Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм'

Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
609
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Васенина И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм»

г

V

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И. ВАСЕНИНА, ст. научный сотрудник

МГУ им. М.В. Ломоносова

В 1990-е гг. возросло внимание ученых и практиков к проблемам девиантного поведения, демонстрируемого некоторыми неформальными молодежными группами и движениями. За последние годы появился ряд работ, посвященных многостороннему анализу проявлений экстремизма в молодежной среде. На актуальность изучения данной темы указывают и публикации в научных периодических изданиях, в том числе в журнале «Высшее образование в России» [1].

По некоторым данным, на территории РФ действует 141 молодежная группировка экстремистской направленности общей численностью около полумиллиона человек. Особую обеспокоенность вызывает увеличение случаев физического насилия в отношении иностранных студентов - выходцев из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки, обучающихся в российских вузах, что само по себе является тяжким преступлением. Подобные факты также могут способствовать созданию отрицательного имиджа страны, ее системы образования. В высшей школе, как в фокусе, преломляются общие тенденции жизни современного российского общества. Какова позиция студенчества по отношению к феномену экстремизма, какие факторы влияют на нее? Ответ на эти вопросы весьма важен, ибо из этой части молодежи пополняется интеллектуальная и политическая элита.

В 2006 г. кафедрой «Социология молодежи» социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова при финансовой поддержке РГНФ (№ 05-03-03237а) было проведено исследование «Изучение проблем экстремизма в молодежной среде».

Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм

Опрошено 800 студентов московских вузов, специализирующихся по естественным и гуманитарным дисциплинам (в равных долях).

Нужно отметить, что рассматриваемая проблема, несомненно, имеет достаточно сложный характер, так как причинами конфликтов между людьми выступает не единичный фактор, а синтез различных явлений социокультурного, экономического характера. Следует различать поэтому конфликтность в молодежной среде как систему различных явлений повседневной жизни и отдельно взятые факторы экономического, социального порядка, которые в определенных пропорциях могут послужить причиной экстремизма в молодежной среде.

В целом большинство опрошенных (81%) уверены в осуществлении жизненных планов и удовлетворены различными сторонами своей жизни. Одним из важнейших институтов социализации ими признается семья, поэтому семейные конфликты оказывают непосредственное влияние на формирование взглядов, жизненных позиций молодежи. 66% студентов удовлетворены внутрисемейными отношениями, около половины опрошенных не считают проблему «отцов и детей» острой для нашего общества, а 77% говорят, что для их родительской семьи характерно взаимопонимание, любовь и забота. Тем не менее каждый третий считает эту проблему весьма острой, особенно она волнует студентов из неблагополучных семей. 21% опрошенных имеют пьющих родителей, а 25% употребляют алкогольные напитки сами. Четверть респондентов уже пробовала наркотики.

Характерно мнение студентов о причи-

Социология образования

117

нах напряженности в обществе и конфликтов между людьми, на которое влияет и их жизненный опыт: в качестве таковых 64% считают нежелание уважать и понимать других, 49% - неумение правильно вести себя в сложных или конфликтных ситуациях, 40% - неспособность поступиться своими взглядами, пойти на компромисс, 35% - внутреннюю склонность к агрессии, 26% - окружение человека. В показателях ценностной ориентации опрошенных весьма настораживают заявления о следующих позициях: 56% убеждены, что «цель оправдывает средства», 20% - что «жизнь не самая главная ценность в мире»; практически каждый пятый опрошенный считает для себя необязательным жить по закону и совести, 9% предпочитают решать вопросы силовыми методами. Около 60% респондентов осуждают противозаконные поступки, а примерно треть относится к ним терпимо, 3% их одобряют. Вместе с тем76% полагают, что в России жить по закону трудно. Отчасти здесь можно усмотреть отражение того обстоятельства, что доминирующими в системе ценностей сегодня становятся материальное благополучие, ценности индивидуализма, частной жизни. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям, как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни. Особо нужно отметить, что практически каждый седьмой опрошенный не видит ничего плохого в национализме, а каждый пятый считает себя националистом; 31% уверены, что «люди некоторых национальностей по природе лучше других». А ведь состав опрошенных предполагает, что это наиболее образованные молодые люди!

Неоднозначно и мнение студентов о том, как они будут себя вести, если в их присутствии будут оскорблять человека за его национальность. Примерно 65% респондентов были свидетелями этнической нетерпимости, которая выражалась в словес-

ных оскорблениях (47%), в физическом насилии (28%) и в унизительных намеках (25%). Каждый четвертый студент заявил, что осудит оскорбившего, но вряд ли вступится, 19% могут и одобрить такие действия («в зависимости от национальности»), 39% опрошенных постараются защитить потерпевшего. Вместе с тем большинство (76%) относят национализм к одной из форм экстремизма, причем 44% опрошенных с экстремизмом соотносят только крайние формы проявления национализма. 78% респондентов придерживаются мнения, что в России происходит рост национализма. Причем этот рост они в первую очередь связывают с притоком иммигрантов (53%), во вторую - ссоциально-эконо-мическими проблемами страны (30%) и в третью - с недружественной внешней политикой ряда стран.

Как показал наш опрос, 83% респондентов «в той или иной мере» интересуются политикой, причем 10% являются членами какой-либо молодежной организации, движения. Свои политические взгляды опрошенные определили следующим образом: 43% - «сторонник демократии»; 45% - «я за крепкую власть во главе с сильным лидером»; 4% - «сторонник диктатуры». Наиболее эффективные методывоздействия на власть опрошенные видят в обращении в СМИ (45%), личных встречах с представителями власти (34%), референдумах (32%), митингах и демонстрациях (25%), воздействии через оппозицию (23%), обращении в суды (22%), практически каждый пятый предпочитает обращение в правозащитные организации. Лишь 4% респондентов не находят эффективных методов воздействия на власть.

Возможность своего участия в акциях протеста высказали 38% опрошенных студентов. Условия, при которых они готовы в них участвовать, представлены следующим образом: 38% - «если это будет соответствовать моим интересам»; 25% - «если это будет необходимо моей семье»; 22% -«если это будет необходимо обществу»;

118 Высшее образование в России • № 11, 2007

6% - «если это будет необходимо моим друзьям».

В дополнение обратимся к данным исследования ЦСИ МГУ им. М.В. Ломоносова 2004-2005 гг. (опрос студентов МГУ, N=400 чел., рук. И.В. Васенина). Результаты исследования показали, что студенты университета предпочитают решать проблемы законными методами. Практически четверть опрошенных расценивают акции массового протеста как бесполезные, для 63% они «иногда полезны, иногда нет»; для 14% - «полезны в любом случае». Подавляющее число (73%) знали о проходивших акциях протеста: 60% получили сведения об этом из средств массовой информации, Интернета; практически каждый седьмой

- от друзей, знакомых; 10% - из разговоров в университете.

По данным нашего опроса в 2006 г., большинство московских студентов в той или иной мере придерживаются мнения, что СМИ способствуют росту экстремизма в нашей стране. Полностью с этим согласны 15% опрошенных, 63% согласны с этим утверждением частично. Примерно каждый второй московский студент (52%) поддержал бы государство в запрещении показа и распространения продукции, пропагандирующей насилие, агрессию, крайние взгляды в средствах массовой информации, каждый четвертый отметил, что его эта проблема не волнует, а четверть студентов была бы против запрета показа и распространения такой продукции. Практически для каждого второго экстремизм представляет реальную угрозу для России, из них треть считает, что экстремизм более опасен только в отдельных регионах. Четверть опрошенных студентов в чем-то поддерживает экстремистские партии и движения в нашей стране.

Большинство респондентов (87%) осуждают террористов, считая их либо фанатиками (35%), либо наемниками (27%). Необходимо отметить, что примерно треть опрошенных сочувствуют террористам и видят в них или заблуждающихся людей

(14%), или борющихся за свою независимость (14%).

Решение проблемы экстремизма в молодежной среде опрошенные видят по-разному (в %): дать молодым работу и возможность нормально зарабатывать - 44; активизировать работу силовых ведомств по борьбе с экстремизмом - 42; ограничить пропаганду агрессии, насилия в средствах массовой информации - 38; принять более строгие законы для обеспечения порядка в стране - 37; усилить патриотическое и гражданское воспитание детей и молодежи - 33; наказывать виновных за проявления экстремизма и широко информировать об этом

- 31; расширить возможности получения молодежью высшего и профессионального образования - 27; способствовать утверждению в стране здорового образа жизни

- 24; способствовать формированию гражданского общества в России - 22; воспитывать нетерпимость к экстремизму - 20; воспитывать молодежь в традициях русской культуры - 20; предоставить молодежи большую возможность участия в решении проблем страны, региона - 15.

По результатам исследования можно заключить, что возникновение экстремизма в молодежной среде есть неадекватная форма разрешения противоречий между социальными интересами. Подтверждается также гипотеза, что современный молодежный экстремизм детерминируется целым рядом факторов. Среди них: кризисное состояние общества и его основных институтов, в том числе семьи и семейного воспитания; негативные сдвиги в ценностных ориентациях молодых людей; коммерциализация средств массовой информации, формирующих определенный «образ» субкультуры; тенденция к дегуманизации и деморализации искусства; отсутствие единой системы гуманитарного воспитания. Причины и условия напряженности и конфликтов, ведущие к экстремизму в молодежной среде, видятся и в противоречиях государственной молодежной политики, прежде всего в сфере трудовой занятости

Социология образования

119

и профессионального образования, в организации досуга молодежи.

Полученная картина отношения студенчества к феномену экстремизма нацеливает на углубление его анализа.

Литература

1. Бааль Н. Явление молодежного политического экстремизма // Высшее образование в России. - 2007. - № 4.

Е. ЧЕРНЫШЕВА, зав. отделом НТБ Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

В данной статье ставится задача выделить некоторые компоненты информационно-коммуникативной культуры в вузе, проявляющейся в повседневных библиотечных коммуникациях. Выводы построены на результатах исследования, проводившегося в течение 2002-2006 гг. автором персонально, а также при участии коллектива отдела информационного менеджмента и маркетинга научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета (БГТУ) им. В.Г. Шухова. В фокусе нашего внимания было, в частности, гендерное измерение информационно-коммуникативной культуры, так как различные социальные роли и гендерные стереотипы оказывают значительное влияние на ее формирование.

В роли информантов и информанток выступали читатели (потенциальные и реальные) и сотрудники научно-технической библиотеки БГТУ. Стратегией исследования был выбран метод кейс-стади (case study - исследование случая). Это позволило использовать обыденный язык и избежать формализованных ответов. Всего опрошено 398 респондентов (228 мужчин и 170 женщин), в том числе 371 студент, 11 преподавателей, 16 экспертов.

Отметим, что термины «информационная культура» и «коммуникативная культура» зачастую применяют для обозначения видов культуры, связанных с разными сферами человеческой деятельности. На

Стратегии поиска и обработки информации

наш взгляд, более правомерно использовать категорию «информационно-коммуникативная культура», потому что информация неразрывно связана с коммуникативными процессами.

Среди текстов интервью можно выделить два основных подхода к использованию понятия «информационная культура»: 1) как набора специальных умений и навыков, позволяющих успешно работать с информацией; 2) как совокупности многосторонних знаний, составляющих «информированность», «эрудированность» человека. Иными словами, первый подход предполагает владение технологией поиска и обработки информации, а второй - обладание самой информацией.

Первый подход демонстрирует следующее высказывание: «Информационная культура представителя моей специальности - это умение быстро находить нужную информацию, умение ее обрабатывать, а также способность выделять главное в целом». Эту же точку зрения разделяют и большинство библиотечных экспертов. Второй подход: «На мой взгляд, «информационная культура» представителя моей специальности - это обладание наиболее полной информацией из разных областей знаний, соответствующих наук моей специальности ».

Кстати, определения в специальной литературе также отражают вышеупомянутые тенденции. Первой соответствует оп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.