4. Шрамко Н.В. Вузовская подготовка как этап становления социальной зрелости студентов: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. - 219 с.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.
УДК 159.9
Поварёнков Юрий Павлович
доктор психологических наук, профессор
Слепко Юрий Николаевич
кандидат психологических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
[email protected], [email protected]
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧИТЕЛЯ НА УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проводится анализ представлений разных участников образовательного процесса (учащиеся, родители, методисты) о системе ценностных ориентаций учителя общеобразовательной школы. Рассматриваются психологические особенности системы ценностных ориентаций педагогов с разным стажем деятельности, с разной успешностью педагогической деятельности. Определяется роль как всей системы, так и ее отдельных элементов в формировании представлений учащихся, родителей и методистов о успешном и неуспешном учителе.
Ключевые слова: ценностные ориентации, жизненные сферы, успешный учитель, неуспешный учитель, стаж деятельности
Педагогическая деятельность учителя общеобразовательной школы, являясь одной из разновидностей профессий типа «человек-человек», обладает достаточно большой специфичностью ввиду принципиальной полисубъ-ектности образовательного процесса. Учащиеся и их родители, администрация школы, сам учитель и его коллеги, эксперты-методисты обладают зачастую уникальным представлением о целях и задачах не только образовательной деятельности школы, но и работы конкретного педагога. Специфичность представлений разных участников образовательного процесса о деятельности педагога распространяется не только на общие задачи его работы в школе, но и на представления о характере его профессиональных способностей, интеллектуальных возможностях, личностных особенностях, то есть всего того, что обеспечивает успешность педагогического труда.
Специфика представлений разных участников образовательного процесса была подтверждена нами в серии ранее опубликованных работ [1; 5]. В частности, было показано, что между представлениями учащихся, родителей и экспертов-методистов о личности и деятельности педагога отсутствует прямая взаимосвязь. Было установлено, что начинающие педагоги (стаж 1-7 лет) воспринимаются наиболее предпочтительно учащимися, тогда как родители и методисты относятся к работе молодого педагога как к низкоэффективной. Приобретение опыта педагогом (стаж от 8 до 30 лет) сопровождается ростом положительных оценок его деятельности и личности по мнению и родителей, и методистов; при этом положительное отношение учащихся к нему снижается. Дальнейшая профессионализация (стаж от 31 до 45 лет) приводит к очередным изменениям в отношении участников об-
разовательного процесса к личности и деятельности учителя: опытный педагог становится более привлекательным для учащихся и методистов, тогда как родители воспринимают его менее позитивно. Отношение к педагогу на завершающем этапе профессионализации (стаж от 46 и > лет) приобретает общие для учащихся, родителей и методистов черты, связанные с существенным снижением привлекательности личностных и деятельностных характеристик в сравнении с более молодыми педагогами.
Интересные данные были получены при оценке связи возраста педагога и отношения к его труду участников образовательного процесса. Так, для родителей возраст играет важную роль в восприятии педагога только в первые 8 лет работы, когда наблюдается средней силы связь между возрастом и оценкой деятельности и личности учителя (г=0,36 при р<0,001). Ученики обладают иным представлением о связи этих переменных - для них профессиональное развитие педагога связано с приобретением таких характеристик личности и деятельности, которые снижают его привлекательность в глазах учащихся (г=-0,15 при р<0,05). И только с позиции экспертов-методистов профессиональное развитие педагога является залогом приобретения им необходимых свойств личности и качеств деятельности. Здесь была обнаружена сильная положительная корреляционная связь между возрастом педагога и характером оценки его личностных и деятельностных характеристик.
Продолжая проведенный ранее анализ [1; 2; 3; 5], в настоящей статье мы обратимся к результатам анализа связи системы ценностных ориента-ций учителя [(опросник ОТеЦ И.Г. Сенина) 6] с оценкой успешности его профессиональной деятельности. Следуя логике полученных ранее резуль-
© Поварёнков Ю.П., Слепко Ю.Н., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
татов, мы можем предполагать, что отношение к деятельности педагога разных участников образовательного процесса опосредуется разной степенью значимости для них ценностных ориентаций и жизненных сфер педагога.
Оценивая в первую очередь силу влияния системы ценностных ориентаций учителя на отношение к нему разных участников образовательного процесса, нами был использован коэффициент множественной регрессии (КМР). Так, было установлено, что при оценке личности и деятельности педагога, система его ценностей, включая базовые сферы их реализации, наиболее значима для родителей - КМР=0,84; наименее значима для методистов (КМР=0,63). Значимость этой сферы личности педагогов для учащихся занимает промежуточное положение (КМР=0,79).
Конкретизируя специфику связей ценностных ориентаций учителей с оценочными суждениями учащихся, мы установили, что наиболее значимы для учеников ценности собственного престижа учителя (П) (г=-0,22 при р<0,01), креативности (К) (г=-0,36 при р<0,001), социальных контактов (СК) (г=-0,24 при р<0,01), а также ценность сохранения педагогом собственной индивидуальности (И) (г=-0,37 при р<0,001).
Полученные коэффициенты корреляции свидетельствуют: чем больше педагоги ориентируются в качестве ценностей на собственный престиж, креативность, сохранение собственной индивидуальности и социальные контакты, тем менее эти учителя являются привлекательными для учащихся.
Для учащиеся более привлекательными являются учителя, которые реализуют свои ценности в сферах обучения (г=0,87 при р<0,001), общения (г=0,86 при р<0,001) и увлечений (г=0,87 при р<0,001); при этом, если для педагога становится значимой сфера профессиональной деятельности, то оценка успешности его труда учащимися снижается (г=-0,36 при р<0,001).
Анализ связи ценностей педагога и оценки его труда родителями показал обратное соотношение: когда отрицательно значимые для учеников ценности для родителей важны при оценке профессиональной успешности учителей. Так, мы установили, что оценка личности и деятельности учителя родителями будут тем выше, чем более значимы для педагога ценности собственного престижа (г=0,82 при р<0,001), материального благополучия (МБ) (г=0,19 при р<0,05), социальных контактов (г=0,78 при р<0,001), развития (Р) (г=0,20 при Р<0,05), достижений (Д) (г=0,24 при р<0,01) и сохранения педагогом собственной индивидуальности (г=0,20 при р<0,05).
Важно еще раз подчеркнуть противоречивость оценочных суждений, а следовательно и представлений учеников и родителей о педагоге: для успешной с точки зрения учеников и родителей работы
учитель должен обладать прямо противоположным уровнем развития одних и тех же ценностных ори-ентаций. Это относится и к выбору им сфер реализации значимых для него ценностей: так, определяя сферы профессиональной деятельности, обучения или увлечений как значимые для самореализации, педагог формирует с одной стороны положительное отношение к нему родителей, с другой, становится менее привлекательным для учащихся.
Анализ связи представлений экспертов-методистов о личности и деятельности педагога с уровнем значимости для последнего ценностных ори-ентаций показал их большую близость по характеру взаимосвязи с представлениями родителей. Однако различия между родителями и методистами касаются уровня значимости важных для методистов ценностей собственного престижа педагога (г=0,25 при р<0,01), креативности (г=0,61 при р<0,001), социальных контактов (г=0,34 при р<0,001) и сохранения педагогом собственной индивидуальности (г=0,63 при р<0,001). Идентичная по сути связь была обнаружена и с ролью значимых для методистов жизненных сфер учителя. Направление связи оценок родителей и методистов с жизненными сферами учителей прямо противоположное их значимости для учеников, но отличается уровнем значимости - профессиональная деятельность (г=0,65 при р<0,001), семейная жизнь (г=0,32 при р<0,001) и увлечения (г=-0,19 при Р<0,05).
Перейдем от установленных корреляционных взаимосвязей к оценке влияния конкретных ценностных ориентаций учителя на оценку успешности его деятельности разными участниками образовательного процесса. Это позволит уточнить - от развития каких выделенных в ходе анализа ценностей и жизненных сфер зависит повышение успешности и привлекательности труда педагога.
Процедура множественного регрессионного анализа дала возможность построить регрессионные уравнения, отражающие силу влияния отдельных ценностей и жизненных сфер учителя на отношение к нему учащихся, родителей и методистов. Так, были получены следующие значения:
оценка учениками = 0,55 (сфера обучения) + 0,26 (сфера увлечений) + -0,21 (индивидуальность) + -0,10 (достижения);
оценка родителями = 0,56 (сфера семейной жизни) + 0,46 (сфера профессиональной деятельности) + 0,39 (индивидуальность) + 0,18 (престиж) + -0,65 (креативность) + -0,17 (сфера обучения);
оценка методистами = 0,95 (сфера профессиональной деятельности) + 0,37 (сфера семейной жизни) + -0,38 (креативность).
Исходя из полученных результатов следует сделать вывод о том, что отношение к успешности педагогической деятельности различается у разных участников образовательного процесса не только на
уровне общих взаимосвязей, но и на уровне влияния отдельных ценностей и жизненных сфер. Так, например, наиболее существенные различия между экспертами были обнаружены в значимости для них жизненных сфер: представления учащихся об успешности педагогической деятельности зависят от преобладания в жизнедеятельности учителя сфер обучения и увлечений; представления родителей -от сфер семейной жизни и профессиональной деятельности; оценки методистов - прежде всего от значимости в работе учителя сферы профессиональной деятельности, а также сферы семейной жизни.
Принимая во внимание анализ различий в оценках значимых для разных экспертов ценностей и жизненных сфер, обратимся к результатам изучения профиля успешного и неуспешного педагога. Это позволит оценить, как система ценностных ориентаций влияет на формирование представлений каждого эксперта - участника образовательного процесса о успешном и неуспешном педагоге.
Было установлено, что для учащихся успешные и неуспешные педагоги имеют качественно разные сочетания значимых жизненных сфер: для успешного педагога наиболее значимыми являются сферы обучения (р<0,001), общения (р<0,001) и увлечений (р<0,001). Они выступают условиями реализации таких характерных ценностей, как собственный престиж (р<0,001), материальное положение (р<0,05), социальные контакты (р<0,001) и сохранение индивидуальности (р<0,05). Неуспешный педагог стремится реализовать себя в сферах профессиональной деятельности (р<0,05) и семейной жизни (р<0,001).
Характеризуя педагогов с разной успешностью деятельности по мнению родителей, мы установили, что наиболее привлекательный для родителей педагог реализует себя в сферах профессиональной деятельности (р<0,001) и семейной жизни (р<0,001). Они являются условием реализации ценностей собственного престижа (р<0,001), креативности (р<0,001), социальных контактов (р<0,001) и сохранения индивидуальности (р<0,001). В свою
очередь для неуспешного педагога значимы сферы обучения (р<0,001) и увлечений (р<0,05), являющиеся условиями реализации ценностей развития (р<0,01) и достижений (р<0,05).
Анализ представлений экспертов-методистов о системе ценностей успешных педагогов показал, что они реализуют себя сферах профессиональной деятельности (р<0,001) и семейной жизни (р<0,001). В свою очередь последние являются жизненными условиями реализации ценностей собственного престижа (р<0,001), креативности (р<0,001) и социальных контактов (р<0,001). Неуспешный педагог находит себя в сферах обучения (р<0,001), общения (р<0,01) и увлечений (р<0,001).
Установив наличие качественных различий в представлениях о успешном и неуспешном педагоге с точки зрения разных экспертов далее перейдем к анализу внутреннего, структурного содержания системы ценностных ориентаций успешных и неуспешных педагогов. Это позволит определить такие ценности, которые определяют не только успешность деятельности педагога, но и структурируют всю систему ценностных ориентаций вокруг себя.
Представленные на рисунке 1 результаты структурного анализа педагогов с разной успешностью деятельности с позиции учащихся позволяют указать на следующее. Структура ценностей успешных педагогов более организована и интегрирована. В ней выделяется достаточно большое число ценностей, имеющих большой вес в структуре. Несмотря на то, что в обеих структурах все элементы входят в состав структуры, вес каждого из них в обеих структурах разный.
В отношении психологической структуры ценностей учителей с разной успешностью деятельности с позиции родителей (рис. 2) ситуация иная. Более интегрированной и организованной является структура неуспешного педагога; в ней больше число компонентов входят в состав структуры с большим весом.
Структура ценностей успешных и неуспешных педагогов с позиции методистов (рис. 3) отличает-
а б
Рис. 1. Психологическая структура ценностных ориентаций неуспешных (а) и успешных (б) учителей с точки зрения учащихся.
Здесь и далее: жирная линия - р<0,001; тонкая линия - р<0,01; пунктир - р<0,05
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
83
а б
Рис. 2. Психологическая структура ценностных ориентаций неуспешных (а) и успешных (б) учителей с точки зрения родителей
б
Рис. 3. Психологическая структура ценностных ориентаций неуспешных (а) и успешных (б) учителей с точки зрения методистов
ся от структур, выделяемых с позиции ученической оценки, и схожа со структурой, выделяемой на основании оценок родителей. Здесь более организованной и интегрированной является структура ценностей неуспешного педагога.
Обобщенный анализ трех типов структур, представленный в таблице 1, наглядно демонстрирует различия между представлениями учащихся, родителей и методистов о системе ценностных ориентаций успешного и неуспешного педагога.
Если учащиеся воспринимают структуру ценностей успешного учителя как наиболее интегрированную, то для родителей и методистов неуспешный педагог - профессионал с высокоинтегриро-ванной структурой. Здесь можно предположить, что учащиеся более чувствительны к личности именно успешного педагога, тогда как для родителей и методистов важным является критический анализ тех составляющих личности, которые затрудняют или
снижают, по их мнению, успешность педагогической деятельности.
Завершая анализ проведенного исследования, можно сформулировать ряд выводов, которые отражают специфику представлений участников образовательного процесса о ценностной сфере педагогов с разной степенью профессиональной успешности и личностной привлекательности.
Первый, и в целом, ожидаемый вывод заключается в том, что при оценке личности и деятельности педагога система его ценностей как одна из подструктур личности, ее организация и состав, способы и сферы реализации ценностей имеют принципиально важное, хотя и не одинаковое, значение и для учащихся, и для родителей, и для методистов.
Второй вывод, вытекающий из анализа полученных результатов, заключается в том, что представления о ценностях педагога у учащихся, с од-
Таблица1
Психологическая структура успешных и неуспешных педагогов с позиции учеников, родителей и методистов
Показатели структуры Успешные Неуспешные
ученики родители методисты ученики родители методисты
Интегрированность 69 30 37 22 44 68
Количество г на уровне р<0,01 26 8 14 8 13 22
а
ной стороны, и родителей, методистов, с другой -имеют противоположный характер. В чем это проявляется?
Во-первых, ученики считают, что чем более успешны с их точки зрения педагоги, тем меньше у них должны быть развиты такие ценности как ценности собственного престижа, сохранения индивидуальности, социальных контактов и т.д. Родители и методисты, фактически, придерживаются противоположной точки зрения.
Во-вторых, по мнению учеников, привлекательные и успешные учителя должны реализовывать и развивать свои ценности в сфере обучения и развлечений, а по мнению родителей и методистов -в сфере профессиональной деятельности и семейной жизни. При этом, для методистов наиболее важной является профессиональная сфера реализации, а для родителей - сфера семейной жизни.
В-третьих, противоположными, по сути дела являются представления учащихся и родителей-методистов о формальной структуре ценностей успешных и неуспешных учителей. Учащиеся считают, что у более успешных учителей организованность и интегрированность структуры ценностей, примерно, в три раза выше, чем у менее успешных. Родители и методисты дают противоположные оценки: они считают, что именно менее успешные учителя обладают структурой ценностей, для которой характерна высокая интегрированность и организованность.
Необходимо обозначить еще один вывод, который вступает в противоречие с устоявшими представлениями об эффективности деятельности учи-
теля. Все участники образовательного процесса, принявшие участие в исследовании отрицательно относятся к такой ценности как креативность. Величина коэффициентов корреляции и индексов формулы множественной регрессии говорят о том, что учащиеся, родители и методисты отрицательно относятся не к самой креативности, как характеристике личности, а к чрезмерной выраженности ценности «креативность» у педагогов.
Библиографический список
1. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Оценка эффективности педагогической деятельности. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 167 с.
2. Поваренков Ю.П. Проблема индивидуально-психологического содержания профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 1. - С. 34-40.
3. Поваренков Ю.П. Психологическая структура субъекта профессионального пути // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2008. - Т. 1. - № 2. - С. 139-144.
4. Поваренков Ю.П. Уточнение предмета, метода и основных задач психологии профессионального становления личности // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т. 2. - № 2. - С. 156-164.
5. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - Саратов: СГСЭУ, 2013. - 400 с.
6. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. - Ярославль: Изд-во НПЦ «Психодиагностика», Фонд гражданских инициатив «Содействие», 1991. - 17 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
85