Научная статья на тему 'Роль историческом памяти в патриотическом воспитании молодого поколения'

Роль историческом памяти в патриотическом воспитании молодого поколения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
439
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / PATRIOTISM / PATRIOTIC VALUES / PATRIOTIC EDUCATION / HISTORICAL MEMORY / SOCIAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маслодудова Наталья Владимировна

В статье на основе анализа современных факторов подъема патриотического движения и понятия "патриотизм" демонстрируется роль исторической памяти в реализации задач патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HISTORICAL MEMORY IN THE PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG GENERATION

The role of historical memory in the implementation of tasks of youth's patriotic education is demonstrated in the article based on the analysis of the contemporary factors of the rise of patriotic education and the concept of patriotism.

Текст научной работы на тему «Роль историческом памяти в патриотическом воспитании молодого поколения»

УДК 355.233:355.48

Наталья Владимировна МАСЛОДУДОВА,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат философских наук, доцент

nata.maslodudova@yandex.ru

РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

THE ROLE OF HISTORICAL MEMORY IN THE PATRIOTIC EDUCATION

OF YOUNG GENERATION

В статье на основе анализа современных факторов подъема патриотического движения и понятия 11патриотизм" демонстрируется роль исторической памяти в реализации задач патриотического воспитания молодежи.

The role of historical memory in the implementation of tasks of youth's patriotic education is demonstrated in the article based on the analysis of the contemporary factors of the rise of patriotic education and the concept of patriotism.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические ценности, патриотическое воспитание, историческая память, общественные науки.

Keywords: patriotism, patriotic values, patriotic education, historical memory, social sciences.

Глобализация, которая стала неизбежной реальностью современного мира, подразумевает сосуществование сообществ с разными культурами, традициями, образом жизни, ценностными установками и конфессиональной приверженностью. Порой вместо поиска возможностей для сосуществования различного происходит универсализация (создание единых стандартов), и в этом случае часто говорят о глобализации как американизации. Сегодня под красивым лозунгом перемен в мире происходит реальное разрушение национально-культурных традиций и подчинение народов наднациональным целям и ценностям. Такое представление о новом мироустройстве не может быть не связано с экономическим ослаблением национальных экономик отдельных государств вплоть до борьбы за контроль над природными ресурсами, что мы и наблюдаем пос-

ледние десятилетия. Экономическое ослабление рано или поздно приводит к потере традиционными государствами реального политического суверенитета, а культурная унификация - к утрате национальной культуры. Осознание такой опасности пробуждает в народах чувство внутреннего сопротивления, которое выражается в форме подъема патриотического настроения.

В словаре Владимира Даля патриотизм определяется как "любовь к отчизне", а патриот - как "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб".

В конце XX в. на национальное самосознание российских граждан был направлен мощный информационно-психологический удар. Д. Чернышевский справедливо отмечает, что "с переходом от советской общественно-политической системы к нынешней дошло до того, что слова "патриот",

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -

"патриотизм" стали нарицательными и ругательными" [12].

Пренебрежительное отношение к проявлению патриотизма в 90-е гг. XX в. в России было вызвано убеждением, что наше Отечество любить вроде как и не за что. Во многом это объясняется и тем, что патриотизм в советском государстве по своей сущности был этатическим1, поэтому с разрушением источника любви (государства) исчезла и сама любовь.

Деструктивные процессы того времени сформировали совершенно иной взгляд на нашу историю, а обнародование новых фактов истории советского государства, часто откровенно искаженных, привело к разрушению самой основы патриотического воспитания - гордости за Отечество. Как справедливо отмечает Н.В. Борисова, "...наднациональный контроль легче осуществить, если патриотические ценности утрачены и размыты, если культивируется комплекс вины за историческое прошлое страны" [1].

В обстановке нескончаемой критики своего государства многие преподаватели общественных дисциплин оказались в растерянности, что послужило поводом для сокращения часов, отведенных на учебные дисциплины. Пока решали, что и как преподавать, количество часов, предусмотренных для изучения истории Отечества, сократилось в большинстве высших учебных заведений с 90 до 50, а форма контроля с обязательного экзамена свелась до уровня зачета, выставляемого по итогам работы на семинарских занятиях. Сегодня отечественная история вообще не входит в число дисциплин базовой части большинства федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, а является дисциплиной по выбору.

Вместе с тем исторический опыт показывает, что отказ от системы патриотического воспитания, важную роль в которой играет историческое образование, приво-

дит к отрицательным результатам для всего общества. Именно поэтому еще 21 марта 2003 г. на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей была одобрена Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработанная в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2002 г. № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы"". Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" была принята постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. [1]. В программе были сформулированы цели, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Патриотизм был призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Сегодня следует признать, что эта государственная программа, несомненно, имела результаты, которые закреплялись событиями, направленными на возвращение России достойной роли на международной арене. Патриотизм в России всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства величия и могущества государства. "Слияние патриота с Родиной ведет к чудесному и плодотворному отождествлению их духовных энергий. В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется всеми силами патриота, а патриот получает неиссякаемый источник творческой энергии во всенародном духовном подъёме; и это взаимное питание, удесятеряя силы, даёт человеку непоколебимую веру в его Родину" [5, с. 332].

1 Любовь к государству есть любовь к Отечеству.

К понятию "'патриотизм" в научно-исследовательской литературе имеются различные подходы. Условно эти подходы дифференцируют по направлениям, в которых определяется главный существенный признак этого понятия. [8, с. 55-60]

Не ставя в данной работе цели рассмотрения всех подходов, остановимся на целостном определении, которое дает В. Лутовинов: "Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества" [7].

Патриотизм проявляется как на личностном уровне, выступая устойчивой важнейшей характеристикой человека, выражающейся в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения, так и на макроуровне как значимая часть общественного сознания, проявляющаяся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. [1]

В начале 2000-х гг. по данным независимого российского центра социологических исследований 80% учащихся старших классов московских школ на вопрос: "Хотели бы Вы уехать из России?" - отвечали положительно, что свидетельствовало о росте потенциальной эмиграции среди подрастающего поколения. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 2013 г.: "Лишь 13% граждан заявили, что хотели бы уехать за границу на постоянное место жительства. Подавляющее большинство [85%] не желают никуда переезжать" (URL: http: // polit.ru /news/ 2013/07/25/emigration). Думается, что сегодня процент потенциальных эмигрантов был бы еще меньше. Объясняется это достаточно просто: "легко любить сильное государство, сильную родину, могучую и процветающую, а вот полюбить слабую родину, униженную, больную, оскорбленную гораздо сложнее" [9].

Люди, имеющие историческое образование, хорошо знают, что даже в самые тяжелые периоды своей истории Россия никогда не была униженной и оскорбленной, она никогда не теряла свой суверенитет, а благодаря мужеству и героизму своего народа не раз спасала мир от гегемо-нистических притязаний завоевателей. По мнению Г. Фролова, патриотизм был в основе победы в годы Великой Отечественной войны: "Мы побеждали в невероятных условиях. Победить нам помогла вера в победу, по-другому мы просто не могли поступить. К сожалению, память о том страшном времени, несмотря на все громкие заявления, стирается, ряды ветеранов редеют. Современная молодежь начинает забывать о том, какой подвиг совершили их деды и прадеды... На мой взгляд, сейчас крайне важно вести активную деятельность по воспитанию чувства патриотизма у молодежи" [11].

История Отечества - это тот предмет, который направлен на формирование у обучающихся исторической памяти, понимаемой как совокупность представлений о социальном прошлом. Эти представления существуют в обществе как на массовом, так и на индивидуальном уровне, включая их когнитивный, образный и эмоциональный аспекты. В сущности, массовое знание о прошлой социальной реальности и есть содержание исторической памяти народа. Такая память включает в себя минимальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, визуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти народа. [10, с. 61] Именно поэтому, формируя историческую память, история Отечества в большей степени, чем любой другой предмет, способна воспитать у обучающихся любовь и уважение к Родине.

Судить об уровне нравственного воспитания можно исключительно на основе поведения. История Отечества дает огромное количество примеров поведения различных субъектов общественных отношений. Оценка этого поведения и есть основа формирования нравственных ценностей

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России -

обучающихся. Обучающимся полезно почуять в себе "кровь и дух своих русских предков и принять любовью и волей всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; чтобы их душа отзывалась трепетом и умилением на дела и слова русских святых, героев, гениев и вождей" [4, с. 202].

Следует вспомнить, что общественные науки во все времена и при всех типах политических режимов выполняли и выполняют в обществе роль специализированного фактора в подготовке подрастающего поколения, так как, занимаясь формированием мировоззрения, дают представление о государственном уровне сознания, а значит, и таких его формах, как нравственное, политическое и правовое. От степени развитости патриотизма у современного поколения молодежи во многом будет зависеть будущее самой России как суверенного и самобытного цивилизованного образования.

Хочется разделить оптимизм А.А. Козлова в том, что современная молодежь -"поколение, которому суждено определять судьбу России, . . . во взаимодействии со старшими поколениями имеет возможность реализовать свою историческую миссию,

преодолев разрушительные тенденции, и исполнить тем самым свой долг перед Родиной" [6].

Россия сформировала уникальную культуру, добилась высот в области науки, продемонстрировала миру социальные эксперименты, пусть и не всегда удачные, и неоднократно существенно влияла на судьбы человечества. Но без цели и без идеи Россию невозможно спасти от саморазрушения. Эта идея, как отмечал И.А. Ильин, должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической... Она должна исходить из "самой ткани" русской души и русской истории. "Западная Европа и Америка, не знающие России, не имеют ни малейших оснований навязывать нам какие бы то ни было политические формы - ни демократические, ни фашистские... Россия не спасется никакими видами западничества, ни старыми, ни новыми. Мы должны понимать и помнить, что всякое давление с запада... будет преследовать не русские, а чуждые России цели, не исторический интерес, не благо русского народа, а интерес давящей державы и вымогающей организации" [3, с. 72-73].

Библиографический список

1. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы : Государственная программа : принята постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795. - URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.

2. Борисова, Н.В. Психологические идеи в творческом наследии И.А. Ильина : дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Борисова. - М., 2009.

3. Ильин, И.А. Наши задачи / И.А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. - Т. 2. - Кн. II. -М., 1993.

4. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Собр. соч. : в 1 0 т. -Т. 1. - М., 1993.

5. Ильин, И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий / И.А. Ильин // Собр. соч. : в 10 т. - Т. 3. - М., 1994.

6. Козлов, А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе: опыт социолого-исторического анализа : дис..... докт. социол. наук / А.А. Козлов. - СПб., 2001.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Взгляд. Размышления. Точка зрения

7. Лутовинов, В. Патриотическое воспитание в военном вузе / В. Лутовинов, В. Карпов. - URL: http://www.cipv.ru/tula/patrio.htm.

8. Маслодудова, Н.В. Роль гуманитарных наук в системе патриотического воспитания обучаемых / Н.В. Маслодудова // Традиции патриотизма в культуре и истории России : сборник материалов научно-практических конференций. - Волгоград, 2008.

9. Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Розанов Василий Васильевич.

10. Савельева, И.М. Обыденные представления о прошлом: теоретические подходы / И.М. Савельева, А.В. Полетаев // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории. - М., 2008.

11. Фролов, Г. Выступление на заседании политического клуба регионального отделения партии "Единая Россия" на тему: "Нужен ли современной России патриотизм?" / Г. Фролов. - URL: http://edinros.er.ru/er/text.shtml?6/7216,100107.

12. Чернышевский, Д. Выступление на заседании политического клуба регионального отделения партии "Единая Россия" на тему: "Нужен ли современной России патриотизм?" / Д. Чернышевский. - URL : http://edinros.er.ru/er/text.shtml?6/7216,100107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.