы наемных работников, тем выше их духовное удовлетворение.

В целом у предпринимателей, т.е. людей, работающих «на себя» более высокий уровень осознанности личности при формировании жизненных целей и ответственности за их достижения, а также более выражена мотивация профессиональной деятельности и потребность в самореализации.

Список литературы

1. Абалкин Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. - М.: Прогресс. -1994.

2. Богданова М.М. Индивидуальный предприниматель: от создания собственного дела до бухгалтерского учета. - Финансовый бизнес: аналитический журнал по финансам и экономике. 4, 36-39. - 2010.

3. Журавлев А. Л., Позняков В.П. Социально-психологические трудности развития малого бизнеса в России / Психологический журнал, т.14, №6. - 1993.

4. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие. - М.: ФОРУМ. - 2009.

5. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие. - М.: Академия. - 2009.

6. Петрова Н.И. Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей. Психологический журнал: журнал Российской академии наук, 1, 34-44. - 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Бахрах-М. - 2009.

8. Фролова И.И. Коррупция в органах власти: результаты экспертного опро-са//Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 104-107.

9. Фролова, И.И. Управление качеством на предприятиях (опыт прикладных исследований) (монография).- Уфа: Издательство "Нефтегазовое дело", 2013. - 347 с.

10. Чирикова А.Е., Психологические особенности личности российского предпринимателя / Психологический журнал, т. 19, №1, с. 62-74. - 1998.

11. Nina G. Tereshchenko, Leysan M. Zakirova, Irina I. Frolova, Landysh M. Khamitova. // Valúes of the modern leaders as a reflection of changes in society and requirements of management activities // Indian Journal of Science and Technology, Vol 9(16), DOI: 10.17485/ijst/2016/v9i16/90680, April 2016

12. Zakirova L.M., Frolova I.I. Success of training activities depending on the level of social intelligence // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 24. С. 112-119.

Klimanova Natalya, candidate of psychological sciences (e-mail: klimanova@ieml.ru)

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia Svetlana Shaimukhametova, candidate of psychological sciences

(e-mail: shsvetlana27@yandex.ru)

Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia

Life values and motivation of entrepreneurs and employees

Abstract. The article is devoted to study of life values, motivation of entrepreneurs and employees activity. The work presents main life values and motives of activity of a person depending on type of activity arrangement (individual entrepreneurs and employees).

Key words: life values, motivation activities, hired employees, individual entrepreneurs

ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДОСТАВОЧНЫХ СЕРВИСОВ В ЛОГИСТИКЕ: ОТ КУРЬЕРСКИХ СЛУЖБ К КРАУДСОРСИНГОВЫМ ПЛАТФОРМАМ КОНСОЛИДАЦИИ

ЗАКАЗОВ

Клитина Нина Андреевна, старший преподаватель (klitinanina@yandex.ru) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г.Ростов-на-Дону, Россия

В статье автор раскрывает современные особенности инновационной трансформации курьерских служб в краудсорсинговые платформы консолидации заказов на рынке экспресс - доставки.

Ключевые слова: курьерская доставка, доставочный сервис, краудсор-синг, IT-платформа.

Развитие доставочных сервисов в России в последнее десятилетие оказалось стимулировано активным ростом объемов интернет - торговли, которая только набирает обороты.

При этом, рынок экспресс - доставки является крайне неоднородными и достаточно структурированным.

«В2В-сегмент рынка экспресс - доставки (то есть отправка деловой корреспонденции и корпоративных посылок) давно устоялся, поделен между несколькими крупными игроками, а входной билет на него слишком дорог. Зато сегмент B2C (доставка заказов из интернет - магазинов конечным потребителям) до недавнего времени с распростертыми объятиями принимал всех желающих. Особенно бойко шло развитие в регионах, где конкуренция между службами доставки все еще предельно низка, а население уже распробовало вкус онлайн-шопинга» [5, с.50].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.