УДК 316.35
ifib
J
л
ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕСТВАХ
Гугуева Дарья Александровна
Кандидат социологических наук, старший преподаватель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
VALUES OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN REAL AND VIRTUAL COMMUNITIES
Gugueva Daria A.
Candidate of Sociological Sciences,
Senior lector,
Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
Фетисова Ольга Викторовна
Кандидат философских наук, доцент Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, e-mail: [email protected]
В статье проводится анализ ценностных стратегий современной российской молодежи в реальном и виртуальном социуме. Раскрывается, какие ценностные ориентации российской молодежи превалируют в современном обществе. Проводятся анализ традиционных ценностей и их трансформация в современном социуме. Проводятся анализ ценностных установок современных интернет-пользователей и сравнение ценностей, превалирующих в реальном и виртуальном обществах. Кроме того, в статье уделяется внимание трансформационным процессам,
Fetisova Olga V.
Candidate of Philosophical Sciences, Associate professor, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
The article analyzes the value strategies of modern Russian youth in real and virtual society. The prevalent value orientations of Russian youth in modern society are disclosed. The analysis of traditional values and their transformation in modern society is given. The analysis of value attitudes of contemporary Internet users is conducted and the comparison of prevailing values in real and virtual communities is made. Also the article focuses on the transformation processes taking place in Russian society. The main youth problems relevant in the domestic modern sociology of youth are described. The
которые происходят в российском обществе. Рассматриваются основные молодежные проблемы, актуальные в отечественной современной социологии молодежи. Делается вывод о преобразовании базовых институтов, которые оказывают влияние на формирование ценностных установок молодежи, и в этом ключе проводится анализ межпоколенной трансмиссии социокультурных ценностей, механизм которой претерпел в современном российском обществе определенную трансформацию.
transformation of basic institutions influences the formation of value attitudes of young people. From this point of view we analyze the in-tergenerational transmission of social and cultural values, the mechanism of which has undergone a transformation in contemporary Russian society.
Ключевые слова: ценностные ориентации молодежи, виртуальный мир, пользователи Интернета, ценности интернет-пользователей, социология молодежи, интернет-социология.
Keywords: value orientations of youth, virtual world, the Internet users, value of the Internet users, sociology of youth, Internet sociol-
°gy.
Формирование иерархии ценностей российской молодежи является одним из чрезвычайно важных и сложных вопросов в современной отечественной социологии молодежи. Важность заключается в том, что состояние духовного и ценностного мира молодежи влияет не только на саму нее, но и на жизнь всего общества. Сложность данной проблемы связана с противоречивостью характера создания ценностных ориентации в молодежной среде.
Исследование ценностных ориентаций, предпочтений и приоритетов молодежи волнует умы российских и зарубежных исследователей уже в течение более чем пяти десятилетий. В зарубежной социологии проблемы ценностей и ценностных ориентаций, социокультурных установок личности и различных социальных групп рассматривались в работах М. Вебера [1], Э. Дюркгейма [2], Т. Парсонса [3] и др.
Среди отечественных ученых, разрабатывающих теорию ценностей, исследующих структуру и динамику трудовых ценностей, следует выделить труды Ю.Г. Волкова [4], Н.А. Журавлевой [5], А.Г. Здраво-мыслова [6], Н.И. Лапина [7], В.А. Ядова [8] и др.
Современность, наполненная динамикой перемен, выдвинула молодежь на передний план социальной жизни, открыв перед ней двери в мир надежд, новых возможностей. Параллельно с отмиранием существовавших социально-экономических, социально-политических, социокультурных механизмов и выдвижением на передний план новых духовных потребностей, интересов происходит переконструирование духовной жизни в целом. Эти процессы, в свою очередь, обусловливают трансформацию ценностно-нормативной системы, которая характеризуется внутренней рассогласованностью и нестабильностью.
Результатом трансформационного процесса служит преобразование базовых институтов, совокупность которых в ходе институциональных изменений и определяет институциональную и в целом социокультурную специфику конкретного общества. В научной литературе с различных позиций осмысливался процесс институционального устройства общества и институциональных изменений. Несмотря на различие позиций, ученые прекрасно понимают, что институциональная система способна видоизменяться, но данный процесс имеет свою закономерность, которая и позволяет сохранить историческую уникальность и самобытность многих обществ, даже с учетом глобальных трансформаций.
Молодежь является источником воспроизводства общества, обеспечивая его дальнейшую жизнь и прогрессивное историческое развитие. Каждое новое поколение, обладая инновационным потенциалом, вносит изменения в существующие условия жизни, трансформируя их в соответствии с собственными представлениями.
В ряду молодежных проблем, актуальных в отечественной современной социологии молодежи, выделяются проблемы по сферам жизнедеятельности: труд, образование, быт, семейно-брачные отношения, культура, общественная жизнь. Также в социологии молодежи выделяют проблемы молодежи в зависимости от ее статуса как социально-демографической группы. Исходя из этого, социальные проблемы молодежи можно подразделить на две большие группы: первая - специфически молодежные социальные проблемы; вторая - общесоциологические проблемы, которые в то же время касаются молодежи. В различных социальных условиях эти проблемы наполняются конкретным содержанием [9].
Являясь субъектом общественного воспроизводства, молодежь в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его субъектам. Этот выбор определяется во многом ценностными ориентациями молодежи, ее предпочтениями, идеалами, нормами, стремлениями.
Ценностный мир молодежи, ее духовный потенциал и выбор тех или иных адаптационных и в целом жизненных стратегий в обществе формируются в процессе межпоколенческого взаимодействия. Оно не всегда основано на консенсусе, что и вызывает конфликты.
Особую актуальность приобретает анализ межпоколенной трансмиссии социокультурных ценностей, механизм которой претерпел в современном российском обществе определенную трансформацию. Речь идет о кризисе межпоколенной трансмиссии, который следует пони-
мать как нарушение привычного налаженного механизма передачи социокультурных ценностей от старшего поколения к младшему. При этом последнее в условиях трансформации российского общества и разрушения единой ценностной системы вынуждено было продемонстрировать свою субъектность и выступить деятельностным началом в системе построения новых социальных и экономических отношений.
Вследствие социокультурного раскола, произошедшего в конце прошлого века, в России сейчас сосуществуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая связана с носителями традиционной российской ментальности и ближе к патриархально-коллективистской модели ценностей [9].
Таким образом, формирование ценностных предпочтений и ориен-таций российской молодежи происходит в рамках ценностного противостояния, что, в свою очередь, обусловливает плюрализм мировоззренческих установок и отсутствие единства в отношении базовых ценностей. Вместе с тем, как отмечают специалисты, молодежь в большей степени, нежели старшее поколение, ориентирована на ценности индивидуализма, личного успеха, самостоятельности и в целом западные ценности. У многих отступают на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе. Существенно падает нравственный вес таких понятий, как «родина», «величие государства». Так, «комфорт для себя и своей семьи», отрицавшийся всеми поколениями советской молодежи, стал разделяться абсолютным большинством современной молодежи [10]. Неопределенность настоящего и будущего молодого поколения в условиях нестабильного рынка и жесткой конкуренции за каждое рабочее место вынудила молодежь высоко оценивать собственные интересы и жизненный комфорт, что указывает на прагматизацию сознания и господство инструментальных ценностей молодых людей.
Можно отметить, что иерархическая структура ценностей современной российской молодежи отражает традиционно-модернистский тип самого российского общества, в котором традиционные ценности сосуществуют с рационально-индивидуалистическими ценностями западного общества, символизируя собой не некое гармоничное единство, а социокультурный раскол, поскольку общество разделилось на два противоположных ценностных лагеря.
Однако, несмотря на столь очевидные тенденции индивидуализации и рационализации сознания и поведения молодых людей в России, многочисленные исследования свидетельствуют о том, что базовая си-
стема ценностей молодежи сохраняет свой традиционный вид, и речь лишь идет о смене акцентов в процессе достижения поставленных целей, жизненных планов, которые в новых условиях реализуются преимущественно на основе индивидуальных стратегий личного успеха, а не за счет коллективных действий. Для молодого поколения россиян базовыми ценностями остаются семья, дети, дружба, любовь, свобода, образование, т.е. духовные ценности [10].
Таким образом, переходное состояние российского общества вызывает существенные сдвиги в ценностных ориентациях молодежи: значительно уменьшился приоритет социальных и увеличилось значение индивидуалистических ценностей. В массовом сознании молодежи происходит рационализация системы ценностей - отказ от прежних идеологических мифов в пользу рациональных аргументов.
Говоря о динамике ценностей современной молодежи, нельзя обойти вниманием Интернет и ценности его пользователей.
В первую очередь следует дать определение понятиям «реальное общество» и «виртуальное общество». В своей статье «Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность» А.В. Лубский определяет виртуальную социальную реальность в двух аспектах: как «потенциальную социальную реальность (онтологический подход) и как образ или конструкт (гносеологический подход), то есть замещение актуальной константной социальной реальности - такой социальной действительности, которая оставила следы и стала предметом когнитивного интереса» [11]. Мы под виртуальной реальностью будем подразумевать виртуальное сообщество, в узком смысле - интернет-сообщество, которое будем противопоставлять реальному обществу.
Современное информационное общество характеризуется новой, информатизированной культурой, которая выражается через виртуальное поле коммуникации и развлечения.
Современные технологические инновации способствуют увеличению свободного времени человека и тем самым содействуют развитию индустрии развлечений. Кроме того, существует мнение, что «обесценивание внешних ценностей позволяет человеку больше сосредоточиваться на себе самом» [12]. Это влияет на ценностные ориентации членов общества потребления, главной из которых становится получение разнообразных наслаждений, что способствует изменению прежних, традиционных ценностей. Например, знание и уровень образования в первую очередь оцениваются не сами по себе, а как средство карьерного роста и получения высокого дохода, а искусство играет роль атрибута успешной жизни.
Отличительной чертой в плане ценностных предпочтений у человека информационной эпохи является бесконечное и ненасытное стремление к чувственным удовольствиям и достатку. Однако это мешает человеку ощутить себя счастливым, гармоничным, добившимся цели. Анализируя сложившуюся ситуацию, можно говорить о том, что человек в процессе погони за благами теряет свои важнейшие ценности -Бога, социум, другого и себя.
Потеря традиционных ценностей приводит к тому, что жизнь человека становится хаотичной, быстротечной и с неопределенным будущим. Современная личность находится в постоянном становлении, бесконечном и некачественном росте, при этом содержит в себе большое количество нереализованной свободы. Молодому поколению присущи инфантилизм и стремление к бесконечному потреблению. Как пишет Д. Коупленд в своем труде Generation-X: «Новое поколение пытается бунтовать против "бесконечного стресса, рожденного бессмысленной работой", против мира, где большинство вынуждено "глотать успокоительное и считать, что поход в магазин - это уже творчество, что взятых видеофильмов достаточно для счастья"» [цит. по: 12].
Утратив традиционные ценности, приобрел ли современный человек ценности информационной эпохи? Да, такие ценности есть, как утверждают многие исследователи. В первую очередь в информационном мире сформирована ценность виртуального мира. Для многих пользователей (чаще всего с аддикцией), таких как геймеры1, хикико-мори2 и для других интернет-зависимых, виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Однако даже если человек не является интернет-зависимым в полном смысле этого слова, то Интернет является одним из предпочтительных видов отдыха. Отличительной четой виртуального мира является его сосредоточение на конкретном пользователе. Это дает свободу, но ограничивает возможность общения, так как пользователь передает сообщение, и существует большая вероятность того, что он не получит ответ своевременно. Уходя в виртуальный мир, пользователь рискует потерять себя в реальном мире.
Наблюдая современную молодежь, анализируя поведение и рассуждения студентов, можно прийти к выводу, что у нового поколения основными ценностями являются высокий материальный статус, карь-
1 Геймеры - фанаты компьютерных игр, живущие в виртуальной реальности значительную часть своего времени и избегающие активных контактов с окружающим миром.
2 «Хикикомори» - японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Слово «хикикомори» относится как к социальному явлению вообще, так и к индивидуумам, принадлежащим к этой социальной группе.
ерный рост, престижная профессия. Это подтверждает также исследование, проведенное М.К. Горшковым, который, проанализировав ответы респондентов, пришел к выводу, что «на рубеже 80-х и 90-х гг. установки и ценности православно-христианского происхождения, утверждающие превосходство духовных начал над чисто внешним устроением жизни и приобретением разнообразных материальных благ, стали активно вытесняться идущими с Запада жизненными приоритетами, связанными с идеей количественно измеримого экономического успеха.
Данный процесс особо сильно затронул молодое поколение, вступающее в жизнь и использующее новые шансы, предоставляемые рыночной экономикой и открытым обществом. Это обстоятельство, казалось бы, дает основания для того, чтобы однозначно соотнести противостоящие друг другу ценностные ориентации с модальностями исторического времени, определив одну из данных ориентаций как архаическую, а другую как современную» [13, с. 460]. Однако следует отметить, что в более поздних своих исследованиях М.К. Горшков отмечает, что «традиционные "идеалистические" ценности стали восстанавливать свое влияние на общество именно тогда, когда оно уже прошло через некоторый опыт демократии и рыночных реформ» [13, с. 461]. Эти изменения происходят в реальном обществе в первой половине XXI в., однако, что касается общества виртуального, ориентация на западные ценности, в противовес традиционным российским, очень ярко проявляется и сегодня, у молодежи, которая большую часть своей жизни проводит в виртуальной реальности.
Литература References
1. Вебер М. Избранные произведения. 1. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. M., М., 1990. 1990.
2. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, 2. Diurkgeim E. Sotsiologiya. Ee predmet, метод, предназначение / пер. с фр., сост., metod, prednaznachenie / per. s fr., sost., послесл. и прим. А.Б. Гофмана. М., 1995. poslesl. i prim. A.B. Gofmana. M., 1995.
3. Парсонс Т. О структуре социального 3. Parsons T. O strukture sotsial'nogo de-действия. М., 2000. istviya. M., 2000.
4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Када- 4. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.I., Kadariya рия Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов П.А. F.D., Savchenko I.P., Shapovalov P.A. Социология молодежи. Ростов н/Д., 2001. Sotsiologiya molodezhi. Rostov n/D., 2001.
5. Журавлева Н.А. Динамика ценност- 5. Zhuravleva N.A. Dinamika tsen-ных ориентаций личности в российском nostnykh orientatsiy lichnosti v rossiyskom обществе. М., 2006. obshchestve. M., 2006.
6. Здравомыслов А.Г. Потребности. 6. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Inter-Интересы. Ценности. М., 1986. esy. Tsennosti. M., 1986.
7. Лапин Н.И. Функционально- 7. Lapin N.I. Funktsional'no-ориентирующие кластеры базовых ценно- orientiruiushchie klastery bazovykh tsennostei
стей населения России и ее регионов // Социологические исследования. 2010. № 1.
8. Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме // Психологический журнал. 1991. № 6.
9. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи : учебник. М., 2011.
10. Жапуев З.А. Динамика ценностей российской молодежи в современоой России. Ростов н/Д., 2009. С. 120.
11. Лубский А.В. Социальные науки и социальная реальность: к вопросу о погружении в виртуальность // Научная мысль Кавказа. 2011. № 4. С. 19-29.
12. Баева Л.В. Человек играющий в XXI в. // Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И.Ю. Алесеевой, А.Ю. Сидорова. М., 2010.
13. Горшков М.К. Российское общество как оно есть (опыт социологической диагностики) : в 2 т. Т. 2. М., 2016.
14. Зубок Ю.А., Яковук Т.И. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе. Брест, 2008.
15. Организация работы с молодежью. Введение в специальность / под общ. ред. Е.П. Агапова. Ростов н/Д., 2014. С. 446.
naseleniya Rossii i ee regionov // Sotsiolog-icheskie issledovaniya. 2010. № 1.
8. Yadov V.A. Tsennosti v krizisnom sotsiume // Psikhologicheskiy zhurnal. 1991. № 6.
9. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Sotsiologiya molodezhi : uchebnik. M., 2011.
10. Zhapuev Z.A. Dinamika tsennostey ros-siyskoy molodezhi v sovremennoy Rossii. Rostov n/D., 2009. S. 120.
11. Lubskiy A. V. Sotsial'nye nauki i sotsial'naya real'nost': k voprosu o pogruzhenii v virtual'nost' // Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2011. № 4. S. 19-29.
12. Baeva L.V. Chelovek igrayushchiy v XXI v. // Informatsionnaya epokha: vyzovy cheloveku / pod red. I.Yu. Aleseevoy, A.Yu. Sidorova. M., 2010.
13. Gorshkov M.K. Rossiyskoe ob-shchestvo kak ono est' (opyt sotsiologicheskoy diagnostiki) : v 2 t. T. 2. M., 2016.
14. Zubok Yu.A., Yakovuk T.I. Dukhovnaya zhizn' molodezhi v transformiruyushchemsia obshchestve. Brest, 2008.
15. Organizatsiya raboty s molodezh'yu. Vvedenie v spetsial'nost' / pod obshch. red. E P. Agapova. Rostov n/D., 2014. S. 446.