Научная статья на тему 'Особенности гендерных стереотипов студенческой молодёжи'

Особенности гендерных стереотипов студенческой молодёжи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5684
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИННОСТЬ / АНДРОГИННОСТЬ / GENDER STEREOTYPES / MASCULINITY / FEMININITY / ANDROGYNY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалёва В.В., Кадацких И.Ю.

В данной статье рассматриваются понятия «гендерные стереотипы», «гендер» и «стереотипы». Также было проведено исследование проявления гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the concept of «gender stereotypes», «gender», and «stereotypes». Also, a study of gender stereotypes of modern student youthis conducted.

Текст научной работы на тему «Особенности гендерных стереотипов студенческой молодёжи»

воспитанием, должен думать о том, какое человеческое наследство он оставляет будущему.

Список литературы

1. Земерова А.Г., Казакова Н.Е. Концептуальные основа непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания / под науч. ред. В. М. Сиренко. Шуя, 2004. - 224 с.

2. Гуртовая С.П., Казакова Н.Е. Модели и парадигмы духовного развития личности / под науч. ред. В. М. Сиренко. Шуя, 2003. - 119 с.

3. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Тамбов, 2011. - 51 с.

4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов // Научные исследования в образовании. 2012. № 1. С. 2125.

5. Свердлова Н.А. Культурно-языковая адаптация мигрантов: реализация системного подхода // В сборнике: Жизнь языка в культуре и социуме -3 2012. С. 422-425.

6. Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 80 с.

Ковалёва В.В., Кадацких И.Ю.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: гендерные стереотипы, маскулинность, феминность, андрогинность.

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятия «гендерные стереотипы», «гендер» и «стереотипы». Также было проведено исследование проявления гендерных стереотипов современной студенческой молодёжи.

Key words: gender stereotypes, masculinity, femininity, androgyny.

Abstract: This article discusses the concept of «gender stereotypes», «gender», and «stereotypes». Also, a study of gender stereotypes of modern student youthis conducted.

В современном мире большое внимание уделяется стереотипам, приписывающимся мужчинам и женщинам, находящимся на разных ступенях социальной лестницы. В обществе происходят процессы демократизации и гуманизации, способствующие созданию главных возможностей для реализации личности. Гендерные стереотипы ограничивают восприятие представителей другого пола, мешают правильно понимать партнёра и эффективно взаимодействовать с ним. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения особенностей проявления гендерных стереотипов студенческой молодёжи.

Исследованием гендерных стереотипов занимались такие учёные как: Ю.Е.Алёшина, Т.С. Баранова, С. Бем, Г. Тэшфелл, Ю. Левада и др.

Начало изучения гендерных характеристик было положено в зарубежной психологии в 70-х годах 20 века. Первые исследования гендерных стереотипов выявили, что мужчины априори считаются более компетентными и профессиональными, их успехи объяснялись высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой, а карьерный рост оценивался как естественное следствие таких преимуществ.

В то же время женщины, по мнению опрашиваемых, либо добились успеха случайно, либо специально стремились занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прилагая к этому дополнительные усилия. Именно так проявляли себя гендерные стереотипы. Примеры таких искажений восприятия весьма многочисленны. Во время эксперимента наблюдателям предлагали оценить уровень подготовки студентов. При одинаковой компетентности ответы мужчин всегда оценивались выше, чем ответы женщин, хотя фактически разницы не было [1].

Под понятие «гендер» Р. Столлер понимает социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

У. Липпман под понятием «стереотип» подразумевал упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека.

Гендерный стереотип - это устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления о месте и исполняемых ролях того или иного гендера в обществе, а также о личности людей той или иной гендерной идентичности.

С. Бем была предложена методика для диагностики психологического пола, которая определяет степень андрогинности, маскулинности и феминности личности [2].

Гендерные стереотипы, как упрощенные, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин, проявляют себя во всех сферах жизни человека: в самосознании, в межличностном общении, в межгрупповом взаимодействии. Как и любые другие социальные стереотипы, они определяют процесс восприятия окружающих людей и оказывают влияние на активное конструирование социальной реальности с использованием заложенной в них информации.

Самыми распространёнными проявлениями гендерных стереотипов являются:

1) Сексизм - предвзятое мнение о представителях того или иного гендера, сопровождающееся их дискриминацией, а также определенная институциональная практика, выражающаяся в том, что представителям того или иного гендера навязывается подчиненное положение;

2) Фейсизм - тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело;

3) Гендерная сегрегация - предпочтение разных видов деятельности и общения, разных друзей, разных социальных ролей, подчеркивание гендерных различий, формирование пристрастного отношения к своему гендеру и предубеждений к другому, возникновение гендерных конфликтов [3].

В стереотипном образе мужчины присутствуют качества, связанные с деятельностью, активностью, властью и управлением. Женщине, напротив, отказывается в этих качествах. В когнитивной сфере «мужские» рациональность и объективность противопоставляется «женским» иррациональности инекритичности восприятия и даже глупости; в эмоциональной сфере «мужскими» считаются сдержанность и хладнокровие, а «женскими» внушаемость, чувствительность и легкая смена эмоциональных состояний. Стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность - с приватной сферой как семья, дом, воспитание детей, быт. Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина - как жена и мать [4].

В качестве причин возникновения гендерных стереотипов ученые называли и социальные факторы, и экономические, и исторические. Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины. Если в первобытном

обществе функции, выполняемые обоими полами, были равно важны, то при переходе к оседлости и культурному земледелию именно мужчины стали выполнять активную функцию [5].

На базе АНОО ВО «ВЭПИ» было проведено социально-психологическое исследование гендерных стереотипов студенческой молодежи. Была использована методика С. Бем на определение психологического пола. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курса направления подготовки «Менеджмент», «Психология», «Юриспруденция» в количестве 30 человек.

Гендерные стереотипы являлись объектом исследования, а предметом выступали особенности гендерных стереотип студентов. Также была выдвинута гипотеза об отрицательном влиянии гендерных стереотипов на адекватную оценку людей друг другом.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что 90% респондентов имеют андрогинность, под которой понимается большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

10% респондентов - феминность, под которой понимается уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. Маскулинный тип полностью отсутствует и подразумевает под собой независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе.

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей.

Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от

женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Приведем примеры некоторых гендерных стереотипов: «Главное для мужчины - карьера», «Главное для женщины - семья», «У мужчины нет навыков для воспитания детей», «Женщины эмоциональны. А мужчины - рациональны» [6].

Таким образом, распределение гендерных ролей современных студентов близко к традиционным. На наш взгляд, это объясняется семейным воспитанием (большинство студентов - жители малых городов и сельских поселений, где сохраняются патриархальные семейные устои), а также доминирующими образами мужчин и женщин в российских средствах массовой информации.

При этом, по мнению большинства студентов, строгое следование традиционным гендерным стереотипам ограничивает самореализацию и жизненное пространство личности. Студенты считают, что гендерные стереотипы должны поддерживать семейные ценности, разрушают гендерные стереотипы средства массовой информации и окружающая действительность.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. М.: Изд. РГУ, 2004. - 472 с.

2. Киммел М. Гендерное общество. М., 2006.

3. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 6-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 752с.

4. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. - СПб. Лингва-Центр, 2000. - 418 с.

5. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. V. Вып. 1-2 (15-16).

6. Боголепова И.Н., Иллариошкин С.Н., Свешников А.В., Ловчицкая А.О. Гендерные особенности строения гиппокампа мозга мужчин и женщин // Журнал анатомии и гистопатологии. 2016. Т. 5. № 1 (17). С. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.