Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студентов гуманитарных специальностей (на примере социально-теологического факультета НИУ "БелГУ")'

Ценностные ориентации студентов гуманитарных специальностей (на примере социально-теологического факультета НИУ "БелГУ") Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / УСТАНОВКИ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Городов Даниил Николаевич,

В статье на основе данных поискового социологического исследованияопределяются ценностные ориентациисовременных студентов. Анализ полученныхрезультатов позволяет выявить наиболее значимые в молодежной среде ценности, а также дает возможность сформировать описательный портрет обучающихся гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студентов гуманитарных специальностей (на примере социально-теологического факультета НИУ "БелГУ")»

Ценностные ориентации студентов гуманитарных специальностей (на примере социально-теологического факультета НИУ «БелГУ»)

Value orientations of students of humanitarian specialties (on the example of the social and

theological faculty of NRU " BelSU»)

Городов Даниил Николаевич

студент 2-го курса кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород.

Gorodov Daniil Nikolaevich

2nd year student

of the Department of Sociology and Youth Work Organization,

Belgorod State University, RF, Belgorod.

Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью

НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Scientific adviser Anastasia Kisilenko

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Organization of Work

with Youth, BSU, RF, Belgorod.

Аннотация.

В статье на основе данных поискового социологического исследованияопределяются ценностные ориентациисовременных студентов. Анализ полученныхрезультатов позволяет выявить наиболее значимые в молодежной среде ценности, а также дает возможность сформировать описательный портрет обучающихся гуманитарных специальностей.

Annotation.

In the article, based on data from a sociological research, the value orientations of modern students are determined. An analysis of the results allows us to identify the most significant values among young people, and also makes it possible to form a descriptive portrait of students in the humanities.

Ключевые слова: молодежь, ценности, установки, гуманитарные специальности.

Key words: youth, values, attitudes, humanitarian specialties.

Согласно определению из словаря для студентов специальностей и направлений подготовки «Социология», «Организация работы с молодежью», ценности - это «повышенное значение, приписываемое в том или ином обществе или группе материальным и нематериальным объектам. Они являются неким критерием, благодаря которому человек оценивает не только окружающую действительность, но и самого себя». [6] Ценности и ценностные ориентации формируются параллельно с развитием личности. Переходные или кризисные периоды в жизни человека часто актуализируют новые ценности, определяющие содержание социальных норм и оказывающиесущественное влияние на личностные качества молодых людей, которые интериоризируют их в процессе социализации. Наблюдается эволюция ценностей, кризис одних, доминирование других, молодые люди приобретают новый, не всегда положительный опыт, формируется особая ценностная иерархия, программирующая основные жизненные предпочтения и модели поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, включая образование.

С целью выявления основных характеристик ценностной системы современного студенчествабыло проведено поисковое исследование среди обучающихсясоциально-теологического факультета НИУ «БелГУ».

174

Следует отметить, что ценностные ориентации студенческой молодежи неоднократно являлись предметом изучениямногихотечественных ученых (К.Ш. Ахияров, А.Ф. Амиров, Е.Н. Белова, Р.Г. Гурова, В.В. Ластовка, Е.Л. Руднева, Т.Н. Семенкова, А.С. Серый, М.С. Яницкий и др.), но никто из них не делал этого в контексте обучения на гуманитарном факультете.

Таким образом, объектом исследования являются студенты социально-теологического факультета НИУ «БелГУ», предметом -их ценностные ориентации.

Для выявления ключевых ценностей студенческой молодежии их систематизации с последующим описаниембыла составлена анкета из 16 вопросов, отвечая на которые респондент характеризовал себя и своиценностные предпочтения. В исследовании приняли участие 70 девушек и 30 молодых людей, преимущественно от 19 до 21 года (65% респондентов). 85% из них проживают в крупных городах, остальные 15% - в поселках городского типа.80% опрошенных - русские по национальности, также в выборке присутствовали студенты из Узбекистана, Израиля и других стран. Принимали участие в анкетирование студенты всех специальностей, представляющих социально-теологический факультет, а именно: социологи, организаторы работы с молодежью, философы, политологи, социальные работники и теологи. Сразу следует отметить, что 85%респондентов, что считают проблему формирования жизненных ценностей молодежи актуальной, что еще раз подчеркивает значимость проведенного исследования (рисунок 1).

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли вы проблему формирования жизненных ценностей в молодежной среде значимой?» Для систематизации ценностейиспользовалась классификация, предложенная Альфредом Адлером.Респондентам необходимо было выбрать из трех групп ценностей (физических, эмоциональных и интеллектуальных) до пяти наиболее значимых для них. Полученные результатыпредставленына схемах 2-4.

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Выберите наиболее важные для Вас жизненные ценности» («Физические ценности»)

Исходя из данных опроса, набольшее число обучающихся (80%) указали здоровье как наиболее важную из числа «физических» ценность. За ним с небольшим отставанием следуют комфорт и финансовая безопасность, набравшие по 60% голосов. Завершают список самых важных «физических» ценностей среди обучающихся путешествия (50%) и богатство (45%).

Далее рассмотрим «эмоциональные» ценности представителей гуманитарных специальностей.

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Выберите наиболее важные для Вас жизненные ценности» («эмоциональные ценности») Все респонденты отметили любовь как ключевую «эмоциональную» ценность для себя, за ней с большим отставанием следуют открытость и доверие (по 50%). В конце списка оказались такие ценности, как престиж и религия (25%), а также страсть (5%).

Наконец, остановимся на «интеллектуальных» ценностях, отмеченных студентами.

Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Выберите наиболее важные для Вас жизненные ценности» («интеллектуальные ценности») В этой категории респонденты предпочли разум (70%), творчество и мудрость (по 65%), а также общение и независимость (по 55%).

Таким образом, в набор базовых жизненных ценностей студентов гуманитарного профиля входят: здоровье, финансовая безопасность и комфорт; любовь; разум, творчество и мудрость.

С точки зрения институционального доверия, а также оценки значимости основных социализирующих субъектов респондентам было предложено определить какую роль в процессе воспитания молодежи может и должно играть государство и семья. Большинство студентов указали, что становление и развитие молодого поколения должно быть приоритетом деятельности института семьи (95%), а роль государства в этих процессах должна быть второстепенной. Любовь и привязанность к малой родине у студентов оказалась далеко не самой главной ценностью, так как 40% указали, что хотели бы для своих детей жизни за границей, а еще 35% видят их

будущее в другом городе нашей страны. Что является весьма тревожной тенденцией, поскольку молодые люди не только не отождествляют себя с родиной, но и декларируют таким образомналичие проблем, присутствующих в месте их постоянного проживания, общую неудовлетворенность качеством и условиями жизни.

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Вы бы хотели, чтобы ваши дети...» Изучая то, как студенты социально-теологического факультета проводят свое свободное время, оказалось, что практически одинаково популярно в их среде как виртуальное (среди 70% респондентов), так и реальное общение (среди 60%).Третье место заняли увлечения и хобби (выбрали 55%).

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как вы в основном проводите свое

свободное время?»

Установление объектов для подражания в студенческой среде позволило определить, что четверть респондентов хотели бы походить на своих родителей, аналогичный процент перенять лучшие качества у знаменитых людей. Среди кумиров были отмечены Фредди Меркури, Анджелина Джоли и КонорМакгрегор. Еще 20% опрошенных утверждают, что для них нет авторитетов, и они равняются только на себя, стремясь к самореализации и саморазвитию.

Оценивая различные сферы общественной деятельности, респонденты отмечали, что основой развития государства преимущественно выступают культурная (35%) и экономическая (30%) сферы (см. схему 7). Отдавая предпочтение указанным сегментам студенты косвенно отмечали, что связывают улучшение жизни с повышением ее качества, сохранение и развитием традиций, ценностей, норми прочих элементов. Политическая сфера набрала всего лишь 5%, что говорит о недоверии студентов аппарату государства.

Вопросы студенческой науки

Выпуск №1 (29), январь 2019

Ф Политическая сфера % Научная сфера Ф Экономическая сфера 9 Культурная сфера • Все сферы

в Экономическая и культурная сфера А Нельзя брать за основу какую то одну сферу. Да и этю невозможно, поскольку деление очень условное. Все сферы между собой связаны

Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что, по Вашему мнению, должно стать основой для развития нашего государства?»

Завершал анкету вопрос о смысле жизни респондента (см. схему 8). Абсолютное большинство (35%) считают, что главное в жизни - дать надлежащее воспитание своим детям, 15% желают оставить после себя культурное наследие, 10% согласны с традиционным утверждением, что человеку нужно «посадить дерево, построить дом и вырастить сына», 5% уверены, что главное - это оставить богатое наследство своим потомкам, значительная часть респондентов воздержались от ответа на этот вопрос.

Посадить дерево, родить сына построить дом

Оставить богатое наследство своим потомкам.

Дать надлежащее вое питание детям

Оставить послз себя лю§ое культурное наследие затрудняюсь ответить Оставить пользу лквдям

Рисунок 8. Распределение ответов респондентов на вопрос «В чем, по Вашему мнению, заключается

смысл жизни человека?»

Исходя из превалирующих ценностей, мы можем составить описательный портрет студентов социально-теологического факультета НИУ «БелГУ». В большинстве своем это целеустремленные люди, которые руководствуются разумом и логикой в принятии решений, готовы заботиться о своем здоровье и выше всего ценят проявление любви. Эти молодые люди осознают значимость института семьи и признают за ним приоритет на первичную социализацию будущих членов общества. Студенты гуманитарного профиля проводят значительное количество свободного времени в социальных сетях, при этом не забывая и о реальном общении с друзьями и сверстниками, о своих увлечениях и хобби. В большинстве своем они видят счастливое будущее для своих детей за приделами родного города или даже страны, но верят в возможность наступления преобразований, источником которых, должны стать экономическая и культурная сферы жизни общества. Своей первостепенной задачей они считают достойное воспитание и образованиедетей.

Список используемой литературы:

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989.

2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 1979.

3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. - 1999. - № 5. - С.38-44.

4. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.

5. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. -М., 1992.

Г\

15% \

30%

\\ 10%

6. Морозова Т.И., Стагнеева А.В., Худокормова С.А., Шмигирилова Л.Н., Словарь для студентов специальностей и направлений подготовки «Социология», «Организация работы с молодежью». - Белгород, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.