УДК 316.6(571.52)
doi 10.24411/2221-0458-2019-10023
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТУВГУ
Монгуш Ч.Н., Сарыглар Б.А. Тувинский государственный университет, г. Кызыл
VALUABLE ORIENTATIONS OF TUVAN STATE UNIVERSITY STUDENTS
Mongush Ch.N., Saryglar B.A. Tuva State University, Kyzyl
В предлагаемой статье представлен анализ ценностных ориентаций студентов Тувинского государственного университета (ТувГУ) направлений подготовки «Экономика», «Юриспруденция», «Горное дело», «Психология». Основная цель статьи - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов разных факультетов Тувинского государственного университета, поэтому в ней описываются результаты обработки данных, полученные в ходе психолого-эмпирического исследования на представительной выборке (54 чел.) с использованием психологической методики - методики изучения ценностных ориентаций (М. Рокича). Эмпирическая часть исследования выполнена на базе Тувинского государственного университета г. Кызыла. В исследовании приняли участие студенты Тувинского государственного университета (ТувГУ) 12 студентов 3 курса, направления подготовки психология, 10 студентов 3 курса, направления подготовки экономика, 12 студентов 3 курса, направления подготовки горное дело, 20 студентов 3 курса, направления подготовки юриспруденция.
Анализируется значимые, менее значимые, не значимые различия выбора инструментальных ценностей и терминальных ценностей студентов направлений подготовки экономика, горное дело, психология, юриспруденция.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; терминальные ценности; инструментальные ценности; студенческий возраст
This article presents an analysis of the value orientations of students of Tuvan State University (TuvSU) in directions of Economics, Law, Mining, Psychology. The main goal of the article is to study the characteristics of students' value orientations. Therefore, it describes the results of data processing obtained during a psychological and empirical study on a representative sample (54 people) using a psychological technique, a methodology for studying value orientations (by M. Rokich). The empirical part of the study was performed on the basis of Tuvan State University of Kyzyl. The study was attended by students of Tuvan State University (TuvSU): 12 third-year Psychology students, 10 third-year students of Economics, areas of , 12 third-year students of Mining courses, and 20 third-year Law students. Significant, less significant, insignificant differences in the choice of instrumental values and terminal values of students are analyzed.
Key words: values; value orientations; terminal values; instrumental values; student age
Студенческая молодежь - активный фактор социальных перемен, значительная современная сила и будущее нашего общества. Студенческие годы являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающим влияние на становление характера и личности в целом. Молодые люди стремятся определить важнейшие цели, идеалы, жизненные смыслы, в соответствии с которыми осуществляют свою жизнедеятельность и выбирают основные средства для реализации планов.
Будущее человечества, которое имеет много вариантов дальнейшего развития, в итоге, будет зависеть от ценностей, которые определят выбор принятия того или иного решения.
Ценностные ориентации - сложный психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, системы отношений, определяющий подход человека к миру, к себе, придающий смысл жизненным позициям, поведению и поступкам [6].
С. Л. Рубинштейн утверждал, что в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека; складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, о других людях, о самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности; формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на
проблему смысла человеческой жизни [11].
Важнейшей задачей современного нестабильного общества является осознание и развитие такой системы социальных ценностей, которые помогут через жизненные ценности каждой личности, привести общество к стабильности и избеганию социальных и экологических катастроф [6].
В связи с этим становится актуальной задача изучения жизненных ценностей - ориентиров жизни и поведения современной молодёжи как особой демографической группы общества. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодёжной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.
Основной целью исследования является изучение особенностей ценностных ориен-таций у студентов разных факультетов Тувинского государственного университета.
Методы исследования: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
В исследовании приняли участие студенты Тувинского государственного университета разных направлений в количестве 54 человек: 12 студентов 3 курса, направления подготовки психология, 10 студентов 3 курса, направления подготовки экономика, 12 студентов 3 курса, направления подготовки горное дело, 20 студентов 3 курса, направления подготовки юриспруденция.
Анализ результатов диагностики позволил установить характер преобладающих у студентов ценностных ориентаций, включая показатели наиболее значимых терми-
нальных и инструментальных ценностей. Ценности, которые заняли в общей выборке значимые показатели (1 - 6), менее значимые (7 - 12) , и не значимые (13 - 18).
У студентов обследуемой выборки преобладает средний уровень осмысленности жизни, т.е. современные студенты в целом удовлетворены своей жизнью и верят в свои силы контроля событий собственной жизни. Они способны ставить перед собой цели, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Различие отметилось в том, что студент-экономисты значимо чаще выбирают такие терминальные ценности как счаст-
По результатам диагностики ценностных ориентаций у студентов не педагогических направлений подготовки были получены следующие данные (см. таблицу 1).
ливая семейная жизнь - 80%, физическое и психическое здоровье - 70%, материально обеспеченная жизнь, т.е. отсутствие материальных проблем- 50%. Менее значимые терминальные ценности: развитие, работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование- 70%, интересная работа - 60%, наличие хороших и верных друзей - 50%. Не значимые терминальные ценности экономистов: жизненная мудрость, зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненно-
Таблица 1
Значимые различия выбора терминальных ценностей у студентов ТувГУ
Направление подготовки Терминальные ценности
Значимые Частота выбора Менее значимые Частота выбора Не значимые Частота выбора
Экономика п1 = 10 чел. Счастливая семейная жизнь 80% Развитие 70% Жизненная мудрость 60%
Здоровье 70% Интересная работа 60% Счастье других 50%
Материально обеспеченная жизнь 50% Наличие хороших и верных друзей 50% Творчество 50%
Горное дело п2 = 12 чел. Интересная работа 83% Уверенность в себе 50% Продуктивная жизнь 58%
Счастливая семейная жизнь 75% Удовольствия 42% Творчество 58%
Жизненная мудрость 75% Наличие хороших и верных друзей 42% Общественное признание 50%
Психология п3 = 12 чел. Любовь 83% Жизненная мудрость 67% Творчество 67%
Активная жизнь 58% Познание 42% Счастье других 58%
Наличие хороших и верных друзей 58% Интересная работа 42% Общественное признание 50%
Юриспруденция п4 = 20 чел. Здоровье 90% Продуктивная жизнь 60% Удовольствия 50%
Любовь 65% Общественное признание 50% Уверенность в себе 50%
Счастливая семейная жизнь 55% Материально обеспеченная жизнь 50% Творчество 50%
му опыту- 60%, счастье других, благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом- 50% и возможность заниматься творчеством- 50%.
Студенты направления подготовки горное дело значимо чаще выбирают интересную работу - 83%, счастливую семейную жизнь - 75%, зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту- 75%. Менее значимыми ценно-
стями оказалось уверенность в себе - 50%, внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений- 42%, и наличие хороших и верных друзей - 42%. Не значимыми оказались такие терминальные ценности как максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей- 58%, возможность заниматься творчеством- 58%, уважение окружающих, коллектива, коллег- 50%.
Рис. 1. Сравнение выбора различных терминальных ценностей у студентов ТувГУ
У студентов психологов значимы, чем у студентов других направлений подготовки, выражены ценность духовная и физическая близость с любимым человеком- 83%, активная деятельная жизнь - 58%, наличие хороших и верных друзей - 58%. Менее значимы зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые благодаря жизненному опыту- 67%, возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие - 42% , интересная работа - 42%. Не значимы возможность заниматься творчеством- 67%, благосостояние, развитие и совершенствование других
людей, всего народа, человечества в целом-58%, общественное признание - 50%.
Терминальные ценности здоровье - 90%, любовь - 65%, счастливая семейная жизнь - 55% более значимы у студентов юристов. Менее значима продуктивная жизнь 60%,общественное признание - 50%, материально обеспеченная жизнь - 50%. Не значимыприятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей, развлечения- 50%,внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений- 50%, возможность заниматься творчеством- 50%.
Таблица 2
Значимые различия выбора инструментальных ценностей у студентов ТувГУ
Направление подготовки Инструментальные ценности
Значимые Частота выбора Менее значимые Частота выбора Не значимые Частота выбора
Экономика п1 = 10 чел. Воспитанность 80% Терпимость 70% Непримиримость 80%
Ответственность 70% Твердая воля 50% Рационализм 60%
Образованность 70% Аккуратность 50% Смелость 60%
Горное дело п2 = 12 чел. Воспитанность 75% Рационализм 58% Непримиримость 58%
Аккуратность 67% Независимость 58% Широта взглядов 42%
Жизнерадостность 67% Исполнительность 50% Чуткость 42%
Психология п3 = 12 чел. Ответственность 83% Эффективность в делах 50% Широта взглядов 67%
Воспитанность 75% Твердая воля 50% Непримиримость 67%
Образованность 67% Честность 43% Смелость 42%
Юриспруденция п4 = 20 чел. Аккуратность 60% Непримиримость 45% Эффективность в делах 55%
Воспитанность 60% Образованность 40% Самоконтроль 55%
Честность 50% Терпимость 40% Твердая воля 50%
По инструментальным ценностям различие отметилось в том, что студенты экономисты значимо чаще выбирают такие ценности как хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения- 80%, чувство долга, умение держать свое слово- 70%, широта знаний, высокий культурный уровень- 70%. Менее значимы терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения- 70%, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями-50%, чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел- 50%. Не значимые инструментальные ценности экономистов: непримиримость к недостаткам в себе и других- 80%, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения- 60% и смелость в
отстаивании своего мнения- 60%.
Студенты направлений подготовки горное дело значимо чаще выбирают хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения- 75%, чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел- 67%, оптимизм, чувство юмора- 67%. Менее значимые ценности для инженеров умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения- 58%, способность действовать самостоятельно, решительно- 58%, исполнительность - 50%. Не значимыми оказались такие ценности как непримиримость к недостаткам в себе и других- 58%,умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки- 42%, заботливость- 42%.
Рис. 2. Сравнение выбора различных инструментальных ценностей у студентов ТувГУ
У студентов психологов значимо чаще, чем у студентов других направлений подготовки, выражены следующие инструментальные ценности: чувство долга, умение держать свое слово- 83%, хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения- 75%, широта знаний, высокий культурный уровень- 67%. Менее значимы трудолюбие, продуктивность в работе- 50%, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями-50%, правдивость, искренность- 43%. Не значимы умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки- 67%, непримиримость к недостаткам в себе и других- 67%, смелость в отстаивании своего мнения- 42%.
Инструментальные ценности чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, четкость в ведении дел- 60%, хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения- 60%, честность - 50% более значим у студентов
юристов. Менее значим непримиримость - 45%, широта знаний, высокий культурный уровень- 40%, терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения- 40%. Не зна-чимыэффективность в делах - 55%, сдержанность, самодисциплина- 55%, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями- 50%.
Таким образом, среди значимых ценностных ориентаций существенно преобладают те, которые связаны с ценностями здоровья, любви, счастливой семейной жизни, что может быть связано с возрастными и индивидуальными особенностями испытуемых. В целом, результаты диагностики позволили установить, что для студентов, характерны такие ценностные ориентиры, как хорошие манеры, умение вести себя в соответствии с нормами культуры поведения,чувство долга, умение держать свое слово в части выбора жизненных целей, так и средств их достижения.
Библиографический список
1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеев. - Москва : Академия, 2009. - 409 с. - Текст : непосредственный.
2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2009. - 363 с. - Текст : непосредственный.
3. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - Москва : Издательство МГУ, 2008. - 367 с. - Текст : непосредственный.
4. Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская. - Москва : Академия, 2009. - 304 с. - Текст : непосредственный.
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - Москва : Смысл, 2006. 200 с. - Текст : непосредственный.
6. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха. - - Текст : непосредственный // Психология личности в трудах отечественных психологов. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 269 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2005. - 352 с. - Текст : непосредственный.
8. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности / Д. А. Леонтьев. - Текст : непосредственный // Психология личности в трудах отечественных психологов. -Санкт-Петербург : Питер, 2000.
9. Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - Мо-
сква : Смысл, 2007. - 232 с. - Текст : непосредственный.
10. Маркова О. Ю. Философия образования
0 менталитете и ценностных ориентаци-ях современных студентов / О. Ю. Маркова. - Санкт-петербург : [б. и.], 2006. -232 с. - Текст : непосредственный.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 720 с. - Текст : непосредственный.
References
1. FАlekseev V. G. Tsennostnye orientatsii lichnosti i problema ikh formirovaniya [Value orientations of a personality and the problem of their formation]. Moscow, Аkademiya Publ., 2009. 409 p. in Russian)
2. Аndreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow, Аspekt Press, 2009. 363 p. (in Russian)
3. Аsmolov А. G. Psikhologiya lichnosti [Psychology of a Personality]. Moscow, MSU Publ., 2008. 367p. (in Russian)
4. Belinskaya E. P. Sotsial'naya psikhologiya lichnosti [Social Psychology of a Personality]. Moscow, Аkademiya Publ., 2009. 304 p. (in Russian)
5. Vasilyuk F. E. Psikhologiya perezhivaniya [Psychology of Experience]. Moscow, Smysl Publ., 2006. 200 p. (in Russian)
6. Golovakha E. I. Zhiznennaya perspektiva
1 tsennostnye orientatsii lichnosti [Life prospects and Value Orientations of a Personality]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2000. 269 p. (in Russian)
7. Leont'ev А. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscious.
Personality]. Moscow, Smysl Publ., 2005. 352 p. (in Russian)
8. Leont'ev D. A. Vnutrenniy mir lichnosti [Interior World of a Personality]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2000. (in Russian)
9. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla : priroda, stroenie i dinamika smyslovoi real'nosti []. Mosow, Smysl Publ., 2007. 232 p. (in Russian)
10. Markova O. Yu. Filosofiya obrazovaniya o mentalitete i tsennostnykh orientatsiyakh sovremennykh studentov [Philosophy of Education on Mentality and Value Orientations of Modern Students]. Saint-Petersburg, 2006. 232 p. (in Russian)
11. Rubinshtein S. L. Osnovy obshhei psikhologii [Bases of General Psychology]. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (in Russian)
Монгуш Чочагай Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Сарыглар Байыр-кыс Алексеевна, студентка 4 курса Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected]
Chochagai N. Mongush, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychology, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected] Bayir-kys A. Saryglar, 4th year student, Tuvan State University, E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 22.10. 2019