Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТИ ВРАЧА / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / PHYSICIAN VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пахомова А.С., Пряхина В.П.

Статья посвящена изучению ценностных ориентаций студентов медицинского университета. В соответствии с методикой М.Рокича исследуются терминальные и инструментальные ценности будущих специалистов-медиков. Исследование проведено на базе Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского; всего опрошено 98 респондентов - студентов различных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS MEDICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the value orientations of the students of the medical university. In accordance with the methodology of M.Rokich, the terminal and instrumental values of future medical specialists are explored. The study was conducted on the basis of the Saratov State Medical University. VI Razumovsky; a total of 98 respondents - students of various courses were interviewed.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 304.2

Пахомова А.С. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Пряхина В.П. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского»

Министерства здравоохранения РФ научный руководитель: Акимова Н.А., к.филос.н.

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация: Статья посвящена изучению ценностных ориентации студентов медицинского университета. В соответствии с методикой М.Рокича исследуются терминальные и инструментальные ценности будущих специалистов-медиков. Исследование проведено на базе Саратовского государственного медицинского университета им. В.И.Разумовского; всего опрошено 98 респондентов - студентов различных курсов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценности врача.

Pakhomova A.S.

student

2year, Faculty of "Medicine" FGBOU V "Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky»

Ministry of Health of Russia Russia, Saratov Pryakhina V.P. student

2year, Faculty of "Medicine" FGBOU V "Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky»

Ministry of Health of Russia Russia, Saratov

Scientific adviser: Akimova NA, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of Philosophy, Humanities and Psychology VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS MEDICAL

UNIVERSITY

Annotation: The article is devoted to the study of the value orientations of the students of the medical university. In accordance with the methodology of M.Rokich, the terminal and instrumental values of future medical specialists are

explored. The study was conducted on the basis of the Saratov State Medical University. VI Razumovsky; a total of 98 respondents - students of various courses were interviewed.

Key words: value orientations, terminal values, instrumental values, physician values.

Актуальность

Молодое поколение, в том числе студенты, в настоящее время является особой социальной группой, находящейся в центре исследовательского внимания специалистов гуманитарного профиля - философов, социологов, психологов.

Одной из важнейших проблем является формирование ценностных ориентаций у молодежи. В основе этого процесса лежит осознание личностного смысла жизни, вопросы о котором наиболее популярны и часты в молодом возрасте.

Актуальность этой проблемы состоит в том, что именно становление ценностного «фундамента» юношей и девушек во многом определяет будущее общества, его состояние и потенциал развития. Кроме того роль ценностных ориентаций проявляется в механизме социальной регуляции поведения личности, в значительной степени определяя индивидуальные и характерологические особенности, профессиональную направленность, строение мотивационной сферы [1].

Основная часть

Ценность - философская категория, обозначающая социально обусловленные значения материальных и духовных явлений, определяющих смыслы бытия человека и общества в целом [2]. Ценностные ориентации человека - это самая важная характеристика его личности. Она определяет его отношение к миру, а также регулирует и детерминирует поведение в обществе. Человек находит смысл и цель жизни только в результате осознания своих ценностей. Ценности - это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность. Они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Формирование ценностных ориентаций начинается в момент перехода от старшего подросткового возраста к юношеству. Именно в этот момент молодые люди обладают повышенной рефлексией, то есть происходит критическая переоценка ценностей и перед ними возникают смысложизненные вопросы, формирующие дальнейшее отношение к жизни. Эти вопросы по своей сути практические, поэтому реализации жизненных проектов могут способствовать только действия, обусловленные ценностными ориентациями. По мнению многих исследователей можно выделить три этапа формирования ценностных ориентаций:

На первом этапе происходит присвоение личностью общезначимых ценностей общества. На их основе формируется отношения к миру, становление личности и становление ценностных ориентаций во всех сферах жизни.

На втором этапе происходит преобразование личности. К системе ценностных ориентаций подключается самосознание, благодаря которому происходит самопостижение, переоценка ценностей и формирование образа собственного «Я».

На третьем этапе происходит целеполагание и проектирование своего будущего «Я». Личность выстраивает собственную иерархию ценностных ориентаций, на основе которой формирует цели на будущее, то есть жизненную перспективу. В процессе прохождения этих этапов у человека формируется представление о своем месте в обществе. Таким образом, в идеале личность в 18-19 лет имеет четкое представление о своей будущей профессии и о ценностях, которые необходимы для достижения этой цели (если произошел 3 этап формирования ценностей) [3].

Материал и методы исследования

На данный момент существует большое количество различных методик для определения ценностных ориентаций. Наиболее апробированной является методика М. Рокича, применявшаяся для выявления ценностных ориентаций студенческой молодежи. Достоинством этого теста является удобство и быстрота проведения, а также его универсальность. Так, например, по исследованиям в Рязанском медицинском университете от 2015 года, в котором приняли участие 32 респондента, все студенты имеют сформировавшиеся профессиональные ценностные ориентации [4]. Данное исследование еще раз доказывает эффективность и простоту использования данной методики. Однако при схожем исследовании ценностных ориентаций будущих студентов - медиков в Российском университете дружбы народов был получен совершенно противоположный результат. По результатам исследования студенты имели ценностные ориентации, схожие с ценностными предпочтениями студентов других специальностей, что говорит о шаблонности общества и значительном упущении при формировании профессиональных ценностей [5]. Этим обусловлена актуальность исследования ценностных ориентаций среди студентов-медиков; данный факт позволит выявить возможные проблемы в воспитании профессиональных качеств и ценностей будущих врачей.

В качестве основного диагностического показателя М. Рокич использует значимость для человека тех или иных жизненных целей и ценностных ориентаций. В зависимости от стремлений личности, различные жизненные сферы представляют различную степень значимости. М. Рокич приводит свою типологию ценностей:

1. Ценности - цели (терминальные), определяемые как убеждения человека в том, что конечная цель индивидуального существования стоит

того, чтобы к ней стремиться. Терминальные ценности определяют для человека смысл его жизни, указывают, что именно для него особенно важно и значимо.

2. Ценности - средства (инструментальные), определяемые как убеждения человека в том, что определенный образ действий или свойства личности являются предпочтительными в любой ситуации. Инструментальные ценности подразделяются на группы:

- этические, ценности общения, ценности дела;

- индивидуалистические, конформистские, альтруистические;

- самоутверждения, принятия других людей и т. д. [6]

В нашем исследовании приняли участие 98 студентов медицинского университета 2 курса лечебного факультета в возрасте от 18 до 20 лет, давших согласие на анонимное анкетирование и последующую обработку и интерпретацию количественного анализа полученных результатов.

Терминальные ценности

В результате проведения опроса мы выявили наиболее важные ценностные ориентации опрошенных респондентов. В качестве наиболее важных качеств были отмечены здоровье, познание, счастливая семейная жизнь, общественное признание, развитие (рисунок 1).

Иерархия терминальных ценностей медицинского

ВУЗА

18 16 14

Рисунок 1.

Большинство респондентов сочли здоровье одной из главных ценностей. На первое место ее отнесли свыше 85 студентов. Постоянно находясь в сфере медицины, каждый студент - медик начинает осознавать цену здоровья и задумываться о его необходимости. Зная о негативных последствиях различных заболеваний и патологий, студент медицинского университета в большей степени, чем студенты других учебных заведений,

формирует потребность заботы о собственном здоровье.

Разумеется, любой специалист, и особенно врач, должен обладать большим профессиональным опытом и высоким уровнем знаний. Студенты осознают, что интеллектуальное развитие, расширение кругозора необходимы для оказания профессиональной медицинской помощи.

Немало студентов отдали свое внимание счастливой семейной жизни и отнесли ее на 3-е место. Семья дает очень многое, способствует формированию взглядов на мир, помогает строить отношения с окружающими. Отношения в семье также влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру. Поддержка со стороны семьи способна укрепить физический и моральных дух, а ее отсутствие порождает истощение собственных компенсаторных возможностей.

Для опрошенных важна такая ценность, как общественное признание. Эта терминальная личностная ценность, которая выражается в стремлении приобрести уважение со стороны друзей, коллектива и общества. Для профессии врача она актуальна и оказывает влияние на характер, склонности, способности и интересы медицинского работника. Существующие исследования по данной теме подтверждают актуальность общественного признания и достижения личного успеха [7]. Люди с выраженным стремлением к общественному признанию обладают целеустремленностью, коммуникативной компетентностью, активностью в своем деле, развитым пониманием проблем и потребностей других людей. Но, однако, следует понимать, что чрезмерное общественное одобрение может порождать появление самолюбия и тщеславия, повышенной самооценки и «пафосности» в поведении и речи, что не уместно для врача.

Респонденты отметили такую важную ценность как развитие. Медицинским работникам необходимо повышать свой уровень знаний не только в своем узком направлении, но и во многих других. Это касается приобретения опыта в области различных наук, языков, творчества.

Наименее популярными терминальными ценностями для студентов оказались материально обеспеченная жизнь, наличие хороших верных друзей, любовь, творчество, красота природы и искусства.

67 студентов отдали 14-е место среди своих ценностей материально обеспеченной жизни, так как понимают, что в профессии врача главными ценностями являются милосердие и доброта к людям, которые в нашей стране не так высоко оцениваются в денежном эквиваленте.

На 15-е место обучающиеся поставили такую ценность, как наличие хороших верных друзей. Безусловно, близкие друзья необходимы для каждого человека, но в силу того, что в предложенном списке представляются наиболее значимые ценности, студенты уделили дружбе наименьшее внимание.

Менее значимой для опрошенных оказалась любовь. Возможно, это аргументируется тем, что в процессе учебы у студентов из-за плотного графика и высокой занятости совсем не остается времени на отношения и

любовь.

Так же не значительными ценностями, по мнению студентов, оказались творчество, красота природы и искусства. Такой выбор объясняется тем, что эти ценности не так важны в профессиональном становлении будущих студентов - медиков.

Инструментальные ценности

Среди инструментальных ценностей студенты затруднялись выделить такие, которые можно было бы отнести на последние места. Все эти ценности должны присутствовать у любого человека и являются необходимыми в жизни каждого. Наибольшее внимание студенты уделили таким качествам, как образованность, ответственность, воспитанность, аккуратность, чуткость. Именно они характеризуют студентов как будущих врачей (рис. 2).

Иерархия инструментальных ценностей студентов медицинского ВУЗА

Рисунок 2

Большинство студентов отдали 1-е место среди инструментальных ценностей образованности; 2-е место было определено для такого качества, как ответственность. Профессия врача является одной из самых ответственных, поскольку жизнь и здоровье каждого пациента находится в руках медика. Доктор несет ответственность не только перед самим собой, но и перед пациентами, обществом, а в случае врачебной ошибки и перед судом.

Каждый врач ежедневно общается с большим количеством людей, среди которых значительное количество - это пациенты. Для этого обязательно быть воспитанным и чутким. Воспитанность выражается в уважении к другим людям, сдержанности, сострадательности,

справедливости, честности и культуре поведения. А при лечении пациентов зачастую положительный эффект определяют не только лекарственные препараты, но и чуткость, внимательность, забота со стороны врача.

Аккуратность будущего доктора - это не только опрятный внешний вид, но и чистоплотность, точность, щепетильность в его медицинской практике.

Выводы

Сравнительный анализ терминальных и инструментальных ценностей показал, что такие ценности как здоровье, познание, образованность, ответственность, воспитанность, аккуратность занимают важное место в становлении будущих медиков, так как актуализация этих потребностей составляет базу медицинской профессии. По итогам нашей работы мы можем предположить, что у большинства студентов Саратовского государственного медицинского университета уже на данном возрастном этапе (18-20 лет) сложилась определенная система будущих профессиональных ценностей.

Использованные источники:

1. Акутина С.П. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся // Классный руководитель. - 2007. №3. С. 5-24.

2. Кикель П. В., Сороко Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В. Кикель, Э. М. Сороко. - 2-е изд. - Минск: БГПУ, 2008.- с. 266.

3. Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности // [Электронный ресурс] -URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения 27.05.2018).

4. Леонов Г.А. Исследование ценностных ориентаций студентов. - Рязань: РязГМУ, 2015 г. - с. 133.

5. Галкина Г.А., Грибкова Е.И. Анализ ценностных ориентаций студентов высшего учебного заведения. - М.: Российский университет дружбы народов, 2013. - С. 432.

6. Лучшие психологические тесты / под ред. А. Ф. Кудряшова. — Петрозаводск, 1992. - С. 112-114.

7. Акимова Н.А. Формирование гуманитарно-ориентированного сознания молодежи в контексте современного образования в медицинском вузе // Человек в условиях модернизации современного общества, Саратов: ООО Изд-во «КУБиК»., 2013. С. 218-222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.