Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КИПУ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КИПУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / VALUE ORIENTATION / INSTRUMENTAL VALUES / TERMINAL VALUES / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Азизова Н.А.

Данная работа посвящается теме ценностных ориентаций студентов Крымского инженерно-педагогического университета. Цель нашего исследования: изучить ценностные ориентации и определить, какие ценностные элементы являются основными у студентов КИПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Азизова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF CEP STUDENTS

This work is devoted to the topic of value orientations of students of the Crimean Engineering and Pedagogical University. The purpose of our study is to study value orientations and determine which value elements are the main students of CIP.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КИПУ»

УДК: 159.9

Азизова Н.А. студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Петров И.К., кпсихол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КИПУ

Аннотация: данная работа посвящается теме ценностных ориентаций студентов Крымского инженерно-педагогического университета. Цель нашего исследования: изучить ценностные ориентации и определить, какие ценностные элементы являются основными у студентов КИПУ.

Ключевые слова: ценностная ориентация, инструментальные ценности, терминальные ценности, личность.

Azizova N.A. student

SEI VO RK "Krymsky inzhenerno-pedagogichesky universitet"

Simferopol

Research supervisor: Petrov I.K., candidate of psychological sciences,

associate professor VALUE ORIENTATIONS OF CEP STUDENTS

Abstract: This work is devoted to the topic of value orientations of students of the Crimean Engineering and Pedagogical University. The purpose of our study is to study value orientations and determine which value elements are the main students of CIP.

Key words: value orientation, instrumental values, terminal values, personality.

Актуальность. Интерес к ценностной основе отдельных личностей и общества в целом постоянно возрастает на границе эпох, в кризисный, переломный момент истории человеческой цивилизации, необходимость осмысления которых закономерно требует обратиться к проблемам этической ценности.

Кардинальные смены общественных систем и произошедшее в последние десятилетия изменение в нашей стране потребовало переоценить многие фундаментальные ценности. [2]

Перемена, обусловившая возникновение необходимости принять всем членам общества ответственность за собственные судьбы, приводит к тому, что постепенно утверждается общественным сознанием новая система ценностных ориентаций.

Входящий в жизнь молодой человек, уже не связан с прежней ценностью, не совсем воспринял и ценность свободной демократической

общественной системы. [1]

Поэтому очень важным становится ценностное самоопределение в высшем учебном заведении, процесс становления ряда ценностных ориентаций, который очень необходим для того, чтобы успешно реализовать будущую профессиональную деятельность в системе «человек-человек».[3]

Проблема ценностных ориентаций студентов, является актуальной потому, что в современном обществе наблюдается наличие противостояний социальных условий, которое предъявляет определенные требования для формирования системы личностных ценностных ориентаций. [1]

Большую роль в изучении личностных ценностей сыграли работы Мудрика, Кона, Кузнецова, Артюховой, Киприяновой, Кириловой, Шарова и многих других.

Исследование проводилось в Крымском инженерно-педагогическом университете. В нашем исследовании приняли участие 30 респондентов-студенты 4 курса.

В качестве методологического инструментария, была выбрана методика М. Рокича, для определения системы ценностей современных студентов.

Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два вида ценностей:

а) Терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

б) Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

В ходе проведенного исследования мы получили следующие результаты:

Рассмотрим наиболее значимые терминальные ценности. Респонденты выдвинули на первое место такой ценностный элемент как здоровье, после идут любовь, материальная обеспеченность и счастливая жизнь. Менее важные терминальные ценности: наличие хороших друзей, развлечение, свобода и активная деятельная жизнь (диаграмма 1).

I Здоровье I Любовь

I Материально обесп. Жизнь I Счастливая семейная жизнь I Наличие хороших друзей I Развлечение Свобода

I Активная деятельная жизнь

6

5

4

3

2

1

0

Диаграмма 1. Наиболее значимые терминальные ценности.

Среди инструментальных ценностей наиболее значимые оказались: образованность, независимость, твердая воля, честность и жизнерадостность (диаграмма 2).

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

I Образованность I Независимость I Твердая воля I Честность I Жизнерадостность

Диаграмма 2. Наиболее значимые инструментальные ценности.

Опираясь на полученные результаты исследования, можно говорить о том, что у студентов четвертого курса вполне сформировалась система профессиональных ценностей. В то же время более половины ценностей находятся в состоянии внутреннего конфликта.

Реализуемый подход к практическому изучению ценностных ориентаций студентов представляется нам достаточно перспективным для

дальнейших изучений этой проблемы.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание профессиональной этике в образовательном процессе.

Использованные источники:

1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Академия, 2009. - 409 с.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. -М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.

3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - №5. - С. 38-44.

УДК: 159.9

Азизова Н.А. студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Петров И.К., кпсихол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме социально-психологическим установкам. В рамках данной темы было проведено исследование на выявление социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат».

Ключевые слова: установки, социум, социально-психологические установки.

Azizova N.A. student

SEI VO RK "Krymsky inzhenerno-pedagogichesky universitet"

Simferopol

Research supervisor: Petrov I.K., candidate of psychological sciences

associate professor

Annotation: This article is devoted to a problem to social mental sets. Within this subject the research on identification of the social mental sets directed to "altruism - egoism", "process - result" has been conducted. Keywords: installations, society, social mental sets.

Актуальность. Социально-психологические установки - это некое состояние психологической готовности, которая имеет базу опыта и оказывающее влияние на реакции индивида относительно определенных объектов и ситуаций, с которыми он в данный момент находится во взаимосвязи, а так же с социально значимыми для него. Социальные установки имеют сложную многокомпонентную структуру, в которой выделяют когнитивный, аффективный и конативный компонент установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.