Научная статья на тему 'Психологические особенности представления о смысле жизни осужденными и особенности его формирования'

Психологические особенности представления о смысле жизни осужденными и особенности его формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ ЖИЗНИ / ЦЕННОСТИ / ОСУЖДЕННЫЕ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ИЗОЛЯТОРЫ / MEANING OF LIFE / VALUES / CONVICTS / PRE-TRIAL DETENTION CENTERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедев Игорь Борисович, Евсеева Ирина Георгиевна, Гаврина Елена Евгеньевна, Чуманов Юрий Викторович

Исследуются отдельные аспекты смысла жизни у осужденных, оставленных в следственных изоляторах для хозяйственного обслуживания. Рассматриваются их социально-психологические особенности, влияющие на жизненные планы и цели, взаимосвязь с ценностными компонентами, которые обусловливают смысложизненные ориентации лиц, находящихся в условиях изоляции от общества. Представлено описание основных этапов формирования смысла жизни осужденных, а также возможностей влияния психолого-педагогического воздействия на изменение смысловых конструктов этих граждан.The article is devoted to the study of certain aspects of the meaning of life in convicts left in pre-trial detention centers for economic services. Their socio-psychological features that affect life plans and goals, their relationship with the value components that determine the meaning of life orientations of people who are isolated from society are considered. The article describes the main stages of forming the meaning of life of convicts, as well as the possibilities of psychological and pedagogical influence on the change of semantic constructs of these citizens.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности представления о смысле жизни осужденными и особенности его формирования»

УДК 159.95 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10120

ББК 88.8 © И.Б. Лебедев, И.Г. Евсеева, Е.Е. Гаврина, Ю.В. Чуманов, 2020

Научные специальности: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии; 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ ОСУЖДЕННЫМИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Игорь Борисович Лебедев, профессор кафедры психологии УНК ПСД, доктор психологических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: i_leb53@mail.ru

Ирина Георгиевна Евсеева, профессор кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: irina.evseeva14@mail.ru

Елена Евгеньевна Гаврина, заместитель начальника психологического факультета кандидат психологических наук, доцент

Академия права и управления ФСИН России (390000, Рязань, ул. Сенная, 1) E-mail: gavrinaelena@mail.ru

Юрий Викторович Чуманов, старший преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: yvc90@mail.ru

Аннотация. Исследуются отдельные аспекты смысла жизни у осужденных, оставленных в следственных изоляторах для хозяйственного обслуживания. Рассматриваются их социально-психологические особенности, влияющие на жизненные планы и цели, взаимосвязь с ценностными компонентами, которые обусловливают смысложизненные ориентации лиц, находящихся в условиях изоляции от общества. Представлено описание основных этапов формирования смысла жизни осужденных, а также возможностей влияния психолого-педагогического воздействия на изменение смысловых конструктов этих граждан.

Ключевые слова: смысл жизни, ценности, осужденные, следственные изоляторы.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF IDEAS ABOUT THE MEANING OF LIFE BY CONVICTS AND FEATURES OF ITS FORMATION

Igor B. Lebedev, Professor of the Department of Psychology of UNK PSD, Doctor of Psychological Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: i_leb53@mail.ru

Irina G. Evseeva, Professor of the Department of Pedagogy of the UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: irina.evseeva14@mail.ru

Elena Ye. Gavrina, Deputy Head of the Psychology Department, Candidate of Pychological Sciences, Associate Professor Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service of Russia (390000, Ryazan, Sennaya str., 1) E-mail: gavrinaelena@mail.ru

Yuri V. Chumanov, Senior Teacher-methodist of the Faculty of Training of Scientific-pedagogical and Scientific Personnel, Candidate of Psychological Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: yvc90@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the study of certain aspects of the meaning of life in convicts left in pre-trial detention centers for economic services. Their socio-psychological features that affect life plans and goals, their relationship with the value components that determine the meaning of life orientations of people who are isolated from society are considered. The article describes the main stages of forming the meaning of life of convicts, as well as the possibilities of psychological and pedagogical influence on the change of semantic constructs of these citizens.

Keywords: meaning of life, values, convicts, pre-trial detention centers.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лебедев И.Б., Евсеева И.Г., Гаврина Е.Е., Чуманов Ю.В. Психологические особенности представления о смысле жизни осужденными и особенности его формирования. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):326-32.

Введение

Каждый человек сталкивается с вопросом: «В чем заключается смысл жизни?». В разные времена и при разных психических состояниях проявляется одна или другая сторона тревоги (страх смерти, неизбежности судьбы, беззащитности, осуждения), осознание того, что человек живет лишь один раз, и смерть неизбежна, заставляет человека вновь и вновь возвращаться к этому вопросу.

На современном этапе развития общества значение смысла и смысловых образований личности взрослого происходит осмысление внутреннего мира личности, ее внутреннего стержня, нравственных и этических проблем личности и мотиваци-онно-смысловых образований и, таким образом, понятие смысла жизни можно определить так: это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества или человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, играющая огромную роль в становления духовно-нравственного облика личности.

В психологии, сталкивающейся с вопросами глубинных психологических проблем личности-можно проследить взаимосвязь психических состояний, процессов с осознанием людьми смысла жизни. Осужденные, как и другие лица, испытывающие подобные проблемы, нередко обращаются к психологам, чтобы те помогли им найти прочный и устойчивый смысл жизни. Это обстоятельство свидетельствует о желании людей понимать свое предназначение в жизни.

Постановка проблемы

Многие знаменитые психологи за рубежом и в России посвятили проблеме изучения смысла жизни свои труды, излагая порой совершенно разные иногда диаметрально-противоположные точки зрения.

Так, широко известно суждение З. Фрейда, которое он высказал в письме к своей последователь-

нице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен» [8]. В его работах смысл жизни включается в ряд объяснительных понятий научной психологии. «Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз. Удовлетворительный ответ на него пока что не был найден. Может быть, его вообще не найти. Некоторые из вопрошавших добавляли: если жизнь не имеет никакого смысла, то она теряет для них всякую ценность. Но угроза такого рода ничего не меняет. Скорее, может показаться, что мы вправе отклонить этот вопрос. Его предпосылкой является человеческое сомнение, с многообразными проявлениями которого мы уже знакомы. Ведь не говорят о смысле жизни животных, разве что в связи с их предназначением служить человеку...».

Однозначного понимания З. Фрейдом проблемы смысла жизни так и не представляется возможным.

Виктор Франкл, основатель «логотерапии» — одного из видов экзистенциальной психотерапии, основанного на анализе смыслов существования, имел диаметрально противоположный взгляд на эту проблему, назвал поиски смысла жизни путем к душевному здоровью, а утрату смысла — главной причиной не только нездоровья, но и множестваи-ных человеческих бед. Самый знаменитый труд ученого так и называется«Человек в поисках смысла». Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности [11].

В отечественной психологии А.Н. Леонтьев еще в 40-е годы ввел понятие личностного смысла, которое продуктивно используется в качестве одного изосновныхобъяснительных понятий, как в психологии, так и в смежных научных дисциплинах. Его внук, Д.А. Леонтьев, посвятил деду труд

«Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности». Одним из основных положений работы является утверждение Д.А. Леонтьева о том, что «Смысловая регуляция жизнедеятельности, то есть регуляция действий на основе их смысла, который определяется всем жизненным миром субъекта, является основой специфического для человека способа существования и конституирующей функцией личности. Она является одной из высших форм регуляции жизнедеятельности и присуща всем людям; степень развитости смысловой регуляции и ее удельный вес среди других форм регуляции жизнедеятельности выступает как мера личностной зрелости», основная функция личности — ориентировка в отношениях, связывающая субъекта с объективной действительностью.

Труд С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» стал последним произведением автора, в котором он преследовал цель раскрытия проблемы бытия и сознания в нем.

В пенитенциарной науке проблеме раскрытия представлений о смысле жизни, посвящено не так много трудов [1; 3; 4; 9; 10], в связи с чем, в данной работе была предпринята попытка показать новые векторы получения знаний о специфических элементах смысловой структуры осужденных на примере лиц, оставленных для хозяйственного обслуживания следственных изоляторов.

Методы исследования

Для достижения цели исследования использовался количественный метод сбора информации — опрос, который проводился при помощи анкет, разработанных для осужденных и включающих социально-демографические и социально-правовые сведения. Использовалась также психодиагностическая методика ОТЕЦ, которая базируется на теоретических положениях М. Рокича о структуре человеческих ценностей. Сам опросник исходит из двух предположений: 1) жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, 2) в каждой из жизненных сфер реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности [2].

При помощи теста оценивается общая выраженность каждой из 8-ми терминальных ценностей:

1) собственный престиж;

2) высокое материальное положение;

3) креативность;

4) активные социальные контакты;

5) развитие себя;

6) достижения;

7) духовное удовлетворение;

8) сохранение собственной индивидуальности.

Наряду с этими ценностями, происходит оценка их представленности в различных сферах жизни человека:

1) сфера профессиональной жизни,

2) сфера обучения и образования,

3) сфера семейной жизни,

4) сфера общественной жизни,

5) сфера увлечений.

Результаты позволяют представитьих в обобщенном виде и охарактеризовать осужденных в зависимости от средних полученных показателей по каждой из шкал, представляющих собой терминальные ценности и жизненные сферы.

Результаты и их обсуждение

Общую выборку составило 110 осужденных отряда хозяйственного обслуживания следственных изоляторов г. Москвы, отбывающих уголовное наказание в исправительном учреждении, из которых 18,2% — холостые, 68,2 % -женатые, 13,6 % — разведанные. Абсолютное большинство до осуждения не были трудоустроены. 40,9% имеют среднее специальное образование, 9% — неполное среднее, 45,6% — среднее, 4,5% — высшее.

Основные причины, которые послужили стимулом к совершению преступления распределились следующим образом:

• алкоголь — 13,6%;

• наркотики — 4,5%;

• тяжелое материальное положение -18,2%;

• отсутствие жилья — 4,5%;

• отсутствие родственников или поддержки с их стороны — 4,5%;

• ближайшее окружение (компания, друзья) — 13,6%;

• определенный склад характера (например, несдержанность, вспыльчивость, чрезмерная раздражительность, неумение контролировать свои эмоции, обидчивость, злопамятность, мстительность и т.д. — 63,6 %;

• другое (например, «стечение обстоятельств») — 4,5%.

Большинство респондентов считает, что мотивом к совершению ими преступления послужили их психологические особенности. На втором месте по значимости — тяжелое материальное положение. Однако, анализ материалов личного дела свидетельствуют о том, что больше половины осужденных совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения, однако признавать и указывать на данную причину большинство не стали.

Как видно из процентных показателей, родственники поддерживают с осужденными тесную связь, не отворачиваются от них, а в некоторых случаях взаимоотношения, как отмечают осужденные, даже улучшаются. Распределение ответов на вопросы: «Как бы Вы могли охарактеризовать Ваши взаимоотношения с родственниками до осуждения?» и «Как Вы можете охарактеризовать свои взаимоотношения с родственниками после того, как попали в места лишения свободы?» представлено в табл. 1. Из этого следует, что взаимоотношения с родными, скорее не выступают в качестве факторов смысложизненных ориентаций обследуемых осужденных

Таблица 1 Показатели отношения осужденных с родственниками

Ответы на вопрос До осуждения После осуждения

Хорошие 63,6 % 63,6 %

Средние 31,8% 40,9%

Теплые 63,6 % 63,6 %

Любовь, понимание 40,9% 45,4%

Не слишком близкие 4,5% 4,5%

Конфликтные 4,5% 0%

Для большей части опрошенных (73%) отбывание наказания помогло сделать определенные выводы, при этом 58% из них отмечают, что изменения в характере произошли в лучшую сторону, а 15% напротив, указывают на ухудшение произошедших изменений.

На вопрос: «Какие изменения в себе Вы связываете с пребыванием в учреждении?» ответы распределились следующим образом: отношение к жизни 42%; отношение к смерти 0%; отношение к преступлению 10%; отношение к свободе 15%; отношение к семье 15%; отношение к религии 5%; отношение к людям 31%; отношение к труду 5%; отношение к деньгам 5%; другое: появилось желание работать над собой — 5%; появилось желание получить новую профессию — 5%. Заметим, что приведенная динамика изменений указывает на переосмысление осужденными своих жизненных принципов, позиций.

Для 73% опрошенных самым сложным в местах лишения свободы является сам факт изоляции, для 21% — выполнение правил внутреннего распорядка, для 5% — взаимоотношения с другими осужденными и для такого же количества осужденных — взаимоотношения с администрацией.

На вопрос: «Испытываете ли Вы психологиче-

ский дискомфорт, депрессию, находясь в учреждении?» ответы распределились следующим образом: да — 37%; скорее да — 31%; скорее нет — 21%; нет — 5%.

Таким образом 68% опрошенных осужденных постоянно испытывают негативные эмоции. Данный факт подтверждают и ответы на вопрос: «Какие из перечисленных ниже особенностей характерны для Вас?», где 68% лиц отметили, что у них преобладает плохое настроение, и они достаточно часто испытываю эмоциональный дискомфорт. Также были получены следующие ответы на данный вопрос:

• я легко привыкаю к новой обстановке — 37%;

• я быстро нахожу общий язык с окружающими — 58%;

• я достаточно гибкий человек — 47%;

• у меня почти не бывает конфликтов с окружающими — 58%;

• я с трудом привыкаю к различного рода переменам — 21%;

• я трудно схожусь с людьми, особенно незнакомыми мне — 43%;

• я не могу назвать себя гибким человеком — 42%;

• я достаточно часто вступаю в конфликтные отношения с окружающими — 38%.

Исходя из содержания ответов на данный вопрос можно сделать вывод, что уровень адаптивных способностей и коммуникативные навыки у осужденных данной группы разные, т.е. нельзя сделать однозначного вывода, что они развиты хорошо или что они развиты плохо, так как разница процентных соотношений незначительная.

Большую часть в жизнедеятельности человека занимает взаимодействие и общение, от их успешности во многом зависит настроение, эмоциональное состояние и даже здоровье человека. 40,9% опрошенных оценили свои взаимоотношения с другими осужденными, как положительные, 31,8% — как терпимые, 31,8% — нейтральные, 4,5% — отрицательные. Но при этом, симпатию к другим осужденным испытывает 0%, уважение — 0%, сострадание — 59,1%, неприязнь — 4,5%, отвращение — 0%, ненависть — 0, безразличие — 36,4%, т.е. преобладают такие чувства, как сострадание и безразличие.

Анализ средних показателей по шкалам терминальных ценностей, представленных на рис. 1 позволяет сделать вывод о том, что важное значение для осужденных имеет стремление к более высокому уровню своего материального благо-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

состояния.Такие люди часто убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень материального благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки. По показателю «Активные социальные контакты» были получены также высокие баллы, что говорит о стремлении этих лиц к установлению благоприятных взаимоотношении с другими людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.Для указанной категории осужденных свойственно стремление к достижению конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели на каждом ее этапе, главное для них — добиться этих целей. Большое количество жизненных достижений служит для таких лиц основанием для высокой самооценки.Эти лица стараютсясохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни и стремятся как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций.

В то же время низкие баллы по показателю «Духовное удовлетворение» характеризуют обследуемых как нестремящихся к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни. Для них неважно делать то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение.

Рис. 1. Средние показатели по шкалам терминальных ценностей у осужденных отряда хозяйственного обслуживания СИЗО

При рассмотрении показателей ценностей по жизненным сферам представленным на рис. 2 было установлено, что у обследуемых осужденных, при переводе баллов в стены, высокие показатели получены по показателю «Сфера общественной жизни»,

что свидетельствует о высокой значимости для них проблем жизни общества. Эти лица быстро вовлекаются в общественно-политическую жизнь, считая, что самое главное для человека — это его общественно-политические убеждения.

Профессиональной Обучения и Семейной жизни Общественной Увлечений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизни образования жизни

Рис. 2. Средние показатели по шкалам жизненных сфер у осужденных отряда хозяйственного обслуживания СИЗО

Анализ позволил установить, что для осужденных характерным является то, что по всем шкалам как терминальных ценностей, так и шкалам жизненных сфер ими были получены средние показатели, свидетельствующие о важности практически каждой такой сферы и ценности в жизни этих граждан. Очевидно связано это с тем, что осужденные оставленные для обслуживания СИЗО в основном, положительно характеризующиеся лица, которые настроены на скорейшее освобождение и последующее правопослушное поведение в обществе, семейную жизнь и отказ от преступной жизни.

Планирование будущего будет затруднено без разъяснения необходимости усвоения необходимых в жизни каждого человека ценностей, а также смысла жизни.

В этой связи следует обратить внимание, на необходимость прохождения всех этапов формирования смысла жизни с психолого-педагогических позиций, в их числе:

1) диагностика жизненных планов, установок, внутренней картины;

2) формирование ценностных ориентаций и мотивация на достижение целей;

3) обучение основам целеполагания;

4) привитиеумений и навыков, позволяющих достичь жизненных целей;

5) развитие направленности личности.

С целью реализации указанных этапов следует предложить включить в программу, направленную на формирование смысла жизни осужденных, следующие мероприятия: тренинги по формированию адекватной самооценки, «Я» — концепции и коррекция ценностных ориентаций осужденных, прояснению и формированию жизненных планов осужденных, занятия, целью которых станет соз-

дание положительного настроя на работу в группе, диагностика отношения к наказанию, формирование гуманистической установки по отношению к другим людям, изменению жизненных ценностей, потребностей и внутренних противоречий, а также разработка личного жизненного плана и развитие уверенности, в возможности достижения поставленных целей.

Выводы

Проведенное исследование позволило выявить отдельные социально-психологические особенности осужденных, оставленных в следственных — изоляторах для хозяйственного обслуживания, которые являются факторами детерминирующими смысловую сферу их жизнедеятельности.

Формирование смысла жизни у осужденных сложный психолого-педагогический процесс воздействия на их сознание для достижения главной цели, стоящей перед уголовно-исполнительной системой — исправления. Несмотря на особенности лиц, отбывающих уголовное наказание в следственных изоляторах и, находящихся в отряде хозяйственного обслуживания, следует также обращать внимание на осознание ими смысла жизни, создание необходимых условий и применение психолого-педагогического воздействия на них, направленное на формирование жизненной позиции, целей, являющихся предпосылкой для ресоциали-зации и нормального функционирования в обществе после освобождения.

Литература

1. Александров Б.В. Смысложизненные ориентации осужденных с различными типами занятости в исправительном учреждении // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. сим-поз. психол. / под общ. ред. Д. В. Сочивко. 2019. С. 602-608

2. Зикирова Л.М., Хамитова Л.М. Мотиваци-онно-ценностная сфера лиц с различным уровнем коррупционного поведения // в сборнике: Диалектика противодействия коррупции. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Институт экономики, управления и права. Казань, 2014. С. 78-86.

3. Жолудева С. В., Яковлева Я. С. Особенности понимания смысла жизни у осуж-денных//Теория и практика современной науки: Материалы XVII Международной научно-практической конференции, г. Москва, 8-9 апреля 2015 г. М.: Институт стра-

тегических исследований-Перо, 2015. С. 221-227.

4. Истомин А.А. Ценностные ориентации осужденных в контексте уголовно-правовой характеристики личности // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 119-128.

5. Плотницкая М.Р.Стратегии самореализации личности при различных типах гендерной идентичности: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Плотницкая Марина Руслановна; [Место защиты: Дальневост. гос. ун-т путей сообщ.]. Петропавловск-Камчатский, 2008. — С. 226.

6. Приймак Е.Н.Особенности ценностно-смысловой сферы военнослужащих по призыву на этапе службы в армии: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Приймак Елена Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. Ростов-на-Дону, 2015. С. 169.

7. Сложеникин А.П.Особенности социально-психологической адаптации сотрудников органов внутренних дел к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 05.26.02, 19.00.04 / Сложеникин Андрей Павлович; [Место защиты: Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России]. Санкт-Петербург, 2009. С. 22.

8. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы / Сергей Степанов. 2. изд., испр. и доп. М.: ЭКСМО, 2002. С. 590.

9. Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Рязань, 2003. 758 с.

10. Хотинец В. Ю., Вяткин Б. А., Калиненко А. А. Ценностно-мотивационные факторы жизненных предназначений осужденных пенитенциарных учреждений // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 2. С. 7-11.

11. Шматько О.Е.Развитие духовно-личностных качеств студентов-психологов в условиях специально организованного обучения: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07. Благовещенск, 2004. С. 176.

References

1. Aleksandrov B.V. Life orientations of convicts with different types of employment in a correctional institution // Psychology of the

XXI century: challenges, searches, vectors of development: collection of materials allros. the international Symposium. Course of studies. under the General editorship of D. V. Sochivko. 2019. Pp. 602-608.

2. Zikirova L.M., Khamitova L.M. Motivational and value sphere of persons with different levels of corruption behavior // in the collection: Dialectics of anti-corruption. Materials of the IV all-Russian scientific and practical conference. Institute of Economics, management and law. Kazan, 2014. Pp. 78-86.

3. Zholudeva S.V., Yakovleva Ya.S. Features of understanding the meaning of life in convicts // Theory and practice of modern science: Materials of the XVII International scientific and practical conference, Moscow, 8-9 April 2015. Moscow: Institute for strategic studies-Pero, 2015. Pp. 221-227.

4. Istomin A.A. Value orientations of convicts in the context of criminal-legal characteristics of the individual // Applied legal psychology. 2010. # 4. Pp. 119-128.

5. Plotnitskaya M.R. Strategies of self-realization of the individual in various types of gender identity: dissertation ... candidate of psychological Sciences: 19.00.01 / Plotnitskaya Marina Ruslanovna; [Place of protection: far East. state University of ways of messages.]. Petropavlovsk-Kamchatsky, 2008. P. 226.

6. Priymak E.N. Features of the value-semantic

sphere of conscripted military personnel at the stage of service in the army: dissertation ... candidate of psychological Sciences: 19.00.13 / Priymak Elena Nikolaevna; [Place of defense: South. fader. UN-t]. Rostov-on-don, 2015. P. 169.

7. Svyazenikin A.P. Features of socio-psychological adaptation of employees of internal Affairs bodies to extreme conditions of service and combat activity: abstract of the dis. ... candidate of psychological Sciences: 05.26.02, 19.00.04 / Sluzhenikin Andrei Pavlovich; [a protection Place: vseros. the center is emergency. and radiats. medicine to them. A.M. Nikiforov of EMERCOM of Russia]. Saint Petersburg, 2009. P. 22.

8. Stepanov S.S. Century of psychology: names and destinies / Sergey Stepanov. 2. ed., ISPR. and add. M.: EKSMO, 2002. P. 590.

9. Ushatikov A.I., Kazak B.B. Penitentiary psychology. Ryazan, 2003. 758 PP.

10. Khotinets V.Yu., Vyatkin B.A., Kalinenko A.A. Value-motivational factors of life purposes of convicted penitentiary institutions// Psychopedagogics in law enforcement agencies. 2012. # 2. Pp. 7-11.

11. Shmatko O.E. Development of spiritual and personal qualities of students-psychologists in the conditions of specially organized training: dissertation ... candidate of psychological Sciences: 19.00.07. Blagoveshchensk, 2004. P. 176.

Психология оперативно-розыскной деятельности. 2-е изд., пе-рераб. и доп. Учебное пособие. Шевченко В.М. и др. Москва, 2020 г. 255 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

В учебном пособии дается анализ теоретических и методологических основ психологии в оперативно-розыскной деятельности (ОРД), исследуются предмет, задачи и методы психологии в ОРД. Рассматриваются проблемы психологии личности, деятельности, профессионального общения оперативных работников с различными категориями участников ОРД, психологические основы раскрытия преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД.

Психология

оперативно-розыскной деятельности

-е издание ^

ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.