Научная статья на тему 'Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи'

Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2039
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР / ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНТЕРНЕТА / ЦЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ / ВИРТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фетисова Ольга Викторовна

В статье анализируется влияние виртуальных сетей на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи. Раскрывается иерархия ценностных предпочтений российской молодежи. Проводится анализ традиционных ценностей и процесса их трансформации в современном российском обществе. В статье показано, что именно молодое поколение выступает основным источником общественного развития, обеспечивает его воспроизводство и динамику. Каждое новое поколение, воплощая инновационный потенциал, вносит изменения в существующие ценности, нормы, установки. В статье отмечается, что виртуальное пространство обусловило появление так называемых виртуальных ценностей, которые используются для анализа базовых ценностей специфической культуры виртуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние виртуального пространства на ценностные ориентации современной российской молодежи»

УДК 316.35

Фетисова Ольга Викторовна

кандидат философских наук,

доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии, Институт социологии и регионоведения, Южный федеральный университет olg.fetisova2010@yandex.ru Olga V. Fetisova

Associate Professor, Southern Federal University, Institute of Sociology and Area studies olg.fetisova2010@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

THE IMPACT OF VIRTUAL SPACE UPON THE SYSTEM OF VALUES OF MODERN RUSSIAN YOUTH

Аннотация. В статье анализируется влияние виртуальных сетей на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи. Раскрывается иерархия ценностных предпочтений российской молодежи. Проводится анализ традиционных ценностей и процесса их трансформации в современном российском обществе. В статье показано, что именно молодое поколение выступает основным источником общественного развития, обеспечивает его воспроизводство и динамику. Каждое новое поколение, воплощая инновационный потенциал, вносит изменения в существующие ценности, нормы, установки. В статье отмечается, что виртуальное пространство обусловило появление так называемых виртуальных ценностей, которые используются для анализа базовых ценностей специфической культуры - виртуальной.

Ключевые слова: ценностные ориентации молодежи, социальные институты, творческий потенциал, ментальность, виртуальный мир, пользователи интернета, ценности интернет-пользователей, виртуальные ценности.

Summary. The article examines the impact of virtual networks on the formation of value orientations of modern Russian youth. Reveals the hierarchy of value preferences of Russian youth. The analysis of traditional values and the process of their transformation in modern Russian society. The article shows that the young generation is the main source of public development, and ensures its reproduction and dynamism. Each new generation, embodying the innovative potential, makes changes to existing values, norms, installation.The article points out that virtual space has led to the emergence of so-called virtual values, which are used to analyze the basic values of the specific culture.

Key words: value orientations of young people, social institutions, creativity, mentality, virtual world, Internet users value the Internet users, virtual values.

Проблема ценностных ориентаций молодежи - важный предмет социологических исследований. Значимость данной темы определяется тем особым местом, которое занимает молодежь в системе общественного производства. Через молодых людей происходит трансляция социального опыта и культурных традиций, накопленных прошлыми поколениями. Успешность этих процессов во многом определяется системой ценностных стратегий, поскольку они выражают основные ценности и цели жизнедеятельности людей.

Цель данной статьи - выявить механизмы процесса трансформации ценностных ориентаций молодежи современного российского общества в контексте появления виртуальной реальности.

По мере отмирания устоявшихся в советскую эпоху механизмов, регулирующих жизнедеятельность в социально-экономической, социально-политической, социокультурной сферах, в современном российском обществе под влиянием новых демократических потребностей и интересов сформировались в значительной степени новые духовные потребности, которые трансформировали духовную жизнь в целом.

Этот процесс, конечно, далек от завершения. Об этом говорит, в частности, то, что формирующаяся ценностно-нормативная система пока не является ни согласованной, ни гармоничной, ни стабильной. Ценностно-нормативная неопределенность современного российского общества приводит к замене цельного мировоззрения молодежи на клиповое сознание, затрудняющего выбор ориентиров и органичное включение в систему общественных отношений, социальную структуру, объективно переживаемый молодежью процесс поиска собственного жизненного пути, смысла жизни, выбора адекватных для них путей их достижения, протекает в условиях трансформации ценностей и ослабления каналов социализации, снижения роли преемственности между поколениями. В результате возникает противоречие между усвоенными в родительской семье практиками поведения и ориентацией на новые, широко тиражируемые в СМК практики социальной жизни и отношений.

В результате трансформационного процесса произошла модификация основополагающих социальных институтов, которые в совокупности, и определяют институциональное и в целом социокультурное пространство конкретного общества. Социологический дискурс отличается разнообразием точек зрения по вопросу о содержании и особенностях процессов институционализации независимо от предмета исследования: устройство общества в целом, его отдельных сфер или отдельных институтов.

Высказывая различные взгляды, социологи сходятся во мнении о том, что, во-первых, исходя из теории развития, институциональные изменения процесс объективный; во-вторых, его отличает наличие объективных закономерностей и особенностей, особенностей, которые, даже с учетом

глобализационных изменений, обеспечивают возможность сохранения исторической уникальности и национальной самобытности.

Не вызывает сомнения, что именно молодое поколение выступает основным источником общественного развития, обеспечивает его воспроизводство и развитие. Каждое новое поколение, воплощая инновационный потенциал, вносит изменения в существующие ценности, нормы, установки.

Вместе с тем молодежь как особая социально-демографическая группа обладает признаками маргинальности, вследствие чего ее система ценностей и ценностных ориентации находятся в стадии становления, и трансформируется под влияние внешних и внутренних изменений. Это порождает множество проблем [1]. Так, в последнее время обращается внимание на ведущую особенность ценностей и ценностных ориентаций молодежи - наличие конвергенции между их традиционными (семья, здоровье) и инновационными (высокий доход, возможность самореализации, независимость) формами, доли каждой из них все время меняются. При этом растет интерес к тенденции индивидуализации ценностных ориентаций молодежи, что при отсутствии жизненного опыта, сформированных идеалов может привести (и приводит) к склонности к асоциальному, аутоагрессивному поведению, замене ценностных ориентаций на «коппинг-стратегии». В связи с этим возрастает роль и значение процессов первичной и вторичной социализации.

Будучи субъектом воспроизводства общества, молодежь в то же время детерминирована законами и порядками общества, векторами социальных изменений и выбором, который предоставляет данное общество его деятелям. Данный выбор определяется, в частности, ценностными ориентациями молодежи, ее предпочтениями, потребностями, идеалами, нормами, стремлениями.

Ценностный арсенал молодежи, ее творческий потенциал и выбор тех или иных адаптивных и в целом насущнейших стратегий в обществе, формируется в процессе межпоколенческого взаимодействия. В основе его не всегда лежит согласие, что и вызывает конфликты в обществе.

Особенную важность и значимость в социологии молодежи представляет рассмотрение межпоколенной трансмиссии социальных и культурных ценностей, функционирование которой в современном российском обществе переживает определенную трансформацию. Имеется в виду ее переломный период, понимаемый как нарушение налаженного механизма передачи социокультурного опыта от старшего поколения к младшему

В результате социокультурного кризиса конца ХХ века сейчас в России представлены два различных аксиологических типа. Одни из них связан с рациональной моделью ценностей западного типа, а другой - с традиционной российской (патриархально коллективистской) ментальностью [2].

Следует отметить, что, процесс становления ценностных установок и предпочтений российской молодежи происходит в условиях ценностной

оппозиции, что в свой черед, обуславливает многообразие мировоззренческих предпочтений и отсутствие консенсуса касательно базовых ценностей. Наряду с этим, как отмечают ученые, молодежь в большей мере предпочитает ценности, ориентированные на прагматизм, утилитаризм, личный успех, самодостаточность и свободу. Значимость таких ценностей как стремление совершать добрые поступки, быть полезным людям, служить на пользу отечества отходят на задний план. Значительно падает нравственный потенциал таких понятий как «отчизна», «патриотизм». Тогда как «благополучие», «достаток», «досуг», отрицавшиеся молодыми людьми в советскую эпоху, лежат в основе устремлений большинства современной молодежи [3]. Нестабильность социальной структуры и конкурентность экономического рынка вынудили молодежь руководствоваться собственными интересами и комфортными жизненными условиями, что указывает на господство рациональной модели ценностей западного типа.

Вместе с тем, несмотря на устойчивые установки индивидуализации и рационализации сознания и поведения молодых людей в России, проведенные исследования подтверждают положение о том, что основополагающие ценности молодежи в основном остаются традиционными, и речь идет только о смене приоритетов. Базовыми ценностями для молодого поколения по-прежнему являются образование, здоровье, семья, дружба, любовь, мир на земле т.е. духовные ценности [4].

Резюмируя вышесказанное можно заключить, что неустойчивое, нестабильное положение российского общества детерминирует трансформацию ценностных ориентациях молодежи: значительно уменьшился приоритет коллективистских и увеличилось значение индивидуалистических ценностей. На уровне массового сознания молодежи происходит переосмысление системы ценностей - отказ от прежних идеологических мифов в пользу рациональных аргументов.

Распространение в последней четверти ХХ - начале XXI века Интернета и киберпространства не могли не затронуть аксиологический аспект. Виртуальное пространство обусловило появление так называемых виртуальных ценностей.

В научной литературе на данном этапе исследований понятие «виртуальная ценность» (киберценность) используется для анализа базовых ценностей специфической культуры - виртуальной. То есть, оно связано с ценностями, которые отражают особенности ценностной структуры сознания специфических субъектов - Интернет -пользователей (это, как правило, ценности альтернативные по отношению как к традиционным, так и инновационным ценностям), а не процесс актуализации ценностей в пространстве виртуальной реальности.

Говоря о динамике ценностей российской молодежи, следует коснуться проблем, связанных с Интернетом и ценностей его пользователей. В современном информационном обществе формируется новая, информационная культура, которая выражается через виртуальное пространство коммуникации и развлечения.

Современные технологические инновации приводят к увеличению свободного времени человека и тем самым способствуют расширению индустрии развлечений. Более того социологи считают, что «обесценивание внешних ценностей позволяет человеку больше сосредоточиваться на себе самом» [5]. Это влияет на ценностные предпочтения людей, главными из которых становятся получение разнообразных знаний и образования, но они оцениваются не сами по себе, а как средство карьерного роста и получения высокого дохода.

Так же следует отметить, что в последние десятилетия социализация молодежи проходит под влиянием новых акторов, которые фактически невозможно цензурировать - это Интернет, социальные сети. Вектор их влияния зачастую становится самым непредсказуемым и может приводить к нежелательным последствиям, нивелируя усилия семьи, системы образования и государства.

Потеря традиционных ценностей способствует тому, что жизнь человека становится хаотичной, быстротечной и с неопределенным будущим. Молодежь находится в состоянии становления, бесконечном и некачественном росте, при этом содержит в себе большое количество нереализованной свободы. Молодому поколению присущи инфантильность и стремление к бесконечному потреблению. Как пишет Дуглас Коупленд в своем труде «Generation - X»: «Новое поколение пытается бунтовать против «бесконечного стресса, рожденного бессмысленной работой», против мира, где большинство вынуждено «глотать успокоительное и считать, что поход в магазин - это уже творчество, что взятых видеофильмов достаточно для счастья» [цит. по: 5].

Виртуальность провозглашает тотальное доминирование гедонизма. Баева Л. В. в монографии, посвященной трансформации ценностей в информационную эпоху, отмечает повышение роли витальных, гедонистических ценностей[5]. Интернет выступает в первую очередь в роли развлекательного пространства, а потом уже как информационный научный ресурс или часть политико-экономического пространства. Спектр суррогатов реальных удовольствий варьируется от киберсекса до цифровых наркотиков-айдозеров. Традиционными удовольствиями пользователей являются общение и игры, которые с течением времени приводят к возникновению интернет-аддикции.

Приходят ли у современного человека на смену традиционным ценностям ценности информационной эпохи? Да, такие ценности есть, как утверждают многие исследователи. Прежде всего, в информационном мире, самой ценность становится виртуальный мир. Для многих пользователей и интернет-зависимых, виртуальная реальность заменяет реальную жизнь. Вместе с тем, даже если молодой человек не является интернет-зависимым в полном смысле этого слова, то Интернет является одним из предпочтительных видов отдыха. Отличительной четой виртуальной реальности является его сосредоточение на конкретном пользователе. Это дает свободу, но уменьшает возможность общения, поскольку пользователь

передает сообщение, и существует большая вероятность того, что он не получит ответ своевременно. Уходя в виртуальный мир, пользователь рискует потерять себя в реальном мире [6, с. 90].

Важной ценностью информационного общества и Интернета становится информация. Ценность информации, помимо очевидных экономических аспектов, имеет и психологические. Например, известны случаи суицида из-за потери всех файлов[7]. Информация становится базовой ценностью экономики, неотъемлемой частью быта и досуга, что говорит о существенном изменении в структуре ценностей в сравнении с индустриальным обществом.

Таким образом, на основе анализа иерархии ценностей современной молодежи, можно прийти к выводу, что у нового поколения основными ценностями являются: высокий материальный статус, карьерный рост, престижная профессия. Молодежь свой досуг проводит в Интернете, причем у некоторых это перерастает в зависимость. Каким будет новый социум, каким образом изменятся ценностные установки у молодежи, все эти изменения нам предстоит наблюдать.

Литература:

1. Чупров, В. И., Зубок Ю. А. Социология молодежи. Учебник. НОРМА ИНФРА-М. М. - 2011. - 335 с.

2. Жапуев, З. А. Российская молодежь в условиях социокультурного раскола: проблема формирования иерархии ценностей. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2008. - С. 24

3. Зубок, Ю. А., Яковук Т.И. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе. Брест «Альтернатива» - 2008.

4. Жапуев, З. А. Динамика ценностей российской молодежи в современной России. Ростов-на-Дону: Антей, 2009. -120 с.

5. Баева, Л. В. Человек играющий в XXI в. // Информационная эпоха: вызовы человеку / Под ред. И. Ю. Алесеевой, А. Ю. Сидорова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2010. - 214 с.

6. Фетисова, О. В. Гугуева Д. А. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах // Гуманитарий Юга России. Научно-образовательный журнал. Т.21., № 5. - 2016. - С.85-93.

7. Организация работы с молодежью. Введение в специальность. (Под общей редакцией Е. П. Агапова) Ростов-на-Дону. «Феникс» - 2014. - 446 с.

Literature:

1. Chuprov, V.I., Yu.A. Sotsiologiya's Clove of youth. Textbook. NORM of INFRA-M. M- 2011. - 335 pages.

2. Zhapuyev, Z. A. The Russian youth in the conditions of sociocultural split: problem of formation of hierarchy of values. Rostov-on-Don: Nauka-Press, 2008. - Page 24

3. Zubok, Yu. A., Yakovuk T.I. Spiritual life of youth in the transformed society. Brest "Alternative" - 2008.

4. Zhapuyev, Z.A. Dinamika of values of the Russian youth in modern Russia. Rostov-on-Don: Antaeus, 2009. - 120 pages.

5. Bayeva, L.V. Chelovek the player in the 21st century//Information era: calls to the person / Under the editorship of I.Yu. Aleseeva, A.Yu. Sidorov. - M.: Russian political encyclopedia (ROSPEN), 2010. - 214 pages.

6. Fetisova, O.V. Guguyeva D.A. Values of modern Russian youth in real and virtual societies//the Humanist of the South of Russia. Scientific and educational magazine. T.21., No. 5. - 2016. - Page 85-93.

7. Organization of work with youth. Introduction to specialty. (Under the general edition of E.P. Agapov) Rostov-on-Don. Phoenix - 2014. - 446pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.