Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VALUES / VALUE ORIENTATIONS / ETHNOCULTURAL VALUES / TUVA-ETHNOS / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЫВА-ЭТНОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марюхина В.

В данной статье рассматриваются особенности ценностной системы студенческой молодежи тувинской национальности и русской национальности. Представлены эмпирические результаты исследования, проводимые в Тувинском государственном университете Республики Тува. Методологической основой стала методика К. Рокича «Ценностные ориентации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN STUDENT YOUTH OF THE REPUBLIC OF TUVA IN A MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

This article poses the problem of value orientations among student youth of different nationalities. The methodological basis was taken by M. Rokich's methodology “Value orientations”. The research results are presented in tables and analyzed.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ»

REFERENCES:

1. Berdichevsky A.L. Main directions of language policy in the modern world // Russian language and culture in the mirror of translation: proceedings of the international scientific conference (Moscow, January 20-30, 2014) Moscow: Moscow University press, 2014. - 729 p.

2. Chumak L. N., Romanovskaya A. A. methods of teaching Russian as a foreign language: textbook. Course program for higher education institutions. - Mh. : PHBffl, 2005. - 36 p.

3. Filippova, O.V., Sirota, E.V. Artistic text in the system of professionally oriented teaching of Russian as a foreign language. / O.V. Filippova, E.V. Sirota.- Saransk: Integration of education. - p. 86-92 DOI: 10.15507/1991-9468.081.019. 201504.086

4. Gorodetskaya, L.A. linguocultural competence of the individual as a cultural problem [Text] : author's abstract. ... doctor of cultural studies / L.A. Go-rodetskaya. - M., 2007. - 48 p.

5. Lysenko E. Internationalization as a key aspect of development of high education. Европейское обозрение общественных наук. - 2015. Т. 2. № 1. -pp. 41-46.

6. Prokhorov, Yu. E. National socio-cultural stereotypes of speech communication and their role in teaching the Russian language to foreigners [Text] / Yu. E. Prokhorov - М.: Икар, 1997. - 228 p.

7. Shkatova, L. A. Textual activity and lin-guoculturological literacy [Text] / L. A. Shkatova // Text and language personality: Materials of the V all-Russian scientific conference with international participation (October 26-27, 2007) / Edited by Prof. N. S. Bolotnova. - Tomsk: Изд-во ЦНТИ, 2007. - P. 332 -336.

8. Vazhnichaya E.M., Devyatkina T.A., Devyat-kin A.E., Lutsenko R.V., Lugovaya, L.A. Internationalization of higher education: General concepts and some misconceptions related to them [Text] / E.M. Vazhnichaya, T.A. Devyatkina, A.E. Devyatkin, R.V. Lutsenko, L.A. Lugovaya// World of medicine and biology. - 2013. - 2-1 (37). - P. 033-035.

VALUE ORIENTATIONS OF MODERN STUDENT YOUTH OF THE REPUBLIC OF TUVA IN A

MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT

Maryukhina V.

Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy, FGBOU VO Tuva State University, Kyzyl

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Марюхина В.В.

к.п.н., доцент, доцент, кафедра педагогики, ФГБОУ ВО Тувинский государственный университет,

г. Кызыл

Abstract

This article poses the problem of value orientations among student youth of different nationalities. The methodological basis was taken by M. Rokich's methodology "Value orientations". The research results are presented in tables and analyzed.

Аннотация

В данной статье рассматриваются особенности ценностной системы студенческой молодежи тувинской национальности и русской национальности. Представлены эмпирические результаты исследования, проводимые в Тувинском государственном университете Республики Тува. Методологической основой стала методика К. Рокича «Ценностные ориентации».

Keywords: values, value orientations, ethnocultural values, Tuva-ethnos.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, этнокультурные ценности, тыва-этнос.

В современном обществе, в период интенсивного развития политической, социальной, экономической сферы встает вопрос о значении духовности в жизни общества, при этом немаловажна иерархия ценностей, что ставит на первое место современный человек. Не затрагивая данную тему, мы не можем представить, о чем думает, на что нацелена и в чем смысл жизни видит личность. Понятие ценность имеет большое количество трактовок, наверно поэтому каждый из нас имеет свое представление о значимости тех или иных ценностей. У Давлетчиной С.Б. можно увидеть простое на первый взгляд определение термина ценности «то, чем

человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особое значение и обусловлено историческим опытом, экономическим положением и культурой [1]. На самом деле хочется согласить с такой трактовкой, так как многие воспринимают ценности именно так. При этом специфический признак существования ценности - значимость. Значимость - это синоним ценности, но только в том случае, если это положительная значимость. Значения могут быть и отрицательными.

Ценности бывают материальными и духовными, однако, в любом случае они устанавлива-

ются человеком, поэтому в них заложена определенная виртуальность, связанная с тем, что сама оценка - это дело разума человека, его вкуса, предпочтений, симпатий, потребностей, целей, идеалов [1].

Ценности играют колоссальную, больше того - определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты [4].

Ценность — это единство двух компонент: с одной стороны, ценность всегда предполагает, что какому-то субъекту или явлению придается определенное значение, а с другой — что отношение к этому значению имеет выраженную положительную эмоциональную окрашенность. Ценностные структуры, в соответствии с которыми представители этнической общности строят модели поведения, выбирают идеалы и смыслы, являются основополагающей частью самосознания этноса [5]. Во все времена отдельный человек связывал смысл своей жизни с бытием народа, к которому принадлежал. Сейчас, когда существование народов нередко находится под угрозой, не только для личности, но и для этноса, нации усиливается необходимость осмыслить свое бытие. Поэтому мы можем причислить этнические ценности к разряду экзистенциальных (смысложизненных).

Этнические ценности — это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, предпочтительных черт характера представителей данного этноса, которые сами этнофоры считают наиболее характерными и важными для самосохранения и развития своего народа, для дальнейшего будущего человечества в целом и для реализации предназначения своего народа в мировой истории .

Существует мнение, что ценности рождаются в экзистенциальной активности субъекта и обретают статус общезначимых в процессе коммуникации. Более правомерный подход, по нашему мнению, демонстрируют в своих работах М.С.Каган и А.Я.Флиер. Согласно их подходу ценности изна-

чально формируются не в субъективно-личностной, а в социокультурной сфере, т.к. при своем зарождении человеческое самосознание первоначально проявляется не на основе осознания человеком себя как "Я", а принадлежности его к "Мы" (сначала — к кровно-родственной общине, затем к этнической общности). Следовательно, основой для формирования этнических ценностей является исторический социокультурный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса [3].

В силу исторических и социокультурных обстоятельств некоторые из ценностных ориентаций и закрепляющих их традиций обретают особую значимость в качестве маркирующих черт этнокультурной самобытности и идентичности этноса (собственно-этнические ценности). К таким собственно-этническим ценностям относят некоторые черты менталитета данного народа, бытовые обычаи и нормы этикета, конфессиональные особенности, элементы повседневной "картины мира", специфическую мифологию, черты народной художественной культуры, политические, правовые, социально-экономические, профессионально-художественные сегменты культуры. Важно отметить: в любом случае ценности остаются ядром общности, ибо определяют выбор экзистенциальных смыслов, связанный с самосознанием этноса.

В исследовании была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, которая основана на ранжировании списка ценностей. М. Ро-кич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Респонденту предъявляют два набора карточек с обозначением ценностей - сначала терминальные, затем инструментальные. Он раскладывает их в порядке значимости [8].

Результаты диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича у студентов тувинской и русской национальностей представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1.

Студенты тувинской национальности,

Ранг Список А (терминальные ценности): %

1 - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 13%

2 -жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 22%

3 - здоровье (физическое и психическое); 63%

4 - интересная работа; 45%

5 - красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 22%

6 - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 13%

7 - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 36%

8 - наличие хороших и верных друзей; -

9 - общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); -

10 - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 27%

11 - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); -

12 - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 13%

13 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); -

14 - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); -

15 - счастливая семейная жизнь; 27%

16 - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 45%

17 - творчество (возможность творческой деятельности); 18%

18 - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 31%

Таблица 2.

Студенты тувинской национальности_

Номер п/п Список Б (инструментальные ценности): %

1 - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 36%

2 - воспитанность (хорошие манеры); -

3 - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 18%

4 - жизнерадостность (чувство юмора); 45%

5 - исполнительность (дисциплинированность); 36%

6 - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 22%

7 - непримиримость к недостаткам в себе и других; -

8 - образованность (широта знаний, высокая общая культура); 36%

9 - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 18%

10 - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); -

11 - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); -

12 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13%

13 - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 31%

14 - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 35%

15 - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 22%

16 - честность (правдивость, искренность); 13%

17 - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); -

18 - чуткость (заботливость). 13%

Анализ групповой иерархии ценностных ори-ентаций студентов тувинской национальности позволил выявить следующее:

первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3 % испытуемых занимает здоровье (физическое и психическое).

Второе место для 15,7 % респондентов занимает развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

На третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь, эта ценность стала значимой для 10,5 % испытуемых.

Четвёртое место по предпочтению у студентов 3 курса разделили такие ценности как:

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- наличие хороших и верных друзей;

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 5,2 % испытуемых.

Из иерархии инструментальных ценностей, студенты тувинской национальности предпочли:

- честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21 % испытуемых;

- ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 15,7 % опрошенных;

Третье место разделили такие ценности как:

- воспитанность (хорошие манеры);

- исполнительность (дисциплинированность);

- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.

На четвёртом месте стоят такие ценности как:

- жизнерадостность (чувство юмора);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- чуткость (заботливость). Они приобрели значимость для 5,2 % респондентов.

Результаты исследования показали, что потребность в здоровье занимает ведущее место в иерархии жизненных ценностей.

Ценность «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)» заняла второе место в иерархии ценностей у молодежи тувинской национальности. Стремление к саморазвитию является одной из главных целей в жизни личности любой нации, в том числе мы видим, что у тувинцев эта ценность занимает высокую оценку.

Ценность «счастливая семейная жизнь» занимает третье место. Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины - хранительницы семейного очага у многих из них есть свои семьи и дети, а мно-

гие только собираются создать свою семью и соответственно это для них является наиболее важным в жизни.

Четвёртое место разделили такие ценности как: активная деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.

Таким образом, не случайно такие ценности как потребность в честности, правдивости, искренности, терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также аккуратность, воспитанность (хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих педагогов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии.

Таблица №3.

Студенты русской национальности_

Ранг Список А (терминальные ценности): %

1 - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 22%

2 -жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 22%

3 - здоровье (физическое и психическое); 88%

4 - интересная работа; 22%

5 - красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 33%

6 - любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 33%

7 - материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 44%

8 - наличие хороших и верных друзей; 22%

9 - общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 44%

10 - познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 33%

11 - продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 44%

12 - развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 22%

13 - развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); -

14 - свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); 22

15 - счастливая семейная жизнь; 22%

16 - счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 33%

17 - творчество (возможность творческой деятельности); 55%

18 - уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 22%

Таблица 4.

Студенты русской национальности_

Номер п/п Список Б (инструментальные ценности): %

1 - аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 33%

2 - воспитанность (хорошие манеры); 44%

3 - высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 11%

4 - жизнерадостность (чувство юмора); 22%

5 - исполнительность (дисциплинированность); 22%

6 - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 33%

7 - непримиримость к недостаткам в себе и других; 22%

8 - образованность (широта знаний, высокая общая культура); 33%

9 - ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 22%

10 - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 22%

11 - самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 44%

12 - смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13%

13 - твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); -

14 - терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 44%

15 - широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 22%

16 - честность (правдивость, искренность); 22%

17 - эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 33%

18 - чуткость (заботливость). 22%

Анализ групповой иерархии ценностных ори-ентаций студентов русской национальности позволил выявить следующее:

первое место в списке значимых терминальных ценностей для русской молодежи, так же занимает здоровье (физическое и психическое) это 47,3 % испытуемых.

Второе место для 15,7 % респондентов занимает познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).

На третьем месте находится ценность счастливая семейная жизнь, эта ценность стала значимой для 10,5 % испытуемых.

Четвёртое место по предпочтению у русских студентов разделили такие ценности как:

- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- наличие хороших и верных друзей;

- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Эти ценности явились значимыми для 5,2 % испытуемых.

Из иерархии инструментальных ценностей,

студенты предпочли

- честность (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21 % испытуемых;

- ценность терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) имеет второе место и оказалась значимой для 15,7 % опрошенных;

Третье место разделили такие ценности как:

- воспитанность (хорошие манеры);

- исполнительность (дисциплинированность);

- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5 % испытуемых.

На четвёртом месте стоят такие ценности как:

- жизнерадостность (чувство юмора);

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- чуткость (заботливость). Они приобрели значимость для 5,2 % респондентов.

Ценностные ориентации тувинской молодежи и русской молодежи достаточно схожи между собой. Ценностями являются: здоровье, образование, счастливая семейная жизнь, любовь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, продуктивная и активная деятельная жизнь, свобода. У студентов тувинской и русской национальностей основными средствами достижения целей являются: воспитанность, честность и аккуратность. Для тувинской молодежи средствами достижения цели являются чуткость и жизнерадостность, в то время как для русской молодежи - образованность и исполнительность.

Рассматривая полученные данные студентов тувинской национальности и студентов русской национальности, можно сказать, что у них наиболее выраженные установки - процесс, альтруизм и свобода, а менее - результат, эгоизм и власть. Можно предположить, что подростки, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто поступают в ущерб себе. Менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

Здесь следует отметить, что значительная часть как тувинской, так и русской молодежи считает, что нужно стремиться к тому, чтобы иметь крепкие семьи и благополучных детей (58,0 %), быть хорошо обеспеченными материально (28,0 %), здоровыми и физически сильными, профессионалами в своем деле (64,0%), свободными и независимыми, хозяевами своей жизни (49,0 %).

Отличие между тувинской молодежью и русской молодежью заключается в том, что у русской молодежи наиболее выражена установка на деньги, в то время как у тувинской молодежи - на труд.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Горустович, А.С. Понятие о ценностных ориентациях в психологической науке / А.С. Горустович // Психология в вузе, 2008. - № 2. - С. 84 -91.

2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 301 с.

3. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.; С. 23.

4. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. - Изд. 2-е. - М., 1976. - 416 с.; С. 130-160.

5. Фейдимен, Дж. Теория и практика лич-ностно-ориентированной психологии: в 2-х т. - Т. 2. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М., 1996. - 208 с.; С. 22.

6. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990. - 432 с., С. 321.

7. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С. 108-118.

8. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992. - 17 с., С. 4.

9. Яницкий, М. С. К проблеме аксиологической типологии личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Выпуск 3. Часть 1. - СПб., 1997. - С. 391- 398.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE METHODOLOGICAL SERVICE IN THE AMUR

REGION

Yakovleva N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of Pedagogy and primary education methodologies FSBEI HE "BGPU" city of Blagoveshchensk Amurskaya Oblast

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Яковлева Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования

ФГБОУ ВО «БГПУ» г. Благовещенск, Амурская область

Abstract

The article examines the problem of the development of the scientific and methodological service of the Amur Region in the historical aspect. The author describes the chronology of the emergence of public organizations and social institutions dealing with issues of socialization, education of the younger generation and scientific and methodological support of this process in the Amur Region.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития научно -методической службы Амурской области в историческом аспекте. Автор описывает хронологию возникновения общественных организаций и социальных институтов, занимающихся вопросами социализации, образования подрастающего поколения и методическим обеспечением данного процесса в Амурской области.

Keywords: scientific and methodological service, education, teaching staff.

Ключевые слова: научно-методическая служба, просвещение, педагогические кадры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.