Научная статья на тему 'Содержание образа «я» учащихся с нарушением интеллектуального развития на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту'

Содержание образа «я» учащихся с нарушением интеллектуального развития на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
870
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ И ПОДРОСТКИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ / ВЕРБАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОБРАЗ «Я» / САМОХАРАКТЕРИСТИКИ / IMAGE «I» / JUNIOR TEENAGERS WITH AN INTELLECTUAL EXCALATION / SELF-PRESENTATION / SELFDESCRIPTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дьякова Е. В.

В статье представлен анализ экспериментального изучения одного из аспектов вербальной самопрезентации школьников с интеллектуальным недоразвитием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выявлены отличительные черты образа «Я» учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF THE IMAGE «I» OF STUDENTS WITH IMPAIRED INTELLECTUAL DEVELOPMENT IN THE TRANSITION FROM PRIMARY SCHOOL TO ADOLESCENCE

In the article the analysis of experimental study of self-presentation of self-character is presented junior teenagers with an intellectual excalation by comparison to normally developing coevals. The author allowed distinguishing features of the image «I» of junior teenagers with an intellectual excalation.

Текст научной работы на тему «Содержание образа «я» учащихся с нарушением интеллектуального развития на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту»

Е.В. ДЬЯКОВА, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета Тел. 8 9155019583,41-76-67 (дом.);[email protected]

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗА «Я» УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО К ПОДРОСТКОВОМУ ВОЗРАСТУ

В статье представлен анализ экспериментального изучения одного из аспектов вербальной самопрезентации школьников с интеллектуальным недоразвитием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Выявлены отличительные черты образа «Я» учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Ключевые слова: младшие школьники и подростки с интеллектуальным недоразвитием, вербальная самопрезентация, образ «Я», самохарактеристики.

Осознавая себя как самостоятельную личность, имеющую индивидуальные физические, психические свойства и качества, а также занимающую определенную социальную позицию, с возрастом человек приобретает способность структурно оформлять в речи представление о себе и самопрезентовать личность для окружающих. Самопрезентация направлена на создание определенного впечатления о себе у партнеров по общению, ее содержание отражает реальность представления человека о себе.

От особенностей формирования у человека представлений о себе и способности их самопрезентации во многом зависит его успешность в построении социального взаимодействия с окружающими.

Актуальность презентирования себя рассматривается уже на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, поскольку в этот период происходят качественные изменения в сфере самосознания детей, возрастает потребность поиска причин трудностей организации межличностного взаимодействия в коллективе подростков и их социальной дезадаптации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слобод-чиков, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.).

Особое значение проблема самопрезентации имеет для решения задач адаптации и социализации школьников с нарушениями интеллекта.

Выявлено, что у учащихся данной категории существует разрыв между их представлениями о себе и способами презентации своего «Я» окружающим. И.А. Конева отмечает, что у учащихся с интеллектуальной недостаточностью не выявляется субъективной активности в плане самопознания, наблюдается недоразвитие рефлексии, а самохарактеристики привязываются к конкретным ситуациям [3]. Н.Л. Белопольская с соавторами указывают на наличие у умственно отсталых школьников нарушений различных типов идентификации: именной, возрастной, половой, телесной [ 1]. Ч.Б. Кожалиева подчеркивает, что при изучении образа «Я» у подростков с нарушением интеллекта выделяются качественные отличия от нормально развивающихся сверстников, проявляющиеся в оценке своих внешних физических и внутренних лич© Е.В. Дьякова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ностных качеств и опирающиеся чаще всего на мнение значимых взрослых [2].

При этом у учащихся изучаемой категории нет представлений об адекватных способах предъявления себя, они неуравновешенны в поведении, недисциплинированны, с преобладанием процессов возбуждения (Н.Л. Коломинский, 1971; Ч.Б. Кожа -лиева, 1995). Все это создает трудности для построения адекватного межличностного взаимодействия с окружающими.

Изучение особенностей самопрезентации учащихся с нарушением интеллекта позволит наметить пути преодоления трудностей в их личностном развитии и социальной адаптации, предупредить дезадаптацию детей данной категории и возникновение у них асоциального поведения.

В данной статье представлены краткое описание и результаты экспериментального изучения презентации образа «Я» учащихся с интеллектуальным недоразвитием в сравнении с нормально развивающимися сверстниками на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту с помощью теста установок личности на себя «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд) [4].

Метод свободных самоописаний является традиционным методом изучения образа «Я» детей и подростков.

Полученные данные обрабатывались с помощью контент-анализа, который предполагает проведение типологизации ответов и подсчета количества самохарактеристик. Последнее отражает общий уровень самопрезентации.

Проводя контент-анализ, мы полагали, что ко -личество самохарактеристик может свидетельствовать об уровне развития процессов самопрезентации, а их тематика - о содержании вербальной самопрезентации. При анализе мы ориентировались на соотношение следующих категорий:

- объективные (социальные и поведенческие самохарактеристики): подросток описывает себя с точки зрения половозрастной принадлежности, своих социальных ролей, статусов и поступков;

- субъективные (мотивационные самохарактеристики): подросток описывает себя с точки зрения личностных черт, интересов и увлечений, эмоций, установок и желаний, самооценки.

Соотношение этих категорий позволяет характеризовать субъективную активность школьника в плане самопознания и свидетельствует об определенном уровне развития рефлексивности, так

как объективные самохарактеристики констатируют очевидное, «внешние» особенности образа «Я», а субъективные раскрывают скрытые тенденции, его «внутреннюю картину».

Также нами проводился контент-анализ следующих категорий Я-образа:

1) физическое «Я» (характеристики внешности, физические качества);

2) биологическое «Я» (биологическая принадлежность: человек, ребенок; половая принадлежность: мальчик, девочка и т.д.);

3) деятельное «Я» (интересы; характеристика своих действий и поступков, самооценка деятельности);

4) социальное «Я» (принадлежность к определенной социальной группе, социальный статус);

5) рефлексивное «Я» (характеристики собственных личностных качеств - индивидуальное «Я»; характеристики своих желаний и предпочтений - ценностное «Я»);

6) отраженное «Я» (характеристики себя через описание других).

Предметом оценки в ходе эксперимента являлась речевая продукция детей разных категорий, отражающая особенности процесса самовосприятия.

Объем выборочной совокупности детей составил 120 испытуемых в возрасте 10-12 лет. В исследовании принимали участие четыре группы учащихся, включающие в себя по 30 учеников МОУ № 1 и № 14 г. Орла. Первая группа - 30 детей общеобразовательной школы с нормальным психическим развитием в возрасте 10-11 лет, вторая группа - 30 детей общеобразовательной школы с нормальным психическим развитием в возрасте 11 -12 лет, третья группа - 30 детей с интеллектуальным недоразвитием в возрасте 10-11 лет, четвертая группа - 30 детей с интеллектуальным недоразвитием в возрасте 11 -12 лет.

В медико-педагогической документации учащихся с интеллектуальным недоразвитием имелись заключения о наличии умственной отсталости. По данным медико-психолого-педагогической комиссии, 70% нашей выборки составляли подростки с легкой умственной отсталостью (неосложненная олигофрения). У 30% подростков состояние осложнялось соматической ослабленностью, нейродинамическими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

Мы сопоставили результаты, полученные в группах учащихся с нормальным психическим

развитием и интеллектуальным недоразвитием.

В возрасте 10-11 лет у учащихся с нормальным развитием и интеллектуальным недоразвитием отмечается преобладание объективных самоописаний в образе «Я». Например: «Мне 11 лет», «Я помогаю своей маме», «Я умею кататься на роликах», «Слушаю тяжелую музыку», «Я учусь в школе» и т.п. Нормально развивающиеся школьники активны в процессе самопознания, дают максимальное количество характеристик себя. У школьников с нарушением интеллекта на данном возрастном этапе еще не наблюдается интенсивного развития самопознания, так как не отмечается даже субъективной активности в познании другого. Процесс презентации образа «Я» учащихся с нарушением интеллекта характеризуется как недостаточно динамичный и трудно вербализуемый. Их ответы представлены в малом количестве, стереотипны.

Испытуемые 10-11 лет часто характеризуют себя через успешность в учебной деятельности, что характерно для младших школьников. Однако выраженная субъективная активность в процессе самоописания свидетельствует о том, что учащиеся пятого класса находятся на этапе перехода в подростковый период своего развития.

Процентное соотношение количества детей, использовавших ответы разных категорий (К), и доля ответов каждой из категорий от возможного количества ответов (%) отражены на рисунке 1.

100-.

90---------------------------------------

80 70 60 % 50 40 30 20 10 0

У 1 гз. ГА

1

2 3 Ът> 1

ш3

уч-ся с НПР

уч-ся с УО

5 - ценностное «Я»;

6 - индивидуальное «Я»;

7 - отраженное «Я».

1 - социальное «Я»;

2 - биологическое «Я»

3 - физическое «Я»;

4 - деятельное «Я»;

Рисунок 1

Содержание образа «Я» у учащихся 10-11 лет с нормальным психическим развитием и умственной отсталостью

Как видно из рисунка, у школьников с нормальным психическим развитием ведущими в процессе создания образа себя являются характеристики деятельного, социального и ценностного «Я» (напр., «дочь», «сын», «ученик», «учащаяся 5-го класса» «школьник (ца)», «россиянин», «люблю смотреть телевизор», «играю в футбол», «люблю музыку слушать», «мне нравится хорошо одеваться» и др.). Их наличие в образе «Я» является возрастной особенностью и необходимой предпосылкой становления зрелого образа «Я» в более старшем возрасте.

У школьников с нарушением интеллекта ведущими категориями являются деятельное (54,93%) и социальное «Я» (26,76%). Образ себя школьники с интеллектуальной недостаточностью чаще воспринимают в связи с какой-либо конкретной деятельностью. Такое большое количество ответов по данной категории свидетельствует о низкой способности к анализу и вербализации ценностных, индивидуально-типологических качеств своей личности. Количество самохарактеристик деятельности превышает таковое у школьников с нормальным психическим развитием, но их качество достаточно низкое, отмечается тенденция к стереотипизации ответов. Например, «помогаю маме», «помогаю воспитателю», «помогаю учительнице», «помогаю убираться», «люблю гулять», «гуляю с мамой», «гуляю с другом» и др.

В группе учащихся с нормальным развитием личностные диспозиции, характеризующие предпочтения, желания и собственные личностные качества подростка (рефлексивное «Я»), составили 33,75%: «добрый», «бываю злой», «веселый», «смелый», «решительный», «честный», «ответственный», «обаятельная», «дружелюбная» и др. При интеллектуальном нарушении данная категория составила 15,13%. Среди них не было ни одного суждения, четко характеризующего свой образ «Я»: «люблю математику», «не люблю рано вставать», «люблю шоколад» и др.

В возрасте 10-11 лет описание своих физических характеристик не является типичным как для учащихся с нормальным развитием, так и для учащихся с нарушением интеллекта (1,41% и 2,46% соответственно). Ответы, характеризующие биологическое «Я», т.е. принадлежность к определенному полу и роду, составили 0,53% и 0,7% в каждой группе.

Рассмотрим результаты выполнения данной методики в группе подростков 11 -12 лет.

В обеих группах испытуемых преобладающим аспектом образа «Я» остается объективный аспект, т.е. характеристики социального, физического, деятельного «Я». Субъективные категории представлены в меньшей степени.

По сравнению с предыдущей возрастной группой характеристики учащихся с нормальным психическим развитием стали более сжатыми и более эмоционально сдержанными, редко упоминается «Я»: «молодой человек», «будущий защитник отечества», «бизнесмен», «ученица» и т.д.

В группе учащихся с интеллектуальной недостаточностью появляется категория отраженного «Я» (1 ,26%) («мама меня очень любит»).

Процентное соотношение количества детей 11 -12 лет, использовавших ответы разных категорий (К), и доля ответов каждой из категорий от возможного количества ответов (%) отражены на рисунке 2.

100-.

90--------------------------------------

80--------------------------------------

70--------------------------------------

60--------------------------------------

% 50 40 30 20 10 0

ЬтґГНІЬ

уч-ся с НПР

1 - социальное «Я»;

2 - биологическое «Я»;

3 - физическое «Я»;

4 - деятельное «Я»;

уч-ся с УО

5 - ценностное «Я»;

6 - индивидуальное «Я»;

7 - отраженное «Я».

Рисунок 2

Содержание образа «Я» у учащихся 11 -12 лет с нормальным психическим развитием

Как видно из рисунка 2, у подростков с нормальным развитием в образе «Я» преобладают социальные (53,02%) и индивидуальные (20,21%) характеристики. Это в 1,7 раза больше, чем в предыдущей возрастной группе. При этом большинство ответов детей затрагивает перспективы своего «Я», т.е. они «видят» себя в будущем: «хочу стать бизнесменом», «буду психологом», «Анфиса Чехова», «стану анестезиологом» и т.д. На тре-

тьем месте оказались описания ценностного «Я» (11,9%).

Процентное значение деятельного «Я» сократилось в 3 раза и составило 9,84%. Мы предполагаем, что на этом возрастном этапе конструирование своего образа с помощью описания действия, поступков и предпочтений уже не является актуальным для школьников по сравнению с промежутком в 10-11 лет.

У подростков с нарушением интеллекта в данном возрасте преобладают деятельные (35,87%) и ценностные (25,45%) самохарактеристики. Описание себя через успешность в учебной деятельности роднит их с младшими школьниками. Преобладание этих характеристик в подростковом возрасте свидетельствует о низкой способности к анализу и вербализации других качеств, не связанных с какой-либо конкретной деятельностью (люблю, нравится, хочу), трудностях выделения индивидуально-типологических качеств своей личности.

Личностные характеристики отмечаются в 15,03% ответов, они по-прежнему стереотипны, но их увеличение в данном возрасте говорит о начале активного усвоения характеристик, даваемых подросткам извне. Наиболее часто встречались такие описания: «хороший (ая)», «хорошая подруга», «хорошая ученица»; «добрый (ая)», «не злой», «не злюсь» и др. Такого рода желаемые характеристики собственного «Я», не несущие какой-либо конкретной информации, свидетельствуют о недостаточной дифференцированности и когнитивной сложности самопрезентации подростков изучаемой категории. Отмечается низкий уровень критичной оценки себя.

На этапе 11 -12 лет физические самоописания по-прежнему остаются в меньшинстве в обеих группах испытуемых, несмотря на то, что в этот возрастной период интерес к своей и чужой внешности становится очень актуальным. Мы можем предположить, что здесь наблюдается стремление не акцентировать внимание окружающих на данной категории своего «Я».

Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем отметить, что у учащихся с нарушением интеллектуального развития на этапе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту не формируется соответствующий возрасту уровень развития способности к вербальной самопрезентации, образ «Я» отличается сте-

реотипностью, аморфностью и отсутствием суще- организации соответствующей коррекционно-раз-

ственных возрастных изменений. Все это требует вивающей работы.

Библиографический список

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М., 1999.

2. Кожалиева Ч.Б. Особенности становления образа «Я» у умственно отсталых подростков: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1995.

3. Конева И.А. К проблеме поздней дифференциальной диагностики интеллектуального недоразвития и задержки психического развития // Специальная психология. - 2004. - № 1. - С. 22-25.

4. Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой [Тексты]. - Издательство Московского университета, 1984.

E.V. DYAKOVA

CONTENT OF THE IMAGE «I» OF STUDENTS WITH IMPAIRED INTELLECTUAL DEVELOPMENT IN THE TRANSITION FROM PRIMARY SCHOOL TO ADOLESCENCE

In the article the analysis of experimental study of self-presentation of self-character is presented junior teenagers with an intellectual excalation by comparison to normally developing coevals. The author allowed distinguishing features of the image «I» of junior teenagers with an intellectual excalation.

Key words: junior teenagers with an intellectual excalation, self-presentation, image «I», selfdescriptions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.