Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булатникова Я.И.

В данной статье рассматривается важнейший компонент структуры личности подростка - ценностные ориентации. Проведено исследование на выявление различий в ценностных ориентациях старших и младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATION OF MODERN RUSSIAN TEENAGERS

This article discusses the most important component of the personality structure of a teenage value orientation. A study on identifying differences in the value orientations of older and younger adolescents.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПОДРОСТКОВ»

интересовало подростка ранее, уже не имеет для него никакой значимости. Происходит переоценка своих действий, меняется как отношения к своей личности, так и отношение к окружающему миру. Подросток испытывает давление со стороны общества, на фоне этого повышается уровень агрессии, что является нормальным для этого возраста. В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители.

Использованные источники:

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86.

2. Абдуразакова Д. М. Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - N 5. - С. 69-73.

3. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - 2010. - N 7. - С. 64-66.

4. Асланова С. Вера в будущее России спасет молодежь // Финансы, экономика, безопасность. - 2008. - N 5. - С. 44-45.

УДК 378.14.015.62

Булатникова Я. И. студент, 4 курс факультет «Психологии и педагогики» Елабужский Институт Казанский (Приволжский) Федеральный Университет научный руководитель: Гайфуллина Н.Г.

старший преподаватель Россия, г. Елабуга ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация: в данной статье рассматривается важнейший компонент структуры личности подростка - ценностные ориентации. Проведено исследование на выявление различий в ценностных ориентациях старших и младших подростков.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, младший подростковый возраст, ценностные ориентации.

Bulatnikova Y.I. Student

4 training, faculty: « Ofpsychology and pedagogy» Elabuga Institute Of Kazan (Volga Region) Federal University

Yelabuga, Russia Supervisor: N. G. Gaifullina Senior lecturer

VALUE ORIENTATION OF MODERN RUSSIAN TEENAGERS

Abstract: this article discusses the most important component of the personality structure of a teenage value orientation. A study on identifying differences in the value orientations of older and younger adolescents.

Key words: senior Teens, younger Teens, values

Исследование ценностей особенно актуально сегодня, в нашу кризисную эпоху. В условиях переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития как старших, так и младших подростков.

В младшем подростковом возрасте меняется социальная значимость подростка, характерным для этого возраста является имитация чьего-либо поведения. Главная черта, которая появляется в психологии младшего подростка, по сравнению со школьником младшего возраста, - это более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность. В старшем подростковом возрасте наблюдается некоторое расхождение в смыслах и ценностях. Ценности больше подвержены влиянию возраста.

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте претерпевает существенные изменения, меняется личность школьника, что приводит к трансформации системы ценностей молодого поколения.

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. В семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

Огромное влияние на подростков также оказывает политическая ситуация: рост интереса различных движений, несущих как положительный, так и отрицательный смысл, к примеру, «Синий кит» - игра, появившаяся в сети в конце 2016 - начале 2017 года, финальной целью которой является совершение самоубийства. Несмотря на это, все-таки идет постепенное и нелегкое осознание приоритета общечеловеческих ценностей подростками, которое осложняется экономическими неурядицами и социальной напряженностью.

Исходя из этого, возникает наша гипотеза о том, что существуют различия в ценностных ориентациях младших и старших подростков.

Объектом исследования являются подростки 12-13 лет СОШ №2 и 1617 лет СОШ №8 г. Елабуга Республики Татарстан.

Для изучения ценностей подростков была использована методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

При изучении иерархии ценностей у младших и старших подростков было выявлено, что здоровье и у младших и у старших подростков стоит на первом месте, это говорит о том, что данная ценность общепринятая, на сегодняшний день активно пропагандируется здоровый образ жизни, поэтому можно сказать, что это является нормой для большинства людей.

На втором месте у старших подростков - счастливая семейная жизнь, а у младших подростков - любовь. Любовь у старших юношей и девушек занимает только пятое место. Это говорит о том, что старшие подростки уже задумываются о будущем, о семье, а младшим подросткам пока еще важны взаимоотношения, они только еще учатся выстраивать эти взаимоотношения в разных коллективах, а также с противоположным полом. Это соответствует их стратегии возраста.

На третьем месте у старших подростков находится материально обеспеченная жизнь, когда у младших подростков эта же ценность имеет пятый ранг. Можно говорить о том, что старшие подростки уже ищут свое место в жизни, задумываются о профессиональном призвании, некоторые стараются уже сами материально себя обеспечить, когда младшие подростки еще полностью материально зависимы от своих родителей.

Четвертый ранг у старших подростков занимает такая ценность как верные друзья. В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания. Значимость в младшем подростковом возрасте такого показателя как активная деятельная жизнь, она так же занимает четвертое место в иерархии инструментальных ценностей, можно объяснить тем, что для подростка ведущей становится общественная деятельность, осуществляемая в рамках других видов деятельность: организаторской, культурной, спортивной и т.д. Во всех этих видах деятельности подросток стремится утвердить себя как личность, стать общественно значимым человеком. Он принимает на себя разные социальные роли.

Для выявления различий ценностей между младшими подростками и старшими подростками был использован 1 - критерий Стьюдента.

Получились следующие результаты, в системе терминальных ценностей существуют значимые различия на 1% уровне между старшими и младшими подростками в шкале «творчество», при значении р=0,002, при этом данная шкала является более значимой для младших подростков (у младших ранг - 11,3, у старших - 14,3). Это может говорить о том, что творчество для младших подростков служит как средство выражения своего внутреннего мира, ведь самовыражение - это одна из основных потребностей человеческой жизни.

Так же имеются различия в системе терминальных ценностей у старших и младших подростков в шкале «счастливая семейная жизнь», но на уровне тенденции, значение р=0,05. Объяснить это можно тем, что для старших подростков данная ценность имеет большую значимость, чем для

младших (у младших ранг - 8,5, у старших - 5,9), потому что старшие подростки начинают все больше задумываться о создании семьи, а также для взрослого ребенка очень важно иметь спокойные, а стабильные привязанности в кругу родительской семьи важны для любого возраста.

В системе инструментальных ценностей у старших и младших подростков так же имеются различия на уровне тенденции, при значении p=0,05, в шкале «аккуратность». Данная шкала имеет большую значимость для младших подростков, чем для старших (у младших ранг - 7,3, у старших - 9,6). Казалось бы, что аккуратность свойственна каждому, но в данном случае объяснение этому может служить то, что младшие подростки больше прислушиваются к словам родителей и преподавателей о том, как нужно выглядеть, как писать, как себя вести, когда в старшем подростковом возрасте ребята об этом уже не говорят и не придают особого значения таким, казалось бы, простым вещам.

Также в системе инструментальных ценностей у старших и младших подростков имеются различия в шкале «Широта взглядов», при значении p=0,04, при том, что данная шкала более значима для старших подростков (у младших ранг - 10,7, у старших - 8,7), потому что для них является важным умение понимать чужую точку зрения и выражать свою, уважать иные вкусы, интересы, обычаи и привычки.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза о том, что существуют различия в ценностных ориентациях младших и старших подростков, подтвердилась частично, так как в ряде шкал, таких как «широта взглядов» в системе инструментальных ценностей, а также «счастливая семейная жизнь», «творчество» в системе терминальных ценностей существуют различия, в остальных шкалах различий не наблюдается.

Использованные источники:

1. Голуб А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности // Социально-педагогическая работа. - 2009. - № 4. -С. 53-57.

2. Низовских Н.А. Психосемантическое исследование ценностно-мотивационных ориентаций личности // Психологический журнал. - 2005. -№ 3. - С. 25-37.

3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.