Научная статья на тему 'Изучение современной ценностной парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России'

Изучение современной ценностной парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / YOUTH / CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Деулин Дмитрий Владимирович, Аникеева Наталья Викторовна

Рассмотрена одна из важнейших проблем современной психологии изучение ценностей современной молодежи. Проведены анализ и обобщение теоретико-методологических подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций; представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования терминальных и инструментальных ценностей курсантов образовательной организации МВД России в контексте модели ценностных ориентаций М. Рокича.The article is devoted to one of the most important problems of modern psychology the study of the values of modern youth. The analysis and generalization of theoretical and methodological approaches to the study of values and value orientations are carried out. Some results of the authors’ research of terminal and instrumental values of cadets of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia in the context of the model of value orientations of M. Rokich are also presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение современной ценностной парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России»

УДК 159.9.072.3 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10119

ББК 88.8 © Д.В. Деулин, Н.В. Аникеева, 2020

Научные специальности: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦЕННОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Дмитрий Владимирович Деулин, доцент кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Наталья Викторовна Аникеева, старший преподаватель кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук,

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: n.anikeeva0606@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрена одна из важнейших проблем современной психологии — изучение ценностей современной молодежи. Проведены анализ и обобщение теоретико-методологических подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций; представлены некоторые результаты проведенного авторами исследования терминальных и инструментальных ценностей курсантов образовательной организации МВД России в контексте модели ценностных ориентаций М. Рокича.

Ключевые слова: юношеский возраст, курсанты образовательной организации МВД России, ценности, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности.

STUDY OF THE MODERN VALUE PARADIGM IN CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Dmitry V. Deulin, Associate Professor of Psychology of Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity, Candidate of Psychological Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: ddeulin@yandex.ru

Natalya V. Anikeeva, Senior Lecturer of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activity, Candidate of Psychological Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: n.anikeeva0606@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to one of the most important problems of modern psychology — the study of the values of modern youth. The analysis and generalization of theoretical and methodological approaches to the study of values and value orientations are carried out. Some results of the authors' research of terminal and instrumental values of cadets of the educational organization of the Ministry of internal Affairs of Russia in the context of the model of value orientations of M. Rokich are also presented.

Keywords: youth, cadets of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, values, value orientations, terminal values, instrumental values.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Деулин Д.В., Аникеева Н.В. Изучение современной ценностной парадигмы у курсантов образовательной организации МВД России. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):321-5.

В современном мире в целом за последние годы все большую значимость приобретает мировоззрение гедонизма. В рамках этой системы координат личность оказывается вытесненной на периферию материального потребления.

Все чаще в современных исследованиях прослеживается нарастающая глобальная усталость от материально-центрированной установки. Так, отмечается, что «человечество, испытывая духовный голод и исчерпав ресурсы материалистического подхода к миру, минуя промежуточный этап идеалистической культуры, переходит к духовной цивилизации, основанной на признании сверхчувственных начал реальности и абсолютности моральных норм в социуме» [2]. Вместе с тем, такой посыл может восприниматься и как определенная цель на будущее, своего рода его предвосхищение.

Для каждого человека важным условием его успешной социализации выступает тот специфический набор ценностей, который составляет психическое ядро конкретной личности. Эти ценности служат своеобразной шкалой мер и оценок, которая помогает человеку выверять и оценивать свою жизнь. Эта шкала на протяжении своего существования трансформировалась и видоизменялась, но отдельные меры и оценки в ней оставались и остаются неизменными и сейчас.

На систему ценностей значительное влияние оказывают главенствующие идеи и идеалы эпохи. Анализ исследований ценностей в исторической ретроспективе показывает, что в разные периоды ХХ в. на первое место выходили то одни, то другие ценности: «романтика» и «трудолюбие» (3050-е годы), «практичность» и «упорство» (70-80-е годы), «индивидуализм» и «сужение круга интересов» (конец 80-х — 90-е годы).

Современные ценностные ориентации являются важным психологическим посылом социального поведения человека, дающем возможность прогнозировать социальный алгоритм его действий. Ценность рассматривается как некий идеал, в истоках которого лежит критическое сознание как конструктор норм. Ценности человека порождаются социально-культурными условиями и более глубинными факторами его существования [5].

Понятие «ценностные ориентации» сначала было введено в социальную психологию, а впоследствии и в социологию как аналог философского понятия системы ценностей.

Являясь одним из центральных личностных новообразований, ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. Как правило, ценности

формируются стихийно под влиянием различных факторов. Одним из таких факторов выступает воспитание. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным установкам [4].

Специфика ценностных ориентаций современной молодежи постоянно находится в фокусе внимания психологов и социологов, так как именно эта социальная группа является индикатором перемен в обществе и определяет потенциал будущего общества.

Бесспорно, юношеский возраст является важным периодом развития, на который приходится кризис идентичности. Многие авторы отмечают характерные психические новообразования этого возраста, такие, как например, влюбленность, избирательность в общении и жестокость к другим, отличающимся социальным происхождением, вкусами и способностями. Как отмечает Э. Эриксон, преодолеть одиночество и негативизм в этом возрасте помогает именно любовь.

Кроме того, в этот период происходит формирование системы нравственных убеждений человека. Как полагает И.Ш. Резепов, в период юности у молодого человека формируются самосознание, собственное мировоззрение, стремление мыслить критически.

Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Юношеское самоопределение — исключительно важный этап формирования личности. Однако, до тех пор, пока это «предвосхищающее» самоопределение не проверено практикой, его нельзя считать прочным и окончательным.

В исследовании Н.А. Буравлевой (Томск, 2011) выборка была представлена студентами психологического факультета одного из гражданских вузов в возрасте от 18 до 23 лет. Автор исследования констатировал, что структура ценностных ориентаций данной группы студентов отличается выраженной ориентацией на достижения и личный успех при снижении значимости благосклонности (заботы о благополучии других людей и общества). Изменение структуры ценностей отражает сдвиг социальных приоритетов в пользу собственного благополучия и индивидуализма против социального интереса и коллективизма. В качестве ценностей на уровне индивидуальных приоритетов превалируют такие, как самостоятельность, стимуляция,

благосклонность, гедонизм, достижение, универсализм и безопасность [1].

Исследование с целью установления взаимосвязи самооценки и ценностных ориентаций проводилось в ведомственном вузе МВД России Т.Ю. Полозовой и С.Ю. Михайловой (М. 2015). Выборку составляли слушатели факультета подготовки иностранных специалистов, средний возраст — 22 года. Авторами изучались такие ценности как конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть и безопасность. В результате проведенного исследования была выявлена статистически значимая корреляция между властью и самооценкой. В целом же, по мнению авторов, уровень самооценки влияет на аттракцию, самостоятельность, достижения, осознание безопасности, сохранение традиций, стремление к универсальности, гедонизму и зависит от фактических результатов профессиональной деятельности [7].

Целью нашего исследования стало изучение терминальных и инструментальных ценностей курсантов образовательной организации МВД России в контексте модели ценностных ориентаций М. Рокича.

Исследование проводилось в 2019 г. Репрезентативной выборкой исследования выступили курсанты первого года обучения Института психологии служебной деятельности. Всего в нем приняло участие 25 курсантов обоих полов в возрасте от 17 до 19 лет.

Стоит отметить, что возраст курсантов, принявших участие в нашем исследовании, приходится на этап начала поздней юности. Поэтому все психические новообразования испытуемых закономерно совпадают с характерными для этого возрастного периода новообразованиями, рассматриваемыми в теоретических подходах в рамках возрастной психологии.

Основным методологическим инструментом нашего исследования стала методика «Ценностные ориентации М. Рокича» [8]. В основе методики лежит модель ценностных ориентаций, которая подразумевает разделение ценностей на два класса: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности представляют собой основополагающие максимы, конечную цель, к которой необходимо стремиться. Инструментальные ценности являются осмыслением некоторых ценностей как свойств личности или образов действий в определенных ситуациях. Другими словами, представляя собой многоуровневую систему, ценности делятся на высшие — ценности-цели и второстепенные —

ценности-средства.

Ниже графически представлены полученные результаты проведенной методики.

400 350 300 250 200 150 100 50

Рис. 1. Терминальные ценности (ранжирование)

На диаграмме рис. 1 видно, что в качестве предпочитаемых терминальных ценностей (с 1 по 6 ранг) курсантами названы: здоровье, любовь, жизненная мудрость, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, наличие хороших друзей. Для достижения этих целей курсанты применяют следующие инструментальные ценности: честность, воспитанность, образованность, ответственность, аккуратность и терпимость (рис 2).

В качестве индифферентных (7-12 ранги) терминальных ценностей курсантов выступили: развитие, уверенность в себе, интересная работа, продуктивная жизнь, материально обеспеченная жизнь, познание (рис. 1). При достижении указанных ценностей используются следующие инструментальные ценности: жизнерадостность, самоконтроль, эффективность в делах, рационализм, чуткость, широта взглядов (рис. 2).

/1СП

о/ АР АР А? А? Л"> X» л» с? Л? ,<° <& АР с.*- /С X» 0>ч ° ,ос л .0е- .сР .0° # I5 0° ло ,0е- .О1- ^ о0-^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^.о ^ 0. сР

Рис 2. Инструментальные ценности (ранжирование)

Наконец, наименее значимыми терминальными ценностями (13-18 ранги) курсанты выбраны: свобода, счастье других, удовольствие, творчество, красота природы и искусства, общественное признание (рис. 1). Достижению этих ценностей способствуют такие инструментальные ценности, как: смелость, исполнительность, твердая воля, независимость, непримиримость и высокие запросы (рис. 2).

Необходимо отметить, что полученные нами результаты частично совпадают с результатами других исследований, в частности с результатами исследования на выборке студентов [1]. Так, например, курсантами также вытесняется на периферию ценность «счастье других». Вместе с тем, существенным отличием является отказ курсантов от таких ценностей, как «удовольствие — общественное признание».

Важно отметить, что курсанты ведомственного университета МВД, в отличие от студентов гражданского вуза, более ориентированы на коллективные ценности, чем индивидуалистические. На наш взгляд, это объясняется, в частности, условиями служебной деятельности, а также системой морально-психологической подготовки и нравственного воспитания, которая проявляется, в том числе в работе института кураторства, проведении воспитательной, культурно-массовой, психологической работы в учебных взводах. Курсантам в рамках служебной деятельности прививаются патриотизм и духовные ценности.

Литература

для специалистов дополнительного образования детей, воспитателей, педагогов-организаторов, классных руководителей / составители М.И. Болотова. Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2010. 84 c. — ISBN 22278397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop. ru/21833.html (дата обращения: 6 декабря 2019).

6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с.

7. Полозова Т.Ю., Михайлова С.Ю. Взаимозависимость самооценки и ценностных ори-ентаций личности на этапе профессионального становления // Вестник Московского университета МВД России № 12. 2015. С. 318-320.

8. Психологические тесты для профессионалов / авт.-сост. Н.Ф. Гребень. Минск: соврем. Шк., 2007. 496 с.

9. Резепов И.Ш. Общая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резе-пов И.Ш. — Электрон. текстовые данные. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 110 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/79807.html. — ЭБС «IPRbooks».

10. Эриксон Э. Идентичность: юность, кризис. // Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. М.: Издательская группа «Прогресс». 1996. 344 с.

1. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 6 (108). С. 124-129.

2. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека: монография / О.А. Павловская, В.В Старостенко, Л.Н. Владыковская [и др.]. Минск: Белорусская наука, 2011. 451 c. — ISBN 978-98508-1359-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop. ru/10089.html (дата обращения: 6 декабря 2019).

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1979. 175 с.

4. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. С. 3-6.

5. Новые ценности воспитания: тезаурус

References

1. Buravleva N.A. Student Value Orientations// TGPU Gazette. 2011. Issue 6 (108). — С.124-129

2. Spiritual and moral values in formation of the modern person: monograph / Island. A. Pavlovskaya, V.V Starostenko, L.N. Vladykovskaya [etc.]. Minsk: Belarusian science, 2011. 451 p. — ISBN 978-985-081359-6. — Text: electronic//Electronic and library IPR BOOKS system: [website]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/10089.html (date of the address: 6 декабря 2019).

3. Con I.S. Psychology of youthful age. Tutorial. M.: Enlightenment, 1979. 175 p.

4. Nagoyeva L.H. Value orientations: concept and phenomenon // New technologies. 2011. p. 3-6.

5. New values of education: the thesaurus for experts of additional education of children,

tutors, teachers organizers, class teachers / M.I. Bolotov's originators. Orenburg: Orenburg state medical academy, 2010. 84 р. — ISBN 2227-8397. — Text: electronic//Electronic and library IPR BOOKS system: [website]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21833.html (date of the address: 6 декабря 2019)

6. Obukhova L.F. Children 's (age) psychology. Textbook. M.: Russian Pedagogical Agency, 1996. 374 p.

7. Polozova T. Yu., Mikhail S. Yu. Interdependence of self-assessment and value orientations of personality at the stage of professional

formation // Journal of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 12. 2015. Page 318-320.

8. Psychological Tests for Professionals / Auto N.F. Crest. Minsk: lie. Shk., 2007. — 496 p.

9. Resepov I.S. General Psychology [Electronic Resource]: Tutorial / Resepov I. S. — Electron. Text data. Saratov: Ai Pi Air Media, 2019. 110 p. — Access mode: http://www.iprbookshop. ru/79807.html. — EBS "IPRbooks".

10. Erickson E. Identity: Youth, Crisis // General. edition and npegncn. Fat A.V. — M.: Publishing Group Progress. 1996. 344 p.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под ред. В.Я. Кикотя. 479 с. Гриф МВД РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник».

В учебнике системно объединены основы общей, социальной и юридической психологии. Раскрыты основные положения и частные вопросы юридической психологии.

Изложены общие проблемы психологии, особенности психологии личности, ее свойства и характерологические черты, основные проявления психики в поведении человека. Рассмотрены психологические требования к личности и профессиональной деятельности юриста. Разбираются психологические особенности предварительного расследования, обвиняемых и потерпевших в судебно-следственном процессе, даются основы проведения судебно-психологической экспертизы.

Для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД, студентов и аспирантов юридических вузов и факультетов, а также практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.