https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.3.19
Чикаева Татьяна Александровна
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья обосновывает актуальность обращения к проблеме формирования патриотического сознания личности. Утверждается связь между бытием Родины, Отечества и личности. Научная новизна исследования состоит в формулировке основных принципов и определении ключевых средств патриотического воспитания и самовоспитания как процесса формирования патриотического сознания. Выводы автора основываются на понимании Родины и Отечества как духовных категорий, анализе исторических и современных социокультурных тенденций развития, систематизации и результатах философских и научных изысканий. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/972019/3/19.html
Источник Манускрипт
Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 3. C. 97-100. ISSN 2618-9690.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/З/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
УДК 13.130.3 Дата поступления рукописи: 22.01.2019
https://doi.org/10.30853/manuscript2019.3Л9
Статья обосновывает актуальность обращения к проблеме формирования патриотического сознания личности. Утверждается связь между бытием Родины, Отечества и личности. Научная новизна исследования состоит в формулировке основных принципов и определении ключевых средств патриотического воспитания и самовоспитания как процесса формирования патриотического сознания. Выводы автора основываются на понимании Родины и Отечества как духовных категорий, анализе исторических и современных социокультурных тенденций развития, систематизации и результатах философских и научных изысканий.
Ключевые слова и фразы: Родина; Отечество; патриотическое сознание; средства формирования патриотического сознания; личность; патриотическое воспитание; патриотическое самовоспитание.
Чикаева Татьяна Александровна, к. филос. н., доцент
Московский художественно-промышленный институт [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Перспективы существования и развития страны, общества, государства находятся в прямой зависимости от того, какова система ценностей каждой личности, какое место в этой системе занимают категории «Родина» и «Отечество». Патриотическое сознание личности является, следовательно, неотъемлемым условием для обеспечения позитивного существования и развития национального общества и государства. Вместе с тем объективные процессы международной интеграции, социально-культурные и иные условия существования современного общества, открытость информационной среды предопределяют невозможность сохранения в неизменном виде наработанных методов и методик патриотического воспитания. В настоящее время актуализируется задача философского обоснования основных его принципов, выявления наиболее значимых средств патриотического воспитания и самовоспитания, соответствующих современному уровню развития общества. Попытку решения данной задачи предполагается осуществить в настоящей статье. Исходной предпосылкой авторской концепции формирования патриотического сознания личности является понимание Родины как объективного духовного объекта, порождающего духовное и материальное бытие человека, социальной группы [27, с. 29]. Данная дефиниция преодолевает недостаток упрощения или идеологизации классических определений категории «Родина» как «места зарождения, происхождения чего-либо» или как «страны, в которой человек родился и гражданином которой он состоит» [22, ст. 1370]. При соединении Родины с творческой деятельностью личности, социальной группы образуется Отечество, одним из основных признаков которого является наличие социально-политических границ. «Отечество возникает там, где народ образует и поддерживает политический субъект, отделенный, независимый от других субъектов мировой политики и равный им по качеству выполняемых функций» [28, с. 109]. Бытие личности, социальной группы, Родины и Отечества, следовательно, взаимосвязаны.
Являясь духовными объектами, Родина и Отечество отражаются в сознании человека и ассоциируются с материальными и духовными образами. Одним из ключевых таких образов является государство, соответствующее ряду требований. Очень важно понимать как то, что государство не является единственным образом Родины, так и то, что деятельность государственного управленческого аппарата недопустимо отождествлять с целями, задачами и функциями Родины и Отечества. Вместе с тем поддержка действий власти может быть объективно направлена на содействие развитию Отечества и его граждан. В этой связи для развития общества, сохранения многообразия векторов культурного развития важно, чтобы каждая личность обрела свою Родину, то есть сформировала патриотическое сознание в результате патриотического воспитания и самовоспитания.
Важнейшей предпосылкой для утверждения принципов патриотического воспитания и самовоспитания должно стать верное мировоззренческое понимание категории «патриотизм» как любви к Родине. Объяснение понятию «любовь» дано С. Л. Франком: «Любовь не есть просто субъективное чувство... В предмете любви многое может нам не нравиться, сознаваться как недостаток - от этого мы не перестанем его любить, и забота о благе любимого связана со многими страданиями и волнениями. Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого. Любовь есть, таким образом, благоговейное религиозное восприятие конкретного живого существа, видение в нём некоего божественного начала. Всякое истинная любовь. есть, по самому её существу, религиозное чувство» [25, с. 317]. К этой точке зрения присоединяется И. А. Ильин, обращающий особое внимание на недопустимость подмены патриотизма как любви «склонностью» или «предпочтением» [11, с. 263]. В этом случае личность обретает свою Родину, свою святыню, формирует устойчивое патриотическое сознание, которое невозможно разрушить внешними воздействиями. Тезис об этом утверждает и М. О. Меньшиков, когда пишет: «.перед действительно родною Родиной спасовал бы самый яркий космополит, но что прикажете делать, если духовная Родина у него не только Россия, но и древняя Греция, и Рим, и немецкие книжки, и еврейские газеты» [16, с. 25].
Преодолению препятствий на пути формирования патриотического сознания способствует следование следующим принципам патриотического воспитания и самовоспитания. Во-первых, патриотическое воспитание и самовоспитание должно идти непрерывно, системно, так, чтобы, согласно словам Н. Я. Данилевского, формировалось и поддерживалось сознательное чувство народности [7, с. 86-87], в противовес вспышкам патриотизма как реакции на внешние раздражители. Во-вторых, патриотическое воспитание и самовоспитание должно быть деятельным. Необходимо всегда помнить о том, что патриот - «это не только любитель Отечества, но и ревнитель о его благе» [6, с. 23]. В-третьих, невозможно сформировать патриотическое сознание вне лона национальной культуры, без обращения к выработанной ею ценностям и целям. На наш взгляд, следует согласиться с тезисом В. К. Захарова, что нельзя «устойчиво возбудить любовь к родине без обращения к другим бытийным и исконным скрепам» [9, с. 28]. С таким доводом перекликается вывод А. Н. Вырщикова и М. Б. Кусмарцева о том, что попытки рассмотрения Отечества или Родины, в иной, например западной системе ценностей, приводят только к деактивации патриотического сознания [4, с. 4]. В-четвёртых, необходимо воздействовать как на когнитивную, так и на эмоциональную сферу сознания личности. Обязательным является испытание субъектом патриотического сознания положительных эмоций. В-пятых, патриотическое воспитание и самовоспитание не допускает пренебрежительного, некорректного обращения с информацией, её умалчивания. В-шестых, патриотическое воспитание должно осуществляться как нравственное воспитание и быть направлено на формирование и поддержание мировоззренческих принципов существования личности и социальной группы в обществе. Важно, чтобы личность осознала то, что патриотизм относится к общечеловеческим ценностям, не отрицает, а поддерживает, развивает их. В-седьмых, патриотическое воспитание может быть успешным только при условии, что оно одновременно является и самовоспитанием. Заключительный, восьмой принцип формирования патриотического сознания состоит в том, что воспитательное воздействие должно быть ненавязчивым, недопустимы лицемерие и постановочность. Патриотическое воспитание и самовоспитание должны стать неотъемлемой частью формирования и развития личности, частью поиска ею цели и направления развития себя, своей социальной группы, общества.
Содержание понятий «Родина», «Отечество», «патриотизм» предопределяет качества средств воспитания и самовоспитания патриотизма, которые должны в совокупности отвечать критериям сакральности, идейности и практичности [3, с. 137-138]. К ним, на наш взгляд, необходимо отнести всё то, что формируется и актуализирует информационную среду, способствующую обретению Родины личностью. Патриотическое сознание не может быть сформировано усилиями извне, это, прежде всего, результат осознанной духовной деятельности самой личности, внешние же воздействия могут только ускорить или затормозить данный процесс.
Значимость вопроса о средствах формирования патриотического сознания привела к тому, что он является предметом изучения не только педагогики, но и философии. И. А. Ильин, проявляющий особую заботу о судьбе России, называет следующие средства такого воспитания: язык, песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство [12, с. 202-208]. С учётом современной действительности мы можем дополнить предложенный список, указав в качестве средств формирования патриотического сознания философию, законодательство, пространственно-предметную среду, игры, труд, повседневное поведение значимых лиц. Одновременно следует отметить, что и дополненный список не будет являться исчерпывающим.
Анализ потенциала некоторых средств формирования патриотического сознания позволяет сделать следующие выводы. Одним из ключевых мест по распространению, эффективности будет язык. Такое заключение следует из того, что язык не просто является одним из образов Родины, он представляет собой ту среду, где личность впервые встречается с понятиями «Родина», «Отечество», «патриотизм». Язык, следовательно, рождает смыслы и их понимание. Церковно-славянский словарь не отделяет любовь к Родине от любви к православной вере и русскому языку [18, с. 11]. С этим согласуется высказывание И. А. Ильина о том, что «не любить его (язык), не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу Родину» [Цит. по: 20, с. 426]. На важность изучения языка, его понимания обращает внимание М. В. Ломоносов [15]. Аналогичной позиции придерживаются К. Д. Ушинский [1, с. 56] и П. И. Ковалевский [13]. Знание, творческое использование родного языка и литературы рассматривает в качестве средства патриотического и нравственного воспитания Д. С. Лихачев [14]. В наше время Р. Ш. Хасанов и А. Т. Степанищев признают литературу одним из наиболее эффективных средств воспитания патриотизма [26, с. 120].
С отечественными мыслителями соглашаются и зарубежные коллеги. М. Биллиг видит в языке одно из ведущих средств патриотического воспитания, поскольку патриотическая риторика формирует образ Родины в сознании личности, что ведёт к формированию особой патриотической модели поведения, когда личность переживает успехи своей Родины и угрозы ей как свои собственные [2, с. 44-45].
Другим ведущим средством формирования патриотического сознания является история и историческое образование. С. С. Уваров обоснованно относит преподавание истории к делам государственной важности [23, с. 204]. Объективно-ценностное изучение истории ведёт к осознанию достижений своего народа в качестве общечеловеческих ценностей, к обретению Родины как духовной субстанции. Если же картина, складывающаяся при изучении отечественной истории, безрадостная, если «у них была Реформация, а у нас нечесаный поп Аввакум... Там - римляне, у русских же - Чичиковы», то не будет ничего странного в том, что, по замечанию В. В. Розанова, у личности появится желание ниспровергнуть существующий строй и уничтожить своё Отечество [19, с. 499]. О важности исторического образования для формирования патриотического сознания, актуализации образов Родины говорят С. И. Гессен [21, с. 43], П. И. Ковалевский [13], а также современные
исследователи, например, Д. С. Лихачёв [14] и С. В. Гузенина [5, с. 57]. Мы можем сделать вывод о том, что история и её философское объяснение оказывают непосредственное влияние на мировоззрение личности, формирование и актуализацию её ценностной системы, где Родина и Отечество занимают место святынь.
Средством формирования патриотического сознания может быть признана национальная система права, так как содержащиеся в ней нормы составляют модель поведения патриота. Ряд исследователей, например А. К. Чудаев, развивая данную мысль, приходят к выводу о том, что патриотизм надо рассматривать не только как нравственное чувство, но и как гражданско-правовую обязанность [29, с. 83]. Система национального законодательства позволяет вовлечь личность в ту среду, которая будет способствовать обретению её Родины в духовно-нравственном акте. Защита Отечества является конституционной обязанностью граждан Российской Федерации, и достаточное количество молодых людей меняют своё отношение к Родине после её прохождения.
Также значимым средством формирования патриотического воспитания является окружение человека в повседневной жизни, бытовое поведение других людей, прежде всего, взрослых. С. В. Гузенина указывает, что «большое влияние на детей оказывают и конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни: бережное отношение к семейному альбому, любовь к книгам, театру, кино, музыке, что способствует привитию бытового патриотизма» [5, с. 54].
Особое место среди средств формирования патриотического воспитания занимают искусство и дизайн, поскольку они являются оптимальными средствами формирования картины мира, воздействующей на когнитивную и эмоциональную сферы сознания личности. Рассуждая об искусстве, исследователи приходят к такому выводу: «Представляя в художественно-образной и ценностно-ориентированной форме фрагменты окружающей действительности, оно заставляет переживать предлагаемую ситуацию» [8 с. 89]. Образ Родины, формируемый и актуализированный в искусстве, не отделяет личность от Родины, не схематизирует знание о ней, её сущности. В художественном образе, благодаря эстетическому аспекту, передаются ключевые характеристики Родины как сакральной ценности. Дизайн как деятельность по художественному проектированию образа вещи соединяет возможности искусства с повседневной жизнью человека, акцентирует внимание на том, что образ Родины, формируемый в языке, истории, искусстве, не есть нечто показательное, особое, что он является реальностью обычной жизни, ценности Родины и её образов окружают человека постоянно, способствуя его развитию и совершенствованию. Нельзя не признать того, что пространственно-предметная среда является одним из существенных факторов, воздействующих на мировоззрение личности.
В качестве ещё одного средства формирования патриотического сознания необходимо назвать игру. Известно, что игра занимает особое место в становлении личности, её социализации. Пренебрежение к игре как чему-то несерьёзному недопустимо. В отношении ребёнка игру необходимо признать в качестве неотъемлемого средства патриотического воспитания. К такому выводу приходят С. Ю. Иванова и В. И. Лутовинов [10, с. 268],
0. Н. Умярова, Н. С. Шеховцова, О. В. Абдуллаева [24, с. 111].
Е. Л. Яковлева справедливо понимает игру как один «из интересных элементов повседневного мира, помогающий высветиться, в том числе, национальной идентичности и образу Родины» [30, с. 165]. Она поддерживает концепцию, согласно которой «в детстве игра оказывается мощным инструментом воспитательно-образовательного процесса», объединяющим теорию и практику, «помогающим не только открыть мироздание, но и познать свое Я - его возможности и интенции» [Там же, с. 166]. В итоге посредством игры, несущей в себе воспитательно-образовательный потенциал, ребенок может сформировать позитивный образ Родины, приобрести знания об истории и культуре своего народа, а значит, и цели патриотического воспитания будут достигнуты.
Наиболее оптимальным, широко применимым средством деятельностного патриотического воспитания является созидательный труд. Мы полностью можем согласиться с точкой зрения М. О. Меньшикова о том, что посредством труда осуществляется связь личности и Отечества, формируются условия неприемлемости равнодушного или негативного отношения к Родине и Отечеству, осознания личностью собственной значимости [17, с. 34].
Таким образом, социально-философская дефиниция Родины и Отечества как духовных объектов, понимание патриотизма в соответствии с традициями отечественной философской мысли, анализ современных социально-культурных условий формирования патриотического сознания позволяют сформулировать и обосновать принципы патриотического воспитания и самовоспитания и указать актуальные в настоящее время средства формирования патриотического сознания личности. Отличительной чертой всех рассмотренных средств является их направленность на актуализацию позитивного образа Родины, которая в этом процессе обретается личностью как собственная индивидуальная сакральная ценность, святыня, что обеспечивает диалектическое единство личностных, общественных и государственных целей и интересов. Применение конкретных средств патриотического воспитания и самовоспитания зависит от объективной историко-культурной обстановки, качеств личности, уровня её знаний и сформированности патриотического сознания.
Список источников
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1990. 608 с.
2. Биллиг М. Повседневное напоминание о Родине / пер. с англ. А. Смирнова // Логос. 2007. № 1 (58). С. 34-68.
3. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы /
под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.
4. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Теоретические основания инновационного развития патриотического воспитания в регионе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2015. № 3 (98). С. 4-10.
5. Гузенина С. В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности // Вестник Тамбовского университета. Серия «Общественные науки». 2015. № 1 (1). С. 53-59.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Т. 3. П - Р. 576 с.
7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Известия, 2003. 607 с.
8. Жидков B. C., Соколов К. Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб.: Алетейя, 2001. 633 с.
9. Захаров В. К. Можно ли отвлечённо возбудить любовь к Родине // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции (г. Москва, 21 апреля 2017 г.) / ред. Т. А. Чикаева и др. М.: МХПИ, 2017. С. 22-28.
10. Иванова С. Ю., Лутовинов В. И. Современный российский патриотизм. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. 320 с.
11. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию: сочинения. М.: Эксмо, 2008. 912 с.
12. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. 400 с.
13. Ковалевский П. И. Русский национализм и национальное воспитание в России. СПб.: Потаённое, 2005. 228 с.
14. Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский фонд культуры, 2006. 336 с.
15. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М.: Фонд поддержки экономического развития стран СНГ, 2009. 479 с.
16. Меньшиков М. О. Как воскреснет Россия? Избранные статьи. СПб.: Русская симфония, 2007. 672 с.
17. Меньшиков М. О. Письма к русской нации. М.: Изд-во журнала «Москва», 2000. 560 с.
18. Полный церковно-славянский словарь / сост. протоирей Г. Дьяченко. Репринтное воспроизведение издания 1900 г. М.: Издательский отдел Московского патриархата, 1993. 1120 с.
19. Розанов В. В. Уединенное: в 2-х т. М.: Правда, 1990. Т. 2. 712 с.
20. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 512 с.
21. Сиземская И. Н., Новикова Л. И. Идеи воспитания в русской философии. XIX - начало XX века. М.: РОССПЭН, 2004. 271 с.
22. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000. Т. 3. 1424 ст.
23. Уваров С. С. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 720 с.
24. Умярова О. Н., Шеховцова Н. С., Абдуллаева О. В. Воспитание патриота и гражданина своей родины // Вестник научных конференций. 2016. № 2 (6). Ч. 3. С. 111-112.
25. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 511 с.
26. Хасанов Р. Ш., Степанищев А. Т. К вопросу о культуре патриотизма // Военный академический журнал. 2016. № 1 (9). С. 114-130.
27. Чикаева Т. А. Дефиниция понятия Родины // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II Международной научной конференции (г. Москва, 20 апреля 2018 г.) / ред. Т. А. Чикаева и др. М.: МХПИ, 2018. С. 25-31.
28. Чикаева Т. А. «Отечество» как философская категория // Вестник Омского университета. 2018. № 2. С. 105-111.
29. Чудаев А. К. Патриотизм как гражданско-правовая обязанность личности перед государством // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. С. 81-84.
30. Яковлева Е. Л. Детские национальные игры татар и образ Родины // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II Международной научной конференции (г. Москва, 20 апреля 2018 г.) / ред. Т. А. Чикаева и др. М.: МХПИ, 2018. С. 165-168.
PERSONALITY'S PATRIOTIC CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT
Chikaeva Tat'yana Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Moscow Art-Industrial Institute umoi@rambler. ru
The article substantiates the topicality of addressing the problem of a personality's patriotic consciousness development. Connection between the existence of the Native Land and the Home Country and a personality is affirmed. Scientific novelty of the research is in the formulation of the basic principles and the definition of the key means of patriotic education and self-education as a process of patriotic consciousness development. The author's conclusions are based on the Native Land and the Home Country understanding as spiritual categories, the analysis of the historical and modern socio-cultural trends of development, systematiza-tion and results of philosophical and scientific research.
Key words and phrases: Native Land; Home Country; patriotic consciousness; means of patriotic consciousness development; personality; patriotic education; patriotic self-education.