Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)'

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПОДРОСТОК / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Е.А., Матвеева Н.В.

Актуальность темы заключается в том, что активные изменения в социуме заметно влияют на формирование ценностей у современных подростков. Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития. Социальные и экономические изменения в стране, происходящие в современном обществе, определили актуальность исследования ценностных ориентаций подростков. Свойственные подростковому возрасту противоречия развития значительно усилились на современном этапе развития социального аспекта общества. Ценностные ориентации являются одними из наиболее сложных социально-психологических аспектов развития личности, оказывающими непосредственное влияние на все стороны жизни человека, а проблема гендера остается актуальной, что находится на одном из ведущих мест в научных исследованиях, как в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER DIFFERENCES IN THE SYSTEM OF VALUE ORIENTATIONS IN ADOLESCENCE: A CASE OF A RURAL SCHOOL

The relevance of this topic lies in the fact that dynamic changes in the society significantly affect the formation of values among modern adolescents. Adolescence occupies a special position in the cycle of child’s development. Social and economic changes in the country taking place in the modern society have determined the relevance of the study of value orientations of adolescents. The contradictions of development inherent in adolescence have significantly intensified at the present stage of development of the social aspect of society. Value orientations are one of the most complex socio-psychological aspects of personality development that have a direct impact on all aspects of human life, and the problem of gender remains relevant, which is one of the leading places in scholarly research, both in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)»

- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 159.92

Е. А. Данилова, Н. В. Матвеева

Гендерные различия в системе ценностных ориентаций в подростковом возрасте (на примере сельской школы)

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Актуальность темы заключается в том, что активные изменения в социуме заметно влияют на формирование ценностей у современных подростков. Подростковый возраст занимает особое положение в цикле детского развития. Социальные и экономические изменения в стране, происходящие в современном обществе, определили актуальность исследования ценностных ори-ентаций подростков. Свойственные подростковому возрасту противоречия развития значительно усилились на современном этапе развития социального аспекта общества. Ценностные ориентации являются одними из наиболее сложных социально-психологических аспектов развития личности, оказывающими непосредственное влияние на все стороны жизни человека, а проблема гендера остается актуальной, что находится на одном из ведущих мест в научных исследованиях, как в России, так и за рубежом.

Ключевые слова: гендер, гендерные различия, ценность, ценностные ориентации, подросток, подростковый возраст, маскулинность, фемининность.

E. A. Danilova, N. V. Matveeva

Gender differences in the system of value orientations in adolescence: A case of a rural school

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The relevance of this topic lies in the fact that dynamic changes in the society significantly affect the formation of values among modern adolescents. Adolescence occupies a special position in the cycle of child's development. Social and economic changes in the country taking place in the modern society have determined the relevance of the study of value orientations of adolescents. The contradictions

ДАНИЛОВА Е.А. - слушатель курсов ПП «Педагог-психолог», Институт психологии, СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: tvlena@inbox.ru

DANILOVA E.A. - student of the Educational Psychologist course, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern University, Yakutsk, Russia.

Матвеева Н.В. - старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных технологий, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: NVMatveeva2017@mail.ru

MATVEEVA N.V. - Senior Lecturer, Chair of Social and Humanitarian technologies, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern University, Yakutsk, Russia.

of development inherent in adolescence have significantly intensified at the present stage of development of the social aspect of society. Value orientations are one of the most complex socio-psychological aspects of personality development that have a direct impact on all aspects of human life, and the problem of gender remains relevant, which is one of the leading places in scholarly research, both in Russia and abroad.

Keywords: gender, gender differences, value, value orientations, teenager, adolescence, masculinity, femininity.

Введение

В соответствии с тем, что подростковый возраст, по мнению многих ученых, является значимым для формирования личности, способности воспринимать себя и других людей, в нашем исследовании мы обратили внимание на учащихся подросткового возраста [1, 2].

В гендерной психологии накоплен обширный эмпирический материал, свидетельствующий о присутствии различий у юношей и девушек в эмоциональности, агрессивности, профессиональных предпочтениях, особенностях интеллектуальной деятельности и т.д. [3, 4].

Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, и основу мировоззрения. Семья является наиболее важным фактором социализации личности и одним из факторов формирования ценностных ориентаций подростка [5].

Система ценностных ориентаций определяет отношение личности к себе самому, к окружающему миру, к другим людям, а также выясняет основные жизненные принципы и приоритеты.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций известного американского психолога Милтона Рокича [6].

Основная часть

Цель исследования: выявление гендерных различий в системе ценностных ориентаций подростков МКОУ «СОШ №6» с. Арылах Мирнинского района.

Задачи исследования: выявить психологические особенности подростков и преобладающих ценностей мальчиков и девочек; провести сравнительный анализ ценностных ори-ентаций юношей и девушек подросткового возраста данного общеобразовательного учреждения.

Объект исследования: подростки в возрасте от 13-17 лет МКОУ «СОШ №6 с. Арылах» Мирнинского района.

Предмет исследования: гендерные различия в системе ценностных ориентаций подростков.

Психодиагностический инструментарий:

1. Методика «Ценностные ориентации» М.Рокича;

2. Методика «Изучение социализированное™ личности обучающегося» М.И. Рожкова.

3. Анкета половых ролей «Маскулинность - Фемининность» С. Бэм.

Исследование проводилось на базе МКОУ «СОШ №6 с. Арылах» Мирнинского района

Республики Саха (Якутия). В исследовании приняли участие всего 71 подросток в возрасте от 13 до 17 лет. Выборки были распределены по гендерным признакам. Таким образом, определились две группы. Группа юношей - 34 человека и группа девушек - 37 человек.

В начале исследования провели методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика выявляет из всех предоставленных ценностей на два вида ценностей: терминальные (ценности цели) и инструментальные (ценности средства).

Расчеты показали, что среднее значение всех ответов (как у юношей, так и девушек) по каждому из 18 терминальных и инструментальных ценностей опросника составила 9,50 и 9,51; 9,45 и 9,49. Это означает, что в группах юношей и девушек в иерархии ценностей-целей и ценностей-средств нет различий (таблица 1).

Таблица 1

Средние значения по терминальным и инструментальным ценностям

Ценности Юноши Девушки

Терминальные 9,50 9,51

Инструментальные 9,45 9,49

Ранжирование терминальных и инструментальных ценностей юношей и девушек представим графически (диаграммы 1, 2).

■ Юноши ■ Девушки

Диаграмма 1. Ранжирование терминальных ценностей подростков

■ Юноши ■ Девушки

Диаграмма 2. Ранжирование инструментальных ценностей подростков

Анализ результатов диагностики позволил установить предпочитаемые у подростков ценностные ориентации, которые заняли в отдельной выборке ранги с 1-го по 5-ый, а также отвергаемые - занявшие с 16-й по 18-й ранги. К наиболее значимым терминальным ценностям у юношей следует отнести следующие: здоровье (1 ранг), наличие верных дру-

зей (2 ранг), счастливая семейная жизнь (3 ранг), жизненная мудрость (4 ранг), материально обеспеченная жизнь (5 ранг). Среди наименее значимых были отмечены: счастье других (16 ранг), общественное признание (17 ранг), творчество (18 ранг). В группе девушек иерархия ценностей выстроилась следующим образом: здоровье (1 ранг), материально обеспеченная жизнь (2 ранг), уверенность в себе (3 ранг), свобода (4 ранг), наличие верных друзей (5 ранг) - предпочитаемые, творчество (16 ранг), общественное признание (17 ранг), счастье других (18 ранг) - отвергаемые. Наиболее значимые предпочитаемые терминальные ценности у юношей и девушек представим графически в процентах (диаграммы 3, 4).

Предпочитаемые терминальные ценности

■ Юноши

5,5 ■ 6,5 6,8

Здоровье Наличие верных Счастливая Жизненная Материально друзей семейная жизнь мудрость обеспеченная

жизнь

Диаграмма 3. Предпочитаемые терминальные ценности у юношей

Предпочитаемые терминальные ценности

■ Девушки

4,2 6,9 7,0 7,3 7,9

■ ш ■ ■

Здоровье Материально обеспеченная жизнь Уверенность в себе Свобода Наличие верных друзей

Диаграмма 4. Предпочитаемые терминальные ценности у девушек

К наиболее значимым инструментальным ценностям юношей следует отнести: воспитанность (1 ранг), жизнерадостность (2 ранг), самоконтроль (3 ранг), аккуратность (4 ранг), образованность (5 ранг). Менее значимые - смелость в отстаивании своего мнения (16 ранг), непримиримость к недостаткам к себе и другим (17 ранг), высокие запросы (18 ранг). У девушек предпочитаемыми оказались воспитанность (1 ранг), жизнерадостность (2 ранг), образованность (3 ранг), независимость (4 ранг), твердая воля (5 ранг), к отвергаемым отнесли чуткость (16 ранг), продуктивность (17 ранг), непримиримость к недостаткам к себе и другим (18 ранг). Представим данные по наиболее значимым инструментальным ценностям графически в процентах (диаграммы 5, 6).

Диаграмма 5. Предпочитаемые инструментальные ценности у юношей

Воспитанность Жизнерадостность Образованность Независимость Твердая воля

Диаграмма 6. Предпочитаемые инструментальные ценности у девушек

Для сравнительного анализа полученных результатов исследования был выбран метод расчета коэффициента ранговой корреляции Кендалла.

Коэффициент ранговой корреляции Кендалла является альтернативой методу определения корреляции Спирмана. Он предназначен для определения взаимосвязи между количественными и качественными показателями, если их можно ранжировать.

Формула вычисления коэффициента ранговой корреляции Кендалла может быть выражена как: _ 25

п(п - 1)

гх>- _ коэффициент корреляции, 8 - разность чисел Р и р. где Р - число совпадений, О -число инверсий, п- объем выборки. Если ^ху< 0,5, то средняя статистическая зависимость низкая и различия между выборками существенна. Таким образом, по данной методике имеем:

Таблица 2

Расчет коэффициента корреляции Кендалла

X (ср.ранг) Y (ср.ранг) Р О

1 1 17 0

2 5 13 3

3 6 12 3

4 9 9 5

5 2 16 0

6 8 10 3

7 7 11 2

8 12 6 4

9 3 15 0

10 13 5 3

11,5 10 8 1

11,5 4 14 0

13 14 4 1

14 11 7 0

15,5 15 3 0

15,5 18 0 2

17 17 1 1

18 16 2 0

Юноши Девушки 153 28

ГЗСУ — !Д{1£_Ц = 0,85

Таким образом, коэффициент ранговой корреляции Кендалла составил 0,85. Это значение существенно близко к единице и указывает на высокий уровень сопряженности, что означает взаимосвязь предпочтений юношей и девушек, следовательно, различия по этим категориям несущественны.

При анализе иерархии ценностей, мы можем выделить «конкретные», «абстрактные», а также ценности профессиональной самореализации и ценности личной жизни. Поэтому целесообразно будет подсчитать коэффициенты корреляции Кендалла и для отдельных групп ценностей (диаграмма 7).

II

Ценности Ценности личной

профессиональной жизни

самореализации

знткорреляции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диаграмма 7. Группы терминальных ценностей

Таким образом, анализ полученных результатов показывает, что существует разница в предпочтениях по отдельным группам терминальных ценностей: в ценностях профессиональной самореализации (интересная работа, активная жизненная деятельность, развитие), в абстрактных ценностях и ценностях личной жизни (любовь, свобода, уверенность в себе, жизненная мудрость).

Статистической значимостью из этих 4-х коэффициентов корреляции обладают показатели со значением, превосходящим 0,5 - 1 показатель из 4-х.

Лишь в группе конкретных ценностей подростки выстроили аналогичные ранги. Так, для юношей и девушек одинаково важны здоровье, наличие верных друзей, материально обеспеченная счастливая семейная жизнь.

В группах инструментальных ценностей расхождение наблюдается в ценностях дела, самоутверждения и принятия других людей, иначе говоря у учащихся разное отношения

к таким качествам, как исполнительность аккуратность, продуктивность, самоконтроль, чуткость, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля. Этические, индивидуалистические и ценности общения расставлены в схожем порядке. Воспитанность, жизнерадостность, ответственность и честность как для юношей, так и для девушек одинаково значимы (диаграмма 8).

0,8 0,8 0,8

0,5 0,5 0,5

111 mi

/ у / / / / </ /

/ у / / /

# У </ / ^ /

/

■ Коэффициент корреляции

Диаграмма 8. Группы инструментальных ценностей

На втором этапе был исследован уровень социализированности личности обучающихся по методике М. И. Рожкова. Цель этой методики -выявление уровня социальной адаптиро-ванности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся [7].

При анализе полученных в исследовании результатов использовался метод проверки статистических гипотез о равенстве двух независимых выборок по критерию Стьюдента. Для ее применения необходимы предварительные предположения и расчеты. Так, каждый ответ опроса был сопоставлен с определенным баллом.

Сравнение ответов юношей и девушек показали, что у шкал социальная адаптирован-ность, автономность и нравственность средние величины одинаковы - результаты юношей и девушек совпадают. А социальная активность у юношей и девушек имеют различия, но несмотря на это видно, что уровень социализированности у юношей и девушек находится практически на одном уровне. Таким образом, по полученным данным можно сделать вывод, что у учащихся данной школы еще недостаточно сформирована степень социальной зрелости, юноши и девушки не готовы к самостоятельной «взрослой» жизни.

Как дополнительный метод исследования было проведено изучение половых ролей современных подростков по методике С. Бэм.

Данный опросник направлен на выявление степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик подростков, определение типа личности: маскулинный, фемининный.

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что у опрошенных юношей и девушек преобладает андрогинный тип более 80%, маскулинность составила всего 12% у юношей, а фемининность 13% у девушек. Стоит отметить тот факт, что у некоторых юношей в большей степени проявлены фемининные черты, у девушек - маскулинные. Ярко выраженных типов не наблюдается. Преобладание андрогинных характеристик над традиционными можно трактовать как о низкой подверженности человека стереотипным представлениям и в наше время это является нормой. Люди с андрогинными чертами более гибкие и легче адаптируются в окружающем мире в различных обстоятельствах.

Заключение

Данная работа посвящена проблеме изучения тендерных различий в системе ценностных ориентаций в подростковом возрасте на примере исследования учащихся сельской общеобразовательной школы.

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в целом в системе ценностных ориентаций у юношей и девушек нет значимых различий: как для юношей, так и для девушек главным в жизни являются здоровье, наличие верных друзей, материально обеспеченная и счастливая семейная жизнь. И для того, чтобы эти ценности сохранялись они должны обладать такими качествами как воспитанность, жизнерадостность, ответственность и честность.

Но стоит отметить тот факт, что, если разбить эти ценности на содержательные блоки, можно проследить расхождение. Таким образом, можно выделить существенные гендер-ные различия: в ценностях профессиональной самореализации (интересная работа, активная жизненная деятельность, развитие), в абстрактных ценностях и ценностях личной жизни (любовь, свобода, уверенность в себе, жизненная мудрость). Также расхождение наблюдается в ценностях дела, самоутверждения и принятия других людей, у школьников и школьниц разное отношения к таким качествам, как исполнительность аккуратность, продуктивность, самоконтроль, чуткость, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения, твердая воля.

Таким образом, можем сказать о том, что у юношей и девушек в системе ценностных ориентаций есть различия по тендерному признаку. В то же время, активные изменения в социуме заметно влияют на формирование ценностей у современных подростков, что указывает на то, что гендерные стереотипы не всегда соответствуют действительности.

Литература

1. Булгаков, А. А. Наши неуправляемые подростки / А. А. Булгаков. - Москва, 2017. - 432 с.

2. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Рем-шмидт. - Москва: Профиздат, 2004. - С. 164.

3. Бендас, Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. - 431 с.

4. Клёцина, И. С. Практикум по гендерной психологии / И. С. Клёцина. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 480 с.

5. Лодыгина, И. А. Особенности формирования семейных ценностей у современной молодежи / И. А. Лодыгина, Е. В. Быстрова, Т. И. Митичева // Современная педагогика. - 2016. - № 2 (39). -С. 124 -126.

6. Леонтьев, Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - №1. - 1998. - С. 27-33.

7. Рожков, М. И. Диагностика готовности старшеклассников к жизненному самоопределению: методические рекомендации / М. И. Рожков, Т. Н. Сапожникова, Ю. Н. Слепко. - Ярославль: Канцлер, 2009. - С. 50.

References

1. Bulgakov A.A. Nashi neupravlyaemy'e podrostki / Aleksei Bulgakov. - M.: Moskva, 2017. - 432 s.

2. Remshmidt X. Podrostkovy'j i yunosheskij vozrast: problemy' stanovleniya lichnosti. - M.: Profizdat, 2004. - s. 164.

3. Bendas T.V. Gendernaya psixologiya. Ucheb. posobie. - SPb.: Piter, 2005. - 431 s.

4. Klyocina I.S. Praktikum po gendernoj psixologii. - SPb.: Piter, 2003. - 480 s.

5. Lody'gina I.A. Osobennosti formirovaniya semejny'x cennostej u sovremennoj molodezhi / I.A. Lody'gina, E.V. By'strova, T.I. Miticheva // Sovremennaya pedagogika. - 2016. - № 2 (39). - S. 124 -126.

6. Leont'ev D.A. Cennostny'e predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii. Metodika izucheniya cennostny'x orientacij // Psixologicheskoe obozrenie №1, 1998. S. 27-33.

7. Rozhkov M.I., Sapozhnikova T.N., Slepko Yu.N. Diagnostika gotovnosti starsheklassnikov k zhiznennomu samoopredeleniyu: metodicheskie rekomendacii / M.I. Rozhkov, T.N. Sapozhnikova, Yu.N. Slepko. - Yaroslavl': Kanczler, 2ОО9. - S. 5О.

^SMir^îr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.