УДК 159.9
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ АВТОВОДИТЕЛЕЙ)
© 2014
А.И. Фукин, доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии труда и предпринимательства»
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к профессиональной деятельности, к другим людям, основу жизненной концепции и «философии жизни». Частные предприниматели и наемные работники имеют свои, характерные для их деятельности структуры ценностных ориентаций.
Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, частные предприниматели, наемные автоводители.
Актуальность: Каждая отрасль деятельности и персонал, осуществляющий эту деятельность, в силу специфики процессов производства обладает определенными психологическими особенностями. Этим проблемам посвящены работы Э.Ф.Зеера (2), Е.П.Ильина (4,5), Е.А.Климова (6), А.И.Фукина (8), В.Д.Шадрикова (9) и др. ученых. На автомобильном транспорте эти особенности связаны с водителями - основной категорией рабочих на транспорте (О.В.Глушко, Н.А.Игнатович, А.Н.Романов). Водители могут заниматься доставкой грузов, почты, перевозкой людей и т.д. Причем в современном мире существует две категории автоводителей. Первые - это водители, которые работают в штатном порядке, в организациях, за определенную заработную плату. Вторая категория - это водители, работающие по найму, в частном порядке - частные предприниматели. Причем можно предположить, что у данных категорий водителей существуют различия в мотивационной структуре их деятельности, их ценностях и ориентациях, удовлетворенностью трудом, которые выработались во время их работы, в зависимости от содержания и условий деятельности. К сожалению научных исследований в этом направлении ведется на сегодняшний день очень и очень мало. А от работы водителей, в том числе от их мотивационной сферы, во многом зависит выполнение плана перевозок, эффективность их деятельности.
Цель исследования: выявить различия в структуре ценностных ориентаций частных предпринимателей и наемных работников (автоводителей).
Объект исследования: частные предприниматели и наемные работники ( частные и наемные автоводители).
Предмет исследования: ценностные ориентации частных предпринимателей и наемных работников.
Гипотеза: в структурах ценностных ориентаций частных предпринимателей и наемных автоводителей существуют определенные различия. У частных предпринимателей существует большая направленность к собственной деятельности и удовлетворенность ею.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретическое обоснование исследования ценностных ориентаций частных предпринимателей и наемных работников.
2. Выявить терминальные ценности частных предпринимателей и наемных работников.
3. Выявить инструментальные ценности частных предпринимателей и наемных работников.
4. Определить различия в структуре и специфике ценностных ориентаций частных предпринимателей и наемных работников.
Методологической основой и методом исследования явились теоретическая модель изучения ценностных ориентации М. Рокича, диагностические и статистические методы исследования.
Результаты исследования. Целями деятельности водителей являются осуществление перевозок, своевременная и безопасная доставка груза, пассажиров. Основные сферы деятельности водителей — это пассажирские и грузовые перевозки.
Водители во время своей работы воспринимают и обрабатывают определенные сигналы приборов транспортного средства, сигналы окружающей среды, а также посторонние неожиданные сигналы, которые могут возникнуть в ходе их вождения. Причем ими устанавливается ценность получаемой информации, и, как следствие, происходит программирование и регулирование собственной деятельности. Часто на дороге возникают неожиданные, аварийные ситуации, в ходе которых необходимо быстрое и правильное принятие решений.
Деятельность водителя является сложным трудом, который обусловлен неблагоприятными техническими, дорожно-климатическими условиями работы, нервно-психическим напряжением. То есть, можно сказать, что условия труда водителей являются довольно неблагоприятными, и поэтому в данной деятельности важны мо-тивационные факторы труда, которые и влияют на удовлетворенность трудом водителя, его мотивационную структуру, ценностные ориентации, направленность. Если рассматривать штатных, нанятых водителей, которые имеют собственное рабочее место в какой-либо организации, и частных водителей, то можно сказать, что условия их деятельности различаются, а именно в постоянстве работы, в оплате труда. В числе мотивационных факторов частных водителей можно выделить большую личную ответственность за своевременность и точность перевозок, ориентацию на большее число заказов, так как от этого зависит их заработок и дальнейшее получение заказов. В этом плане штатные работники работают при более стабильных условиях деятельности. Их заработная плата относительно стабильна, не зависит от числа принятых заказов.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является теоретическая модель изучения ценностных ориентаций М. Рокича. М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Исследование проводилось в марте 2013 года на базе водителей-экспедиторов (курьеров), которые занимаются доставкой грузов, экспресс-почты и т. д. В исследовании приняло участие 2 группы автоводителей по 30 человек в каждой. Первую группу составили водители, которые заключали договор с организацией в частном порядке - частные предприниматели и получали оплату в зависимости от выполнения заказов. Вторую группу составили водители, работающие в штатном порядке в
организации, у работодателя, за заработную плату.
Критериями оценки в данном исследовании были: терминальные и инструментальные ценности водителей, которые раскрывают структуру их ценностных ори-ентаций.
Исследование проводилось следующим образом: испытуемым предоставлялись бланки с вопросами. Потом зачитывалась инструкция и вопросы по тесту. Далее были произведены расчеты по методике и занесены в общий сводный протокол.
В результате проведенного исследования ценностных ориентаций частных и наемных автоводителей были получены следующие данные.
Рассмотрим данные терминальных ценностей у частных автоводителей по средним показателям. Для частных водителей наиболее ценными являются здоровье, материально обеспеченная жизнь, свобода поступков и действий. Далее, в порядке снижения важности следуют ценности: - уверенность в себе, активная и деятельная жизнь, развитие, наличие верных и хороших друзей, счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь, познание, интересная работа, любовь, развлечения, жизненная мудрость, творческая деятельность. Менее ценными для частных автоводителей являются красота природы и искусства, общественное признание, счастье других людей.
В сфере ценностей наемных автоводителей существует меньшая разобщенность, меньшая выраженность в ценностных ориентациях, показатели стремятся к средним значениям. Наиболее значимыми для наемных автоводителей являются здоровье, любовь и развлечения. Далее следуют ценности в порядке убывания их значимости: наличие хороших и верных друзей, активная и деятельная жизнь, свобода поступков и действий, развитие, интересная работа, познание, уверенность в себе, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, жизненная мудрость, общественное признание. Менее значимыми для наемных автоводителей являются творческая деятельность, красота природы и искусства, счастье других.
Таким образом, в сфере терминальных ценностей, то есть в конечных целях индивидуального существования и частных предаринимателей и наемных автоводителей наиболее ценным является здоровье. Но это, скорее всего, не специфика деятельности автоводителей, а общечеловеческая ценность. Далее специфика ценностных ориентаций имеет различия. Для частных предпринимателей важно материально обеспеченная жизнь и свобода поступков и действий. Как раз их деятельность в большинстве случаев является свободной и направлена на получение заработка, то есть ценности в деятельности, можно сказать, переносятся и на саму жизнь данных автоводителей. Для наемных автоводителей данные ценности менее значимы, а наиболее значимыми являются любовь и развлечения, получение удовольствий, то есть параметры, направленные на личную жизнь данных автоводителей. Следует отметить, что сама работа, интерес к ней, занимает срединное положение в сфере ценностных ориентаций и частных, и наемных автоводителей. Менее значимыми для обеих выборок являются красота природы и искусства, счастье других, спокойствие в мире, творческая деятельность, общественное признание, то есть наиболее высшие цели существования, переносятся автоводителями на задний план. Они более направлены на удовлетворение собственных потребностей, занимающих более низкое положение в пирамиде потребностей по А. Маслоу, а не на общие цели.
По инструментальным ценностям наиболее предпочтительными для частных предпринимателей являются независимость, ответственность, жизнерадостность, эффективность в делах, рационализм. Далее по мере снижения значимости следуют высокие запросы, честность, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность, образованность, самоконтроль, широта
взглядов. Наименее значимыми для частных автоводителей являются такие ценности, как аккуратность, непримиримость к недостаткам своим и других, воспитанность, терпимость к мнениям других, чуткость.
В сфере инструментальных ценностей наемных автоводителей, как и в сфере терминальных ценностей, существует меньшая выраженность, разобщенность в их значимости. Для наемных автоводителей наиболее предпочтительными являются жизнерадостность, честность, широта взглядов, терпимость к мнениям других и независимость. Далее, в порядке убывания значимости следуют аккуратность, ответственность, чуткость, воспитанность, самоконтроль, рационализм, исполнительность, твердая воля. Наименее значимыми для наемных автоводителей являются высокие запросы, эффективность в делах, смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к своим и чужим недостаткам, образованность.
Таким образом, можно сказать, что на первом месте по значимости для частных предпринимателей стоит такая ценность, как независимость, которая отражает также и специфику их деятельности. Для наемных водителей данная ценность также важна, но не в такой степени. Для наемных автоводителей наиболее важной ценностью является жизнерадостность, то есть получение радости, удовольствий от самой жизни. Для частных автоводителей данная ценность также важна, но не является самой значимой. Такая ценность, как эффективность в делах, является достаточно значимой для частных автоводителей. А для наемных работников, наоборот, она занимает низкое положение в значимости. Также и такая ценность, как терпимость к мнениям других, для частных автоводителей является менее важной, значимой, для наемных работников она переходит на первый план. Это может быть обусловлено тем, что частные автоводители в своей деятельности ориентированы на достижение результата, целенаправленны, при этом поступаясь мнениями других. А для наемных автоводителей терпимость к мнениям других является важной составляющей их жизни.
В результате, можно сказать, что частные предприниматели в своей жизни больше направлены на свою деятельность, на ее осуществление, получение материальных благ, нежели наемные работники. Наемные автоводители больше направлены на проживание личной жизни, получение удовольствий от жизни, а деятельность, работа переходит на второй план, в том числе как способ получения средства для «настоящей» жизни.
На основе статистической обработки полученных результатов исследования были построены корреляционные плеяды.
В выборке частных предпринимателей были выявлены достоверные связи между определенными терминальными ценностями. И характерно то, что образовалась одна плеяда со сложной структурой, включающей все 18 терминальных ценностей.
Наиболее значимые для них ценности, такие как здоровье, материально обеспеченная жизнь и свобода поступков и действий, в данной корреляционной плеяде имеют по две-три связи с другими ценностями, но не имеют непосредственных связей между собой, и связаны лишь опосредованно. В построенной корреляционной плеяде наиболее существенными, значимыми, определяющими ценностями в свою очередь являются активная и деятельная жизнь, интересная работа и любовь, которые в списке значимости занимали срединное положение. Рассмотрим их связи с другими параметрами в структуре ценностей. Такая ценность в жизни данных автоводителей, как любовь, имеет прямые связи со счастливой семейной жизнью и здоровьем, которые также положительно взаимосвязаны между собой, образуя кольцо связей. Причем счастливая семейная жизнь имеет выраженные связи с ценностями любовь и здоровье. Все эти ценности определяют друг друга, что также проявляется
и в реальной жизни других людей, счастливые в браке люди любят, любящие здоровы духовно и как результат физически, а здоровые люди счастливы. Можно сказать, взаимосвязь данных ценностей представляет собой замкнутый круг. Такая ценность, как любовь, у частных автоводителей, в свою очередь, имеет обратную связь с уверенностью в себе, выраженную отрицательную связь с творческой деятельностью. Данный факт, в связи с объективной, существующей реальностью, подвергается сомнению. В жизни любовь, напротив, вдохновляет к творчеству, придает уверенность в себе. Возможно, данные связи являются ситуативными, так как не имеют других связей с другими ценностями. Вероятно также, что когда человек счастлив, любит, он направлен больше на объект любви, нежели на творческую деятельность. А к творчеству толкает, например, неразделенная любовь.
Значимая для частных автоводителей ценность - материально обеспеченная жизнь - также занимает важное место в построенной корреляционной плеяде. Но данная ценность отрицательно связана с другими ценностями. Материально обеспеченная жизнь имеет выраженные обратные связи со счастливой семейной жизнью и с жизненной мудростью, обратную связь с развлечениями, получением удовольствий. Данный факт является очень интересным, несколько противоречивым. Получается так, что важное, ценное для частных автоводителей материальное обеспечение препятствует их счастливой семейной жизни, получению жизненной мудрости, получению удовольствий. Это может быть обусловлено тем, что, акцентируясь на получение материальных благ, заработка в профессиональной деятельности, они теряют вкус к жизни, не могут получать удовольствия, отдаваться счастью семьи. А так как данная ценность значима для частных автоводителей, существует вероятность в недостатке их личной жизни, недостаточном уровне счастливой жизни.
Жизненная мудрость частных автоводителей имеет также выраженные обратные связи, помимо материально обеспеченной жизни, с развитием и активной, деятельной жизнью, что также имеет противоречия, так как, если подумать, человек, ведя активную жизнь, приобретает жизненный опыт, жизненную мудрость и развивается благодаря этому. Возможно, данные связи являются ситуативными в данной корреляционной плеяде.
Активная и деятельная жизнь частных автоводителей имеет прямую связь с интересной работой и выраженную прямую связь с общественным признанием. То есть, работа для частных предпринимателей, скорее всего, является частью их активной жизни, и в результате приводит к общественному признанию. Причем такая ценность, как активная и деятельная жизнь, имеет обратную выраженную связь с продуктивной жизнью, что может говорить, о том, что их деятельность, их активность в большей мере приносит какие либо временные результаты, но не являются продуктивными, смысло-образующими в жизни. При этом продуктивная жизнь также имеет выраженную обратную связь с работой. Как раз то, о чем говорилось выше. Работа частных автоводителей, как проявление их активности, не приносит продуктов, результатов для будущей жизни. Возможно, она обеспечивает ситуативные блага, материально. То есть является способом жизни. Но при этом, следует вспомнить то, что частные автоводители направлены на осуществление своей деятельности, настраиваются на ее выполнение и достижение результатов.
Продуктивная жизнь также имеет обратную связь со счастьем других людей, выраженную обратную связь с красотой природы и искусства, которые занимают последние места в списке значимых ценностей частных автоводителей. Интересная работа имеет выраженную обратную связь с наличием хороших и верных друзей, то есть, если частные автоводители будут ставить на первое место по значимости свою работу, то для них наименее значимыми станут наличие хороших друзей, то есть их
личная жизнь. Но при этом, интересная работа имеет выраженную прямую связь с такой ценностью, как красота природы и искусства. Значимо и положительно между собой взаимосвязаны направленность на счастье других и познание. А так как счастье других наименее важно для частных предпринимателей, то, повышая их интерес к познанию, интеллектуальному развитию, может привести и к пробуждению интереса к другим людям.
Результаты корреляционного анализа терминальных ценностей наемных работников показали своеобразную картину связей. Всего десять ценностей из восемнадцати оказались относительно взаимосвязанными. Выделились две плеяды. В одну вошли жизненная мудрость, счастье других, свобода поступков, красота природы и искусства, наличие хороших людей, общественное признание, познание и продуктивная жизнь. В другую плеяду вошли только две ценности - активная жизнь и материальная жизнь. По три связи набрали ценности познание, наличие хороших друзей и счастье других. Наличие хороших друзей на высоком статистическом уровне взаимосвязано с познанием.
Таким образом, корреляционный анализ показал наличие различных структур терминальных ценностей частных предпринимателей и наемных работников. Системообразующими ценностями частных автоводителей являются - активная и продуктивная жизнь, интересная работа, любовь. У наемных автоводителей системообразующими ценностями оказались - наличие хороших друзей, познание и счастье других.
Анализ структур и специфики инструментальных ценностей в группах частных и наемных автоводителей.
Корреляционные связи показывают, что для выборки частных автоводителей характерна одна плеяда со сложной структурной характеристикой и одна двухзвенная связь. Сложная плеяда состоит из 13 инструментальных ценностей, участвующих в 16 связях.
Напомним, что наиболее ценными для частных автоводителей как средства жизнедеятельности являются независимость, ответственность, жизнерадостность, эффективность в делах, рационализм. Причем в построенной корреляционной плеяде фигурируют только жизнерадостность и ответственность, имеющее значимое, определяющее положение в ней.
Рассмотрим плеяду, со сложной структурой. Жизнерадостность частных автоводителей имеет выраженные прямые связи с такими ценностями, как терпимость к мнениям других и широта взглядов. То есть, можно сказать, что она определяется как раз широтой интересов, взглядов, в том числе и интересами других людей, и, расширяя данную сферу, можно повысить радость жизни, положительное отношение к ней, получение удовольствий от жизни, и вообще принятие жизни как чего-то позитивного. При этом жизнерадостность частных автоводителей, стремление к ней имеет и выраженные обратные связи с аккуратностью и высокими запросами. То есть, акцентируясь на аккуратности и ставя высокие цели и запросы к жизни, исследуемые становятся не способными полно радоваться жизни. Понижая значимость запросов, можно повысить жизнерадостность.
При этом высокие запросы имеют выраженную прямую связь с непримиримостью к своим и чужим недостаткам. То есть, частные автоводители, требуя многого от других и от себя, не считают нужным принимать их и свои недостатки, мириться с ними. В данном случае важен результат, а не взаимоотношения с людьми, гармония с собой. Причем, высокие запросы и непримиримость к своим и чужим недостаткам имеют выраженные обратные связи с исполнительностью и ответственностью, которые в свою очередь положительно связаны между собой. То есть, повышая исполнительность и ответственность, либо одну из этих ценностей, можно добиться снижения запросов и непримиримости к своим и чужим недостаткам.
Непримиримость к своим и чужим недостаткам также имеет выраженную прямую связь с твердой волей, которая может быть связана с направленностью к цели наперекор всему. В свою очередь, твердая воля и высокие запросы, опосредованно связанные между собой, имеют выраженные обратные связи с честностью, общечеловеческим качеством, которое, скорее всего, противоречит высоким запросам от жизни, от себя и других, и твердой воли в их достижении.
Твердая воля, стремление к ней, также как и высокие запросы, и непримиримость к своим и чужим недостаткам имеет обратную выраженную связь с ответственностью.
При рассмотрении двухзвенной плеяды такая ценность, как смелость в отстаивании своего мнения имеет выраженные обратные связи с самоконтролем и образованностью. То есть, можно сказать, что смелость в отстаивании своего мнения частными автоводителями не основывается на самоконтроле и образованности, а при их присутствии и значимости, не требуется выраженной смелости в отстаивании своего мнения, так как, возможно, существует уверенность в данном мнении, которая опирается на образование и самоконтроль.
Для выборки наемных работников характерна одна плеяда со сложной структурной характеристикой. Сложная плеяда состоит из 16 инструментальных ценностей, участвующих в 30 связях. Причем данные связи сосредоточены между 9 ценностями, которые образуют в своем роде паутину. Причем в ней присутствуют как более значимые ценности: честность, широта взглядов, терпимость, независимость; так и менее значимые ценности: высокие запросы, эффективность в делах, образованность. Данные ценности обуславливают друг друга и определяют структуру ценностей наемных работников. Центральное положение в ней занимает такая ценность, как чуткость. Изменение значимости данной ценности может существенно поменять структуру ценностных ориентаций наемных работников. Она имеет выраженные положительные связи с такими ценностями, как терпимость к мнениям других, эффективность в делах, рационализм, то есть умением принимать обдуманные решения, и с честностью. Чуткость также имеет положительную связь с широтой взглядов. Чуткость имеет и обратные выраженные связи с такими ценностями, как высокие запросы, независимость, образованность. Обратные связи можно объяснить тем, что чуткость это больше общечеловеческое качество, направленное на других людей, а запросы, независимость и образованность больше направлены на профессиональную деятельность наемных автоводителей. Далее видно, что запросы имеют выраженные обратные связи с терпимостью к мнениям других, широтой взглядов, эффективностью в делах. При этом высокие запросы имеют значимые прямые связи с образованностью и независимостью, что не противоречит объективной реальности.
Эффективность в делах имеет выраженную прямую связь с терпимостью к мнениям других и с рационализмом и обратные связи с независимостью и жизнерадостностью. То есть, также как и у частных автоводителей стремление к эффективности в делах, работе, может привести к снижению значимости жизнерадостности, потери независимости. С жизнерадостностью также имеет выраженную обратную связь и рационализм. При этом рационализм имеет выраженные прямые связи с чуткостью и честностью, и обратную связь с независимостью. То есть повышение значимости рационализма, может привести к понижению важности независимости.
Независимость, в отличие от рационализма, имеет обратные связи с чуткостью и честностью. Независимость имеет выраженную прямую связь с ответственностью. Причем и независимость, и ответственность имеют обратные связи с терпимостью к мнениям других, в случае с независимостью данная связь является выраженной. В свою очередь терпимость к мнениям других имеет вы-80
раженную обратную связь с образованностью. Следует отметить, что не впервые встречается обратная связь образованности с общечеловеческими качествами, ценностями, направленными на счастье других, на взаимоотношения с ними. Отмечается присутствие выраженной прямой связи между значимостью честности и широтой взглядов. В свою очередь, честность имеет выраженную обратную связь с воспитанностью, воспитанность - с твердой волей, а твердая воля обратную связь с исполнительностью. Но данные связи могут иметь ситуативный характер.
Итак, в сфере инструментальных ценностей частных предпринимателей и наемных работников можно наблюдать как сходства, так и различия. Особенно отмечается большое количество связей в структуре инструментальных ценностей наемных работников. А сами связи являются как уникальными в каждой группе автоводителей, так некоторые и повторяются, либо в точности, либо опосредованным характером.
Выводы. Таким образом, в результате проведенного исследования, направленного на изучение ценностных ориентаций частных и наемных автоводителей был сформулирован ряд выводов.
В рамках проведенного исследования, которое проводилось на двух диагностических выборках - частных автоводителях и наемных, штатных автоводителях, были выявлены определенные различия между ними.
В сфере терминальных ценностей, то есть в конечных целях индивидуального существования для частных предпринимателей, и наемных работников (автоводителей) наиболее ценным является здоровье. Далее специфика ценностных ориентаций имеет различия. Для частных предпринимателей важно материально обеспеченная жизнь и свобода поступков и действий. Для наемных работников наиболее значимыми являются любовь и развлечения, получение удовольствий, то есть ценности, направленные на личную жизнь данных автоводителей. Следует также отметить, что сама работа, интерес к ней занимает срединное положение в сфере ценностных ориентаций обеих групп. И не значимыми являются красота природы и искусства, счастье других, спокойствие в мире, творческая деятельность, общественное признание.
В сфере инструментальных ценностей на первом месте по значимости для частных предпринимателей стоит такая ценность, как независимость, которая отражает также и специфику их деятельности. Особенно важными значимыми ценностями для них являются жизнерадостность и эффективность в делах. А для наемных работников, наоборот, эффективность в делах занимает низкое положение по значимости. Специфично и то, что такая ценность, как терпимость к мнениям других, для частных предпринимателей является не важной, не значимой, а для наемных работников она очень важна.
Частные предприниматели больше направлены на свою деятельность, на ее осуществление, получение материальных благ. Наемные работники больше направлены на проживание личной жизни, получение удовольствий от жизни, а деятельность, работа переходит на второй план, в том числе как способ получения средств для «настоящей» жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глушко, О.В. Труд и здоровье водителя / О. В. Глушко, Н. В. Клюев. - М.: Транспорт, 1976 г. - 176 с.
2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. -М.: Академический Проект, 2003. - 336 с. ISBN 5-82910201-3
3. Игнатов, Н.А. Психофизиологические особенности труда шофера / Н. А. Игнатов. - М.: Высшая школа, 1969 г. - 101 с.
4. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с. ISBN 978-5-91180-837-2_
5. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - 1003-Х
СПб.: Питер, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-272-00028-6 8. Фукин, А. И. Психология конвейерного труда / А.
6. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. И. Фукин - М. :ПЕРСЭ, 2003. - 240с.
Климов. - М.: Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. - 400с. 9. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза про-
7. Романов, А. Н. Автотранспортная психология / А. фессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. - М.: Н. Романов. - Академия, 2002. - 224 с. ISBN: 5-7695- Наука, 1982. - 185 с.
THE VALUE ORIENTATION OF PRIVATE ENTREPRENEURS AND HIRED WORKERS
(FOR EXAMPLE, DRIVERS)
© 2014
A.I. Fukin, doctor of psychological science professor of the chair «Psychology of work and business psychology»
Institute of Economy, Management and Law, Kazan (Russia)
Annotation: The system determines the value orientations of the content side orientation of the individual is the basis of its relationship to the world, to the profession, to other people, the basis of life and the concept of the "philosophy of life." Private entrepreneurs and employees have their own, specific to their activity patterns of value orientations.
Keywords: Value orientation, terminal values, instrumental values, private entrepreneurs, salaried autodrivers.
УДК 373.2
РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА. ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
© 2014
Т.А. Чичканова, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации работы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к малой родине на основе традиций этнокультур Поволжского региона в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обосновывается актуальность обращения к теме, определяются цель и задачи исследовательской деятельности в этом направлении.
Ключевые слова: этнокультурное образование детей, этнокультурные традиции, этническая педагогика, толерантность, художественно-эстетическое воспитание, патриотизм, дошкольное образование.
В условиях активного развития взаимодействия государств и регионов, интенсификации социального, экономического, культурного обмена между народами, конфессиями в полиэтнической среде актуальность задачи поликультурного воспитания подрастающего поколения очевидна. Она обусловлена потребностью в формировании опыта толерантного общения в условиях многонационального российского государства как средства преодоления негативных явлений в современном обществе: проявления национальной нетерпимости, осложнение процессов адаптации в инокультурной среде, потеря интереса к общественно-историческому опыту предшествующих поколений и, как следствие, снижение уровня патриотического сознания, проблемы с определением гражданской позиции. Знание культурных традиций необходимо как знак уважения к своему и другим народам, как средство предупреждения возможных недоразумений и конфликтов. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Культурная толерантность выступает обязательным условием жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме, таком как Поволжье. В этом контексте организация целенаправленной работы по формированию поликультурной личности становится своеобразным «социальным заказом» времени, которое нуждается в субъектах, способных вести межкультурный, межэтнический диалог (полилог).
Исследователи прошлого и настоящего убеждены, что этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который в контексте современных задач воспитания может и должен служить воспитательным средством для развития и формирования полноценной личности. Сегодня (и в который уже раз, особенно в переломные, «переходные» времена) педагогика, опираясь на богатейший опыт прошлого, вновь «открывает» принципиальную зависимость будущего России и судеб новых поколений от сохранности и приумножения богатейшего наследия народной культуры, от культурной преемственности поколений
[1] - активно наблюдается так называемый «этнический ренессанс» [2]. Он нашел отражение в государственных программах патриотического воспитания, в которых указывается прямая зависимость всех сфер жизни - экономической, социальной, политической, военной, культурной и т.д. - от адекватного понимания идеалов и целей воспитательной работы на основе национальных традиций. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» введено понятие «детствосбережение». Оно является отражением сущности документа, который предусматривает приверженность России к «участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей» [3], что предполагает определенные практические действия в каждой конкретной области образовательного и социокультурного пространства, в котором находится ребенок.
Задачи поликультурного воспитания федерального и регионального уровней находят продолжение и решение в программных документах муниципальных образований. Так, в декабре прошлого года [4] началась работа над муниципальной программой «Самара многонациональная» на период 2014-2016 гг. (утверждена в марте 2014 г.). Программа призвана обеспечить комплексный подход к решению межнационального взаимодействия: от дополнительного образования в сфере межэтнических отношений до создания в городе благоприятной информационной среды. Заинтересованность в программе подтверждает активность национальных объединений - более 30 организаций существует на территории Самары, и представители каждой из них приняли участие в обсуждении документа. Показательной является идея создания на территории города «национальной деревни», где представители каждого народа могут представить свою архитектуру, быт, обычаи и традиции (идея поддержана областной администрацией) [5].
Это пример «политического» (административного) решения задачи поликультурного развития, что является отражением государственной установки на создание