Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ И ВЫПУСКНОМ КУРСАХ В ВУЗЕ'

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ И ВЫПУСКНОМ КУРСАХ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОПРОС / ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Маргарита Валентиновна, Зайцева Елена Львовна, Гурьянова Татьяна Юрьевна

В статье представлена ценностная ориентация обучающихся высшего образования в середине 2022-2023 учебного года на выборке из 188 обучающихся из ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Исследование было проведено на основе анонимного опроса по списку ценностей, предложенному авторами исследования. Целью исследования было выявление ценностной ориентации обучающихся с разных курсов обучения, но получающих образование в одном учебном заведении. С точки зрения главной ценности все группы обследованных обучающихся одинаково позиционировали семейную безопасность. Результирующие параметры теста показали статистическую значимость в предпочтениях ценностей, доказывая, что годы, проведенные в университете, оказывают значительное влияние на позиционирование ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Маргарита Валентиновна, Зайцева Елена Львовна, Гурьянова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF THE FIRST AND FINAL YEARS STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article is the author’s take on the value orientation of students of higher education in the middle of the 2022-2023 academic year on a sample of 408 students from the I.N. Ulyanov Chuvash State University. The study was conducted on the basis of an anonymous survey on the list of values proposed by the authors. The purpose of the study was to identify the value orientation of students from different years of study. All groups of surveyed students equally positioned family security as the principal value. The resulting test parameters showed statistical significance in value preferences, proving that the years spent at the university have a significant impact on the positioning of values.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ И ВЫПУСКНОМ КУРСАХ В ВУЗЕ»

информации на нескольких компьютерах, которые не имеют единого сервера. Иными словами, блокчейн - цепочка блоков, распределенная база данных. Отличительной особенностью базы данных, которая основана на технологии блокчейн -информацию, которая в ней хранится нельзя подделать или изменить. В повседневной жизни технология распределенных реестров уже давно используется в осуществлении онлайн-платежей. В системе образования уже на протяжении нескольких лет блокчейн технология применяется при проведении Единого Государственного Экзамена. По словам министра просвещения С.С. Кравцова данная технология позволяет обеспечивать безопасное хранение информации о результатах экзамена.

Еще один вид технологий, которые получили распространение относительно недавно - технологии виртуальной и дополненной реальности (VR и AR). Основная цель использования данных технологий - создание реалистичных виртуальных миров, расширение физического пространства жизни человека, с помощью созданных цифровыми устройствами и программами элементов.

Чаще всего данные технологии используются в ходе иммерсивного (вовлеченного) обучения. Обучение, как правило, включает в себя использование специализированных очков или шлема, которые позволяют попасть в виртуальные миры. Чаще всего такие технологии используются на уроках биологии, химии, истории. Обычно уроки проходят в игровой форме. При применении данных технологий значительно повышается уровень вовлеченности и интереса к обучению.

В профессиональном образовании технологи виртуальной и дополнительной реальности позволяют смоделировать реальные ситуации на производстве и отработать навыки их решения.

Выводы. По итогам проведенного исследования необходимо отметить, что сегодня компьютер - универсальный инструмент в работе со всеми возможными видами информации. Сквозные технологии и созданные для работы с ними программы позволяют открыть новые способы и методы обработки информации и обучения [8]. Преподавателям и обучающимся в скором времени придется поменять уже сложившееся взгляды на образовательный процесс с учетом уже начавших своё распространение новых цифровых инструментов. Опыт, приобретенный во время дистанционного обучения в 2020 году, говорит о том, что мы еще пока находимся на начальной стадии цифровизации образовательной среды. Динамика процесса цифровизации только набирает обороты и в ближайшее время нас ждет еще больше изменений.

Литература:

1. Гаирбекова, П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России / П.И. Гаирбекова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - №. 2. - С. 65-65

2. Козлова, Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 1.

3. Курылёва, О.И. Опыт внедрения цифровых технологий при реализации образовательной программы при подготовке учителя будущего / О.И. Курылёва, А.О.Егорова. - Нижний Новгород, 2022.

4. Микиденко, Н.Л. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения / Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева // Профессиональное образование в современном мире. - 2021. - Т. 11. - №. 1. - С. 23-34

5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. - Дата доступа: 24.12.2022 г.

6. Плотников, Д.М. Тренды развития сквозных технологий в образовании в контексте реализации цифровой экономики в России / Д.М. Плотников //Современное педагогическое образование. - 2021. - №. 3. - С. 13-17

7. Плужникова, Н.Н. Цифровизация образования в период пандемии: социальные вызовы и риски / Н.Н. Плужникова // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20. - №. 1. - С. 15-22

8. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 2 (10).

Педагогика

УДК 378.4

кандидат филологических наук, доцент Емельянова Маргарита Валентиновна

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); кандидат филологических наук, доцент Зайцева Елена Львовна Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Гурьянова Татьяна Юрьевна

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (г. Чебоксары)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПЕРВОМ И ВЫПУСКНОМ КУРСАХ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье представлена ценностная ориентация обучающихся высшего образования в середине 2022-2023 учебного года на выборке из 188 обучающихся из ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Исследование было проведено на основе анонимного опроса по списку ценностей, предложенному авторами исследования. Целью исследования было выявление ценностной ориентации обучающихся с разных курсов обучения, но получающих образование в одном учебном заведении. С точки зрения главной ценности все группы обследованных обучающихся одинаково позиционировали семейную безопасность. Результирующие параметры теста показали статистическую значимость в предпочтениях ценностей, доказывая, что годы, проведенные в университете, оказывают значительное влияние на позиционирование ценностей.

Ключевые слова: ценности, ценностная ориентация, обучающиеся, опрос, проблемы образования.

Annоtation. The article is the author's take on the value orientation of students of higher education in the middle of the 2022-2023 academic year on a sample of 408 students from the I.N. Ulyanov Chuvash State University. The study was conducted on the basis of an anonymous survey on the list of values proposed by the authors. The purpose of the study was to identify the value orientation of students from different years of study. All groups of surveyed students equally positioned family security as the principal value. The resulting test parameters showed statistical significance in value preferences, proving that the years spent at the university have a significant impact on the positioning of values.

Key words: values, value orientation, students, survey, problems of education.

Введение. Жизнь предполагает постоянное взаимодействие между личностью и окружающей средой. Такое взаимодействие начинается с рождения и продолжается в детстве и юности. Для выполнения социальных ролей на протяжении всей своей жизни индивид развивает способности и овладевает рядом навыков, которые он считает или не считает ценными для себя. Именно ценности позволяют судить об уникальности общества. В рамках социализации,

характеризующейся различными процессами (от просто общения до получения специальных профессиональных знаний) бывает трудно разграничить ценности и ценностные ориентации общества и отдельного человека. При осуществлении образовательного процесса преподаватели, по большей части, действуют в соответствии с предписанными правовыми нормами, вместе с тем деятельность преподавателей основана на уже устоявшихся нормах, которые не относятся к правовым, а представляют собой традиции или обычаи, устои. Вместо того чтобы быть принудительными, эти нормы нацелены на достижение общего социального блага. Такие нормы регулируют отношения индивида с окружающей средой с помощью системы ценностей, продвигаемой в определенном социокультурном контексте, с одной стороны, и через систему личных убеждений, которая определяет поведение и действия индивида во всей их полноте, с другой стороны. В современных обществах время от времени возникает «кризис» ценностей, характеризующийся напряженностью или конфликтом отношений между обществом и индивидом в некоторых сферах жизни. Невозможно достичь универсальной иерархии ценностей, так как, например, взрослые устанавливают определенную иерархию ценностей, создавая для себя как-бы точку опоры.

Анализ определений ценностей показывает, что существует более четырехсот различных определений ценностей и множество точек зрения для их классификации [1]. Невозможность создать универсально приемлемое определение ценности возникла как из-за разногласий в терминологии в различных обществах и на разных языках, так и из-за различного понимания термина «ценность» в разных науках (каждая наука исходит из своей собственной области изучения и применяет концепцию ценности в этом контексте). Несоответствия в определении термина «ценность» также возникают из-за позиции некоторых ученых, которые считают, что ценности именно из-за их изменчивости сопротивляются любым попыткам определения и размещения в общепринятых рамках.

Одна из теорий ценностей основана на классификации, данной М. Рокичем, который определяет ценности как тип убеждений, которые, будучи усвоены, становятся стандартом или критерием для поведения индивида. Согласно М. Рокичу, ценности разделяются на две группы: 1) ценности-цели, под которыми подразумеваются состояния, которых индивид хочет достичь и сохранить (терминальные ценности), и 2) ценности-средства, которые представляют предпочтительный способ достижения целей (инструментальные ценности) [5].

Ценности - это убеждения о том, что важно, как для отдельного человека, так и для общества в целом. Они могут быть неявными или эксплицитными (заявленными напрямую). Ценности помогают нам решать, что правильно или неправильно, хорошо или плохо. Современные ценности включают свободу, равенство, индивидуализм, демократию и уважение к другим. Однако эти ценности разделяются не всеми культурами, например, в традиционных обществах коллективизм (главенство потребностей группы над потребностями индивида) может быть более важным, чем индивидуализм [4]. В данной статье ценности понимаются как убеждения, руководящие поведением индивида, в частности, обучающегося, получающего образование в системе высшего профессионального образования. Учитывая, что на формирование ценностей влияют, помимо индивидуальных факторов, социально-исторические факторы и социальные факторы, нас интересовала система ценностей у студентов разных курсов, что определило цель исследования: установить различия в позиционирование ценностных ориентаций обучающихся с разной длительностью пребывания в университете. В дополнение к концептуальному определению ценности мы попытались концептуально определить ценностные ориентации, несмотря на то, что некоторые авторы не проводят различия между ценностями и ценностными ориентациями: ценностные ориентации - это набор общих и постоянных ценностей, ориентированных на решение экзистенциальных проблем посредством общих действий и поведения индивидов в различных ситуациях. Ценностные ориентации включают в себя убеждения, установки и принципы для формирования ценностной ориентации, в том числе педагогическую ориентацию, и, следовательно, оказывают влияние на поведение человека в образовательном процессе. Однако, несмотря на определенный уровень разнообразия в определениях ценности и ценностной ориентации, в теоретических исследованиях, как правило, выделяются два центральных элемента, которые формируют основу ценностной ориентации - личность отдельного человека и общество, определяемое конкретными духовными, культурными, технологическими и идеологическими характеристиками. Сумма индивидуальных ценностных ориентаций дает картину актуальных социальных ценностных ориентаций в данный момент времени, благодаря чему можно выделить ценности как жизненные цели человека и как инструмент для достижения жизненных целей человека (инструментальные ценности).

Цель исследования определила постановку следующих задач: установить статистически значимую разницу в предпочтении ценностей (жизненных целей) обучающихся первого и выпускного курсов. Отправной точкой была нулевая гипотеза, т.е. принадлежность обучающихся к первому или выпускному курсу не влияет на ценностную дифференциацию обучающихся, так как сам факт обучения в одном и том же учебном заведении уже является источником формирования ценностных ориентаций. Актуальность исследования определяется неисследованностью ценностных ориентаций современной российской молодежи, испытывающей на себе огромное количество изменений мирового значения (споры о ненужности Болонской системы образования, начало СВО, изменения государственных границ России в 2022 г. и т.д.).

Исследовательская выборка включала 188 обучающихся первого и четвертого курсов историко-географического факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Обучающиеся были разделены на две группы: а) 1 курс - 120 человек; б) 4 курс - 68 человек. Зависимыми переменными исследования были ценностные ориентации.

Существует много различных способов измерения ценностных ориентаций. Наш список был составлен на основе методики М. Рокича «Ценностные ориентации» [5], однако авторы не стали разделять ценности на терминальные и инструментальные, так как разделение на ценности-цели и ценности-средства очень условное и относительное, в методике М. Рокича используются вопросы, относящиеся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), а ценностные ориентации в любом случае складываются в систему поведения индивида. Кроме того, методика М. Рокича неоднократно адаптировалась [1]. В процессе выбора определенных ценностей испытуемые руководствовались исключительно своими личными убеждениями.

Обучающимся было предложено проранжировать ценности из списка, предложенного авторами исследования, по следующей инструкции: «Вам предлагается список из 16 ценностей. Проранжируйте их по порядку значимости для Вас, то есть самой важной Вы присваиваете номер 1 и т.д., так что под номером 16 будет идти ценность, наименее значимая для вас».

Комфортная жизнь

Увлекательная и богатая событиями жизнь

Безопасность вашей семьи

Свобода

Счастье

Внутренняя гармония

Любовь

Безопасность в стране

Мир на планете

Всеобщее равенство перед законом

Удовольствия

Самоуважение

Настоящая дружба

Мудрость

Чувство того, что вы достигли поставленной цели

Признание вас в обществе

Данные были обработаны путем вычисления среднего арифметического, после чего был определен ранг каждого значения на основе относительного порядка ожидаемых значений. Все исследование проводилось анонимно, с указанием только курса обучения и было проведено в начале второго семестра 2022-2023 учебного года. Полученная в результате исследования иерархия ценностей была разделена на три равные группы: первостепенные, значимые (места с 1 по 3); индифферентные, безразличные (4-12); отвергаемые, незначимые (13-16 места иерархии).

Изложение основного материала статьи. Наше намерение состояло в том, чтобы определить, есть ли различие в предпочтении ценностных ориентаций среди обучающихся начального и выпускного курсов. Межгрупповой анализ должен был показать влияние жизненного и профессионального опыта (если таковой имеет это влияние) на ценностный профиль обучающихся в отношении позиционирования исследуемых ценностей.

Полное соответствие можно было наблюдать в позиционировании ценности семейной безопасности (в обеих группах безопасность семьи на 1 месте). Подобный результат доказывает, что семья как ситуационный фактор по-прежнему является основным убежищем индивида, безопасным местом для удовлетворения личных потребностей, самым безопасным источником эмоциональных, когнитивных и аффективных потребностей, где создаются ключевые условия для удовлетворения жизненных и профессиональных потребностей. Счастье позиционируется обучающимися 1 курса на очень высоком втором месте, в то время как та же самая ценность не имеет такого же значения для обучающихся выпускного курса, которые ставят ее на пятое место. Третья по значимости ценность - любовь, которая занимает четвертое место среди выпускников. В отличие от них, обучающиеся 1 курса ставят любовь на третье место. Когда дело доходит до позиционирования ценностных категорий с тремя самыми низкими рейтингами - захватывающая жизнь, мир на планете и безопасность в стране - полученные результаты показывают, что обучающиеся выпускных курсов, то есть с более обширным жизненным опытом, считают захватывающую жизнь наименее важной, в то время как менее опытные первокурсники ставят ее на тринадцатое место. Мир на планете оценивается по-разному всеми обучающимися, в то время как безопасность в стране оценивается одинаково и выпускниками, и первокурсниками, - 14-е место для выпускных курсов, и 16-е место для первокурсников (самый низкий рейтинг). Таким образом, социальные и универсальные ценности оцениваются как самые низкие всеми группами обучающихся. Согласно полученным результатам, система ценностей этих групп испытуемых была обусловлена продолжительностью их обучения, что опровергает установленную нулевую гипотезу.

Мы сочли интересным провести различие между первой и последней ценностями в каждой группе: самая значимая / самая незначимая (места с 1 по 3); самая безразличная (места с 4 по 12); самая отвергаемая, незначимая (13-16 места иерархии). Сравнивая первые три позиции наиболее часто предпочитаемых ценностей, мы обнаружили идентичное расположение ценностей: безопасность вашей семьи и безопасность в стране (1 место), счастье, любовь, (2 место) чувство того, что вы достигли поставленной цели и настоящая дружба (3 место) между менее опытными и наиболее опытными обучающимися. Полученные результаты соответствуют результатам исследования ценностей, направленного на достижение социальных и личных целей [3]. Самыми незначимыми для обеих групп испытуемых стали (15 место) мудрость и признание вас в обществе и всеобщее равенство перед законом, мир на планете (16 место). Подобные результаты можно интерпретировать в свете общего социального кризиса и социальной неопределенности, когда участие обучающихся в принятии социально значимых решений в принципе сильно ограничено и не может считаться решающим, что было подтверждено в некоторых исследованиях [3]. Наше исследование показывает более высокий уровень предпочтения личностных ценностей социальным и общечеловеческим ценностям, что согласуется с некоторыми другими исследованиями [2].

Выводы. Студенты разных годов обучения руководствуются в своем поведении одинаковыми ценностями. Так, студенты 1 курса ставят на второе место счастье, а студенты выпускного курса - любовь. Следовательно, на протяжении всего периода обучения было выявлено постепенное увеличение значимости личного счастья, любви и счастливой семейной жизни, профессиональной и личностной реализации. Когда речь заходит о главной ценности, все группы опрошенных одинаково позиционируют семейную безопасность и безопасность в стране по отношению к другим исследованным ценностям. В целом ценности с высоким рейтингом влекут за собой мотивацию к удовлетворению основных жизненных потребностей (потребность в личной безопасности и безопасности близких).

Литература:

1. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени / Д.А. Леонтьев. - URL: https://hr-portal.ru/article/da-leontev-cennostnye-predstavleniya-v-individualnom-i-gruppovom-soznanii-vidy-determinanty (дата обращения: 12.02.2023).

2. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

3. Lazar, Z. Measuring social inequality: Comparison of Gini coefficient and Theil index / Z. Lazar. - All in One Conferences. 2015. - Pp. 96-99

4. Nickerson, Ch. Values in Sociology / Ch. Nickerson. - URL: https://simplysociology.com/values-definition-sociology.html (дата обращения: 12.02.2023).

5. Rokeach, M. The nature of human values / M. Rokeach. - Free Press, 1973. - 438 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.