4. Панов В.И. Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов // Материалы V Международной научно-практической конференции «Человек - Образование - Профессия». 6-8 июля 2009г. М.: ПИРАО, МГППУ, 2009. С. 34-38.
5. Подласый И.П. Педагогика: учебник. 2-е изд., доп. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. 574 с. (Основы наук).
6. Пороговый уровень. Русский язык. Т. 1. Повседневное общение. Т. 2. Профессиональное общение. Страсбург, Совет Европы Пресс, 1996.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.
8. Сальников Н.Л., Бурухин С.Б. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. 2008. №2. C. 3-11.
9. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1992.
References
1. ICT and Educational Quality: Associated Schools of the Future: Proceedings of the International Conference of UNESCO IITE and UNESCO Associated Schools (April 26-27, 2011.). Kazan University Management «TISBI», 2011. 276 p. ISBN 978-5-93593-145-2
2. Kuzovlev V.P., Kosheleva A.O., Kareva, N.V. Design of differentiated group learning technology in high school: a training manual / V.P. Kuzovlev, A.O. Kosheleva, N.V. Kareva, under the total. Ed. OfA.O. Kosheleva - Elec: YSU of I.A. Bunin, 2010. 119 р.
3. Nazarov M.M. Mass communication in the modern world [Text] analysis methodology and practice of research / M. Nazarov. 2nd ed., Rev. Moscow: URSS, 2002. 239. (Library of the series «Specialized courses in sociological education»).
4. Panov V.I. The role of arts education in the training of technicians / / Proceedings of the V International scientific-practical conference «Man - Education - Occupation.» July 6-8, 2009. M. Piran MGPPU 2009. Pp. 34-38.
5. Podlasy I.P. Pedagogy: the textbook. 2nd ed., Ext. Moscow: Publishing Yurayt; Foreign Yurayt, 2011. 574 p. - (Science Basics).
6. The threshold level. Russian language. Volume 1 - Everyday communication. Volume 2 - Professional communication. Strasbourg, Council of Europe Press, 1996.
7. Raven J. Competence in modern society. Identification, development and implementation. Moscow, 2002.
8. Salnikov N.L., Burukhin, S.B. The reform of higher education: the concept of the new educational model / / Higher Education in Russia. 2008. № 2. Рр. 3-11.
9. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax. Moscow, 1992.
УДК 376.42
UDK 376.42
Е.В. ДЬЯКОВА
старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета Е-шаИ:ка1уа^уакоуа@шаИги
E.V. DYAKOVA
senior lecturer of the chair "Psychology and Education TechnologyandSpecial Education" Orel State University E-mail:[email protected]
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ И НАВЫКОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
STUDY OF THE PROBLEM OF SELF-AWARENESS AND SELF-PRESENTATION SKILLS OF YOUNGER TEENAGERS WITH MENTAL RETARDATION
Статья посвящена постановке проблемы становления личности подростков с задержкой психического развития, в частности проблемы формирования самосознания и навыков самопрезентации в период школьного обучения. Раскрыто понятие самопрезентации, предложены методики, направленные на ее изучение.
Ключевые слова: подростки с задержкой психического развития, самосознание, самопрезентация.
The article is devoted to the formulation of the problem offorming the personality of younger teenagers with mental retardation, in particular the problems of forming self-awareness and self-presentation skills during schooling. The concept of self-presentation is identified; the technique aiming at studying it is proposed.
Keywords: younger teenagers with mental retardation, self-awareness, self-presentation.
Современные подходы к школьному обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевают, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного развития личности уча-
© Е.В. Дьякова © E.V. Dyakova
щихся: познания школьниками своих индивидуальных характеристик; возникновения интереса к своей жизни и стремления выражать или презентовать себя; развития потребности в признании и потребности воплотить
Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 5 - no. 55. 2013
в жизнь свой личностный потенциал.
Сложившиеся же традиционные системы воспитания и обучения фактически не содержат в себе специальных методов и приемов, направленных на развитие вышеобозначенных личностных характеристик учащихся подросткового возраста.
Подростковый возраст - это, с одной стороны, возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я, а с другой -возраст социализации, врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей. И обе эти линии развития реализуются на фоне общей личностной нестабильности.
Проблема становления личности особенно затрагивает подростков с задержкой психического развития, у которых нарушения развития психической сферы, сочетаясь с межличностными взаимодействиями и влияниями условий обучения и воспитания, приводят к ее качественным своеобразиям. Эти своеобразия проявляются в специфических особенностях самосознания и трудностях представления своего Я окружающим, т. е. самопрезентации.
В широком смысле, самопрезентация определяется как комплекс способов и стратегий представлений себя окружающим (Ф.Артур, 2003). Это вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. (В.С. Агеев, 1987).
Помимо термина «самопрезентация» (self-presentation) в англоязычной литературе употребляются в качестве синонимов понятия: impression management - управление впечатлением, social performance - социальное представление, self-salience - самоподача.
В узком смысле, самопрезентация - это акт самовыражения и поведения человека, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам. Самопрезентация в этом случае рассматривается как умение подростка подать себя в новой для него обстановке, в новых условиях пребывания, в новом окружении. Слова «сам», «само» употребляются для придания особой важности личной деятельности. Мы рассматриваем самопрезентацию как один из важных аспектов социальной адаптации подростка. Наряду с развитием способности подростка к адаптации усиливается его стремление к самопрезентации, самоутверждению, т.е. к различным стратегиям «Я».
Задача самопрезентации решается подростком часто спонтанно в незначимых ситуациях, в значимых ситуациях характерно регулирование самопрезентации (исходя из умений и индивидуальных особенностей подростка).
Независимо от характера процесса (стихийный, регулируемый), самопрезентация формирует у подростка определенный уровень ожиданий, стиль взаимоотношений, является средством воздействия на окружающих. Самопрезентация предполагает следование подростком культурным образцам поведения как наиболее адекватным вариантам реагирования на те или иные обстоятельства общения.
При самопрезентации важное значение имеют социальные ожидания, связанные с образом «Я» и образом «Другого».
Самопрезентация способствует демонстрации представлений о себе на основе социально и культурно принятых способов поведения. Помимо коммуникативной направленности, она способствует более полному осознанию ребенка представлений о самом себе, т.к., по определению Л.С. Выготского, именно знаково-символическое опосредование позволяет перевести во внутренний план, т.е. сделать осознаваемым личностью, знаковый опыт.
В то же время, решая задачу самопрезентации, подросток вырабатывает стереотипы поведения, которые влияют на стиль самопрезентации. Выбранный стиль является неосознанным отражением ценностей и самоотношения.
Стиль самопрезентации может включать набор индивидуальных средств самовыражения (в том числе одежда, манеры, мимика, клише словесные, манера общения).
Необходимость в самопрезентации возникает в случаях знакомства с интересными людьми /друзьями/, с новыми людьми в компании друзей, общения с должностным лицом/преподавателем/ начальником, общения с одноклассниками, коллегами, при сдаче экзамена, приеме на работу и т.п.
Российский исследователь Л.М. Митина включает самопрезентацию (в интерпретации автора - «самоподачу себя другим») в описание основных функций педагогического общения наряду с информационной (обмен информацией между учителем и учениками познавательного и эмоционально-оценочного характера); социально-перцептивной (дает возможность педагогу и учащимся воспринимать друг друга, устанавливать тот или иной уровень взаимопонимания и взаимопринятия на основе задействования механизмов эмпатии (сочувствия, сопереживания)); интерактивной (обмен образами, идеями, действиями, навыками, опытом); аффективной (эмоциональная стимуляция, «разрядка», облегчение, ощущение психологического комфорта). По мнению психолога, самопрезентация является значимой функцией и помогает в самовыражении всем участникам педагогического процесса.
Изучение особенностей самосознания и самопрезентации учащихся с ЗПР является остро актуальной проблемой в связи с возрастающей потребностью поиска причин и механизмов трудностей организации межличностного взаимодействия в подростковом коллективе и социальной дезадаптации подростков с ЗПР.
У учащихся изучаемой категории нет представлений об адекватных способах предъявления себя, они неуравновешенны в поведении, недисциплинированны, с преобладанием процессов возбуждения (О.К.Агавелян, И.А. Конева, Т.Н. Матанцева и др.). Все это создает трудности для построения адекватного межличностного взаимодействия с окружающими.
Для исследования особенностей самосознания и самопрезентации в психологической практике широко
используются метод свободного самоописания (устно или письменно), беседу, проективные методики и метод наблюдения.
Для проведения нашего исследования были отобраны следующие методики:
1. Самопрезентация:
• модифицированная методика «Расскажи о себе» (изучение вербальной самопрезентации - оценивается характер и представленность в самопрезентации различных компонентов Я; способ самоописания (через физические характеристики, способности, умения, обладание вещами и т. д.); соотношение когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов) [3];
• модифицированная методика «Нарисуй себя» А. А. Реана (невербальная самопрезентация) [3];
• наблюдение (используемые тактики самопрезентации: внешний вид, манеры, поведение, речевые характеристики).
2. Самосознание:
• тест установок личности на себя «Кто Я?» М.Куна, Т. Макпартлэнда (выявляет вербальные представления о себе) [2];
• проективная методика «Незаконченные предложения» в модификации И.А. Коневой (отражает глубинные неосознанные слои опыта и самопознания) [1];
• техника репертуарных ранговых решеток в модификации И.А. Коневой (выявляет систему значимости тех или иных представлений о себе, влияющих на поведение человека) [1];
• методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [4].
Изучение особенностей самопрезентации учащихся с ЗПР позволит наметить пути преодоления трудностей в их личностном развитии и социальной адаптации, предупредить дезадаптацию детей данной категории и возникновение у них асоциального поведения.
Библиографический список
1. Конева И.А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. 2004. №1. С. 22-25.
2. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология /Сост. Г.М. Андреева. М., 1984. С.180-188.
3. Панасенко К.Е. Особенности самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития // Дис. ... канд.психол. наук. М.: РГБ, 2005.
4. Прихожан А.М. Анализ содержания образа «Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей / Отв. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. М., 1982. С.137-158.
References
1. Koneva I.A. The problem of late differential diagnosis of intellectual underdevelopment and mental retardation // Special psychology. 2004. № 1. Pр. 22-25.
2. Kuhn M., Makpartlend T. Empirical research facilities of personality on yourself / /Modern foreign social psychology / Comp. G.M. Andreeva. M., 1984. Pр.180-188.
3. Panasenko K.E Peculiarities of representation of preschool children with speech disorder // Dis. ... candidate of psychological Sciences. Moscow: Russian State Library, 2005.
4. Prihozhan AM The content analysis of the image of "I" in late adolescence among students in regular school and a boarding school / / Age characteristics of children's mental development / Ed. I.V. Dubrovina, M.I. Lisina. M., 1982. Pр.137-158.