Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современной российской молодежи'

Ценностные ориентации современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
233
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВЛАСТЬ / VALUE ORIENTATIONS / YOUTH / PATRIOTISM / AUTHORITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Косыгина Виктория Евгеньевна

В работе исследуются ценностные ориентации современной российской молодежи. Под воздействием реформ 1990-х годов произошли фундаментальные изменения во взглядах россиян, особенно в сознании молодого поколения в возрасте 18-30 лет. Современная российская молодежь как социально-демографическая группа не представляет собой единого целого, она расколота на множество подгрупп по материальным, идейным, социальным, территориальным и иным признакам. Поэтому формирование единых ценностных ориентиров у молодых людей должно стать одной из главных задач государства и современного российского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientation of modern Russian youth

In the article the author analyzed value orientations of the youth in contemporary Russia. Since the 1990s ongoing reforms have led to fundamental changes in the Russian mentality, especially of the young generation aged 18-30 years. The Russian youth as socio-demographic group is not a unified whole, it is split into multiple subgroups concerning material, ideological, social, territorial, and other characteristics. Therefore, the formation of common value orientations of the youth should be one of the main tasks of the Russian state and society today.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современной российской молодежи»

Дебют

Ценностные ориентации современной российской молодежи

Косыгина В. Е.

В работе исследуются ценностные ориентации современной российской молодежи. Под воздействием реформ 1990-х годов произошли фундаментальные изменения во взглядах россиян, особенно в сознании молодого поколения в возрасте 18-30 лет. Современная российская молодежь каксоциально-демографи-ческая группа не представляет собой единого целого, она расколота на множество подгрупп по материальным, идейным, социальным, территориальным и иным признакам. Поэтому формирование единых ценностных ориентировумолодыхлюдей должно стать одной из главных задач государства и современного российского общества

Ключевые слова: ценностные ориентации, молодежь, патриотизм,власть.

KosyginaV.E.

Value orientation of modern Russian youth In the article the author analyzed value orientations of the youth in contemporary Russia Since the 1990s ongoing reforms have led to fundamental changes in the Russian mentality, especially of the young generation aged 18-30 years. The Russian youth as socio-demographic group is not a unified whole, it is split into multiple subgroups concerning material, ideological, social, territorial, and other characteristics. Therefore, the formation of common value orientations of the youth should be one of the main tasks of the Russian state and society today. Keywords: value orientations, youth, patriotism, authority.

Современная российская молодежь родилась и выросла в условиях кардинальной ломки системы ценностей, на смену которой пришли новые, западные, либеральные взгляды на общественную жизнь. Результаты этих преобразований наиболее ярко отразились в сознании молодого поколения, имеющего в настоящее время возраст 18 - 30 лет. Именно эта возрастная группа российской молодежи представляет наибольший интерес в изучении данной тематики.

Исследование любой проблемы связано с необходимостью уточнения используемых понятий.

Понятие «ценностные ориентации» было введено американскими исследователями У. Томасом и Ф. Знанец-ким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» в 1918 году и сводилось к принятию субъектом общепринятых ценностей и социальных установок, регулирующих поведение субъекта [6]. Иными словами, это «правила поведения», с помощью которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действий среди своих членов.

Современные представления о ценностных ориентациях в российс-

ком обществе, в основном делятся на материальные и духовные. С развитием рыночных отношений на первый план выдвигаются материальные отношения, «ты - мне, я - тебе», «успех-любой ценой». Подтверждением этому стало исследование, проведенное в 2007 году Фондом им. П.А. Сорокина [7]. Иерархия ценностей российского общества расположилась по принципу нисхождения следующим образом: материальное благополучие, индивидуализм, карьера, семья, стабильность, свобода, религия и на последних местах - патриотизм, долг и честь. Можно сделать вывод, что ориентация на духовные ценности теряет свою значимость. Карьера, деньги, обогащение становятся главной целью какой-либо деятельности, что свидетельствует о закреплении в сознании людей ценностей либерального характера, особенно среди молодого поколения.

Современная российская молодежь каксоциально-демографичес-кая группа не представляет собой единого целого. Она расколота на множество подгрупп по материальным, идейным, социальным, территориальным и иным признакам. Согласно жизненным притязаниям молодежи, ее можно разбить на ряд групп [1]. Доминирующее положение занимает группа - «предприимчивые» (20%), которые основной жизненной целью ставит создание собственного бизнеса, путешествия, достижение материального достатка. Следующая группа - «максималисты» (19%), которые рассчитывают достичьуспехов практически во всех сферах жизни. Третья группа - «труженики» (17%), основной жизненной целью, которых является получение хорошего образования, престижной и интересной работы. Четвертая группа - «семейная» (13%), цель и смысл их жизни - создание прочной семьи и воспитание хороших детей.

Пятая группа - «гедонисты» (10%), которые, в первую очередь, рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. Шестая группа - «карьеристы» (6%), реализующие честолюбивые планы с целью стать известными, обладать властью даже в ущерб своим удовольствиям и самостоятельности. Седьмая группа -«отчаявшаяся» (5%), которые не видят в себе сил достичь тех или иных успехов. Последняя, восьмая группа - «тщеславные» (1 %), рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

Данная дифференциация показывает, что жизненные ориентации молодежи в основном направлены на решение сугубо личных проблем -получить образование, создать семью, устроиться на работу, заниматься своим карьерным ростом, стать знаменитыми, проводить свободное время с удовольствием. Это подтверждается результатами опроса, проведенным автором доклада среди студентов МГУ в 2011 году по теме ценностных ориентаций российской студенческой молодежи. Выборка составила 45 человек, 40 из которых студенты социологического факультета, 3 студента с юридического факультета и 1 студент с факультета ВМК. Возраст респондентов -18-28 лет. Опрос показал, что респонденты в основном ориентированы иметь семью (60%), работать предпринимателями (22%) и работать по специальности (15%).

Механизм формирования системы ценностных ориентаций молодежи может быть реализован на уровне государства, общественных и религиозных институтов, семьи и личности.

Важную роль в формировании единых ценностных ориентиров у молодежи играет государство. Компенсируя отсутствие своего влияния на процессы в молодежной среде в

Дебют

Социо

логия №2 2013

1990-е годы, руководство страны за последние 7 лет предприняло активные шаги по вовлечению молодого поколения в общественно-политическую жизнь. Поданным Минюста России, в стране зарегистрировано 69 международных и общероссийских и около 150 тысяч межрегиональных, региональных и муниципальных детских и молодежных объединений. В субъектах Российской Федерации реализацию молодежной политики осуществляют 18 различных министерств, 25 комитетов, 4 агентства, 12 департаментов. Всего на территории Российской Федерации для реализации молодежной политики действуют 220 целевых программ [2].

К сожалению, это не усилило государственно-патерналистских настроений молодежи и молодежных движений. Так, согласно исследованию под руководством М.К. Горшкова и В.В. Петухова [5], доля молодежи, непосредственно участвующей в политической деятельности, за 10 летувеличиласьтолько на 1 %. А число тех, кто активно интересуется политикой, не вырос вообще (14%). Почти на 20% сократилась доля молодежи, которая интересуется политикой «факультативно». Таким образом, сформировалось поколение молодежи, которое на власть особо не рассчитывает, и считает, что их голос и мнение не имеет никакого значения в принятии политических решений.

В декабре 2010 г. после экстремистских выступлений молодежи в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах остро встал вопрос о работе с молодежью.

За последние 20 лет отмечается усиление влияния религии, как традиционного российского фактора формирования ценностей. Интересными в этом отношении являются исследования, проведенные НИИ комплексных социальных исследова-

ний СПбГУ в 2006 году [4] и социологическим факультетом Православного Свято-Тихвинского гуманитарного университета в 2008 году [8]. Результаты исследований показали значительный рост религиозности среди молодежи. Однако молодежь имеет одностороннюю связь с религией. Для большинства молодыхлю-дей религиозность распространяется не дальше внутреннего мира личности.

Следующим важным современным фактором формирования ценностных ориентаций российской молодежи являются средства массовой информации. Воздействие СМИ, в первую очередь, направлено на молодежь, что связано со спецификой возраста и желанием молодых познавать мир. 56% молодежи доверяют СМИ больше, чем информации, получаемой от близких, друзей и коллег [10].

Важнейшим инструментом влияния СМИ на молодежь остается глобальная сеть «Интернет». Сугубо информационная и познавательная направленность «Интернет», постепенно заменяется явно выраженным агитационным, популистским, а зачастую агрессивным подходом. Последние события в северной Африке показали огромные возможности сетевых технологий по манипулированию сознанием людей. Традиционные религиозные и духовные ценности арабской и мусульманской молодежи достаточно быстро сменились на противоположные, в результате «твиттерных» и «фэйсбуков-ских» информационных атак. Россия, в первую очередь, молодежь, также остаются основными целями идеологического воздействия со стороны США и западноевропейских стран.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что под воздействием внешних факторов у российской молодежи выстраивается четкий ориен-

тир на ценности, связанные с материальным обогащением и либерализмом. В то же время мировые события последнихлет показывают двойственность понятий «демократия и свобода», направленных, в первую очередь, на уничтожение национальных традиций государств, с использованием лозунгов «гуманитарные бомбардировки» и «созидательные разрушения». На фоне этих событий в российском обществе и молодежной среде растет интерес к общественно-религиозным и семейно-личностным отношениям. Поданным исследования [1 ], 60% молодежи под жизненным успехом понимают - создание семьи и воспитание детей.

Одной из приоритетных задач остается формирование государственной идеологии и патриотического сознания российских граждан, как одной из основ духовно-нравственного единства общества [3]. Как писал Ф. Бэкон: «Любовь к Родине начинается с семьи», поэтомулюбовь, которую получает ребенок в своей семье, в будущем перенесется на ту страну, где он родился. Патриотизм - это не только любовь к Родине, но и знание родной истории, чтение традиций, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, кего защите.

Литература

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010. С. 129-132.

2. Государственная молодежная политика в Российской Федерации / /Аналитический вестник. 2009. №9. Режим доступа: www.council.gov.ru/ infsl/bulletin/2009/index.html.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 -2015 годы». Режим доступа: http:// правительство, рф/g ov/resu Its/ 12530/.

4. Клинецкая H.B. Религия и молодежь в регионах России. Режим доступа: www.isras.ru/abstnact_bank/ 1209378829.pdf.

5. Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты /Рук. М.К. Горшков, В.В. Петухов. М., 2007. С. 46.

6. ТомасУ., Знанецкий Ф. Методологические заметки //Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 60-76.

7. Ценности современной России: итоги экспертного исследования // Фонд им. П.А. Сорокина. М., 2007. С. 9.

8. www.interfax.ru. (Сайтмеждународной информационной группы «Интерфакс»)

9. www.wciom.ru. (Сайт ВЦИОМ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.