Ценностные ориентации молодёжи в современном обществе Value orientations of young people in modern society
Бобровская Мария Андреевна
студентка 2-го курса кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород. e-mail: bobrovskaya. mary@yandex. ru
Bobrovskaya Maria Andreevna
2nd year student
of the Department of Sociology and Youth Work Organization,
BelSU National University, RF, Belgorod. e-mail: bobrovskaya. mary@yandex. ru
Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью
НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород.
Scientific adviser Anastasia Kisilenko
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Organization of Work with Youth
at the National Research University "BelSU",
RF, Belgorod.
Аннотация.
В статье представлены результаты поискового социологического исследованияценностных ориентацийпредставителей молодого поколения современного российского общества. Рассматриваются вопросы определения значения и сущности ценностей в среде молодежи, анализируется преобладающая ценностная система, изучаютсяжизненные приоритеты, предпочтения в профессиональной и досуговой сферах.
Annotation.
The article presents the results of a search sociological study of the value orientations of the representatives of the younger generation of modern Russian society. The issues of determining the value and essence of values among young people are considered, the prevailing value system is analyzed, life priorities and preferences in professional and leisure spheres are studied.
Ключевые слова: ценности; ценностные ориентации; индивидуальные ценности; молодежь.
Key words: values; value orientations; individual values; youth.
Слова «ценности» и «ценностные ориентации» употребляются так часто, что их истинный смысл простоисчезаетв суете повседневности. Наверняка каждый человек по-своему определяет их для себя, но все же существуют и точки соприкосновения, некоторые обобщенные представленияо признаваемых наиболее значимыми и важными объектах (явлениях, предметах) у представителей той или иной социальной группы, в том числе молодежи.
Важнейшая функция ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценностилюбогообществавзаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом его культуры. В ходе исторического развития, человечеством были выработаны универсальные ценности,
которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и пр. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.
Молодежьдвадцать первого века живет в условиях быстрого технологического прогресса, когда необходимо не терять «темп», быстро адаптироваться к нелинейно происходящим изменениям, новым условиям жизни. И этоим удаётся реализовать именно благодаря уникальным ценностным ориентациям, сформировавшимся с учётом специфики современного общества. Таким образом, исследование ценностных ориентаций современной молодежи представляет большую теоретическую и практическую значимость, потому что именноони, выступая основными элементами сознания, определяют выбор тех или иных моделей поведения, решений, жизненных стратегий и форм деятельности.
Сцелью выявить общие представления о жизненных ценностях у современной молодежи было проведено поисковое исследование, в котором приняло участие более ста человек в возрастной группе от 18 до 25 лет включительно. При этом возраст 40,6%принявших участие в анкетировании молодых людей составляет 18-19 лет, преимущественно это студенты высших учебных заведений. Разрыв в биологических полах респондентов составляет 5% в пользу женского. Половозрастные характеристики респондентов представлены на рис. 1 и 2.
■ 18-19
■ 20-21
22 и выше
■ мужской
■ женский
Рисунок 1. Распределение респондентов по возрастным Рисунок 2. Распределение респондентовпо полу, в %
категориям, в %
В целом в молодежной среде сформировалось верное представление о сущности и значении понятий «ценность». 46,5% молодежи определяют ее как«представление о самом важном в жизни», то есть то, что задает её направление.
Результаты исследования показывают, что большинство опрошенных (78,2%)имеют определенную жизненную цель, которая должна согласовываться с их ценностной системой, чтобы не оказаться бесполезной и бессмысленной, поскольку именно ценности являются основой процесса целеполагания и целедостижения.
Рисунок 3. Распределение ответовреспондентов на вопрос: «Есть ли у вас цель в жизни?», в % Результаты опроса показывают, что 56,4% опрошенныхпревыше всего ценят образование, что неудивительно поскольку его получение является основным занятием большинства респондентов на данном этапе их жизни, в основном сним связаны их надежды на будущее и перспективы достижения личного успеха. В набор базовых жизненных ценностей также входит семья, о чем завили 54,5% молодых людей. Карьера (37,8%) и деньги (34,7%) характеризуются значительно меньшими показателями. Более того, наиболее важной целью в жизни 71,3% молодых людейопределяют именно получение хорошего образования.
Карьера Семья Деньги Образование Здоровье Путешествия Делать дорбо людям
37,8
НГ НГ НГ
54,5
| | |
34,7
НГ НГ 1
56,4
| | |
39,6
2 1
0 10 20 30 40 50 60
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что для Вас в жизни стоит на первом месте?», в %
Кроме того, молодое поколение придает значение не просто ценности образования, а получению качественного образования (76,8%), повышению профессиональной квалификации (63,2%), а также реализации психологических и социальных навыков (33,6%), достижению гармонии с самим собой (30,1%) и окружающим миром (15,9%).
По результатам опроса ценность образования большинство респондентов (69,3%) связывают с карьерными перспективами или материальными преференциями (80,2%), которые возможно получить благодаря ему. Именно эти двумя факторами определяются образовательные интересы молодежи.
Она позволяет найти хорошую работу Позволяет стать богатым Другое
69,3
80,2
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Чем ценна для Вас учеба?», в %
Получать высокую заработную плату Получать удовольствие от деятельности Не задумывался (-ась) над этим Перспектива карьерного роста
68,3
60,4
3 1
0
10 20 30 40
50 60
70
80
Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что для Вас главное в вашей будущей работе?», в
%
Тем не менее, 60,4% респондентоввидят в будущей работе не только материальный интерес, но также отмечают ценность содержания труда, возможность получения удовольствия от результатов собственной деятельности, а в других людях - честность (87,1%) и ум (52,5%). Поэтому, по результатам опроса, можно заключить, что ценностные ориентации молодого поколения достаточно многообразны, прагматичны, но в меру.
Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Посещаете ли Вы какие-нибудь секции или
студии?», в %
58,4% респондентов посещают различные секции истудии, при этом 55,4% из них предпочитают делать это в компании друзей и знакомых. Таким образом, удовлетворяя не только потребность в самореализации, но и в общении.
Как было отмечено ранее, технологии развиваются с невероятной скоростью. Следствием этого является то, что представление человека об окружающем мире стремительно меняется,a,значит, меняется схема восприятия и жизнедеятельности в нем. Несмотря на то, что социокультурное развитие современного российского общества все больше характеризуется девальвацией коллективистских ценностей, доминированием
172
прагматизма и индивидуализма, базовые ценности - доброта, любовь, милосердие - по-прежнему актуальны в молодежной среде, что доказывает массовое участие молодежи, как в волонтерском движении, так различных благотворительных акциях. Почти 80% респондентов имеют соответствующий опыт.
Да Нет
Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Принимаете ли Вы участие в различных акциях
или волонтерских мероприятиях?», в % Соответственно, можно сказать, что ценностные ориентации молодёжи буквально подстраиваются под реалии и вызовы современности, встраиваются в морально-нравственный контекст общественной жизни, отражают происходящие социальные трансформации и характеризуют жизненно необходимые цели, средства и возможности.
Список используемой литературы:
1.Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. М.: ИНФРА-М, 2015. - 311с.
2.Ентелис Г.С., Щипанова Д.Г. Протестный потенциал российской молодежи. М.: Голос, 2015. - 240с.
3. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2016. -
584с.
4. Ильинский И.М. Молодежь как глобальная проблема человечества. Молодежная политика как императив 21 века. М.: Голос, 2014. - 168с.
5. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М.: Социум, 2014. - 324 с.