Научная статья на тему 'Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах'

Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / VIRTUAL WORLD / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНТЕРНЕТА / INTERNET USERS / ЦЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIOLOGY OF YOUTH / ИНТЕРНЕТ-СОЦИОЛОГИЯ / INTERNET SOCIOLOGY / SYSTEMS OF VALUES OF YOUTH / VALUES OF INTERNET USERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фетисова Ольга Викторовна, Гугуева Дарья Александровна

В статье проводится анализ ценностных стратегий современной российской молодежи в реальном и виртуальном социуме. Раскрывается, какие ценностные ориентации российской молодежи превалируют в современном обществе. Проводится анализ традиционных ценностей и их трансформация в современном социуме. Проводится анализ ценностных установок современных интернет-пользователй и сравнение ценностей, превалирующих в реальном и виртуальном обществах. Кроме того, в статье уделяется внимание трансформационным процессам, которые происходят в российском обществе. Рассматриваются основные молодежные проблемы, актуальные в отечественной современной социологии молодежи. Делается вывод о преобразовании базовых институтов, которые оказывают влияние на формирование ценностных установок молодежи, и в этом ключе проводится анализ межпоколенной трансмиссии социокультурных ценностей, механизм которой претерпел в современном российском обществе определенную трансформацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUES OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN REAL AND VIRTUAL SOCIETIES

The article analyzes the value strategies of modern Russian youth in real and virtual society. It is revealed which systems of values of the Russian youth prevail in modern society. The analysis of the traditional values and their transformation in modern society is carried out. The analysis of the value paradigms of modern Internet users, comparison of the values prevailing in real and virtual societies are carried out. Besides, the article focuses on the transformational processes, happening in the Russian society. The main youth problems, currently important in domestic modern sociology of youth are considered. The conclusion about transformation of basic institutes, which influence the formation of the value paradigms of youth, is drawn, and to this end the analysis of the inter-generational transmission of sociocultural values, which mechanism underwent a certain transformation in modern Russian society, is carried out.

Текст научной работы на тему «Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах»

УДК 316.35

ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ В РЕАЛЬНОМ И ВИРТУАЛЬНОМ ОБЩЕСТВАХ

О.В. Фетисова, Д.А. Гугуева

Южный федеральный университет E-mail: olg.fetisova2010@yandex.ru, gudiv@yandex.ru

В статье проводится анализ ценностных стратегий современной российской молодежи в реальном и виртуальном социуме. Раскрывается, какие ценностные ориентации российской молодежи превалируют в современном обществе. Проводится анализ традиционных ценностей и их трансформация в современном социуме. Проводится анализ ценностных установок современных интернет-пользователй и сравнение ценностей, превалирующих в реальном и виртуальном обществах. Кроме того, в статье уделяется внимание трансформационным процессам, которые происходят в российском обществе. Рассматриваются основные молодежные проблемы, актуальные в отечественной современной социологии молодежи. Делается вывод о преобразовании базовых институтов, которые оказывают влияние на формирование ценностных установок молодежи, и в этом ключе проводится анализ межпоколенной трансмиссии социокультурных ценностей, механизм которой претерпел в современном российском обществе определенную трансформацию.

Ключевые слова: ценностные ориентации молодежи, виртуальный мир, пользователи интернета, ценности интернет-пользователей, социология молодежи, интернет-социология.

VALUES OF MODERN RUSSIAN YOUTH IN REAL AND VIRTUAL SOCIETIES

O.V. Fetisova, D.A. Gugueva

Southern Federal University E-mail: olg.fetisova2010@yandex.ru, gudiv@yandex.ru

The article analyzes the value strategies of modern Russian youth in real and virtual society. It is revealed which systems of values of the Russian youth prevail in modern society. The analysis of the traditional values and their transformation in modern society is carried out. The analysis of the value paradigms of modern Internet users, comparison of the values prevailing in real and virtual societies are carried out. Besides, the article focuses on the transformational processes, happening in the Russian society. The main youth problems, currently important in domestic modern sociology of youth are considered. The conclusion about transformation of basic institutes, which influence the formation of the value paradigms of youth, is drawn, and to this end the analysis of the inter-generational transmission of sociocultural values, which mechanism underwent a certain transformation in modern Russian society, is carried out.

Keywords: systems of values of youth, virtual world, Internet users, values of Internet users, sociology of youth, Internet sociology.

Проблема формирования иерархии ценностей российской молодежи является одной из чрезвычайно важных и сложных в современной отечественной социологии молодежи. Важность заключается в том, что состояние духовного и в целом ценностного мира молодежи влияет не только на саму нее, но и на жизнь всего общества, Сложность данной проблемы связа-

© Фетисова О.В., Гугуева Д.А., 2016

на с противоречивостью характера формирования ценностной ориентации в молодежной среде.

Современность, наполненная динамикой перемен, выдвинула молодежь на передний план социальной жизни, открыв перед ней двери в мир надежд, новых возможностей. Параллельно с отмиранием существовавших социально-экономических, социально-политических, социокультурных механизмов и выдвижением на передний план новых духовных потребностей, интересов происходит переконструирование духовной жизни в целом. Эти процессы в свою очередь обусловливают трансформацию ценностно-нормативной системы, которая характеризуется внутренней рассогласованностью и нестабильностью.

Наиболее очевидным результатом трансформационного процесса служит преобразование базовых институтов, совокупность которых в ходе институциональных изменений и определяет институциональную и в целом социокультурную специфику конкретного общества. В научной литературе с различных позиций осмысливался процесс институционального устройства общества и институциональных изменений. Несмотря на различие позиций, ученые прекрасно понимают, что институциональная система способна видоизменяться, но данный процесс имеет свою закономерность, которая и позволяет сохранить историческую уникальность и самобытность многих обществ, даже с учетом глобальных трансформаций.

Молодежь является источником воспроизводства общества, обеспечивая его дальнейшую жизнь и прогрессивное историческое развитие. Каждое новое поколение, обладая инновационным потенциалом, вносит изменения в существующие условия жизни, трансформируя их в соответствии с собственными представлениями.

В ряду молодежных проблем, актуальных в отечественной современной социологии молодежи, выделяются проблемы по сферам жизнедеятельности: труд, образование, быт, семейно-брачные отношения, культура, общественная жизнь. Также в социологии молодежи выделяют проблемы молодежи в зависимости от ее статуса как социально-демографической группы. Исходя из этого социальные проблемы молодежи можно подразделить на две большие группы: первая - специфические молодежные социальные проблемы; вторая - общесоциологические проблемы, которые в то же время касаются молодежи. В различных социальных условиях эти проблемы наполняются конкретным содержанием [6].

Являясь субъектом общественного воспроизводства, молодежь в то же время зависит от самого общества, от вектора общественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его субъектам. Этот выбор определяется во многом ценностными ориентациями молодежи, ее предпочтениями, идеалами, нормами, стремлениями.

Ценностный мир молодежи, ее духовный потенциал и выбор тех или иных адаптационных и в целом жизненных стратегий в обществе формируется в процессе межпоколенческого взаимодействия. Оно не всегда основано на консенсусе, что и вызывает конфликты.

Особую актуальность приобретает анализ межпоколенной трансмиссии социокультурных ценностей, механизм которой претерпел в современном российском обществе определенную трансформацию. Речь идет о кризисе

межпоколенной трансмиссии, который следует понимать как нарушение привычного налаженного механизма передачи социокультурных ценностей от старшего поколения к младшему. При этом последнее в условиях трансформации российского общества и разрушения единой ценностной системы, вынуждено было продемонстрировать свою субъектность и выступить деятельностным началом в системе построения новых социальных и экономических отношений.

Вследствие социокультурного раскола, произошедшего в России в конце прошлого века, сейчас сосуществуют две различные модели ценностных систем. Одна из них тяготеет к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа, а другая - связана с носителями традиционной российской ментальности и тяготеет к патриархально коллективистской модели ценностей [2].

Таким образом, формирование ценностных предпочтений и ориентаций российской молодежи происходит в рамках ценностного противостояния, что в свою очередь обусловливает плюрализм мировоззренческих установок и отсутствие единства в отношении базовых ценностей. Вместе с тем, как отмечают специалисты, молодежь в большей степени, нежели старшее поколение, ориентирована на ценности индивидуализма, личного успеха, самостоятельности и в целом западные ценности. У многих отступают на задний план или исчезают вообще такие ценности, как стремление быть полезным людям, находить смысл жизни в общественно значимой работе. Существенно падает нравственный вес таких понятий, как «родина», «величие государства». Так «комфорт для себя и своей семьи», отрицавшийся всеми поколениями советской молодежи, стал разделяться абсолютным большинством современной молодежи [4]. Неопределенность настоящего и будущего молодого поколения в условиях нестабильного рынка и жесткой конкуренции за каждое рабочее место, вынудили молодежь высоко оценивать собственные интересы и жизненный комфорт, что указывает на прагмати-зацию сознания и господство инструментальных ценностей молодых людей.

Можно отметить, что иерархическая структура ценностей современной российской молодежи отражает традиционно-модернистский тип самого российского общества, в котором традиционные ценности сосуществуют с рационально-индивидуалистическими ценностями западного общества, символизируя собой не некое гармоничное единство, а социокультурный раскол, поскольку общество разделилось на два противоположных ценностных лагеря.

Однако, несмотря на столь очевидные тенденции индивидуализации и рационализации сознания и поведения молодых людей в России, многочисленные исследования свидетельствуют о том, что базовая система ценностей молодежи сохраняет свой традиционный вид, и речь лишь идет о смене акцентов в процессе достижения поставленных целей, жизненных планов, которые в новых условиях реализуются преимущественно на основе индивидуальных стратегий личного успеха, а не за счет коллективных действий. Для молодого поколения россиян базовыми ценностями остаются семья, дети, дружба, любовь, свобода, образование, т.е. духовные ценности [3].

Таким образом, переходное состояние российского общества вызывает существенные сдвиги в ценностных ориентациях молодежи: значительно

уменьшился приоритет социальных и увеличилось значение индивидуалистических ценностей. В массовом сознании молодежи происходит рационализация системы ценностей - отказ от прежних идеологических мифов в пользу рациональных аргументов.

Говоря о динамике ценностей современной молодежи, нельзя обойти вниманием Интернет и ценности его пользователей.

Современное информационное общество характеризуется новой, ин-форматизированной культурой, которая выражается через виртуальное поле коммуникации и развлечения.

Современные технологические инновации способствуют увеличению свободного времени человека и тем самым содействуют развитию индустрии развлечений. Кроме того, существует мнение, что «обесценивание внешних ценностей позволяет человеку больше сосредоточиваться на себе самом» [1]. Это влияет на ценностные ориентации членов общества потребления, главной из которых становится получение разнообразных наслаждений, что способствует изменению прежних, традиционных ценностей. Например, знание и уровень образования в первую очередь оцениваются не сами по себе, а как средство карьерного роста и получения высокого дохода, а искусство играет роль атрибута успешной жизни.

Отличительной чертой в плане ценностных предпочтений у человека информационной эпохи является бесконечное и ненасытное стремление к чувственным удовольствиям и достатку. Однако это мешает человеку ощутить себя счастливым, гармоничным, добившимся цели. Анализируя сложившуюся ситуацию, можно говорить о том, что человек в процессе погони за благами теряет свои важнейшие ценности - Бога, социум, Другого и Себя.

Потеря традиционных ценностей приводит к тому, что жизнь человека становится хаотичной, быстротечной и с неопределенным будущим. Современная личность находится в постоянном становлении, бесконечном и некачественном росте, при этом содержит в себе большое количество нереализованной свободы. Молодому поколению присущ инфантилизм и стремление к бесконечному потреблению. Как пишет Дуглас Коупленд в своем труде «Generation - X»: «Новое поколение пытается бунтовать против "бесконечного стресса, рожденного бессмысленной работой" , против мира, где большинство вынуждено "глотать успокоительное и считать, что поход в магазин - это уже творчество, что взятых видеофильмов достаточно для счастья"» [1].

Утратив традиционные ценности, приобрел ли человек современные ценности информационной эпохи? Да, такие ценности есть, как утверждают многие исследователи. В первую очередь, в информационном мире сформирована ценность виртуального мира. Для многих пользователей (чаще всего с аддикцией), таких как геймеры1, хикикомори2 и для других интер-

1 Геймеры - фанаты компьютерных игр, живущие в виртуальной реальности значительную часть своего времени и избегающие активных контактов с окружающим миром.

2 Хикикомори - японский термин, обозначающий подростков и молодежь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Слово «хикикомори» относится как к социальному явлению вообще, так и к индивидуумам, принадлежащим к этой социальной группе.

нет-зависимых, виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Однако даже если человек не является интернет-зависимым в полном смысле этого слова, то Интернет является одним из предпочтительных видов отдыха. Отличительной чертой виртуального мира является его сосредоточение на конкретном пользователе. Это дает свободу, но ограничивает возможность общения, так как пользователь передает сообщение, и существует большая вероятность того, что он не получит ответ своевременно. Уходя в виртуальный мир, пользователь рискует потерять себя в реальном мире.

Наблюдая современную молодежь, анализируя поведение и рассуждения студентов, можно прийти к выводу, что у нового поколения основными ценностями являются: высокий материальный статус, карьерный рост, престижная профессия. Молодежь привыкла проводить досуг в Интернете, причем у некоторых этот досуг перерастает в зависимость, каким будет новый социум, каким образом изменятся ценностные установки у молодежи, все эти изменения нам предстоит наблюдать.

Литература

1. Баева Л.В. Человек играющий в XXI в. // Информационная эпоха: вызовы человеку / под ред. И.Ю. Алексеевой, А.Ю. Сидорова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2010. С. 214.

2. Жапуев З.А. Российская молодежь в условиях социокультурного раскола: проблема формирования иерархии ценностей. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2008. С. 24.

3. Жапуев З.А. Динамика ценностей российской молодежи в современной России. Ростов-на-Дону: Антей, 2009. С. 120.

4. Зубок Ю.А., Яковук Т.И. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе. Брест: Альтернатива, 2008.

5. Организация работы с молодежью. Введение в специальность / под общ. ред. Е.П. Агапова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. С. 446.

6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2011. С. 335.

Bibliography

1. Baeva L.V. Chelovek igrajushhij v XXI v. // Informacionnaja jepoha: vyzovy chelo-veku / pod red. I.Ju. Alekseevoj, A.Ju. Sidorova. M.: Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija (ROSPJeN), 2010. IP 214.

2. Zhapuev Z.A. Rossijskaja molodezh' v uslovijah sociokul'turnogo raskola: problema formirovanija ierarhii cennostej. Rostov-na-Donu: Nauka-Press, 2008. P 24.

3. Zhapuev Z. A. Dinamika cennostej rossijskoj molodezhi v sovremennoj Rossii. Rostov-na-Donu: Antej, 2009. II 120.

4. Zubok Ju.A., Jakovuk T.I. Duhovnaja zhizn' molodezhi v transformirujushhemsja obshhestve. Brest: Al'ternativa, 2008.

5. Organizacija raboty s molodezh'ju. Vvedenie v special'nost' / pod obshh. red. E.P Agapova. Rostov-na-Donu: Feniks, 2014. II 446.

6. Chuprov V.I., Zubok Ju.A. Sociologija molodezhi: uchebnik. M.: NORMA INFRA-M, 2011. II 335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.