Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПОДРОСТКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / VALUE ORIENTATIONS / MENTAL RETARDATION / ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната. Полученные результаты, позволили разработать рекомендации по планированию дальнейшей воспитательной работы в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ORIENTATIONS OF TEENAGERS WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT EDUCATED IN THE CONDITIONS OF A SANATORIUM BOARDING SCHOOL

The article considers the results of an empirical study of the value orientations of adolescents with mental retardation who study in a sanatorium boarding school. The results obtained made it possible to conclude that the structure of value orientations of adolescents with ZPR is related to the motivational and need sphere.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

УДК: 37.013.77

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

ГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

Педагогика

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ САНАТОРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Аннотация. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната. Полученные результаты, позволили разработать рекомендации по планированию дальнейшей воспитательной работы в образовательной организации.

Ключевые слова: ценностные ориентации, задержка психического развития, подростки с задержкой психического развития.

Annotation. The article considers the results of an empirical study of the value orientations of adolescents with mental retardation who study in a sanatorium boarding school. The results obtained made it possible to conclude that the structure of value orientations of adolescents with ZPR is related to the motivational and need sphere.

Keywords: value orientations, mental retardation, adolescents with mental retardation.

Введение. За последние годы среди обучающихся воспитанников разнопрофильных образовательных учреждений увеличивается число лиц с отклонениями в развитии. Количественно группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) является самой большой по сравнению с любой другой детской группой с отклонениями в развитии [3].

Ценностные ориентации современных подростков с ЗПР имеют свои особенности, как по содержанию, так и по темпу, и времени формирования. Сформированность или несформированность ценностно-смысловой сферы влияет как на особенности межличностного взаимодействия, так и в целом на процесс социализации (В.П. Валиева, Т.Н. Матанцева [2, 5]).

В современных условиях для данной категории школьников большое значение имеет такое их взаимодействие с окружающими людьми, в ходе которого обеспечивалось бы установление позитивных отношений, общения, что в свою очередь будет детерминировать процесс формирования у подростков социально-адекватных норм и ценностей общества [6].

Изложение основного материала статьи. Ценности, как основа мировоззрения и ядро мотивации, жизненной активности, перспективы и «философии жизни», обеспечивают устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов человека (А.В. Кирьякова [4]).

В исследованиях (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн) подчеркивается то, что подростковый возраст наиболее «сензитивен», благоприятен для формирования ценностных ориентаций. Этот период развития личности характеризуется становлением мировоззрения, самосознания, работа которого проявляется в стремлении подростка подойти к себе с позиций, декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей [1, 8].

Цель экспериментального исследования состояла в выявлении особенностей ценностных ориентаций подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях санаторной школы-интерната.

Исследование было проведено на базе «Санаторной школы-интерната № 4» г. Оренбурга. Участники исследования - 25 подростков в возрасте 15-16 лет.

В диагностике были использованы следующие методики: «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», «Ценностные ориентации» М. Рокича [7].

Результаты, полученные по методике «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» представлены на рисунке 1.

14 12 10 8 6 4 2 0

-

7 , 37 . .7 , 38 , 6 7 , 6 884 .7, 2

--5,8 ■ 6,2-'—

3,063,5

3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

■ ЗПР 1

0

Рисунок 1. Средние показатели количества выборов утверждений по группе

Утверждения: 1. Добиться признания и уважения; 2. Иметь теплые отношения с людьми; 3. Обеспечить себе будущее; 4. Зарабатывать на жизнь; 5. Иметь хороших собеседников; 6. Упрочить свое положение; 7. Развивать свои силы и способности; 8. Обеспечить себе материальный комфорт; 9. Повышать уровень мастерства и компетентности; 10. Избегать неприятностей; 11. Стремиться к новому и неизведанному; 12. Обеспечить себе положение влияния; 13. Покупать хорошие вещи; 14. Заниматься делом, требующем полной отдачи; 15. Быть понятым другими.

Данные рисунка 1 свидетельствуют, что для подростков экспериментальной группы высокие показатели имеют утверждение «быть понятым другими» (10,0), «стремиться к новому и неизведанному» (8,8), «обеспечить себе материальный комфорт» (8,6).

В данной группе утверждений установлены и некоторые различия. Так, более высокие значения получены в группе подростков с ЗПР по утверждениям «Покупать хорошие вещи» (10,5) и «Обеспечить себе положение влияния» (8,4).

В группу низкой значимости все участники исследования включили утверждения «Добиться признания и уважения» (3,06) и «Иметь хороших собеседников (3,0). К этой же группе подростки с отклонениями в развитии относят утверждение «Иметь теплые отношения с людьми» (3,5) и «Покупать хорошие вещи» (10,5).

Проанализируем количественные показатели степени удовлетворенности для подростков по блокам потребностей: материальные, социальные, в безопасности, признании и самовыражении.

Средние показатели блоков потребностей по группам респондентов свидетельствуют об их неудовлетворенности. У школьников с ЗПР установлена следующая последовательность неудовлетворенности блоков потребностей - материальные (26,9), в самовыражении (23,2), в признании (19,1), социальные (18,5) и далее потребность в безопасности (16,4).

Полученные данные свидетельствуют о том, что все участники исследования испытывают потребность в понимании, принятии и признании сверстниками и взрослыми, для них актуален поиск сфер самореализации. Кроме того, неудовлетворенность потребностей социальных и в признании может свидетельствовать о наличии проблем в межличностных отношениях подростков, как со сверстниками, так и взрослыми.

Представленные данные характерны для данной возрастной группы, когда у подростков возникают относительно постоянные личностные интересы, которые характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Потребность в их удовлетворении обусловливает активность, школьники стремятся к поиску различных сфер активной деятельности для приложения своих сил, однако отсутствие возможностей для самореализации приводит к самовыражению в деятельности, не всегда в социально одобряемых формах.

Как мы отмечали ранее, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к самой себе.

Ранжирование ценностей по методике М. Рокича, последовательность их предпочтений позволило определить блоки высоко значимых (1-3 ранговые места), значимых (4-6 ранговые места), нейтральных (7-12 позиции), низко значимых (13-15 позиции), незначимых (16-18 ранговые места).

Проанализируем данные респондентов, представленные на рисунке 3.

счастливая семейная^жн'шь | | |

наличие хороших н верных друзей . ! материально обеспеченная жшнь . |

красота природы н искусства i i

активная деятельная д;нзнь__|_|_|_|___

-. 0 3 6 9 12 15 18 21

ЗПР I высокозначимые нейтральные низкозначимые

Рисунок 3. Ранговые места терминальных ценностей

Рассматривая ценности, принятые как нравственные ориентиры в формировании и реализации жизненной стратегии, участники нашего исследования в группе высоко значимых ценностей выделяют абсолютно принимаемые ценности-цели: здоровье, счастливая семейная и материально обеспеченная жизнь.

Как видим, отмечается наивысший уровень принятия ценности «здоровье». Однако следует подчеркнуть, что значимость ценности «здоровье» чаще носит декларативный характер. Ценность здоровья связана не столько с наличием заболеваний у подростков или боязнью перед возможностью заболеть, сколько со стремлением не быть слабее других. Здесь — ориентация на возможность противостояния и самоутверждения.

Не осмысливая проблемы своего физического состояния, подростки, как правило, не в полной мере осознают ответственность за свое здоровье, недооценивают роль собственной активности в его укреплении и сохранении, а при выраженной демонстрации стремления к взрослости, уже курят и употребляют алкогольные напитки и др.

Для подростков с ЗПР более значима ценность «любовь» - она занимает 5 ранговое место. Ценность «свобода, как независимость в действиях и поступках» у испытуемых занимает 11 ранговое место.

Стремление к независимости, актуализация проблем, связанных с интимно-личностной сферой, увеличивают субъективную оценку ценности «любовь». Эмоциональные переживания, связанные с этим, являются достаточным условием для популярности в группе сверстников. На этом фоне вполне объяснимо выглядит предпочтение сфер счастливая семейная и материально-обеспеченная жизнь. Возможно, это связано и с повышением ценности семьи, как для общества, так и для личности. Наличие родного дома,

отсутствие материальных затруднений - это то, что обеспечивает человеку психологический комфорт, чувство безопасности и самоценности.

Это можно объяснить фактом некоторой депривации - школьники с ЗПР, проживая в школе-интернате, испытывают недостаток и потребность в поддержке и любви со стороны родных и близких. Однако из-за отсутствия возможности каждый день быть в семье, достаточно много времени проводят со сверстниками, проявляется стремление сохранить имеющихся друзей и желание иметь более надежных, верных. Они уже чаще отдают предпочтения в общении не со всеми, а с избранными. Отношения с избранниками носят интимно-личностный характер, становятся более теплыми, открытыми и доверительными. Подростки дорожат возможностью иметь близкого человека, с которым приятно, надежно и легко. Подобная привязанность сохраняется достаточно продолжительное время и, отчасти, восполняет ограничения родительской любви.

В группе значимых ценностей - «познание» (4 ранговое место). У подростков с ЗПР видим некоторую неуспокоенность в отношении к учебе, но это, на наш взгляд лишь декларация, стремление создать образ социальной желательности. При соотнесении с такими ценностями как развитие, активная и продуктивная жизнь, творчество, занимающих соответственно 10, 13, 14 и 17 ранговые места, можно видеть отсутствие серьезных намерений на изменение жизни, собственной активности при этом. Это ведет к неадекватному осознанию своего будущего, росту самомнения и пренебрежения к другим, поэтому необходимость направить усилия образования на преодоление инертности — сложнейшая, но и важнейшая задача.

Среди незначимых ценностей, которые, на наш взгляд, не осознаются или понимаются узко подростками с ЗПР - «развлечения» (17 ранговое место) и «творчество» (18 ранговое место).

В данной выборке ценность «общественное признание» занимает 12 место, а на 16 позиции в экспериментальной группе ценность «красота природы и искусства».

Обнаружены некоторые противоречия, установленные по результатам двух методик. Так, для подростков, имеющих нарушения в развитии ценность общественного признания является нейтральной, в то же время данная потребность является неудовлетворенной (Средний балл 19,1). Школьники с отклонениями в развитии нуждаются в том, чтобы окружающие видели и признавали их успехи и достижения, что, на наш взгляд, подтверждает наличие проблем в межличностных отношениях подростков, как со сверстниками, так и взрослыми.

Обратим внимание, что в исследуемой выборке мало абсолютно преобладающих ценностей, что свидетельствует о разноречивости потребностей подростков данной категории. Как видим, при ранжировании ценностей наблюдается широкий разброс данных.

Обратимся к анализу инструментальных ценностей (ценностей-средств), приведенных на рисунке 4.

Средствами достижения значимых целей для подростков с ЗПР являются «высокие запросы», «твердая воля», «самоконтроль», «независимость», «жизнерадостность», «образованность» (соответственно 1-6 ранговые места).

Среди незначимых ценностей-средств «эффективность в делах», «честность», «рационализм», «широта взглядов», «ответственность», «терпимость» (соответственно 13-18 ранговые места).

Как видим, по выборке респондентов в группу значимых отнесена только одна ценность «жизнерадостность» и имеет сближенные показатели (4 ранговое место), тогда как к группе незначимых участники исследования включили ценности «терпимость» (15 ранговое место), «рационализм» (16 ранговое место), «эффективность в делах» (17 ранговое место), «чуткость» (18 ранговое место).

Итак, как видим, обнаружены явные противоречия между стремлением к счастливой и материально обеспеченной жизни, интересной работе и низкой активностью в ее обеспечении.

Для респондентов с задержкой психического развития характерно выраженное стремление к независимости, уходу от контроля со стороны взрослых, что является свидетельством проявления ярко выраженной характерной для этого возрастного периода эмансипации. Для них не имеют особой важности владение хорошими манерами, как условия и способы вхождения, принятия и общественного признания в группах значимых лиц.

У этих подростков не актуализирована потребность в активной жизненной позиции, не сформирована выраженная готовность и ответственность за свои дела, поступки, принятые решения и их последствия, что свидетельствует о наличии противоречий в ценностно-смысловой сфере.

Обостренное чувство справедливости, непонимание собственной ответственности, отсутствие обязательств за происходящее, нежелание прилагать особые усилия для пользы других, пассивная жизненная

¡жрста взглядов

~ 17 /'образсватсапь яшжотржъ'"- 15 - 'атветстаечность ращокспизм

Рисунок 4. Ранговые места инструментальных ценностей

позиция, создают у учащихся в период ранней юности своеобразную глухоту, вызывает раздраженную и негативную реакцию на данные понятия. Это можно рассматривать и как бессознательное вытеснение актуальной и болезненной темы ответственности.

Таким образом, налицо проявление возрастного феномена нравственного инфантилизма. Можно предположить, что оно подтверждает неготовность подростков с ЗПР к самостоятельной жизни, в том числе в будущей профессиональной сфере, низкий уровень их морально-психологической зрелости.

Выводы. Полученные результаты, позволили сделать вывод о том, что структура ценностных ориентаций подростков с ЗПР связана с мотивационно-потребностной сферой, которая обусловлена неудовлетворенностью в первую очередь, реально осознаваемых ими материальных потребностей. Другие потребности понимаются узко, либо только в контексте обеспечения комфорта и достижения личного благополучия.

Для системы ценностных ориентаций как нравственных ориентиров в формировании и реализации жизненной стратегии для подростков с ЗПР характерно выделение абсолютно принимаемых ценностей-целей: здоровье, счастливая семейная и материально обеспеченная жизнь. В группе значимых - ценности «познание» и «любовь».

У подростков с ЗПР высокие запросы, стремление к счастливой и материально обеспеченной жизни, интересной работе не обеспечиваются осознанием необходимости и проявления личной активности, личной ответственности в их обеспечении, без реализации которых никогда не добиться высокой эффективности в делах. Такие личностные качества как честность, непримиримость к недостаткам к себе и других, чуткость, смелость в отстаивании своих взглядов отнесены к группе нейтральных ценностей. Скорее всего, это обусловлено условиями общественного воспитания вне семьи, при котором подростки приспосабливаются к любой ситуации, так как всё обеспечивают взрослые и, во избежание проявления подростками возможных неадекватных поступков, не всегда приветствуется вклад воспитанников.

При этом значимость ценности «здоровье» чаще носит декларативный характер, связывается с ориентацией на возможность противостояния и самоутверждения.

Обнаружены явные противоречия, когда значимость ценностей-целей не соотносится с ценностями -средствами, что свидетельствует о незрелости социального опыта, незавершённости процесса смыслообразования личности подростков, что может привести к нарушениям социальной регуляции поведения, при котором «хочу» превалирует над «буду» и «надо».

Подростки, ориентированы на социальное одобрение и поддержку, обнаруживают достаточно высокую эмоциональную чувствительность, общительны, открыты во взаимодействии с взрослыми и сверстниками, доверчивы. Однако, даже при доминировании потребностей и ориентаций на индивидуальную самореализацию, им не свойственны целеустремленность и упорство, стремление к максимальному использованию своих возможностей и способностей, При этом отмечается излишняя самоуверенность, соперничество и независимость, некоторая холодность и нормативность по отношению к другим, которые являются барьерами при взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о наличии противоречий в ценностно-смысловой сфере, о выраженном проявлении возрастного феномена нравственного инфантилизм, что подтверждает неготовность подростков с задержкой психического развития к самостоятельной жизни, в том числе в будущей профессиональной сфере, низкий уровень их морально-психологической зрелости.

Это потребует дополнительных усилий образовательного учреждения (школы-интерната) по преодолению инертности в воспитательной работе, других формах взаимодействия со школьниками с ЗПР по формированию ценностных ориентаций.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации для педагогического коллектива школы-интерната для дальнейшей работы. Необходим поиск адекватных форм воспитательной и психологической работы с подростками с ЗПР, направленной на осознание самоценности, самовосприятия, самопринятия, самоуважения и самовыражения собственной индивидуальности. Кроме того, необходимо предусмотреть использование современных психолого-педагогических технологий по актуализации потребности школьников в понимании внутреннего мира другого человека, принятии его как ценности и индивидуальности, формировании толерантного отношения к окружающим, умения общаться с ними доброжелательно и конструктивно.

При планировании воспитательных мероприятий в школе необходимо предусмотреть формы работы, предоставляющие подростку с ЗПР возможность совершать выбор разных социальных позиций, свободный переход от одной деятельности к другой, так как только смена социальных позиций является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Московский психо-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

2. Валиева, П.В. Психологические аспекты социализации в условиях задержанного психического развития [Текст] / В.П. Валиева // Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2006. -№24. - С. 162-167.

3. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной - М.: Педагогика, 1984. - 256 с.

4. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография [Текст] / А.В. Кирьякова. - Оренбург: Южный Урал, 1996. - 188 с.

5. Матанцева, Т.Н. Особенности ценностных ориентаций подростков с задержкой психического развития [Текст] / Т.Н. Матанцева // Вестник Вятского университета. - 2009. - №2 (3). - С. 168-172.

6. Насибуллина, А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Д. Насибуллина. - Оренпечать, 2017. - 110 с.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие [Текст] / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах, 2019. - 672 с.

8. Фельдштейн, Д.И. Психология современного подростка [Текст] / Д.И. Фельштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.