Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современной молодежи российских регионов'

Ценностные ориентации современной молодежи российских регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
874
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / PERSONAL VALUE SYSTEM / TRADITIONAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS / UNIVERSAL VALUES / PERSONALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна, Шинкевич Владимир Ефимович

В статье на основе анализа материалов исследования, проведенного среди студентов г. Красноярска, представлена система ценностей современной российской студенческой молодежи, отмечается важность разрабатываемых различными субъектами молодежной политики для воспитания студенческой молодежи социально значимых проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна, Шинкевич Владимир Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Values orientations of modern youth of the Russian regions. among students of Krasnoyarsk

The article presents the value system of modern Russian students based on the materials of a sociological study among students of Krasnoyarsk; the importance of various socially significant projects being developed for educating students is noted.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современной молодежи российских регионов»

Н.В. МАСЛОДУДОВА кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России*

В.Е. ШИНКЕВИЧ доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России

Ценностные ориентации современной молодежи российских регионов

В статье на основе анализа материалов исследования, проведенного среди студентов г. Красноярска, представлена система ценностей современной российской студенческой молодежи, отмечается важность разрабатываемых различными субъектами молодежной политики для воспитания студенческой молодежи социально значимых проектов.

Ключевые слова: личностная система ценностей, традиционные ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, индивидуализм.

Maslodudova N.V., Shinkevich V.Ye. Values orientations of modern youth of the Russian regions. among students of Krasnoyarsk. The article presents the value system of modern Russian students based on the materials of a sociological study among students of Krasnoyarsk; the importance of various socially significant projects being developed for educating students is noted.

Keywords: personal value system, traditional values, value orientations, universal values, personalism.

Ценностные ориентации молодежи всегда будут объектом пристального внимания исследователей, философов, психологов, социологов. Наиболее разработанными являются теории ценностей и ценностных ориентаций У. Билски, А.И. Донцова, Д.А. Леонтьева, Г. Олпорта, М. Рокича, Ш. Шварца, Ю.А. Шерковина, В.А. Ядова и др. Интерес представляют ис-

* Маслодудова Наталья Владимировна, e-mail: [email protected]; Шинкевич Владимир Ефимович, e-mail: [email protected]

следования И.Ф. Кефели, А.В. Мироновым, В.Т. Пуляевым, Н.В. Шеляпиным идеологических ориентиров в социокультурном пространстве России1. Современный российский студент - это тот, кто был рожден на рубеже XX и XXI вв. Для мира в целом это период начала новой промышленной революции и перехода к совершенно новым технологиям, некоторые из них вызывают ряд этических проблем. Для России это начало становления стабильного общества относительно политических и экономических потрясений конца XX в. Это период, когда закончилась либеральная эйфория от возможностей глобализации и пришло понимание важности национального самосознания. На государственном уровне начинается возврат к системе воспитания подрастающего поколения: разрабатываются программы по борьбе с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, программы патриотического воспитания, пропагандируется здоровый образ жизни и начинает развиваться молодежное волонтерское движение. Особое внимание молодежной политике уделяется в период выборов Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2016 г., когда стало очевидно, что незанятая молодежь легко становится объектом манипуляций различных политических деятелей.

В целом можно сказать, что современный российский студент охвачен вниманием ряда специализированных социальных институтов, занятых в формировании подрастающего поколения, а в современном обществе есть четкое понимание того, что молодежь - это наше будущее. Сегодня мы окончательно вернулись к пониманию того, что качественной характеристикой морального развития и моральной зрелости личности является не столько умение овладевать новыми технологиями, сколько нравственная культура специалиста. Именно поэтому проблема нравственного воспитания в образовании, оттесненная ранее на задний план проблемами модернизации и использования новых технологий, опять занимает важное место. Мы надеемся на то, что современные молодые люди возьмут на себя решение многих проблем как внутри страны, так и во всем мире: начиная от обеспечения пенсионной реформы и заканчивая решением проблемы изменения климата.

1 Кефели И.Ф., Миронов А.В., Пуляев В.Т., Шеляпин Н.В. Идеологические ориентиры в социокультурном пространстве России. М., 2001.

Но какой видится личностная система ценностей этих представителей Поколения Y? Следует признать, что они значительно отличаются от тех, кто был рожден в СССР. Более того, они воспитывались тем поколением, которое формировалось в условиях ценностного вакуума конца 80-х и 90-х гг. XX в., когда на смену рухнувшим социалистическим ценностям коллективизма пришла идеология воинствующего индивидуализма. Мировоззрение родителей современных студентов (а также большинства преподавателей, которые с ними работали в общеобразовательной школе и работают сегодня в высшей школе) формировалось в период культурного разлома и духовного кризиса в обществе. Первоначально социальными ориентирами общественного развития и идеологией проходящих в государстве реформ были антисоциалистические цели и либерально-демократические ценности. «Блага» нового порядка оказались зловещим вирусом, которым в свое время заразился герой Ф.М. Достоевского Родион Раскольников. Всеобъемлющая несправедливость и социальное расслоение общества конца XX в. побудили многих к выработке своей преступной философии. Такие, казалось бы, бесспорные ценности западноевропейских идеологий, как либерализм, социал-реформизм, конкуренция, механически перенесенные на отечественную почву, были перетолкованы в России на своеобразно прагматический лад: индивидуализм превратился в безудержный эгоизм, свобода - в своеволие и безответственность, конкуренция - в абсолютное право сильного. Все это приводило к дезорганизации самого человека, его мыслей и культуры, проявляющихся в его деятельности, которая чаще всего характеризовалась бездуховностью. Конечно, идеология «сытости», к счастью, поразила не всех. Иначе бы на государственном уровне не произошло всего того, о чем мы говорили в начале. Но вирус все-таки оказался очень сильным. Его последствия стали очевидны при анализе материалов исследования, проведенного среди студентов г. Красноярска с целью изучения представлений о личностной системе ценностей современных российских студентов.

Всего на сервисе Google-формы было опрошено 464 человека. При обработке результатов исследования учитывалась обязательная принадлежность опрашиваемого к студенческому сообществу образовательных организаций высшего образования Красноярского края. Результаты иссле-

дования были неоднозначные и вызвали больше вопросов, чем смогли дать ответов.

Так на вопрос «Сходны ли Ваши цели с общественными?», респонденты ответили следующим образом: «Да» -2,5%; «Скорее да, чем нет» - 63,4%; «Скорее нет, чем да» -26,2%; «Нет» - 7,9%.

На вопрос «Соблюдаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?» респонденты ответили: «Да» - 11,7%; «Скорее да, чем нет» - 47,5%; «Скорее нет, чем да» - 25,9%; «Нет» -14,8%.

Таким образом, почти половина опрошенных студентов, большая часть из которых связывает свои цели с общественными, не испытывают благоговения перед обычаями и традициями своего народа. При этом, как отмечает К.Ю. Щенникова, на протяжении всей российской истории именно духовно-нравственные ценности были прочным фундаментом Российского государства1.

Дальнейший анализ материалов показал еще более интересные результаты. Молодые люди, которые более чем предшествующее им поколение охвачены разного рода программами патриотического воспитания в контексте реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»2, в большинстве своем хотят жить в другой стране. На вопрос «Хотели бы Вы жить в другой стране?» положительно ответили 50,3% респондентов, 24,5% - затруднились ответить и только 25,2% категорично высказались, что хотят жить в России.

Совершенно очевидно, что массовая миграция молодежи явно не является целью современного общества. Таким образом, можно предположить, что респонденты лишь декларировали общность своих целей с общественными. На деле можно увидеть, что молодые люди не особо стремятся соблюдать обычаи и традиции своего народа, равно как следовать «общественным целям».

1 Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и единения современной России // Власть, 2017, № 1, с. 159-164.

2 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 1493. [Электронный ресурс] URL: http://static.aovernment.ru/media/files/8aaYUwwzHUxzVkH1isKAErrx2dE4a0ws .pdf (дата обращения 30.08.2019)

Отвечая на вопрос «Что Вы больше всего цените в своей жизни?», большинство наших респондентов на первое место поставили семью. Вместе с тем, согласно данным ВЦИОМ, в 2018 г. доля жителей России, не желающих заводить детей, достигла 17% в Москве и 6% во всей России и продолжает расти. В большинстве случаев россияне отказываются от продолжения рода в связи с отрицательным отношением к институту брака1. В то же время главный специалист по репродуктивному здоровью О. Аполихин заявил, что сегодня большинство россиян начинают половую жизнь в 16-17 лет2.

Отвечая на вопрос «Какие качества вы больше всего цените в людях?», наши респонденты на первые три места поставили честность, доброту и целеустремленность; но при этом прагматизм и уверенность в их ранжировке заняли одно из самых последних мест. Глядя на такие ответы, можно предположить, что отвечающие были откровенны и в достижении своих целей они не рассматривают прагматичную установку «любой ценой», но при этом не понятно, почему уверенность не пользуется популярностью. А если обобщить предыдущие ответы, то можно предположить, что респонденты не до конца уверены в том, что они по-настоящему ценят в людях. Они очень хорошо знают, что они должны ценить, но вот является ли это частью их личной системы ценностей, большой вопрос. То есть, в отличие от предыдущего поколения, они уже не находятся в ценностном вакууме, они понимают, какой сегодня существует общественный запрос. Сомнения возникают в той части, насколько искренне они готовы разделять этот запрос. То есть они понимают, что человек должен быть добрым, сочувствующим, честным, быть патриотом своей страны, но при этом сами хотят иметь право не быть такими.

Рискнем предположить, что современные молодые люди в большинстве все-таки разделяют те ценности, которые принято называть «западными» и которые, как отмечалось выше, во многом подорвали основы нашей государственности в конце XX в. К числу «западных» ценностей относят:

1 Городской репортер. Свободные от детей: в России растет процент пар, не желающих заводить детей. URL: https://cityreporter.ru/svobodnye-ot-detej-v-rossii-rastet-protsent-par-ne-zhelayushhih-zavodit-dtej/ (дата обращения 30.08.2019).

Газета.Ру Минздрав предупреждает: секс до свадьбы очень опасен [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/lifestyle/sty-le/2019/02/a 12210619.shtml (дата обращения 30.08.2019).

рационализм, разделение церкви и государства, верховенство закона, равенство перед законом, права человека, либеральную демократию1.

Очевидно, что сами по себе эти ценности не представляют ничего страшного, более того, они реально привлекательны. И потому не понятно порой очень жесткое выступление против этих ценностей, как например В. Чаплина, который указывал, что Запад навязывает России взгляды, в соответствии с которыми основное внимание уделяется правам отдельного индивидуума и при этом игнорируются ценности государства и общества. Он предложил «начать серьезный диспут в этой сфере и определить, какие ценности могут быть выше прав человека» .

Сегодня следует признать, что даже Китаю, не прерывающему, в отличие от России, систему воспитания подрастающего поколения, не удаётся справиться с распространением западных ценностей, хотя последние находятся в прямом противоречии с тем, что государство пытается привить в молодости. Обширная цензура китайских развлечений настаивает на обмене сообщениями, способствующими социальной стабильности и «правильным» моральным ценностям»3.

И причина, на наш взгляд, в том, что для современных молодых людей эти западные ценности выглядят объективно более привлекательными. Современные молодые люди уже не помнят жизни без интернета. Их близость к современным технологиям значительно отличает эту молодежь от предыдущих поколений. Эти технологии сформировали их новый образ жизни и работу, создали совершенно иной набор целей, убеждений, стремлений и даже страхов. Современные молодые люди уже не боятся голода и лишений военного времени, рэкета «лихих 90-х», уличных грабежей, квартирных краж и т.п. Нам надо понять, что у них

1 Лонсдейл Д. Западная цивилизация - это идея, которую стоит защищать и повторно применять [Электронный ресурс] URL: https://www.econo-mist.com/open-future/2018/08/03/western-civilisation-is-an-idea-worth-defendina-and-reapplying (дата обращения 30.08.2019)

2 Радзиевский В. Абсолютны ли общечеловеческие ценности и права человека? [Электронный ресурс] URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/28237.html (дата обращения 30.08.2019)

3 Фиш Э. Почему Пекин так обеспокоен тем, что западные ценности заражают молодежь Китая? [Электронный ресурс] URL: http://www.china-file.com/features/whys-beiiina-so-worried-about-western-values-infectina-chinas-youth (дата обращения 30.08.2019).

реально другие страхи: они боятся ограничения доступа к информации, слежки в своих соцсетях, отсутствия мобильной связи или интернета, запрета на использование Iphone и установления нового «железного занавеса», пагубных последствий некоторых зависимостей1. Эти ценности оказывают влияние на их подход к решению многих социальных вопросов, начиная от создания семьи и заканчивая политическими убеждениями. За эти ценности они готовы выходить на улицу и выражать свой протест власти. Это поколение, которое уже само читало «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше2 или воспитывалось теми, кто бредил «сверхчеловеком», способным сделать вызов всем моральным установкам, существующим в обществе.

Здесь уместно вспомнить Н. Старикова, хотя он явно не согласен с идеей распространения западных ценностей: «Неграмотный носильщик поклажи будет рад запрыгнуть на телегу. Точно так же он бросит телегу ради паровоза и паровоз ради автомобиля. Потому что неотменимые законы природы, действие которых он ощущает воочию, позволяют ему эмпирическим путём прийти к определенным выводам. И выводы эти гласят, что всякий раз при смене одного вида транспорта на другой он повышает скорость своего перемещения и массу поклажи, которую он может переместить. С точки зрения носильщика, это гораздо более эффективно. Никто не может заставить его пересесть с паровоза на телегу, а с телеги снова взять поклажу на плечи, а потом начать движение на своих двоих. Сколько ни повторяйте ему заклинаний об «эффективности» переноса тяжести пешком на плечах по сравнению с перевозкой её на транспорте - он не поверит. Заставить, конечно, можно, но только под угрозой насилия»3.

Такая же ситуация с западными ценностями. Коллективизм, альтруизм, долг не могут сегодня в молодежной среде конкурировать с тем, что предлагает Запад: индивидуализм, относительность морали, следование собственным интересам и потребностям. Людям, которые желают, например,

1 Маслодудова Н.В., Шинкевич В.Е. Формирование антинаркотического мировоззрения личности: социально-философский анализ // Социально-гуманитарные знания, 2016, №1.

2 Ницше Ф. Так говорил Заратустра. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt (дата обращения 26.08.2019).

Стариков Н. Приватизация и «эффективные менеджеры» [Электронный ресурс] URL: https://nstarikov.ru/blog/24440 (дата обращения 30.08.2019).

быть богатыми, покупать дорогие статусные вещи, можно долго рассказывать о том, что «счастье не в деньгах», а «с милым и в шалаше рай», но вряд ли они согласятся, поскольку красивая удобная одежда, вкусная еда и хорошая квартира, очевидно, лучше, чем некачественная, неудобная, но дешёвая одежда, скудная пища и тот самый шалаш.

При этом следует признать, что если в прошлом государство могло позволить себе развивать механизмы пропаганды и социального осуждения, то в настоящее время из-за развития технологий они если и действуют, то очень не эффективно.

Таким образом, представления современных молодых людей о благе, ценностях и образе жизни во многом определяются теми переменами, которые произошли в нашем государстве в конце XX в. и являются результатом воздействия таких социальных институтов, как семья и школа.

Да, сегодняшние общественные и государственные институты хотят видеть молодежь нравственной, ценящей свою родину и историю, высококультурной, образованной, инновационной, предприимчивой, здоровой. Именно поэтому сейчас ценностные ориентации личности, молодёжи оказываются объектом воспитания и целенаправленного воздействия общества и государства; а процесс их образования - важным направлением молодёжной политики по осуществлению духовно-нравственного, патриотического и тру-1

дового воспитания .

Между тем, на наш взгляд, работа органов государства в этом направлении оставляет желать лучшего. В уже упомянутом нами исследовании мы задавали вопрос относительно того, существует ли в современном обществе проблема формирования жизненных ценностей молодежи. Ответы разделились следующим образом: «Да» - 36,9%, «Скорее да, чем нет» - 42,7%, «Скорее нет, чем да» -16,5%, «Нет» - 3,9%.

При этом на вопрос «Как Вы считаете, сегодня наше государство занимается воспитанием молодежи?» респонден-

1 Елишев С. Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи посредством государственной молодёжной политики [Электронный ресурс] URL: http://ruskline.ru/analitika/2010/05/19/formirovanie cen-nostnyh orientacii sovremennoi molodyozhi posredstvom gosudarstvennoi molodyozhnoi politiki/ (дата обращения 30.08.2019).

ты ответили следующим образом: «Да» - 8,6%, «Скорее да, чем нет» - 35%, «Скорее нет, чем да» - 37,4%, «Нет» - 19%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые люди считают неэффективными меры государства, направленные на создание ценностных ориентиров у молодежи. Во многом, на наш взгляд, это связано с показухой и профанацией, потому что ничто так не вредит воспитанию, как откровенный цинизм. Очень показательная история со школьником Л. Шайдуровым, который объявил голодовку после того, как руководство школы попыталось заставить его стать участником «Юнармии». Цель движения (на наш взгляд, очень правильная) - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, к героям, выдающимся ученым и полководцам. В свободное от учебы время юнармейцы будут вести работу по сохранению мемориалов, обелисков, нести вахты памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в крупных культурных и спортивных мероприятиях, смогут получить как дополнительное образование, так и навыки оказания первой помощи1. А вот метод (добровольно-принудительный) - крайне сомнителен и неэффективен.

Кроме того, нельзя забывать, какую роль сегодня играют многочисленные технические средства связи и поэтому утаить что-то от общественности уже просто невозможно. Государство должно учитывать не только важность пропаганды общественных ценностей, но и тот факт, что работа соответствующих социальных институтов по реализации поставленных задач может столкнуться, с одной стороны, с реальным противодействием, а с другой - с полным несоответствием тех людей, которые должны олицетворять эти общественные ценности. Последнее создает у молодых людей ощущение, что все разговоры о том, что надо работать на благо государства, терпеть трудности - это очередная манипуляция чиновников. При этом надо понимать, что современные молодые люди - это то поколение, которое без реальных объективных причин не пойдет на те или иные лишения, потому что это уже не входит в их личностную систему ценностей.

Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». URL http://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.