Сравнительный анализ основных гендерных стереотипов в современной студенческой среде (на примере студентов социально-теологического факультета НИУ «БелГУ»)
Comparative analysis of the main gender stereotypes in the modern student environment (on the example of students of the socio-theological faculty of the national University of BelSU»)
Городов Даниил Николаевич
студент 2-го курса кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ БелГУ, РФ, г. Белгород.
Gorodov Daniil Nikolaevich
2nd year student
of the Department of Sociology and Youth Work Organization,
Belgorod State University, RF, Belgorod.
Научный руководитель: Заводян И. С.
Ассистент кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ«БелГУ», РФ, г. Белгород
Scientific adviser: Zavodian I.S.
Assistant of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth National Research University, BSU, RF, Belgorod.
Аннотация.
Статья посвящена описанию основных гендерных стереотипов, которые существуют в современной студенческой среде. Был проведен сравнительный анализ гендерных стереотипов у студентов женского и мужского пола с целью установить степень зависимости мышления студентов от распространенного мнения о поведенческих особенностях и иных характеристиках представителей разных гендеров. Также в статье представлены возможные способы борьбы с негативными последствиями существования гендерных стереотипов.
Annotation.
The article describes the main gender stereotypes that exist in the modern student environment. A comparative analysis of gender stereotypes among female and male students was conducted in order to establish the degree of dependence of students' thinking on the common opinion about behavioral characteristics and other characteristics of representatives of different genders. The article also presents possible ways to combat the negative consequences of the existence of gender stereotypes.
Ключевые слова: социология, молодежь ,пол, социальные стереотипы, социальная роль, гендер, гендерные стереотипы.
Key words: sociology, youth, gender, social stereotypes, social role, gender, gender stereotypes.
Актуальность нашей темы обусловлена тем, что в настоящее время мировое сообщество активно обсуждает вопросы, напрямую связанные с особенностями тендера, которые порождают дифференциацию социальных ролей мужчины и женщины в обществе. Большинство современных развитых стран официально поддерживают гендерное равноправие, при котором женщины и мужчины обладают одинаковыми возможностями для реализации своих способностей. Но на практике до сих пор очень часто возникает неравнозначное положение полов, обусловленное существованием гендерных стереотипов, которые
ограничивают представление людей о возможности свободы выбора, навязывая общественно одобряемые образцы поведения. Но на сколько эта проблема значима в современномобществе?
Этот вопрос подводит к цели нашего исследования, которая заключается в описании и анализе основных гендерных стереотипов студенческой молодёжи. Задачами исследования выступают выявление основные гендерные стереотипы студентов, определение степени влияния основных гендерных стереотипов на студентов и выявление различий между гендерными стереотипами студентов мужского и женского пола.
Исследованием этой области в России занимались Римашевская Н.М., Агафонова Е.Е., Мещерякова Л.Ю., Савельев Ю.Б и другие.
Объектом исследования являются студенты социально-теологического факультета НИУ БелГУ, а предметом - гендерные стереотипы студентов СТФ НИУ БелГУ.
Основным методом исследования выступает анкетный опрос, проводимый в форме индивидуального анкетирования среди студентов-бакалавров Института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ «БелГУ» с квотным методом выборки из генеральной совокупности.
Гипотезы сформулированы нами следующим образом: «Гендерные стереотипы оказывают влияние на социальные взаимодействия в молодежной среде» и «Студенты склонны к закреплению семейных и профессиональных ролей в соответствии с половым признаком».
Для ихпроверки мы провели анкетный опрос среди студентов социально-теологического факультета НИУ БелГУ. Первый вопрос был направлен на выявление того, насколько правильно студенты того или иного пола интерпретируют понятие «гендерного стереотипа».Сорок две из шестидесяти четырех опрошенных по выборке девушек, или 65,6%, указали, что гендерный стереотип - это распространенные в обществе представления об особенностях и поведении мужчин и женщин. Это свидетельствует о том, что большая часть респондентов женского пола очень хорошо осведомлены в данной области. 34,4% путают понятия «гендерный» и «социальный» стереотип. Но в данном контексте более широкое определение социального стереотипа подобрано было таким образом, чтобы отражать сущность понятия гендерного стереотипа. И ни один респондент указал заведомо ложное определение гендерного стереотипа. Отсюда следует, что все опрошенные девушки, обучающиеся на Социально - теологическом факультете имеют представление о проблеме гендерных стереотипов, существующей в молодежной студенческой среде и полученные в ходе их опроса эмпирические данные отвечают требованиям проводимого исследования (см. Рисунок 1).
Затрудняюсь ответить. Заранее сформированная мужчинами и... Распространённые в обществе. Способ восприятия явлений и моделей. 0 % 34,4 %
65,5 %
0 %
0 10 20 30 40 50 60 70
Рисунок 1. Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы понимаете под словосочетанием «гендерный стереотип»? » (для респондентов женского пола).
Данные респондентов мужского пола несколько отличаются. Большинство опрошенных, 16 из 36, имеют верное представление о сущности гендерных стереотипов. Их доля меньше, чем у респондентов женского пола и составляет 44,4% от общего количества мужчин. 12 респондентов выбрали сходное определение социального стереотипа. Четверо выбрали абстрактное определение «стереотипа», но исходя из проверки их ответов можно сделать вывод о том, что несмотря на это они имеют представление о сути гендерных стереотипов и их полученные от них данные являются репрезентативными. Можно предположить, что причины, побудившие этих
людей дать именно такое определение, связаны не тем, что они некомпетентны в данном вопросе, а скорее с невнимательностью или же с желанием дать наиболее абстрактный ответ во избежание ошибки. Еще четверо затруднились дать ответ на поставленный вопрос. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что практически все студенты Социально - теологического факультета мужского пола имеют представление о поставленной проблеме и эмпирические данные, полученные от них, отвечают требованию объективности и могут быть подвергнуты дальнейшему анализу (см. Рисунок 2).
Затрудняюсь ответить.
Заранее сформированная мужчинами и...
Распространённые в обществе.
Способ восприятия явлений и моделей.
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рисунок 2. Распределение ответов студентов на вопрос: «Что Вы понимаете под словосочетанием «гендерный стереотип»? » (для респондентов женского пола).
Следующий вопрос был задан, чтобы установить, сталкивались ли респонденты с проявлением гендерных стереотипов в своей повседневной жизни или нет. Абсолютное большинство в обоих случаях для женского и мужского пола подтвердило, что они знакомы с проявлениями этого социального явления (96,9% и 83,3% соответственно). Это также свидетельствует о компетентности респондентов в вопросе существования гендерных стереотипов в студенческой среде (см. Диаграммы 3 и 4).
Затрудняюсь ответить. 0 %
Нет. ■ 3,1 %
Да. 96,9 %
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рисунок 3. Распределение ответов студентов на вопрос: «Знаете ли Вы о существовании гендерных стереотипов?» (для респондентов женского пола).
Затрудняюсь ответить. 16,7 % Нет. 0 %
Да. 83,3 %
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90
Рисунок 4. Распределение ответов студентов на вопрос: «Знаете ли Вы о существовании гендерных стереотипов?» (для респондентов мужского пола).
Результаты ответов на следующий вопрос показали, что большинство опрошенных женского и мужского пола считают наиболее предпочтительными для девушек традиционно женские профессии, такие как социальный работник (59,4% - 72,2%), визажист (68,8% - 66,7%) и модельер (62,5% - 44,4%). Это еще раз подтверждает принятие студентами женского пола общественно одобряемых социальных ролей и о согласие с подобным положением вещей со стороны студентов мужского пола. Однако, респонденты женского пола считают ведение бизнеса для себя перспективной профессией (71,9%), что говорит о наличии колебаний в области их восприятия традиционно принятых в обществе понятий маскулинности и фемининности, которого не наблюдается у студентов мужского пола (см. Диаграммы 5 и 6).
111
Другое.
Социальный работник.
Механик. Бизнесмен Политик.
21,8 %
59,4 %
3,1 %
0 %
,5%
71,
68,8 %
■ 6,3 %
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Рисунок 5. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какую профессию, по Вашему мнению, в современном обществе должны предпочитать женщины?» (для респондентов женского пола).
Другое.
Социальный работник.
Механик. Бизнесмен Политик.
Рисунок 6. Распределение ответов студентов на вопрос: «Какую профессию, по Вашему мнению, в современном обществе должны предпочитать женщины?» (для респондентов мужского пола).
Результаты ответа на вопрос о том, как респонденты оценивают свою зависимость от влияния гендерных стереотипов, позволил получить следующие данные. Относительное большинство девушек утверждают, что они не зависят от гендерных стереотипов (43,8%). Исходя из данных, которые мы анализировали до этого, можно сделать вывод о том, что это позиция самообмана. Возможно, именно сильная зависимость от общественно одобряемых гендерных стереотипов вызывает подобную реакцию личностного непринятия этого факта (см. Рисунок 7).
Затрудняюсь ответить. Не завишу от гендерных стереотипов.
Слабая. Средняя. Сильная.
Рисунок 7. Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы оцениваете свою зависимость от гендерных стереотипов?» (для респондентов женского пола). Студенты, занимаясь рефлексией, отвечая на этот вопрос, были более честны в своем оценочном
суждении. Большинство из них (50%) уверены, что они находятся в состоянии сильной зависимости от влияния
гендерных стереотипов. (см. Рисунок 8).
Затрудняюсь ответить Не завишу от гендерных стереотипов,
Слабая Средняя, Сильная
11,1 %
11,1 %
11,1 %
16,7 %
50 %
0 10 20 30 40 50 60
Рисунок 8. Распределение ответов студентов на вопрос: «Как Вы оцениваете свою зависимость от гендерных стереотипов?» (для респондентов мужского пола).
Подводя итог, можно утверждать, что, по результатам нашего исследования, выдвинутые
гипотезыподтвердились. Первая гипотеза о том, что гендерные стереотипы оказывают влияние на социальные взаимодействия в молодежной среде, подтвердилась, так как абсолютное большинство респондентов мужского пола (50%) отмечают сильную зависимость от распространенных в социальной среде мнений о поведенческих особенностях и иных характеристиках представителей разных тендеров. А большая часть респондентов женского пола утверждают, что ощущают влияние гендерных стереотипов с той или иной интенсивностью. Однако, исходя из полученных данных, молодежь недооценивает влияние гендерных стереотипов и свою зависимость от них (см. Диаграммы 7 и 8).
Гипотезу о том, что студенты склонны к закреплению семейных и профессиональных ролей в соответствии с половым признаком можно считать частично подтвердившейся, так как у студентов женского пола заметна тенденция к колебаниям в области их восприятия традиционно принятого в обществе разделения сфер деятельности на экспрессивную для женщин и инструментальную для мужчин. В то же время подобных колебаний у студентов мужского пола не наблюдается (см. Диаграммы 5 и 6)
Для борьбы с негативными последствиями существования гендерных стереотипов в молодежной среде на основании данных проведенного социологического исследования можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Необходимо абстрагироваться от мнений других людей, обдумывать ситуацию самостоятельно и делать свои собственные выводы на основании конкретных фактов.
2. Следует различать стереотипы, которые влекут за собой негативные последствия с теми, что оказывают положительное влияние на социальные взаимодействия индивидов.
3. При наличии в сознании человека гендерного стереотипа, который он считает нежелательным, необходимо логически его опровергнуть, прибегая к всестороннему рассмотрению этого явления.
Список используемой литературы:
1. Аткинсон, Р. Л. Теория гендерных схем Сандры Бем[Текст] / Р. Л. Аткинсон. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. - 391 с.
2. Бендас, Т. В. Гендерная психология [Текст] / Т. В. Бендас. - СПб. : Питер, 2009. - 432 с.
3. Гарфинкель, Г. А. Исследования по этнометодологии [Текст] / Г. Гарфиндкель - СПб. : Питер, 2007.
- 335 с.
4. Гидденс, Э. Устроение общества. Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - М. : Академический Проект, 2005. - 237 с.
5. Градскова, Ю. В. Введение в гендерные исследования [Текст] / Ю. В. Градскова. - М. : Аспект-Пресс, 2005. - 172 с.
6. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб. : Питер, 2005. - 176 с.